Проектирование городской среды представляет собой сложный научный процесс, в котором принимают участие профильные институты, архитекторы, социологи, органы власти. Их общие усилия направлены на решение текущих проблем, создание комфортного городского пространства, единого архитектурного дизайна.
В этом процессе есть свои сложности, например, трудность определения критериев разработки, однако все они решаемы, если перед специалистами ставятся конкретные задачи и цели. О том, что собой представляет проектирование городской среды, каковы основные принципы и особенности этой деятельности, вы узнаете из данного материала.
Представление о городской среде
Городская среда сегодня — это сложная система, включающая различные градостроительные и инфраструктурные объекты. В нее входят самые разные жилые, инженерные и транспортные сооружения: улицы, проспекты, площади, конструкты прикладного и монументального искусства, здания, различные точки благоустройства и т. д.
Все они должны быть связаны между собой и подчинены единому замыслу, рассчитанному на обеспечение комфортной жизни в условиях жилой среды.
Это Челябинск. Федеральная программа «Формирование современной городской среды» (1)
С течением времени сложился образ современного города, в котором старинные тихие улочки и просторные благоустроенные парки с прудами и тенистыми дорожками соседствуют с шумными трассами и высотными кварталами. У каждого полиса свое лицо. Но все они развиваются так, чтобы части каждого гармонично сосуществовали и не мешали друг другу.
Поэтому, если раньше городские поселения формировались хаотично, просто как совокупность новых сооружений, то сегодня каждая постройка анализируется с точки зрения инфраструктуры, удобства и влияния на внешний облик общей среды.
Современные места жизни, работы и отдыха людей стремятся к тому, чтобы каждый элемент системы был продуман с точки зрения логистики, дизайна и взаимодействия с природой.
Цели и задачи проектирования городской среды
Главная цель разработки городской среды — это преобразование общественного урбанистического пространства таким образом, чтобы оно отвечало требованиям комфорта, безопасности и эстетики.
Это целостный процесс, который можно разбить на отдельные составляющие: проектирование логистических систем, жилых зданий, общественных локаций и благоустройства.
Развитие и грамотное формирование городской среды напрямую влияет на привлекательность полиса для новых жителей и туристов. Это, в свою очередь, не может не отразиться на его экономическом, социальном, культурном и экологическом благополучии.
Проектирование дизайна объектов городской среды направлено на работу с самыми разными элементами: улицами, скверами, парками, общественными местами. Ошибочно думать, что оно должно затрагивать только центр полиса, туристические локации и офисные кварталы.
Формирование современной городской среды
Преобразование городской среды включает в себя благоустройство абсолютно всех объектов в черте населенного пункта: от пешеходных переходов и скверов в его центре до автобусных остановок и промышленных зон на окраине.
К архитектурно-дизайнерскому проектированию городской среды причастны специалисты самых разных направлений и различные представители общества и бизнеса:
- архитекторы;
- инженеры;
- планировщики;
- ландшафтные дизайнеры;
- местные и центральные государственные органы;
- инвесторы;
- общественность.
Каждый из них по-своему смотрит на проблему городского дизайна и оценивает результаты работы.
Чтобы создать комфортную и безопасную среду, невозможно обойтись без проектирования пространства. В ней учитываются все аспекты общественной жизни: финансовые, экономические, экологические, образовательные и транспортные.
Значение проектирования комфортной городской среды заключается в том, что она:
- значительно влияет на качество жизни;
- положительно сказывается на экономическом росте и развитии;
- помогает заботиться об экологии;
- позволяет делать города безопасными;
- совершенствует инфраструктуру;
- делает доступными образовательные и медицинские учреждения;
- оптимизирует систему общественного транспорта;
- решает проблему утилизации отходов.
По прогнозам специалистов ООН, к 2050 году во всем мире ожидается увеличение городского населения более чем на 3 миллиарда человек. Такая динамичная урбанизация требует нового подхода к проектированию этой среды.
Особенности архитектурного проектирования городской среды
Если мы говорим не о реконструкции и модернизации, а о создании новой городской среды, то ее разработкой занимаются архитекторы и инженеры.
Это сложнейшая задача, при реализации которой важно учитывать комплекс различных факторов: логистика, оптимальное размещение жилых и нежилых объектов, их взаимодействие, коммуникации, безопасность, совместимость проекта с климатическими и ландшафтными особенностями местности и, конечно, удобство для жителей.
Чтобы реализовать все эти требования, разработчикам проектов этой среды необходимо учитывать множество деталей. Размещение каждого объекта должно быть оптимальным с самых разных точек зрения.
Например, детский сад не только должен быть расположен вблизи жилых домов, но и дорога к нему должна быть безопасной для движения с маленькими детьми и колясками; размещение школы надо соотносить с количеством жителей в каждом квартале, чтобы не создавать в одном месте концентрацию учебных заведений, а в других — их нехватку.
Или, например, промышленное предприятие недопустимо проектировать вблизи от кварталов, на обитателях которых может сказаться выброс загрязняющих атмосферу веществ, шум и т. д.
Каждый из этих примеров говорит о том, что планирование комфортной среды требует опыта и специальных знаний, чтобы предотвратить недочеты и проблемы, сказывающиеся на благополучии людей.
Город можно сравнить с огромным домом для тысяч и миллионов людей. Его районы, кварталы — как отдельные квартиры. Поэтому и проектирование городской среды в некотором смысле походит на разработку модели дома от дизайна до внутренней планировки и коммуникаций.
Если говорить о других масштабах, можно это сопоставить с планированием крупного жилого комплекса или фабрики.
Проектирование городской среды, конечно, имеет ряд своих особенностей, которых нет у других подобных задач. Так, план разработчика должен включать не только схему всех объектов, жилых и нежилых, архитектурных и декоративных, но и проведение всех коммуникаций, а также их бесперебойное и надежное функционирование.
Бюджет такого уровня проектирования, конечно, не соотносим с разработкой строительства нового дома. Здесь на сумму влияют множество факторов: от объема работ и их сложности, а также количества различного рода задач, до внешних условий, в которых предстоит воплотить задуманное.
Основные принципы проектирования городской среды
Разработка проекта функциональной городской среды — многоуровневый процесс. Проектирование включает несколько этапов, каждый из которых должен быть ограничен по времени и срокам и подчинен оптимальному достижению цели.
Например, разработка городской среды включает в себя не только создание нового, но, прежде, выявление и анализ существующих проблем, которые нужно устранить благодаря реализации проекта. Любое проектирование опирается на современные методики и технические инновации.
Особенно это касается сложных многоуровневых проектов по созданию городской среды.
Последовательность действий при реорганизации городской среды можно представить следующим образом:
- планирование и детализация стабильного развития городских систем;
- разбор актуальных проблем состояния городских систем;
- определение проблем в формировании комфортной городской среды;
- поиск путей решения обозначенных проблем в рамках выбранной стратегии и с помощью доступных ресурсов;
- многосторонняя технико-экономическая и социальная оценка предположительных результатов реализации каждого из предложенных проектов;
- выбор наиболее оптимального варианта проекта по развитию городской среды, его полное оформление, включая технико-экономическое обоснование и другую документацию;
- работа над формой реализации проекта со всех точек зрения: материально-технической, финансовой, организационно-правовой и социальной.
Современный город требует принципиально иного подхода к проектированию среды. Урбанизация привела к росту жителей полисов, соответственно, изменились требования к жилью, дорогам, социальным объектам и т. д.
Не только количественно, но и качественно новых решений ждут сегодня от разработчиков городского пространства. Они должны обладать нестандартным мышлением и широким видением ситуации. Им уже недостаточно владеть знаниями инженерных наук и навыками их применения в обычных ситуациях.
Постоянно обновляющиеся технологические решения, применяемые при создании городских систем, не только расширяют возможности реализации самых смелых идей, но и увеличивают риски при их воплощении.
Сегодня в России предложение отвечает на спрос, и рынок компаний, предоставляющих услуги по проектированию городской среды, достаточно развит. Каждая из них составляет штат узкопрофильных специалистов, делящихся на две большие группы: специалистов по разработке инженерных систем и дизайнеров, отвечающих за визуальную и эстетическую составляющую. К ним относятся представители следующих профессий: архитектор (чаще всего руководитель проекта), инженер-экономист, географ, геолог, климатолог, гидролог, эколог и т. д.
Кроме того, разработка и реализация проекта современной городской среды невозможна без участия социологов, городских планировщиков, инвесторов, застройщиков, специалистов по инженерному обеспечению (транспорт, водоснабжение и канализация, энергоснабжение, озеленение, подготовка территории), представителей природоохранных и историко-культурных ведомств и общественных организаций.
Такие обширные рабочие группы решают следующие ключевые вопросы:
- анализ актуального состояния и рассмотрение перспектив развития полиса (по показателям демографии и градообразующего потенциала);
- разработка проекта (расчет объемов жилищного и культурно-бытового строительства, анализ и выбор вариантов территориального формирования и развития планировочной структуры);
- расчет капиталовложений.
Каждый специалист рассматривает эти вопросы и их проблематику со своей узко профессиональной точки зрения.
Сложности проектирования городской среды
В настоящее время вопросы, связанные с решением проблем городской среды, выходят на первый план в политике органов власти различного уровня. Об этом говорят следующие факты:
- Определены критерии оценки деятельности по благоустройству. Министерство регионального развития РФ 9.09.2013 г. приказом № 371 утвердило методику оценки качества городской среды проживания.
- 04.02.2021 г. вступил в силу Указ Президента РФ об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно этому документу, эффективность деятельности этих учреждений будет оцениваться по результатам улучшения условий среды жизнедеятельности. Среди критериев оценки эффективности – качество городской среды и ряд других измеримых показателей.
Открытым остается вопрос о том, как повлиять на изменение некоторых из этих показателей в сторону положительной динамики.
Наиболее сложными для прямого влияния можно считать следующие составляющие социального и финансового развития городов: численность населения, темп роста реальной среднемесячной заработной платы и реального среднедушевого денежного дохода, динамика физического объема инвестиций в основной капитал, количество занятых в сфере малого и среднего предпринимательства.
Это связано с тем, что невозможно принудить людей к повышению уровня благосостояния, например, через создание бизнеса.
Если говорить о проекте по улучшению городской среды, отвечающем всем требованиям, то его создание было бы связано с рядом противоречий:
- Он, по сути, неуправляем, так как невозможно влиять на инициативу интересантов (горожан, предпринимателей-инвесторов и пр.).
- На стадии разработки практически невозможно определить критерии создания проекта, так как представляется крайне сложным узнать обо всех идеях и инициативах целевых групп населения и привлекаемых контрагентов.
По измеримым показателям оценки качества городской среды и эффективности деятельности органов власти можно судить лишь о текущем состоянии города как целостной эмерджентной социотерриториальной системы.
Если решать отдельные проблемы благоустройства городской среды без их взаимосвязи со всей системой, это не приведет к эффективному и долгосрочному результату. Подобно как в организме человека недостаточно лечить болячку как симптом, необходимо найти системное нарушение в работе всего организма, приводящее к сбою.
Кроме того, такой подход к изолированному решению отдельных проблем, может не только не помочь в перспективе, но и навредить. Об этом хорошо сказано в первом правиле системной инженерии: «Если оптимизировать компоненты, то, вероятнее всего, производительность системы будет испорчена».
В жизни этот принцип давно доказал свою правильность. Как пример, можно привести один из вариантов городского развития, когда привлекаются инвесторы для строительства крупного предприятия, от которого ожидается экономический рост территории.
На деле все происходит с точностью до наоборот. Новое производство стягивает на себя все ресурсы региона, не обеспечивая рабочих мест для местных, а привлекая дешевую силу приезжих. При этом о развитии инфраструктуры и социальной сферы речи не заходит.
Другой пример: развитие города через точечную застройку, без учета общего плана района и его благоустройства, а также других факторов: логистических, культурно-исторических, эстетических и т. д.
Таким образом, проектирование и развитие городской среды и пространства, измеримое, в частности, показателями оценки качества, может быть осуществлено лишь при постановке задачи на уровне целостной системы.
То есть любой вопрос развития города (от повышения уровня доходов жителей до положительного сальдо миграции) можно решить, только если менять всю систему с фундамента, включая все ее составляющие. Бесполезно закрашивать трещины на стене разрушающегося дома. Ее надо демонтировать и возводить заново, а, может, и всё строение с самого фундамента.
Источник: dorians.ru
Как включить двор в программу по благоустройству
Благоустройство дворов и придомовых территорий проводится в рамках обширной госпрограммы «Формирование комфортной городской среды». Эта программа началась в 2018 году и её завершение планируется к 2022 году. Основной объем работ по улучшению дворовой инфраструктуры запланирован на 2019-2020 годы. Важная деталь программы заключается в том, что будущий облик своих дворов определяют сами жители дворов. Для этого надо подать соответствующую заявку.
Суть программы↑
До 2018 года благоустройство дворов велось только за счет местного бюджета. Но из-за наличия больших расходов на общественные нужды, средств на благоустройство оставалось мало. Именно с целью решения этой проблемы была создана федеральная программа «Формирование комфортной городской среды». В рамках этой программы придомовые и общественные территории будут перестроены в соответствии с новыми проектами. При этом, в соответствии с программой, предусмотрены 2 вида работ: минимальные и дополнительные.
- Установка современных систем освещения
- Ремонт дорог, тротуаров в пределах двора
- Установка мусорных урн и скамеек.
Дополнительные работы проводятся по желанию жителей дворов, и в соответствии с пространством двора, выбирается то или иное решение:
- Установка детских площадок
- Оборудование места для выгула животных
- Организация мест отдыха взрослых
- Оборудование парковочных мест
- Озеленение придомовых территорий
Важная деталь ! Если жители двора захотят проведения дополнительных работ, то необходимо внести личный вклад в эти работы, либо денежным субсидированием, либо трудовыми участием. Например, покрасить ограждения, посадить деревья. Финансовое участие не обязательно означает, что нужно специально собирать деньги со всех жильцов на финансирование проекта. Можно воспользоваться ранее накопленными средствами из фонда капитального ремонта.
Что входит в благоустройство дворов↑
В Московском регионе действует единый стандарт, по которому в каждом дворе обязательно должны быть:
- детские площадки,
- парковочные места,
- озеленение,
- площадки для сбора мусора,
- наружное освещение,
- информационные стенды.
Кроме того, в рамках благоустройства устанавливаются лавочки, урны, спортивные площадки и т.п.
Кто отвечает за благоустройство↑
По закону, ответственность за благоустройство несут органы местного самоуправления, а деньги на него выделяются из местных бюджетов. Ежегодно благоустраивают не менее 10% дворов на территории каждого муниципалитета.
Как стать участником программы ↑
Проект благоустройства дворовых территорий должна предложить местная администрация, а жильцы выбрать конкретное её направление. Чтобы попасть в государственную программу необходимо:
- Ознакомиться с планами по благоустройству на желаемый период. Это можно сделать на официальном сайте «городская среда» — http://gorodsreda.ru/. Заявки формируются в текущем году на последующий. То есть, для того чтобы работы были выполнены в 2020 году необходимо подать заявку до конца 2019 года.
- Обратиться в местную администрацию, с заявлением о вступлении в программу или жалобой на непорядок во дворе. Обычно, в ответ на обращение, приходит официальное письмо с предложением принять участие в федеральной программе.
- Организовать собрание жителей тех домов, к которым относится конкретная территория. Путем голосования граждане решают участвовать в программе или нет. В случае положительного решения необходимо выбрать группу людей, которые смогут заниматься организационной и «бумажной» работой. Вмместе жильцы должны определиться с размером финансирования.
- Инициативная группа составляет эскизный план будущего места отдыха. При этом важно по возможности учитывать все пожелания жильцов, высказанные на первом собрании. В эскизном проекте необходимо схематично обрисовать новый двор, с уже имеющимися объектами и новыми, планируемыми к постройке. Чаще всего за составлением эскиза жители обращаются в специализированные компании. Хорошо, если жильцы выберут ответственного гражданина, который согласится заниматься работами по согласованию проекта.
- По мере того как готовится эскизный план, жильцы-активисты собирают полный пакет документов для отправки его в администрацию. Кроме схемы, в него входит: инвентарный паспорт двора, сведения о собираемости коммунальных услуг, сметный расчет, протокол заседания собрания жителей.
- В случае, если проект утвержден комиссией, то следующим этапом выбирают компанию, которая выполнит работы. Конкурс по выбору подрядчика обычно проводит управляющая компания. Чаще всего выбирают фирму с наименьшей суммой за работу.
- Во время проведения работ жителям рекомендуется контролировать их качество. В случае обнаружения недочетов важно указать их в акте сдачи-приемки выполненных работ.
Заявки на участие рассматривает департамент по строительству конкретного региона. На этом этапе проверяется комплектность пакета документов и правильность оформления. После этого заявки, прошедшие отбор, отправляют на конкурс общественной комиссии по району. Оценка производится по 100-балльной шкале. Критерии оценки, следующие: процент софинансирования граждан, количество объектов (чем больше, тем лучше), отсутствие или наличие долгов по оплате услуг.
Как правило, на работы по обустройству требуется не более одного месяца. В дальнейшем жителям нужно поддерживать новый двор в порядке. Напомним, что дворы, отремонтированные по федеральной программе после 2022 года, будут переданы на баланс жильцов. Обслуживать общественные территории можно своими силами или заключить договор со специализированной компанией.
Как формируется план↑
Каждый год в рамках государственной программы по формированию современной городской среды органами местного самоуправления формируется адресный перечень дворов для благоустройства. После инвентаризации в него включаются все дворовые территории, которым нужно обновление. Исключение составляют те, что были благоустроены начиная с 2015 года, а также дворы домов-новостроек.
Органы местного самоуправления формируют список с учетом общественного мнения. При этом 50% адресов включают в программу по результатам голосования жителей на портале «Добродел», а 50% – по личным обращениям граждан. Итоговый адресный перечень утверждается на заседании муниципальной общественной комиссии по благоустройству.
Как проголосовать через «Добродел»↑
Чтобы проголосовать, необходимо иметь подтвержденную учетную запись ЕСИА, затем выбрать муниципалитет и двор на карте. К заявке можно прикрепить комментарий, например, описать, что именно необходимо починить на детской площадке или где посадить деревья и кусты. Проголосовать можно только один раз. Подтвердить учетную запись можно на почте, через «Сбербанк-онлайн», клиенты банка «Тинькофф» и «Почты-банк».
Голосование проводится ежегодно, обычно летом или осенью. Длительность его может быть разной, но не менее семи дней.
Где посмотреть список дворов
↑
Результаты голосования доступны на портале «Добродел», сайтах органов местного самоуправления и министерства благоустройства Москвы и области.
Источник: www.molnet.ru
Основные проблемы реализации программ формирования комфортной городской среды
Материал подготовлен в рамках проекта Поддержка институтов гражданского общества в вовлечении населения в благоустройство дворовых территорий и развитие комфортной городской среды, реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Эксперты Фонда «Институт экономики города» провели в январе 2018 г. ряд рабочих встреч и круглых столов с участием представителей городского актива и органов местного самоуправления в пилотных городах проекта «Поддержка институтов гражданского общества в вовлечении населения в благоустройство дворовых территорий и развитие комфортной городской среды» (далее — Проект) – Ижевске, Калининграде, Чебоксарах, Череповце, Улан-Удэ.
Предметом обсуждения на встречах и круглых столах было вовлечение граждан в благоустройство дворов и общественных территорий в рамках программ формирования комфортной городской среды на 2017 год и на 2018-2022 годы, участие некоммерческих организаций в работе с населением, существующие потребности в информации и методиках по вовлечению населения и реализации проектов благоустройства дворов и локальных общественных пространств.
По результатам обсуждений и интервьюирования участников встреч — представителей городского общественного актива и органов местного самоуправления специалисты Фонда «Институт экономики города» выявили ряд проблем, общих для пилотных городов.
Вопросы вовлечения населения в реализацию программ формирования комфортной городской среды
- В 2017 году во всех пилотных городах проекта прилагались существенные усилия по вовлечению граждан в реализацию региональных и муниципальных программ формирования комфортной городской среды. Во всех городах были подключены различные каналы связи с населением – пресса, телевидение, интернет-сайты, рассылка и расклейка объявлений, разъяснительная работа через общественные структуры, проведение собраний, слушаний и т.д. Результативность использования этих каналов была неодинаковой и зависела от разных факторов, в т. ч. от доверия населения к органам местного самоуправления и органам власти субъекта Российской Федерации.
- Формирование региональных и муниципальных программ проводилось с крайне сжатые сроки, в результате провести полномасштабную кампанию по привлечению населения к участию в формировании данных программ было невозможно, и зачастую городские администрации и органы власти регионов вынуждены были принимать решения волюнтаристски, чтобы успеть с утверждением программ в установленные сроки. Впоследствии пересматривать перечни благоустраиваемых территорий и проекты благоустройства, вошедшие в программы, будет крайне сложно – новые инициативы, выдвинутые гражданами после утверждения программ, уже не смогут быть включены в программы по условиям их формирования и из-за ограниченности выделенных средств.
- Требование о проведении рейтингового голосования несколько запоздало, поскольку практически повсеместно территории для первоочередного благоустройства в рамках пятилетней программы были выбраны еще в 2017 году. Так, в г. Калининграде в связи с подготовкой к Чемпионату мира по футболу первоочередному благоустройству должны быть подвергнуты территории в районах массового туризма, что, по общему мнению городской администрации и представителей общественности, с большой вероятностью может отличаться от предпочтений населения города. Есть прогнозы, что по результатам голосования наибольшее предпочтение граждане отдадут благоустройству территорий в периферийных районах массовой жилищной застройки, а не в центре города. Схожая ситуация отмечена и в других городах.
- Если в распространении общегородской информации по вопросам разработки правил благоустройства, подготовки и реализации программ благоустройства через СМИ и интернет проблем нет, то заметные трудности наблюдаются в отношении взаимодействия и установления обратной связи с гражданами на уровне конкретных дворов и многоквартирных домов. Участники интервьюирования отмечали недостаточное информирование о конкретных проектах благоустройства, отсутствие процедур ознакомления с дизайн-проектами, слабую организацию общих собраний в МКД. Также в пилотных городах говорилось о том, что объединения собственников помещений (ТСЖ, советы многоквартирных домов) привлекаются только к проведению общих собраний, но отстраняются от разработки проектов благоустройства, их инициативы по включению тех или иных дворов в программу благоустройства не поощряются.
- В информационных кампаниях, ориентированных на жителей, затрагиваются вопросы финансового или трудового участия в реализации дизайн-проектов благоустройства дворов, но вопрос о дальнейшем содержании вновь созданных объектов благоустройства, как правило, не поднимается.
Методический инструментарий работы с населением при разработке и реализации программ формирования комфортной городской среды
- Основными методическими инструментами, на которые опираются и органы местного самоуправления, и общественные организации при взаимодействии с населением, являются Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018 — 2022 годы, утвержденные приказом Минстроя России от 6 апреля 2017 г. № 691/пр, Методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденные приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. № 711/пр, а также размещённые на сайте Минстроя России в 2017 г. «Рекомендации по организации общественного участия в реализации проектов комплексного благоустройства городской среды».
- «Целевая модель по организации общественного участия, а также по вовлечению бизнеса и граждан в реализацию проектов благоустройства городской среды», также размещённая на сайте Минстроя России, оценивается представителями городских администраций и общественных организаций пилотных городов Проекта в целом как документ, полезный для информационной кампании, которую можно провести в течение длительного временного периода, но не подходящий для короткой «агрессивной» информационной кампании. При этом часто лица, на которые возложена организация общественного участия, особенно в малых муниципалитетах, просто не имеют достаточной подготовки для применения изложенных в «Целевой модели» методов, таких как проведение фокус-групп, проектных мастерских (вокршопов), дизайн-игр и др.
- Методика оценки степени привлечения граждан и общественных организаций к реализации мероприятий по созданию комфортной городской среды оценивается представителями городских администраций и общественных организаций пилотных городов Проекта как тяжёлая для применения после первого года реализации программ и в условиях существующего цейтнота.
- Вся методология взаимодействия городских администраций с населением ориентирована на прямое общение с «простыми» гражданами – проведение общественных слушаний, общих собраний в многоквартирных домах, голосований и т.п. Не хватает методик для взаимодействия органов местного самоуправления с общественными организациями, представляющими консолидированное мнение разных городских сообществ. Также отмечается потребность в методиках принятия решений не по дворам, а по более крупным территориям благоустройства, на которых расположено несколько многоквартирных домов.
Реализация проектов благоустройства и планировочные решения программ формирования комфортной городской среды
Вопросы организации и финансирования программ формирования комфортной городской среды
- Главный принцип организации благоустройства дворов, который реализуется в городах России в рамках Приоритетного проекта – обязанность города благоустроить дворы, которыми пользуются жители города. Однако этот принцип не соответствует современной правовой ситуации, когда бóльшая часть земли в городской застройке находится в собственности граждан и юридических лиц. С учетом этого обстоятельства более справедливым было бы предоставление субсидий за счет выделенных в рамках Приоритетного проекта бюджетных средств инициативным объединениям граждан, которые готовы вложить свои ресурсы (интеллектуальные, трудовые, финансовые) в проекты благоустройства своих дворов, чтобы бюджетные средства служили катализатором привлечения средств заинтересованных участников всего городского сообщества и сообществ на отдельных городских территориях для финансирования проектов благоустройства.
- Размер выделенных бюджетных средств, даже с пятипроцентным финансовым участием граждан, позволяет благоустроить очень небольшую долю всех городских дворов и территорий, нуждающихся в благоустройстве. В частности, по результатам реализации пятилетней программы в Калининграде прогнозируется увеличение доли благоустроенных территорий с 4% до 5%; в Чебоксарах планируют за пять лет благоустроить 2,5% всех дворов, нуждающихся в благоустройстве, и т.д. При этом выделенных средств не хватает на реализацию проектов с творческим подходом, учитывающих все пожелания жителей, поэтому в основной массе проекты благоустройства дворов сводятся к асфальтированию парковок для автомобилей.
- Внедренная во многих городах в 2017 году система «единого заказчика» благоустройства, при которой граждане должны перечислять свои взносы финансового участия в благоустройстве двора уполномоченному муниципалитетом учреждению или предприятию, не вызывает большого доверия со стороны населения. В ряде случаев, как например в г. Чебоксарах, условие о перечислении средств финансового участия граждан на счет «единого заказчика» в жёсткие сроки привело к невключению в городскую программу проектов благоустройства дворов, инициированных самими гражданами.
- В пилотных городах высказываются опасения, что дальнейшее развитие ситуации с благоустройством дворов будет таким же, как с капитальным ремонтом: после того, когда закончатся выделенные из бюджета деньги, введут обязательные взносы граждан, которые надо будет перечислять на счет регионального или муниципального оператора благоустройства.
Источник: urbaneconomics.ru
Комфортная
городская среда
Формирование комфортной городской среды — верный способ завоевать доверие жителей.
Благоустройство поможет Вам поднять индекс качества городской среды.
Реализуем проекты по программе «Комфортная городская среда»:
• Выявим потребности жителей
• Создадим концепцию благоустройства
• Поможем получить федеральную субсидию
• Предоставим рабочий проект
• Построим проект под ключ, включая освещение, лавочки, урны, газоны, насаждения, подсобные помещения и пр.
Благоустройство территории города
Доступный город
Новый кластер будет создан по принципу безбарьерной
среды для маломобильных категорий горожан и обеспечит связность
устоявшихся пешеходных маршрутов жителей и гостей города.
Сцена под навесом
Проект реконструкции городской площади предусматривает создание
единого пространства ярмарочной и выставочной деятельности,
а также проведения спортивных и концертных мероприятий.
Экологическое воспитание
Внедрение новых экологических стандартов
поспособствует внедрению раздельного сбора отходов
жителями города в собственных домохозяйствах.
Стационарное оборудование для общефизической подготовки
станет настоящим подарком для адептов CrossFit движения,
зрелых приверженцев культуризма и здорового образа жизни.
Площадки для командных дисциплин
Спортивно—рекреационный кластер станет мотивирующим пространством
и новой уличной локацией для вовлечения жителей города
в массовые занятия физкультурой и спортом.
Асфальтовый памп-трек
Это универсальный снаряд для тренировок всевозможных колесных
дисциплин. Тренировки доступны широкому кругу пользователей.
Подобные велотрассы предназначены для райдеров от 2 до 70 лет.
Бетонный скейт-парк
Это долговечная и безопасная тренировочная
площадка колесных дисциплин современных,
индивидуальных видов спорта.
Зона общепита
Экономический потенциал инвестиционного проекта будет
обеспечен развитием сферы сервиса и общественного питания
на территории благоустройства.
Настольный теннис
Тематическое пространство для семейного отдыха,
для посетителей любого возраста.
Планируете участие в программах Минстроя? Вместе мы сделаем жизнь в городе лучше!
- Соучаствующее проектирование
- Концепции благоустройства
- Участие в программе
- Закупка на проект
- Есть проект, некому строить
Соучаствующее проектирование
Проектирование общественных пространств с привлечением местных жителей и экспертного сообщества позволит правильно определить цели и задачи развития территории для эффективной реализации инициативы благоустройства. Мы активно работаем с общественностью на всех стадиях рабочего процесса.
Ищете компетентных авторов концепции благоустройства?
Наша компания имеет внушительный опыт работы с крупнейшими архитектурными бюро. Мы делали концепции благоустройства территории и проекты для Gillespies, GMP Architekten, Snohetta, Kleinewelt, WowHaus, КБ Стрелка, Buromoscow, ИГСП, Нескучный Сад. Таким образом, мы готовы к созданию концепций любого масштаба.
Планируете участие в программе комфортная городская среда?
Наша компания разрабатывает конкурсные заявки для Минстроя «под ключ». Для наших заказчиков мы готовим исчерпывающую документацию для участия в программе формирования комфортной городской среды и располагаем необходимыми ресурсами для оперативной подачи заявки в сжатые сроки.
Собираетесь проводить закупку на проект?
За 13 лет активной работы наша компания «съела собаку» на 44ФЗ и 223ФЗ. В нашем портфолио хранится весомый опыт реализации громких проектов по всей стране. Мы располагаем собственным проектным бюро и предоставляем государственным заказчикам полный проект благоустройства территории.
Есть проект, но некому строить?
Наша компания специализируется на капитальном строительстве объектов благоустройства. Мы располагаем собственной базой механизации работ по благоустройству города и штатом квалифицированных сотрудников. Богатый опыт работы и отлаженные логистические процессы позволяют нам предоставлять услуги строительства в любом регионе.
Отдельные этапы,
или полный цикл работ.
Эскизное проектирование
и архитектурная визуализация
Основой успешного проекта должен стать дизайн-проект благоустройства территории. Мы выявим потребности жителей, разработаем схему функционального зонирования, смоделируем пешеходную и транспортную доступность участка. Фотореалистичная архитектурная 3д визуализация поможет оперативно доказать востребованность проектных решений.
Мы внедряем индивидуальные решения в наши проекты благоустройства. Разнообразные планировки и компоновки зон активности необходимы для востребованности объекта благоустройства и поддержания интереса жителей.
Рабочее проектирование
Бюро FK-ramps выполняет рабочее проектирование общественных пространств. Грамотно составленное техническое задание на проект благоустройства включает в себя эскиз и полный пакет проектной документации. Мы используем весь функционал систем автоматизированного проектирования (CAD) и информационного моделирования (BIM) объектов благоустройства городских и парковых пространств.
Проектирование благоустройства территории выполняется штатными квалифицированными специалистами нашей компании. Наша проектная документация с легкостью проходит любые экспертизы и позволяет реализовывать самые амбициозные задачи по благоустройству качественно и в кратчайшие сроки.
Реализация проекта
Компания FK-ramps имеет большой опыт общестроительных работ, связанных с обустройством дорожно-тропиночных сетей, прокладкой коммуникаций, земляных работ в условиях сложной геологии участка строительства, а также озеленением территорий.
Работы по благоустройству территории проводятся в строгом соответствии с проектной и сметной документацией. Мы имеем обширный опыт работ на громких объектах благоустройства нашей страны. Мы строили объекты для частных и государственных заказчиков, поэтому четко понимаем специфику работы на сложных объектах.
Мы уделяем особое внимание долговечности наших проектных решений с целью минимизации затрат на эксплуатацию объектов. В нашем распоряжении собственная база механизации строительных работ, мы располагаем штатным персоналом и готовы к реализации объектов любого масштаба.
Наш опыт в создании благоустройства
Бетонный скейт-парк в Одессе, Украина
Заказчик: Администрация г. Одесса
Райдеры Украины давно мечтали о бетонном скейт-парке. FK-ramps воплотили эту мечту в реальность. Летом 2017 года в солнечной Одессе был построен .
Скейт парк и памп трек в Тосно
Заказчик: Администрация Тосно
Скейт парк и памп трек в Тосно стали якорными точками притяжения комплексного проекта благоустройства «Спортивный парк Тосно». История появления нового .
Скейтпарк и памптрек МЕГА-Нижний Новгород
Нижний Новгород
Заказчик: INGKA Centres
Скейтпарк и памптрек МЕГА-Нижний Новгород спроектированы и построены конструкторским бюро FK-ramps летом 2020 года. Проект нового общественного пространства МЕГА-парк в .
Бетонный скейт парк в Краснодаре
Заказчик: ФК Краснодар
На протяжении последних месяцев команда #FKramps трудилась не покладая рук для возможности подарить жителям Юга России первый полноценный бетонный скейт .
Сложно определиться с выбором?
Не знаете какой тип благоустройства вам подойдет? Проконсультируйтесь
с нашими специалистами, они помогут Вам сделать правильный выбор.
Свидетельства, сертификаты, благодарности
Мы строили для
Деревянная рампа для Армии России
Бетонный скейт парк в Краснодаре
Деревянный скейт парк в Нижнем Новгороде
Скейт парк в Железногорске
Скейтплаза МТС
Бетонный скейт-парк в сквере по Олонецкому проезду, г. Москва
Бетонный скейт парк ЖК Мещерский Лес, Москва
Бетонный скейт парк DC Plaza на ул. Введенская, д.9
Мы готовим документацию для участия в программах Минстроя «под ключ».
Здесь Вы найдете пример концепции создания комфортной городской среды, которую можно скачать и распечатать.
Благоустройство городских территорий
Приоритетная задача по повышению качества жизни в нашей стране это благоустройство городских территорий. За последние несколько лет была принята в работу единая концепция комплексного благоустройства, которая подробно описала благоустройство территории муниципального образования.
Озеленение и благоустройство территории города делится на три основные группы пространств.
Типовая реновация городских общественных пространств включает в себя благоустройство парка. Благоустройство скверов может осуществляться при поддержке муниципального бюджета. Стоит заметить, что существуют федеральные субсидии, которые позволят провести комплексное благоустройство набережной в вашем городе.
Благоустройство дворовых территорий предполагает комплекс проектных решений в соответствии с установленным стандартом благоустройства. Типовой проект благоустройства придомовой территории многоквартирного жилого дома предполагает обустройство освещения, установку МАФ и реорганизацию дорожно-тропиночной сети.
Отдельная категория — благоустройство рекреационных территорий. В данном случае проект благоустройства может быть насыщен различными активностями для посетителей. Наибольшей популярностью здесь пользуются молодежные спортивные площадки, такие как скейтпарки и памптреки.
Что такое комфортная городская среда?
Приоритетное направление работы Правительства РФ это формирование комфортной городской среды. Реализация программы комфортная городская среда — отличный способ повысить индекс качества городской среды в Вашем регионе.
Проект комфортная городская среда был запущен в 2017 году. С тех пор, регионы нашей страны получили отличную возможность сделать шаг навстречу современным стандартам качества жизни в городах РФ. Федеральный проект предусматривает участие местных жителей в выборе субъектов благоустройства и субсидирование гражданской инициативы создания объектов благоустройства.
Федеральная программа комфортная городская среда является одним из эффективных способов преображения городов нашей страны. Отдельной номинацией в 2019 году был объявлен конкурс малых городов и исторических поселений. Таким образом, появился реальный шанс на повышение индекса качества жизни в отдаленных регионах нашей страны.
Источник: fk-ramps.ru