На состояние современной экономики повлияло множество факторов, в том числе и рост правонарушений, связанных с незаконным распределением материальных ресурсов. Именно поэтому финансовый контроль на предприятии сегодня актуален как никогда. Четкое функционирование системы финансового контроля и ее элементов позволит контролировать рациональный расход материальных средств, а также законность и правильность формирования сведений о финансовом состоянии предприятия.
Место финансового контроля в управлении деятельностью предприятия
Финансовым контролем называется совокупность действий и манипуляций, проводимых компетентными должностными лицами, в целях контроля соблюдения коммерческими организациями законодательных норм в процессе формирования, распределения и использования материальных ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе движения денежных средств.
Автоматизируйте управленческий учет, чтобы получать прогнозируемые и фактические данные по расходам и доходам в расширенной аналитике для принятия управленческих решений и снизить кассовые разрывы до 50%!
Финансовый контроль виды, формы и методы
Финансовый контроль предприятия нужен для обеспечения эффективного задействования организациями материальных ресурсов, предоставляемых в качестве ассигнований (в случае с бюджетными структурами) или же извлекаемых в процессе коммерческой деятельности. Помимо этого, он позволяет объективно оценить уровень платежной и налоговой дисциплины вышеперечисленных субъектов.
Суть финансового контроля на предприятии заключается:
- в обеспечении финансовой безопасности подконтрольных субъектов;
- в исполнении рядом субъектов своих финансовых обязательств;
- в улучшении экономического состояния всех элементов финансовой системы и его рациональное, эффективное и законное применение;
- в соблюдении финансовых интересов субъектов хозяйствования, усилении их ответственности за результаты своей деятельности;
- в повышении эффективности экономической политики.
Объектами финансового контроля предприятия являются: процессы формирования, упорядочивания и использования финансовых ресурсов подконтрольными субъектами, средствами выражения которых являются различные числовые параметры (выручка, инвестиции в развитие организации, налоговые отчисления и т. д.).
Важнейшим элементом системы финансового контроля на предприятии являются субъекты контроля, поскольку именно на них возложены обязанности по инспектированию субъектов хозяйствования в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.
Необходимые условия для организации контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Успешность и эффективность осуществления любого вида финансового контроля на предприятии определяется наличием таких важных факторов, как:
- документально-правовая база;
- необходимые ресурсы;
- соответствующие полномочия у сотрудников контролирующих органов.
Обратите внимание, что первым по важности условием осуществления финансового контроля является наличие внутренних документов, регламентирующих возможность инспектирования экономической деятельности предприятия определенными органами. То есть субъекты финансового контроля должны реализовывать свои функции в соответствии с действующим внутри организации нормативным актом.
Понятие, методы и виды финансового контроля.
В содержании документа могут быть отражены полномочия конкретного специалиста или группы (это позволит исключить возникновение вопросов и претензий у сотрудников компании относительно действий контролирующих органов), а также регламент, в соответствии с которым субъект финансового контроля будет выполнять свои обязанности.
Финансовый контроль на предприятии заключается:
- В работе с большими объемами информации, которую необходимо фиксировать, обобщать, анализировать и т. д. Для фиксации, передачи и интерпретации данных, получаемых в ходе финансовой проверки, необходим слаженно функционирующий рабочий механизм.
- В ряде взаимосвязанных между собой процедур, проведение которых требует от специалистов определенного уровня квалификации. Должностные лица, уполномоченные осуществлять действия по финансовому контролю на предприятии, должны иметь объективное представление об исследуемых направлениях, определенный уровень познаний и опыт работы в данной сфере.
Порядок организации контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия
В настоящее время в число структурных составляющих системы финансового контроля предприятия входит работа:
- с документальной базой;
- с различными направлениями финансовой деятельности;
- с сотрудниками.
Действия по инспектированию документальной базы предприятия предполагают:
- ее изучение с целью проверки правильности составления, внесения корректных и подтвержденных другими источниками официальных данных о движении материальных средств предприятия;
- изучение на предмет подлинности и полноценности;
- сопоставительный анализ документов предприятия с оригинальными образцами источников.
Работа с различными направлениями финансовой деятельности предприятия включает в себя:
- анализ эффективности вложений материальных средств компании;
- изучение производительности основных фондов и труда;
- оценка уровня экономической стабильности предприятия, его платежеспособности по кредитам и другим обязательствам.
Работа с сотрудниками организации в рамках осуществления деятельности по финансовому контролю предполагает:
- оценку опыта и профессионализма работников предприятия, на которых возложены обязанности по распределению материальных ресурсов;
- выявление фактов недобросовестного отношения специалистов организации к реализации функций, связанных с управлением финансовым состоянием предприятия;
- разработку мер мотивации для сотрудников, которые занимаются распределением и перераспределением бюджета организации, направленных на регулярное повышение уровня знаний и улучшения профессиональных качеств, а также развитие повышенного чувства ответственности у персонала фирмы относительно выполнения своих должностных обязанностей.
Формы финансового контроля на предприятии
Стоит отметить, что для финансового контроля на предприятии характерна четкая поэтапность его осуществления. Поэтому предлагаем ознакомиться с основными ступенями рассматриваемой деятельности:
- Начальные мероприятия – заключаются в разборе текущего экономического состояния организации до принятия какого-либо решения по распределению или перераспределению капитала.
- Текущая работа – направлена на выбор наилучшего варианта для дальнейшего развития.
- Финальные мероприятия – осуществляются для оценки результативности предпринятых шагов и проведенных мероприятий.
Первый этап финансового контроля реализуется путем проведения следующих действий:
- поиск и обучение специалистов для анализа документальной базы предприятия, определение их компетенции, постановка основных целей и задач;
- назначение компетентных служащих для анализа эффективности действующих механизмов управления финансами;
- определение последовательности записи предварительного анализа результатов текущего финансового управления;
- определение конкретных действий начального этапа финансового контроля;
- выполнение имеющихся планов оценки и управления капиталом компании с учетом действующего документального фундамента.
Основной этап финансового контроля заключается в проведении следующих мероприятий:
- назначение специалистов, способных объективно проанализировать результаты текущего финансового управления;
- сбор информации и составление документов для фиксации результатов выбранной стратегии управления финансами;
- написание подробного алгоритма проведения контрольных мероприятий по отношению ко всем финансовым процессам, протекающим на предприятии;
- осуществления финансового контроля организации;
- реализация разработанной стратегии управления и контроля финансовыми потоками, с использованием имеющейся нормативно-методологической базы.
Составляющие заключительного этапа аналогичны вышеперечисленным элементам. К их числу относится выбор компетентных специалистов для оценки результатов финансового контроля, составление документов для подведения итогов и т. д.
Финансовый контроль предприятия классифицируется на виды в зависимости от способа организации и проведения.
Мероприятия по внешнему финансовому контролю проводятся внешними, независимыми по отношению к подконтрольной организации органами.
Внутренний финансовый контроль осуществляется внутренними подразделениями, которые функционируют на предприятии. Он является неотъемлемой частью управления и представляет собой совокупность взаимосвязанных действий, а именно регулярное наблюдение и инспектирование основных направлений деятельности организации с целью оценки обоснованности и эффективности принятых решений, выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций, своевременного уведомления руководства для предупреждения, ликвидации и уменьшения финансовых рисков.
Посредством внутреннего финансового контроля управляющая структура предприятия получает объективные сведения о реальной ситуации по части распределения материальных ресурсов, сложившейся на подчиненном объекте, и реализации принятых управленческих решений.
Основными целями внутреннего контроля предприятия являются:
- оценка соответствия работы подразделений утвержденной в компании стратегии развития;
- поддержание финансово-экономической, рыночной и правовой устойчивости предприятия;
- оценка эффективности текущей финансово-хозяйственной деятельности;
- обеспечение сохранности имущества компании;
- инспектирование документальной базы организации на предмет полноты, точности первичных документов и качества содержащихся в них сведений для успешного руководства и принятия правильных решений.
Методы финансового контроля деятельности предприятия
В современной экономической литературе наиболее популярной классификацией является деление всех методов финансового контроля предприятия на следующие категории:
- Научно-теоретические методы, которые отличаются применением специфических инструментов сбора аналитической информации о финансовом состоянии предприятия для ее последующего использования. Подобные исследования положения дел на предприятии могут проводиться при помощи анализа, моделирования возможного развития событий, сбора и обработки статистических данных. Применение научно-теоретических методов позволяет оценить, насколько действенны способы финансового управления, используемые в настоящее время, а также выстроить алгоритм действий для улучшения текущего положения дел.
- Социально-коммуникативные методы предназначены для построения системы четкого взаимодействия между специалистами и работниками подразделений финансового управления. Наиболее популярными из них являются: внушение, переговоры, мотивация, стимулирование и награждение. Такие приемы позволяют определить уровень эффективности финансового управления предприятием, используя социально адаптированные рычаги воздействия и выбрать наиболее действенные для конкретного предприятия инструменты. Но не стоит забывать о том, что итоговый результат будет зависеть не только от проверяющих, но и от проверяемых.
- Эмпирические, или исследовательские, методы заключаются в использовании различного рода воздействий на процесс распределения и перераспределение материальных ресурсов предприятия в рамках имеющихся подходов и технического оснащения для достижения поставленных целей.
Исследовательские методы могут реализовываться посредством:
- проверки числовых сведений и правильности оформления финансовых документов;
- проведения опросов;
- тестирования программного обеспечения и оборудования;
- внедрения экспериментальных методик;
- анализа бизнес-процессов;
- взаимодействия с юридическими базами данных, создания распорядительных документов для осуществления финансового контроля;
- проведения внутренних аудиторских проверок;
- инвентаризации.
Использование вышеперечисленных инструментов позволяет определить, каким именно образом лучше осуществлять финансовое планирование и контроль в организации. Помимо этого, в ходе исследовательской работы можно выявить наиболее эффективные методы, которые позволят достичь поставленной цели с минимальными затратами времени и других ресурсов. Некоторые из эмпирических способов вполне можно считать своеобразным дополнением к научно-теоретическому подходу.
Финансовый контроль предприятия может осуществляться должностными лицами компании, специально созданными подразделениями или независимыми аудиторскими фирмами. В результате использования различных инструментов финансового контроля можно не только оценить эффективность текущего финансового управления, но и взять курс на разработку новых методик и технологий.
Финансовый контроль необходим любому предприятию, ведь именно он позволяет отслеживать законность операций, проверять добросовестность лиц, ответственных за распределение материальных ресурсов, оценивать итоги текущих управленческих решений, а также определять наиболее оптимальную стратегию дальнейшего управления финансами.
Принципы осуществления финансового контроля деятельности предприятия
Как и любая регламентируемая правовыми актами деятельность, финансовый контроль осуществляется в соответствии с рядом принципов:
- Целью контрольных мероприятий является реализация утвержденного финансового плана организации. Финансовый контроль должен быть неразрывно связан с таким параметром, как стратегичность, то есть быть направленным на удовлетворение основных интересов компании. Соответствие данному принципу также исключает проведение чрезмерно большого количества контрольных мероприятий. Масштабный тотальный контроль над всеми финансовыми операциями компании нельзя считать целесообразным, поскольку это будет только отвлекать менеджеров от выполнения основных обязанностей. То есть вместо глобальных целей управления финансовой деятельностью они вынуждены будут тратить ресурсы на постоянные, дублирующие друг друга проверки.
- Финансовый контроль предприятия должен быть многофункциональным. Здесь мы говорим не только про необходимость контроля показателей финансового прогресса всей компании (и ее обособленных центров ответственности), занимающих лидирующие позиции в плане этой организации, но и о необходимости создания отдельных центров ответственности. Механизмы и инструменты финансового контроля предприятия должны создавать условия для проведения сравнительного анализа подотчетных сведений со средним значением этих же параметров по отрасли, а также позволять проводить корреляцию подконтрольных финансовых показателей.
- Финансовый контроль должен быть настроен на количественные модели. Его эффективность значительно повышается, когда подконтрольные виды деятельности предприятия принимают вид количественных аналогов. Но не стоит забывать и о качественных аспектах, которые в свою очередь должны быть выражены в парадигме количественных стандартов. Если уделять должное внимание как количественным, так и качественным характеристикам, контроль финансовых решений, принимаемых на предприятии, будет максимально результативным.
- Методы обеспечения финансового контроля должны соответствовать особенностям приемов финансового анализа и планирования. В процессе составления плана мероприятий и при последующем их проведении следует обязательно учитывать полный спектр рассмотренных до этого момента систем и методов финансового проектирования (когда подготавливаются стандарты контроля) и анализа (когда разрабатываются показатели, объективно отражающие финансовую ситуацию в организации, и выявляются причины несоответствия этих данных разработанным стандартам).
Пути совершенствования финансового контроля предприятий
На основании вышеизложенного, можно выделить несколько возможных способов решения основных проблем финансового контроля:
- Создание грамотных методологических основ. Правильно разработанная методология помогает получить четкие ориентиры, определить конкретные цели и задачи, сформулировать принципы и нормы финансового контроля предприятий.
- Разработка единой концепции финансового контроля и создание общей правовой базы, регламентирующей взаимодействие всех органов финансового контроля.
- Совершенствование системы внутреннего финансового контроля, в том числе перестройка работы субъектов контрольной деятельности, внедрение эффективных методов финансового контроля.
Источник: rdv-it.ru
Организация финансового контроля
Финансовый контроль – это совокупность действий, осуществляемых надзорными органами или уполномоченными лицами для проверки законности и оптимальности формирования, распределения и применения финансовых средств субъектами экономики.
Контроль является частью управления любой хозяйственной деятельностью. Финансовая система находится в тесном взаимодействии с различными сферами жизни общества, поэтому финансовый контроль представляет собой основополагающий элемент проверок. Он обеспечивает защиту имущественных прав собственника, а также создает условия финансовой дисциплины и законности финансовых отношений. Стоит отметить, что под имущественными правами понимаются не только деньги, но и материальная и нематериальная собственность, финансовые обязательства.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Контроль финансов определяет пределы полномочий надзорных органов. С его помощью могут выявляться нарушения и злоупотребления властью, использование результатов проверок в корыстных целях. Государственный контроль чаще всего направлен на анализ доходов и расходов бюджета, целесообразности применения средств целевых фондов.
Так же государственные надзорные органы в случае выявления нарушений определяют меры ответственности, которым подвергаются нарушители. Частные организации применяют финансовый контроль для оптимизации собственной деятельности. Они могут проверять правильность ведения управленческого, финансового и бухгалтерского учета.
Государственный финансовый контроль по субъекту исследования может классифицироваться на контроль, осуществляемый в: бюджетной, налоговой, таможенной, валютной, денежно-кредитной, страховой деятельности.
Замечание 1
Контроль финансов может быть обязательным и инициированным, осуществляться вышестоящими органами, либо внутренними силами организации. Для формирования экспертного мнения руководители могут обращаться к независимым аудиторским организациям, а также к органам общественного контроля.
«Организация финансового контроля»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Принципы организации финансового контроля
Российское законодательство не содержит регламента по организации финансового контроля, лишь рекомендации по его проведению для отдельных направлений. Однако, эти рекомендации позволяют вывести основные принципы организации контроля финансов, применимые практически для любой хозяйственной области.
Проверочные мероприятия могут иметь следующие формы:
- Ревизия.
- Проверка.
- Встречная проверка.
- Аудит.
Ревизия представляет собой комплексные действия по исследованию хозяйственной и юридической стороны функционирования субъекта экономики для определения эффективности и законности проведенных им финансовых и экономических операций. Проверка может быть обязательной и инициированной.
Она направлена на изучение текущего положения дел на определенном участке финансовой активности субъекта. Встречная проверка позволяет сличить данные для получения представления о полноте и достоверности полученных данных от партнера или контрагента. Наиболее эффективной формой финансового контроля является аудит.
Как правило, он осуществляется сторонними организациями, прошедшими соответствующую аттестацию. Аудит позволяет выявить нарушения, а также подтвердить достоверность отраженных в учете данных. По завершении аудиторской проверки выдается заключение, содержащее данные по оптимизации работы финансовой системы исследуемого объекта. Применение такого рода проверок повышает лояльность со стороны партнеров, обеспечивает инвестиционный интерес и укрепляет сотрудничество с другими субъектами хозяйствования.
Последовательность действий при организации финансового контроля
Организация контрольного мероприятия требует структурного подхода. Оно проходит три основные стадии – подготовительную, основную и заключительную. На подготовительном этапе выполняются следующие действия:
- Определяются общие данные по объекту исследования, а именно, период проверки, виды проверок, а также объем необходимой для полноты представления документации.
- Осуществляется разработка и утверждение плана мероприятий.
- Происходит выбор исполнителей, распределение между ними обязанностей.
- Осуществляется оформление документов, регламентирующих проверочные действия.
Основной этап включает в себя сбор данных, разработку документов, оценку. Контролером составляется перечень документов, согласно последовательности выполняемых проверочных действий. Так же на этом этапе обеспечиваются мероприятия по поддержанию бесперебойности проверки. На заключительном этапе формируются итоговые результаты, проводится их изучение. Обязательным шагом является доведение результатов до заказчиков проверки.
Замечание 2
Методы, применяемые в ходе финансовых проверок, являются стандартными для различных видов работ. К ним относятся: проведение опросов, наблюдение, инспектирование документов, аналитические исследования, проведение вычислительных действий.
Проверяющим органом или уполномоченным лицом принимается решение о способе, с помощью которого будет осуществляться контрольное мероприятие. Это может быть обследование и сбор информации, сверка, анализ, мониторинг, проверка. При этом проверки могут быть сплошными, когда исследуется вся совокупность соответствующей документации. Они могут быть выборочными, направленными на анализ отдельного участка работ. Здесь осуществляются мероприятия по подбору данных, отвечающих требованиям исследования.
Таким образом, контрольное мероприятие должно отвечать целям исследования. После определения основной цели выбирается последовательность действий, позволяющих ее достичь. Для этого подбираются необходимые инструменты, ресурсы, предоставляется нужная информация. В результате проверки формируется экспертное мнение, либо результат, описывающий основные нарушения и несоответствия в ходе проверки, а также выдвигаются предложения по их преодолению.
Источник: spravochnick.ru
Финансовый контроль: понятие, значение и задачи
Финансовый контроль— экономическое понятие, которое может иметь самый широкий спектр интерпретаций. Рассмотрим наиболее популярные из них в российской экспертной среде, а также изучим ряд важнейших аспектов данного вида контроля.
- Понятие финансового контроля
- Основные методы финансового контроля: проверка, анализ, обследование, наблюдение
- Основные функции финансового контроля
- Ключевые задачи финансового контроля
- Экономическое значение финансового контроля
- Сущность государственного финансового контроля в РФ
- Государственный финансовый контроль: основные НПА
- Государственный контроль: сущность постановлений и предписаний
- Специфика муниципального финансового контроля в Российской Федерации
Понятие финансового контроля
Под финансовым контролем подразумевается процедура либо совокупность процедур, направленных на оценку соответствия деятельности той или иной организации в области управления денежными средствами нормам, установленным в законодательных правовых актах, утвержденных на различных уровнях.
Рассматриваемый термин часто отождествляется с понятием финансовой проверки. В ряде случаев это вполне допустимо, но следует понимать, что проверка — это лишь один из возможных методов финансового контроля.
Наряду с проверками финансовый контроль может выражаться в виде:
- анализа;
- обследования;
- наблюдения.
Изучим их специфику подробнее.
Смотрите образец Положения о службе внутреннего контроля предприятия в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Основные методы финансового контроля: проверка, анализ, обследование, наблюдение
Проверка предполагает осуществление мероприятий, направленных на выявление фактов нарушения организацией норм управления денежными средствами. Она носит достаточно комплексный характер и может предполагать задействование широкого спектра дополнительных методов.
Сущность второй процедуры, формирующей финансовый контроль либо являющейся его составной частью, — анализа — заключается вобнаружении не только фактов нарушений в процедурах управления финансами предприятия, но и причинно-следственных связей, обуславливающих возможные отклонения в финансовой деятельности проверяемой организации от установленных норм. Анализ в рамках финансового контроля характеризуется рассмотрением процессов управления финансами на предельно низком уровне максимально локализовано.
Обследование, в свою очередь, направлено не на выявление фактов нарушения норм управления финансами, а на своевременный поиск причин, их обуславливающих.
Наблюдение — «облегченный» вариант обследования, предусматривающий обнаружение причин, обуславливающих нарушения в управлении финансами, однако не по причине акцентированного их поиска, как при обследовании, а в силу того, что они становятся очевидным образом заметными при общем ознакомлении с деятельностью объекта контроля.
Рассмотрим несколько простых примеров задействования тех или иных методов финансового контроля.
Пример 1. Метод проверки и анализа
Аудиторская фирма «Партнер» стала проверять первичные документы ООО «Мастер» и выявила методом проверки, что таковые составлены сприменением некорректных бланков. Посредством анализа было выявлено, что причина тому — использование устаревшей бухгалтерской программы, вкоторой прописаны утратившие силу формы бланков.
Пример 2. Метод обследования
Аудиторская фирма «Инвестор» стала проверять первичные документы ООО «Кутюрье». Спомощью метода обследования инфраструктуры и ПО, используемых фирмой, было выявлено, что на компьютерах проверяемой организации установлена устаревшая бухгалтерская программа, вследствие чего стало очевидно, что бланки первички, созданные с ее помощью, составлены неправильно.
Эксперт аудиторской фирмы «Инвестор», получив в распоряжение главный бухгалтерский ПК ООО «Печатник», увидел на рабочем столе операционной системы значок программы бухучета в версии 4.0, в то время как актуальной уже давно стала версия программы 12.0, и сразу уведомил бухгалтерию отом, что ПО устарело, и бланки первички заполняются, таким образом, некорректно.
Основные функции финансового контроля
Полезно будет рассмотреть ключевые функции финансового контроля как экономического института. Ключевыми можно назвать следующие функции:
- правоохранительную;
- профилактическую;
- корректирующую;
- аналитическую.
Что касается первого пункта, здесь финансовый контроль выступает в качестве инструмента по выявлению нарушений законодательства (бюджетного, налогового, административного, гражданского, корпоративного). Таким образом, проверяющая организация содействует защите прав тех субъектов, которые могут пострадать в силу допущенных объектом контроля недоработок в части следования нормам соответствующей отрасли права.
Подробнее о налоговом контроле, который является одним из наиболее масштабных типов финансового контроля, читайте в статье «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды».
В свою очередь в рамках профилактической функции финансовый контроль может предупреждать последствия нарушений норм законодательства в указанных отраслях права, если те или иные недоработки, допущенные проверяемой организацией, удастся выявить еще до того, как юридически значимые действия по управлению финансами будут осуществлены соответствующим субъектом.
Корректирующая функция предполагает задействование финансового контроля как инструмента, стимулирующего необходимые изменения в политике управления денежными ресурсами проверяемой организации. Контролирующий орган выявляет недоработки в данной области, после чего объект финансового контроля принимает меры по их устранению и корректирует, таким образом, свою систему управления финансами.
Аналитическая функция финансового контроля предполагает выявление причин и закономерностей, которые приводят к нарушениям объектами контроля норм законодательства в части управления финансовыми ресурсами.
Ключевые задачи финансового контроля
Важнейший аспект изучения специфики финансового контроля — рассмотрение задач, характерных для этой деятельности. Эксперты подразделяют задачи финансового контроля на 2 основные группы:
- те, что связаны с обеспечением законности процедур управления организацией финансовыми ресурсами;
- те, что связаны с правовой защитой заинтересованных лиц, имеющих отношение к объекту финансового контроля,— собственников, распорядителей, акционеров.
Что касается задач первого типа, то ключевыми из них можно назвать проверку:
- корректности и целостности кассовой и бухгалтерской документации;
- инфраструктуры системы управления финансами ворганизации;
- компетенций специалистов, отвечающих за управление финансами;
- соответствия действий, связанных с управлением финансами, законодательным критериям в аспекте сроков, применения тех или иных форм, задействования каналов обмена документами;
- фактов, подтверждающих целевое расходование организацией денежных средств.
В числе ключевых задач финансового контроля, относящихся ко второй категории:
- проверка и анализ проработанности и стабильности системы принятия решений по управлению капиталом в организации;
- анализ алгоритмов проверки качества принятия соответствующих решений;
- оценка эффективности задействования финансовых ресурсов с точки зрения прибыльности фирмы (если речь идет о коммерческой структуре) либо сведения к минимуму расходов (если рассматривается деятельность бюджетной организации).
Рассмотрим еще один полезный аспект финансового контроля.
Экономическое значение финансового контроля
Экономическое значение финансового контроля можно проследить в таких аспектах, как:
- стимулирование стремления объектов контроля к обеспечению законности процедур управления финансами;
- оптимизация структуры управления капиталом в коммерческой фирме либо в бюджетной организации — как результат, повышение эффективности работы соответствующих субъектов;
- содействие решению системных экономических задач государства и общества — с точки зрения стабильности налоговых платежей в бюджет государства или муниципалитета, обеспечения занятости граждан, развития рыночных отношений.
Таким образом, институт финансового контроля имеет большое значение как для экономики государства, так и для локальных хозяйственных систем — бюджетных и коммерческих.
Рассмотрев понятие и значение финансового контроля, изучим специфику 2 его масштабных разновидностей — государственного и муниципального контроля.
Сущность государственного финансового контроля в РФ
Существует 2 основных подхода к пониманию государственного финансового контроля.
Во-первых, под таковым можно понимать деятельность госструктур, выполняющих проверку юридически независимых от проверяющего органа субъектов. Таковыми могут быть как государственные структуры, так и частные.
В первом случае особенность государственного финансового контроля будет заключаться в том, что его субъекты выясняют, насколько соответствует установленным нормам деятельность проверяемой организации по управлению главным образом бюджетными средствами. Но в тех случаях, когда бюджетная организация осуществляет предпринимательскую деятельность (например, если речь идет об автономном учреждении), предметом финансового контроля может быть также и управление внебюджетными средствами.
Подробнее о примечательных нюансах бухотчетности в автономных и иных госучреждениях читайте в статье «Составляем план счетов бюджетного учета— образец-2020».
Если объект контроля — частная фирма, то проверка может быть связана с выявлением нарушений тех или иных норм законодательства, которые имеют отношение к коммерческой деятельности проверяемой организации, например, в части налогообложения и отчетности.
Во-вторых, государственный финансовый контроль может осуществляться в отношении юридически зависимых от проверяющего органа структур. Он предполагает осуществление проверки деятельности какого-либо подразделения ведомства или органа в целом штатными специалистами либо направляемыми вышестоящим органом. В этом случае речь чаще всего идет о проверке эффективности расходования бюджетных средств, но если коммерческая деятельность предусмотрена для той или иной госорганизации, то в рамках проверки исследуется также корректность ее осуществления.
Государственный финансовый контроль может также классифицироваться, исходя из сферы экономической деятельности. Например, проверки могут быть налоговыми, таможенными, денежно-кредитными и т.д.
Государственный финансовый контроль осуществляется преимущественно посредством проверок, то есть действий, направленных на выявление фактов нарушения норм законодательства, регулирующего управление финансами. Государственные проверки подразделяются на 2 категории — камеральные и выездные.
Проверки первого типа предполагают осуществление сотрудниками проверяющей госструктуры необходимых действий в пределах места нахождения соответствующего органа. Выездные проверки предполагают осуществление необходимых действий по месту нахождения проверяемой организации.
Государственный финансовый контроль: основные НПА
Какие источники права из числа действующих в РФ регулируют государственный финансовый контроль? Главными из них можно назвать:
- Бюджетный кодекс РФ, в частности, главу 26;
- указ Президента РФ от 25.07.1996 № 1095.
Первый источник права определяет:
- виды государственного, а также муниципального финансового контроля, осуществляемые в РФ;
- объекты финансового контроля;
- методы финансового контроля;
- полномочия органов финансового контроля;
- специфику и источники официального документооборота между субъектами и объектами контроля.
Указ Президента № 1095 — это фактически единственный принятый на федеральном уровне НПА, закрепляющий на официальном уровне институт государственного финансового контроля и определяющий основные органы, которые являются его субъектами. В частности, речь идет о таких структурах, как Счетная палата, Центробанк, Минфин.
Отметим, что указ № 1095 устанавливает, что государственный финансовый контроль может осуществляться любыми органами, компетентными ввопросах поступления и расходования денежных средств в рамках национальной бюджетной системы.
Государственный контроль: сущность постановлений и предписаний
Особенность государственных проверок состоит в том, что по их итогам сотрудниками проверяющей инстанции оформляется акт, в соответствии скоторым в адрес организации, являющейся объектом финансового контроля, может быть направлено постановление либо предписание.
В чём их особенности?
В соответствии с п.2 ст.270.2 БК РФ под представлением следует понимать документ, выданный органом финансового контроля, в котором отражаются:
- информация о нарушениях норм бюджетного законодательства и иных НПА, касающихся бюджетных процессов, которую проверяемая компания должна рассмотреть в течение 30 дней либо срока, определенного в документе;
- требования о принятии проверяемой организацией мер по устранению выявленных недоработок, а также причин и условий, повлиявших на их возникновение.
В соответствии с п.3 ст.270.2 БК РФ под предписанием понимается источник, в котором фиксируются требования об устранении организацией допущенных нарушений норм бюджетного права, а также, если это предполагается из результатов проверки, — требования о возмещении компанией ущерба государству, нанесенного объектом проверки вследствие допущенных нарушений бюджетного законодательства.
Если проверяемая организация не исполнит предписание органа государственного контроля, касающееся возмещения ущерба, то соответствующая проверяющая структура вправе обратиться в суд с иском овзыскании возмещения — таковы положения п.4 ст.270.2 БК РФ.
Специфика муниципального финансового контроля в Российской Федерации
Достаточно близким к рассмотренному выше понятию государственного финансового контроля является муниципальный контроль. В принципе различие между ними сводится главным образом к тому, что по Конституции РФ государственная власть отделена от местной, и соответствующие институты финконтроля характеризуются юридической независимостью.
Главное отличие муниципального финансового контроля от государственного, таким образом, — это уровень выполнения проверяющими организациями своих функций, а также способ учреждения соответствующих органов. Госструктуры формируются при участии органов власти на федеральном или региональном уровне. Муниципальные структуры, в свою очередь, формируются местными органами власти, при этом они, как правило, не подотчетны государственным. Однако их деятельность основывается на положениях местных НПА, которые не должны противоречить региональным либо федеральным источникам права. В этом смысле некоторая субординация между государственными и муниципальными субъектами финансового контроля всё же может прослеживаться.
С точки зрения используемых методов, а также специфики взаимодействия сюридически зависимыми либо независимыми субъектами работа муниципальных проверяющих структур в целом схожа с деятельностью государственных структур. Также, как и в случае с проверками госструктур, органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах, формируют акты, выносят постановления либо предписания. Их проверки также подразделяются на камеральные и выездные.
Как правило, органы, осуществляющие финансовый контроль на уровне местной власти, имеют меньший спектр полномочий по сравнению сгосударственными. В принципе юрисдикция муниципальных проверяющих достаточно редко распространяется на юридически независимые субъекты — как правило, только в тех случаях, когда нужно проверить, как расходуется муниципальный бюджет.
Можно также отметить, что обычно государственные органы финансового контроля формируются строго по вертикали — соответствующие ведомства утверждаются на федеральном уровне, после чего в регионах открываются их территориальные подразделения. Муниципальные органы власти в РФ могут, в свою очередь, утверждать собственные ведомства, отвечающие за финансовый контроль, а также активно обращаться к внешним субъектам контроля, таким как, например, аудиторы, общественные группы, НКО.
Источник: nalog-nalog.ru