Формирование у детей дошкольного возраста умения находить сходства между объектами, сравнивать объекты по нескольким признакам; развитие воображения; воспитание умения выслушивать друг друга, дожидаться своей очереди, следовать правилам игры.
Логопед предлагает ребенку выбрать картинку и соединить ее с паровозиком с помощью колеса- признака. Ребенок называет, чем похожи по данному признаку два объекта. Игра продолжается аналогично, пока есть признаки и интерес детей. Например: Чем похожи улитка и листик? У улитки спинка по рельефу шершавая и листик по рельефу шершавый.
А чем могут быть похожи листик и кораблик по влажности? Кораблик мокрый, потому что в воде, а листик мокрый после дождя.
Формирование умения описывать объект по имеющимся признакам.
Дети выбирают карточку, называют объект природного или рукотворного мира, выкладывают признаки и описывают объект по имеющимся признакам.
3. “Дорожка признаков”
Развитие умения описывать объект, используя в речи имена признаков; соотносить значение имени признака сего графическим обозначением; формирование у детей умения сосредотачивать внимание, воспитывать навыки доброжелательности, самостоятельности.
Люди в очереди. Социальный конформизм. Brain Games. Эксперимент
Дети выбирают карты с признаком и по сигналу отбирают нужные объекты по своему признаку.
Дети выбирают карты с признаком. Ведущий показывает картинку и спрашивает: “У кого ароматная груша?” (синяя машина, резиновый мяч, пушистая кошка). Ребенок объясняет свой ответ, и если он правильный, получает картинку, если нет, то дети исправляют ошибку и карточка не засчитывается. Победил тот, кто первым собрал дорожку.
Формирование умения выстраивать линию объектов по заданному звуку, объяснять свой выбор.
Предлагаем ребенку отобрать картинки объектов по заданному звуку в начале слова (далее усложнение : в середине, в конце слова) и распределить по вагонам. На следующей станции везет другой звук — буква и дети отбирают другие объекты. И составить рассказ, в котором будут присутствовать картинки- названия объектов.
5. “Поезд времени”
Формировать умение выстраивать линию развития событий по времени, в логической последовательности и побуждать составлять рассказ.
Предложить ребенку выбрать от 3 и более картинок, разложить их в нужной последовательности и составит рассказ.
Развивать речь ребенка через называние имен признаков и их значения. Рассказывать об объекте , используя значки — признаки. Развивать логическое мышление, ориентировку в пространстве, знание направлений по часовой стрелке, против часовой стрелки, слева, справа.
Ребенок по выбранной карточке- шифровке находит расположение трех признаков. Например, первый красный по часовой стрелке, второй синий против часовой стрелки, третий желтый по часовой стрелке. Открываем зашифрованные схемы признаков и описываем по ним объект.
7. “Расскажи про нового соседа”
Упражнять детей в умении подбирать значение к признаку, рассказывать об объекте используя признаки, развивать связную речь.
Эксперименты над детьми в СССР (Experiments on children in the USSR)
Дети берут карточку, ставят картинку в пустую клетку между значками — признаками и рассказывают о соседе — объекте на картинке по близлежащим признакам.
8. “Путешествие по миру”
Развивать связную речь, расширять и кругозор детей, закреплять знания о природном и растительном мире.
Ребенок при помощи стрелки выбирает любой уголок планеты и рассказывает по плану в виде картинок- схем рассказ.
Обучать детей по слоговому чтению, закреплять звуки речи.
Ребенок читает слог, придумывает слогом слово, с этим словом предложение, составляет рассказ.
10. “Умные планшеты”
Закреплять представление детей о предложении, упражнять в составлении предложений из слов по заданной схеме.
Ребенку предлагается выбрать картинку, затем ребенок вставляет картинку в нижний карман первой стороны, взрослый дает задание придумать предложение по схеме, с объектом и признаком по карточке. В начальном этапе, схема предложения состоит из двух слов, признака и объекта. Затем предложение усложняется, и его составляют из трех слов_ объект, признак и действие.
Когда ребенок усвоил составление предложения из трех слов, взрослый предлагает ставить предложение из 4- х слов, где четвертое слово — предлог.
11. “Придумаем рифмованные строчки”
Учить детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.
Логопед предлагает детям выбрать какую — либо рифмованную пару (для начала — существительные) и сочинит рифму следующим образом: “Жил — был кто-то и был похож на что- то”.
12. “ Волшебные слова”
Развивать умение образовывать, изменять, согласовывать слова.
Ребенку предлагается карточка, при помощи которой он может выполнить соответствующее задание. Самое удобное, что все эти задания можно использовать на любом речевом материале, при работе с любой группой звуков. Можно дифференцированно подходить к заданию, зная особенности детей. Это универсальное пособие, которое можно использовать во всех видах работы (индивидуально, с группой детей и фронтально). Сначала дети работают с цветным комплектом, затем с черно — белым
13. “Составь предложение”
Способствовать развитию умения различать структурные компоненты речи, развивать умение строить разнообразные по структуре предложения.
Эта модель помогает ребенку легче, осознанней и быстрее понять сложную иерархичную структуру речи человека (текст, предложение, слово, слог, буква и звук); и усвоить порядок слов в предложениях различных типов.
Развитие умения составлять последовательные пересказы и рассказы, с опорой на мнемодорожки.
Ребенку предлагается составить рассказ, план которого выкладывается по ходу рассказа. Речь сопровождается показом мнемодорожки
15. “Задаем вопросы”
Способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам, классифицируя их.
Ребенок, используя карточку с определенным видом вопросов, учится задавать различные типы вопросов и правильно их формулировать. Особое внимание уделяется месту вопросного слова в формулировке вопроса.
16. “Кольца Луллия”
Способствовать обогащению словарного запаса детей, формированию правильного грамматического строя речи, развитию связной речи детей.
Ребенку предлагается совместить сектора на большом и малом круге и выполнить задание (например, “Что сначала, что потом?, “Сосчитай объекты”, “Придумай историю” .
17. “Системный оператор”
Способствовать усвоению модели систематизации объектов.
Предлагаемая детям таблица с девятью экранами способствует пониманию детьми способов систематизации объектов. Знакомит детей с системой (объект в настоящем, прошлом и будущем), над системой (место объекта в настоящем прошлом и будущем) и подсистемой (части объекта в настоящем, прошлом и будущем). Сначала дети заполняют таблицу вместе с педагогом. Затем, по мере овладения навыками схематизации, самостоятельно.
18. “Составления рассказа по схеме”
Учить детей составлять описательные рассказы об объектах по схеме.
Ребенку предлагается описать объект (натуральный или изображенный на картинке) по схеме.
19. “Опиши объект или явление”. (игрушки, животные, птицы, одежда, овощи и фрукты, время года, посуда)
Способствовать усвоению модели составления описательного рассказа.
Ребенку предлагается составить рассказ с опорой на схему. Данная модель является для ребенка планом составления описательного рассказа. Помогает наполнить его содержательно.
20. “Составление рассказа по опорным картинкам”
Формирование связного речевого высказывания по опорным картинкам.
Педагог составляет рассказ. После рассказа задает вопросы детям и помогает им ответить с использованием других опорных картинок. После этого (возможно на последующих занятиях) можно предложить некоторым детям повторить весь рассказ.
Источник: studwood.net
Программа формирующего эксперимента
Развитие связной речи является одной из актуальных задач коррекционной работы, проявляющейся в формировании личности младшего школьника, в воспитании его мировоззрения и культуры. Особое значение приобретает система обучения связной речи на первоначальном этапе, когда закладываются основы для ее дальнейшего развития.
Для детей с умственной отсталостью овладение связной речи вызывает определенные трудности, поэтому в работу учителя-логопеда должны использоваться нестандартные формы обучения, что будет стимулировать мотивацию к учебной деятельности, повышать успешность и качество знаний.
Одним из древнейших методов, активно разрабатываемых логопедами, психологами и педагогами в последние 10 лет и применяемых в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является использование сказкотерапии. Сказкотерапия является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе.
Принимая во внимание выявленные особенности связной устной речи исследуемой категории детей и их психофизические особенности, нами был разработан ряд коррекционно-логопедических занятий, направленных на формирование связной речи младших школьников с умственной отсталостью посредством сказкотерапии.
Программа объединения рассчитана на детей 9-11 лет. Работа по программе запланирована так, чтобы расширять сведения детей об окружающем мире, совершенствовать развитие связной речи.
Занятия проводились с периодичностью два раза в неделю в течение трех месяцев.
Цель программы:повышение уровня развития связной речи младших школьников с умственной отсталостью за счет применения на занятиях элементов сказкотерапии.
Задачи программы:
1. создание коммуникативной направленности речевых высказываний;
2. совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;
3. развитие диалогической и монологической речи;
4. усвоение норм построения связного развернутого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения и др.).
Планирование работы исходило из следующих положений: организация, форма занятия и привлекаемый материал должен соответствовать возрастным особенностям детей, возможностям их речевого и общего психического развития. Приемы работы использовались в зависимости, как от основных задач занятия, так и от его характера.
При проведении занятий по формированию связной речи учитывались следующие методические принципы:
1. постепенное усложнение в ходе речевого материала:
2. постоянная активизация в ходе занятия детей;
3. обязательное использование наглядности, атрибутов, сказочных героев.
Главным принципом достижения эффективности в работе считаем индивидуальный подход к каждому ребенку. Это принималось во внимание при оказании индивидуальной помощи; при определении очередности и степени участия в коллективных формах работы, в заданиях на подбор лексем и словоформ, в упражнениях, направленных на активизацию восприятия, внимания, памяти и др.
В системе работы над связной речи с использованием сказкотерапии у младших школьников с умственной отсталостью выделили три этапа.
На первом этапе особое внимание уделялось развитию у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь, а также закреплению в речи детей лексико-грамматические конструкции. Рассказывая детям сказки, дети учились внимательно слушать обращенную к ним речь, после чтения задавались вопросы по содержанию прослушанного текста, детям предлагалось выбрать соответствующие иллюстрации. При этом отрабатывались те названия предметов, действий, признаков, которые были запланированы логопедом.
На втором этапе большое внимание уделялось формированию соответствующих грамматических обобщений и практическому усвоению лексических, грамматических компонентов фразы — высказываний, различных типов синтаксических конструкций. У детей формировались представления об основных элементах, лежащих в основе построения сообщения: адекватность содержания, последовательность. Большое место отводилось работе над пересказом, с постепенным усложнением структуры языкового материала текста. Дети овладевали навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии. На занятиях и в ходе режимных моментов с помощью вопросов осуществлялось побуждение детей к составлению краткого сообщения о выполненных ими действиях, их результатах.
На третьем этапе особое внимание уделялось закреплению навыка связного, последовательного и выразительного пересказа литературных произведений; значительное место отводилось упражнениям по составлению сказок. В данную работу с детьми включались следующие задания: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, рассказывание с элементами творчества.
Обучение пересказу сказки проводилось на двух занятиях.
1-е занятие – организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений, чтение произведения, разбор текста (“языковой” и “содержательный”);
2-е занятие – пересказ текста, упражнения на усвоение и закрепление соответствующего языкового материала и анализ детских рассказов.
Целью подготовительных упражнений являлось – организация внимания детей, подготовка их к восприятию рассказа (отгадывание загадок о персонажах произведения; уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте; демонстрация соответствующих картинок). Тексты сказок читались детям дважды, в медленном темпе.
При повторном чтении использовался прием завершения детьми отдельных предложений, не законченных логопедом. Разбор содержания сказок проводился в вопросно-ответной форме. Вопросы были направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования. В процессе разбора содержания сказок был использован иллюстративный материал.
После первых занятий в работе с детьми с умственной отсталостью стало использоваться составление творческого рассказа (“придумаем сказку”.) Это являлось необходимой частью методики в связи с тем, что творческое рассказывание (сочинение сказки) играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. На занятиях были использованы такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстративный материал, коллективное сочинение сказки.
Кроме того, в процессе формирующего эксперимента на занятиях по сказкам, на которых, помимо основной задачи (развитие связной устной речи), осуществлялся целый комплекс задач стоящих перед коррекционной работой с детьми с умственной отсталостью: активизация процессов мышления, улучшение моторики пальцев рук, артикуляционной моторики, развитие общих движений тела, совершенствование эмоционально-волевых процессов и т. д.
Планирование дополнительных занятий по развитию связной устной речи с применением сказкотерапии
Источник: allrefrs.ru
3. 2 Описание хода формирующего эксперимента
Формирующий эксперимент проводился на базе МКОУ Мыльниковская общеобразовательная начальная школа Шадринского района Курганской области.
В формирующем эксперименте приняли участие 10 младших школьников, показавших отсутствие эмпатийных чувств по отношению к сверстникам, взрослым, животным и т.д. Эти школьники составили экспериментальную группу.
Работа с детьми проводилась на протяжении 10 занятий. Они проводились по принципу социально-психологического тренинга в классном кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться. Их продолжительность не превышала одного школьного урока. Периодичность занятий – 1-2 раза в неделю.
В ходе формирующего эксперимента нами был проведен комплекс занятий, включающий в себя разнообразные упражнения («волшебный клубочек», «портрет друга» и т.д), игры, беседы о формировании адекватного и чуткого отношения школьников друг к другу.
Коррекционные занятия проходили в эмоционально насыщенной обстановке. С детьми проводились подвижные и спокойные игры, релаксационные упражнения, психогимнастические игры и этюды, арттерапия и т.п.
Школьники активно выполняли все задания, а если что-то не получалось, помогая друг другу, мы делали это вместе. Ведь помогая другим, ребёнок становится более уверенным в себе. Он ощущает себя способным быть полезным и нужным своему товарищу, начинает больше уважать себя и верить в собственные возможности.
Занятия проходили в игровой форме и решали дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивали воображение, мышление, речь. В свою очередь, организовано наблюдение за индивидуальным развитием детей, через общение со сверстниками.
Занятия проводились один-два раза в неделю по 30-35 минут каждое. Школьники с занятий уходили довольные, набравшиеся новых знаний. Каждое занятие благоприятно влияло на нравственное развитие школьников, культуру поведения, эмпатийного отношения друг к другу, учителю, родителям, животным.
На занятиях школьников учили объединяться сначала в пары, затем в четверки, шестерки для сближения, для возникновения общения. Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе. Этому способствуют совместное письмо на доске одним мелком, игра одним мячом, рисование одним фломастером и т.д.
Игровой метод позволяет сохранять познавательную активность и облегчать сложный процесс формирования эмпатийности. В играх дети раскрепощаются, у них развивается мышление, внимание, активизируется их речь, они учатся ставить себя на место другого, тем самым сопереживать ему. Для этого подходят игры «капельки» и т.д.
Процесс формирования эмпатийности ребенка во многом зависит от обстановки в семье, в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуации взаимодействия с учителем и одноклассниками. Мы создавали атмосферу доброжелательного и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, подружиться друг с другом.
Вместе с детьми выполняли немало заданий, предусматривающих совместно-индивидуальную деятельность. Например: создание подарка заболевшему другу и т.д.
Родителям мы рекомендовали следующее: разбирать с детьми случившиеся нравственные, конфликтные коллизии, ведь часто в таких ситуациях дети слышат только себя, они направлены исключительно на себя, нужно помочь им услышать своего партнера, понять его эмоциональное состояние, научить вставать на позицию другого, представить себя на его месте.
В процессе общения происходит совместное восприятие сложившейся ситуации, понимание собственного поведения. Только заинтересованное, доброжелательное отношение к ребенку поможет (позволит) ему полностью проявиться, что даст наилучшую возможность для взаимопонимания и успешного общения.
Успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения (сопереживание, сочувствие и содействия к другим) возможно на базе развития творческого воображения при сочетании детских деятельностей (восприятия художественной литературы, игры, рисования и т.д.), опосредствующих общение и взаимодействие взрослого и ребенка: сопереживание персонажам художественного произведения, особенно сказки, представляет собой комплекс чувств, в который входят такие эмоции: сострадание, осуждение, гнев, удивление.
Эти социально ценные эмоции должны еще закрепиться, актуализироваться, привести к результату (помогающее поведение, содействие) в соответствующем контексте, который может и должен создавать взрослый.
С точки зрения обучения детей сотрудничеству эти задания позволяют эффективно решать первую из поставленных задач: создание у учащихся мотивации взаимодействия. Ребята убеждаются, что, объединив усилия, они получают качественно новый продукт, который не могли бы произвести самостоятельно. У них возникают положительные эмоции и чувство сопричастности к группе.
Группа детей получает задание создать общее произведение (выполнить рисунок, сочинить рассказ, сказку и др.), выполняя работу пошагово, в порядке очередности.
При проведении данных занятий в процессе формирования эмпатийного отношения, психологическое состояние младших школьников имеет тенденцию к улучшению у большинства из них. Деятельность учителя сплачивала учащихся и развивала уровень их эмпатийности.
В связи с этим, можно сделать вывод о том, что взаимопонимание учителя с учащимися оказывает существенное влияние на формирование эмпатийности младших школьников.
Таким образом, данная программа составлена с учетом педагогических условий необходимых для успешного формирования эмпатийного отношения к сверстникам и поэтому может быть использована в работе педагогического коллектива общеобразовательной школы.
Для проверки эффективности данной коррекционной программы, нами была проведена повторная диагностика, результаты которой представлены в параграфе 3.3.
Источник: studfile.net