Программа физического воспитания что это

Программное обеспечение отечественного физического воспитания школьников

Известно, что отечественное воспитание детей школьных общеобразовательных учреждений строится на основе государственных программ, претерпевавших за время своего существования значительные изменения.

Совершенствование программы физического воспитания в общеобразовательных учреждениях происходило в 1954, 1960, 1983, 1985, 1993, 1995 годах.

До недавнего времени действовала Программа физического воспитания учащихся 1—11 классов с направленным развитием двигательных способностей, подготовленная в 1993 году В. И. Ляхом и Г. Б. Мейк- соном. Особенностью этой программы является деление содержания программного материала на 2 составные части: базовую и вариативную [204].

В данной программе указано, что в соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества и исходя из сущности общего и среднего образования, целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему гармоническому развитию личности. К основным задачам физического воспитания в школе относятся: укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию; развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей; обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта; воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья; содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

Разработка этой программы, по всей видимости, осуществлялась под влиянием опыта организации школьной физической культуры в передовых западных странах, где одной из основных целей физического воспитания в общеобразовательных школах является введение школьника в спортивную деятельность. Однако возможности её реализации в нашей стране оказались очень проблематичными. По мнению многих специалистов, она очень теоретизирована и превращает урок физической культуры из двигательного в научно-теоретический, что еще более усугубляет гиподинамию учащихся [171, 213, 264].

В настоящее время действует Программа физической культуры для учащихся I—XI классов под редакцией А. П. Матвеева, утвержденная Министерством образования Российской Федерации [211].

Несмотря на государственный характер данной программы, она не является обязательной для целого ряда учебных заведений, которые повсеместно создаются на территории России (гимназии, лицеи, колледжи и др.) [227]. Так, в литературе появились учебные программы физкультурного образования учащихся I—XI классов учебных заведений нового типа [233].

В ее основе лежит естественный подход, суть которого заключается в том, что развитие кондиционных возможностей и высокий уровень физических качеств должны достигаться за счет обязательных школьных занятий по физической культуре. При этом многие специалисты [22, 59, 259] высказываются за увеличение их объема, так как двух уроков физической культуры в неделю недостаточно, чтобы решить проблемы, связанные с повышением уровня физической подготовленности школьников.

На наш взгляд, представляет интерес работа Н. С. Ниясовой и И. И. Сулейманова [233], в которой авторы показывают, как можно эффективно строить учебно-вспомогательный процесс по физической культуре в новых учебных заведениях (гимназии). Эти занятия основаны на дифференцированном подходе. При этом этап начального физкультурного образования охватывает 1—3-й классы и, по их мнению, решает задачи приобщения юного гимназиста к физической культуре, привития интереса к уроку физической культуры, развития физических качеств, создания основных двигательных умений и навыков. Содержание учебного материала при этом планируется с учетом физического состояния, а учебная группа дифференцируется как низкая, средняя и высокая (с подразделением их соответственно на группы «зайцев», «белок» и «ежей» [52, 173]).

С. Д. Неверкович и С. П. Киршев [230] предлагают создавать программы по физической культуре, основываясь на передовой психологопедагогической теории развивающего обучения.

По мнению А. С. Гречко и Г. Я. Соколова [113], основными целями программы физического воспитания учащихся выступают укрепление здоровья и содействие нормальному физическому развитию.

Одним из путей достижения этих целей служит учебная дисциплина «Физическая культура», задачами которой являются: развитие двигательных способностей; обучение важным двигательным умениям и навыкам; приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта; воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

Практический и теоретический интерес, на наш взгляд, представляет концепция физического воспитания школьников, разработанная Ю. А. Янсоном [322], которая базируется на пяти концептуальных идеях и пяти требованиях по формуле «5 + 5». Они заключаются в следующем:

  • 1. Физическое воспитание школьников направлено на реализацию целей исторически сложившейся системы физического воспитания и решения оздоровительных и воспитательных задач.
  • 2. На основе целей и задач физического воспитания определяются средства (физические упражнения), методы (система методов), формы организации занятий физическими упражнениями школьниками разных возрастных групп.
  • 3. Обосновывается необходимость формирования физкультурного и спортивного центра школы.
  • 4. Занятия физическими упражнениями для всех школьников строятся путем создания рационального двигательного режима ученика, класса, школы в целом.
  • 5. Процесс физического воспитания школьников осуществляется на основе измерения показателей состояния здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовленности школьников.

В концептуальные требования, по Ю. А. Янсону [322], входят следующие разделы: 1) оптимизация, интенсификация и ритмизация процесса физического воспитания; 2) комплексный подход в решении задач физического воспитания; 3) реализация возрастного аспекта в методике занятий физическими упражнениями; 4) дифференциация и индивидуализация занятий физическими упражнениями; 5) психологическое обеспечение физического воспитания школьников.

Принципиальной новизной программы «Физическое развитие и психическое здоровье», разработанной А. В. Родионовым и В. А. Родионовым [253], является представленная в ней классификация имеющихся средств физического воспитания, которая способствует сопряженному развитию физических качеств и психических процессов учащихся начальных классов. Вместе с тем не совсем понятно, по каким принципам и критериям подбирались подвижные игры и физические упражнения, способствующие одновременному воздействию на процесс физического и психического развития детей.

В целом ряде научных трудов отмечается необходимость упорядочения системы распределения учебных задач, учитывая при этом уровень физического развития и подготовленности школьников [18, 123, 204, 247].

В целом все авторы действующих образовательных программ по физической культуре сходятся на том, что в основе перестройки физического воспитания подрастающего поколения должны лежать идеи всестороннего развития детей, личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса на основе применения современных психолого-педагогических и психолог физиологических теорий обучения, воспитания и развития личности.

Источник: studme.org

Программа по физическому воспитанию

Программа по физическому воспитанию — это документ планирования, в котором определяются: а) целевые установки и задачи курса физического воспитания; б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень освоенных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач; в) уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженной в зачетных требованиях и учебных нормативах, которых должны достигнуть занимающиеся на каждом году обучения.

Программа по физическому воспитанию состоит в основном из 4 разделов:

1) уроки физической культуры;

2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;

3) физическая культура во внеучебное время;

4) физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Учебные программы имеют следующую типовую структуру:

1) пояснительная записка, в которой раскрываются цель и задачи курса физического воспитания, указываются особенности контингента занимающихся, характеризуется структура программы, рекомендуются методы и формы занятий и т.д.;

2) учебный материал по теоретическому и практическому разделам (перечень основных теоретических тем для изучения, описание всех физических упражнений, подлежащих освоению по годам обучения), а так же зачетные требования по освоению двигательных действий и развитию физических качеств;

3) приложение, в котором приводится список рекомендуемой литературы, образцы планов, заявок, типовой табель спортивного инвентаря и оборудования, необходимого для обеспечения занятий по физической культуре ,примерные карты физической подготовленности развития учащихся и др.

3. Годовой план-график очередности прохождения программного материала в учебном году

В период составления плана необходимо детально проанализировать работу, проделанную в минувшем учебном году, выяснить на какие разделы в текущем году следует обратить особое внимание.

Читайте также:
Contacam что это за программа на Андроид

Опираясь на закономерности обучения и физическое развитие учащихся, следует с учетом возможностей школы (материальная база) и сезонных условий реализации основных разделов программы, распределить программный материал на год (102 урока). Определить очередность изучения материала, правильное его сочетание, установить сроки повторения пройденного и т.п. Не менее важно при этом ясно представлять себе цели воспитания и обучения, нормативы, которые должны выполнить школьники к концу года.

Таким образом, годовой план отражает всю «но в лаконичном, обобщенном виде» картину организации учебно-воспитательного процесса в течение года. Оформление плана-графика по предмету «Физическая культура» в школе может быть следующим:

распределения учебного материала по физической культуре

_____ класса ____ школы ____ учебный год

Задачи: образовательные; оздоровительные; воспитательные.

Вне графика годового плана выносятся основные требования по выполнению программного материала, т.е. что учащиеся должны знать и уметь выполнять по окончанию данного класса.

Требования к знаниям (из учебной программы)

Основные учебные нормативы по освоению двигательных умений и навыков (из учебной программы)

Нормативные требования к физической подготовленности (из учебной программы).

Распределение учебного материала в годовом плане-графике

4. Четвертной рабочий план

Четвертной рабочий план (текущее планирование) составляется на основе годового плана распределения учебного материала, имеет более развернутый вид. По форме он может быть тематическим и поурочным.

Поурочное планирование заключается в непосредственном определении задач и содержания каждого из уроков в порядке прохождения их в целостном курсе обучения.

Рассмотрим основные формы примерных поурочных планов.

Четвертной план (фрагмент) учебного процесса по физической культуре учащихся __ классов СШ №__ на I четверть ______ уч.года.

Четвертной поурочный план

по «Физической культуре»

для учащихся ___класса СШ _____

на ____ четверть _________ учебный год.

Гимнастика — 12 часов, баскетбол — 10 часов

Задачи: образовательные _________________________________

Распределение учебного материала в четвертном учебном плане.

В первую очередь необходимо распределить намеченный материал по урокам учебного года. Полноценно решить данную задачу можно только опираясь на закономерности обучения, развития и воспитания личности школьников, знание их возможностей и особенностей.

Планируя последовательность прохождения программного материала, педагог должен учитывать наиболее благоприятные (сенситивные) возрастные периоды для обучения двигательным действиям и развития физических качеств.

Правильнее было бы начинать учебный год с освоения материала по гимнастике, поскольку гимнастический раздел содержит большой арсенал средств, оказывающих воздействие на учащихся. Однако в сложившейся практике с учетом реальных материально-технических и климатических условий, в абсолютном большинстве школ первая четверть начинается с материала по легкой атлетике на стадионах и там, где есть возможность пробегать длинные дистанции, выполнять метания снарядов, прыжки в длину и т.д. По этим причинам, материал по легкой атлетике планируется и на весну. Гимнастический раздел и спортивные игры чаще всего планируются в межсезонье, когда состояние открытых мест и погода заставляют вести занятия в спортивном зале. Лыжная подготовка планируется на зимний период занятий при наличии снежного покрова, плавание — при возможности заниматься в плавательном бассейне.

План-конспект урока

План-конспект является документом оперативного планирования учебной работы по физической культуре в школе. Разрабатывается он исходя из задач и содержания четвертного плана.

План-конспект, в первую очередь, отличается детализацией задач по формированию двигательных умений и навыков, воспитанию двигательных способностей и формированию специальных знаний. Затем в него заносятся специально подобранные средства, методы и методические приемы для реализации поставленных на уроке задач; планируются параметры нагрузки и отдыха в сериях упражнений и отдельных упражнениях, а так же дополнительные, индивидуальные и домашние задания; указываются методы различных видов контроля за усвоением учебного материала и психофизическими нагрузками на уроке.

В плане-конспекте также фиксируются основные организационно-методические указания и другие примечания, ориентирующие на качественное проведение занятия.

В соответствии принципом оздоровительной направленности в конспекте выстраивается рациональная динамика физической нагрузки на протяжении всего занятия, которая постепенно повышаясь в подготовительной части урока и достигая максимальных величин в основной части занятия, постепенно снижается к заключительной части, приводя организм занимающихся в обычное (устойчивое) состояние.

Последовательная разработка содержания урока включает в себя следующие обязательные составляющие:

Выбор адекватных возрасту занимающихся и задачам урока средств и методов решения.

Определение необходимого оборудования и инвентаря, порядка его размещения и использования.

Определение рациональных форм организации деятельности учащихся на уроке.

Определение форм и методов контроля деятельности учащихся.

Все это компонуется в определенной форме план-конспекта. Учеными-специалистами в области физического воспитания рекомендуются различные формы планов-конспектов. Рассмотрим один из них:

урока физической культуры № ___ для учащихся ____класса

Образовательные: по обучению знаниям (теоретические сведения);

Образовательные: по формированию двигательных умений и навыков;

Оздоровительные: включая развитие двигательных качеств;

Воспитательные: морально-волевые, нравственные, эстетические.

Источник: infopedia.su

2. Программа по физическому воспитанию

Программа по физическому воспитанию — это документ планирования, в котором определяются:

а) целевые установки и задачи курса физического воспитания;

б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень освоенных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач;

в) уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженной в зачетных требованиях и учебных нормативах, которых должны достигнуть занимающиеся на каждом году обучения.

Программа по физическому воспитанию состоит из 4 разделов:

1) уроки физической культуры;

2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;

3) физическая культура во внеучебное время;

4) физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Учебные программы имеют следующую типовую структуру:

1) пояснительная записка, в которой раскрываются цель и задачи курса физического воспитания, указываются особенности контингента занимающихся, характеризуется структура программы, рекомендуются методы и формы занятий и т. д.;

2) учебный материал по теоретическому и практическому разделам (перечень основных теоретических тем для изучения, описание всех физических упражнений, подлежащих освоению по годам обучения), а так же зачетные требования по освоению двигательных действий и развитию физических качеств;

3) приложение, в котором приводится список рекомендуемой литературы, образцы планов, заявок, типовой табель спортивного инвентаря и оборудования, необходимого для обеспечения занятий по физической культуре, примерные карты физической подготовленности развития учащихся и др.

3. Годовой план-график очередности прохождения программного материала в учебном году

В период составления плана необходимо детально проанализировать работу, проделанную в минувшем учебном году, выяснить на какие разделы в текущем году следует обратить особое внимание.

Опираясь на закономерности обучения и физическое развитие учащихся, следует с учетом возможностей школы (материальная база) и сезонных условий реализации основных разделов программы, распределить программный материал на год. Определить очередность изучения материала, правильное его сочетание, установить сроки повторения пройденного и т. п. Не менее важно при этом ясно представлять себе цели воспитания и обучения, нормативы, которые должны выполнить школьники к концу года.

Таким образом, годовой план отражает всю «но в лаконичном, обобщенном виде» картину организации учебно-воспитательного процесса в течение года.

3.1. Требования к планированию

1. Целевая направленность педагогического процесса. Заключается в требовании определения конечной цели этого процесса и подчинении (подборе) всего его содержания, методов и форм организации достижению поставленной цели. Иначе говоря, из методического арсенала преподавателя (тренера) использовать то, что непосредственно служит реализации цели.

2. Намеченная цель должна быть реальной. Поэтому преподавателю (тренеру) необходимо трезво оценить возможности ее достижения (подготовленность занимающихся, затраты учебного времени, наличие материально-технической базы и пр.). Основой для разработки целевых установок служат программно-нормативные положения системы физического воспитания (разрядные нормы и требования спортивной классификации, требования государственных программ по физическому воспитанию для различных контингентов населения). С установлением цели создается конкретная перспектива в педагогической работе.

Цель конкретизируют целой системой соподчиненных (частных, промежуточных) педагогических задач с определением последовательности и сроком их реализации. Все предусматриваемые планом задачи следует формулировать ясно, однозначно и так, чтобы они легко поддавались оценке и контролю. Поэтому их конкретизируют по возможности в количественных показателях (учебных нормативах, тестовых результатах), позволяющих применять математико-статистические методы оценки достижений (полученных результатов).

1. Всесторонность планирования задач педагогического процесса.

Требование состоит в том, чтобы исходя из поставленной цели достаточно полно предусматривать образовательные, оздоровительные и общевоспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.

Читайте также:
Программа евентер что это

2. Учет закономерностей физического воспитания. Планирование только тогда эффективно, когда оно основывается на объективных закономерностях физического воспитания (на закономерностях формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств и параллельно усвоения знаний по данному предмету) и на соответствующих им педагогических принципах (систематичности, доступности и индивидуализации, прогрессирования и др.). В планировании процесса физического воспитания надо также учитывать биологические закономерности роста и развития организма человека, возрастные психологические особенности.

3. Конкретность планирования. Требование состоит в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов физического воспитания подготовленности занимающихся и условиям занятий (учебно-материальная база, климатические условия и пр.).

4. Перспективность предполагает поступательное совершенствование техники выполнения двигательных действий и развитие физических способностей.

5. Вариативность предусматривает возможность коррекции планов в соответствии с изменяющимися условиями и состоянием контингента занимающихся.

Источник: studfile.net

Основные направления парциальных программ по физическому развитию детей дошкольного возраста

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п. 5ст.

14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.

Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.

Парциальная программа — это часть дошкольного образования, неотъемлемая составляющая становления личности. Эти программы являются дополнением к основной программе развития детей в детском саду.

Что же это такое и какую цель преследует?

Парциальные программы в ДОУ — это занятия и методики, направленные на развитие мелкой моторики, чистой речи, формирование понимания языка и языковых форм, развитие ассоциативного мышления.

В чём отличие парциальной программы от обычной?

Эти программы являются дополнением к основной программе развития детей в детском саду. Чаще всего воспитатели используют целые методики, созданные автором или группой авторов. Детское дошкольное образовательное учреждение может и не использовать парциальные программы дошкольников.

Но тогда жизнь ребёнка станет скучной и не наполненной развивающими играми, и занятиями, и он не захочет посещать их. Парциальные программы хороши тем, что описывают уже проведенные другими воспитателями методики и отражают их результаты. В некотором роде подобным программам можно доверять. В любом случае выбор делают руководство и воспитатели детского сада.

В чём смысл парциальной программы?

Парциальные образовательные программы направляют внимание детей на средства обучения и интересные задачи. Приветствуется творческая активность и отдача. В этот уникальный период, когда маленькие дети восприимчивы буквально ко всему в окружающем мире, творческие игры помогут им, как ничто другое. Именно поэтому педагогической деятельности уделяют такое большое внимание.

1. Программа «Физическая культура – дошкольникам» Автор: Л. Д. Глазырина.

2. Программа «Здоровье» Автор: В. Г. Алямовская.

3. Программа «Театр физического воспитания для дошкольников» Автор: Н. Н. Ефименко. Отличительной чертой программы является новый подход к физическому воспитанию — с новой идеологией, философией, методикой.

Театр — это игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей. В программе изменена традиционная структура основных движений. Из перечня основных движений изъято упражнение в равновесии, поскольку оно, по мнению автора, считается двигательным качеством, а не основным движением. Упражнения в метании заменены на более естественные и нужные предметно-манипулятивные действия (поглаживание и ощупывание различных предметов, захватывание, «роняние», поднимание, рассыпание, перекладывание предметов и т. д.).

4. Программа валеологического направления (науки о здоровье — валеологии) «Здоровье с детства» Автор: Т. С. Казаковцева.

5. Программа «Здравствуй!» Автор: М. Л. Лазарев.

6. Узкоспециализированные программа «Старт» Авторы: Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина, Л. К. Михайлова.

7. Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе» Авторы: Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина.

8. Социально оздоровительная технология «Здоровый дошкольник». Автор: Ю. Ф. Змановский.

9. Авторская программа по оздоровительно- развивающей гимнастике «Fitness Baby» Курыгиной Н. И., имеющая гриф Министерства образования и науки Саратовской области (2010 год) стала основой осуществления регионального эксперимента по внедрению фитнес – технологии в образовательный процесс ДОУ. В соответствии с этой программой определился методический комплекс фитнес – технологии.

• «Cardio Class» — кардиотренировка

• «Body Correction»

• «Muscle Toning» (упражнения силового характера с отягощениями и весом собственного тела, с использованием дополнительного оборудования).

• «Pilates» (для формирования мышечного корсета, укрепления мышц спины и брюшного пресса в медленном темпе)

• «Body ballet» — комплексы упражнений у гимнастического станка, элементов хореографии, акробатики и пластики.

10. Парциальная программа «Основы физического воспитания в дошкольном детстве» Автор: И. А. Винер-Усманова, Н. М Горбулина, О. Д. Цыганкова, 2013г. разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и задачами «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

Рекомендовано экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации для использования в работе дошкольных образовательных организаций Российской Федерации (Протокол N 11 от 28 апреля 2015)

11. Парциальная программа «Я – ГоТОв!» для детей подготовительной группы ДОУ: учебно-методическое пособие / И. В. Новикова, Е. В. Преображенская, И. В. Романова. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018 – 28 с.

Публикации по теме:

Интерактивная форма работы с родителями по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Маршруты выходного дня» Статья «Интерактивная форма работы с родителями по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Маршруты выходного дня». Сегодня.

Использование современных технологий и программ для оптимального социально-личностного развития детей дошкольного возраста Семинар для педагогов по теме: «Использование современных технологий и программ для оптимального социально-личностного развития детей дошкольного.

Презентация «Основные направления работы с родителями в ДОУ педагога-психолога» Реализация работы с семьей должна строиться на приоритете родительского участия в жизни детского сада. Необходимо проводить обмен опытом.

Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Основные понятия, приоритетные направления, задачи Физическое воспитание в дошкольных учреждениях — это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья.

Конспект ОС по физическому развитию «Мишка-Топтыжка» для детей младшего дошкольного возраста Тема: «Мишка-Топтыжка». Образовательная область: физическое развитие. Форма занятия: сюжетное занятие. Интеграция образовательных областей:.

Основные направления коррекционно-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха Основные направления коррекционно-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха Выстпление на МО Бутенко.

Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с ОНР старшего дошкольного возраста Филиал «Дружба» муниципального дошкольного образовательного учреждения «Первомайский детский сад» Первомайского района Тамбовской области.

Основные направления работы учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый.

Проект по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Быть здоровым — Здорово!» Цель Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом,потребности у воспитанников в двигательной.

Сравнительный анализ парциальных программ дошкольного образования ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

Источник: www.maam.ru

Программа по физическому воспитанию

Систематическое и обязательное ведение учителем документов планирования необходимо и обязательно:

— для упорядоченной, планомерной (систематизированной) работы;

— для объективного текущего, итогового анализа и контроля своей деятельности, правильность которой затрагивает не только медицинский и педагогический, но гуманистический аспект в целом;

— для накопления и сохранения ценного методического и практического опыта, опираясь на который учитель осуществляет решение аналогичных задач в работе с новыми воспитанниками уже проверенными, надежными подходами, средствами и методами;

Читайте также:
Программа hd videobox что это

— для предоставления возможности использования документального материала в целях передачи положительного опыта работы другим специалистам и дальнейшего развития теории и методики физического воспитания как научной дисциплины.

Документы планирования должны удовлетворять ряду требований:

1. быть конкретными по постановке цели и задач в планируемом периоде, четко определить конечную цель плана;

2. соответствовать содержанию государственных программно-нормативных документов физического воспитания (например, полное отражение базового компонента программы по физическому воспитанию);

3. по выбору и последовательности планируемого материала отвечать общим и методическим принципам физического воспитания;

5. быть реальным для выполнения запланированного;

6. иметь четкость и конкретность формирования планируемых задач, средств, методов;

7. быть легко воспринимаемыми и удобными в работе: наглядно, просто и понятно оформленными документами.

Содержание перспективного, текущего и оперативного планирования учебного процесса по физической культуре в школе определяется базовым компонентом государственной учебной программы. Непосредственное планирование учебного процесса по физической культуре осуществляется посредством целого ряда документов:

1. годовой план-график очередности прохождения программного материала в учебном году;

2. поурочные рабочие планы на каждую четверть;

3. план-конспект на каждый урок физической культуры.

Программа по физическому воспитанию

Программа по физическому воспитанию — это документ планирования, в котором определяются: а)целевые установки и задачи курса физического воспитания;

б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень освоенных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач;

в) уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженной в зачетных требованиях и учебных нормативах, которых должны достигнуть занимающиеся на каждом году обучения.

Программа по физическому воспитанию состоит в основном из 4 разделов: Уроки физической культуры; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; физическая культура во внеучебное время;физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Учебные программы имеют следующую типовую структуру: 1)Пояснительная записка, в которой раскрываются цель и задачи курса физического воспитания, указываются особенности контингента занимающихся, характеризуется структура программы, рекомендуются методы и формы занятий и т.д.;

2) учебный материал по теоретическому и практическому разделам (перечень основных теоретических тем для изучения, описание всех физических упражнений, подлежащих освоению по годам обучения), а так же зачетные требования по освоению двигательных действий и развитию физических качеств;

3) приложение, в котором приводится список рекомендуемой литературы, образцы планов, заявок, типовой табель спортивного инвентаря и оборудования, необходимого для обеспечения занятий по физической культуре, примерные карты физической подготовленности развития учащихся и др.

3. Годовой план-график очередности прохождения программного материала в учебном году.

В период составления плана необходимо детально проанализировать работу, проделанную в минувшем учебном году, выяснить на какие разделы в текущем году следует обратить особое внимание.

Опираясь на закономерности обучения и физическое развитие учащихся, следует с учетом возможностей школы (материальная база) и сезонных условий реализации основных разделов программы, распределить программный материал на год (102 урока). Определить очередность изучения материала, правильное его сочетание, установить сроки повторения пройденного и т.п. Не менее важно при этом ясно представлять себе цели воспитания и обучения, нормативы, которые должны выполнить школьники к концу года.

Таким образом, годовой план отражает всю «но в лаконичном, обобщенном виде» картину организации учебно-воспитательного процесса в течение года. Оформление плана-графика по предмету «Физическая культура» в школе может быть следующим:

распределения учебного материала по физической культуре

_____ класса ____ школы ____ учебный год

Задачи: образовательные; оздоровительные; воспитательные.

Разделы программы учебный материал I четверть IV четверть

I. Теоретические сведения 5 5

II. Навыки, умения

1. гимнастика 2515242020

2. легкая атлетика 1510141010

III. Развитие физических качеств 1010

2. быстрота и т.д.

IV. Домашние задания + +

Вне графика годового плана выносятся основные требования по выполнению программного материала, т.е. что учащиеся должны знать и уметь выполнять по окончанию данного класса.

1. Требования к знаниям (из учебной программы)

2. Основные учебные нормативы по освоению двигательных умений и навыков (из учебной программы)

3. Нормативные требования к физической подготовленности (из учебной программы).

Распределение учебного материала в годовом плане-графике

4. Четвертной рабочий планЧетвертной рабочий план (текущее планирование) составляется на основе годового плана распределения учебного материала, имеет более развернутый вид. По форме он может быть тематическим и поурочным.

Поурочное планирование заключается в непосредственном определении задач и содержания каждого из уроков в порядке прохождения их в целостном курсе обучения.

Рассмотрим основные формы примерных поурочных планов.

Четвертной поурочный план по «Физической культуре»

для учащихся ___класса СШ _____

на ____ четверть _________ учебный год.

Гимнастика — 12 часов, баскетбол — 10 часов

Задачи: образовательные _________________________________

Распределение учебного материала в четвертном учебном плане.

В первую очередь необходимо распределить намеченный материал по урокам учебного года. Полноценно решить данную задачу можно только опираясь на закономерности обучения, развития и воспитания личности школьников, знание их возможностей и особенностей.

Планируя последовательность прохождения программного материала, педагог должен учитывать наиболее благоприятные (сенситивные) возрастные периоды для обучения двигательным действиям и развития физических качеств.

Правильнее было бы начинать учебный год с освоения материала по гимнастике, поскольку гимнастический раздел содержит большой арсенал средств, оказывающих воздействие на учащихся. Однако в сложившейся практике с учетом реальных материально-технических и климатических условий, в абсолютном большинстве школ первая четверть начинается с материала по легкой атлетике на стадионах и там, где есть возможность пробегать длинные дистанции, выполнять метания снарядов, прыжки в длину и т.д. По этим причинам, материал по легкой атлетике планируется и на весну. Гимнастический раздел и спортивные игры чаще всего планируются в межсезонье, когда состояние открытых мест и погода заставляют вести занятия в спортивном зале. Лыжная подготовка планируется на зимний период занятий при наличии снежного покрова, плавание — при возможности заниматься в плавательном бассейне.

План-конспект урока

Последовательная разработка содержания урока включает в себя следующие обязательные составляющие:

1. Выбор адекватных возрасту занимающихся и задачам урока средств и методов решения.

2. Определение необходимого оборудования и инвентаря, порядка его размещения и использования.

3. Определение рациональных форм организации деятельности учащихся на уроке.

4. Определение форм и методов контроля деятельности учащихся.

урока физической культуры № ___ для учащихся ____класса

1. Образовательные: по обучению знаниям (теоретические сведения);

2. Образовательные: по формированию двигательных умений и навыков;

3. Оздоровительные: включая развитие двигательных качеств;

4. Воспитательные: морально-волевые, нравственные, эстетические.

Части урока и их продолжительность Содержание Дозировка Организационно-методические указания
Части и продолжительность каждой части с учетом возможности варьирования времени в 1-2 минуты Определяется на основе поставленных задач. Записываются упражнения в соответствии с очередностью их выполнения на уроке (начиная с начала построения), а так же действия учителя (сообщение задач урока и теоретических сведений). 1. Все передвижения — в метрах или минутах; 2. Общеразвивающие упражнения, эстафеты, целостные двигательные действия (прыжок в длину, метание и т.д.) — в количестве раз исполнения; 3. Перестроение в количестве раз или во времени; 4. Игры по времени. Все это определяет физическую нагрузку на уроке. 1. Методические приемы, используемые при обучении. 2. Выделены наиболее важные детали техники упражнений, на которые надо обратить внимание. 3. Данные указания по предупреждению типичных ошибок и т.п. Здесь же (а лучше отдельная графа): 1. Фиксируются и методы нравственного воздействия, примеры положительного воздействия на учащихся, поведение, дисциплина, проявление моральных и волевых качеств. 2. Способы организации учащихся. 3. Расстановка и уборка снарядов. 4. Оценка учащихся. 5. Домашние задания (рисунки, схемы).

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Педагогический институт физической культуры и спорта

Кафедра Тяжелой атлетики и гимнастики

Дополнительный блок

«Значение и задачи планирования учебной работы (основные документы планирования) на основе примерной программы по физическому воспитанию. Учет и виды учебной работы».

Проверил: доцент, Козлова С.Ю.

ст. преп. Колесникова Е.С.

Источник: megapredmet.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru