Программа формирования коммуникативных универсальных учебных действий

Аннотация: в данной статье рассматривается одна из актуальных проблем современного образовательного процесса, а также характеристика универсальных учебных действий у младших школьников.

Ключевые слова: универсальные коммуникативные действия; связь; младшие школьники.

Публикация «Критерии сформированности у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий» размещена в разделах

  • Начальная школа. 1-4 классы
  • Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
  • Школа. Материалы для школьных педагогов
  • Темочки

«The criteria of formation at younger schoolboys of communication universal educational actions»

Primary school teacher school number 9 MBOU Livny

Abstract : This article revealed one of the urgent problems of the modern educational process, as well as the characteristics of communication universal educational actions in primary school children.

Keywords : universal communicative learning activities; communication; junior high school students.

Формирование и развитие коммуникативных и личностных универсальных учебных действий. Ч.2

Проблемой формирования коммуникативных универсальных учебных действий получила освещение в исследованиях А. Ф. Ануфриева, А. Г. Асмолова, В. В. Давыдова, Е. В. Коротяева, С. Н. Костромина, О. А. Яшнова и других. Самые разные стороны данной проблемы в начальной школе нашли освещение в исследованиях С. П. Баранова, Л. И. Буровой, И. А. Гришановой, А. Ж. Овчинниковой. Г. А. Цукерман и других.

Несмотря на обилие работ, посвященных данной проблеме, учителя начальных классов в практической деятельности не всегда понимают значения сформированности коммуникативных универсальных умений у детей младшего школьного возраста, не учитывают их роли в повышении качества образования, имеют смутные представлеия о критериях и уровнях их сформированности. Обращение к данному феномену важно потому, что на современном этапе развития общества успехи детей начинают приобретать социальный смысл и требуют поиска новых форм организации общения. В этой связи одной из важнейших задач начальной школы является создание благоприятных условий для формирования коммуникативных УУД у младших школьников. Возникает необходимость в их теоретическом осмыслении и практической реализации.

Целью нашей статьи является: выявить критерии и уровни сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, позволяющие наметить пути и педагогические условия их дальнейшего формирования.

В данной статье рассматриваются следующие задачи: 1) определить особенности коммуникативных учебных действий у учащихся; 2) выявить у них степень разработанности коммуникативных УУД.

Решение первой задачи предусматривает анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Теоретический анализ проблемы (В. В. Давыдов,

С. П. Баранов, Л. И. Бурова, И. А. Гришанова, А. Ж. Овчинникова позволил рассматриватькоммуникативные УУД как определенные действия, которые обеспечивают учащимся социальную компетентность, предполагающую умение ориентироваться на позиции других субъектов образовательного процесса, принимать участвие в коллективном обсуждении проблем, слушать других и грамотно вести диалог, осуществлять учебно-познавательную деятельность в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Формирование универсальных учебных действий в начальной школе

По мнению А. Г. Асмолова, коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) представляют собой умение спланировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками [1, с 87]. Данное умение содержит: а) постановку цели, способы взаимодействия и функции участников деятельности; б) формулирование вопросов, направленных на сотрудничество; в) управление поведением партнера,; г) контроль, коррекцию и оценку его действий; д) полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; е) владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; ж) разрешение конфликтных ситуаций, з) поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта.

Формирование коммуникативных УУД выступает основой для более высокого качества усвоения знаний, которые выполняют разнообразные функции: информационную, заключающающуюся в обмене информации между учащимися; интерактивную, состоящую в организации взаимодействия на расстоянии; перцептивную, основывающуюся на особенностях восприятия детьми друг друга в процессе общения и взаимопонимания. Данные функции реализуются в процессе сотрудничества, взаимодействия и интериоризации, на основе которых в навшем исследовании были выделены три группы критериев : 1) коммуникации как сотрудничества; 2) коммуникация как взаимодействие; 3) коммуникация как условие интериоризации.

Первый критерий коммуникация как взаимодействие связан с определением позиции собеседника. Его показателями являются:

1) умение строить монологическое высказывание;

2) умение адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

3) умение формулировать собственное мнение и позицию.

К каждому показателю нами были подобраны определенные методики, модифицированные к нашему исследованию: (Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина — умение адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, методики «дополнения» И. А. Гальперина, Л. А. Микк (умение формулировать собственное мнение и позицию)

Остановимся подробнее намодифицированные нами методики «дополнения» И. А. Гальперина, Л. А. Микк. Детям было предложено заполнить пропуски в тексте, подходящими по смыслу словами ( например: собрались и полетели утки в (дальнюю) дорогу. Под корнями старой ели, мастерит медведь (берлогу).) Результаты исследования позволил выделить 3 уровня (высокий, средний, низкий). Их анализ показал, что 39,3% учащихся обладают высоким уровнем монологического высказывания (дополнение) 53,5% от общего числа испытуемых обладают средним уровнем и 7,2% — низким уровнем.

Второй критерий — коммуникация как кооперация действия – связан с определением кооперации как сотрудничество. Он направлен на выявление характера согласования усилий по достижению общей цели, организацию и осуществление совместной деятельности. Основными показателями данного критерия являются :

1) умение отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

2) умение участвовать в диалоге;

3) умение работать в паре.

К каждому показателю были подобраны диагностические методики, в частности, учащимся предлагалось задание «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж. Пиаже; Флейвелл, которое было направлено на диагностику показателя – умение участвовать в диалоге; задание «Совместная сортировка» был связан с показателем определять умение отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, методика Цукерман «Рукавчики» позволяло выявить умение работать в паре.

Остановимся подробнее на методике Цукерман «Рукавчики». Детям, сидящим по парам, нужно было дорисовать узор на «рукавчиках», и договориться, так чтобы узоры были одинаковыми. В ходе исследования были получили 3 уровня сформированности. 35.7% учащихся находятся на высоком, 42.86% — на среднем и 21.43% — на низких уровнях сформированности [2, с. 54]. Полученные результаты связаны с тем, что большинство детей работают в паре ситуативно, некоторые дети вовсе не идут на контакт с одноклассниками, следовательно, учителю необходимо правильно организовывать групповую работу на уроках, чтобы каждый ученик был заинтересован данным видом деятельности.

Третий критерий — коммуникация как условие интериоризации – направлен на определение сформированности коммуникативно-речевых действий, служащих средством передачи информации другим людям. Показателями данного критерия являются :

1) активность работы в группе;

2) понимание требований учителя;

3) умение отбирать необходимые источники информации, работать со словарями, справочниками, энциклопедиями).

Для определения сформированности коммуникативных универсальных учебных действий по каждому показателю детям предлагались следующие методики: Методика «Ковёр» (Овчарова Р.) «Архитектор-строитель», «Дорога к дому». Результаты исследования позволили выявить 3 уровня сформированности коммуникативных учебных действий. На высоком уровне находятся 35.71% реципиентов, на среднем- 42.86%, на низком – 28.56 %. Это объясняется тем, что младшие школьники не всегда пытаются услышать и понять своего товарища; не всегда соблюдая этикет, перебивают одноклассников; иногда бывают агрессивны.

Таким образом, обобщая результаты исследования по степени сформированности универсальных учебных действий у младших школьников нами были выявлены и охарактеризованы следующие уровни:

Высокий уровень – учащиеся проявляют нужду в общении со сверстниками, а также со взрослыми; он тактичен, вежлив, соблюдает этикет, понимает речевое обращение другого человека, отвечает на все вопросы и осознанно стремится к сотрудничеству.

Средний уровень – ребенок отчасти проявляет потребность в общении со взрослыми и сверстниками; также отвечает не на все вопросы, работает в паре ситуативно; не всегда соблюдает этикет, частично понимает речевое обращение другого человека.

Низкий уровень – ученик не проявляет потребность в общении со взрослыми и сверстниками, не владеет определенными вербальными и невербальными средствами общения; не идет на контакт (агрессивен или пассивен); молчалив или агрессивен. Не понимает другого человека.

Таким образом, выявленные в ходе исследования критерии сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников (коммуникация — как взаимодействие, коммуникация как сотрудничество, коммуникация как условие интериоризации) позволили охарактеризовать три уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

Читайте также:
Установить программу на компьютер с диска

Следовательно, результаты нашего исследования показали, что в основном у учащихся начальных классов сформированность коммуникативных УУД по каждому критерию находится на среднем и низком уровнях. Выявленные причины трудности формирования позволили наметить нам пути и средства их эффективного развития.

Список использованной литературы:

1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. — С. 160

2. Баранов, С. П, Бурова, Л. И, Овчинникова, А. Ж. Методика обучения и воспитания младших школьников. /учебник для бакалавров, С. П. Баранов, Л. И. Бурова, А. Ж. Овчинникова — М. : Издательский центр «Академия», 2013. -С. 619

3. Выготский, Л. С. Пeдагoгическaя психология. — М. : Педагогика, 2011. С. 536

4. Гришанова, И. А. Коммуникативная успешность младших школьников : Монография — М-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. — С. 136.

5. Давыдов, В. В. Теория Развивающего обучения. /Давыдов. В. В, 1996 г, 544 c.

6. Шамова, Т. И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. Учебное пособие. Педагогическое общество России, — М. 2008.

Публикации по теме:

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Картотека стихов о Родине для младших школьников «С чего начинается Родина?» С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один — много А) Шар – ___ Глаз -.

Проект «Моя любимая кошка» для младших школьников

Проект «Моя любимая кошка» для младших школьников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию проект для младших школьников, который мы подготовили с дочерью Валерией. Валерия учиться.

Прописи по английскому языку для младших школьников с дисграфией

Прописи по английскому языку для младших школьников с дисграфией Как известно в России уже несколько лет английский язык изучается со второго класса. Для младших школьников с диагнозом дисграфия — это.

Стенгазета «Цвети, Земля!» для младших школьников

Стенгазета «Цвети, Земля!» для младших школьников Цель: изготовить стенгазету «Цвети Земля!» Задачи: — познакомить учащихся с праздником «День Земли»; расширять представления о связях.

Стихотворение ко Дню Победы для старших дошкольников и младших школьников

Стихотворение ко Дню Победы для старших дошкольников и младших школьников «ПИСЬМО С ФРОНТА» Рисунок Буянова Никиты Приближается великая дата – 75-летие Победы! И верно нет человека в нашей стране, не думающего,.

  • Начальная школа. 1-4 классы
  • Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
  • Школа. Материалы для школьных педагогов
  • Темочки

Источник: www.maam.ru

Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности

Bpileva foto

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Брылёвой Еленой Викторовной, учителем начальных классов МБОУ СОШ № 3 п. Кавалерово Приморского края. Сегодня Елена Викторовна делится с нами своим профессиональным опытом по формированию коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности. Статья будет интересна педагогам начальных классов.

Краткий комментарий к статье от Елены Викторовны:

«Данная работа – это обобщение педагогического опыта по теме целевых проектов»

Познавательного чтения.

Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности

Главная задача современной школы– это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Недостаточная степень коммуникативной готовности детей к школьному обучению может иметь серьезные последствия. В условиях традиционной школы коммуникативные трудности преодолеваются очень плохо, консервируются в виде негативного стиля общения. У значительного количества детей они приобретают хронический характер, постепенно переходя в устойчивые и неблагоприятные характерологические черты. Таким образом, без целенаправленного и систематического формирования базовых коммуникативных универсальных учебных действий в ходе обучения обойтись нельзя.

Актуально ли все вышеперечисленное для нашей школы? Безусловно, потому что ежегодная педагогическая диагностика по определению готовности к школьному обучению показывает, что только у 30% будущих первоклассников уровень сформированности коммуникативной компетентности достаточен для их адаптации в классном коллективе. У остальных же наблюдаются проблемы коммуникативного характера, особенно в построении эффективного сотрудничества со сверстниками. Таким образом, существует противоречие между необходимостью целенаправленного формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий и отсутствием такой практики в современной школе.

В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Согласно Федеральному государственному стандарту «результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества».

Коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности ученика.

От уровня развития коммуникативной компетенции ребенка, во многом зависит процесс адаптации его в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Детям с низким уровнем коммуникативных способностей труднее найти себе в классе друзей для общения, для игр. Такие дети не могут участвовать в коллективном обсуждении, так как им трудно сформулировать свои ответы на уроках, построить грамматически и синтаксически правильную речь.

Поэтому далеко не каждый ребенок может проявить себя в учебной деятельности, а вот проявить себя во внеурочной деятельности может каждый.

Китайская народная мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Вовлеки меня — и я научусь». Вовлечь ребенка в образовательный процесс помогают различные формы и методы работы. У младших школьников по-прежнему ведущей остается игровая деятельность.

Использование игровых технологий на уроках и внеурочной деятельности помогает учителю заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, проявить свои эмоции. Внеурочная деятельность помогает ребятам ощутить свою уникальность и востребованность. В начальной школе дети активно включаются в общие занятия. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов.

Уже с первого года обучения дети принимают активное участие в подготовке и проведении литературных викторин, КВН, спортивных праздников, дней именинников, концертов, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, и т.д.

При подготовке и проведении таких мероприятий дети учатся слушать и слышать друг друга, высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению другого человека, полно и точно выражать свои мысли, вырабатывать ораторские и актерские способности, у них развивается речь, обогащается словарный запас.

Отдельно остановлюсь на одном из ведущих методов современной педагогики – методе проектов, который в силу своих особенностей позволяет реализовать проекты группами или парами, и направлен не только на получение знаний, но и на формирование коммуникативных УУД. Таким образом, формирование коммуникативных УУД младшего школьника является актуальной социальной проблемой, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Моя идея заключается в организации проектной деятельности в учебное и внеурочное время, что способствует формированию и развитию коммуникативных УУД.

Цель: создание условий для процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся младших классов через использование проектного метода.

Для достижения цели были сформулированы следующие

— изучить теоретический материал о формировании и развитии коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников;

— выявить особенности метода проекта, способствующие формированию и развитию коммуникативных способностей школьников;

— проанализировать воздействие использования метода проектов на формирование коммуникативной компетентности;

— включить в образовательный процесс проектную деятельность;

— выстроить внеурочные занятия по предметам с учётом проектной деятельности;

Читайте также:
Описание программы astra linux

— на диагностической основе фиксировать уровень сформированности коммуникативных УУД.

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что формирование коммуникативной личности предполагает овладение учащимися знаниями о закономерностях системы языка и ее функционировании, формирование на этой основе умений и навыков нормативного, уместного и этического использования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения.

Формирование коммуникативных умений выступает как приоритетная, задача, определяющая постановку языкового развития, отбор познавательного содержания, методов и приемов организации обучения, а также стиль общения.

На данный момент школьное образование не ограничивается набором знаний, умений и навыков которыми должен обладать ученик. На современном этапе обществу необходимы «. современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание». А это во многом определяется от получения некоторого набора дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «коммуникация».

Коммуникативные умения необходимо формировать в младшем школьном возрасте потому, что этот возраст является самым благоприятнейшим для введения ребенка в речевую среду, для ознакомления его с разнообразными речевыми ситуациями, а также средствами для высказывания своих мыслей, эмоций, чувств вслух, строить понятные для партнера высказывания, договариваться и приходить к общему решению, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Начиная с первого класса, я работала с ребятами над проектами: «Скороговорки», «Мои домашние питомцы», «Мой класс, моя школа», «Моя малая родина».

Участвовали в сетевом проекте «Детский день», посвящённом Дню защиты детей, организованном ЦДО «Снейл».

Работая над проектами, я обратила внимание, что в современной педагогической среде значительно вырос интерес к использованию системного подхода в воспитании школьников. Опыт педагогов показывает, что системный подход и проектно-целевое планирование являются наиболее эффективными в выстраивании воспитательных систем, поэтому я заинтересовалась и стала внедрять целевые проекты.

Целевой проект – это программа действий коллектива школы, группы педагогов или одного учителя, направленная на реализацию значимых для субъектов воспитания идей и решение конкретных проблем с учётом организационного, кадрового, материально-технического, финансового обеспечения. Целевые проекты оптимизируют внеурочную деятельность, придают ей целостность, помогают увидеть и выстроить дальнейшие перспективы.

Дети – это великие мыслители, фантазёры и мечтатели, исследователи и открыватели окружающего мира, и в каждом ребёнке заложены свои способности и таланты, которые необходимо вовремя открыть и дать возможность реализовать. Детям младшего школьного возраста хочется жить в мире сказки и игры. Именно поэтому мы отправились в путешествие с Незнайкой и его друзьями по «Стране сказок». Учащиеся 1-2-го класса расколдовывали «Сказку» (проект «Хоровод русских сказок»); в 3-4 классе – боролись со злом (проект «Сказочные сны»); в 3-ем классе школьники писали истории своих семей и составляли родословные (проект «Я и моя семья»).

Хочу остановиться на двух системных проектах «Хоровод русских сказок» и «Я и моя семья».

Осуществление метода проектов происходит в несколько этапов, на которых решаются разные коммуникативные задачи.

В настоящее время в нашу жизнь все более прочно входят новые информационные технологии. У большинства школьников имеется персональный компьютер, подключение к сети Интернет. Все крупные литературные произведения из числа изучаемых в школе можно найти в сокращенном или экранизированном варианте. Причем, не всегда хорошего качества.

Это приводит к обеднению словарного запаса обучающихся, к неумению грамотно и последовательно анализировать имеющиеся тексты, составлять самим объемные рассуждения по каким-либо проблемам. Задача начальной школы сводится к тому, чтобы помимо простого научения школьников навыкам чтения привить им любовь к чтению как к процессу, научить читать вдумчиво, анализировать прочитанное, уметь высказывать свое отношение к нему. Кроме того, изучение именно сказок позволяет отрабатывать все эти навыки в процессе, который большинство школьников воспринимают как игру, как легкое и приятное занятие. Постепенно эти чувства легкости, интереса, переносятся на чтение других видов литературных текстов.

Русские народные сказки в течение долгого времени передавались от дедов к внукам и правнукам, и каждое поколение вносило в них что-то свое, присущее этому времени. Но неизменным оставалось противостояние добра и зла, светлых и темных сил. Причем во всех без исключения сказках зло всегда имеет большой арсенал средств, с помощью которых оно вредит людям и животным, но всегда находятся герои, которые могут все эти средства уничтожить и или полностью победить зло, или перевоспитать главного злодея сказки. Поэтому на таких текстах очень легко строить воспитательную работу с классом по формированию чувства любви к Родине, толерантности, формировать навыки справедливости, добра, понимания в ходе совместных действий.

Цель проекта: развитие творческого потенциала детей через изучение сказок, привить любовь к чтению, подготовка коллективного творческого проекта «Путешествие по сказкам»

  • Научить школьников различать виды сказок.
  • Расширить читательский и культурный кругозор учащихся.
  • Сформировать у учащихся навыки проектной и исследовательской деятельности
  • Развивать у учащихся познавательный интерес.
  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Совершенствовать словарный запас учащихся.
  • Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре
  • Совершенствовать навыки совместной коллективной работы.
  • Приобщить детей к чтению художественной литературы.

Изучение сказок позволит обучающимся начальной школы в игровой форме познакомиться с традициями и обычаями русского народа, расширит их кругозор, будет способствовать развитию личности ребенка, развитию его творческих, исследовательских и коммуникативных навыков.

Рассмотрим этапы на примере проекта «Я и моя семья».

Наша сегодняшняя жизнь в значительной мере утратила свою священную нить – преемственность поколений, идёт процесс потери родового чувства как фундамента жизни и воспитания. В целом воспитательное влияние семьи в настоящее время ослабляется. Ещё тяжелее представить те последствия, что могут возникнуть в будущем, если образ нынешней жизни отразится на новых поколениях.

В такой ситуации, помимо помощи семье на государственном уровне, необходима помощь педагогов и других специалистов (психологов и психотерапевтов, медиков, специалистов центров «Семья», носителей традиционной культуры) в возрождении семьи в тех традициях, когда её нравственный облик, психологический климат, уважение к труду и его культ, культура отношений старших и младших в семье, культура взаимоотношений полов являлись духовной и нравственной опорой семьи. Первым шагом на пути решения обозначенной проблемы могут стать программы воспитания семьянина, которые можно реализовать уже в начальной школе. Одна из таких программ – «Я и моя семья».

  • пробуждение у воспитанников родственных чувств к родителям, братьям и сёстрам, страшим и младшим членам семьи, к другим близким людям, укрепление отношений с ними;
  • формирование у воспитанников и их родителей интереса к жизни родных и близких людей;
  • формирование желания и готовности к созданию семьи, продолжению рода.

Чувства, качества личности и отношения, которые будут формироваться и развиваться в результате совместного общения и деятельности детей и взрослых:

  • чувство родства;
  • чувство любви и уважения к матери и отцу, старшему поколению в семье (бабушкам и дедушкам), их труду;
  • чувство долга перед старшими;
  • забота, милосердие, сопереживание, сочувствие, благодарность;
  • умение радоваться и радовать;
  • послушание;
  • уважение мнения другого, умение видеть, слышать, понимать и принимать другого таким, какой он есть;
  • желание и стремление создать в будущем свою семью, продолжить свой род.

На первом этапе – постановка проблемы и выхода из проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для детей.

Постановка цели и задачи, определение продукта деятельности. На этом этапе решаются такие коммуникативные задачи как подготовка к развитию диалога ребёнка с собеседником. Детям предлагается план вопросов для собеседника, с помощью которых ребёнок получит необходимую информацию и при этом научится поддерживать диалог с собеседником.

На втором этапе происходит обсуждение проблемы, поиск путей разрешения проблемной ситуации, планирование необходимой деятельности. Обсуждая проблему, выясняются новые источники информации, с помощью которых учащиеся будут решать учебную задачу. Учитель направляет мысль детей в нужную сторону для самостоятельного поиска. На этом этапе решаются такие коммуникативные задачи как развитие речемыслительных высказываний, умений с помощью слова высказывать свои мысли и поддерживать диалог с учителем и сверстниками.

На третьем этапе дети самостоятельно или с совместными усилиями взрослых, применив необходимые знания должны получить реальный и ощутимый результат, т.е. готовый продукт (имена, фамилии отца, матери, бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек, дата их рождения).

Читайте также:
Установить программу файн ридер 10

На этом этапе решаются коммуникативные УУД: установление интерактивного взаимодействия умение слушать и слушать собеседника; умение инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение, умение эмоционально сопереживать; проявлять эмпатию.

Заключение.

Таким образом, включение проектной деятельности в процесс обучения и воспитания способствует повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается как в познавательный процесс, так и в процесс становления духовно-нравственной личности, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих рефлексию. Участие учащихся в проектной деятельности стимулирует мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Кроме того, учащиеся приобретают опыт общения, усовершенствуют речевые навыки, и способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать, что систематическое применение метода проекта способствует развитию коммуникативной компетентности школьников.

Источник: razvitum.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Программа формирования и мониторинг развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников» .

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. (Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа»). Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он уже, в той или иной степени, обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, а именно:

– общение со взрослыми и сверстниками;

– владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

– приемлемое отношение к процессу сотрудничества;

– ориентация на партнера по общению;

– умение слушать собеседника.

Быть успешным может каждый ребёнок, если вовремя развивать базовые умения различных видов речевой деятельности. Важно начать формирование коммуникативных универсальных учебных действий именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется.

Основу ее формирования составляет опыт человеческого общения во всех его формах, включая виртуальные. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса. Это особенно важно, поскольку на смену действующему образовательному стандарту приходит обновлённый вариант, отвечающий современным запросам общества. И та работа, которая проводится по формированию и развитию коммуникативной компетентности личности, приобретает особую актуальность

Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Похожие материалы

Тип Название материала Автор Опубликован
разное ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Программа формирования и мониторинг развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников» . Медведева Елена Дмитриевна 31 Мар 2015
презентация Способы диагностики регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, применяемые в процессе речевого развития младших школьников Гринберг Ирина Георгиевна 31 Мар 2015
документ Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Фатина Людмила Фёдоровна 31 Мар 2015
презентация, документ Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Захарчук Наталья Викторовна 14 Сен 2015
документ «Работа в парах как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников» Максимова Елена Евгеньевна 15 Ноя 2015
документ Психолого-педагогическое сопровождение формирования и развития личностных универсальных учебных действий младших школьников Гончарова Наталья Ивановна 31 Мар 2015
документ доклад на тему « Реализация универсальных учебных действий младших школьников. Механизм формирования и проверки универсальных учебных действий» Паромова Алла Александровна 31 Мар 2015
документ Групповые формы работы — способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников Емельянова Елена Леонидовна 31 Мар 2015
документ Совместная творческая деятельность как способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников Ерзикова Нина Валентиновна 31 Мар 2015
документ Дидактическая игра как средство формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий. Иванова Татьяна Владимировна 1 Апр 2015
документ Игровые технологии как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Муттонен Ольга Валерьевна 22 Авг 2015
документ Учебная исследовательская деятельность на уроках математики как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников Лазарева Лариса Александровна 10 Ноя 2015
документ Игры во внеурочной деятельности младших школьников как контекст для формирования коммуникативных универсальных учебных действий Стрекалова Марина Васильевна 21 Дек 2015
документ Представление педагогического опыта « Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников» Cысоева Светлана Геннадьевна 29 Мар 2016
презентация Педагогический проект. Технология деятельностного метода, как способ формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Яковенко Людмила Петровна 31 Мар 2015
презентация, документ Возрастные особенности развития универсальных коммуникативных учебных действий младших школьников. Поплавская Елена Геннадьевна 31 Мар 2015
презентация, документ Возрастные особенности развития универсальных коммуникативных учебных действий младших школьников. Поплавская Елена Геннадьевна 31 Мар 2015
презентация, документ Малые жанры устного народного творчества как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка Мозговая Мария Александровна 15 Окт 2015
документ Мониторинг уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников Беляева Марина Александровна 31 Мар 2015
разное Мониторинг уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников Беляева Марина Александровна 31 Мар 2015
документ Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Cысоева Светлана Геннадьевна 28 Фев 2016
документ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Юсупова Оксана Николаевна 18 Фев 2016
документ Педпроект «Формирование универсальных учебных действий как средство развития творческой инициативы и креативных способностей младших школьников» Шевчук Светлана Борисовна 30 Сен 2015
документ Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством творческих заданий на уроках чтения Спигина Ольга Юрьевна 31 Мар 2015
документ Выступление на методическом совете школы на тему «Приёмы и методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий» Щемелинина Галина Ивановна 15 Апр 2015
документ Выступление на методическом совете школы на тему «Приёмы и методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий» Щемелинина Галина Ивановна 15 Апр 2015
разное Технология деятельностного метода как способ формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников Бычкова Елена Сергеевна 31 Мар 2015
разное Технология деятельностного метода, как способ формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Яковенко Людмила Петровна 31 Мар 2015
документ Возможности использования моделей и процедур ОТСМ ТРИЗ в решении проблемы формирования универсальных учебных действий у младших школьников Ефимова Светлана Геннадьевна 9 Дек 2015
документ Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в курсе «Окружающий мир». Махинова Елена Владимировна 30 Мар 2015
документ «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» Насонова Яна Вячеславовна 31 Мар 2015
документ «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность». Матвеева Светлана Анатольевна 4 Апр 2015
документ Программа формирования и развития универсальных учебных действий Прончатова Елена Георгиевна 1 Апр 2015
документ Роль художественно-эстетического развития младших школьников в формировании универсальных учебных действий Нижегородцева Аксана Юрьевна 4 Апр 2015
разное Педагогический проект на тему: «Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами игровой образовательной технологии» Кольниченко Галина Александровна 31 Мар 2015
документ ПРОГРАММА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») Арусанова Виктория Ивановна 31 Мар 2015
документ ПРОГРАММА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») Ногачевская Ольга Леонидовна 24 Апр 2015
презентация презентация «Проектная деятельность как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников» Ушакова Зоя Валерьевна 30 Мар 2015
разное «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ» Рязанова Наталья Георгиевна 31 Мар 2015
разное Программа формирования универсальных учебных действий у младших школьников в личностно ориентированном обучении» Туренко Виктория Викторовна 31 Мар 2015

Источник: pedportal.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru