Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью

Содержание

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Кияткина Галина Александровна

Содержимое разработки

Формирование личностных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основная цель реализации программы формирования базовых учебных действий (далее — БУД) состоит в формировании основ учебной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают их подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда. Базовые учебные действия, формируемые в старших классах более сложные действия, которые содействуют дальнейшему становлению обучающегося как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

«СИПР как инструмент индивидуализации образования обучающихся с ТМНР»

Личностные БУД обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли обучающегося, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

К личностным базовым учебным (5 – 9 классы) действиям относят:

ЛИЧНОСТНЫЕ БУД

Показатели БУД

Диагностическая методика

Ответственный за диагностику

Испытывать чувство гордости за свою страну.

1.Понимание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну, свой народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

2.Адекватное представление, обучающихся о России как многонациональном государстве, разнообразии народов, их традиций, вероисповедания.

3.Осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности.

Методика «Лесенка» В. Щур

Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей.

1.Адекватное выделение качеств хорошего обучающегося (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению).

2.Стремление к приобретению новых знаний, умений и навыков по предметам.

3.Целостный, социально ориентированный взгляд на связь между учением и будущей профессиональной деятельностью.

Наблюдение. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы

Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.

1.Понимание роли изобразительного искусства, музыки, литературных и других произведений в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.

2.Овладение простейшими практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценки произведений изобразительного искусства, музыки, литературы.

Особенности разработки и реализации ФАОП для обучающихся с ОВЗ, умственной отсталостью

Читайте также:
Программа высота 1 группа

Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности.

1.Знание мира профессий и их социального значения, истории их возникновения и развития.

2.Уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий.

3.Осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.

4..Адекватное представление обучающихся о своем профессиональном потенциале на основе знания мира

профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессий.

Активно включаться в общеполезную

1.Владение социальными знаниями (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание и осознание социальной реальности и повседневной жизни.

2.Наличие у обучающихся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).

3.Целостный, социально ориентированный взгляд на отношение к окружающей среде, природе; людям; потребность природоохранной деятельности, участия в экологических инициативах, проектах, социально-значимой деятельности.

Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

1.Наличие у обучающихся устойчивого интереса к вопросам краеведения.

2.Знание места и роли родного края в контексте отечественной и всемирной истории.

Чтобы сформировать у обучающихся любое базовое учебное действие, каждый ученик должен пройти путь, состоящий из четырех этапов:

1) у обучающегося формируется первичный опыт выполнения осваиваемого БУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

2) основываясь на имеющемся опыте, обучающийся осваивает общий способ (алгоритм) выполнения соответствующего БУД;

3) освоенное БУД включается в практику учения на предметном содержании различных учебных дисциплин, а также во внеурочную деятельность и систему воспитательной работы образовательного учреждения;

4) организуется контроль уровня сформированности данного БУД и его системное практическое использование в образовательной практике.

Личностные БУД позволяют сделать учение осмысленным, помогают увязывать получаемые знания с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

В ходе уроков и занятий применяются разные формы взаимодействия с обучающимися, направленные на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений:

-82%

Источник: videouroki.net

2.2.1.З. Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью

Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее программа формирования БУД, программа) реализуется в начальных (0)-IV) и старших (V-XI) классах. Она конкрети­зирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.

Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образо­вания школьников с умственно отсталостью.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Задачами реализации программы являются:

  • формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
  • овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
  • развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, пла­нировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью

  1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержа­нию и организации.
  2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обуче­ния.
  3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
  4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и ис­пользования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Источник: studfile.net

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Каменская Лариса

Презентация для педагогического совета на тему «Формирование базовых учебных действий на уроках в свете реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ». Цель: Повышение компетентности педагогов по формирования базовых учебных действий у учащихся. Данный материал является актуальным в свете реализации ФГОС.«Формирование БУД на уроках в свете реализации ФГОС». Цель: Повышение компетентности педагогов по формирования БУД у учащихся.

2БУД Каменская 2.ppt

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

МАОУ «Школа №20 с ОВЗ» Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5­9 классах» Через активную организацию жизни в школе ученик придет к умению войти в жизнь. Л.С. Выготский Пермь,2018 Составители: О.А.Усольцева, Н.Ю.Городничева, Л.Г.Каменская

Читайте также:
Программа пользовательский интерфейс настройки принтера не работает

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Базовые учебные действия обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих:  познавательной  регулятивной  коммуникативной  личностной

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

обеспечивают ценностно­ смысловую ориентацию учащихся обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности логические действия, действия включают общеучебные, постановки и решения проблем обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми обеспечивают ценностно­смысловую ориентацию учащихся обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельностивключают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Характеристика базовых учебных действий На различных этапах обучения (I (I1)­IV классы,V­IX классы,X­XII классы) БУД имеют свою характеристику с учётом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и представлена умениями, которыми учащиеся должны овладеть. Рассмотрим характеристику БУД для V­IX классов

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Личностные учебные действия представлены следующими умениями:  испытывать чувство гордости за свою страну;  гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;  адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;  уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;  активно включаться в общеполезную социальную деятельность;  бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Коммуникативные учебные действия представлены следующими умениями:  Коммуникативные учебные действия включают:  вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);  слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; и  использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Регулятивные учебные действия представлены следующими умениями:  принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;  осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;  осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;  обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;  адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Познавательные учебные действия представлены следующими умениями:  Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-про странственную организацию;  использовать усвоенные логические операции (сравнение, ана лиз, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, при чинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, ос но ве практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;  использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и про цессами.

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Деятельность по формированию и развитию БУД

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Деятельность по формированию и развитию БУД

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Деятельность по формированию и развитию БУД

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Деятельность по формированию и развитию БУД

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Как развивать БУД на уроках? 1. Выбрать одно БУД на неделю : ­ то, что наиболее важно сейчас (слушать друг друга, оценивать свой результат, сравнивать что­ либо и т.д.) 2. Обсудить важность этого действия с учениками и записать как цель: «На этой неделе мы будем стараться…». 3. Каждый день давать задания на это действие: минимум на двух разных уроках по одному заданию, эпизоду, ситуации, с обязательной рефлексией: что и зачем мы делаем, чему учимся? 4. В конце недели отрефлексировать результат и поставить новую цель: научились или нет? Повторяем на следующей неделе или ставим новую цель?

Читайте также:
Программа для переключения устройств звука

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки: ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен вместе с учителем; 0 баллов 1 балл ― выполнить его самостоятельно; ― ― 4 балла ― замечанию учителя; 3 балла способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по 5 баллов ― Действие сформировано в полном объёме, понимает смысл действия, способен самостоятельно применять действие в любых ситуациях. Самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Бальная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сфор­ми­ро­ван­нос­ти учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить кор­ре­ктировку процесса их формирования на протяжении всего времени обу­че­ния.

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Мониторинг уровня сформированности БУД (5 – 9 классы) Личностные БУД 1. 1. 6. Испытывать чувство гордости за свою страну; .Гордиться школьными успехами и достижениями как 2 собственными, так и своих товарищей; 3. Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; 4. Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; 5. Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; Бережно наследию родного края и страны. относиться к культурно-историческому 5кл 6кл 7кл 8кл 9к л. В И В И В И В И В И

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

1. 2. 1. 2. 3 4 5 Мониторинг уровня сформированности БУД (5 – 9 классы) Коммуникативные БУД 7кл . 6кл . 5кл . В И В И В И В И В И 9кл . 8кл . Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; Использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. 3 . Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических Регулятивные БУД задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»

БУД (5 – 9 классы) 1. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, Познавательные БУД Мониторинг уровня сформированности его временно-про странственную организацию; 2. Использовать усвоенные логические операции (сравнение, ана лиз, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, при чинно- следственных доступном связей) вербальном практической материале, с индивидуальными деятельности в возможностями; наглядном, ос но ве соответствии на 8кл . 7кл . 6кл . 5кл . В И В И В И В И В И 9кл . 3. Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и про цессами. знания,

Источник: znanio.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru