Программа floortime что это

FLOORTIME (ФЛОРТАЙМ) — что это такое?

Переоценить роль своевременной и профессиональной помощи в развитии речи невозможно. А в случае, если у ребенка имеются трудности в психическом или речевом развитии, поведенческие проблемы, школьные затруднения, помощь грамотных специалистов просто необходима.

В специализированном центре «Логолендия» работают квалифицированные специалисты, понимающие, как важно вовремя и грамотно помочь каждому ребенку, поэтому постоянно работают над повышением своей квалификации, усовершенствованием своих профессиональных навыков и умений, учатся у лучших наставников.

Коррекционный психолог Мария Попова и нейропсихолог Ирина Тучина стали одними из первых, кто прошел обучение подходу DIR Floortime и имеют соответствующие сертификаты. Все занятия проходят в соответствии с ключевыми принципами DIR Floortime.

FLOORTIME (ФЛОРТАЙМ) — ЧТО ЭТО ТАКОЕ? НОВОМОДНОЕ СЛОВО ИЛИ ДЕЙСТВЕННЫЙ ПОДХОД В ТЕРАПИИ?

Стратегия занятий с детьми с расстройством аутистического спектра (и не только) под названием «Флортайм» (англ. «Floortime», букв. «время, проведенное во взаимодействии на уровне собеседника») была предложена доктором Стенли Гринспеном в 1979 году. Стенли Гринспен – крупнейший в мире специалист в области изучения и коррекции аутизма. Он был признанным авторитетом в сфере клинической работы с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющими когнитивные и эмоциональные нарушения развития. Доктор Стенли Гринспен является автором более 40 книг, переведенных более чем на двенадцать языков; его статьи печатаются ведущими СМИ всего мира.

Игровая программа FLOORTIME для коррекции аутизма: принципы и этапы

Методика Floortime® — это один из компонентов комплексной программы помощи, основанной на концепции DIR®. И преимущество этого метода состоит в том, что ЭТО СТРОГО НАУЧНЫЙ ПОДХОД, основанный на современных знаниях о том, как происходит развитие человека.
Цель концепции DIR® (прим. переводчика – Developmental — развивающая, Individual differences – учитывающая индивидуальные особенности, Relationship-based – основанная на построении отношений) — создание ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ помощи, учитывающей уровень развития ребенка, его индивидуальные особенности восприятия, моторики, эмоциональной сферы и когнитивных функций, его сильные и слабые стороны, особенности семьи и взаимоотношений в ней.

В такую программу, к примеру, будут входить и занятия со специалистами (логопед, дефектолог, психолог, эрготерапевт, инструктор по адаптивной физкультуре и др.), и специально организованная деятельность (по обучению определённым навыкам), и собственно, непосредственно занятия по Floortime®.

Floortime – это центральный элемент концепции DIR. У Floortime есть две основные задачи:
1. Следовать за ребенком или использовать его естественные интересы.
2. Ввести ребенка в наш мир. При чем, важно, чтобы ребенок сам захотел быть в одном мире с нами.

Floortime – это процесс, в ходе которого Вы с ребенком постоянно чему-то учитесь. Следовать за ребенком – не значит комментировать или просто повторять то, что он делает, это значит входить в контакт и взаимодействовать с ним на базовом уровне его интересов.

DIR/Floortime.Флортайм. Игровые сеансы

Создать причину, по которой ребенок захочет с Вами играть, поэтому для начала нужно приглядеться к нему и выяснить, в чем состоит его истинный интерес. Например, если ребенок выкладывает игрушки в ряд, за этим может скрываться общее стремление к созданию порядка, шаблона или композиции.

Если он выстраивает игрушки в ровную линию, Вы можете добавить к его ряду еще одну игрушку или предложить неожиданный вариант – улыбаясь, поставить игрушку под прямым углом к его линии. В любом случае у Вас может зародиться взаимодействие. Когда ребенок увидит, что Вы не хотите его прерывать или менять что-то в его порядке и правилах, он может выставить в ряд еще одну игрушку, сделать паузу и посмотреть, станете ли Вы продолжать его игру. Рассматривайте себя прежде всего как участника игры! Когда ребенок перестанет переживать из-за того, что Вы собираетесь прервать его занятие, он пустит Вас в свою игру, потому что совместная игра приносит больше удовольствия. Помогайте ребенку делать то, что ему хочется и нравится

Основные правила игры по принципам FLOORTIME.

  1. Начинайте игру с любимых предметов или действий, даже если это неодушевленные сортеры или кубики, даже если это его самостимуляции.
  2. Будьте артистичными в подстройке под малыша: меняйте тембр голоса, скорость речи и не бойтесь дурачиться и переигрывать. Малышу должно быть интересно и весело, и Вы тоже должны получить удовольствие от такого взаимодействия!
  3. Хвалите маленького партнера по игре: рассказывайте о том, как вам нравится с ним играть, какой он милый, приятный, красивый, какие у него симпатичные ручки, ножки, волосы и даже зубки. Обратите внимание – если ребенок не говорит, или только начал осваивать речь, то Ваша собственная речь не должна быть сложно построенной – используйте для общения отдельные слова или простые предложения.
  4. Поддерживайте постоянный интерес к занятию: используйте привычные предметы необычным способом (переверните посуду и постройте башню, сделайте из кастрюли шалаш для куколки, оденьте миску как шляпу, нарисуйте цветок помадой на щеке).
  5. Используйте много ярких жестов и выразительную мимику, особенно с неговорящими детьми.
  6. Делайте игру костюмированной, даже если элементы перевоплощения касаются только вас.
  7. Переносите игру в новое место: на прогулку в парк, из комнаты в комнату, сев на разложенный диван.

Чем легче и дружественнее атмосфера, тем проще вам будет внедрить в нее элементы новых навыков. Не забывайте об индивидуальных особенностях ребенка – может быть ему не нравятся громкие звуки, тогда особенное внимание обратите на использование жестов и мимики, приглушив звук своего голоса. Или он чувствителен к прикосновениям – тогда и игры будут без непосредственных соприкосновений. В этом случае можно воспользоваться игрушкой, надеваемой на руку.

Идея терапии состоит в том, чтобы она была естественной, а среда теплой и безопасной для ребенка, и тогда он будет чувствовать себя непринужденно, весело и спокойно.

Записаться на занятие к специалистам можно по телефону 8 (495) 135 3788!

Источник: logolandiya.ru

Метод «Флортайм» — развитие ребенка с РАС через игру

Цель методики Floortime – создание фундамента для здорового развития. При помощи этой методики дети овладевают ключевыми способностями, отсутствующими или нарушенными в процессе их развития: способностью к приятным и теплым отношениям с окружающими, целенаправленному и полноценному общению (поначалу жестами, потом нередко и словами) и, в различной степени, логическому и творческому мышлению.
Концепция методики Floortime базируются на предположении о том, что, работая с эмоциональными, или аффективными, проявлениями, мы можем благотворно влиять на базовые способности, ответственные за отношения, мышление и общение, даже если мы имеем дело с детьми с серьезными проблемами. Развитие личности ребенка – на первом месте.
Концепция Floortime — это не отдельный метод лечения или программа помощи, это путь к пониманию уникальности каждого ребенка, выстраиванию и организации комплексной терапевтической программы.
Принципы методики Floortime
• следует подбирать способы взаимодействия в соответствии с особенностями нервной системы ребенка, т.е. налаживать контакт;
• взаимодействие с ребенком спонтанное;
• использование естественных интересов и эмоций ребенка как основу этого взаимодействия.
Суть Floortime: это подход, в котором главная роль отводится ребенку с его особенностями.
Основная гипотеза Floortime – развитие интеллекта, навыков коммуникации, взаимоотношений со сверстниками и другими людьми возможно благодаря успешной работе с эмоциями ребенка.
Интересы ребенка — в приоритете. Floortime делает упор на игры, которые интересуют ребенка. Взрослые только подключаются к этим играм. Таким образом, следование за инициативой ребенка — главная установка в игре.
Лучший контакт — через совместную игру. Совместная игра помогает ребенку установить лучший контакт с окружающими людьми, что улучшит умение общаться и повысит интерес к другим людям.
Индивидуальный подход во всем. Поскольку главная роль отводится интересам ребенка, программы занятий существенно отличаются для каждого из детей.
Роль родителей.
В отличие от других программ, которые делают упор на вмешательство профессионалов, Флортайм отводит родителям ребенка с РАС важнейшую роль в его терапии.

Читайте также:
Jpeg что за программа

Источник: ped-kopilka.ru

Что такое методика Floortime? Основные принципы и советы психолога

Что такое методика Floortime? Основные принципы и советы психолога

Что такое методика Floortime? Основные принципы и советы психолога

Ни для кого не секрет, что дети развиваются в игре. Именно таким способом малыши познают мир, укрепляют характер, наращивают различные навыки и умения, создают собственное мировоззрение и растят личность. И всему этому способствуют игровые механики. В силу возраста малышам сложно концентрироваться на серьезном обучении.

К тому же, прописи, тетради и прочие обучающие материалы не приносят такого удовольствия, как самая простая игра. Наверное, Вы не раз замечали, что игре малыш может уделять гораздо больше времени, нежели занятиям по тетрадке. Во втором случае концентрация и интерес пропадают минут через 20, в то время как за игрой ребенок может проводить по несколько часов. Так, в 1979 году американский профессор Стенли Гринспен разработал необычную развивающую методику – игротерапию, которая работает по концепции DIR и называется Floortime . Несмотря на то, что в России этот метод только начинает набирать популярность, во всем мире он успешно используется уже несколько десятилетий, ежегодно доказывая свою эффективность.

Что такое программа Floortime?

Floortime или флортайм в дословном переводе на русский язык означает “время, проведённое на полу”. Флортайм – терапевтическая методика, направленная на всеобщее развитие ребенка посредством игры. Принято считать, что Floortime обучение создано для детей с особенностями развития и в первую очередь — для малышей с расстройством аутистического спектра. Однако это не совсем так.

Флортайм терапия эффективна для всех детей, так как отвечает за качественное развитие когнитивных функций ребенка. Floortime является практической частью концепции DIR: D (Developmental) — развивающее I — (Individual differences) – учитывающее индивидуальные особенности R — (Relationship) — и базирующееся на доверительном общении Таким образом, методика флортайм является непринужденным и при этом эффективным способом по преодолению нарушений в становлении личности и развитии ребенка. Для детей такие занятия выглядят как обычная игра, т.е. малыши не выходят из зоны своего комфорта. Для специалистов – это целая структурированная система; они подключаются к игре, но работают по определенным ступеням и точно знают, какой участок мозга развивают сейчас и на какой сделают упор дальше.

Цель методики Floortime

Используя DIR Floortime , у специалиста не стоит задача научить ребенка играть. Основная цель занятий — всестороннее развитие ребенка, которое достигается в строгом порядке. Пока ребенок включен в игру, перед глазами нейропсихолога разворачивается целая картина — лестница развития. Цель – дойти до конца, детально изучив каждую ступень. Всего таких ступеней 9 (для дошкольников – 6), но досконально пройтись необходимо по каждой.

Над чем работает специалист, применяя методику Floortime ? 1. Саморегуляция: повышение внимания, концентрации и интереса к миру, способность быть уравновешенным и активным. 2. Вовлеченность в общение: налаживание контакта, доверие к оппоненту и выражение эмоций. 3. Двусторонняя целевая коммуникация: способность инициировать общение и социализироваться в мини-среде.

4. Сложная коммуникация: совместное решение социальных задач, формирование самосознания, выражение собственного «Я». 5. Формирование и использование символов, слов, понятий и эмоций, способность создания эмоционально значимых идей. 6. Построение логистических мостов – связи между отдельными идеями: развитие эмоционального мышления, логики и чувства реальности.

7. Многопричинное, «треугольное» мышление (для школьников с 7 лет). 8. Нюансированное, трехстороннее мышление (для школьников с 7 лет). 9. Рефлексивное, спонтанное мышление (для школьников с 12 лет). В начале занятий специалист подключается к игре – той, которую ребенок выбрал сам, основываясь на своих желаниях и интересах.

Педагог устанавливает контакт, при этом ни в коем случае не навязывая свою точку зрения и не оценивая правильность выбора и/или действий малыша. Далее специалист определяет, на какой из вышеперечисленных ступенек развития находится подопечный, насколько развиты его навыки и способности. По результатам первой “игры” специалист флортайм разрабатывает индивидуальную программу, учитывая все особенности развития, медицинские данные, сенсорный профиль, привычки ребенка и пожелания родителей.

Основные принципы Floortime

Основной принцип методики флортайм заключается непосредственно в доверии, а все занятия строятся на уважении к ребенку и его интересам. Специалист определяет сильные стороны малыша и работает с ними, попутно расширяя сферы интересов и возможностей ребенка в непринужденной обстановке. Таким образом малыш даже не осознает, что морально растет в результате этих занятий, так как не отрывается от привычной ему игры. “Играя” со специалистом по методике Floortime , у ребенка развиваются коммуникативные навыки всех видов, эмоциональный интеллект, когнитивные способности и способность к умножению своих внутренних возможностей. Основные преимущества методики DIR Floortime – это:
— Полноценный взгляд на развитие ребенка, работа со всеми функциями ЦНС
— Индивидуальный подход и уникальная программа под каждый конкретный случай
— В центре занятий – сильные стороны малыша, предпочтение отдается им, однако развитие происходит по всему спектру
— Уважение к личности ребенка – главный приоритет занятий флортайм

Программа Floortime для коррекции аутизма

Игровая терапия – отличный инструмент по развитию детей с РАС. Она занимает особое место при коррекции аутизма, потому что именно в процессе игры ребенок учится взаимодействовать с миром, налаживать контакты, вести коммуникацию, адаптироваться к разной среде и т.д. Методика флортайм стоит на двух китах:
1. Ребенок делает то, что ему хочется, без навязывания и принуждения. Специалист не пытается заинтересовать ребенка занятиями, ему важно самому влиться в игру малыша, вызвать доверие и получить разрешение на коммуникацию. Таким образом ведущим является сам подопечный. И для детей с РАС это огромное преимущество.

2. Когда контакт полностью налажен, специалист непринужденно пытается вести малыша за собой, оставляя роль ведущего за ребенком. При этом форма взаимодействия может быть любой: например, игра, диалог, творчество, арт-терапия, двигательная активность и т.д. Все зависит от уровня развития ребенка, его интересов, предпочтений и возможностей. Опять же – для детей с РАС это выигрышный вариант, им не нужно перенапрягаться и нервничать, они просто ведут свою игру, визуально не замечая влияние педагога.

Читайте также:
Что такое asus instant on что это за программа

Совет родителям от психолога и нейропсихолога

Программа DIR Floortime рекомендована для всех детей без исключения. Рассмотрите возможность обучения по методике флортайм , если Ваш ребенок:

• Имеет трудности в коммуникации и/или социализации. • Отличается тревожным, стереотипным и/или агрессивным поведением. • Имеет психологические травмы. • Имеет низкую самооценку. • Отличается эмоциональной неустойчивостью, пассивностью. • Имеет задержки развития или диагнозы РАС (расстройство аутистического спектра), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), НОСИ (нарушение обработки сенсорной информации). Важно отметить, что во флортайм терапии важную роль играют и родители малыша.

Во-первых, специалист направляет их и подсказывает, что делать в домашних условиях, ибо в данном терапевтическом подходе важна коалиция «родитель – специалист – ребенок». Во-вторых, родитель может поставить цели и задачи, которые должны быть достигнуты в результате работы по методике флортайм . Курс может считаться пройденным, когда эти цели будут достигнуты в полной мере. В процессе прохождения курса задачи можно корректировать, исходя из результатов динамики и советов специалиста. Помните, что методика DIR Floortime подходит детям любого возраста с особенностями развития и без них и является эффективнейшим способом нативного развития ребенка.

Источник: altera-vita.ru

Методика «Флортайм»: психотерапия или обучающая игра?

Методика

Каждый ребенок индивидуален в своем развитии. Он может что-то делать лучше и быстрее своих сверстников, а в чем-то отставать. Главное, чтобы у него возникало желание общаться. Так маленький человек получает новые знания и эмоции.

Когда родители видят, что у малыша проблемы с коммуникацией, то ищут способы помочь ему. Одним из проверенных методов обучения и психокоррекции детей со сложностями в общении является направление Dir/Floortime. Подробнее о его особенностях расскажем ниже.

Что такое DIR/Floortime (Флортайм)?

01.jpg

DIR/Floortime — это методика семейной психотерапии, которая направлена на устранение нарушений в сфере взаимодействия и эмоционального развития человека. Чаще применяется в работе с детьми раннего возраста и проходит в виде игры.

Основы метода «Floortime (Флортайм)» разработал Стенли Гринспен — эксперт в области изучения и коррекции аутизма, поведения детей с когнитивными и эмоциональными нарушениями.

Название «DIR» — это аббревиатура из основополагающих факторов этого направления:

  • D (Developmental) — оценка уровня функционального и эмоционального развития, на котором находится ребенок;
  • I (Individual Differences) — индивидуальность ребенка и его окружения: семейные традиции, личные привычки каждого члена семьи;
  • R (Relationship-Based) — построение взаимоотношений внутри семьи.

Из расшифровки определяется суть направления DIR: система развития ребенка, основанная на взаимодействии с близкими и его личных особенностях. При этом Floortime (Флортайм) выступает практической составляющей процесса обучения. Оно сводится к тому, что взрослые наблюдают за интересами и увлечениями детей и присоединяются к их играм. Здесь нет места принуждению или навязыванию. Основной задачей родителей становится укрепления доверия и создание условий, при котором малышу самому захотелось общаться с ними.

Чем методика «Floortime» (Флортайм) отличается от обычной игры?

02.jpg

Занятия по методу «Floortime (Флортайм)» проходят в спокойной обстановке, на полу, где разложены игрушки ребенка. Он выбирает предпочтительную и начинает игру. Психолог сначала выполняет роль наблюдателя, а затем присоединяется к нему, отмечая реакции на свои действия. В игру активно включаются родители, братья и сестры, с которыми малышу трудно наладить контакт.

Для психологической терапии в Флортайм используют следующие виды игр:

  • спонтанные игры,
  • игры с применением структуры,
  • на развитие сенсорной сферы,
  • задания для улучшения мелкой моторики.

На результаты терапии с обучением по методике «Флортайм» влияют:

  • первоначальные физические и ментальные способности ребенка;
  • степень вовлеченности в работу родителей.

Использование этого метода позволяет:

  • улучшить саморегуляцию,
  • развить сенсорную сферу,
  • отработать способности в речевом и альтернативном общении,
  • научиться решать социальные задачи в нестандартных ситуациях, урегулировать споры и договариваться,
  • повысить самосознание и самооценку,
  • улучшить мыслительные способности,
  • создать мотивации к обучению.

Онлайн-тест «Определи свой психотип»

Методика «Floortime (Флортайм)» для аутистов

В методике «Флортайм» большое внимание уделяется здоровью ребенка и учету его индивидуальных особенностей. Благодаря этому, дети получают возможность восстановить те способности, которые были утрачены в процессе взросления. У них получается выстроить теплые отношения с окружающими, наладить полноценное общение и развить логику, творческое мышление. Особенно это важно для детей с такими диагнозами, как РАС, ЗПР, СДВГ, потому что для них с рождения эти навыки недостижимы. Терапия по методу «Флортайм» помогает:

  • развить сложные речевые способности,
  • научиться спонтанному мышлению,
  • понимать и принимать аргументы оппонента,
  • развить в себе эмпатию.

Так как в терапии Флортайм в основу методики закладываются интересы ребенка, то программы у разных пациентов очень отличаются, особенно если у них есть такой диагноз, как аутизм. Для тех, кому не нравятся громкие звуки, в игру добавляется больше жестов, активная мимика, мелкие движения. Если присутствует непереносимость прикосновений, то их избегают. В игру вводится игрушка-перчатка, через которую происходит взаимодействие. Ребенку должно быть комфортно, легко, он не должен испытывать психологического перенапряжения.

Когда родители не умеют свободно играть, подобные занятия им кажутся скучными и однообразными. Ребенок чувствует это настроение, стесняется и замыкается. В таких случаях на помощь приходит психолог и становится посредником между ними. Для помощи специалист привлекает невролога, дефектолога, массажистов.

В Москве сейчас существует множество курсов по обучению специалистов, владеющих основами терапии Floortime (Флортайм). Если вы тоже хотите больше знать об особенностях развития детей дошкольного возраста, детских психологических проблемах и расстройствах, то читайте статьи нашего блога «Психология».

Источник: edprodpo.com

Метод «Флортайм»: развивать детей играючи

Играть с детьми, получая от этого удовольствие и отвечая интересам и потребностям ребенка? Общаться так, чтобы потом ему было легче общаться с другими? Об этом мечтают многие родители. Но при чем здесь психотерапия?

Клинический психолог

Когда ребенок не умеет играть с другими детьми, постоянно капризничает, все делает невпопад, когда у него есть трудности с координацией движений, родители поступают по-разному: ругают ребенка, ведут к врачу или просто оставляют все как есть в надежде, что когда-нибудь его поведение изменится.

Если взрослые мало говорят с младенцем, не поддерживают его попытки играть, у ребенка возникают трудности. Постепенно он перестает реагировать на обращенные к нему слова и действия, замыкается. «Я подзываю его, а он не идет. Я кричу, а он просто меня не замечает», — с горечью рассказывает усталая мама.

Почему ее маленький сын ведет себя именно так?

Возможно, мальчик просто не слышит мамины слова из-за проблем со слухом. Или слышит, но плохо понимает речь. Или хочет подойти, но не может мысленно выстроить траекторию движения и потому не решается преодолеть пространство, которое отделяет его от мамы.

Поведение, которое не устраивает взрослых, часто служит сигналом: в жизни ребенка что-то идет не так. Дети страдают, когда родители ждут от них того, чего они в силу своих индивидуальных особенностей просто не могут сделать. Метод флортайм нацелен как раз на это: найти причины трудностей, выяснить, какой сбой произошел в развитии.

Читайте также:
Acronis true image 2015 что это за программа

Чего не хватает детям

Многие дети сегодня не так любопытны, как родители в их возрасте, начинают позже сидеть и ходить, им труднее общаться. Причина в том, что современные дети много времени проводят в «упаковке» — переносках, манежах, стульчиках для кормления, автомобильных детских креслах.

Такие приспособления делают более удобной жизнь родителей и ограждают ребенка от опасностей. Но одновременно сужают его возможности исследовать мир и самого себя. Ребенка пристегивают, и его движения ограничены, он уже не может повернуться, тем более перевернуться.

Плохо то, что при этом не развивается вестибулярный аппарат — часть головного мозга, с помощью которой мы определяем свое положение в пространстве.

Дети «в упаковке» подолгу остаются в одном положении

В результате они плохо умеют менять позу, неуверенно чувствуют себя на открытом пространстве, им трудно различать правое и левое. «Упаковка» ограничивает поле зрения ребенка, поэтому многим детям сложно соотносить зрительное восприятие формы, цвета, объема предмета с тактильными ощущениями.

А самые простые действия — взять чашку, подкинуть и поймать мячик — вызывают затруднение. И число таких затруднений увеличивается, поскольку жизнь родителей становится все более напряженной и они все охотней пользуются разными приспособлениями.

Автор идеи

Детский психоаналитик Стэнли Гринспен заметил: когда взрослые не заставляют ребенка делать то, что сами считают нужным, а стараются понять, что его увлекает, и присоединяются к его занятиям, то ребенок вовлекается во взаимодействие с ними. Возникает возможность шаг за шагом развивать его эмоции, интеллект, моторику тела.

Задача взрослого — установить доверительные отношения с ребенком и быть внимательным к его индивидуальности: что ему нравится, что он уже может сделать, а что пока нет. Не просто тренировать отдельные навыки, а сделать так, чтобы ребенку хотелось общаться, чтобы ему было интересно и этот интерес побуждал бы его к социальному, эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Свой подход Стэнли Гринспен назвал DIR (Developmental Individual-difference Relationship-based model, то есть Модель развития, основанная на отношениях, с учетом индивидуальных различий), а флортайм (Floortime, буквально — «время на полу») стал практической частью этого подхода.

В 1980-е годы Стэнли Гринспен попробовал флортайм в работе с детьми с аутизмом, которым трудно или невозможно общаться с другими людьми. И увидел, что метод способствует развитию любого ребенка, если родители продолжают начатую психологом работу и помогают своему сыну или дочери развивать любопытство 1 .

Для кого это подходит?

Флортайм — метод семейной психотерапии. Но присутствие на каждом сеансе всех членов семьи не обязательно. На встречу с психологом приходит тот, кто больше времени проводит с ребенком. На сеанс желательно пригласить братьев (сестер), если у ребенка есть трудности в общении с ними.

Терапию можно начинать с самыми маленькими детьми (до года), проводить с подростками и со взрослыми (в этом случае место игры занимает специально построенная беседа). Встречи происходят 1-3 раза в неделю по 50 минут. Терапия длится от нескольких месяцев до нескольких лет. Длительность зависит от того, как быстро родители приобретут навыки эффективного общения с детьми.

Как это происходит?

Для флортайма нужна спокойная обстановка. На полу разложены игрушки. Ребенку дают возможность выбрать что-то из них и начать играть, а психолог наблюдает за ним. Затем присоединяется к игре и снова присматривается к реакциям ребенка.

Например, если накрыть игрушку рукой, то ребенок старается убрать руку взрослого, чтобы снова увидеть игрушку. К 8 месяцам дети уже знают, что, даже пропав из видимости, предметы не исчезают насовсем.

Поэтому, если ребенок более старшего возраста, потеряв игрушку из виду, отворачивается или плачет, возможно, в его развитии произошел сбой, из-за которого у ребенка не сложилось представление о постоянстве реальности.

Тогда психолог придумывает игры, которые помогут ребенку убедиться, что игрушки не пропадают

Стэнли Гринспен и его сотрудники создали подробные таблицы для каждой стадии развития ребенка с перечислением соответствующих ей навыков. Если ребенку не хватает каких-то умений, психолог определяет, какой стадии развития они соответствуют, и в игре как бы возвращается с ребенком на эту стадию и помогает ему пройти ее заново, восполнив существующие пробелы.

В других сессиях психолог может усложнять игровые сюжеты, добавляя новые ситуации, описания, задачи, побуждая ребенка решать их, проявлять находчивость. Он приглашает родителей спуститься на уровень детей — в буквальном смысле: опуститься на пол, чтобы играть.

Удовольствие, которое получит ребенок от игры и своих новых умений, станет стимулом для его развития.

Цели терапии

Родители иногда честно признаются: «Я не умею играть. Это скучно!» Кому-то детские игры кажутся бессмысленным занятием, а кто-то боится, например, того, что ребенок вдруг расплачется или разозлится. Это мешает им свободно играть с ребенком, а тот, в свою очередь, стесняется и замыкается. Общение не получается, и оба расстраиваются.

Психолог в этом случае может стать посредником между родителями и детьми. Иногда, чтобы помочь ребенку, психолог работает в сотрудничестве с неврологом, логопедом и массажистом.

Центральная часть метода — процесс увеличения «циклов общения». Их также называют коммуникативными циклами или кругами общения. Любой диалог похож на пинг-понг: мы словно по очереди отбиваем шарик, стараясь не дать ему упасть: я что-то говорю, ты отвечаешь, я отвечаю на твой ответ. Обычно мы так и общаемся, не замечая, как это делаем.

И все же это — навык, которому мы учимся с рождения

Мать улыбается младенцу, он улыбается в ответ, видя это, она смеется от радости, а он, слыша ее смех, оживляется, машет ручками. Это и есть цикл общения. Или годовалый ребенок бросает игрушку, мать поднимает и отдает ему, а он снова бросает. Ребенку интересно: как падает игрушка, какой возникает звук, он познает мир и одновременно общается с мамой, которая поддерживает игру, доставляя ему удовольствие.

Некоторые дети, как годовалый Вася, не умеют смотреть в лицо, отводят взгляд, и это может стать препятствием для распознавания выражений лица и понимания чувств других людей. Как сделать, чтобы Вася начал смотреть в лицо?

Психолог может скорчить рожицу или издать неожиданный звук, привлекая его внимание. Или возьмет его любимую игрушку в зубы — взрослая тетя держит в зубах зайчика, как странно! Может быть, Вася захочет отнять зайчика, и возникнет взаимодействие. В следующий раз он посмотрит в лицо психологу, нет ли у того в зубах чего-нибудь странного… И постепенно научится поддерживать зрительный контакт.

Пятилетняя Лена толкает других детей. Психолог выясняет, что ей трудно распознавать речь на слух, не понятно, что говорят дети, и она сердится на них за это. Но и взрослых она лучше понимает, когда они говорят медленно и раздельно. И психолог учит родителей давать ей короткие и понятные указания.

Флортайм открывает возможность понять, в чем трудности ребенка, и устранить их, чтобы ему стало легче общаться и интересней жить.

Источник: www.psychologies.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru