Программа формируется как программа психолого педагогической поддержки

Содержание

ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЕКТА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА / CRITERIA AND INDICATORS OF DEVELOPMENT LEVEL OF THE CHILD»S COMMUNICATIVE ACTIONS / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / STRUCTURAL PROJECT MODEL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанникова Анна Вячеславовна, Петрова Татьяна Олеговна, Силина Светлана Юрьевна

В статье представлен проект модели психолого-педагогической поддержки дошкольника в рамках требований ФГОС дошкольного образования . Определены принципы, задачи построения и структурные компоненты проекта модели. В рамках формирования критериальной оценки результативности предложенного проекта выделены показатели уровня развития коммуникативных действий ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казанникова Анна Вячеславовна, Петрова Татьяна Олеговна, Силина Светлана Юрьевна

Подходы к проектированию модели психолого-педагогической поддержки ребенка в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы

Содержательные характеристики мониторинга психического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации

О проблеме согласования ценностных ориентиров личностного развития дошкольника в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Организация деятельности по психолого-педагогической диагностике дошкольников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образовани

Субъектно-событийная общность детей и взрослых как условие развития субъектности дошкольников в познавательной деятельности

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PROJECT OF THE MODEL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CHILD’s support in conditions of federal state educational standard introduction of preschool education

A model project of psychological and pedagogical support of preschool child within the requirements of Federal State Educational Standard of preschool education is presented in the article. Principles, objectives of formation and structural components of the model project are determined. Performance indicators of development level of the child’s communicative actions are singled out as a part of the criteria estimation formation of the proposed project effectiveness.

Текст научной работы на тему «Проект модели психолого-педагогической поддержки ребенка в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

1.2. инновационные процессы в образовании

проект модели психолого-педагогической поддержки ребенка в условиях введения фгос дошкольного образования

Презентация магистерской программы «Психолого-педагогические измерения».

Казанникова Анна Вячеславовна

канд. пед. наук, доц. кафедры дополнительного профессионального образования Автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ленинградского государственного

Петрова Татьяна Олеговна

заведующий Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 21 Кировского района

Силина Светлана Юрьевна

заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 21 Кировского района

a project of the model of psychological and pedagogical child’s support in conditions of federal state educational standard

Introduction of preschool education

candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Supplementary Vocational Education Chair, Independent Educational Institution Pushkin Leningrad State University, Russia, St. Petersburg

head of State Budget Pre-school Educational Institution of Kindergarten № 21 of Kirovskiy Region,

Russia, St. Petersburg

deputy Manager of Educational Work, State Budget Pre-school Educational Institution of Kindergarten № 21 of Kirovskiy Region,

Russia, St. Petersburg

В статье представлен проект модели психолого-педагогической поддержки дошкольника в рамках требований ФГОС дошкольного образования. Определены принципы, задачи построения и структурные компоненты проекта модели. В рамках формирования критериальной оценки результативности предложенного проекта выделены показатели уровня развития коммуникативных действий ребенка.

A model project of psychological and pedagogical support of preschool child within the requirements of Federal State Educational Standard of preschool education is presented in the article. Principles, objectives of formation and structural components of the model project are determined. Performance indicators of development level of the child’s communicative actions are singled out as a part of the criteria estimation formation of the proposed project effectiveness.

Ключевые слова: ФГОС дошкольного образования, психолого-педагогическая поддержка, структурная модель проекта психолого-педагогической поддержки, критерии и показатели уровня развития коммуникативных действий ребенка.

Keywords: Federal State Educational Standard of preschool education; psychological and pedagogical support; structural project model of psychological and pedagogical support; criteria and indicators of development level of the child’s communicative actions.

Требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [5] и ФГОС дошкольного образования [3] является разработка в образовательной организации дошкольного образования образовательной программы детского сада. Программа дошкольного образования формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста [3; пункт 2.3], обеспечивая развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Актуальность этой проблемы для нашей образовательной организации связана с реализацией проекта опытно-экспериментальной работы по теме «Проектирование психо лого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития ребенка в условиях образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений» (распоряжение Комитета по образованию от 05.08.2014 № 3364-р).

Актуальность работы по созданию инновационного проекта в рамках опытно-экспериментальной работы образовательных учреждений связана также и с тем, что в результате проектирования психолого-педагогической поддержки ребенка на этапе дошкольного образования желательно появление такой модели, которая могла бы быть востребована большинством дошкольных учреждений на этапе внедрения ФГОС.

Понятие «педагогическая поддержка» в современной педагогике используется широко и многогранно. Его связывают, во-первых, с деятельностью различных служб общества, которые заинтересованы в охране и защите социальных прав детей. Во-вторых, под педагогической поддержкой понимают систему разноплановых мероприятий, проводимых в целях дифференциации по интересам, склонностям, жизненным устремлениям и направленных на их выявление и поддержку [1, с. 234]. Основными средствами педагогической поддержки являются «безусловное позитивное принятие» (формулировка К. Роджерса) ребёнка педагогом, эмпатия, коммуникативная, творческая насыщенность взаимодействия. Педагог, вооруженный такой целью, осознает себя в качестве субъекта личностно-развивающей ситуации, рефлексирует себя в роли специфического носителя личностного

Читайте также:
Как взломать программу adguard

опыта саморегуляции, предлагает этот опыт ребенку в качестве средства поддержки и решения его личностных проблем [4, с. 99].

В зарубежных исследованиях разных стран педагогическая поддержка рассматривается как школьное консультирование, психолого-педагогическая консультативная служба в системе образования — в США; как коучинг — помощь и содействие личности в позитивных изменениях — в Австралии; как помощь в ситуации выбора, как опекунство, пасторская забота, как курс личностного и социального образования — в Англии; как система психолого-педагогической помощи и поддержки ребенка в образовательном процессе и в выборе профессионального пути — в Голландии.

Анализ педагогической литературы по проблеме моделирования системы педагогической поддержки ребенка [6—9] позволил авторам представить вариант проектирования модели психолого-педагогической поддержки детей в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

Предложенный проект модели психолого-педагогической поддержки основан на системном подходе. Опираясь на системный подход, авторы выделили следующие предполагаемые блоки проектируемой модели психолого-педагогического сопровождения детей в условиях введения ФГОС дошкольного образования: целевой, содержательный, организационный, (таблица 1).

Проект модели психолого-педагогической поддержки дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Социальный заказ: развитие личности ребенка в соответствии с целевыми ориентирами по направлениям развития ребенка, а также самоактуализация дошкольников

ценностно-смысловой: осознание ребенком своего отличия от других

социально-коммуникативный: (помощь в общении, взаимодействии с другими детьми, педагогами)

организационный блок: этапы разработки модели

Организационно- подготовительный: включает разработку концептуального видения психолого- педагогической поддержки детей Диагностико-проективный: определение уровня развития ребенка, проектирование деятельности педагога по созданию условий психолого-педагогической поддержки детей Процессуальный: реализация методического обеспечения психолого- педагогической поддержки детей: поиск, оценка, выбор Рефлексивный: обсуждение результатов предыдущих этапов деятельности, определение потенциальной готовности ребенка

организационный блок: формы организации поддержки

массовые (различные виды детской деятельности) групповые / работа в малых группах индивидуальная

организационный блок: формы оценивания — — критерии

ценностно-смысловой социально-коммуникативный индивидуально-психологический

организационный блок: формы оценивания — уровни достижений ребенка

высокий (достаточный (средний (низкий

Проект модели психолого-педагогической поддержки дошкольников построен в соответствии с принципами ФГОС дошкольного образования (п. 1.4):

• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

• возрастная адекватность дошкольного образования.

Принципы построения проекта модели психолого-педагогической поддержки дошкольников позволили выделить основные задачи, реализация, которых позволит соотнести цели и направленность психолого-педагогической поддержки успешной социализации и индивидуализации ребенка в рамках требований ФГОС дошкольного образования, а именно:

• создать условия для реализации программы дошкольного образования, при которой возможно решение проблем, связанных с индивидуализацией и субъективизацией воспитательно-образовательного процесса обучения детей дошкольного возраста;

• соотнести условия, требования и методы при реализации программы дошкольного образования возрасту и особенностям развития детей дошкольного возраста.

Соотнесение цели, задач и направленности проекта модели на успешную социализацию и возможность индивидуального развития ребенка в условиях представленного проекта модели, определили:

• содержательное наполнение реализуемого проекта модели;

• этапы построения проекта модели: организационно-подготовительный, диагностико-проективный, процессуальный и рефлексивный;

• возможные формы организационной поддержки дошкольника;

• критерии и показатели уровня достижений ребенка.

Целевой блок, принципы ФГОС дошкольного образования

и содержательная направленность представленного проекта модели определили возможный педагогический результат:

Ценностно-смысловой критерий педагогического результата должен быть соотнесен с действиями педагогов в рамках предполагаемого проекта модели психолого-педагогической поддержки. При этом актуализация ценностных ориентаций педагогов в рамках требований ФГОС дошкольного образования может быть соотнесена с принципами и задачами построения проекта модели. Взаимодействие педагога и ребенка на принципах субъект-субъектного взаимодействия предполагает переориентацию на поддержку инициативы детей в различных видах деятельности, позволяя ребенку становиться активным в выборе содержания своего образования для реализации своих запросов, интересов и потребностей.

Социально-коммуникативный критерий, на наш взгляд, может быть соотнесен с целевыми ориентирами развития дошкольника в рамках требования ФГОС дошкольного образования. Это получение ребенком необходимой информации о мире и о себе. Формирование адекватного в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями образа «Я и Мир».

В таблице 2 представлены подходы к проектированию содержательного блока модели психолого-педагогической поддержки старшего дошкольника, в рамках требований ФГОС в соответствии с целевыми ориентирами социального-коммуникативного развития ребенка на этапе окончания уровня дошкольного образования.

Выделение в качестве критериев социально-коммуникативного развития ребенка позиций из целевых ориентиров на этапе окончания

дошкольного образования [3; пункт 4.6] позволяют авторам конкретизировать содержательный блок проекта модели психолого-педагогической поддержки дошкольника. При этом, предложенные показатели, позволяют подобрать соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям развития дошкольника методики определения уровня достижений ребенка в оценочном блоке предложенного проекта модели (таблица 1).

Подходы к проектированию содержательного блока проекта модели психолого-педагогической поддержки ребенка

критерий социально-коммуникативного развития ребенка показатель развития [2] методика определения

ценностно-смысловой: осознание ребенком своего отличия от других

отношение к себе и другим детям • отношение к себе как члену группы • отношение к другим членам группы • самооценка методики: «Два домика» «Лесенка»

социально-коммуникативный: (помощь в общении, взаимодействии с другими детьми, педагогами)

уровень развития партнерского диалога • способность слушать партнера • способность договариваться • способность к эмпатии диагностика способности детей к партнерскому диалогу по А.М. Щетининой) методика «Карандаши»

уровень развития сотрудничества • способность видеть действия партнера • согласованность действий партнеров • осуществление взаимного контроля • взаимопомощь • отношение к результату экспериментальная методика «Лабиринт» (по Л.А. Венгеру)

Индивидуально-психологический критерий для педагога должен основываться на знании педагогом трудностей ребенка. Для ребенка возможное овладение навыками и средствами преодоления критических зон саморазвития в соответствии с возрастными особенностями.

Таким образом, представленный проект модели психолого-педагогической поддержки дошкольника выдержан в логике проектирования программ в рамках требований Федерального закона об образовании при проектировании образовательных программ для

различных уровней образования, а именно: целевой, содержательный и организационный.

Целевой блок опирается на социальный заказ государства по обеспечению определенной готовности дошкольника на этапе завершения программы дошкольного образования к следующему этапу непрерывного образования — начальному общему образованию.

Содержательный блок конкретизирует работу педагогов на обеспечение позитивной социализации и индивидуализации дошкольника.

Организационный блок включает в себя этапы построения модели, необходимые для успешного внедрения заявленного проекта в практику работы образовательного учреждения: организационно-подготовительный, диагностико-проективный, процессуальный, рефлексивный.

Организационный блок необходим также для определения результата работы, как для педагога (самоаудита педагогической деятельности по сопровождению ребенка), так и для ребенка.

Представленный подход к формированию модели позволяет определить алгоритм действий творческой группы в условиях проведения эксперимента в рамках опытно-экспериментальной работы.

Читайте также:
Программа которая отправляет смс с компьютера

1. Богоявленская Д.Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская. — М.: Просвещение, 2005. — С. 59.

2. Когут А.А. К вопросу диагностики развития коммуникативной деятельности старших дошкольников // Человек и образование. 2012. № 4 (33). — С. 161—164.

3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

4. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 416 с.

5. Федеральный закон от 29.12 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Источник: cyberleninka.ru

Структурные подразделения в одной Организации (далее — Группы) могут реализовывать разные Программы.

2.4. Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

2.5. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ.

При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе Групп кратковременного пребывания детей, Групп полного и продленного дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных Групп.

Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания 4 детей в Организации.

2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области):

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

в младенческом возрасте (2 месяца — 1 год) — непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

в раннем возрасте (1 год — 3 года) — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

2.8. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

2.9. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее — парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

Читайте также:
Все программы должны быть платными и с лицензией

2.10. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

Источник: megalektsii.ru

Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации

Публикация «Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации» размещена в разделах

  • Программы образовательные, основные и дополнительные
  • Работа психолога в ДОУ
  • Работа психолога. Программы
  • Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
  • Темочки
  • Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2016

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную образовательную программу как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Индивидуализация дошкольного образования представляет собой построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация личности ребенка заключается в развитие умений и навыков, выделяющий его из основной массы учащихся. Процесс социализации личности ребенка в условиях дошкольного образования представляет собой процесс усвоения и дальнейшего развития социально-культурного опыта.

Безусловно, дошкольный возраст это неповторимый и яркий период в жизни каждого человека. Этот период является благоприятным для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в непростой мир социальных взаимоотношений. Основной целью позитивной социализации является развитие положительного отношения ребенка к себе, к другим людям, к окружающему миру. Развитие коммуникативной и социальной компетентности. Другими словами на этом этапе важно объяснить, помочь разобраться ребенку, что такое хорошо, что такое плохо.

В рамках дошкольной педагогической деятельности, в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 25 с Ясные Зори», я непосредственно веду работу, направленную на социально коммуникативное развитие каждого ребенка. В основе моей работы лежит организация социального взаимодействия, которое является непосредственным источником развития ребенка. Организация социального взаимодействия невозможна без выявления индивидуальности, психологического облика каждого ребенка.

Для выявления индивидуальности дошкольника недостаточно знать конкретно-индивидуальные проявления ребенка (возрастные особенности психические процессы, особенности речи, физические возможности, но и необходимо учитывать его существование в новом обществе. В моей педагогической деятельности частично решить эту проблему позволяет письменный и устный опрос.

Процесс опроса происходит следующим образом, еще до прихода ребенка в детский сад родители письменно отвечают на ряд вопросов: чем любят заниматься ваши дети, какие книги читать, в какие игры играть, сколько человек в семье, самостоятельно ли себя обслуживают и так далее. Результаты опроса позволяют иметь достоверную информацию о ребенке.

Отвечая на вопросы, родители объективно описывают все проявления и особенности ребенка. Особое внимание при составлении анкеты, уделяется вопросам позволяющим выявить интересы, привычки, темперамент дошкольника. Немаловажным является вопрос о составе семьи. Уменьшение числа детей в семье и рост однодетных семей означает обеднение социально-коммуникативных связей ребенка. В такой семье ребенок не имеет братьев и сестер, а следовательно, и партнеров по играм, благодаря которым осваиваются модели разнообразных отношений и социальных ролей.

Основной задачей педагогической деятельности, построенной с учетом индивидуализации и социализации ребенка является, формирование деятельности группы детей на основе их особенностей, так, чтобы взаимовлияние детей друг на друга было наиболее эффективным. Например, кто умеет конструировать дом, рисовать, читать, лепить, петь и может научить этому другого ребенка. В процессе социализации развития личности, момент обучения одного ребенка другим является очень значимым как для того кто обучает, так и для того кого обучают.

Дети очень часто подражают окружающим их людям. Очень важно, кому подражает ребенок. Для ребенка более значимым образцом для подражания является другой ребенок – чаще всего это лидер. Задачей педагога является выявление и использование влияние положительного лидера – чаще всего им оказывается более активный ребенок, более умный, более умелый. Мой девиз: «Искусство воспитания ребенка – есть искусство создания положительных образцов для подражания».

Оптимальной моделью организации образовательного процесса должна стать совместная партнерская деятельность воспитателя, педагога с детьми. Моя педагогическая деятельность, в рамках процесса положительной социализации и индивидуализации, построена на следующих принципах:

1. Не ограничивать свободы поведения, а изменить среду, окружающую ребенка так, чтобы она в максимальной степени обеспечивала его развитие на основе свободного проявления активности. Не ребенка переделывать под среду на основе запретов, а среду переделывать в соответствии с необходимостью обеспечить полноценное развитие.

2. Права и свободы одного ребенка не должны ущемлять права и свободы других людей.

3. Стараться объяснять, а не запрещать, так как запретительная педагогика неэффективна по своей сути, мы стремимся исправить не первоисточник, а следствие.

Дети не развиваются по заранее заданным программам, более того, значительная часть детей успешно развивается «по своей программе». Поэтому педагоги должны стремиться к высокому уровню развития детей, но одновременно понимать, что логика развития не линейная, более сложная, при организации работы с детьми следует учитывать социальный контекст развития, так как средовые факторы, особенно семейное воспитание, являются и сильными и, по большей части, не менее позитивными конструктивными, эффективными.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] / https://www.firo.ru/?page_id=11003

Публикации по теме:

Индивидуальная образовательная программа дошкольного образования «Юные художники» Содержание: 1. Аннотация 2. Пояснительная записка 3. Календарно-тематическое планирование работы с детьми 4. Целевые ориентиры на этапе.

Индивидуально-ориентированная программа психолого-педагогической работы с ребенком в Лекотеке Индивидуально-ориентированная программа психолого-педагогической работы с ребенком на сентябрь 2015 года ФИ ребенка Козаченко Андрей Дата.

Модель психолого — педагогической поддержки здоровья детей дошкольного возраста (сообщение на методическом совете) Педагогическими показателями психического здоровья и благополучия дошкольников являются: -поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные.

Образовательная программа дополнительного образования детей кружка декоративно-прикладного искусства «Вдохновение» Программа кружка рукоделия «Вдохновение» предназначена для занятий с детьми во внеурочное время в МБУ Подростковый клуб «Ровесник». Содержание.

Образовательная программа дополнительного образования по опытно-экспериментальной деятельности для детей 5–6 лет 1. Пояснительная записка 1.1. Направленность программы кружка «Хочу всё знать» В современном обществе востребована творческая личность, способная.

Образовательная программа дополнительного образования (рекомендации по написанию программы) Образовательная программа дополнительного образования (рекомендации по написанию программы) 1. Образовательная программа дополнительного.

Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП доо) для детей раннего возраста I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Основная образовательная программа (Программа) муниципального дошкольного образовательного.

Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП ДО МБДОУ «Детский сад №5» ВВЕДЕНИЕ Основная образовательная программа для детей дошкольного возраста (далее – Программа) МБДОУ «Детский.

Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Лоскутная мозаика» Дополнительное образование детей дошкольного возраста На протяжении нескольких лет в нашей группе работал кружок «Лоскутная мозаика. Мы.

Источник: www.maam.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru