Программа ф рузвельта по выходу из кризиса получила название

Мировой экономический кризис оказал сильнейшее влияние не только на экономику развитых стран, но и на представления о степени и возможностях автоматического саморегулирования рыночной экономики, о месте и роли государства. Именно с этого периода идеи о необходимости государственного регулирования рыночной экономики находят свою реализацию практически во всех развитых капиталистических странах.

В 1933 году новым президентом США стал Франклин Делано Рузвельт. В должность он вступил в марте 1933 года, и с этого момента регулирование экономики США и особенно финансового рынка стало качественно меняться. Программа нового президента по выходу из кризиса получила название «Новый курс»

Теоретической базой «Нового курса» стало учение выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883—1946). В условиях глубоких изменений в экономике капиталистических стран при господстве монополий Кейнс и его последователи признавали необходимым участие государства в регулировании хозяйственной жизни. Исходя из этого, основной целью реформ Рузвельта стало активное вмешательство государства в процесс общественного воспроизводства.

Рузвельт. Спаситель Америки или диктатор?

Рузвельт рассчитывал преодолеть кризис путем планирования хозяйства, установления «классического мира» внутри страны и добрых взаимовыгодных отношений с другими странами. Реформы новой администрации охватили все сферы экономики и проводились по следующим основным направлениям:

1. Укрепление финансово-банковской системы

2. Девальвация доллара.

3.стимулирование промышленного роста.

4.Стимулирование сельскохозяйственного производства.

5. Регулирование социальных отношений.

1. Укрепление финансово-банковской системы. Для стабилизации кредитно- финансовой системы был запрещен вывоз золота за границу и прекращен обмен банкнот на золото. 6 марта были закрыты все банки страны.

Несмотря на требования общественных деятелей и политиков провести национализацию банков, в Чрезвычайном законе о банках была предусмотрена возможность возобновления работы наиболее эффективных банков и предоставление им кредитов из ФРС. Для определения «очереди» открытия были проанализированы финансовые возможности банков, а уже к 15 марта были открыты банковские учреждения, признанные «здоровыми». В результате за 1933- 1939 гг. при сокращении числа банков на 15% (2 тыс. банков не получили разрешения на открытие) объем их активов возрос на 37%. Усилилась концентрация банковской системы — число банков с 25 тыс. сократилось до 15 тыс. В 1933 г. была установлена система страхования вкладов, что привело к возрастанию доверия к банковской системе.

Совершенствовалось и законодательство о деятельности фондовых бирж, направленное на пресечение биржевых спекуляций. В этот же период в практику денежного регулирования была введена норма резерва, сконцентрированная в Федеральной резервной системе, повышение или понижение которой влияло на денежную массу в обращении;

Одновременно вводился биметаллизм. Девальвация доллара, изъятие монетного золота из обращения, доступное кредитование способствовали росту цен и создавали инфляционный механизм развития экономики, давая в руки государства средства для проведения реформ. Девальвация доллара перераспределила доход в пользу промышленного, а не ссудного капитала, уменьшилась задолженность монополий, усилились экспортные возможности США;

Вопрос 9. Основные положения программы Дж. Мэя по выходу экономики Англии из мирового экономического кризиса начала З0-х гг. XX в.
В марте 1931 г. для изучения экономического положения страны и выработки рекомендаций была создана королевская Комиссия по национальной экономии под руководством финансиста Дж. Мэя, в июле 1931 г. был опубликован доклад Комиссии, в котором получил обоснование поворот в антикризисной политике.

Формально доклад Комиссии Мэя был посвящен узкой проблеме опенке ожидаемого бюджетного дефицита и принятия встречных мер. Оценки Комиссии основывались на наиболее пессимистических предположениях, например, подчеркивалось увеличение числа людей пенсионного возраста и, соответственно, выплат им, но не принималось в расчет уменьшение расходов на школьников из-за сокращения их численности. Кроме того, особое внимание в докладе уделялось фонду страхования по безработице — недостаткам его работы, нормам платежей, а в то же время сокращения выплат по национальному долгу даже не были приняты во внимание. В результате Комиссия по национальной экономии предсказала дефицит в 120 млн. фунтов стерлингов в год.
Комиссия считала необходимым уменьшить государственные расходы и использовать национальный доход для перераспределения выделяемых средств из менее существенных отраслей в те, которые; предназначены смягчить социальную несправедливость, или те, которые улучшают экономическую структуру нации. Было предложено увеличить прямые и косвенные налоги на 24 млн. фунтов стерлингов, сократить государственные расходы на 96 млн. фунтов стерлингов, причем две трети приходилось на уменьшение выплат безработным.
Фактически доклад Комиссии Мэя оказался политическим документом, нанесшим наибольший вред лейбористскому правительству, сформированному 7 июня 1931 г. Дж. Макдоналъдом (1866—1937), и его социальной программе особенно предполагаемому повышению пособий по безработице. В августе 1931 г. при обсуждении доклада Комиссии по национальной экономии премьер-министр Макдональд и еще два министра высказались за принятие предложений Комиссии Мэя, остальные члены кабинета — против. Раскол правительства привел к кризису в лейбористской партии. В результате 24 августа 1931 г. Макдональд сформировал новое так называемое национальное правительство, в котором ключевые посты заняли консерваторы.
Национальному правительству сразу же был предоставлен заем, в котором отказывали его предшественникам. Поскольку доклад Комиссии по национальной экономии получил одобрение отечественных и зарубежных банкиров, они готовы были выдать английскому правительству займы, необходимые для платежного баланса страны, который находился к тому времени в катастрофическом состоянии, при условии принятия мер, рекомендованных Комиссией Мэя. В сентябре 1931 г. более ста американских и французских банков предоставили Великобритании заем в размере 80 млн. фунтов стерлингов.
10 сентября 1931 г. был принят измененный бюджет, оказавшийся более жестким, чем тот, который разрабатывался лейбористским правительством. Новый кабинет министров Макдональда приступил к реализации плана экономии и рационализации бюджетных расходов.
В соответствии с этим планом были значительно увеличены прямые и косвенные налоги, уменьшены оклады государственных служащих и учителей, резко сокращены общественные работы. Возросли вклады населения на социальное страхование, а выплаты сократились. Пособия по безработице были срезаны на 10%, был введен закон о проверке нуждаемости, запрещавший выдачу пособий безработным, находившимся на иждивении своей семьи.
В целом регулирование государственных расходов оказало во время депрессии стабилизирующий эффект.
Кроме осуществления политики экономии правительство Маклональда принимало и другие меры для оздоровления экономики.
20 сентября 1931 г. был отменен золотой паритет фунта стерлингов, в результате обесценивался бумажный фут – его стоимость к концу 1931 г. снизилась на 30%, повысились розничные пены на внутреннем рынке.

Читайте также:
Фитнес программы в домашних условиях отзывы

Источник: infopedia.su

8. «Новый курс» ф. Д. Рузвельта – программа вывода американской экономики из кризиса

Для того чтобы раскрыть основные положения «Нового курса», необходимо дать общую оценку американской экономики в то время.

В 1920-х гг. наблюдался повышенный рост объемов промышленности и торговли в Америке. Однако стояла существенная задача – не хватало средств для обращения. В 1929 г. наличная сумма составила 1910 млн долларов – при том, что объемы ВНП равнялись 104 млрд долларов.

Для того чтобы хоть както ускорить процесс оборачиваемости денежных средств, стали использоваться различные методы, наибольшее распространение среди которых получил потребительский кредит. Однако это лишь усугубило ситуацию, так как банки выдавали кредиты, не оставляя резервов. В результате 29 октября 1929 г. разразился кризис, получивший название «Великая депрессия». Обанкротилось свыше 2 000 банков с общим объемом вкладов около 2,8 млрд долларов. ВНП США упал с 104 млрд долларов до 56 млрд долларов всего лишь за 4 года – с 1929 по 1933 гг.

В 1932 г. на президентских выборах одержала победу Демократическая партия, во главе которой стоял Ф. Д. Рузвельт; он предложил стране серию реформ, названную «Новым курсом». Экономическая обстановка в стране была таковой, что очевидна была необходимость реформы кредитно-финансовой сферы. С подачи Рузвельта Конгрессу был предложен «Чрезвычайный закон о банках». Его основные положения состояли в следующем:

1) банкам предоставлялись займы от Федеральной резервной системы;

2) открытие банков разрешалось только в случае оценки их состояния как «здорового»;

3) министр финансов наделялся правом предотвращать массовое изъятие вкладов;

4) вводился запрет на экспорт золота;

5) вводился специальный указ, согласно которому гражданам США необходимо было сдавать золотые запасы на сумму свыше 100 долларов;

6) одновременно позволялся выпуск новых банкнот, необеспеченных золотом;

7) вслед за этим правительство Ф. Рузвельта наложило эмбарго на золото, обращающееся между США и другими странами.

16 июня 1933 г. был принят Закон о банковской деятельности, основа которого состояла в разделении депозитных и инвестиционных функций банка; в сфере этого закона была создана Федеральная корпорация страхования депозитов. К началу 1934 г. примерно 80 % всех банков США застраховали свои депозиты, учитывая желание большей части вкладчиков иметь подобную защиту. Законом было установлено следующее: депозиты размером до 10 тыс. долларов подлежат страхованию на 100 %, от 10 до 50 тыс. долларов – на 75 %, а свыше 50 тыс. долларов – на 50 %.

Читайте также:
Партнерская программа Wildberries как заработать

В начале лета 1933 г. были построены лагеря на 250 тыс. молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет из семей, получающих помощь, а также безработных ветеранов. К 1935 г. лагеря были расширены вдвое – до 500 тыс. человек.

Общее количество побывавших в них – свыше 3 млн американцев. В результате были созданы лесонасаждения – высажено 200 млн деревьев, построено значительное число мелиоративных сооружений, мостов и многое другое.

Внимания также заслуживает Закон о восстановлении промышленности.

Согласно ему предпринимателям в каждой отрасли промышленности предлагалось добровольно объединиться и выработать «кодексы честной конкуренции», которые:

1) устанавливали бы размер производства;

2) определяли бы уровень заработной платы и продолжительность рабочего дня;

3) распределяли бы рынки сбыта между отдельными конкурентами.

Закон о восстановлении промышленности затронул также и трудовые отношения:

1) рабочим были предоставлены права участия в коллективных договорах и профсоюзах;

2) определены три основные условия труда:

а) минимальная заработная плата в размере 12–15 долларов в неделю;

б) максимальная продолжительность рабочего дня – 8 ч;

в) запрещен детский труд.

В «Новом курсе» рассматривались также и аграрные вопросы. Правительство предложило фермерам сократить посевные площади и поголовье скота, но при этом гарантировало выплату процентов с фермерской задолженности на сумму не свыше 2 млрд долларов.

В аграрной политике «Новый курс» реализовывался также в законе 1938 г., который ввел Концепцию «всегда нормальной житницы»:

1) осуществление поддержания уровня цен путем не уничтожения излишков продукции, а сохранения, выплачивая фермерам аванс в счет еще непроданных сельхозпродуктов;

2) политику демпинга за границей при экспорте пшеницы, хлопка и других товаров, поощряя фермеров выдачей ввозных премий.

Предмет особой гордости Ф. Д. Рузвельта – тот факт, что ему удалось убедить Конгресс США в необходимости создания специального Управления долины р. Теннеси (TVA). Состояние дел в этом крупном регионе было плачевным. Государственной корпорации TVA предстояло наладить производство электроэнергии (на базе строительства каскада гидростанций), справиться с эрозией почвы, провести массированные лесопосадки. Результаты деятельности TVA:

1) создание еще 20 плотин в добавление к 5, ранее существовавших на Теннеси;

2) создание судоходства на реке;

3) рост доходов населения региона;

4) улучшение земледелия, почв и лесов.

Вслед за оживлением в американской экономике в 1933 г. произошло резкое изменение структуры федеральных расходов: впервые на уровне федерального правительства появился социальный бюджет.

Осуществляя реформы «Нового курса», команда Рузвельта рассчитывала обновить экономику страны и избавить ее от подобных кризисов. Но говорить о полном достижении этих целей нельзя.

Источник: studfile.net

Новый курс Франклина Рузвельта по выводу экономики США из кризиса

Новый курс Рузвельта

История

«Новый курс» Рузвельта кратко представлял собой программу по выходу из кризиса, который охватил США в 1929—1933 годах. После вступления президента на пост сразу же начались сессии Конгресса. В ближайшие 3 месяца были приняты важные законы, оказавшие существенное влияние на экономику страны. В основу ее реформирования легли принципы государственного регулирования.

Кризис 1929—1933 годов

Кризис 1929—1933 годов

Усложнил ситуацию кризис перепроизводства 1929—1933 годов. В итоге цена на промышленную и сельскохозяйственную продукцию упала до такой степени, что ее выпуск стал нерентабельным.

Если в предыдущие годы рыночный механизм справлялся с кризисом, то на этот раз произошел сбой. Причина состояла в том, что промышленные товары стали выпускаться крупными корпорациями, которые искусственно понижали выпуск продукции, чтобы не допустить резкого обвала цен.

Политика «Нового курса»

1932 год — дата вступления на пост президента США Франклина Рузвельта. Представитель от демократической партии сразу взялся за решение вопроса по выводу страны из кризиса. Для этого была разработана программа под названием «Новый курс». В ее основе лежала политика, заложенная еще Теодором Рузвельтом. В начале XX века наступила эпоха прогрессивизма.

Читайте также:
Как люди создали программы для программирования без программ для программирования

Приходившие к власти президенты до 1920-х годов поддерживали и развивали участие государственного регулирования в экономике страны.

Политика «Нового курса»

Затем произошел отход от такой политики, так как ее критиковали сторонники саморегулирующегося рынка. В качестве главного аргумента они выдвигали принцип свободной конкуренции.

Значение «Нового курса» Рузвельта состояло в создании множества законопроектов, которые позволили бы стране выйти из кризиса. Это период составлял 100 дней. Президент США являлся сторонником участия государства в регулировании экономических процессов. Суть предлагаемых им реформ сводилась к изменениям, которые должны были произойти в ряде сфер:

  • банковской;
  • сельскохозяйственной;
  • промышленной;
  • социальной.

Разработанные мероприятия должны были внедряться в эти области с целью вывода страны из глубокого кризиса. В это время произошел раскол в республиканской партии. Половина поддержала начинания. Другая часть сформировала оппозицию.

Банковская сфера

Основная задача состояла в стабилизации денежной системы. Для этого предусматривалось проведение ряда мер:

  • Был введен запрет на вывоз за границу золота.
  • Совершен конфискационный обмен золота на бумажный эквивалент.
  • Проведена девальвация валюты США.
  • Создан закон о страховании депозитов.
  • Расширена банковская сеть. Это дало возможность банкам получить кредиты из казны государства.

Проведенная ревизия банков позволила наиболее слабые предприятия поставить под управление созданной Реконструктивной финансовой корпорации. Теперь коммерческие банки не имели права работать с ценными бумагами. Для этой цели создавались специальные финансовые организации. Это было сделано для уменьшения рисков вкладчиков.

Для развития жилищного строительства впервые стало применяться ипотечное кредитование. Сначала была образована Ссудная корпорация владельцев жилья, а позже появилась Федеральная национальная ипотечная ассоциация. Вторая организация контролировалась государством. Первоначальный капитал был сформирован за счет бюджетных средств.

Сельскохозяйственные реформы

Для сельского хозяйства принятые меры были направлены на поддержание фермеров. Они способствовали уменьшению риска их разорения. Реформы состояли в следующем:

Инновации в области промышленности

  1. Изъятие части земель из оборота. При этом фермерам выплачивались со стороны государства субсидии. Это привело к уменьшению количества выпускаемой продукции и увеличению цены на нее.
  2. Создание администраций по охране фермерских хозяйств. В их задачу входило оказание финансовой помощи фермерам по закупке оборудования или поиску более плодородных земель.
  3. Проведение выплат тем фермерским хозяйствам, которые уменьшали посевные площади под культуры, истощающие плодородие почвы.

Предполагалось, что все эти меры позволят увеличить разницу между окончательной ценой на продукцию и затратами на ее выращивание. При этом не происходило уничтожение выращенных изделий, а фермер не терпел убытков.

Инновации в области промышленности

На основании предложения, поданного Джерардом Своупом, был разработан закон о восстановлении промышленности. Его суть заключалась в предписании всем крупным предпринимателям разработки своего кодекса справедливой конкуренции. Предприятиям требовалось определиться с оптимальным объемом выпуска продукции, а после установить на нее минимально возможные цены.

В ответ государство обещало не применять административные меры воздействия. Это дало свой результат. За непродолжительный период предприятиями было составлено несколько сотен кодексов.

При этом в законе предусматривалось ограничение количества часов рабочей недели и минимально допустимая оплата труда.

Социальная область

Для улучшения материального положения населения были разработаны 2 положения. Состояли они в следующем:

  • выплата пособий безработным гражданам;
  • привлечение населения к общественным работам.

Социальная область

Безработные люди отдавали предпочтение общественным работам. Для этого государством была создана специальная организация, которая занималась разработкой крупных строительных проектов.

Для безработной молодежи были сформированы трудовые лагеря. Сборы проводились на срок до полугода. Заработная плата составляла 30 долларов в месяц. Из них 25 не выдавались, а отсылались в семью работающего человека.

На следующем этапе были разработаны законопроекты о выплате страховых денежных средств по старости. Не менее важной реформой было принятие закона Вагнера. Теперь у трудящихся появлялось право на заключение трудовых соглашений и организацию стачек.

Итоги реформ

Благодаря «Новому курсу» Рузвельта произошло активное вмешательство государства в частное предпринимательство. Это привело к следующим результатам:

  • Кризисные явления в стране были остановлены.
  • Функции государства значительно расширились.
  • Экономика страны стабилизировалась и начала развиваться.
  • Началось формирование производственных профсоюзов.
  • Произошло расширение рамок демократии.
  • Накопленный в США опыт впоследствии стал перениматься другими странами мира для реформирования своего общества.

Впервые в истории государства с развитой рыночной экономикой государственное регулирование помогло выйти из кризиса. Некоторые нововведения программы сохранились до нынешних времен.

Источник: na5.club

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru