Программа формирования непрерывного образования это

Непрерывность образования – это процесс роста образовательного потенциала человека (как общего, так и профессионального) на протяжении всей его жизни, согласующийся с потребностями личности и социума.

Роль непрерывности образования в современном обществе

Для современного общества оптимальным является применение системы непрерывности образования, как постоянного, последовательного, пожизненного пополнения каждым человеком личного объема знаний, умений, навыков.

Непрерывное образование возможно разделить на несколько этапов:

  • детско-юношеское образование: учебно-воспитательный процесс развития человека, предшествующий его вступлению в самостоятельную жизнь;
  • образование взрослых: процесс обучения в рамках профессиональной деятельности, саморазвитие, переквалификация, сопровождающиеся непосредственным практическим применением.

Непрерывное образование – это реализация всем известной пословицы «Век живи – век учись», и в сегодняшней реальности она имеет важнейший смысл. Полнота и удовлетворенность социальной жизнью невозможна без постоянного пополнения ресурса человека.

Непрерывное образование: достоинства, виды и пики образования

Непрерывное педагогическое образование возможно изобразить схематично:

Роль непрерывности образования в современном обществе

Основная цель непрерывного образования – развитие в личности таких свойств как самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, ответственность, адаптация к быстро изменяющимся условиям современного общества и качественное усвоение новой информации.

Можно выделить следующие формы непрерывного образования:

  • пожизненное;
  • начальное;
  • дополнительное;
  • последипломное;
  • профессиональное и т.д.

Непрерывность процесса образования создает условия для более глубокого понимания человеком своих потребностей и явлений окружающего мира, более качественному раскрытию своего потенциала; становится возможным полноценно выполнять свою социальную роль в ходе трудовой деятельности и жизни в социуме.

Что такое непрерывное образование? По сути, это «тренажер» для образовательного потенциала человека, поддерживаемый системой образовательных учреждений, которые отвечают потребностям личности и общества.

Система непрерывного образования используется во всем мире во многих вариациях, с применением различной терминологии. Например, возобновляющееся образование, заключающееся в получении объема знаний частями на протяжении всей жизни, чередующегося с иными видами деятельности, в частности, профессиональной.

В концепцию модернизации образования в России принцип непрерывности включен необходимостью реализации таких направлений, как:

  • переход к непрерывному профобразованию;
  • повышение качества профподготовки;
  • формирование инвестиционной привлекательности образования;
  • реформа общего (среднего) образования.

Система непрерывного образования в этом проекте состоит из следующих элементов:

Выпуск 1. Возможности непрерывного образования

  • переход от управления ВУЗами к управлению отдельными программами;
  • переход от аккредитации ВУЗов к аккредитации учебных программ; введение кредитно-модульной системы;
  • формирование независимых центров оценки качества образования.

Непрерывное образование отлично согласуется с вариативностью, поддерживается разнообразием структур учреждений образования и педагогического инструментария.

Реализация принципа непрерывности образования возможна, когда все учреждения образования представляют из себя единую сеть, характеризующуюся тесной взаимосвязью ее элементов и преемственностью учебных программ. Несомненно, информационные технологии являются большим подспорьем для перехода на непрерывное образование.

Преемственность как основа непрерывности в образовании

Определение 2

Непрерывность есть цепь учебных задач на протяжении всего процесса образования, логично перетекающих друг в друга и задающих путь постоянного продвижения обучаемого вперед.

Преемственность есть непрерывность в переходные моменты между этапами или уровнями обучения, выраженная в единой организации этих уровней или форм в пределах общей системы образования.

Изобразим преемственность схематично:

Преемственность как основа непрерывности в образовании

Преемственность возможно реализовать в условиях единой системы целей и наполнения образовательных программ на всем пути обучения от дошкольного до последипломного.

На данный момент, увы, российское образование не обладает подобным единством. Различные этапы обучения и формы преследуют несогласованные между собой цели. Таким образом, обеспечение целостности и содержательного единства обучающей деятельности является базовой задачей, стоящей перед политикой образования.

Для того, чтобы в корне пересмотреть принципы современного образования на всех его уровнях, необходимо сформировать систему новых взглядов на соотношение ступеней обучения. Стоящие обособленно звенья процесса лишают образования единства, затрудняют выполнение задачи по формированию всесторонне развитой, целостной личности и снижают качество получаемых знаний и навыков в общем. Реализация принципов непрерывности и преемственности даст возможность максимально эффективно решить вопросы воспитания и обучения каждой личности.

Источник: zaochnik-com.com

обжд / образование / СЗ № 3 / Концепция непрерывного образования

Характерной чертой новой системы образования, вырисовывающейся в результате преобразований, является множественность путей и средств решения проблем обучения и социокультурного развития людей разных возрастов. Образовательные учреждения отказываются от единого социального заказа и все более начинают учитывать дифференцированные запросы различных категорий обучающихся, какими бы причинами эти разные запросы ни определялись (социальной характеристикой, материальными возможностями, возрастом, уровнем подготовленности и т.п.). Возможность выбора для субъектов обучения признается ведущей теоретической идеей и реально существующим явлением. 39

Идея непрерывного образования возникла как ответ на динамичные изменения в науке и производстве. В большинстве стран ее связывали прежде всего с обучением, однако уже первые обобщения и концептуальное осмысление данной идеи выдвинули как равноправную мысль о необходимости развития личности в процессе непрерывного образования. По мере утверждения субъектности человека в его социализации и профессионализации, по мере возрастания индивидуальности в выборе средств самореализации усиливалась и целеопределяющая роль личности в построении жизненной образовательной стратегии.

На основе анализа социальной роли непрерывного образования в жизни человека отечественные исследователи определяют образование как фактор социального развития, как условие производственной деятельности, условие обогащения духовной жизни человека, развития самосознания и умственного развития, а также как фактор, способствующий общению через развитие речи, расширение круга общения. 40

Читайте также:
Программа которая находит все пароли

Развитие системы непрерывного образования – одно из важных направлений инновационной образовательной деятельности, предполагающее непрерывность процессов в системах общего среднего, начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. Эффективность и возможность образовательной деятельности определяются прямыми и обратными системными связями между различными стадиями инновационного цикла, производителями и потребителями услуг; фирмами, рынком, государством и другими социальными партнерами, включая зарубежных. Непрерывное образование может рассматриваться как формальная часть структуры так называемого «обучения в течение всей жизни» и является одним из важных условий инновационной образовательной деятельности.

Развитие системы непрерывного образования направлено на поддержку компетентностного развития личности, на реализацию концепции развивающего обучения. Концепция непрерывного образования основана на принципах непрерывности, гибкости, быстрой динамике, связанной со сменой потребностей на рынке труда, на реализации концепта образования «не на всю жизнь, а через всю жизнь». Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать разнообразные источники информации для решения этих проблем, постоянно приобретать дополнительные знания.

Непрерывное образование предполагает многоуровневость образовательных программ, которая позволяет учесть в построении образовательной траектории такие существенные характеристики, как встроенность, замещение, дополнение, адаптировать программу к начальному уровню обучающихся.

Инновационность программ непрерывного образования проявляется в опережающем характере обучения, в адекватности потребностям рынка, широком использовании дистанционных образовательных технологий. Содержание и технологии непрерывного образования направлены на подготовку инновационно-ориентированной личности.

В основе программ непрерывного образования должны лежать такие принципы как:

  • системность,
  • модульная структура программ,
  • компетентностный подход,
  • оптимизация аудиторных занятий,
  • применение современных образовательных и информационных технологий,
  • накопительная система обучения.
  • преемственность образовательных стандартов и программ различных уровней общего и профессионального образования;
  • возможность временного прекращения и возобновления обучения, изменения его формы, выбора индивидуальной образовательной траектории, повышения квалификации, переподготовки и т.д. с целью поддержания как высокого уровня общего образования, так и профессиональной конкурентоспособности, соответствия запросам рынка труда;
  • отсутствие тупиковых образовательных программ, учебных заведений, направлений и видов образования, не дающих возможности продолжить как общее, так и профессиональное обучение.
  • переход к модульному принципу построения образовательных программ, что позволит обеспечить гибкость и вариативность образования, его личностную направленность, большее соответствие запросам рынка;
  • широкое использование новых образовательных технологий, в том числе технологий «открытого образования», интерактивных форм обучения, проектных и других методов, стимулирующих активность обучающихся, формирующих навыки анализа информации и самообучения, увеличение роли самостоятельной работы учащихся;
  • стимулирование с учетом мирового опыта соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования, развитие механизмов привлечения в профессиональное образование внебюджетных средств, создание условий для инвестиционной привлекательности системы профессионального образования;
  • обновление материально-технической базы и инфраструктуры образования, более интенсивная его информатизация;
  • разработка и апробация различных моделей регионального управления профессиональным образованием в связи с возрастанием роли регионов в его развитии; нормативно-правовое обеспечение функционирования и развития региональных систем образования;
  • обеспечение инновационного характера профессионального образования за счет интеграции сферы образования, науки и производства; разработки проектов, связанных с развитием различных отраслей экономики, фундаментальной и прикладной науки, с обновлением содержания образования и технологий обучения; создания учебно-научно-производственных комплексов, объединений, инновационных парков, бизнес-инкубаторов при каждом успешном вузе с их государственной поддержкой;
  • возможность составления учебного плана «под себя», выбирая любые интересующие вас курсы из всего каталога учебных программ. Вы можете получать только интересующие вас знания и навыки;
  • срок обучения — 6 месяцев (изучение до 7 курсов каталога), 1 год (до 15 любых курсов) или 2.5 года (неограниченное количество курсов) на выбор;
  • доступ к любым дистанционным курсам, перечисленным в разделе «Каталог курсов», согласно вашему индивидуальному учебному плану и выбранному сроку обучения / квоте курсов;
  • возможность выбора учащимся последовательности предлагаемых дисциплин;
  • возможность внесения любых изменений в свою учебную программу в течение всего срока обучения;
  • бесплатный доступ ко всем новым курсам из каталога в течение всего срока обучения;
  • назначение личного куратора для помощи в составлении наиболее эффективной и системной программы обучения для вас;
  • гибкое регулирование темпа обучения — можно учиться без отрыва от основной деятельности, приостанавливать и возобновлять обучение;
  • учебные материалы специально разработаны для обучения взрослых людей;
  • возможность обучения в любой географической точке при наличии компьютера и доступа в Интернет;
  • индивидуальные консультации преподавателей и экспертов;
  • приоритетная техническая поддержка круглосуточной Службы Поддержки;
  • все учебные материалы оцифрованы и могут быть скачаны из СДО;
  • учебные материалы и литературные источники (более двенадцати с половиной тысяч наименований) остаются у вас и после окончания обучения.
  • охват образованием всей жизни человека;
  • вертикальная интеграция: преемственность между отдельными этапами и уровнями образования человека;
  • «увязка» общего, политехнического и профессионального образования;
  • открытость, гибкость системы образования;
  • разнообразие содержания, средств и методик, времени и места обучения;
  • возможность свободного выбора учащимся изучаемых дисциплин;
  • равноправная оценка и признание образования не по способам его получения, а по фактическому результату;
  • наличие механизмов стимулирования мотивации личности к учебе.

Источник: studfile.net

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – СУЩНОСТЬ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
статья по теме

В статье рассмотрены приоритеты непрерывного образования в современном мире, а также основные проблемы, принципы и формы непрерывного образования для формирования новой тнновационной экономики.

Читайте также:
Программа настройки сабвуфера в машине

Скачать:

ВложениеРазмер
Файлстатья 25.99 КБ

Предварительный просмотр:

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – СУЩНОСТЬ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

преподаватель Сидорова Светлана Михайловна

ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж», г.Серпухов

В статье рассмотрены приоритеты непрерывного образования в современном мире, а также основные проблемы, принципы и формы непрерывного образования для формирования новой инновационной экономики.

CONTINUING EDUCATION — NATURE AND MODERN APPROACHES

The article deals with the priorities of continuing education in the modern world, as well as major problems, principles and forms of continuing education for the formation of the new innovation economy.

Понятие образования в широком плане является исторически изменяющимся, что соответственно влечет за собой переориентирование его целей, функций, состава, появления новых образовательных структур и соответствующих социальных институтов. Но, несмотря на эти изменения, главной чертой образования всегда была и остается проблемность. На современном этапе мирового экономического и общественного развития наиболее важной глобальной проблемой следует считать непрерывность образования . Весьма характерно она передается Д.И. Писаревым в его педагогических сочинениях, посвященных общим проблемам воспитания, в частности, в работе «Реалисты», где он писал: «Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться на выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого». [1]

Непрерывное образование – это постоянное совершенствование знаний, умений и навыков человека, вызванное стремлением быть актуальным в существующей профессиональной и социальной среде.

Приоритетное развитие непрерывного образования в современном мире связано с несколькими причинами. Наиболее важной из них традиционно считается необходимость адаптации образования к быстро меняющимся запросам рынка труда. Растущая производительность труда, автоматизация индустриального производства, все большее использование в нем малолюдных технологий, стремительно меняющееся глобальное разделение труда действительно существенным образом изменяют все прежние традиции получения «образования на всю жизнь». Наиболее ярким свидетельством тому может служить заявление известного немецкого социолога Рихарда Зеннета: «Нынешние студенты в течение своей будущей трудовой жизни вынуждены будут 11 раз изменить свою профессию и 3 раза поменять базисные основы своего образования». В этом подходе отражено принципиально новое понимание места образования в жизни человека, сложившееся в развитых странах в течение последних десятилетий.

В Европе крупные корпорации располагают своей собственной системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. В нее входят специальные учебные заведения с материально-технической базой и штатом высококвалифицированных преподавателей.

Что касается высокотехнологичных отраслей промышленности, то здесь ежегодно проходят переподготовку две трети всех категорий персонала. В результате обучения сотрудники получают различные ученые степени и, разумеется, могут рассчитывать на повышение в должности и зарплаты. Кстати, крупные компании ежегодно тратят на подготовку персонала порядка 60 млрд. долларов.

Образование впервые в истории человечества перестает быть привилегией детства и юности, оно становится необходимой и важной частью взрослой жизни. Отсюда ответственность взрослого за свое «обучение в течение всей жизни» и кардинально новое понимание роли школы (она становится местом, где человека учат учиться, самостоятельно добывать знания) и профессионального учебного учреждения (оно становится местом начала формирования необходимых ключевых профессиональных умений и гибких практических навыков – компетентностей будущего универсального работника) [2].

В российских компаниях предпочитают набирать готовые кадры, а не растить их. Если же такая необходимость возникает, сотрудники учатся прямо на рабочем месте, без отрыва от производства — у других сотрудников. Об участии же работодателей в развитии системы непрерывного образования в интервью Г.А.

Балыхина, члена Комитета Государственной Думы РФ по образованию сказано так: «… Хочется, чтобы этот процесс шел более динамично. Пока же, к сожалению, преобладает иждивенческая позиция…. Думаю, не следует дожидаться дополнительных внешних толчков от высшего руководства страны – ясно, что объединениям работодателей необходимо активизировать свои усилия по развитию системы непрерывного образования …» [3].

Помимо указанных выше распространена такая форма обучения, как организация для сотрудников коротких тренингов. Они не всегда приносят пользу на практике, поскольку их качество напрямую зависит от того, кто их проводит и кем составляется программа. Если это педагоги-теоретики, не имеющие никакого отношения к практике, результаты нередко бывают нулевыми. Негативно сказывается и отсутствие стандартов в работе учебных центров, предлагающих такие программы.

В дополнительном образовании реализовать желаемый баланс подходов значительно легче, поскольку обучение в нем проходит в среде взрослых. Взрослые учащиеся – это зачастую вполне успешные люди с достаточно высоким уровнем развития. В каждой новой ступени дополнительного образования, таким образом, может быть значительно быстрее достигнута общезначимая цель – развитие способностей и одаренности каждого человека в любом возрасте для его успешности в жизни.

Для достижения этой цели в практике российского образования планируется использовать все сложившиеся в мире к этому времени формы непрерывного и дополнительного образования:

• формальное (в учреждениях, специально предназначенных для обучения);

• неформальное (систематизированное и целенаправленное, но без выдачи документа об образовании);

• информальное (неорганизованное, спонтанно личностное) образование (самообразование с использованием консультаций и информационной поддержки высокого уровня).

Основными его принципами должны стать:

1) опора не на окружающую реальность, а на видение будущего страны как инновационного общества;

2) ускоренная адаптация своего и чужого иного позитивного опыта;

Читайте также:
Программа чтобы менять иконки на Андроид

3) поощрение создания в образовании большого числа полезных инноваций;

4) первичность инвестиций в человеческий капитал как учащихся, так и преподавателей;

5) развитие непрерывного образования как опережающего на инновационной основе.

Основополагающими установками непрерывного образования должны стать овладение технологиями производства завершенных инновационных циклов от потребности к инновационному продукту, закрывающему эту потребность [3], и стремление к максимальному раскрытию и развитию человеческих способностей [5; 6].

Первая цель на этом пути связана с новым заказом для образования – «насущной полезности» специальных знаний и умений, реализуемым в большом числе полезных нововведений, от технологических до социальных.

Главной задачей нового инновационного непрерывного образования должно стать в первую очередь развитие инновационного мышления. Требуется умение не обсуждать, а видеть, воспринимать и разрешать реальные проблемы общества, экономики, экологии и человека. Данная установка является мировоззренческой. По этой причине главной целью всей обновляющейся системы образования страны должно стать прежде всего изменение сознания многих людей [4]. Разразившийся осенью 2008 года глобальный финансовый и экономический кризис значительно усиливает потребность в этом.

Вторая цель связана с остро востребованным в наше время развитием личности универсальных работников нового времени.

В современной модели образования это методически обеспечивается введением для всех уровней и видов образования базовых компетентностей учащихся, напрямую связанных с инновационным циклом: информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственный образовательный путь на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность). — Научный журнал «Инновации в непрерывном образовании», выпуск № 1 Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-40498 ISSN 2221-8475 Москвич Ю.Н. Непрерывное образование для инновационной России // Инновации в непрерывном образовании. 2010. № 1. С. 20–23.

Понятия успешности, конкурентоспособности, используемые часто для обоснования необходимости введения данной обязательной системы базовых компетентностей после разразившегося глобального кризиса должны быть дополнены новым важным понятием «живучести» человека в быстро меняющемся мире, в котором смогут полноценно жить лишь те, кто адекватен новому времени. Адаптивность к быстрым переменам – качество личностное, и по этой причине психологическая готовность личности к развитию, самозащите и быстрой адаптации с помощью адаптивной системы образования для взрослых в постиндустриальном мире становится определяющей. Для человека такого мира решающее значение приобретает мера его автономности, способности самостоятельно противостоять проблемам окружающей действительности и использовать их в своих интересах. Основным ресурсом для него становится ускоренное развитие таких зачастую слаборазвитых ныне важнейших свойств человека, как самоконтроль, саморегуляция, самоуправление и самовоспитание [5; 6].

Возникающее массовое непрерывное образование должно дать всем возможность усилить свой ресурс в любом возрасте.

2. Москвич Ю.Н. Творцы и созидатели нового мира: откуда пришли и куда держат путь. Осмысление глобального мира: коллективная монография / отв. ред. Ю.Н. Москвич. (Библиотека актуальной философии). Вып. 1. Красноярск, 2007.

С. 5–56.

3. Москвич Ю.Н. Образование на пути к новым берегам: курс на сотворение человека нового мира. Психологическая наука и практика образования: современные тенденции: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.

Красноярск, 2008. 124 с.

4. Москвич Ю.Н. Ключевые проблемы создания массового про-инновационного образования. Наука, образование, инновации: тезисы выступлений I Всероссийской конференции 10–12 ноября 2008 года / сост. А.И. Ракитов, А.Э. Анисимова, В.М. Кондратьев, М.Н.

Русецкая. М.: МГПУ, 2008. С. 222–224.

5. Стратегическая психология глобализации: психология человеческого капитала: учеб.пособие / под науч. ред. д-ра психол. наук, проф. А.И. Юрьева. СПб.: Logos, 2006. 512 c.

6. Юрьев А.И., Коновалова М.А. Психология постчеловека // Чеснокова Т.Ю. Постчеловек. От неандертальца до киборга. М.: Алгоритм, 2008. 368 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ

Статья посвящена рассмотрению современных подходов к профессиональному образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации; затронуты проблемы организации и прове.

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Глобальные изменения, происходящие в условиях научно-технического прогресса, экономических и политических сдвигов, привели к необратимым изменениям в образовании, к осознанию его особой социальной рол.

«Сопровождение профессионального самоопределения молодёжи в условиях непрерывного образования»

Чтобы выбрать профессию по душе, учащийся должен ясно представлять какие виды деятельности соответствуют его интересам и целям.

Технологии непрерывного образования

Развитие системы непрерывного образования- одно из важных направлений образовательной деятельности.

Статья на тему: Современные психолого-педагогические технологии в непрерывном образовании

В данной статье рассматриваются наиболее часто встречающие инновационные психолого — педагогические технологии, которые педагог может применять при планировании образовательной деятельности.

Образовательная деятельность в системе среднего профессионального образования на основе современных подходов в условиях реализации ФГОС СПО

Существуют проблемы качества развития современных трудовых ресурсов. В последнее время усилилась тенденция получения высшего образования — все стремятся в ВУЗы, отсюда – снижение уровня професси.

Современные подходы в изучении иностранного языка на базе среднего профессионального образования

В статье рассматриваются новые подходы в изучении иностранного языка. Анализируются проблемы этих подходов в учебном процессе.

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru