Данная часть исследования направлена на разработку и апробирование экспериментальной работы по развитию ….
Описание опытно-экспериментальной части дипломной работы
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ № 619 Калининского района Санкт-Петербурга. Исследование проводилось в период с 26 января 2017 г. по 26 марта 2017 г. во время практики по ПМ.03 «Классное руководство» и преддипломной практики. В эксперименте принимали участие дети младшего школьного возраста от 9 до 11 лет (18 обучающихся 3 «А» класса).
Прейдем к психологической характеристике данной группы.
Как уже было сказано выше количественный состав группы составлял 18 учеников, посещающих ГПД (они являлись обучающимися 3 «А» класса (классный руководитель Капко Светлана Васильевна). Из них 10 мальчиков и 8 девочек. Возрастной состав группы в целом однородный. Средний возраст группы 10 лет. Большинство учащихся проживают в Калининском районе – там же находится и школа.
Как написать практическую часть курсовой и дипломной. Психологический и педагогический эксперимент.
Все семьи полные и благополучные.
Психическое и физическое здоровье класса находится на высоком уровне. Детей с явными признаками инвалидности или ОВЗ не наблюдается. Однако, есть ребята с проблемной успеваемостью. Но с помощью родителей и учителя идет работа по улучшению учебы этих ребят.
Данное учебное заведение является школой полного дня. Поэтому ученики постоянно ходят на кружки и спортивные секции после уроков. Учебные мотивы на высоком уровне. Учитель умеет заинтересовать детей темой и целью урока. Ученики проявляют высокий интерес к изучению основных предметов.
Дети очень переживают за свои оценки и стремятся постоянно достигать новых высот в обучении.
Дети очень самостоятельны особенно на фоне других классов. Они сами ходят на кружки, посещают занятия внеурочной деятельности, организованностью как на переменах, так и во время уроков. Домашнее задание делается под присмотром классной дамы, так что его выполнение является практически 100%.
Коллектив класса не сформирован окончательно. Явного лидера не выявлено, так как имеется большое количество детей стремящихся на эту позицию. Из-за того, что социальный статус детей практически одинаков, в классе не присутствует конфликта между группами. В основном происходят локальные конфликты.
Дети открыты и крайне доброжелательны. Они всегда поддерживают одноклассников и помогают им во время уроков. Особенно сильно у детей развито чувство справедливости. Они всегда готовы отстаивать свою позицию. Учащиеся хорошо работают в группах и парах.
Результаты работы крайне продуктивны. Однако, есть исключения в виде 2-3 учеников, которые «выпадают» на общем фоне класса. С ними ведется индивидуальная работа.
Родители класса в основном обеспеченные люди. Основные направления воспитания в семье разнообразны. Кто-то стремится к успеху, для кого-то важны чисто успеваемость и правильность поступков ребенка. Взаимоотношения между родителями и детьми хорошие. Несмотря на то, что дети находятся в школе целый день, а родители заняты, они находят время на собрания и совместное времяпрепровождение.
5 Основных ошибок на защите диплома
Определив основные психологические характеристики группы во время практики классного руководства, мы могли скорректировать запланированную нами экспериментальную работу.
Цель эксперимента: изучить влияние использования приёмов изучения исторических фактов во внеурочной деятельности на овладение младшими школьниками методами познания окружающего мира.
В соответствии с целью, нами были сформулированы задачи дипломной работы:
1. Подобрать методики, направленные на выявление уровня сформированности у обучающихся познавательных УУД, отражающих методы познания окружающего мира.
2. Провести начальную диагностику и проанализировать ее результаты
3. Разработать и апробировать систему внеурочных занятий по изучению исторического, событийного материала в начальной школе, направленных на освоение обучающихся методами познания окружающего мира
4. Провести итоговую диагностику и проанализировать ее результаты
5. Сформировать методические рекомендации по изучению исторического, событийного материала во внеурочной деятельности в начальной школе.
Наша дипломная работа состояла из трех этапов:
1 этап — констатирующий эксперимент. На этом этапе были проведены первичные диагностики, направленные на выявления уровня аналитических способностей, а так же уровня логического мышления и направленные, на оценку умения классификации и обобщения информации (эти умения относились к числу познавательных УУД, отражающих методы познания окружающего мира).
2 этап — формирующий эксперимент. На данном этапе проводились внеурочные занятия, направленные на развитие у детей младшего школьного возраста познавательных УУД, отражающих методы познания окружающего мира.
3 этап — контрольный эксперимент. На последнем этапе дипломной работы была осуществлены повторные диагностики, направленные на выявления уровня аналитических способностей, а так же уровня логического мышления и направленные, на оценку умения классификации и обобщения информации.
Нами были выбраны специальные диагностические работы под авторством Зака Анатолия Залмановича, направленные на выявления уровня познавательных способностей учеников: диагностика «Простые аналогии», направленная на выявления уровня аналитических способностей, а так же уровня логического мышления и «Исключение лишнего», направленная на оценку умения классификации и обобщения информации.
Теперь перейдем к описанию диагностики «Простые аналогии» (см. Приложение 1).
Выполнение этого задания требует понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач. Задание адаптировано для исследования испытуемых начальных классов. (от 9 лет)
Инструкция дается в форме совместного решения первых трех задач. «Вот посмотрите, — говорят испытуемому, — здесь написано два слова — сверху лошадь, снизу жеребенок. Какая между ними связь? Жеребенок — детеныш лошади. А здесь, справа тоже сверху одно слово — корова, а внизу пять слов на выбор.
Из них нужно выбрать только одно слово, которое также будет относиться к слову «корова», как жеребенок к лошади, т. е. чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет. теленок. Значит, нужно раньше установить, как связаны между собой слова, написанные слева, и затем установить такую же связь справа.
Разберем еще пример: вот здесь слева — яйцо — скорлупа. Связь такая: чтобы съесть яйцо, нужно снять скорлупу. А справа — картофель и внизу пять слов на выбор.
Инструкция несколько длинновата, но обязательно нужно добиться того, чтобы испытуемый ее хорошо усвоил.
В норме, при соответствующем образовании, исследуемые усваивают порядок решения задач после 2-3 примеров. Если испытуемый, имеющий образование начальных классов, никак не может усвоить задание после 3-4 примеров, это дает основание думать, что его интеллектуальные процессы, по крайней мере, затруднены.
При интерпретации результатов подсчитывается количество правильных и ошибочных ответов, анализируется характер установленных связей между понятиями – конкретные, логические, категориальные, фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у испытуемого – преобладании наглядных или логических форм.
Чаще всего при выполнении этого задания наблюдаются случайные ошибки. Вместо того, чтобы руководствоваться при выборе слова образцом логической связи слева, испытуемый просто подбирает к верхнему слову справа какое-либо близкое по конкретной ассоциации слово из нижних.
Если ребенок затруднялся выполнить задания самостоятельно, мы разбирали одну из групп слов, а затем просили ребенка повторить, как происходил разбор. Если школьник не справлялся и в этом случае, то использовали репродуктивный метод. Например, мы выполняли вместе с ребенком задания, используя наводящие вопросы. После этого мы ребенку предлагали действовать самостоятельно.
Теперь перейдем к описанию диагностики «Исключение лишнего» (автор А.З.Зак) (см.Приложение 2)
Цель данной диагностики — это исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки. Рекомендуется для исследований лиц старше 10 лет (в нашем случае средний возраст испытуемых 10 лет).
Испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».
Если испытуемый справляется с первыми тремя-четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения или верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.
Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.
Методика «Исключение лишнего» позволяет выявить ошибки построения причинно-следственных связей у ребёнка. Такие меры помогут предотвратить более серьёзные отклонения в развитии мышления формирующейся личности.
По всем заданиям мы фиксировали:
— понимание задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в окончательном результате;
— способ выполнения задания (невыполнение, после совместных действий, после показа, самостоятельно);
— результат: точное соответствие образцу взрослого, невыполнение, неточное соответствие.
Прежде чем приступить к обследованию ребенка младшего школьного возраста, мы сначала установили эмоциональный контакт и доверительные отношения с ним, а также обратили внимание на общее состояние учащихся и только после этого предлагали им выполнить задания.
После проведения диагностических работ, направленных на выявления уровня аналитических способностей, а так же уровня логического мышления и направленные, на оценку умения классификации и обобщения информации. Нами были подведены итоги и обработаны полученные результаты, которые представлены в диаграммах.
Теперь перейдем к описанию результатов начальной диагностики.
Анализ результатов проведения методики «Простые аналогии» (автор Зак А.З.) показал, что из 18 испытуемых низкий уровень аналитических умений был диагностирован у 6 детей, что составило 33 % от общего числа группы.
Средний уровень аналитических умений был выявлен у 9 обучающихся — (50% от общего числа группы).
Высокий уровень по результатам диагностики был выявлен у 3 учеников (17% от общего числа группы): эти обучающиеся проявляли большую склонность к анализу информации по сравнению с остальной группой.
Результаты начальной диагностики по методике «Простые аналогии» были также сведены в диаграмму (см. Рис.1):
Рис.1 Результаты начальной диагностики по методике «Простые аналогии» (автор А.Зак)
Условные обозначения в диаграмме:
1- Высокий уровень
2- Средний уровень
3- Низкий уровень
Таким образом, мы выявили, что у учащихся преобладает низкий и средний уровень аналитических способностей. Это выражается в трудностях в выделении необходимой информации, а затем ее дальнейшем применении. Наличие данных проблем вызывало необходимость проведения дополнительной работы с данными обучающимися.
Теперь перейдем к результатам начальной диагностики после проведения второй методики («Исключение лишнего» (автор Зак А.З.). Ее результаты были следующими:
1. Низкий уровень умения классифицировать и обобщать информацию был выявлен у 5 обучающихся (28% от общего числа группы)
2. Средний уровень умения классифицировать и обобщать информацию был диагностирован у 11 обучающихся — (61% от общего числа группы)
3. Лишь у 2 учеников был выявлен высокий уровень умения — умения классифицировать и обобщать информацию (11 % от общего числа группы)
Анализ результатов проведенной нами методики также нашел свое отражение в диаграмме (см. Рис. 2).
Рис.2 Результаты проведения диагностики «Исключение лишнего» перед началом экспериментальной работы
Условные обозначения в диаграмме:
1- Высокий уровень
2- Средний уровень
3- Низкий уровень
Таким образом, мы выявили, что в экспериментальной группе преобладает средний уровень владения умением классификации и обобщения информации, что говорило о том, что обучающиеся группы способны к анализу, обобщению и классификации информации.
На основе двух первых диагностик можно было сделать выводы, что у детей познавательные УУД, отражающие методы познания окружающего мира были отмечены средним и, частично, низким уровнем. Это поставило нас перед необходимостью решать новую задачу – проведение формирующего эксперимента не с целью формирования познавательных учебных действий, а с целью повышения уровня их сформированности.
В следующем параграфе третьей главы нашей дипломной работы мы рассмотрим ход нашей экспериментальной работы.
Источник: cyberpedia.su
Разработка программы контрольного, констатирующего и формирующего экспериментов при проведении научного исследования
Научное исследование предполагает не только изучение большого объема источников информации, но и проведение исследования, которое подчеркнет практическую значимость работы. Практическая часть посвящается конкретному объекту (предприятию, группе лиц, индивиду, отрасли и пр.), где получить достоверные данные можно с помощью проведения эксперимента. Данный метод позволяет собрать максимально точные сведения от «первых лиц», обосновать на них свой исследование.
Научное исследование предполагает не только изучение большого объема источников информации, но и проведение исследования, которое подчеркнет практическую значимость работы. Практическая часть посвящается конкретному объекту (предприятию, группе лиц, индивиду, отрасли и пр.), где получить достоверные данные можно с помощью проведения эксперимента. Данный метод позволяет собрать максимально точные сведения от «первых лиц», обосновать на них свой исследование.
Экспериментальная часть научного исследования выполняется поэтапно. Выделяют три основные ступени реализации «практического раздела» проекта: констатирующий, формирующий и контрольный.
Особенности проведения констатирующего эксперимента
Целью этого этапа является сбор информации и констатация фактов. Фактически автор должен изучить всю информацию по объекту, установить текущее положение, ситуацию. Важно основываться исключительно на проверенной информации. Для этого необходимо проверить документацию, отзывы об объекте, опросить сотрудников, проанализировать положение на рынке и пр.
Все сведения полученные «опытным» путем с помощью интервью необходимо сопоставить и проверить. Противоречия в научной работе недопустимы.
Констатирующий этап научного исследования призван определить основные характеристики объекта. Чаще всего они ограничены самой темой и предметом. Помимо этого, на этой стадии исследователь конкретизирует проблему, определяет степень ее влияния на деятельность объекта.
Анализ в констатирующем эксперименте призван зафиксировать конкретные показатели, данные, которые можно исследовать математическим способом, с помощью конкретных методик и алгоритмов.
Пример констатирующего эксперимента
Специфика формирующего эксперимента
Формирующий эксперимент призван определить поведение объекта с учетом влияния на него конкретных факторов. Фактически на данном этапе исследователь должен создать специфические условия, учесть все возможные факторы и проанализировать, как каждый из них влияет на деятельность объекта (одиночно или в группе с другими).
Формирующий эксперимент базируется на следующих постулатах:
— разработку плана действий и выбор основных параметров: какие показатели будут анализироваться, какие факторы рассматриваться и пр.
— организация эксперимента: погружение объекта в специфические условия и оценка их влияния, что изменится, на каких показателях и как отразится и пр.
— фиксирование полученных результатов.
Нужна помощь преподавателя?