В соответствии с ФГОС предъявляются новые требования к результату обучения в целом и в частности по физической культуре. Результативность оценивается по трем составляющим: метапредметным, предметным, личностным результатам. Согласно Фундаментальному ядру содержания общего образования, личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания по предмету, а метапредметные результаты – через формирование универсальных учебных действий (далее УУД). Представленные результаты отражают цель школьного образования – формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности ФК для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.
Требования к результатам обучения по физической культуре , отраженные в Примерных программах основного общего образования по физической культуре
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой, укреплением здоровья, ведением здорового образа жизни.
Формирование универсальных учебных действий
Метапредметные результаты характеризуют сформированность универсальных компетенций, проявляющихся в применении накопленных знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретённые на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные компетенции востребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизнедеятельности учащихся.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении знаний и формировании умений использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Метапредметные результаты освоения
УУД в широком смысле – это «умения учиться», т.е. совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Универсальные учебные действия (УУД) – способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного обретения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в предметной области — «Физическая культура».
1.Соотнесение известного и неизвестного
4.Способность к волевому усилию
2.Выделение необходимой информации
4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи
6.Анализ и синтез
9.Действия постановки и решения проблемы
1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами
План формирования УУД
Цель: Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — формирование умения учиться.
- Изучить программу формирования УУД, заложенную в ФГОС
- Рассмотреть УУД и адаптировать к специфике образовательного процесса по ФК
- Обеспечить формирование УУД на уроках физической культуры через различные способы организации деятельности
- Дать характеристику результатов формирования УУД на разных программных разделах предмета «Физическая культура
- Осуществлять подбор контрольно-измерительных материалов в соответствии с требованиями к результатам обучения.
Программа формирования УУД обеспечит повышение сформированности общеучебных умений и навыков, даст толчок для развития самостоятельности учащихся в учебной деятельности и, тем самым, повысит качество знаний обучающихся по предмету.
В соответствии с поставленной целью, система формирования УУД должна помочь:
получить более качественные знания, которые необходимы для физического развития;
обеспечить доступ к нетрадиционным источникам информации;
повысить интерес к предмету и уровень мотивационно-ценностного отношения к ЗОЖ;
повысить активность учащихся на уроках;
повысить эффективность самостоятельной работы, умения контролировать занятия физической культурой
реализовать принципиально новые формы и методы обучения;
сохранить психологическое благополучие и здоровье детей в учебной деятельности ;
повысить уровень качества знаний по предмету ;
повысить эффективность урока и его эстетическую привлекательность;
привлечь учащихся к использованию ИКТ;
повысить роль самоконтроля, самокоррекции и самооценки в учебной деятельности
При этом результатом образования становятся не столько сами знания по конкретным дисциплинам, сколько умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Новая школа формирует у школьника целостный социально-ориентированный взгляд на мир в его единстве и разнообразии.
В условиях введения ФГОС ООО в профессиональной деятельности учителя будут иначе расставлены акценты. Предметные знания всегда на первом месте, поскольку без знаний невозможно сформировать учебную компетентность ученика. Перед учителем стоит задача не только «дать» знания, но и показать «путь приобретения» этих знаний», т.е. к дидактической роли учителя естественно прирастает ещё одна – управленческая (учитель управляет образовательным процессом по своему предмету)
Приоритет формирования УУД в процессе обучения
различным видам двигательной деятельности
Определять способы организации работы по формированию УУД на уроке с учетом этапа обучения, так как на разных этапах отмечены отличия при формировании УУД.
Так, на этапе начального разучивания следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии. Можно предложить обучающимся выполнить действия, близкие по технике к вновь изучаемому. При этом устно выделять существенные признаки движения при демонстрации в различных её видах (показ учителя или ученика, изображения, видеоматериалы). Рекомендуется выполнение частей движения по инструкциям, рисункам; выявление грубых ошибок в выполняемом действии, выполнение движения в условиях, в которых необходимо акцентировать внимание на ведущем звене техники.
Для обучения целеполаганию, сравнению и классификации двигательных действий можно использовать подводящие и подготовительные упражнения, выполняемые ранее, для освоения двигательного действия из другого раздела учебной программы с выявлением цели его выполнения, основываясь на предыдущем опыте обучение другому действию. С помощью фронтальной беседы можно помочь обучающимся отнести новое двигательное действие к известной группе упражнений.
На этапе углубленного изучения рекомендуется организация работы по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия. Работа с обучающимися направлена на выявление ошибок на основе собственного опыта и наблюдения за другими занимающимися, выявление причин ошибок. Предлагается школьникам самостоятельно незначительно изменить условия и технику выполнения движения в связи с вновь возникшими условиями. На данном этапе необходимо самостоятельно выявлять значительные ошибки при выполнении движения самим учеником и другими занимающимися.
В работе по формированию УУД наибольшее внимание уделяется развитию способности к использованию рациональных способов выполнения того или иного задания. Предлагается выполнить двигательное действие различными способами и их сравнение.
На этапе совершенствования — выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения.
Рекомендуется организовать работу по выявлению необходимости в изменениях условий выполнения движения и самостоятельное их изменение; по обоснованию различных способов выполнения действия путем апробации.
Также работа обучающихся на уроке может строиться на создании условий, в которых необходимо концентрировать внимание на отдельной детали техники (например, сочетание с различными действиями), усложнение условий выполнение движения на фоне утомления для выделения групп мышц, которые необходимо в наибольшей степени задействовать в движении при повышающих волевых и физических усилиях.
К вышеперечисленным способам формирования УУД на всех этапах обучения добавляются домашние задания, заключающиеся в написании (или графическом изображении) движений, сходных с изучаемым, в составлении различных условий и ситуаций и их сравнение с изучаемыми на уроке.
Также на каждом этапе обучения движение анализируется и фиксируется в дневнике, не просто заносится изучаемое двигательное действие, но и к какой классификации относится.
Формы организации образовательного процесса.
Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью.
В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности должен включать школьников в различные формы самостоятельной деятельности (самостоятельные упражнения и учебные задания). Основные методы (продуктивные и репродуктивные и т.д.) работы на уроке: словесный; демонстрации; разучивания упражнений; совершенствования двигательных действий и воспитания физических качеств; игровой и соревновательный. В работе используются разные формы организации деятельности учащихся на уроке – индивидуальная, групповая, фронтальная, поточная, круговая, дифференцированная и варьируются виды деятельности в рамках одного урока. В этом возрасте рекомендуется применять метод индивидуальных занятий, дополнительных упражнений, заданий по овладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учетом типа телосложения, склонностей, физической и технико-тактической подготовленности.
Источник: nsportal.ru
Программа формирования УУД на уроках физической культуры.
Цель программы: формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках физической культуры в основной школе.
Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач:
- Изучить программу формирования УУД, заложенную в ФГОС.
- Рассмотреть УУД на ступени основного образования.
- Обеспечить формирование УУД на уроках физической культуры.
- Дать характеристику результатов формирования УУД на разных этапах обучения в основной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Программа формирования УУД на уроках физической культуры.»
формирования УУД на уроках физической культуры
Исполнитель:
Чибранова Наталья Владимировна,
учитель физической культуры МБОУ ООШ №15 г. Ленинск-Кузнецкий
Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундамента образования. Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Для УУД предусмотрена отдельная программа — программа формирования универсальных учебных действий. Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия — это навыки, которые надо закладывать на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Цель программы: формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках физической культуры в основной школе.
Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач:
- Изучить программу формирования УУД, заложенную в ФГОС.
- Рассмотреть УУД на ступени основного образования.
- Обеспечить формирование УУД на уроках физической культуры.
- Дать характеристику результатов формирования УУД на разных этапах обучения в основной школе.
Для решения задач и реализации программы планирую использовать следующие приёмы: 1. Урок организовывать, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет отдавать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу. 2. Задания давать, соответствующие возрасту детей.
Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. Можно создать условия для создания самими учащимися фотографий, рисунков, схем.
3. На этапе начального разучивания уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), нахождению обучающимися последующее выполнение действий, близких по технике к вновь изучаемому. На этапе углубленного изучения планировать работу в группе по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия.
На этапе совершенствования – выявлять индивидуальные детали техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельно создавать различные условия и ситуации применения упражнения и использование известных способов его выполнения. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — формирование умения учиться.
Этапы реализации программы: 1.Организационно — подготовительный: — анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами; — изучение методической литературы и существующего опыта по данной проблеме. 2.
Технологический: — актуализировать понимание учителя о способах формирования УУД на уроках физической культуры; — систематизировать и представить перечень действий учителя по формированию УУД на уроках физической культуры; — систематизировать и представить перечень действий обучающихся по овладению УУД на уроках физической культуры; — способствовать развитию рефлексии обучающихся на уроках физической культуры. 3. Заключительный: — сравнение результатов с ожидаемыми; — теоретическое обобщение и дальнейшее внедрение результатов программы в педагогическую практику.
Ожидаемые результаты. В соответствии с поставленной целью, УУД должны помочь обучающемуся: — получить более качественные знания, которые необходимы для физического развития; — обеспечить доступ к нетрадиционным источникам информации; — повысить интерес к предмету; — повысить активность учащихся на уроках; — повысить эффективность самостоятельной работы.
Педагогу: — реализовать принципиально новые формы и методы обучения; — сохранить психологическое благополучие и здоровье детей в учебной деятельности; — повысить уровень использования наглядности и визуализации на уроке; — повысить эстетическую привлекательность урока; привлечь учащихся к использованию ИКТ. Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; — проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: — характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; — находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; — общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; — обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; — организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; — планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; — видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; — оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; — управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; — технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: — планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; — излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью; — представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; — измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств; — оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; — организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; — бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; — организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки; — характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств; — взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; — в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; — подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений; — находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы; — выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения; — выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; — применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД. Так, планирую учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий со следующими показателями: -состояние здоровья детей; -умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы; -стремление принимать и решать учебную задачу; -навыки общения со сверстниками; — умение контролировать свои действия на уроке.
Источник: kopilkaurokov.ru
Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры
Обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундамента образования. Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться».
Коробова Надежда Яковлевна
Содержимое разработки
ОГАОУ многопрофильный лицей №20 г. Ульяновск
Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры
учитель физической культуры Коробова Надежда Яковлевна
- Обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундамента образования.
- Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться».
- Основы ФГОС – системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие личности учащихся.
- Главный смысл обучения: учащиеся должны сами домысливать, искать, познавать и развивать свои возможности.
- Такой подход расширил возможности программного содержания образования по физической культуре.
Цель школьного образования по физической культуре
формирование разносторонне физически развитой личности
По результатам исследований учащиеся большую часть времени проводят в статическом положении, что наносит урон здоровью.
Уроки физической культуры
С образовательно-предметной направленностью
С образовательно-познавательной направленностью
С образовательно-тренировочной направленностью
должны отражать формирование гражданской идентичности и ориентации в системе моральных ценностей, высокую ценность жизни и личную ответственность за поступки
Для формирования личностных УУД
- Участие в творческих проектах
- Подведение итогов урока
- Составление и выполнение комплексов упражнении
- Использование подвижных игр.
Коммуникативные УУД
- Обеспечивают социальную компетентность учёт позиции и мнение других людей
- Работа на уроке в группах, парах
- Составь задание партнеру
- Представь себя в роли учителя
- Соревнования по спортивным играм
Для формирования УУД
- Задание:«Судья». Тактика игры «Баскетбол».
- Цель:формирование умений определять нарушения правил
- Форма выполнения:групповая
Регулятивные универсальные учебные действия помогают учащимся обеспечить организацию своей учебной деятельности
Целеполагание
Саморегуляция
Планирование
Прогнозирование
Для формирования УУД
- Задание:бег на дистанции 1 км
- Цель:контролировать и распределять силы и эмоции
- Форма выполнения:групповая и индивидуальная
Познавательные УУД:
- Это средства и способы, позволяющие ребёнку быть активным участникам учебного процесса
- Составление комплекса упражнений на осанку
- Составление режима дня
Формирование УУД «Профилактика нарушения осанки»
- Цель: формирование умений правильно держать осанку
- Материалы: статья о правильной осанке, упражнения, фотографии
- Форма выполнения: индивидуальная под руководством учителя
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
- Метапредметные результаты
- Предметные результаты
- Спасибо за внимание!
- Спасибо за внимание!
- Спасибо за внимание!
-82%
Источник: videouroki.net