УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / ФГОС НОО / FSES PGE / ФУНКЦИИ УУД / ЛИЧНОСТНЫЕ УУД / PERSONAL ULA / РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД / COGNITIVE ULA / КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД / COMMUNICATIVE ULA / FUNCTIONS OF ULA / REGULATIVE ULA
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахтырская Елена Николаевна
Цель данной статьи познакомить с особенностями формирования универсальных учебных действий (УУД) в рамках реализации ФГОС НОО на примере учебного предмета «Русский язык». Рассмотреть структуру УУД в системе начального образования и выделить основные функции, компоненты и специфику данной деятельности в начальной школе. Сделать выводы о формировании УУД на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС НОО .
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахтырская Елена Николаевна
Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы
Ознакомление младших школьников с пунктуацией в рамках концепции формирования УУД
Требования ФГОС НОО-2021 к разработке программы формирования УУД каждым учителем начальных классов
Развитие интеллектуальных способностеймладших школьников во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий средствами тематического и рефлексивного языкового портфеля
Особенности уроков литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО
Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка как одно из требований ФГОС НОО
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES IN THE SYSTEM OF PRIMARY EDUCATION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE REALIZATION OF THE FSES PGE
The purpose of this article is to introduce the peculiarities of the formation of universal learning activities (ULA) within the framework of the realization of the FSES PGE using the educational subject “Russian” as an example; to consider the structure of ULA in the system of primary education and single out the main functions, components and specific features of this activity in the primary school; to make conclusions about the formation of ULA at the lessons of Russian within the framework of the realization of the FSES PGE .
Текст научной работы на тему «Универсальные учебные действия в системе начального образования в рамках реализации ФГОС НОО»
Инновации в науке № 9 (58), 2016г
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Ахтырская Елена Николаевна
канд. пед. наук, доц. кафедры педагогики и методик начального образования Балашовского института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского»,
UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES IN THE SYSTEM OF PRIMARY EDUCATION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE REALIZATION OF THE FSES PGE
candidate of pedagogical sciences, an associate professor of the chair ofpedagogy and methods ofprimary education at the Balashov institute of Saratov state university, an associate professor,
Цель данной статьи познакомить с особенностями формирования универсальных учебных действий (УУД) в рамках реализации ФГОС НОО на примере учебного предмета «Русский язык». Рассмотреть структуру УУД в системе начального образования и выделить основные функции, компоненты и специфику данной деятельности в начальной школе. Сделать выводы о формировании УУД на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС НОО.
The purpose of this article is to introduce the peculiarities of the formation of universal learning activities (ULA) within the framework of the realization of the FSES PGE using the educational subject «Russian» as an example; to consider the structure of ULA in the system of primary education and single out the main functions, components and specific features of this activity in the primary school; to make conclusions about
the formation of ULA at the lessons of Russian within the framework of the realization of the FSES PGE.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, ФГОС НОО, функции УУД, личностные УУД, регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД.
Keywords: universal learning activities, FSES PGE, fonctions of ULA, personal ULA, regulative ULA, cognitive ULA, communicative ULA.
В ФГОС НОО в качестве ведущей концепции обучения принято формирование универсальных учебных действий. В широком смысле термин «универсальные учебные действия» (УУД) следует понимать, как умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию с помощью сознательного и активного присвоения социального опыта. В узком же смысле УУД представляют собой совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, умений, в том числе и организацию этого процесса. В образовательном пространстве начальной школы УУД выполняют определенные функции:
• дают обучающимся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели и использовать средства их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• позволяют создавать условия для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию в урочной и внеурочной деятельности;
• развивают у обучающихся умение учиться;
• обеспечивают успешное усвоение знаний и формирование навыков;
• формируют компетентность в любой предметной области познания.
В структуре универсальной учебной деятельности в ФГОС НОО выделяется четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный. О наличии личностных универсальных учебных действий у младших школьников педагог может судить по следующим критериям:
• выражено жизненное, личное, профессиональное самоопределение;
• присутствует знание моральных норм;
• сформировано умение выделять нравственный аспект поведения и соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами;
• наблюдается ориентация в социальных ролях и личностных отношениях.
В данном блоке учителю начальных классов особое внимание необходимо уделять вопросам, которые связаны с понятиями «мораль» и «нравственность». «Во все времена основой человеческих ценностей являлись мораль и нравственность. Это те ценности, которые и у наших предков в древности и в современном мире являлись и являются основой человеческих взаимоотношений, основой государства и общества» [1, с. 24]. При этом педагогу следует помнить о том, что степень овладения нравственными понятиями у младших школьников различна, «. что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом и даже особенностями семейного воспитания» [2, с. 131].
В следующем блоке представлены регулятивные учебные универсальные действия, которые предполагают формирование таких умений как: планирование, прогнозирование, контроль и коррекция способов действия.
Для осуществления процесса обучения немаловажными представляются и познавательные УУД, которые включают в себя общеучебные и логические действия. Общеучебные универсальные действия состоят из следующих компонентов:
• самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;
• поиск и выделение необходимой информации с применением методов информационного поиска;
• осознание и построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективного способа решения задач в зависимости от конкретных условий;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов при решении проблем творческого характера.
Логические универсальные учебные действия включают в себя:
• анализ объектов с помощью выделения существенных и несущественных признаков;
• синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восстановлением недостающих компонентов);
• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
• установление причинно-следственных связей, построение цепи рассуждений, доказательство своей точки зрения, выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают такие качества как социальная компетентность
и социальная ориентация обучающихся на позицию других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Рассматривая универсальные учебные действия в рамках реализации ФГОС НОО необходимо отметить, что в урочной и внеурочной деятельности младшие школьники должны овладеть системой УУД. При этом, «. следует обратить внимание на то, что УУД имеют свою специфику в рамках каждого учебного предмета» [3; 24]. Покажем это на примере учебного предмета «Русский язык», изучение которого в начальных классах обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Например, работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологических и синтаксических понятиях, усвоения особенностей строения слова и предложения, запоминание графической формы букв обеспечивает развитие таких знаково-символических действий как замещение (например, звука буквой), моделирование (состав слова можно представить в виде схемы), преобразование моделей (видоизменение слова).
Для формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка могут быть использованы разнообразные формы, методы и приемы работы. Одним из методов стимуляции познавательной активности школьников является создание проблемной ситуации при изучении новой темы. Учитель инициирует диалог, подводящий обучающихся к осознанию учебной задачи, формулированию темы урока. Используется система «посильных» вопросов, пошагово приводящих школьников к решению той или иной грамматико-орфографической задачи. При таком подходе дети не получают грамматическое правило в готовом виде, а самостоятельно «открывают» его.
Особенность русского языка как школьного предмета состоит в том, что он является и целью, и средством обучения. Поэтому педагогу, для успешного изучения языка в начальных классах необходимо сформировать у обучающихся такие общеучебные умения как: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации для решения учебных задач; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать языковые средства для успешного решения задач коммуникации (диалог, устные монологические высказывания, письменный текст). Т. о., можно сделать вывод о том, что в рамках реализации ФГОС НОО формирование способности и готовности младших школьников реализовывать УУД позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.
1. Ахтырская Е.Н. Особенности формирования духовно-нравственного мировоззрения младших школьников // Инновации в науке. — 2015. — № 512. — С. 23-27.
2. Ахтырская Е.Н. Теоретические основы ознакомления младших школьников с изобразительно-выразительными средствами языка // Научное обозрение: гуманитарные исследования. — 2015. — № 11-2. — С. 131-135.
3. Ахтырская Е.Н. Особенности уроков литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО // Личность, семья и общество: Вопросы педагогики и психологии. — 2015. — № 59. — С. 22-26.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭЛИТОПЕДАГОГИКИ КАК НАУЧНОЙ ОТРАСЛИ
Мазалова Марина Алексеевна
канд. филол. наук, доц., заведующая кафедрой педагогики и методик начального образования, Балашовский институт Саратовского государственного университета,
THE MAKING AND DEVELOPMENT OF ELITOPEDAGOGY AS A SCIENTIFIC BRANCH
candidate of philological sciences, associate professor, head of the chair ofpedagogy and methods ofprimary education,
Saratov state university, Russia, Balashov
В статье рассматриваются этапы возникновения, становления и дальнейшего развития элитопедагогических идей в педагогической мысли и формирование элитопедагогики как самостоятельной отрасли научного знания. Анализируются различные подходы и теории педагогов, рассматривающие элитность как критерий эффективности педагогических процессов, изучающих пути развития элитного
Источник: cyberleninka.ru
Что такое УУД? Версия для родителей
Доброго времени суток, дорогие читатели! Рада видеть вас на страницах блога.
Сегодня хочу поговорить с вами об УУД. Знакомая аббревиатура? Думаю, что не всем. Поэтому расшифровываю. Универсальные учебные действия. Это то, чему стараются научить наших ребятишек педагоги, наряду с чтением, письмом, счетом. Эти самые УУД являются стержнем, основой, центром нового образовательного стандарта, в соответствии с которым и ведется обучение детей в младших классах.
Поэтому нам, родителям, нужно знать, что такое УУД в начальной школе.
Разговор предлагаю вести простыми словами, без замороченных педагогических выкрутасов.
- 1 Что это такое?
- 2 Структура УУД
- 3 Регулятивные
- 4 Личностные
- 5 Познавательные
- 6 Коммуникативные
Что это такое?
Еще раз привожу расшифровку. УУД — универсальные учебные действия. Получается, что это действия, которые должен выполнять ученик во время изучения чего-либо. А почему универсальные? Ну, видимо, потому, что эти действия применимы к любому школьному предмету и к любой жизненной ситуации.
Наши действия всегда на что-нибудь да направлены. То есть, мы делаем что-то, чтобы достичь чего-то.
Если мы хотим получить кастрюлю борща, то чистим и режем овощи, варим бульон и т.д. Если с утра хотим иметь чистенькие сапожки, то вечером очищаем обувь от грязи.
А на что же, судя по ФГОС, направлены универсальные учебные действия? О, друзья, здесь не все так просто. Для того, чтобы определить их направленность, нужно для начала разобраться с их структурой.
Структура УУД
Дело в том, что все УУД можно разделить на четыре группы:
- Регулятивные.
- Личностные.
- Коммуникативные.
- Познавательные.
Ну вот, разделили. Теперь давайте разберемся с каждой из этих групп.
Регулятивные
Это от слова регулировать. Направлены на то, чтобы ученики начальных классов научились регулировать себя, свое время, свои энергозатраты. Чтобы все шло так, как нужно им, а не по какому-то неизвестному и непредсказуемому сценарию.
Школьников учат выполнять следующие универсальные действия регулятивного характера:
- ставить цель;
- давать оценку;
- планировать свою деятельность;
- делать прогнозы;
- корректировать свои действия.
Легче все это понять на примере.
Мальчик Вася готовится к экзаменам.
Какие же действия необходимо выполнить Васе, чтобы сдать экзамен на пятерку?
- Поставить цель. Цель Васи – пятерка на экзамене.
- Оценить ситуацию. Вася оценивает свои знания и понимает, что плохо знает большинство тем предмета.
- Прогнозирование. Вася дает свой прогноз – если он не будет учить темы, то пятерки ему не видать, если будет учить, то и пятерка будет.
- Планирование. План у Васи такой – каждый день, он будет повторять по три темы.
- Коррекция. До экзамена остается 10 дней, а в учебнике 40 невыученных тем. Вася понимает, что если он будет учить по три темы в день, то цель не будет достигнута. Он корректирует свои действия, начиная изучать по 4 темы в день.
Согласитесь, такой подход к решению проблем мы применяем каждый день обычной жизни. Так что и нашим дорогим маленьким школьникам не помешает эти УУД сформировать.
Личностные
Я бы назвала их не действиями, а скорее способностями. Школьник учится:
- понимать себя самого;
- понимать людей;
- видеть, что близкому человеку нужна помощь и поддержка;
- сострадать;
- определять негативное влияние и противостоять ему.
Также личностные УУД затрагивают патриотическую составляющую. Детей учат осознавать, что они — есть часть единой страны, единого народа.
Как же этому учат? Ну во-первых, через вечные и добрые произведения поэтов и писателей на уроках литературного чтения. Уроки музыки, изобразительного искусства, технологии, так же способствуют развитию данного вида УУД.
А, во-вторых, в начальной школе вводятся новые предметы. Например, такие как «Правила питания», где речь идет о здоровом образе жизни. И «Основы религиозной культуры и светской этики».
Ну а узнать и понять лучше самого себя школьнику помогает портфолио. Личный документ ученика, в котором отражаются его успехи, достижения, взгляды на мир, цели, ценности и др.
Познавательные
Эти учебные действия направлены на получение новых знаний. Основаны на врожденной любознательности любого ребенка. В начальной школе эту любознательность и тягу к знаниям необходимо развивать, а не душить банальным зазубриванием материала. Кстати, развитие любознательности является неотъемлемой частью психологической подготовки ребенка к школе.
Что же сделала школа? А школа сделала «хитрый ход конем»! Она перешла от объяснительного метода обучения к действенному. Учителя теперь не отдают ученикам знания в готовом виде. Для того, чтобы что-то узнать, школьникам приходится потрудиться, то есть совершить определенные действия. Например, такие как:
- выдвижение гипотезы;
- поиск информации;
- анализ информации;
- обоснование результата;
- предоставление доказательств.
Как вы думаете, почему в современной школе дети так много занимаются проектной и научно-исследовательской деятельностью? Именно для того, чтобы научиться познавательным универсальным действиям. Это потом и в средних классах пригодится, и в старших, и ВУЗе тоже. Так что не стоит расстраиваться по поводу того, что на дом все время проекты задают делать.
Коммуникативные
Это действия связанные с общением. Научиться им необходимо, поскольку мы живем не на необитаемом острове. Какие же это действия? А такие:
- ведение диалога;
- высказывание своей точки зрения;
- защита своей точки зрения;
- выслушивание чужого мнения;
- разрешение конфликтов.
Научиться этому можно только на практике. По сути, находясь в коллективе сверстников, ребенок уже учится взаимодействовать с людьми. Плюс к этому, частенько в школе работу над заданиями дети выполняют в парах или даже в группах. Тут, хочешь не хочешь, а придется и свое мнение высказывать, и чужое выслушивать, и договариваться.
Вот такие они, универсальные учебные действия. Которые не только в школе, но и во взрослой жизни пригодятся. И многим взрослым следовало бы им научиться.
Может, тогда было бы меньше на нашей земле войн, и конфликтов.
А в семьях — ссор и скандалов.
Было бы меньше несчастных людей.
Согласны? Поделитесь своим мнением в комментариях к статье.
И еще один вопрос. А что ответил бы ваш ребенок, если бы вы спросили у него: «Что такое УУД?» Оказывается вариантов может быть много) Смотрите видео!
Друзья, желаю вашим деткам легко и просто овладеть всем, что готова дать им начальная школа.
Счастья вам и здоровья!
Всегда ваша, Евгения Климкович.
Источник: shkolala.ru
Универсальные учебные действия
Сегодня обществом и государством выдвигаются всё новые требования к результатам обучения в школе. В стандартах первого поколения, целью образования была непосредственно передача знаний от педагога к ученикам а итогом, показывающим результаты обучения обозначалось овладение системой знаний, умений, навыков. В стандартах второго поколения понятие «ЗУНы» уже не используется.
Меняется и цель обучения. Теперь школы должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и умеющих добывать их самостоятельно. Подразумевается, что выпускники должны обладать определенными универсальными учебными действиями (УУД).
Понятие универсальных учебных действий
Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности. Что же такое УУД по ФГОС, говоря простыми словами? Это действия, помогающие «научить человека учиться». Под универсальностью понимаются:
- Метапредметный, характер. Понятие УУД не относят к какому – либо одному учебному предмету
- Формируют психологические способности обучающихся
- Они находятся в основе любой деятельности обучающегося
Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:
- Создают условия для всестороннего развития личности на базе готовности к непрерывному образованию.
- Способствуют успешному формированию умений, компетентностей, усвоению знаний в различных предметных областях.
- Обеспечивают возможности учащегося осуществлять самостоятельно деятельность учения, целеполагания, контроля и оценивания процесса и результатов обучения.
Универсальные учебные действия включают следующие виды:
Личностные универсальные учебные действия
Личностные УУД – это действия, обеспечивающие определение ценностно – смысловой ориентации обучающихся. Также они способствуют определению человека своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений.
В учебной деятельности выделяют несколько видов действий:
- самоопределение в разных сферах: профессиональное, личностное;
- смыслообразование: осознание смысла и мотива обучения, связи между ними;
- Нравственное оценивание усваиваемого материала, способность делать личностный моральный выбор, исходя из социальных ценностей.
Чтобы формировать личностные УУД, предлагается использовать следующие методические приёмы и задания:
- Групповые проекты. Обучающиеся совместно выбирают интересную и актуальную тему, распределяют роли внутри группы. Каждый вносит свой вклад в осуществление проекта.
- Ведение портфолио. Дневник индивидуальных достижений способствует созданию ситуации успеха, тем самым повышая самооценку и устанавливаю уверенность в себе. Портфолио подталкивает к стремлению к самосовершенствованию, формированию положительных характеристик личности.
- Привлечение краеведческого материала на учебные и внеурочные занятия
- Творческие задания
Характеристика регулятивных универсальных учебных действий
Регулятивные универсальные учебные действия – это действия, которые обеспечивают организацию и коррекцию учебной деятельности. К этой группе относятся:
- Целеполагание: определение цели и учебной задачи;
- Планирование: установление последовательности действий в соответствии с установленной целью и учётом предполагаемого результата;
- Прогнозирование: способность предположить результат и его характеристики;
- Коррекция: умение внести изменения в план в случае несоответствия с эталоном;
- Оценка: определение и осознание усвоенного и ещё подлежащего усвоению; оценивание усвоенного;
- Саморегуляция: способность преодолевать возникшие препятствия и конфликты;
Для формирования регулятивных УУД предлагается несколько методических приемов. В первую очередь, обучающийся должен установить и понять цель изучения какой-либо темы. Без этого невозможно успешное освоение материла. Для формирования целей занятия, учащимся в начале урока может быть предложена такая таблица:
Последнюю колонку можно заполнить и в конце урока, тогда следует изменить её название: «Что нового и интересного я узнал на уроке?» Возможны вариации и в соответствии с темой урока. Например, в начале урока истории по теме « Религия древних греков» может быть работа с такой таблицей:
Чтобы сформировать УУД планирования, целесообразно использовать следующие приемы:
- Составление плана
- Обсуждение плана решения учебной задачи
- Работа с нарочно изменённым (деформированным учителем) планом, его корректировка
Характеристика познавательных универсальных учебных действий
Познавательные УУД – это общеучебные действия, которые включают в себя:
- Самостоятельную постановку познавательной цели
- Поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств
- Смысловое чтение
- Моделирование
В ряде познавательных УУД выделяют группу логических универсальных действий. Это:
- Создание гипотез и их проверка
- Установление причинно-следственных связей
- Определение логических рассуждений
- Осуществление классификаций, сравнений
Развитию познавательных УУД способствуют такие приёмы и методы: задания на нахождение соответствий, составление кластера, логической цепочки, разработка тестовых вопросов и ответов на них, работа с историческими документами.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативными УУД называют действия, обеспечивающие социальную компетентность, способствующие получению навыков построения диалога; позволяющие интегрироваться в социальную среду. К ним относят:
- Поиск благополучного выхода из конфликтов
- Умение правильно формулировать вопросы
- Способность полно и точно выражать свои мысли
- Контроль и коррекция поведения партнера в группе
Для развития коммуникативных УУД предлагается использовать такие приёмы:
- Составление уточняющих вопросов или вопросов к выступающему
- Высказывание суждений
- Выступление с докладами или сообщениями перед аудиторией
- Продолжение и развитие суждения одноклассника
Очень нравится детям приём, который называется «горячий стул». Он подходит для закрепления пройденного материала. К доске выходят два человека. Один из них садится на стул, называемый «горячим», лицом к классу. Он не должен видеть доску.
Второй обучающийся пишет на доске какой-либо термин либо дату. Класс должен объяснить сидящему значение, а тот в свою очередь, назвать само понятие.
Такой простой приём, как рассказ по иллюстрации, тоже помогает развить коммуникативные УУД. При его составлении обучающийся пользуется зрительной опорой, вызывая пассивный словарный запас. Кроме того, иллюстрации способны оживить сам рассказ, заинтересовать детей, побудить к изучению материала.
Видное место среди средств, формирующих коммуникативные УУД, занимает учебная дискуссия. Так называют обмен мнениями об определённой проблеме. Дискуссия способствует приобретению новых знаний, развитию способности отстаивать своё мнение. Существует множество форм: форум, «суд», дебаты, симпозиум, «круглый стол», мозговой штурм, техника «аквариума», «заседание экспертной группы».
Критерии сформированности УУД
Для определения степени сформированности УУД используются такие основные критерии:
- Соответствие нормативным требованиям
- Соответствие результатов освоения УУД требованиям, прописанным заранее
- Осознанность, полнота и разумность действий
- Критичность действий
Способствуя формированию и развитию УУД, учитель помогает обучающимся стать активными деятелями учебного процесса. Овладев универсальными учебными действиями, ученик не потеряется в непрекращающемся потоке информации, приобретёт очень важное умение – «умение учиться».
Вам так же будет интересно:
Поделитесь с друзьями
Андрей
У вас опечатка. Вместо “Теперь школы должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и умеющих добывать их самостоятельно”, следует писать “теперь школы должны выпускать в жизнь людей, не усвоивших определённых знаний и умений, но зато умеющих имитировать их добычу самостоятельно”
Альберт
Андрей! В точку! Такое ощущение, что “креативщики” из минобра или околоминобровских учреждений, создавших ФГОСы занимаются типа научной деятельностью, и на этой теме, типа, творческого подхода в образовании, защищают диссертации и “осваивают” бюджет реформы образования. По факту, уровень образования падает прямо пропорционально скорости внедрения этих ФГОС.
А причина банальна – новыми ФГОСами целью образование определено не получение ЗУН (знаний-умений-навыков), а “всестороннее развитие личности” в качестве критерия сформированености которой выступают СУД (способы умственных действий).
То есть, знания не нужны, нужны способы действий. Интересно, далеко ли уйдет страна на таком уровне образования? Управлять-то населением с таким образованием будет легко, это да. Но кто-то же должен и ракеты конструировать, и технологии разрабатывать? На Запад надеемся?
Или “после нас хоть трава не расти”?
Полностью согласна.
учитель я
Задолбал этот бред. Это-же шизофрения.
Ирина Юрьевна
Все эти технологические карты, УУД, ФГОС — одни словеса людей которые очень далеки от школы и оправдывают свою зарплату словарным мусором, который не даёт ни помощи учителям, ни знания ученикам. Если учитель не обладает талантом и творческим подходом ни какие УУД, карты и уложенные в неё слова не помогут провести интересный, познавательный урок.
И наоборот если педагог действительно талантлив и любит свою работу его уроки не уложатся в стандарт этих «заумных» слов. Невозможно причесать под одну гребенку урок физкультуры, музыки, математики, истории … Да и учителя прежде всего ЛЮДИ с разным видением, чувствами, талантом, логикой и т.д.
Неужели я на уроке буду читать в карте как мне поздороваться с детьми, какими УУД это будет “обзываться”, что будут делать дети если я им задам вопрос? Это естественно – дети отвечают на вопросы, причем чаще всего только первый вопрос будет таким как в карте, остальные вопросы и ответы это импровизация т.к. ученики не могут отвечать именно так как запланировано в карте и урок пойдет по своему сценарию. У нас в параллели 6 классов и ни разу не было так чтобы уроки по одной теме прошли одинаково. Поэтому нужен только опорный план, очень краткий что бы не сбиваться и не уходить в сторону (хотя именно когда выходишь на уроке из жестких рамок он проходит интересней, это даёт возможность вести дискуссию с детьми). Учителя уже обладают знаниями по своему предмету и необязательно требовать прописывать все их телодвижения. Или по мнению высоко сидящих учителя это компьютеры и если четко не запрограммировать “этих училок” они в класс то войти не смогут, и тему забудут без бумажки, а уж если не будет прописано какое это УУД рот у учителя не откроется и задачки не решатся и песни не споются, и мячик не подпрыгнет…
Согласна полностью. Как диверсия, иначе не могу воспринимать весь бред, всю оторванность от жизни, задач насущных и по-настоящему актуальных. А про критические действия вообще непонятно, это какие? Я полагала, что критическим может быть высказывание, предложение и т.п.
Вячеслав
УУД заставляют учителя задуматься о своей профессиональной пригодности, способности идти в ногу со временем, с требованиями общества.Не секрет, что в школах есть “перегоревшие” учителя,как молодые так и в возрасте, они кое-как дают знания (вяло, без творчества,лишь бы урок прошел – а денежки капают) и их заменить некем. Но центрифуга социальных требований их выкинет и возможно появится меньше учителей,но универсалов,которые придут на смену “увядшим” и компенсируют те пробелы в знаниях которые сейчас есть.Все зависит от ВУЗов,кого они на смену сформируют (произведут). К 2024 году увидим.
Как это может зависеть от вузов? Если там еще нет преподавателей методики и педагогики, проникшихся этой идеей? Я лично за 5 лет увидела только тех, кто если не плевался, то сравнивал все, что новое появилось, как это называлось раньше. Та еще умора
Марьям
Приятно удивлена что государство задумывается об этом. Наличие умений на мой взгляд не исключает важности наличия знаний
Игорь. Учитель
Методика преподавания безусловно должна идти ” в ногу” со временем, обществом. Чего НИКОГДА я не встречал ни на курсах повышения квалификации, ни в школах. Мое мнение: просто над этим вопросом НИКТО не работает в министерстве. А надо бы, очень надо. И причем , еще ” вчера”.
Добавить комментарий Отменить ответ
- Современные технологии обучения (8)
- Внеклассные мероприятия (5)
- Родителям (11)
- Про ФГОС (15)
- Этапы урока (1)
- Нестандартные уроки (11)
- Полезная информация (8)
- Учителю (20)
- Учителю истории и обществознания (1)
- Учителю информатики (1)
- учителю русского языка и литературы (3)
- Учителю иностранного языка (5)
- Учителю математики (2)
- Учителю физики (1)
- Учителю химии (1)
- Учителю географии (1)
Источник: aujc.ru
Формирование универсальных учебных действий в образовательном пространстве начальной школы в условиях внедрения ФГОС НОО. — презентация
Презентация на тему: » Формирование универсальных учебных действий в образовательном пространстве начальной школы в условиях внедрения ФГОС НОО.» — Транскрипт:
1 Формирование универсальных учебных действий в образовательном пространстве начальной школы в условиях внедрения ФГОС НОО
2 В чем заключается задача школы? Формирование у каждого ребенка умения учитьСЯ – учить СЕБЯ.
3 Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
4 Учащийся – «архитектор и строитель» образовательного процесса
5 Как достичь эту цель? Благодаря системе формирования универсальных учебных действий
6 любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. (ФГОС НОО, стр.7, раздел I.) «Портрет выпускника начальной школы» Камагаева Наталья Николаевна МОУ НОШ 33 г. Майкоп, РА учитель начальных классов
9 действия смыслообразования действия нравственно-этического оценивания Личностные УУД Действия самоопределения
10 Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях: личностное, (профессиональное), жизненное самоопределение; смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор
11 Личностные универсальные действия Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
12 Познавательные УУД обще- учебные, включая специально-предмлетные действия логические, включая знаково-символические действия постановка и решение проблем
13 Познавательные универсальные действия включают: 1. Общеучебные универсальные действия: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; -структурирование знаний; -знаково-символические моделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область — умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности и др.
14 Универсальные логические действия анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
15 Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
16 Познавательные действия Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
17 Целеполагание Планирование Контроль Прогнозирование Коррекция Волевая саморегуляция Оценка
18 Регулятивные учебные действия детей младшего школьного возраста: 1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка): способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; преодоление импульсивности, непроизвольности; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
19 Регулятивные учебные действия 2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей: целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания); формирование основ оптимистического восприятия мира.
20 Регулятивные УУД Регулятивные УУД включают навыки самоконтроля, умение решать учебную задачу, умение работать по алгоритму, уровень развития комбинаторных умений. 20
21 Регулятивные действия Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
22 Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Построение речевых высказываний Лидерство и согласование действий с партнером
23 Коммуникативные действия – межличностное и деловое сотрудничество, позитивное и ответственное отношение к миру природы и культуры, малой родине и Отечеству. К ним относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, поиск способов решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и и условиями коммуникации
24 Коммуникативные действия Обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
25 Смысловые акценты УУД Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир личностные жизненное самоопределение нравственно- этическая ориентация смыслообразование нравственно- этическая ориентация регулятивные целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология, Физическая культура и др.) познавательные общеучебные моделирование (перевод устной речи в письменную) смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач широкий спектр источников информации познавательные логические формулирование личных, языковых, нравственных проблем; самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия коммуникативные использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа, презентация творческих продуктов Направленность учебных предметов на развитие УУД
26 Личностные УУД Регулятивн ые УУД Познавательные УУД Коммуникат ивныеУУД Урочная Внеурочная Внешкольная
29 урок а Тема Планируемые результаты Деятель ность учащего ся Вид контроля Дата Предметн ые Метапредм летные Личностн ые Тематическое планирование
30 Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные действия 1. Самоопределение к деятельности Организационный момент Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя Подготовка класса к работе.Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Выявляет уровень знаний.
Определяет типичные недостатки. Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков 3. Постановка учебной задачи. Активизирует знания учащихся.
Создаёт проблемную ситуацию Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока Регулятивные: целеполагание; познавательные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение — формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы 4. Построение проекта выхода из затруднения Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные – моделирование, логические — решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации 5. Первичное закрепление Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения зада, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует деятельность по применению новых знаний. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнивая с эталоном. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение 7. Рефлексия деятельности (итог урока) Организует рефлексию Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: Системно-деятельностный подход Технологическая карта урока
31 Суть программы внеурочной деятельности заключается в закреплении и развитии УУД средствами организации ребёнком своего жизненного пространства.
32 Цель разработки программы: когда каким образом
33 Внеурочная деятельность предусматривает формирование Регулятивные Разучивание игр Ведение правил Познавательные любознатель ность творчество Коммуникативные Социальную помпетентность Коллективное обсуждение
34 Педагогическое сопровождение этого процесса можно осуществлять с помощью Универсального интегрированного Портфолио
35 Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.
38 Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования.
39 Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно. А. Дистервег
Источник: www.myshared.ru
III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2011
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы?
Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя — вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. В Болонской декларации 1999г. отмечается, что современные потребности обучающихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретет статус субъекта образования.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия — это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:
-состояние здоровья детей;
— успеваемость по основным предметам;
-уровень развития речи;
-степень владения русским языком;
-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
-стремление принимать и решать учебную задачу;
-навыки общения со сверстниками;
— умение контролировать свои действия на уроке.
Как может быть выражено универсальное учебное действие?
На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.
Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
С целью формирования регулятивного универсального учебного действия — действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.
Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно, а потом быстро, ориентируясь на внутренний алгоритм способов проверки. Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах. Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?
1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.
5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.
6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.
7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией — пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.
8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.
10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.
11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.
13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.
Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения. Поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия уже в начальной школе.
Источник: scienceforum.ru