ФГТ — ЭТАП В РАЗРАБОТКЕ НОВОГО ТИПА ПРОГРАММ ДЛЯ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Процессы модернизации, происходящие в современной системе образования, самым непосредственным образом затронули и ее первую ступень — дошкольное образование.
С 16 марта 2010 г. вступил в силу Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г., регистрационный номер 16299).
Федеральные государственные требования (ФГТ) устанавливают обязательные нормы и положения, которые необходимо учитывать при разработке и реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В качестве приоритетных целей выдвигаются следующие:
- — формирование общей культуры;
- — развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств;
- — формирование предпосылок учебной деятельности;
- — обеспечение социальной успешности;
- — сохранение и укрепление здоровья детей;
- — коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Программа должна строиться в соответствии с принципами:
«Что такое ФГТ ?»
научной обоснованности и практической применимости;
Решение программных образовательных задач должно проходить:
- — через образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой — в данном приказе она трактуется как основная форма работы с детьми, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- — образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- — организацию самостоятельной деятельности детей;
- — совместную деятельность взрослых и детей (здесь внимание обращается на организацию взаимодействия с семьями детей по реализации целей и задач программы дошкольного образования).
Задачи психолого-педагогической работы решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику конкретной образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
В программах по ФГТ изменены требования к оценке результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Планируемые итоговые результаты должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения заложенного в программе содержания (ранее же результаты описывались с позиции приобретенных детьми знаний, умений и навыков).
Основная общеобразовательная программа должна состоять из двух частей.
- 1. Обязательная часть. Она должна и может быть реализована в любом образовательном учреждении, работающем по данной программе.
- 2. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, в которой отражается специфика конкретного образовательного учреждения: его вид, приоритетные направления деятельности, национально-культурные, демографические, климатические условия.
Многие научно-исследовательские коллективы, ранее издававшие программы для дошкольных учреждений, изучив требования к новым программам ФГТ, пересмотрели и перестроили свои программы. Так, одной из первых вышла общеобразовательная программа «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), программа «Истоки» (под ред. Л. А. Парамоновой), «Детство» (под ред. А. Г. Гогоберидзе).
Но появились и вновь созданные программы — «Успех» (научный руководитель Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов, руководитель авторского коллектива Н. В. Федина, «Счастливый ребенок» (научный руководитель С. А. Козлова).
«Счастливый ребенок»: примерная общеобразовательная программа воспитания и обучения дошкольников по образовательным областям (2011).
Цель программы — помочь воспитателям и родителям сделать ребенка счастливым. Что для этого нужно?
Во-первых, следует научиться узнавать и познавать ребенка, его интересы, желания, склонности, способности.
Во-вторых, важно помочь ребенку адаптироваться в социальном мире, овладеть человеческими способами действия, научить трудиться, развить познавательные интересы, радость познания, научить достойно жить среди людей, сделать его жизнь интересной и насыщенной, чтобы в ней не оставалось места для негативного поведения, отрицательных привычек, низших чувств.
В-третьих, необходимо способствовать воспитанию оптимизма, уверенности в себе, доброты, юмора и других положительных качеств, которые и сделают жизнь ребенка счастливой.
Главными концептуальными положениями программы являются: — в содержании — приобщение детей к социальной действительности;
- — в воспитании — уважение к ребенку с учетом особенностей его возрастного и индивидуального развития;
- — в обучении — опора на творческий потенциал ребенка, его активность в познании и высокую обучаемость.
Ключевые принципы программы:
- — целостный подход к развитию ребенка;
- — интегрированный характер работы с детьми;
- — учет индивидуальных особенностей развития ребенка.
Первая часть программы «Счастливый ребенок» (собственно
программа) построена но возрастному принципу, начиная с первой младшей группы (2—3 года) и заканчивая подготовительной к школе группой (6—7 лет).
В программе «Счастливый ребенок» образовательный материал представлен еще более интегрированно и объединен в четыре блока.
- 1. Физическое развитие (физическая культура, здоровье, безопасность).
- 2. Социально-нравственное развитие (социализация, труд).
- 3. Познавательно-речевое развитие (познание, коммуникация).
- 4. Художественно-эстетическое развитие (чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка).
Такая группировка поможет воспитателям находить логичные связи как внутри каждого блока, так и между ними. Интеграция всех образовательных областей отражается в темах и проектах.
Вторая часть программы включает методические рекомендации в виде отдельных статей, посвященных проблемам воспитания, обучения, организации развивающей среды, взаимодействию с родителями и разными формами методического сопровождения педагогического процесса; в ней предлагаются также варианты планирования воспитательно-образовательной работы с детьми в разных возрастных группах.
Третья часть программы содержит набор диагностических методик в помощь педагогам, работающим по программе и оценивающим успешность этой работы.
Вопросы и задания для самоконтроля
Практические задания
1. Виноградова, Н. А. Образовательная программа детского сада: согласование с федеральными требованиями / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Кодачигова. — М.: Аркти, 2011.
- 2. Методические рекомендации к примерной общеобразовательной программе воспитания и обучение дошкольников по образовательным областям «Счастливый ребенок». — М.: Школьная пресса, 2012.
- 3. Счастливый ребенок : примерная общеобразовательная программа воспитания и обучения дошкольников по образовательным областям / науч. рук. С. А. Козлова. — М.: Школьная пресса, 2012.
Источник: studme.org
ФГТ в ДОУ / Фед гос треб в ДОУ / Что такое ФГТ
В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) в настоящее время перед всеми дошкольными образовательными учреждениями встала задача по разработке новых образовательных программ – основных общеобразовательных программ (статьи 9, 14, 15, 32 «Закона об образовании»).
Федеральные государственные требования (далее – ФГТ) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями (далее – ДОУ), имеющими государственную аккредитацию.
Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются в следующем:
1) если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
2) акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.;
3) решать поставленные цели и задачи предлагается
— максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей;
— в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий).
Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.
В первую очередь ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ООП, Программа), в том числе соотношения её частей, их объёма, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГТ как модель организации ориентированного на личность воспитанника образовательного процесса, учитывающая вид ДОУ и приоритетные направления его деятельности.
— формирование их общей культуры,
— развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,
— формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,
— сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста,
— коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
В соответствии с ФГТ основная образовательная программа каждого ДОУ должна состоять из двух частей:
1) обязательной части;
2) части, формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении. Она обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:
1) пояснительная записка;
2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;
5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
Вторая часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать:
1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья);
2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Время, необходимое для реализации всей Программы, может составлять по усмотрению образовательного учреждения от 65% до 80% всего времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием (в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей).
Объём обязательной части Программы также определяется ДОУ самостоятельно и должен составлять не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы.
Источник: studfile.net
Отличительные особенности ФГОС и ФГТ
Отличительные особенности Федеральных государственных требований дошкольного образования от Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Совсем недавно мы изучали и внедряли Федеральные государственные требования к общей образовательной программе дошкольных образовательных учреждений, а уже приходится изучать и использовать в своей практической деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. И, конечно,между этими документами остаются и общие требования, и появляются новые. Рассмотрим,в чем разница между ФГТ ООП ДО и ФГОС ДО.
Во-первых,ФГТ состоит из двух частей-требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям ее реализации. ФГОС отличается от ФГТ тем,что в нем представлены еще и требования к результатам освоения основных образовательных программ.
В ФГТ выделяется обязательный раздел программы любого ДОУ «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Из вышесказанного следует, что ФГОС направленно на налаживание связей с общественностью (коммуникацию,а ФГТ на саму общественность (социализацию).
Изменено соотношение частей программы. Объем обязательной части Программы по ФГТ должен составлять не менее 80% от общего объема,а часть,формируемая учас- тниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы. В то время, как объем обязательной части Программы по ФГОС – 60%, а часть,формируемая участниками образовательного процесса – 40%.
ФГТ, можно сказать,переходят в основную часть образовательной прог-раммы.
Можно сделать вывод, что Программа по ФГОС в большей мере ориентируется, в отличие от ФГТ,на специфику национальных, социокультурных, экономических,климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;поддержку интересов педагогических работников Организации; на сложившиеся традиции Организации (группы).
В-четвёртых,в ФГТ определены конкретные характеристики и качества личности (интегративные качества,желательные для идеального социального портрета ребенка дошкольника. Они являются объектом мониторинга. Осуществляется оценка результатов основной Общеобразовательной программы и качества деятельности. Выделяются текущие (промежуточные) результаты освоения программы и итоговые.
В ФГОС предполагаемые результаты представлены в виде целевых ориентиров (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования) :
Уверенность в себе
Целевые ориентиры не подлежат оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой диагностики воспитанников. Программа по ФГОС предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики-карты наблюдений детского развития,позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребё нка в ходе :
-коммуникации со сверстниками и взрослыми
Программа в соответствии с ФГТ направлена на формирование общей культуры, развитие физических,интеллектуальных, личностных качеств, формирование пред- посылок учебной деятельности. Программа в соответствии с ФГОС направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников,открывающей возможности позитивной социализации ребёнка,его всестороннего личностного морально-нрав -ственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне ближайшего развития.
Публикации по теме:
Буклет «Федеральный государственный образовательный стандарт в ДОУ» Стандарт включает следующее требования: — к структуре Программы; — к условиям реализации Программы: — к результатам освоения Программы,.
План методической работы ДОУ по введению ФГОС Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников Учреждения и формирование у них психолого-педагогической.
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Источник: www.maam.ru
Чем отличаются между собой ФГОС и ФГТ

Слова ФГТ и ФГОС в последнее время часто на слуху. Чтобы понять, с чем их связывать, нужно сделать небольшую классификацию образования в России. Образование в России можно разделить на общее и профессиональное.
Общее образование – это следующие уровни:
- Дошкольное образование (детские сады, ясли).
- Начальное общее образование.
- Основное общее образование.
- Среднее общее образование.

Профессиональное образование идет по таким уровням:
- Среднее профессиональное образование.
- Высшее образование – степень бакалавра.
- Высшее образование – магистратура.
- Высшее образование – аспирантура (подготовка самых высококвалифицированных кадров).
Так вот, все эти буквы связаны с каждым из этих уровней образования.

Что же секретного скрывается за буквами ФГОС И ФГТ?
Для понимания значения этих букв нужно просто расшифровать аббревиатуру.
ФГОС – это федеральный государственный образовательный стандарт, применяемый для конкретного уровня образования.

ФГТ – федеральные государственные требования, предъявляемые ко всем уровням образования.
Стандарт сменил требования с сентября 2013 года, принеся много нового в сферу всех уровней образования. В сегодняшней России не один уровень образования. И в каждом из них, как и во всем образовании в целом, сделан упор и на уровень качества образования, и на самые различные варианты для получения образования. Ранее вся система образования на всех уровнях подчинялась требованиям. Теперь же для каждого уровня в образовании, в том числе и для дошкольного образования, разработан свой стандарт.

Почему отдельно говорят про дошкольное образование? Потому, что как уровень образования, он закреплен относительно недавно. С введением стандартов однозначно выиграли все уровни образования. Ведь каждый уровень образования стал рассматриваться, как отдельно взятый процесс. Так не только проще управлять каждым уровнем, но и быстрее можно увидеть результаты.
Чем отличается ФГОС от ФГТ?
Требования состояли из двух частей. В первом содержательном разделе были прописаны положения по структуре образовательной программы. Во втором разделе собраны требования к условиям реализации образовательной программы на практике (в процессе обучения).
Образовательный стандарт содержит в себе разделы ФГТ и плюс еще третий раздел. В третьем целевом разделе образовательного стандарта прописаны требования к результатам усвоения изучаемой на определенном уровне образования программы. Но помимо этого раздела с требованиями есть и другие отличия. Например, стандарты дают учащимся больше возможностей работать самостоятельно.
Стандарт заостряет внимание на формировании культуры обучающихся, развитии их личности, взаимоотношениях друг с другом. Даже уделяется внимание отношению друг к другу. Именно благодаря стандартам удается с успехом наладить связи с обществом, с коллективом.
Стандарты разрабатывались под национальные и культурные условия в обществе, где предстоит обучаться детям, подросткам, молодым людям. Стандарт учел все национальные особенности обучения, различия в культурах людей. Требования так много внимания всем этим нюансам не уделяли.
Требования предъявлялись к определенной группе учащихся, сформированной по критерию возраста. Стандарт же разрабатывался не только с учетом возрастного критерия, но и с учетом всех психологических факторов в возрастной группе обучающихся. В особенности много послаблений и дополнительных возможностей появилось в системе детских садов (дошкольного образования).
Именно стандарты разнообразили различные варианты домашнего и дистанционного обучения. В требованиях такого внимания домашнему и модному сегодня дистанционному обучению не уделялось, так как абсолютно для всех уровней любого образования они были едины. Цель стандартов – дать толчок к самостоятельному развитию, что важно для каждого уровня образования.
Самообразование в любом варианте дисциплинирует. А путь к успешному усвоению образовательной программы начинается с дисциплины. Дисциплина способствует успеху в образовании. Это было известно еще без введения стандарта.
Разработка стандарта с ориентиром на конкретный уровень образования позволяет педагогам максимально сблизиться с учащимися и донести до них все требования образовательной программы. Учащимся же стало намного легче выполнять требования программ. Ведь стандарт учитывает интересы обучающихся на любом уровне образования. Много у кого загорелись глаза благодаря усовершенствованиям в системе образования.
Образовательный стандарт никогда не будет столь категоричен, как требования. Со стандартом всегда есть выбор на любом уровне образования.А еще стандарты учат не только конкретным предметам и наукам. Стандарты учат быть людьми.
Маленькое заключение
Стало ли легче учиться, покажет время. Но появившийся выбор нужно ценить. О требованиях нельзя сказать ничего плохого. Они соответствовали своему времени. Но времена изменились.
И им теперь во всем соответствует образовательный стандарт.
Источник: vchemraznica.ru