Программа и организация ЗОЖ для человека определяются по:
— индивидуальными наследственными факторами;
— социальными условиями и общественно-экономическими факторами;
— конкретными условиями его жизнедеятельности
В программы направленные на формирование ЗОЖ входят следующие направления:
-рациональный режим труда (учёбы) и отдыха,
-оптимальная и систематическая физическая активность;
-учёт и коррекция влияния на здоровье окружающей среды;
-вред и польза самолечения;
-пропаганда вредных для здоровья факторов – пьянства, курения, наркомании
При планировании и проведении профилактических программ следует придерживаться следующего алгоритма
1. В чем заключается проблема. Какие имеются факторы риска. К развитию какой патологии (каких патологий) могут привести эти факторы риска.
2. Определение целевых групп. Для кого реализуется профилактическая программа. Будет ли она индивидуальной, групповой или популяционной.
3. Определение цели. Что будет достигнуто.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ
4. Определение задач. Как будет достигаться заданная цель,
5. Определение методов. Какими способами будет реализовываться программа.
6. Оценка эффективности (мониторинг). Как будет оцениваться достижение заданной цели
7. Поиск финансовой поддержки. За счет каких средств будет реализовываться программа
8. Правовые аспекты. Как законодательно регулируется данный вид деятельности.
9. Непосредственная реализация конкретной программы
Питание —
установления правильного соотношения между основными пищевыми веществами – белками, жирами, углеводами, между растительными и животными белками и жирами, простыми и сложными углеводами;
сбалансированности минеральных веществ и витаминов;
режим питания, и распределение калорийности пищи в течение суток.
К режиму питания следует подходить строго индивидуально.
Пирамида дневного потребления продуктов питания:
5 % сладости, шоколад
20 % рыба, мясо, яйца, орехи, молочные продукты
35 % свежие овощи, фрукты, зелень
40 % зерновые продукты
Сон – обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студента необходимо считать обычной нормой ночного монофазного сна 7,5-8 ч.
Д вигательн ая активност ь – самостоятельные занятия физическими упражнениями (утренняя гимнастика, микропаузы в учебном труде с использованием упражнений специальной направленности, ежедневные прогулки, походы выходного дня и т.д.).
Гигиена тела — защита внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляция и др. Дополнительные гигиенические средства включают гидропроцедуры, массаж, самомассаж и направлены на ускорение восстановления работоспособности.
Душ оказывает температурное и механическое воздействие на организм: горячий и продолжительный душ понижает возбудимость, повышает интенсивность обменных процессов. Теплый душ действует успокаивающе. Кратковременные холодные и горячие души повышают тонус мышц и сердечно-сосудистой системы. Контрастный душ – эффективное средство восстановления работоспособности.
Как ЗОЖ убивает? Ошибки здорового образа жизни!
Закаливание – важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их. Различают закаливание воздухом, закаливание солнцем, закаливание водой (обтирание, обливание, душ).
Рациональный режим труда и отдыха – способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.
Культура межличностного общения включает систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где живет индивид
Основные требования к организации здорового образа жизни
Вопрос №76
Источник: infopedia.su
Программа кружка «За здоровый образ жизни»
На протяжении веков представление о том, что значит быть здоровым, почти не изменилось. Здоровье, как естественное состояние человека, расценивалось и на Западе и на Востоке одинаково. Врачи и философы древности совершенно справедливо полагали, что человек – неотъемлемая часть окружающего мира – большой вселенной.
И сам он – маленькая вселенная, микрокосмос – должен жить в постоянной связи и гармонии с окружающим миром. Это и считалось здоровьем. А отчего зависит наше здоровье? Лишь на 8–10 % от медицины, на 20 % от наследственности, на 20 % от внешней среды, а на 50 % определяется образом жизни человека. Всем нам хочется видеть детей здоровыми, жизнерадостными, счастливыми.
Как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди всех потребностей и ценностей человека в нашем обществе.
Но в современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма.
Поэтому актуальным стало разработка программы кружка «Азбука Здоровья», которая продиктована необходимостью решения проблемы снижения показателей здоровья, как взрослого, так и детского населения нашей страны. Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления. Программа рассчитана на учащихся 12-16 лет, 144 часа/ 4 часа в неделю/ Программа включает вопросы не только физического, но и духовного здоровья.
Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.
Эта программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья. Она ориентирована не только на усвоение ребенком знаний и представлений. Важнее – конечный результат, когда образ жизни становится в его мотивационной сфере нормой гигиенического поведения, реализацией усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Это способствует формированию привычки быть здоровым душой и телом, стремлению укрепить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами человеческого бытия.
Цели программы:
1. Организация благоприятных условий для формирования здоровой и физически крепкой личности
2. Воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью.
Основные задачи программы:
Образовательные задачи:
Формирование целостной картины мира и осознание своего места в нем.
Формирование научного понимания сущности здорового образа жизни.
Формирование экологического мировоззрения.
Формирование знаний, умений, навыков, позволяющих использовать здоровый образ жизни.
Воспитательные задачи:
1. Способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью.
2. Формирование установки на здоровый образ жизни.
3. Усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением.
4. Воспитание личности, умеющей жить в разных условиях и передавать свой опыт другим.
5. Воспитание общечеловеческих качеств – сочувствие, ответственность, доброта, любовь к природе.
Эстетическое воспитание через творческие задания.
Развивающие задачи:
Развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье.
Развитие личностного мышления на основании полученных знаний и применение их в конкретных условиях.
Совершенствовать логику мышления.
Мотивационная задача:
Включение в активную деятельность через участие в школьных, районных, областных и всероссийских мероприятиях.
Социально – педагогические задачи:
Развитие чувства сплоченности в группе;
Создание ситуации успеха для каждого ребенка в группе.
Оздоровительная:
формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья через применение здоровьесберегающих технологий на занятиях;
создать условия для формирования у учащихся потребности в сохранении и укреплении собственного здоровья;
управлять своим эмоциональным состоянием при помощи различных видов рукоделия;
способствовать воспитанию нравственно здоровой личности;
создание благоприятногомикроклимата на занятии;
снятие перегрузки учащихся путём их двигательной активности и смены деятельности;
способствовать формированию психо-эмоционального состояния детей;
повышение умственной и физической работоспособности детей.
Условия реализации программы
Одним из важнейших факторов, напрямую влияющих на успешность и результативность осуществления образовательного процесса, являются условия реализации образовательного процесса.
Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно — гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест из расчета 3,5м2 на одного обучающегося.
До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.
В наличие должны быть разные демонстрационные материалы, необходимые для работы.
Для реализации программы сформирована группа учащихся 7 классов. В этой группе обучаются дети 12-14 лет, численностью 16человек. У детей этого возраста хорошо развита память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкреплённое научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. В социальном плане свойственны высокая самооценка (часто адекватная), стремление к самоутверждению (зачастую через негативные поступки), культ силы в дружбе, критическое отношение к взрослым. Это период формирования групп, большое значение приобретают взаимоотношения со сверстниками.
Программа рассчитана на один год обучения, четыре часа в неделю,
всего 144 часов в год. Режим работы: понедельник, пятница 13-00 – 15 — 00
В процессе реализации программы, используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, интернетом, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, проблемно — поисковый, экскурсии
Принципы образования, положенные в основу программы
Каждое занятие должно приносить школьнику чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
Данная программа строится на принципах:
принцип связи обучения с практикой — в практических работах умения закрепляются, в ходе повторения — совершенствуются, а на основе самостоятельных упражнений и применения отработанных на практике приемов у детей формируются навыки работы с различными инструментами и материалами;
принцип систематичности и последовательности- усвоение знаний в порядке, предусмотренном учебно-тематическим планом;
принцип наглядности как один из старейших в дидактике и важнейших в преподавании — целесообразность привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала;
принцип сознательности и активности воспитанников- система обучения опирается на активность учащихся при руководящей роли педагога;
принцип коллективности — ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками;
принцип патриотизма — идентификация себя с Россией, её культурой.
Краткая характеристика процесса обучения
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую
часть и практическое выполнение задания. Теоретические
сведения — это объяснение нового материала, информация
познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, пошив и оформление поделок.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном, нитками, спичками, клеенкой. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении различных панно и изделий, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых работ.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.
позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.
Должны знать и уметь:
Подбирать материал, учитывая актуальность.
Название, назначение, правила использования различного рода материала
Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить свою работу.
Правила личной гигиены.
Формы контроля:
4. Проектная деятельность, участие в НОУ
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
• вести устный диалог на заданную тему;
• участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
• участвовать в работе конференций, чтений.
Для развития навыков самооценки и рефлексии введен дневник воспитанников кружка
(Фамилия, имя воспитанника)
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Проекты и занятия по ЗОЖ в детском саду
Детский сад — это то место, где ребёнок дошкольного возраста проводит бо́льшую часть своего времени. Именно поэтому в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта включены разнообразные формы работы, призванные сохранять и укреплять здоровье дошколят, то есть формировать правильную позицию относительно сути здорового образа жизни (ЗОЖ).
К сожалению, показатели состояния здоровья малышей XXI века значительно снижаются, увеличивается количество ребят с хроническими нарушениями и серьёзными отклонениями в развитии. В связи с этим образовательный вектор «Физическое развитие», с входящими в него компонентами «Здоровье» и «Физическая культура» являются ведущими в системе взаимодействия с дошкольниками. В этом контексте превалирующим направлением оказывается воспитание привычки к ЗОЖ — освоение комплексных мер, нацеленных на сохранение здоровья, профилактику разного рода недомоганий, а также общее укрепление всего организма. В детском саду воспитание привычки к ЗОЖ у детей реализуется через все виды образовательной деятельности:
- непосредственно образовательную деятельность (занятия);
- внеучебную образовательную деятельность (проведение утренников, спортивных соревнований, в том числе и с участием родителей);
- образовательную деятельность при выполнении распорядка дня (на прогулках, при выполнении зарядки и пр.).
Воспитание ЗОЖ красной линией проходит через все формы образовательной деятельности в ДОУ
Цели ЗОЖ в детском саду
Кроме заложенных в самом определении понятия «ЗОЖ» укрепления и сохранения здоровья, а также профилактики заболеваний, целями образовательной деятельности в этом векторе педагогического взаимодействия с детьми любого возраста является:
- формирование у ребят адекватного понимания здоровья и нездоровья, ценности тела человека;
- воспитание осознанного отношения и к своему здоровью, и к физическому благополучию людей вокруг;
- развитие навыка «понимать» свой организм, его нужды;
- воспитание потребности в духовно-нравственном и физическом совершенствовании;
- формирование культурно-гигиенических навыков — КГН (мыть руки перед едой, после улицы, умываться после сна и пр.);
- знакомство с ситуациями в быту, на улице, носящими потенциальную опасность для здоровья;
- создание базовых представлений об уходе за больными людьми (например, обеспечивать покой);
- обучение соблюдения техники безопасности в процессе занятий разными видами деятельности.
Эти цели осуществляются через решение конкретных для групп разного возраста учебно-воспитательных задач образовательной деятельности по ЗОЖ, в частности на занятиях.
Таблица: задачи занятий по ЗОЖ в разных возрастных группах
- дать представление о себе, как об отдельном человеке (к примеру, через сопоставление: есть мама, есть папа, а есть ты — вы разные, они взрослые, а ты маленький, они ходят на работу, а ты нет, они большие, а ты такой же, но у тебя всё меньше);
- разъяснить правила выполнения физкультурных упражнений (не толкаться, слушать сигнал педагога, учиться выполнять движения слаженно);
- познакомить с нормами поведения на улице (пересекать проезжую часть только на разрешающий сигнал светофора и только вместе со взрослым, внимательно смотреть под ноги и т. д.);
- объяснить значение слова «нельзя» применительно для игр в групповой комнате;
- воспитывать представления о средствах соблюдения правил гигиены (мыло нужно, чтобы мыть руки и умываться, полотенце, чтобы вытираться и пр.).
- продолжать начатую в первой младшей группе работу по ознакомлению с ПДД (двигаться по тротуару следует только с правой стороны, нужно избегать столкновений с прохожими и пр.);
- согласовывать свои движения с действиями других малышей при выполнении упражнений;
- осваивать навыки самообслуживания (самостоятельно расстёгивать молнию на куртке, липучки на обуви, раздеваться и одеваться с минимальной помощью взрослого);
- объяснить, чем могут быть опасны бытовые приборы (например, электроприборы несут потенциальную угрозу возгорания и т. д.);
- воспитывать правила поведения за столом (к примеру, учиться пользоваться салфеткой);
- формировать КГН (разъяснить важность гигиенических процедур — умывания, купания и пр.).
- ознакомить со способами выражения физических состояний через жесты и мимику (например, когда больно, человек сжимает губы и т. п.);
- продолжать учиться понимать своё тело (одеваться тепло в холодную погоду);
- закрепить информацию о себе (имя, возраст);
- сформировать представление о функциях и строении органов тела (например, сердца, желудка);
- продолжать осваивать навыки самообслуживания (застёгивать и расстёгивать пуговицы, снимать одежду, надевать её, аккуратно складывать вещи в шкафчик и т. д.);
- ознакомить с профилактическими мерами сохранения здоровья (закаливанием, самомассажем, дыхательными упражнениями и пр.);
- рассказать о мерах первой помощи при травмах (обеспечить покой и неподвижность), и при сильном переохлаждении (к примеру, растереть замёрзшую часть тела шерстяным шарфом);
- продолжать знакомство с ПДД;
- учиться устанавливать связь привычки к ЗОЖ и состоянием организма (к примеру, «я умываюсь, значит, кожа дышит, не засоряется» и пр.);
- дать представление о микробах, а также способах защититься и защитить от них (принимать витамины, прикрывать рот при чихании, кашле);
- осваивать правила пользования ложкой, вилкой за столом;
- отрабатывать навык самостоятельного умывания, мытья рук;
- воспитывать навык вежливого обращения за помощью к взрослому или сверстнику.
- сформировать общее понимание стадий развития человека (младенческий возраст, дошкольник, школьник, мама/папа, бабушка/дедушка), а также по чертам лица и телосложению отличать людей по полу и возрасту;
- учиться осознанному отношению к важности правильного функционирования органов (например, скелет даёт возможность ходить, сидеть, двигаться);
- соблюдать важные правила ЗОЖ по отношению к работе внутренних органов (33 раза пережёвывать кусочки пищи нужно для желудка и кишечника, много гулять нужно для лёгких и т. д.);
- ознакомить с понятиями «полезная пища» и «вредные продукты питания»;
- продолжать знакомство и практическое освоение некоторых видов закаливания (к примеру, умывание прохладной водой, организации сна при открытой форточке);
- разъяснить опасность передвижения по тонкому льду, употребления в пищу незнакомых ягод, заигрывания с бездомными кошками и собаками, а также правила поведения с незнакомыми людьми или если потерялся на улице;
- закрепить правила безопасного поведения в быту (нельзя прятаться, если загорелся дом, включать газ или электроприборы и пр.);
- познакомить с телефонами экстренных служб;
- воспитывать систему представлений о культуре быта (в доме должно быть чисто, одежду и обувь следует регулярно стирать и чистить);
- отрабатывать навыки самообслуживания (быстро и без помощи взрослого одеваться, раздеваться, устранять неполадки внешнего вида — застёгивать пуговицы, молнии и пр., убирать посуду со стола после еды).
- воспитывать положительное восприятие своего образа (имени, внешности);
- учиться называть себя, знать имена и места работы родителей;
- систематизировать представления о чувствах и настроениях человека;
- формировать навык определения причинно-следственных связей между ситуациями и признаками нездоровья (например, по картинкам определить, почему персонажи оказались в том или ином состоянии — с травмами из-за нарушений правил поведения на льду, с ожогами из-за несоблюдения правил обращения с огнём и пр.);
- обобщить представления о правильном питании;
- учиться контролировать процесс и качество умывания, мытья ног, рук, соблюдения правил поведения за столом.
Задачи воспитания привычки к ЗОЖ в разных возрастных группах последовательно реализуют цели этого образовательного вектора
Понятие технологий здоровьесбережения и их виды для реализации целей и задач ЗОЖ
Цели и задачи ЗОЖ, реализуемые в образовательном процессе, систематизируются при помощи системы воспитательных, превентивных и коррекционных мер, осуществляемых посредством тесного контакта педагогов и медперсонала ДОУ с детьми, их родителями, то есть благодаря работе в рамках четырёх технологий здоровьесбережения:
- физкультурно-оздоровительной (через развитие физических качеств малышей, а также удовлетворение их потребности в движении);
- медицинской профилактической (через осуществление контроля за состоянием здоровья детей медперсоналом детского сада);
- технологии социально-психологического комфорта воспитанников (через обеспечение оптимальных условий для создания позитивной атмосферы в коллективе малышей, а также для проведения диагностики готовности воспитанников к обучению в школе);
- повышения валеологического образования семей воспитанников (через приобщение мам и пап к мероприятиям по ЗОЖ, например, участие в спортивном состязании «Мама, папа, я — спортивная семья»).
Методы и приёмы проведения занятий по ЗОЖ
Образовательная задача решается посредством оптимального использования способов (приёмов) взаимодействия с детьми. Совокупность этих приёмов, объединённых средством воздействия на детей (через слово, через зрительный канал восприятия, через ведущую образовательную деятельность или посредством практического освоения мира), составляет метод работы с малышами.
Таблица: какие методы и приёмы могут использоваться на уроках по ЗОЖ
- «Полезные продукты»;
- «Тело человека»;
- «Малыш и здоровье»;
- «Опасные предметы»;
- «Личная гигиена»;
- «Наши помощники — врачи»;
- «Опасности вокруг»;
- «Спорт — мой друг».
- актуализация опорных знаний по вопросу (к примеру, в подготовительной группе перед просмотром мультфильма на тему витаминов, малыши вспоминают, какие полезные продукты питания они знают);
- просмотр видео;
- обсуждение и выводы (Дим Димыч не мог выполнить задание, потому что его мозгу не хватало витаминов).
- для младшего дошкольного возраста;
- для средней группы;
- для старшей группы;
- для подготовительной группы.
- «Почему Винни не хотел просыпаться?»;
- «Куда повёл медвежонка Лучик?»;
- «Чему удивился Винни, когда Лучик привёл его на свой огород?»;
- «Как изменил свой образ жизни Винни-Пух, когда стал кушать овощи и фрукты?».
- До чего ж приятно это! Дождик тёплый, подогретый. На полу не видно луж, Все ребята любят … (душ);
- У неё с утра дела: Чистит зубы добела. (Зубная щётка);
- Резинка Акулинка пошла гулять по спинке, И пока она гуляла, спинка розовою стала. (Мочалка).
- Чтоб у вас здоровье было, Не забудь про пасту с мылом. С физкультурой подружись И работать не ленись. Я здоровье берегу — Тело в чистоте держу. Чтоб душа была здоровой, С физкультурой я дружу. Утром делаю зарядку, Зубы чищу я всегда. Приучаюсь по порядку Выполнять я все дела.
- Эй, Андрей, ты не робей! Гол скорее ты забей!
- Здоровое здоровье здорово иметь.
- Наши руки были в мыле, мы посуду мыли сами, помогали нашей маме.
Фотогалерея: макеты лэпбуков по ЗОЖ
Классический пример лэпбука с карманами для разного рода материалов
Если такой лэпбук сделать на твёрдой основе, то информацию можно размещать с обеих сторон машинки
Оформление лэпбука должно быть красочным и оригинальным
Лэпбук большого размера может включать все материалы зоны ЗОЖ в предметно-развивающей среде группы
Источник: melkie.net