В последние двадцать лет остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушением в соматическом и психическом развитии. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) только 20 % детей рождаются условно здоровыми, остальные по своему психофизиологическому состоянию либо занимают пограничное положение между здоровьем и болезнью, либо имеют нарушение психического развития, либо больны.
Одна из распространенных форм психических нарушений – задержка психического развития (далее – ЗПР). Этот тип психического развития ребенка характеризуется незрелостью отдельных психомоторных и психических функций или психики в целом, формирующейся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов. Особенностью психического развития детей с задержанным развитием является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, памяти. Дети с ЗПР в целом отличаются сниженной умственной работоспособностью. Для их деятельности характерны низкий уровень самоконтроля, низкая познавательная активность, отсутствие целенаправленных продуктивных действий, нарушение планирования и программирования деятельности, ярко выраженные трудности в вербализации действий.
Методические рекомендации для учителей, работающих с детьми с ЗПР
Ежегодная диагностика обучающихся в начале учебного года показывает, что у детей с ЗПР с большим трудом формируются важнейшие и необходимые умения, универсальные учебные действия. В частности, недостаточно формируются регулятивный компонент УУД, учащиеся испытывают дефицит в умении ставить цель, планировать ход деятельности и прогнозировать конечный результат, недостаточно сформировано произвольность действий, обучающиеся не готовы применять полученные знания в новых условиях. Познавательная деятельность оказывается дефицитарной именно в звене регуляции — страдают произвольное запоминание, произвольное внимание и др. Часто вообще невозможно выполнять задания, требующие выстраивания алгоритма деятельности (Семаго Н.. Семаго М.) .
Актуальность разработки коррекционно-развивающих программ в начальном звене общеобразовательной школы обусловлена тем, что именно начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это звено обеспечивает прочный фундамент в целостном развитии личности ребенка, его социализации, становлении элементарной культуры деятельности и поведения, формировании интеллекта и общей культуры, образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения, и в первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.
В отечественной и зарубежной педагогике и психологии накоплен богатейший опыт исследования проблемы формирования учебных умений и навыков у детей с задержкой психического развития. Существуют работы, раскрывающие психологические особенности формирования универсальных учебных действий (Н.П. Ансимова, А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.
Володарская, В.В. Давыдов, А.В. Захарова, В.П. Зинченко, Э.В.Ильенков, А.К. Маркова, О.Н. Молчанова, В.И. Моросанова, Г.А.Цукерман и др.). В ряде трудов дается описание отдельных приемов формирования навыков самоорганизации младших школьников (А.Б.Воронцов, В.В. Донсков, Л.В.
Формирование универсальных учебных действий. Лекторий 3.1
Жарова, А.С. Лында, Е.В. Минаева, Э.В.Минздаева, Л.П. Никитина, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, И.Е.
Сюсюкина, Н.Н. Титаренко, Г.А.Цукерман и др.). Между тем, мало исследованы педагогические средства поэтапного формирования РУУД, не выявлены условия, обеспечивающие успешность этого процесса, проблемным остается вопрос о диагностике уровня формирования РУУД, что подчеркивает актуальность работы.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОГРАММЫ
Теоретической основой исследования явились труды психологов, непосредственно работающих по проблеме коррекции задержки психического развития, технологии и методы коррекционной педагогики и психологии, методы и приемы развития универсальных учебных действий в начальной школе, в том числе:
системно-деятельностный подход, предполагающий развитие качеств личности на основе формирования универсальных учебных действий учащихся (СИ. Архангельский, А.Г. Асмолов, В.П. Беспалько, Л.С.Выготский, Ю.А. Конаржевский, Ф.Ф. Королев, А.Т.
Куракин, Л.И. Новикова и др.);
личностно-ориентированный подход, согласно которому развитие каждого ребенка должно происходить с учетом его личностных особенностей на основе овладения навыками самоорганизации, рефлексии и оценки своей деятельности (Е.В.Бондаревская, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.В. Сериков, В.А.Сластенин, В.Д. Шадриков, Д.Б.
Эльконин, И.С. Якиманская и др.);
положение о взаимосвязи обучения и развития, положение о сенситивных периодах Л.С. Выготского, Ж. Пиаже;
учение о задержке психического развития и нарушениях онтогенетического развития ребенка в работах Н.Ю. Боряковой, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюковой, М.С. Певзнер, Т.А.
Власовой, В.И. Лубовского, Л.И. Переслюни, И.Ю. Кулагиной, Е.Ф. Соботович, Р.Д. Триггер, К.С.
Лебединской, И.Ф. Марковской, Н.Л. Белопольской, В.В. Ковалева;
концепция формирования универсальных учебных действий (А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г.Салмина, СВ. Молчанов и др.);
основные положения и понятия теории развивающего обучения
(Ш.А.Амонашвили, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Л.В. Занков,
Д.Б.Эльконин и др.).
Важнейшее значение для выбора содержания коррекционно-развивающей программы имели труды психологов, непосредственно работающих по проблеме коррекции задержки психического развития (Н. В. Бабкина, Л. А. Венгер, А. Л. Венгер, Н. Я. Семаго и др.). В программу включены фрагменты развивающих программ названных авторов с учетом возможностей групповой формы работы и индивидуальных психофизиологических особенностей испытуемых.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: повысить уровень сформированности регулятивного компонента УУД школьников начального звена с задержкой психического развития.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
формирование и совершенствование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
формирование навыков целеполагания, планирования, прогнозирования деятельности;
формирование навыка самоконтроля, оценивания;
развитие устойчивости, концентрации, объема внимания;
стимулирование познавательной активности, интереса к себе, формирование школьной мотивации;
содействие становлению сферы жизненной компетенции и преодолению различных дисфункций.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю, продолжительность реализации программы 18 часов (9 недель). Длительность коррекционно-развивающих занятий в соответствии с рекомендациями СанПиН 2.4.2.3286-15 составляет 40 минут.
В программе используются методы и приемы интерактивного обучения, эффективность и значимость которых актуальна особенно при работе с детьми с задержкой психического развития. Интерактивные технологии обучения предполагают такую организацию процесса обучения, в котором происходит активное участие ученика в коллективном, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации. Важным достоинством методов технологии интерактивного обучения является создание комфортных условий обучения , при которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, формируется база для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.
В процессе организованной деятельности обучающиеся учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты; учатся целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов, тем самым, развивая способность принимать решения, доводить начатое до конца.
Таким образом, применение интерактивных приемов позволяют корригировать психические функции, позволяя учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
На занятиях часто использовался такая форма интерактивного обучения, как «Работа в малых группах» (занятиях 2,4,5,8): ребята получали задание на группы, им необходимо было распределить задания между собой, оценить сложность, составить план выполнения, сопоставить результаты каждого.
На занятиях(5, 9, 10) использовался метод проектных задач: ребята выполняли индивидуальное творческое задание, развивая прогностические навыки, навыки целеполагания и контроля.
При реализации программы использовались такие формы интерактивного обучения как работа в парах (как при взаимообучении, так и при взаимопроверке), соревнования, творческие задания.
Программа представлена тремя модулями, различающихся уровнем сложности используемых заданий и упражнений. В первом модуле основной упор делается на развитие пространственного восприятия и развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Используются следующие упражнения и задания: «Графический диктант» с выявлением закономерностей по визуальному и аудиальному образцу, «Перепутанные дорожки», задания типа «Продолжи ряды», задания на вычеркивание (аналогично корректурной пробе), шифровки (замена одних значков другими по определенному правилу).
Задания второго модуля направлены на формирование прогностических способностей: Упражнения на выявление закономерности чередования геометрических фигур (предметов) и продолжение соответственно ряда; построение цепи возможных событий; задания на выбор варианта последствий различных событий; творческие задания по составлению жизненных историй.
В третьем модуле на передний план выступают упражнения, направленные на развития навыка планирования и контроля: составление плана для выполнения задания, рассказа; самостоятельное выполнение задания с самооценкой и взаимооценкой полученного результата. Важными элементами занятий является обсуждение плана выполнения задания, работа с деформированным планом, корректировка деформированного плана.
На каждом занятии использовались задания на составления узоров по образцу (кубики Никитина, танграм, математических планет). Данные задания направлены на развитие пространственных представлений, воображения, конструктивного мышления, комбинаторных способностей, развитие мыслительных, аналитических, творческих и изобретательских способностей. ребенка.
Особое внимание на уроках обращается на рефлексию, которая проводится не только в конце занятия, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, достигнутых результатов, динамики своего роста.
На занятиях мы проводим рефлексию деятельности (лесенка успеха; дерево успеха, прием «наряжаем елку», «наша полянка»); рефлексию содержания учебного матерала ( прием «плюс – минус – интресно», фразы «узнал…», «интересно…», «почувствовал…», «у меня получилось…»); рефлексия эмоционального состояния (карточки с изображением лица, прием «солнышко – тучка»)
На занятиях согласно рекомендациями СанПиН 2.4.2.3286-15 через 15 -20 минут занятий, а также при появлении усталости у детей проводятся динамические паузы. Во время физминуток мы использовали упражнения для развития межполушарного взаимодействия «Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Ухо – нос», «Змейка», «Ленивая восьмерка», «Перекрестные движения», «Скручивание». Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.
В рамках реализации программы при планировании занятий соблюдалась общая структура построения занятия.
Коммуникативные игры проводятся с целью повышения энергетического ресурса группы, формирования эмоционально положительного настроя на продолжение занятия, развития коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.
Цель мотивационного этапа являлась сфокусировать внимание учащихся на проблеме и вызвать интерес к занятию. Использовались загадки, короткие истории, небольшие литературные произведения.
В основной части (самое продолжительное по времени задание, занимающее от 10 до 15 минут) занятия используются развивающие, дидактические игры и интерактивные игры.
Интерактивные игры проводятся в следующей последовательности:
инструктирование – учитель рассказывает про цели упражнения, про правила, последовательность действий и количество времени на выполнение заданий, спрашивает все ли понятно учащимся;
объединение в группы или распределение ролей;
выполнение задания, при котором учитель выступает как организатор, помощник
презентация результатов выполнения упражнения.
Этот этап носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие регулятивных универсальных учебных действий: произвольности, развитии концентрации внимания, тренировки памяти, развитии пространственных представлений.
Произвольность в младшем школьном возрасте выражается в умении ребенка принимать цели, поставленные взрослым, и действовать в соответствии с ними, выполнять действия по образцу, организовывать свою деятельность, самостоятельно планируя способы достижения цели.
На заключительном этапе занятия проводятся игры- оптимизаторы или релаксационные упражнения, целью которых является развитие рефлексии, проявляющейся в осмыслении собственных действий и состояний, самопознании внутреннего мира, а также в формировании позитивного образа «Я». Каждый участник группы перед прощанием должен получить «поглаживание» либо со стороны одноклассников и психолога, либо самостоятельно заявив о своих достоинствах и успехах. «Игра-оптимизатор», как правило, малоподвижная. Основная ее задача — получение детьми позитивного опыта общения, создание положительного самовосприятия независимо от реальных успехов ребенка в учебной деятельности и повышение настроения в конце занятия.
Каждое занятие традиционно заканчивалось процедурой прощания, которую можно придумать вместе с детьми. Например, мы выполняли следующее упражнение. Дети, взявшись за руки, плотно собираются в круг. Затем, проговаривая по слогам «До сви-да-ни-я», расходились, делая круг шире, и в конце отпускали руки.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
В таблице приведем тематический план программы с описанием коррекционных задач.
Тематический план коррекционно-развивающей программы
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
4.5. Программа формирования универсальных учебных действий у детей с зпр начального общего образования
Дети с ЗПР характеризуются замедленным и неравномерным созреванием высших психических функций, недостаточностью познавательной деятельности, снижением уровня работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости, недоразвитием эмоционально- личностной сферы. Причины таких состояний разнообразны: органическая недостаточность ЦНС, конституциональные особенности, неблагоприятные социальные факторы, хронические соматические заболевания.
Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала начального общего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса учащихся с ЗПР и обеспечивающей умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Результатом формирования универсальных учебных действий будет являться освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а также сознательное, активное присвоение ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования обучающихся с ЗПР:
Ценностные ориентиры начального общего образования
- от обучения, как преподнесения учителем обучающимся системы знаний, к активному решению проблем с целью выработки определенных решений;
- от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций;
- к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
- формирование основ гражданской идентичности личностина базе:
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничествана основе:
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
- развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
Источник: studfile.net
Примерная рабочая программа «Формирование УУД у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития »
методическая разработка
Цель коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного учреждения – это формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка. Важно сформировать высшие психические функции: предпосылки мышления, память, внимание, разные виды восприятия, развить зрительную, слуховую, моторную функции и межсенсорные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребенка. Так же необходимо создавать условия для становления ведущих видов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка детей к обучению в школе.
Поступление в школу детей – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни ребенка, а иногда и всей семьи. Беззаботность дошкольников, их беспечность, увлеченность игрой уходят в прошлое. Начинается жизнь, наполненная новыми требованиями, обязанностями и ограничениями.
Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному. Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Учебная деятельность должна увлекать младших школьников, приносить радость, давать удовлетворение.
Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей, а особенно это касается детей с ЗПР. Развитие познавательной деятельности дошкольников – один из основных аспектов готовности детей к школе. В процессе познавательной деятельности формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Развиваются психические процессы: произвольное внимание и восприятие, мышление, память, воображение, речь. Приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама личность ребенка.
Таким образом, задача ДОУ заключается в том, чтобы – сформировать совокупность «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта на основе компетентностного подхода.
Всё это обусловило необходимость разработки программы формирования универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Программа составлена на основе требований ФГОС, примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Реализация программы осуществляется комплексно через разные виды образовательной деятельности (ООД, совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей), преемственность от дошкольного к начальному общему образованию.
- Цель и задачи программы
Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения универсальных учебных действий.
— определить состав и характеристику универсальных учебных действий детей дошкольного возраста с ЗПР ;
- Особенности программы
В программе формирования универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста с ЗПР представлены:
- характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий дошкольников;
- предпосылки формирования УУД у детей с проблемами развития;
- особенности формирование универсальных учебных действий по направлениям развития и образования детей;
- условия, при которых возникают и развиваются УУД;
- виды заданий для формирования универсальных учебных действий;
- особенности предметно –пространственной развивающей среды, как условие формирования УУД дошкольников;
- портрет выпускника ДОУ с ЗПР.
- Характеристика универсальных учебных действий
Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться».
В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:
Самоопределение – внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, что я могу, что я знаю, каким я хочу стать, каким я буду и т.п.);
Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности (какое значение имеет для меня учение);
Нравственно-этического оценка – способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.
Предпосылками личностных УУД у детей с ЗПР являются:
- умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
- умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
- формирование познавательной и социальной мотивации;
- формирование адекватной самооценки;
- формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки;
- формирование способности учитывать чужую точку зрения;
- воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой Родине, уважение к старшим и т.п.)
Целеполагание – умение сохранять заданную цель;
Планирование – умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности;
Контроль – умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу;
Коррекция – умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
Оценка – умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
Предпосылками регулятивных УУД являются:
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- умение сохранять заданную цель;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
- умение работать по инструкции взрослого;
- умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
- готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;
- умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
- умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.
- Ориентировка в пространстве и времени;
- Умение применять правила и пользоваться инструкциями;
- Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;
- Умение работать по заданному алгоритму;
- Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.
- Умение работать по книге;
- Умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
- Умение работать по иллюстрациям.
- Умение пользоваться школьными принадлежностями (ручкой, карандашом, ластиком).
- Классификация
- Анализ
- Синтез
- Сравнение
- Обобщение
- Сериация
- Исключение лишнего
- Подбор подходящего
- Установление причинно-следственных связей
- Использование знаково-символических средств
- Моделирование
Предпосылками познавательных УУД являются:
- навыки сформированности сенсорных эталонов;
- ориентировка в пространстве и времени;
- умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;
- умение применять правила и пользоваться инструкциями;
- умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
- умение производить анализ и синтез объектов;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение выделять существенные признаки объектов;
- умение устанавливать аналогии на предметном материале;
- умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);
- умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
- умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;
- умение ориентироваться в книге; умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью; умение находить нужную страницу; умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
- умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);
- умение пользоваться простейшими инструментами.
- Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;
- Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
- Умение вести монолог, отвечать на вопросы;
- Владение невербальными средствами общения.
Предпосылками коммуникативных УУД являются:
- потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
- ориентация на партнера по общению;
- умение строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
- умение слушать собеседника;
- умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- умение предлагать помощь и сотрудничество.
4.Формирование универсальных учебных действий
по направлениям развития и образования детей
Направления развития детей
Работа над ознакомлением с окружающим, познание связей и причин природных явлений, формирование представлений о малой Родине, работа над разными проектами и пр. позволяет работать над получением познавательных результатов образования. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных УД.
Совместная деятельность детей при работе над познанием окружающего, проектами в группе
способствуют формированию коммуникативных умений.
Развитие речи как средство языка невозможно без развития коммуникативных умений.
Работа с детской литературой, иллюстрациями книг, работа с образцами книжной культуры позволяет обогатить сферу представления, способствует развитию любознательности и пр. А это в свою очередь познавательных учебных действий.
Освоение норм поведения и ценностей общества является необходимым условием совместного проживания человека в обществе. Освоение и принятие норм и правил ребенком способствует развитию личностных качеств и формирования личности в целом.
Самообслуживание, участие в элементарном труде, в социально значимых трудовых поручениях развивает положительные качества личности: организованность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность. Труд позволяет лучше узнать индивидуальные особенности детей, развить определенные способности.
Освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях позволят формировать волевые качества личности, коммуникативные действия, регулятивные действия .
Работа с ребенком по художественно-эстетическому направлению способствует развитию всех видов УУД.
Работа ребенка с разными видами искусства, освоение продуктивных видов детской деятельности позволяет формировать познавательные универсальные учебные действия. Выражение отношения к продуктам человеческого творчества, оценивание работ — позволяет формировать личностные и коммуникативные учебные действия .
Планирование своей деятельности и достижение результата позволяет формировать регулятивные учебные действия .
- Основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению у детей с проблемами развития
- Образовательная деятельность должна быть разнообразна. Один и тот же материал должен предоставляться ребенку с разных сторон, и разными методами.
- Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.
- Ребенок должен понимать важность преподносимого материала.
- Задания, предлагаемые детям, должны строиться с учетом зоны ЗБР, т.е. должны быть трудными, но посильными.
- Демонстрационный и раздаточный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.
- Образовательная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.
- Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.
Воспитание познавательных интересов — важнейшая составная часть воспитания личности ребенка со снижением интеллекта, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей в дальнейшем.
- Виды заданий для формирования универсальных учебных действий:
Участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах
Источник: nsportal.ru