Программа эвм это нематериальный актив

Нематериальные активы организация может купить, создать самостоятельно или с помощью сторонних лиц, получить в виде вклада в уставный капитал, а также получить безвозмездно. Какие проводки отражают учет всех этих операций в бухгалтерии?

Что такое нематериальные активы? Это объекты, не имеющие вещественной, физической формы, предназначенные для использования в процессе производства, оказания услуг, выполнения работ. Нематериальные активы (НМА) – это результат интеллектуальной деятельности, причем НМА является не сам результат деятельности, а исключительное право на использование этого результата.

В статье разберем бухгалтерский учет нематериальных активов при их поступлении в организацию. Что относится к нематериальным активам? Какие существуют способы поступления НМА в организацию? Какие проводки отражаются поступление нематериальных активов.

Понятие нематериальных активов

Для НМА выполняются следующие основные правила:

  • они предназначены для длительного использования свыше 1 года;
  • не предназначены для продажи;
  • должны приносить экономическую выгоду;
  • стоимость объектов может быть достоверно определена.

Регулируется бухгалтерский учет нематериальных активов ПБУ 14/2007.

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ

К нематериальным активам относятся исключительное право на:

  • программы ЭВМ, базы данных;
  • изобретения, полезные модели, промышленные образцы;
  • топологию интегральных микросхем;
  • селекционные достижения;
  • ноу-хау, так называемые, секреты производства;
  • товарные знаки;
  • фирменные наименования;
  • коммерческие обозначения;
  • деловая репутация организации.

Право организации на владение нематериальным активом и его использование должно быть документально правильно подтверждено.

В качестве подтверждающих документов могут выступать:

  • свидетельства;
  • патенты;
  • договор об отчуждении исключительного права;
  • лицензионный договор.

Объект НМА принимается к учету на основании акта приема-передачи. На каждый, принятый к учету объект нематериальных активов заполняется карточка учета форма НМА-1.

Учет НМА при поступлении в организацию

Поступить на предприятие нематериальный актив может несколькими путями:

  • покупка НМА;
  • создание НМА собственными силами или с привлечением сторонних услуг;
  • внесение в уставной капитал организации;
  • безвозмездное получение.

Покупка НМА

При поступлении в организацию нематериальные активы принимаются к учету по первоначальной стоимости, называемой также фактической. Аналогичным образом принимаются к учету и основные средства. Эта стоимость складывается из стоимости самого исключительного права на НМА и его использование в соответствии с договором, патентом и другими документами, а также всех сопутствующих затрат (оплата различного вида пошлин, таможенных сборов, сопутствующих налогов, услуг сторонних организаций, информационных и консультационных услуг и прочее) за минусом НДС. НДС из суммы всех затрат выделяется и направляется к возмещению из бюджета.

Счет 04 Нематериальные активы

НДС не облагаются реализация и передача исключительного права на программы ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных схем, ноу-хау, а также права на их использование.

Для бухгалтерского учета нематериальных активов предназначен счет 04 «Нематериальные активы», по дебету этого счета отражается поступление объекта, по кредиту его выбытие, списание.

Так же, как и в случае с основными средствами, прежде, чем попасть на 04 счет, все затраты на приобретение НМА собираются по дебету счета 08 «Вложение во внеоборотные активы», после чего уже с кредита 08 счета поступают на учет в дебет 04 счета.

Читайте также:
Как восстановить случайно удаленную программу с компьютера

Для этих целей на счете 08 открывается отдельный субсчет 5 «Приобретение нематериальных активов», по дебету которого и отражаются все затраты.

Пример:

Организация приобретает исключительное право на товарный знак по договору об отчуждении.

  • Стоимость, согласно договору, составила 590 000 руб., в том числе НДС 90000 руб. (право на товарный знак облагается НДС).
  • За регистрацию договора была уплачена пошлина 12000 руб..
  • За внесение изменений в реестр товарных знаком была уплачена пошлина 2000 руб.

Как принять нематериальный актив к учету, как проводки должны быть выполнены?

Проводки при приобретении нематериального актива за плату:

проводки

Создание нематериального актива

Помимо того, что нематериальный актив можно приобрести за плату, то есть купить, его также можно создать по поручению организации своими силами или с привлечением сторонних услуг.

В данном случае нематериальный актив принимается к учету аналогичным образом по первоначальной стоимости, состоящей из стоимости всех расходов, связанных с созданием НМА.

К расходам помимо уплаты пошлин, сборов можно также отнести оплату труда своих работников, занятых в создании нематериального актива, а также начисляемые им страховые взносы, стоимость услуг сторонних организаций, расходы на научно-исследовательское и прочее оборудование, занятое в процессе создания НМА, а также начисленная по ним амортизация.

Аналогичным образом все затраты собираются по дебету счета 08, после чего одной проводкой на общую сумму отправляются на 04 счет (проводка Д04 К08).

Вклад в уставный капитал

Проводки по принятию к учету НМА в данном случае имеют вид:

  • Д08 К75 – отражена первоначальная стоимость объекта НМА.
  • Д04 К08 – нематериальный актив принят к учету.

В качестве стоимости, по которой объект принимается к учету выступает денежная оценка нематериального актива, согласованная с учредителями организации.

Безвозмездное поступление

Если актив поступает на безвозмездной основе по договору дарения, то объект оценивается по рыночной стоимости на дату принятия.

Проводки при безвозмездном поступлении НМА:

  • Д08 К98 – отражена рыночная стоимость объекта НМА.
  • Д04 К08 – объект НМА принят к учету.

При этом начисляемая в дальнейшем амортизация по безвозмездно полученным нематериальным активам списывается со счета 98 «Безвозмездные поступления» в качестве прочих доходов проводками:

  • Д20 (44) К05 – начислена амортизация.
  • Д98 К91/1 – начисленная амортизация отражена в составе прочих доходов.

Оцените статью

Права пенсионеров и инвалидов

Источник: pravo-invalida.ru

Тема 3: Учет нематериальных активов

Нематериальные активы – это условная стоимость промышленной и интеллектуальной собственности и другие имущественные права, на которые распространяется право собственности предприятия. НА используются в течение длительного периода (свыше 1 года) и приносят доход.

К нематериальным активам могут быть отнесены следующие объекты — объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности):

· исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезная модель;

· исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;

· имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

· исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

Читайте также:
Какую программу можно использовать для создания мультимедийной презентации

· исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.

В составе нематериальных активов учитываются также:

· деловая репутация организации

· организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации).

Нематериальные активы похожи на основные средства: используются в течение длительного периода, приносят прибыль, с течением времени большая часть из них теряет свою стоимость. Но они имеют и особенности – отсутствие материально-вещественной структуры, сложность определения стоимости, большая неопределенность при определении прибыли от ее применения.

Права на нематериальные активы могут возникнуть на основании:

§ договоров о передаче «ноу-хау»

Источник: www.aup.ru

Нематериальные активы и их роль в развитии организации

Нематериальные активы (НМА) представляют собой специфическую категорию активов организации, особенностью которых является отсутствие материальной формы. Примечательно, что у отдельных компаний НМА могут составлять значительную долю активов, а у других – отсутствовать вовсе.

Нематериальные активы

Что такое нематериальные активы

Нематериальные активы – это те объекты, которые не обладают материально-вещественным воплощением, но при этом приносят прибыль и используются в производстве более одного календарного года.

В общем виде НМА обычно сводятся к авторским правам, правам на патенты, ноу-хау, селекционные достижения, деловой репутации и прочим подобным активам. Иными словами, нематериальные активы – это объекты интеллектуальной собственности, непосредственно используемые в производстве, но не являющиеся материальным предметом, который, грубо говоря, «можно потрогать».

Отсутствие материальной формы – это ключевое отличие НМА от основных средств. В остальном, с точки зрения использования и учёта, эти категории активов довольно схожи: они могут быть оприходованы через покупку, самостоятельное создание или внесение в УК от учредителя; они амортизируются, используются более 12 месяцев и не предназначаются исключительно для перепродажи.

В бухгалтерском балансе они также отображаются по-разному. Есть строка баланса «Основные средства», есть строка «Нематериальные активы». Что касается текущего бухгалтерского учёта, то проводки, связанные с НМА, проводятся по 04 счету «Нематериальные активы», а также 05 счету «Амортизация нематериальных активов».

Для признания объекта нематериальным активом важна возможность идентификации и отделения от других активов. Например, профессиональные качества и навыки сотрудников не будут считаться НМА, поскольку они неотделимы от самого сотрудника, который ими обладает.

К примеру, пекарня изобрела новую технологию производства пирожков и запатентовала её. Оборудование, задействованное в процессе производства, будет являться основными средствами, продукты – материалами, сами пирожки – готовой продукцией и товарами, а вот запатентованная технология будет относиться к НМА.

Классификация НМА

Классифицировать нематериальные активы можно по-разному. Самое простое, что можно сделать – подразделить по типу активов. Данная классификация может выглядеть следующим образом:

  • патенты;
  • изобретения;
  • ноу-хау;
  • товарные знаки;
  • программы для ЭВМ;
  • селекционные достижения;
  • деловая репутация и др.

Для целей бухгалтерского учёта наиболее важно то, как активы поступили в эксплуатацию, их стоимость, переоценка и др. Поэтому с данной с точки зрения НМА можно подразделить на следующие категории.

  • по способу поступления (купленные, самостоятельно произведённые, полученные в дар и др.)
  • по использованию – используемые в данный момент или неиспользуемые;
  • по амортизации – амортизируемые и неамортизируемые (причём амортизируемые можно подразделить по 10 амортизационным группам и способу амортизации).
Читайте также:
Класс системных программ предназначенных для доступа к периферийным устройствам компьютера это

Для целей налогового учёта важно лишь то, по какому методу амортизируют НМА. Поэтому все активы будут подразделяться на те, что амортизируют линейным способом, и на те, к которым применяется нелинейный метод.

Само собой, напрашивается вопрос, как что-то, не имеющее материально-вещественной форме, может подвергаться износу. В данном случае речь будет идти скорее о моральном износе и устаревании.

Если продолжить пример с технологией производства пирожков, то это будет амортизируемый НМА. Суть не в том, что данная технология со временем ухудшится сама по себе. Теоретически она останется неизменной, но фактически сделается менее ценной по ряду причин. Например, пекарня-конкурент изобрела более продвинутую технологию. Или с ходом прогресса появилось более совершенное оборудование, и использовать прежние методы уже неактуально.

Примером неамортизируемого НМА может служить торговый знак. Со временем он становится лишь более узнаваемым, вызывающим доверие, ассоциирующимся с определённым качеством, поэтому он не становится менее ценным. Само собой, в теории торговый знак может и обесцениться – например, в связи с резким ухудшением качества, каким-то скандалом вокруг компании и др. Однако это скорее форс-мажорное обстоятельство, нежели закономерное свойство актива, поэтому подобные НМА все равно относятся к неамортизируемым.

Значение НМА в развитии организации

Как уже говорилось ранее, есть масса предприятий и компаний, которые не имеют на своём балансе ни единого нематериального актива и вполне эффективно осуществляют свою деятельность. Яркий тому пример – малый бизнес. Какой-нибудь продуктовый магазинчик на углу дома, с названием «Солнышко», скорее всего, не будет иметь никаких патентов, ноу-хау, деловой репутации, уникальных технологий и даже зарегистрированного товарного знака – просто потому что на противоположном конце города может находиться другой маленький продуктовый магазин «Солнышко», и они никак не будут друг другу мешать.

Тем не менее, когда бизнес выходит на более серьёзный уровень, НМА приобретают важное значение. Наличие объектов интеллектуальной собственности говорит о том, что это инновационный бизнес, использующий в работе собственноручно разработанные технологии, патенты, и другие результаты интеллектуального труда и разработки.

Даже если ничего инновационного там нет, а только торговые знаки и марки, это как минимум означает, что компания серьёзно работает над созданием запоминающегося образа и имиджа, работает на повышение узнаваемости бренда и создание конкурентного преимущества.

Наглядно пользу НМА можно представить в следующем примере. Человек приходит в супермаркет, чтобы купить себе йогурт, и выбирает из большого ассортимента. Для чистоты эксперимента предположим, что ранее он никогда не пробовал йогурт (чтобы не вмешались личные предпочтения и предыдущий опыт). С высокой вероятностью на выбор повлияет:

  • узнаваемость марки и компании (НМА – торговый знак, марка);
  • личное отношение к компании, её узнаваемость и имидж – например, через поддержку благотворительных мероприятий, спортивных соревнований, спонсирование и др. (НМА – деловая репутация);
  • уникальные характеристики, отличающие товар от продукции конкурентов (НМА – патент на технологию и др.)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru