Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на этапе начального общего

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / ФГОС НОО / FSES PGE / ФУНКЦИИ УУД / ЛИЧНОСТНЫЕ УУД / PERSONAL ULA / РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД / COGNITIVE ULA / КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД / COMMUNICATIVE ULA / FUNCTIONS OF ULA / REGULATIVE ULA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахтырская Елена Николаевна

Цель данной статьи познакомить с особенностями формирования универсальных учебных действий (УУД) в рамках реализации ФГОС НОО на примере учебного предмета «Русский язык». Рассмотреть структуру УУД в системе начального образования и выделить основные функции, компоненты и специфику данной деятельности в начальной школе. Сделать выводы о формировании УУД на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС НОО .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахтырская Елена Николаевна

Ознакомление младших школьников с пунктуацией в рамках концепции формирования УУД

Программа развития универсальных учебных действий как основа вариативного образования

Развитие интеллектуальных способностеймладших школьников во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО

Формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий средствами тематического и рефлексивного языкового портфеля

Особенности уроков литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО

Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка как одно из требований ФГОС НОО

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES IN THE SYSTEM OF PRIMARY EDUCATION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE REALIZATION OF THE FSES PGE

The purpose of this article is to introduce the peculiarities of the formation of universal learning activities (ULA) within the framework of the realization of the FSES PGE using the educational subject “Russian” as an example; to consider the structure of ULA in the system of primary education and single out the main functions, components and specific features of this activity in the primary school; to make conclusions about the formation of ULA at the lessons of Russian within the framework of the realization of the FSES PGE .

Текст научной работы на тему «Универсальные учебные действия в системе начального образования в рамках реализации ФГОС НОО»

Инновации в науке № 9 (58), 2016г

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Ахтырская Елена Николаевна

канд. пед. наук, доц. кафедры педагогики и методик начального образования Балашовского института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского»,

UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES IN THE SYSTEM OF PRIMARY EDUCATION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE REALIZATION OF THE FSES PGE

Формирование и развитие регулятивных универсальных учебных действий в курсе «Окружающий мир»

candidate of pedagogical sciences, an associate professor of the chair ofpedagogy and methods ofprimary education at the Balashov institute of Saratov state university, an associate professor,

Цель данной статьи познакомить с особенностями формирования универсальных учебных действий (УУД) в рамках реализации ФГОС НОО на примере учебного предмета «Русский язык». Рассмотреть структуру УУД в системе начального образования и выделить основные функции, компоненты и специфику данной деятельности в начальной школе. Сделать выводы о формировании УУД на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС НОО.

The purpose of this article is to introduce the peculiarities of the formation of universal learning activities (ULA) within the framework of the realization of the FSES PGE using the educational subject «Russian» as an example; to consider the structure of ULA in the system of primary education and single out the main functions, components and specific features of this activity in the primary school; to make conclusions about

the formation of ULA at the lessons of Russian within the framework of the realization of the FSES PGE.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, ФГОС НОО, функции УУД, личностные УУД, регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД.

Keywords: universal learning activities, FSES PGE, fonctions of ULA, personal ULA, regulative ULA, cognitive ULA, communicative ULA.

В ФГОС НОО в качестве ведущей концепции обучения принято формирование универсальных учебных действий. В широком смысле термин «универсальные учебные действия» (УУД) следует понимать, как умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию с помощью сознательного и активного присвоения социального опыта. В узком же смысле УУД представляют собой совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, умений, в том числе и организацию этого процесса. В образовательном пространстве начальной школы УУД выполняют определенные функции:

• дают обучающимся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели и использовать средства их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

• позволяют создавать условия для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию в урочной и внеурочной деятельности;

• развивают у обучающихся умение учиться;

• обеспечивают успешное усвоение знаний и формирование навыков;

• формируют компетентность в любой предметной области познания.

В структуре универсальной учебной деятельности в ФГОС НОО выделяется четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный. О наличии личностных универсальных учебных действий у младших школьников педагог может судить по следующим критериям:

• выражено жизненное, личное, профессиональное самоопределение;

• присутствует знание моральных норм;

• сформировано умение выделять нравственный аспект поведения и соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами;

• наблюдается ориентация в социальных ролях и личностных отношениях.

В данном блоке учителю начальных классов особое внимание необходимо уделять вопросам, которые связаны с понятиями «мораль» и «нравственность». «Во все времена основой человеческих ценностей являлись мораль и нравственность. Это те ценности, которые и у наших предков в древности и в современном мире являлись и являются основой человеческих взаимоотношений, основой государства и общества» [1, с. 24]. При этом педагогу следует помнить о том, что степень овладения нравственными понятиями у младших школьников различна, «. что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом и даже особенностями семейного воспитания» [2, с. 131].

В следующем блоке представлены регулятивные учебные универсальные действия, которые предполагают формирование таких умений как: планирование, прогнозирование, контроль и коррекция способов действия.

Для осуществления процесса обучения немаловажными представляются и познавательные УУД, которые включают в себя общеучебные и логические действия. Общеучебные универсальные действия состоят из следующих компонентов:

• самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;

• поиск и выделение необходимой информации с применением методов информационного поиска;

• осознание и построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективного способа решения задач в зависимости от конкретных условий;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов при решении проблем творческого характера.

Логические универсальные учебные действия включают в себя:

• анализ объектов с помощью выделения существенных и несущественных признаков;

• синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восстановлением недостающих компонентов);

• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

• установление причинно-следственных связей, построение цепи рассуждений, доказательство своей точки зрения, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают такие качества как социальная компетентность

и социальная ориентация обучающихся на позицию других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Рассматривая универсальные учебные действия в рамках реализации ФГОС НОО необходимо отметить, что в урочной и внеурочной деятельности младшие школьники должны овладеть системой УУД. При этом, «. следует обратить внимание на то, что УУД имеют свою специфику в рамках каждого учебного предмета» [3; 24]. Покажем это на примере учебного предмета «Русский язык», изучение которого в начальных классах обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Например, работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологических и синтаксических понятиях, усвоения особенностей строения слова и предложения, запоминание графической формы букв обеспечивает развитие таких знаково-символических действий как замещение (например, звука буквой), моделирование (состав слова можно представить в виде схемы), преобразование моделей (видоизменение слова).

Читайте также:
Программа ДНС на компьютер для чего нужен

Для формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка могут быть использованы разнообразные формы, методы и приемы работы. Одним из методов стимуляции познавательной активности школьников является создание проблемной ситуации при изучении новой темы. Учитель инициирует диалог, подводящий обучающихся к осознанию учебной задачи, формулированию темы урока. Используется система «посильных» вопросов, пошагово приводящих школьников к решению той или иной грамматико-орфографической задачи. При таком подходе дети не получают грамматическое правило в готовом виде, а самостоятельно «открывают» его.

Особенность русского языка как школьного предмета состоит в том, что он является и целью, и средством обучения. Поэтому педагогу, для успешного изучения языка в начальных классах необходимо сформировать у обучающихся такие общеучебные умения как: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации для решения учебных задач; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать языковые средства для успешного решения задач коммуникации (диалог, устные монологические высказывания, письменный текст). Т. о., можно сделать вывод о том, что в рамках реализации ФГОС НОО формирование способности и готовности младших школьников реализовывать УУД позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.

1. Ахтырская Е.Н. Особенности формирования духовно-нравственного мировоззрения младших школьников // Инновации в науке. — 2015. — № 512. — С. 23-27.

2. Ахтырская Е.Н. Теоретические основы ознакомления младших школьников с изобразительно-выразительными средствами языка // Научное обозрение: гуманитарные исследования. — 2015. — № 11-2. — С. 131-135.

3. Ахтырская Е.Н. Особенности уроков литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО // Личность, семья и общество: Вопросы педагогики и психологии. — 2015. — № 59. — С. 22-26.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭЛИТОПЕДАГОГИКИ КАК НАУЧНОЙ ОТРАСЛИ

Мазалова Марина Алексеевна

канд. филол. наук, доц., заведующая кафедрой педагогики и методик начального образования, Балашовский институт Саратовского государственного университета,

THE MAKING AND DEVELOPMENT OF ELITOPEDAGOGY AS A SCIENTIFIC BRANCH

candidate of philological sciences, associate professor, head of the chair ofpedagogy and methods ofprimary education,

Saratov state university, Russia, Balashov

В статье рассматриваются этапы возникновения, становления и дальнейшего развития элитопедагогических идей в педагогической мысли и формирование элитопедагогики как самостоятельной отрасли научного знания. Анализируются различные подходы и теории педагогов, рассматривающие элитность как критерий эффективности педагогических процессов, изучающих пути развития элитного

Источник: cyberleninka.ru

Программа формирования универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся на 1-ой ступени начального общего образования Материалы подготовил: к. пед. наук, — презентация

Презентация на тему: » Программа формирования универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся на 1-ой ступени начального общего образования Материалы подготовил: к. пед. наук,» — Транскрипт:

1 Программа формирования универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся на 1-ой ступени начального общего образования Материалы подготовил: к. пед. наук, зав. лабораторией начального образования МЦКО Матвеева Е. И.

3 Это компетентностный и системно-деятельностный подходы. Эти подходы определяют «универсальные учебные действия» как обобщенные действия, помогающие учащимся ориентироваться в различных предметных и метапредметных областях познания. Эти подходы обеспечивают развитие личности через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. УУД формируются при возможности самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

4 Выделение ценностных установок образования как института социализации личности, отражающих требования к образованию семьи, общества и государства; определение в качестве ведущей цели образования в информационную эпоху мотивации младших школьников к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни и формирование способности к обновлению компетенций;

5 проектирование вариативных психолого- педагогических технологий формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих преемственное и последовательное развитие личности и построение картины мира на разных ступенях образования, достижения целей образования и ценностных ориентиров образования как института социализации подрастающих поколений в информационную эпоху;

6 понимание Стандартов как конвенциональных норм, гарантирующих доступность, качество, эффективность образования, обеспечивающих соблюдение фиксированных требований к результатам образования, набору образовательных областей и объему нагрузки на различных уровнях начальной ступени образования с учетом преемственности, возрастных и индивидуально-психологических особенностей развития учащихся, сроков обучения, структуры образовательных программ, процедур контроля за образовательными достижениями учащихся.

7 начального общего образования обусловлены кардинальными изменениями в представлении о целях образования и путях их реализации; определяют переход от ЗУНовской стратегии в области оценки основных итогов образования к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

8 Ключевое направление состоит в обновлении и модернизации концептуальных, технологических и методических подходов к организации образовательной деятельности начальной школы, обеспечивающих достижение младшими школьниками новых образовательных результатов как основы успешности дальнейшего обучения.

11 направлена на освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин в сочетании с сознательным, активным присвоением ими нового социального опыта; создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование при условии сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования общей культуры обучающихся, духовно- нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития.

12 призвана обеспечить достижение планируемых результатов всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей.

13 Формирование УУД реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий. Универсальное учебное действие для всех предметов – моделирование, которое включает в свой состав знаково- символические действия: замещение, кодирование, декодирование.

14 Действия учителя при планировании: 1. Выбрать УУД в соответствии с целью урока, спецификой учебного предмета, возрастными особенностями учащихся. 2. Выделить время для формирования УУД в границах учебного занятия или урока. 3. Определить приёмы, методы, способы и формы организации деятельности учащихся для развития УУД.

16 1. Правильное их выполнение в рамках заданного предметом диапазона (круга) задач (по аналогии, по образцу – узнавание, запоминание), 2. Осознанное и произвольное их выполнение, перенос на новые классы объектов (по памяти, по замыслу – воспроизведение, преобразование). 3. При разработке программного содержания необходимо применять принцип преемственности на уровне соблюдения сквозных линий формирования ключевых компетенций (УУД) с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста по параллелям 1 – классов.

18 УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В широком значении умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком (собственно психологическом значении) совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность посредством самостоятельного усвоения новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

19 Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося;

20 обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

22 Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития: способность ребёнка регулировать свою деятельность — из общения и сорегуляции; самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я- концепция как результат самоопределения — из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своих возможностях; познавательные действия ребёнка — из ситуативно- познавательного и внеситуативно-познавательного общения.

24 В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

25 В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Читайте также:
Как сжимать видео без программ

26 В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

29 Необходимо выделение цели формирования УУД, четкого выделения их функций в образовательном процессе, их содержания и требуемых свойств в соотнесении с обусловленными возрастом психологическими особенностями учащихся. Важно определить ориентировочную основу каждого УУД, обеспечивающую его успешное выполнение, и организацию ориентировки учащихся в его выполнении. Нужно поэтапно отработать УУД, обеспечивая переход, во-первых, от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия; во-вторых, от совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.

30 Важно определить связь каждого УУД с предметной дисциплиной. Выделить предметные дисциплины, наиболее адекватные для формирования конкретных видов УУД и создающие для них зону ближайшего развития. Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине. Разработать или использовать готовую систему задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологический типы, решение которых обеспечит формирование заданных свойств УУД. Использовать систему рекомендаций по школьным предметам с целью обеспечения формирования конкретных видов и форм УУД в данной предметной дисциплине. . В каждом УМК должна быть выстроена система учебных заданий, направленных на формирование УУД.

31 Необходимо повышение их профессионального уровня в сфере: обогащения содержания образования в начальной школе интеллектуальными умениями и творческими способами деятельности через внедрение развивающих технологий и методов обучения; расширения содержания образования через включение регионального компонента; повышения уровня технологической грамотности. Чтобы организовывать учебный процесс в начальной школе по обновленному содержанию, у учителя должны быть сформированы умения педагогического проектирования; внедрения технологии сетевой организации единого методического пространства.

33 1. Имеет место недостаточно плавное, даже «скачкообразное» изменение методов и содержания обучения, которое при переходе к новой ступени обучения приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся. 2. Обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

34 1) Определены разделы содержательного обучения дошкольников как подготовительная база начального обучения. 2) Выделены критерии разных видов готовности ребенка к обучению в школе. В соответствии с ними разрабатывается программа развивающих занятий в дошкольном учреждении. . Приняты Федеральные государственные требования дошкольного образования, которые должны стать ориентиром для преемственности.

35 3) определена система диагностических методов, необходимых для обследования ребенка дошкольного возраста, поступающего в 1-й класс; 4) организованы специальные классы по подготовке детей к начальному этапу школьного обучения; 5) первый год начального обучения имеет статус адаптационного, и его организация опирается на основные элементы ведущей деятельности дошкольного возраста.

36 наличие учебно-познавательной мотивации, умение определять (ставить) цель предстоящей деятельности и планировать ее, оперировать логическими приемами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями. Все эти компоненты лежат в основе Программы формирования универсальных учебных действий. Целесообразно оценивать готовность к обучению на новой ступени системы образования не только и не столько на основе знаний, умений, навыков, сколько на базе сформированности основных видов УУД.

37 Критерии (показатели) ее сформированности: положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы ребенок продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания; проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется, во-первых, в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; во-вторых, в наличии адекватного содержательного представления о подготовке к школе.

38 создание проблемных ситуаций, активизации творческого отношения учеников к учению; формирование рефлексивного отношения к учению и личностного смысла учения – осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью; обеспечение средствами решения задач, оценивание ответа учащегося с учетом его новых достижений, по сравнению с прошлыми знаниями; организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.

39 недостаток способностей (неблагоприятный фактор); низкий уровень старания (способствует активизации учебной деятельности); объективная сложность задания; случайность (повезло, не повезло).

40 обеспечение успешности в учебе за счет организации ориентировки ученика в учебном содержании и усвоения системы научных понятий; положительная обратная связь и положительное подкрепление усилий учеников через адекватную систему оценивания учителем; отказ от негативных оценок.

41 стимулирование активности и познавательной инициативы ребенка, отсутствие жесткого контроля в обучении; ориентация учеников на то, что неуспех обусловлен недостаточностью усилий и перенос акцента на чувство ответственности самого учащегося;

42 формирование адекватных реакций учеников на неуспех и поощрение усилий в преодолении трудностей; ориентация учителей на необходимость учета индивидуально -психологических особенностей учащихся и зону ближайшего развития.

Источник: www.myshared.ru

Формирование личностных УУД в начальной школе

За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.

УУД разделяются на 4 вида: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

1. Личностные УУД важны, так как благодаря им отражается отношение ребёнка к социальным ценностям в обществе.

Младший школьник должен: Установить связь и принадлежность не только к своему народу, но и к государству. Понимать, уважать ценности и культуры других национальностей. Интересоваться культурой народа и страны, в которой он родился и живет. Уметь различать главные нравственно-этические нормы и понятия.

Идентифицировать поступки и действия с моральными нормами; чувствовать, как он поступил – «хорошо» или «плохо». Понимать и ощущать эмоциональное состояние окружающих, и с учетом этого строить с ними конструктивный диалог. Анализировать ситуации и события с точки зрения морали и этики. Объяснять свои действия, проявлять в ситуациях такие чувства, как доброжелательность, внимательность, доверие и так далее.

2. Личностные УУД отражают отношение ребенка к учебному процессу. Младший школьник должен: Понимать речь учителя и одноклассников. Стремиться к процессу познания, то есть ребёнок должен удивляться и интересоваться, проявлять внимание и желать узнать как можно больше. Давать оценку своим действиям. Уметь сотрудничать с одноклассниками.

Иными словами, принимать мнение оппонента во время спора или дискуссии, быть терпеливым и доброжелательным, проявлять доверие к участнику или собеседнику общего дела, а также считаться с точкой зрения другого человека.

Способы формирования личностных УУД

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

К личностным УУД относятся:

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,

желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

осваивать новые виды деятельности,

участвовать в творческом, созидательном процессе;

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Как формируются личностные УУД в начальной школе.

Надо отметить, что данный процесс длительный. Педагогу необходимо запастись терпением.

Но что же для этого нужно делать?

Во-первых, действия учителя должны быть осмысленными.

Во-вторых, педагогу, как и ребёнку, необходимо в себе развивать внутреннюю мотивацию, то есть двигаться вверх.

В-третьих, задача, поставленная учителем перед обучающимся, должна быть понятна, но ещё и внутренне приятна малышу, это значит, что данное дело станет для него значимым.

Читайте также:
Программа которая может отвечать на вопросы

В-четвертых, в классе должна царить атмосфера успеха.

В-пятых, помогать ребёнку должен не только педагог, но и сосед по парте.

В-шестых, учитель не должен скупиться на похвалу и поощрения, ведь у грамотного педагога обязана быть сформирована система оценивания, которую дети должны знать.

В-седьмых, учителю самому необходимо научиться быть творцом, чтобы каждый его шаг стал открытием для ребенка.

1. Психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок

-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

— С каким настроением вы пришли сегодня в школу? С каким настроением вы начинаете урок?

2. Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок. Например:

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,
Математика у нас!

Встали все у парт красиво,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

3.Первоклассникам очень нравятся соревнования, поэтому на этапе
самоопределения можно договориться о том, что за каждое верно выполненное задание ученик получает какой-то символ, знак.

4. Подводя итог урока, спрашиваю ребят
Что почувствовал (и) …
Чему улыбнулись …
Что было трудным, а что было интересным?

Предлагаю продолжить фразу:

Мне стало грустно …
Я бы продолжил (а) написанное так …
Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так …
Это произведение напомнило мне случай из моей жизни …
Будущее героев я представляю …
Произведение вызвало у меня чувства…
Мне это важно знать, потому что…

5. Заканчиваются уроки и я спрашиваю детей и прошу их показать руками : «С какой радостью вы сегодня идете домой?»

Формирование личностных УУД в процессе использования современных образовательных технологий

Для развития ЛУУД нужно использовать разные образовательные технологии.

Современному учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Для формирования личностных УУД необходимо использовать различные технологии в комплексе.

Стоит понимать, что виды универсальных учебных действий, в частности личностные, будут формироваться более эффективно в том случае, если педагог в своей работе использует следующие методы:

Проблемное обучение, творческие задания.

Групповые, а также парные формы работы на уроке.

Технология продуктивного чтения.

Методы, которые направляются на самостоятельную деятельность обучающихся.

Методы самооценки и рефлексии. И другие.

Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения.

На уроках русского языка возможен широкий спектр проблемных ситуаций, однако наиболее часто я использую проблемные ситуации со столкновением мнений учащихся. Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать». Так, например, учеников прошу написать слова или предложения на новое правило, определить новую часть речи. При отсутствии знаний по сегодняшней теме это задание неизбежно вызывает разброс мнений учеников.

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

самостоятельности (самостоятельное в и дение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

Технология проектной деятельности

Окружающий мир любят многие ребята, так как считают его одним из самых интересных, но в то же время и достаточно трудным предметом. Трудно с этим поспорить. Личностные УУД в начальной школе на уроке окружающего мира формируются путем становления мировоззрения, а также жизненного самоопределения ребенка. Кроме того, на этом уроке у детей формируются основы исторической памяти о ближнем и далеком прошлом. Ученики работают над проектами «Моя семья», «Моя родословная», «Моя малая Родина», «Кто нас защищает?», « Знай родной край».

На уроке окружающего мира у учеников начальной школы формируется грамотное и природосообразное поведение. Все это воплотится в реальность, благодаря проектным работам, например: «Покормите птиц зимой», «Сажаем деревья», «Вторая жизнь отходов», «Собери макулатуру – сохрани дерево», «Наша республика на карте страны».

Таким образом, проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; способствует развитию познавательной активности; обеспечивает более прочное усвоение знаний; делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

Технология продуктивного чтения

Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения). Выделяем этапы работы с текстом на уроках:

до начала чтения;

в процессе чтения;

после чтения (где вступает в права проблемно-диалогическая технология).

1 этап. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий.

2 этап. Самостоятельное чтение про себя. Дети проверяют свои предположения. Затем чтение вслух, по абзацам, с комментариями. По ходу чтения задаем вопросы на понимание текста, ответы на которые дети находят в тексте, и также по ходу чтения проходит словарная работа (т.е. медленное движение за автором по строчкам, диалог с автором).

Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов- предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.

3 этап. После чтения ставим проблемный вопрос к тексту в целом. Дети отвечают на вопрос, происходит беседа, помогающая понять авторский замысел, «спрятанный между строк», рассказ о писателе, о его личности.

Далее работа усложняется и углубляется. Мы выделяем средства выразительности: образные выражения, олицетворения, метафоры, эпитеты и сравнения. Также рассматриваем стиль языка, особенность письма, приемы, формы, жанры произведений.

Опыт работы показывает, что технология формирования типа правильной читательской деятельности учит детей осмысленному чтению литературного произведения, развивает технику чтения и речь школьников, помогает привить ребёнку любовь к слову, языку, и самое главное, к чтению. Также воспитывает умение учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, что способствует индивидуальному прогрессу в основных сферах личностного развития.

При изучения предмета «Литературное чтение» в 1 классе появляются следующие Личностные УУД:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Применительно к предмету «Математика » следует выделить такие виды действий:

На уроках математики формируются личностные УУД:

— понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

— быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

— не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки- обязательная часть решения любой задачи;

— понимать свои желания и цели по отношению к общим учебным задачам;

— понимать свои желания и цели по отношению к индивидуальным учебным задачам.

Предмет «Математика» формирует личностные УУД у обучающихся с 1 класса. Для этого в учебнике1 класса предлагаются проблемные вопросы для обсуждения учеников и выводы , позволяющие проверить правильность собственных умозаключений. Таким образом, школьники учатся сверять свои действия с целью.

Формирование личностные УУД в начальной школе обеспечивают положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий и поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего народа. Все это начинает реализовываться на уроках литературного чтения, математики, окружающего мира.

А самое главное деятельности учителя в формировании личностных универсальных учебных действий, помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в Жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.

Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения: на основе учебно-метод. комплекта «Школа России» // Нач. шк.: журн. — 2009. — № 9. — С. 3-25.

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru