Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Кияткина Галина Александровна
Содержимое разработки
Формирование личностных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основная цель реализации программы формирования базовых учебных действий (далее — БУД) состоит в формировании основ учебной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают их подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда. Базовые учебные действия, формируемые в старших классах более сложные действия, которые содействуют дальнейшему становлению обучающегося как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
«СИПР как инструмент индивидуализации образования обучающихся с ТМНР»
Личностные БУД обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли обучающегося, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
К личностным базовым учебным (5 – 9 классы) действиям относят:
ЛИЧНОСТНЫЕ БУД
Показатели БУД
Диагностическая методика
Ответственный за диагностику
Испытывать чувство гордости за свою страну.
1.Понимание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну, свой народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
2.Адекватное представление, обучающихся о России как многонациональном государстве, разнообразии народов, их традиций, вероисповедания.
3.Осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности.
Методика «Лесенка» В. Щур
Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей.
1.Адекватное выделение качеств хорошего обучающегося (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению).
2.Стремление к приобретению новых знаний, умений и навыков по предметам.
3.Целостный, социально ориентированный взгляд на связь между учением и будущей профессиональной деятельностью.
Наблюдение. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы
Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.
1.Понимание роли изобразительного искусства, музыки, литературных и других произведений в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.
2.Овладение простейшими практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценки произведений изобразительного искусства, музыки, литературы.
Особенности разработки и реализации ФАОП для обучающихся с ОВЗ, умственной отсталостью
Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности.
1.Знание мира профессий и их социального значения, истории их возникновения и развития.
2.Уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий.
3.Осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
4..Адекватное представление обучающихся о своем профессиональном потенциале на основе знания мира
профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессий.
Активно включаться в общеполезную
1.Владение социальными знаниями (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание и осознание социальной реальности и повседневной жизни.
2.Наличие у обучающихся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
3.Целостный, социально ориентированный взгляд на отношение к окружающей среде, природе; людям; потребность природоохранной деятельности, участия в экологических инициативах, проектах, социально-значимой деятельности.
Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
1.Наличие у обучающихся устойчивого интереса к вопросам краеведения.
2.Знание места и роли родного края в контексте отечественной и всемирной истории.
Чтобы сформировать у обучающихся любое базовое учебное действие, каждый ученик должен пройти путь, состоящий из четырех этапов:
1) у обучающегося формируется первичный опыт выполнения осваиваемого БУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
2) основываясь на имеющемся опыте, обучающийся осваивает общий способ (алгоритм) выполнения соответствующего БУД;
3) освоенное БУД включается в практику учения на предметном содержании различных учебных дисциплин, а также во внеурочную деятельность и систему воспитательной работы образовательного учреждения;
4) организуется контроль уровня сформированности данного БУД и его системное практическое использование в образовательной практике.
Личностные БУД позволяют сделать учение осмысленным, помогают увязывать получаемые знания с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
В ходе уроков и занятий применяются разные формы взаимодействия с обучающимися, направленные на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений:
-82%
Источник: videouroki.net
2.2.1.З. Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее программа формирования БУД, программа) реализуется в начальных (0)-IV) и старших (V-XI) классах. Она конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственно отсталостью.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью
- Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
- Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
- Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
- Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Источник: studfile.net
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»
Презентация для педагогического совета на тему «Формирование базовых учебных действий на уроках в свете реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ». Цель: Повышение компетентности педагогов по формирования базовых учебных действий у учащихся. Данный материал является актуальным в свете реализации ФГОС.«Формирование БУД на уроках в свете реализации ФГОС». Цель: Повышение компетентности педагогов по формирования БУД у учащихся.
2БУД Каменская 2.ppt
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»
МАОУ «Школа №20 с ОВЗ» Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 59 классах» Через активную организацию жизни в школе ученик придет к умению войти в жизнь. Л.С. Выготский Пермь,2018 Составители: О.А.Усольцева, Н.Ю.Городничева, Л.Г.Каменская
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»
Базовые учебные действия обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной регулятивной коммуникативной личностной
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»
обеспечивают ценностно смысловую ориентацию учащихся обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности логические действия, действия включают общеучебные, постановки и решения проблем обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельностивключают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»
Характеристика базовых учебных действий На различных этапах обучения (I (I1)IV классы,VIX классы,XXII классы) БУД имеют свою характеристику с учётом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и представлена умениями, которыми учащиеся должны овладеть. Рассмотрим характеристику БУД для VIX классов
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»
Коммуникативные учебные действия представлены следующими умениями: Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; и использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»
Регулятивные учебные действия представлены следующими умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»
Познавательные учебные действия представлены следующими умениями: Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-про странственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, ана лиз, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, при чинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, ос но ве практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и про цессами.
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»
Деятельность по формированию и развитию БУД
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»
Деятельность по формированию и развитию БУД
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»
Деятельность по формированию и развитию БУД
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»
Деятельность по формированию и развитию БУД
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»
Как развивать БУД на уроках? 1. Выбрать одно БУД на неделю : то, что наиболее важно сейчас (слушать друг друга, оценивать свой результат, сравнивать что либо и т.д.) 2. Обсудить важность этого действия с учениками и записать как цель: «На этой неделе мы будем стараться…». 3. Каждый день давать задания на это действие: минимум на двух разных уроках по одному заданию, эпизоду, ситуации, с обязательной рефлексией: что и зачем мы делаем, чему учимся? 4. В конце недели отрефлексировать результат и поставить новую цель: научились или нет? Повторяем на следующей неделе или ставим новую цель?
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»
Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки: ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен вместе с учителем; 0 баллов 1 балл ― выполнить его самостоятельно; ― ― 4 балла ― замечанию учителя; 3 балла способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по 5 баллов ― Действие сформировано в полном объёме, понимает смысл действия, способен самостоятельно применять действие в любых ситуациях. Самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Бальная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»
Мониторинг уровня сформированности БУД (5 – 9 классы) Личностные БУД 1. 1. 6. Испытывать чувство гордости за свою страну; .Гордиться школьными успехами и достижениями как 2 собственными, так и своих товарищей; 3. Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; 4. Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; 5. Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; Бережно наследию родного края и страны. относиться к культурно-историческому 5кл 6кл 7кл 8кл 9к л. В И В И В И В И В И
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»
1. 2. 1. 2. 3 4 5 Мониторинг уровня сформированности БУД (5 – 9 классы) Коммуникативные БУД 7кл . 6кл . 5кл . В И В И В И В И В И 9кл . 8кл . Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; Использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. 3 . Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических Регулятивные БУД задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах»
БУД (5 – 9 классы) 1. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, Познавательные БУД Мониторинг уровня сформированности его временно-про странственную организацию; 2. Использовать усвоенные логические операции (сравнение, ана лиз, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, при чинно- следственных доступном связей) вербальном практической материале, с индивидуальными деятельности в возможностями; наглядном, ос но ве соответствии на 8кл . 7кл . 6кл . 5кл . В И В И В И В И В И 9кл . 3. Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и про цессами. знания,
Источник: znanio.ru