Нематериальные активы организация может купить, создать самостоятельно или с помощью сторонних лиц, получить в виде вклада в уставный капитал, а также получить безвозмездно. Какие проводки отражают учет всех этих операций в бухгалтерии?
Что такое нематериальные активы? Это объекты, не имеющие вещественной, физической формы, предназначенные для использования в процессе производства, оказания услуг, выполнения работ. Нематериальные активы (НМА) – это результат интеллектуальной деятельности, причем НМА является не сам результат деятельности, а исключительное право на использование этого результата.
В статье разберем бухгалтерский учет нематериальных активов при их поступлении в организацию. Что относится к нематериальным активам? Какие существуют способы поступления НМА в организацию? Какие проводки отражаются поступление нематериальных активов.
Понятие нематериальных активов
Для НМА выполняются следующие основные правила:
- они предназначены для длительного использования свыше 1 года;
- не предназначены для продажи;
- должны приносить экономическую выгоду;
- стоимость объектов может быть достоверно определена.
Регулируется бухгалтерский учет нематериальных активов ПБУ 14/2007.
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ
К нематериальным активам относятся исключительное право на:
- программы ЭВМ, базы данных;
- изобретения, полезные модели, промышленные образцы;
- топологию интегральных микросхем;
- селекционные достижения;
- ноу-хау, так называемые, секреты производства;
- товарные знаки;
- фирменные наименования;
- коммерческие обозначения;
- деловая репутация организации.
Право организации на владение нематериальным активом и его использование должно быть документально правильно подтверждено.
В качестве подтверждающих документов могут выступать:
- свидетельства;
- патенты;
- договор об отчуждении исключительного права;
- лицензионный договор.
Объект НМА принимается к учету на основании акта приема-передачи. На каждый, принятый к учету объект нематериальных активов заполняется карточка учета форма НМА-1.
Учет НМА при поступлении в организацию
Поступить на предприятие нематериальный актив может несколькими путями:
- покупка НМА;
- создание НМА собственными силами или с привлечением сторонних услуг;
- внесение в уставной капитал организации;
- безвозмездное получение.
Покупка НМА
При поступлении в организацию нематериальные активы принимаются к учету по первоначальной стоимости, называемой также фактической. Аналогичным образом принимаются к учету и основные средства. Эта стоимость складывается из стоимости самого исключительного права на НМА и его использование в соответствии с договором, патентом и другими документами, а также всех сопутствующих затрат (оплата различного вида пошлин, таможенных сборов, сопутствующих налогов, услуг сторонних организаций, информационных и консультационных услуг и прочее) за минусом НДС. НДС из суммы всех затрат выделяется и направляется к возмещению из бюджета.
Счет 04 Нематериальные активы
НДС не облагаются реализация и передача исключительного права на программы ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных схем, ноу-хау, а также права на их использование.
Для бухгалтерского учета нематериальных активов предназначен счет 04 «Нематериальные активы», по дебету этого счета отражается поступление объекта, по кредиту его выбытие, списание.
Так же, как и в случае с основными средствами, прежде, чем попасть на 04 счет, все затраты на приобретение НМА собираются по дебету счета 08 «Вложение во внеоборотные активы», после чего уже с кредита 08 счета поступают на учет в дебет 04 счета.
Для этих целей на счете 08 открывается отдельный субсчет 5 «Приобретение нематериальных активов», по дебету которого и отражаются все затраты.
Пример:
Организация приобретает исключительное право на товарный знак по договору об отчуждении.
- Стоимость, согласно договору, составила 590 000 руб., в том числе НДС 90000 руб. (право на товарный знак облагается НДС).
- За регистрацию договора была уплачена пошлина 12000 руб..
- За внесение изменений в реестр товарных знаком была уплачена пошлина 2000 руб.
Как принять нематериальный актив к учету, как проводки должны быть выполнены?
Проводки при приобретении нематериального актива за плату:
Создание нематериального актива
Помимо того, что нематериальный актив можно приобрести за плату, то есть купить, его также можно создать по поручению организации своими силами или с привлечением сторонних услуг.
В данном случае нематериальный актив принимается к учету аналогичным образом по первоначальной стоимости, состоящей из стоимости всех расходов, связанных с созданием НМА.
К расходам помимо уплаты пошлин, сборов можно также отнести оплату труда своих работников, занятых в создании нематериального актива, а также начисляемые им страховые взносы, стоимость услуг сторонних организаций, расходы на научно-исследовательское и прочее оборудование, занятое в процессе создания НМА, а также начисленная по ним амортизация.
Аналогичным образом все затраты собираются по дебету счета 08, после чего одной проводкой на общую сумму отправляются на 04 счет (проводка Д04 К08).
Вклад в уставный капитал
Проводки по принятию к учету НМА в данном случае имеют вид:
- Д08 К75 – отражена первоначальная стоимость объекта НМА.
- Д04 К08 – нематериальный актив принят к учету.
В качестве стоимости, по которой объект принимается к учету выступает денежная оценка нематериального актива, согласованная с учредителями организации.
Безвозмездное поступление
Если актив поступает на безвозмездной основе по договору дарения, то объект оценивается по рыночной стоимости на дату принятия.
Проводки при безвозмездном поступлении НМА:
- Д08 К98 – отражена рыночная стоимость объекта НМА.
- Д04 К08 – объект НМА принят к учету.
При этом начисляемая в дальнейшем амортизация по безвозмездно полученным нематериальным активам списывается со счета 98 «Безвозмездные поступления» в качестве прочих доходов проводками:
- Д20 (44) К05 – начислена амортизация.
- Д98 К91/1 – начисленная амортизация отражена в составе прочих доходов.
Оцените статью
Источник: pravo-invalida.ru
Тема 3: Учет нематериальных активов
Нематериальные активы – это условная стоимость промышленной и интеллектуальной собственности и другие имущественные права, на которые распространяется право собственности предприятия. НА используются в течение длительного периода (свыше 1 года) и приносят доход.
К нематериальным активам могут быть отнесены следующие объекты — объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности):
· исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезная модель;
· исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
· имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;
· исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
· исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.
В составе нематериальных активов учитываются также:
· деловая репутация организации
· организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации).
Нематериальные активы похожи на основные средства: используются в течение длительного периода, приносят прибыль, с течением времени большая часть из них теряет свою стоимость. Но они имеют и особенности – отсутствие материально-вещественной структуры, сложность определения стоимости, большая неопределенность при определении прибыли от ее применения.
Права на нематериальные активы могут возникнуть на основании:
§ договоров о передаче «ноу-хау»
Источник: www.aup.ru
Нематериальные активы и их роль в развитии организации
Нематериальные активы (НМА) представляют собой специфическую категорию активов организации, особенностью которых является отсутствие материальной формы. Примечательно, что у отдельных компаний НМА могут составлять значительную долю активов, а у других – отсутствовать вовсе.
Что такое нематериальные активы
Нематериальные активы – это те объекты, которые не обладают материально-вещественным воплощением, но при этом приносят прибыль и используются в производстве более одного календарного года.
В общем виде НМА обычно сводятся к авторским правам, правам на патенты, ноу-хау, селекционные достижения, деловой репутации и прочим подобным активам. Иными словами, нематериальные активы – это объекты интеллектуальной собственности, непосредственно используемые в производстве, но не являющиеся материальным предметом, который, грубо говоря, «можно потрогать».
Отсутствие материальной формы – это ключевое отличие НМА от основных средств. В остальном, с точки зрения использования и учёта, эти категории активов довольно схожи: они могут быть оприходованы через покупку, самостоятельное создание или внесение в УК от учредителя; они амортизируются, используются более 12 месяцев и не предназначаются исключительно для перепродажи.
В бухгалтерском балансе они также отображаются по-разному. Есть строка баланса «Основные средства», есть строка «Нематериальные активы». Что касается текущего бухгалтерского учёта, то проводки, связанные с НМА, проводятся по 04 счету «Нематериальные активы», а также 05 счету «Амортизация нематериальных активов».
Для признания объекта нематериальным активом важна возможность идентификации и отделения от других активов. Например, профессиональные качества и навыки сотрудников не будут считаться НМА, поскольку они неотделимы от самого сотрудника, который ими обладает.
К примеру, пекарня изобрела новую технологию производства пирожков и запатентовала её. Оборудование, задействованное в процессе производства, будет являться основными средствами, продукты – материалами, сами пирожки – готовой продукцией и товарами, а вот запатентованная технология будет относиться к НМА.
Классификация НМА
Классифицировать нематериальные активы можно по-разному. Самое простое, что можно сделать – подразделить по типу активов. Данная классификация может выглядеть следующим образом:
- патенты;
- изобретения;
- ноу-хау;
- товарные знаки;
- программы для ЭВМ;
- селекционные достижения;
- деловая репутация и др.
Для целей бухгалтерского учёта наиболее важно то, как активы поступили в эксплуатацию, их стоимость, переоценка и др. Поэтому с данной с точки зрения НМА можно подразделить на следующие категории.
- по способу поступления (купленные, самостоятельно произведённые, полученные в дар и др.)
- по использованию – используемые в данный момент или неиспользуемые;
- по амортизации – амортизируемые и неамортизируемые (причём амортизируемые можно подразделить по 10 амортизационным группам и способу амортизации).
Для целей налогового учёта важно лишь то, по какому методу амортизируют НМА. Поэтому все активы будут подразделяться на те, что амортизируют линейным способом, и на те, к которым применяется нелинейный метод.
Само собой, напрашивается вопрос, как что-то, не имеющее материально-вещественной форме, может подвергаться износу. В данном случае речь будет идти скорее о моральном износе и устаревании.
Если продолжить пример с технологией производства пирожков, то это будет амортизируемый НМА. Суть не в том, что данная технология со временем ухудшится сама по себе. Теоретически она останется неизменной, но фактически сделается менее ценной по ряду причин. Например, пекарня-конкурент изобрела более продвинутую технологию. Или с ходом прогресса появилось более совершенное оборудование, и использовать прежние методы уже неактуально.
Примером неамортизируемого НМА может служить торговый знак. Со временем он становится лишь более узнаваемым, вызывающим доверие, ассоциирующимся с определённым качеством, поэтому он не становится менее ценным. Само собой, в теории торговый знак может и обесцениться – например, в связи с резким ухудшением качества, каким-то скандалом вокруг компании и др. Однако это скорее форс-мажорное обстоятельство, нежели закономерное свойство актива, поэтому подобные НМА все равно относятся к неамортизируемым.
Значение НМА в развитии организации
Как уже говорилось ранее, есть масса предприятий и компаний, которые не имеют на своём балансе ни единого нематериального актива и вполне эффективно осуществляют свою деятельность. Яркий тому пример – малый бизнес. Какой-нибудь продуктовый магазинчик на углу дома, с названием «Солнышко», скорее всего, не будет иметь никаких патентов, ноу-хау, деловой репутации, уникальных технологий и даже зарегистрированного товарного знака – просто потому что на противоположном конце города может находиться другой маленький продуктовый магазин «Солнышко», и они никак не будут друг другу мешать.
Тем не менее, когда бизнес выходит на более серьёзный уровень, НМА приобретают важное значение. Наличие объектов интеллектуальной собственности говорит о том, что это инновационный бизнес, использующий в работе собственноручно разработанные технологии, патенты, и другие результаты интеллектуального труда и разработки.
Даже если ничего инновационного там нет, а только торговые знаки и марки, это как минимум означает, что компания серьёзно работает над созданием запоминающегося образа и имиджа, работает на повышение узнаваемости бренда и создание конкурентного преимущества.
Наглядно пользу НМА можно представить в следующем примере. Человек приходит в супермаркет, чтобы купить себе йогурт, и выбирает из большого ассортимента. Для чистоты эксперимента предположим, что ранее он никогда не пробовал йогурт (чтобы не вмешались личные предпочтения и предыдущий опыт). С высокой вероятностью на выбор повлияет:
- узнаваемость марки и компании (НМА – торговый знак, марка);
- личное отношение к компании, её узнаваемость и имидж – например, через поддержку благотворительных мероприятий, спортивных соревнований, спонсирование и др. (НМА – деловая репутация);
- уникальные характеристики, отличающие товар от продукции конкурентов (НМА – патент на технологию и др.)