Программа это задание для компьютера

Цель: объяснить, что такое программное обеспечение и зачем оно существует; научить различать системное, прикладное ПО. Задачи: Образовательные – познакомить учащихся с понятиями «программное обеспечение», «операционная система», «системное ПО», «прикладное ПО», закрепить полученные знания. Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке посредством анализа демонстрационных примеров, способность к обобщению, быстрому переключению, способствовать формированию навыков коллективной и самостоятельной работы, умения чётко и ясно излагать свои мысли. Воспитательные – способствовать развитию смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать материал, формированию поисковой самостоятельности и коммуникативных качеств учащихся. Тип урока: урок формирования знаний.

Олимпиады: Информатика 1 — 11 классы

Содержимое разработки

Урок №13 тема «Программное обеспечение компьютера. Системное ПО и системы программирования».

объяснить, что такое программное обеспечение и зачем оно существует;

ОГЭ по информатике 2021 Часть 2 задания на компьютере

научить различать системное, прикладное ПО.

Задачи:
Образовательные – познакомить учащихся с понятиями «программное обеспечение», «операционная система», «системное ПО», «прикладное ПО», закрепить полученные знания.

Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке посредством анализа демонстрационных примеров, способность к обобщению, быстрому переключению, способствовать формированию навыков коллективной и самостоятельной работы, умения чётко и ясно излагать свои мысли.

Воспитательные – способствовать развитию смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать материал, формированию поисковой самостоятельности и коммуникативных качеств учащихся.

Тип урока: урок формирования знаний.

по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый;

по характеру движения мысли от незнания к знанию: дедуктивный, традуктивный;

по степени взаимодействия учителя и ученика: беседа, самостоятельная работа;

по принципу расчленения или соединения знания: аналитический, системный, сравнительный, обобщающий.

Каналы общения_____ учитель – ученик, ученик – учитель, класс – учитель, ученик – ученик, ученик – ПК.

Психологический аспект – восприятие – осмысление – запоминание, воспроизведение, обобщение – систематизация – практическое применение.

Оборудование: ПК, проектор, раздаточный материал.

I. Организационный момент

Организация рабочих мест.

II. Постановка целей и задач урока

Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

Что такое программное обеспечение?

Типы и состав программного обеспечения.

III. Актуализация знаний

1. Повторение материала по теме «Устройства компьютера».

Задание 1: Определите, устройством ввода или вывода информации является каждое из устройств, названия которых приведены ниже (соедините стрелками).

Планировщик заданий Windows — создание простого задания

Задание 2: «Что это за устройство и для чего предназначено?»

1) Трекбол — указательное устройство ввода информации об относительном перемещении для компьютера. Аналогично мыши по принципу действия и по функциям. Трекбол функционально представляет собой перевернутую механическую (шариковую) мышь.
2) Графопостроитель, плоттер — устройство для автоматического вычерчивания с большой точностью рисунков, схем, сложных чертежей, карт и другой графической информации. Графопостроители рисуют изображения с помощью пера (пишущего блока).
3) Тачпад, сенсорная панель — указательное устройство ввода, применяемое чаще всего в ноутбуках. Как и другие указательные устройства, тачпад обычно используется для управления «указателем» путем перемещения пальца по поверхности устройства.
4) Графический планшет — это устройство для ввода рисунков от руки непосредственно в компьютер. Состоит из пера и плоского планшета, чувствительного к нажатию или близости пера. Также может прилагаться специальная мышь.

IV. Формирование новых знаний

Вы уже знаете, из каких частей состоит компьютер. Но не сможет работать , если на нем не установлены программы.
Для этого используются презентация по теме урока, практические задания на компьютере, цифровые образовательные ресурсы (Презентация 1).
Слайд 1
Вначале рассматривается теоретический материал по теме:
А) дается понятие – программа, программное обеспечение. Слайд 2
Б) классификация компьютерных программ. Слайд 3
В) понятие, классификация, примеры системного программного обеспечения. Слайды 4, 5, 6
Г)основные понятия программирование, язык программирования, система программирования, назначение и режим работы систем программирования. Слайды 7, 8
Д) понятие прикладных программ, классификация приложений, примеры. Слайды 9, 10, 11

V. Совершенствование новых знаний, работа в паре

А) Текстовый редактор, Microsoft Access, графический редактор, переводчик, проверка диска на фрагментацию.
Ответ: проверка диска на фрагментацию
Б) операционная система, архиваторы, табличный процессор, антивирусная программа.
Ответ: табличный процессор
В) отладчик, транслятор, языки-программирования, программа-оболочка
Ответ: программа-оболочка

Сравните, чего больше:

А) Графических редакторов или прикладных программ?
Ответ: прикладных программ
Б) Антивирусных программ или системных программ?
Ответ: системных программ

Задание 3: Определите, разновидностью системного или прикладного ПО является вид программного обеспечения.

Физкультминутка (Презентация 2)

Задание 4 (работа в группе)

Укажите, какое ПО необходимо людям в следующих ситуациях (заполните таблицу)

Источник: compedu.ru

Урок информатики «Рабочий стол. Меню и их назначения. Виды меню. Понятие о программе. Запуск программ на выполнение»

Урок познакомит учеников с понятием рабочий стол, меню и его видами, использованием меню, программами, поможет развивать умение учиться, использовать полученные знания в практической деятельности.

Соболь Леонид Николаевич

Описание разработки

Учебная цель: Познакомить учеников с понятием рабочий стол, меню и его видами, использованием меню, программами.

Развивающая цель: Развить умение учиться, использовать полученные знания в практической деятельности. Развить умение работать с ИКТ — средствами, текстом учебника.

Читайте также:
Что где когда программа для детей

Воспитательная цель: Воспитание информационной культуры учеников, которые учатся, внимательности, дисциплинированности, усидчивости.

Тип урока: Комбинированный урок.

Ход урока

I. Организационный момент.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

III. Сообщение темы и цели урока

Цель сегодняшнего урока как можно лучше всего познакомиться с понятием рабочий стол, меню, программа.

Теоретическая часть урока

Рабочий стол.

Компьютер тоже имеет рабочий стол. На рабочем столе расположены ярлыки и пиктограммы.

В нижней части Рабочего располагается Панель задач.

На Рабочем столе всегда размещены пиктограммы «Мой компьютер», « Мои документы», «Сетевое окружение» и «Корзина». На Рабочем столе можно размещать пиктограммы программ, игр, документов и папок, которыми ты чаще всего пользуешься.

Меню и их назначения. Виды меню.

На Панели задач очень важна кнопка Пуск. Она открывает Главное меню, в котором содержатся все программы, установленные на компьютере. С помощью главного меню можно открыть любую программу, которая установлена на компьютере.

Кроме Главного меню еще существует контекстное меню, которое содержит информацию о том, что можно сделать с программой или что можно создать на рабочем столе и не только. Контекстное меню вызывается нажатием правой кнопки мыши на пиктограмме и содержит такие пункты: Копировать, Вырезать, Вставить, Создать, Свойства, Отправить, Открыть и другие.

Понятие о программе.

Программа – это задание для компьютера. Программу нужно писать специальным языком, понятным компьютеру. Такой язык называется языком программирования. Человек, который владеет языками программирования, называется программистом.

Физкультминутка

Работа за компьютером

Ученики знакомятся с рабочим столом, главным меню и его вызовом, контекстным меню и его вызовом, запускают программу, включают и выключают самостоятельно компьютер.

1) Укажите те объекты, которые могут быть на вашем рабочем столе.

2) Укажите те объекты, которые могут быть на компьютерном рабочем столе.

1) Займите своё рабочее место за компьютером.

2) Рассмотрите Рабочий стол и убедитесь, что на нём есть значки Мой компьютер, Корзина и Мои документы, а также панель задач.

3) Наведите указатель мыши на кнопку Пуск. Рядом с указателем мыши должна появиться всплывающая подсказка – текст.

4) Найдите Часы на Панели задач. Наведите указатель мыши на Часы. Должна появиться всплывающая подсказка, показывающая установленную на компьютере дату: число, месяц, год. Запишите в тетрадь: время, число, месяц, год.

5) Найдите Индикатор клавиатуры. Запишите в тетрадь на какой алфавит настроена клавиатура.

6) Выберите из списка названия значков, которые всегда находятся на Рабочем столе компьютера.

Урок информатики Рабочий стол. Меню и их назначения. Виды меню. Понятие о программе. Запуск программ на выполнение

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

Тема: Рабочий стол. Меню и их назначения. Виды меню. Понятие о программе. Запуск программ на выполнение.

Учебная цель: Познакомить учеников с понятием рабочий стол, меню и его видами, использованием меню, программами.

Развивающая цель: Развить умение учиться, использовать полученные знания в практической деятельности. Развить умение работать с ИКТ-средствами, текстом учебника.

Воспитательная цель: Воспитание информационной культуры учеников, которые учатся, внимательности, дисциплинированности, усидчивости.

Тип урока: Комбинированный урок.

Ход урока

I. Организационный момент.

ІІ. Актуализация опорных знаний .

III. Сообщение темы и цели урока

Цель сегодняшнего урока как можно лучше всего познакомиться с понятием рабочий стол, меню, программа.

  1. Рабочий стол.
  2. Меню и их назначения. Виды меню.
  3. Понятие о программе.
  4. Запуск программ на выполнение.
  5. Работа за компьютером.
  6. Домашнее задание

Теоретическая часть урока

  1. Рабочий стол.

Компьютер тоже имеет рабочий стол. На рабочем столе расположены ярлыки и пиктограммы. В нижней части Рабочего располагается Панель задач. Н

а Рабочем столе всегда размещены пиктограммы «Мой компьютер», « Мои документы», «Сетевое окружение» и «Корзина». На Рабочем столе можно размещать пиктограммы программ, игр, документов и папок, которыми ты чаще всего пользуешься.

  1. Меню и их назначения. Виды меню.

На Панели задач очень важна кнопка Пуск. Она открывает Главное меню, в котором содержатся все программы, установленные на компьютере. С помощью главного меню можно открыть любую программу, которая установлена на компьютере.
К

роме Главного меню еще существует контекстное меню, которое содержит информацию о том, что можно сделать с программой или что можно создать на рабочем столе и не только. Контекстное меню вызывается нажатием правой кнопки мыши на пиктограмме и содержит такие пункты: Копировать, Вырезать, Вставить, Создать, Свойства, Отправить, Открыть и другие.

  1. Понятие о программе.
  1. Физкультминутка
  1. Работа за компьютером
  • Мой компьютер
  • Мои работы
  • Корзина
  • Мои рисунки
  • Мои документы
  • Учебник информатики
  • 5 класс
  1. Итог. Опрос.
  • Что расположено на рабочем столе компьютера?
  • Как отреагирует компьютер, когда курсор подвести к пиктограмме и щелкнуть дважды левой кнопкой мыши?
  • Как отреагирует компьютер, когда курсор подвести к пиктограмме и щелкнуть правой кнопкой мыши?
  • Какие виды меню вы знаешь?
  • Что такое программа?
  • Кто такой программист?
  • Что такое язык программирования?
  • Какие еще языки программирования вы знаете?

-80%

Источник: videouroki.net

Урок информатики по теме: «Программное обеспечение компьютера.»
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

Цель: Объяснить что такое программное обеспечение и зачем оно существует. Научить различать его виды.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок №8. Программное обеспечение компьютера.

Цель: Объяснить что такое программное обеспечение и зачем оно существует. Научить различать его виды.

образовательные –познакомить учащихся с понятиями «программное обеспечение», «операционная система», «прикладное ПО», закрепить полученные знания;

развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке посредством анализа демонстрационных примеров, способность к обобщению, быстрому переключению, способствовать формированию навыков коллективной и самостоятельной работы, умения чётко и ясно излагать свои мысли;

Читайте также:
Программа запуска Симс 3 не запускается

воспитательные – способствовать развитию моторной и смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать теоретический материал, формированию поисковой самостоятельности и коммуникативных качеств учащихся.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели урока.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Обобщение нового материала.
  5. Домашнее задание.
  6. Подведение итогов
  1. Организационный момент

Организация рабочих мест.

  1. Постановка целей и задач урока

Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

• что такое программное обеспечение;
• типы программного обеспечения;
• состав прикладного программного обеспечения.

  1. Объяснение нового материала

Что такое программное обеспечение

Возможности современного ПК столь велики, что все большее число людей находят ему применение в своей работе, учебе, быту. Важнейшим качеством современного компьютера является его «дружественность» по отношению к пользователю. Общение человека с компьютером стало простым, наглядным, понятным. Компьютер сам подсказывает пользователю, что нужно делать в той или иной ситуации, помогает выходить из затруднительных положений. Это возможно благодаря программному обеспечению компьютера.

Воспользуемся аналогией между компьютером и человеком. Новорожденный человек ничего не знает и не умеет. Знания и умения он приобретает в процессе развития, обучения, накапливая информацию в своей памяти. Компьютер, который собрали на заводе из микросхем, проводов, плат и прочего, подобен новорожденному человеку. Можно сказать, что загрузка в память компьютера программного обеспечения аналогична процессу обучения ребенка.

Компьютер является универсальным инструментом для выполнения любых действий с информацией. Но для этого необходимо написать для компьютера на понятном ему языке инструкцию — программу, объясняющую как именно нужно обработать информацию. Собственно, сам компьютер абсолютно не владеет никакими знаниями — они все находятся в выполняемых на нем программах. В зависимости от программы, можно превращать ПК в рабочее место писателя или ученого, дизайнера или видеорежиссера, радиоведущего или архитектора. С расширением возможностей ПК требуется все более разнообразное программное обеспечение (ПО) для решения тех или иных задач.

Повышение мощности компьютеров, разнообразие средств связи, доступность использование Интернет, а также периферийных устройств дает разработчикам ПО широкий круг действий для максимального удовлетворения запросов пользователей.

Программное обеспечение — компьютерные программы и данные, предназначенные для решения определённого круга задач и хранящиеся в цифровом виде.

А программы — это созданные и упорядоченные последовательности команд для достижения определенных задач. Компьютерные пользователи на жаргоне часто используют слово «софт» (англ. software ), что есть полным соответствием термину «программа».

Программное обеспечение компьютера постоянно пополняется, развивается, совершенствуется. Стоимость установленных программ на современном ПК зачастую превышает стоимость его технических устройств. Разработка современного ПО требует очень высокой квалификации от программистов.

Типы программного обеспечения

В программном обеспечении компьютера есть необходимая часть, без которой на нем просто ничего не сделать. Она называется системным ПО. Покупатель приобретает компьютер, оснащенный системным программным обеспечением, которое не менее важно для работы компьютера, чем память или процессор. Кроме системного ПО в состав программного обеспечения компьютера входят еще прикладные программы и системы программирования.

Программное обеспечение компьютера делится на:
— системное ПО;
— прикладное ПО;
— системы программирования.

Системное программное обеспечение служит для обеспечения работы собственно самого компьютера и выполнения прикладных программ.

Системное программного обеспечения делится на виды:

1. базовое ПО (операционные системы и их оболочки).

2. сервисное ПО, или утилиты. Сюда входят программы диагностики состояния компьютера, антивирусные средства, программы для работы с накопителями (переносными или стационарными жесткими дисками), программы для архивации данных и обслуживания сетей.

Виды системного ПО :

  • операционные системы
  • программы – оболочки
  • операционные оболочки
  • Драйверы
  • Утилиты

Основная составляющая всего системного программного обеспечения — операционная система.

Операционная система или ОС (англ. OS — operating system ) — сборка программ, обеспечивающих управление ПК, эффективного использования его ресурсов и решение задач, работу с файлами, ввод и вывод данных, а также выполнение прикладных программ и утилит.
ОС является посредником между компьютером и пользователем, анализирует запросы пользователя и выполняет их.

Она также создана для того, чтобы освободить программиста от тяжкого труда — распределения ресурсов компьютера и управления его аппаратурой.
С 1990 годов наиболее распространёнными системами есть ОС семейства Microsoft Windows и UNIX (особенно Linux).
При включении компьютера ОС грузится в оперативную память раньше других программ и затем служит средой для их работы.

ОС обеспечивает функционирование ПК и работу программ в трех режимах :
— в однопрограммном режиме, когда все ресурсы компьютера предоставляются одной программе, выполняющую обработку данных.
— в многопрограммном режиме, когда несколько независимых программ обрабатывают информации в одно время (они делят ресурсы между собой). Основа этого режима – одновременное совмещение работы системной платы и манипулирование периферийными устройствами, а значит — более эффективное, в сравнении с однопрограммным режимом, использование ресурсов.
— в многозадачном режиме, при необходимости выполнение нескольких программ для координации при достижении общей цели. Для этого в ОС имеются средства, позволяющие задачам «дружить» друг с другом.

Назначение операционной системы.
Основная задача ОС — динамическое распределение и управление ресурсами, которыми является всякий объект, распределяющий операционной системой между вычислительными процессами.
Ресурсы бывают аппаратные (центральный процессор, оперативная память, периферийные устройства) и программные (все доступные пользователю программные средства для управления вычислительными процессами и данными).

Основные функции ОС:

  • Управление оперативной памятью;
  • Загрузка приложений в оперативную память и их выполнение;
  • Доступ к устройствам ввода-вывода;
  • Управление памятью накопителей (жесткого диска, СD и DVD-дисков) с помощью файловой системы
  • Пользовательский интерфейс.
Читайте также:
Программное обеспечение которое поставляется вместе с исходными текстами программ это

Программы-оболочки обеспечивают ту или иную степень защиты от ошибок пользователя, что уменьшает вероятность случайного уничтожения информации.
Разница между програмамми и утилитами зачастую выражается лишь в универсальности первых и специализации вторых.

Операционные оболочки — интерфейсные системы, используемые в основном для создания графических интерфейсов.

Драйвера (на жаргоне «дрова») — программы, расширяющие возможности ОС по управлению устройствами ввода-вывода. С помощью них возможно подключение к компьютеру новых устройств или нестандартное использование имеющихся. Обычно загружаются в оперативную память при запуске компьютера.

К утилитам относятся:

  • файловые менеджеры
  • архиваторы (для сжатия информации)
  • средства просмотра и воспроизведения (аудио или видео)
  • средства диагностики и контроля ПК;
  • средства коммуникаций между компьютерами
  • средства для компьютерной безопасности (антивирусы, резервное копирование).

Часть утилит входит в состав ОС, другая — существует автономно.

Состав прикладного программного обеспечения

Прикладное программное обеспечение или приложения – софт, предназначенный для выполнения конкретных задач пользователя, рассчитан на непосредственное «общение» с ним и для обеспечения применение машины в разнообразных областях деятельности человека.

Программы, с помощью которых пользователь может решать свои информационные задачи, не прибегая к программированию, называются прикладными программами.

Прикладное ПО является самым многочисленным из всех видов продуктов ПО. Сюда входят приложения, выполняющие работу с данными в сфере различных предметных областей. Установка таких программ на компьютер производится опытными пользователями. Помимо создания новых программных продуктов их разработчики уделяют много внимания для совершенствования, модернизацию и создание их новых версий популярных систем.

Как правило, все пользователи предпочитают иметь набор прикладных программ, который нужен практически каждому. Их называют программами общего назначения . К их числу относятся:

• текстовые и графические редакторы, с помощью которых можно готовить различные тексты, создавать рисунки, строить чертежи; проще говоря, писать, чертить, рисовать;
• системы управления базами данных (СУБД), позволяющие превратить компьютер в справочник по любой теме;
• табличные процессоры, позволяющие организовывать очень распространенные на практике табличные расчеты;
• коммуникационные (сетевые) программы, предназначенные для обмена информацией с другими компьютерами, объединенными с данным в компьютерную сеть.

Очень популярным видом прикладного программного обеспечения являются компьютерные игры. Большинство пользователей именно с них начинает свое общение с ЭВМ.

Кроме того, имеется большое количество прикладных программ специального назначения для профессиональной деятельности. Их часто называют пакетами прикладных программ. Это, например, бухгалтерские программы, производящие начисления заработной платы и другие расчеты, которые делаются в бухгалтериях; системы автоматизированного проектирования, которые помогают конструкторам разрабатывать проекты различных технических устройств; пакеты, позволяющие решать сложные математические задачи без составления программ; обучающие программы по разным школьным предметам и многое другое.

Инструментальное программное обеспечение или системы программирования — это средства для автоматизации разработки новых программ и их сопровождения с помощью языка программирования. Для создания программы на каком-либо языке программирования необходимо задействовать такие компоненты:

1. Текстовый редактор (создает файл с исходным текстом программы).

2. Компилятор или интерпретатор для перевода текста в промежуточный объектный код. Исходный текст большой программы состоит из нескольких таких файлов-кодов.

3. Сборщик, выполняющий связывание объектных модулей. Он формирует работоспособное приложение – исполнимый код — законченную программу, которая запускается на любом компьютере с соответственной операционной системой. Как правило, конечный файл имеет расширение .exe

Наиболее популярные редакторы визуального проектирования:

Borland C++ Builder — средство для разработки DOS и Windows приложений

Microsoft Visual Basic — популярный инструмент для создания Windows-программ

IV. Обобщение новых знаний

1. Продолжите фразу: Компьютер представляет собой единство двух составляющих: ____________________. Компьютер представляет собой единство двух составляющих: аппаратуры и программного обеспечения (ПО).

2. Что такое программное обеспечение? Программное обеспечение компьютера — это вся совокупность программ, хранящихся в его долговременной памяти. ПО компьютера может пополняться, изменяться.

3. Какая разница между ПО и собственно программой? Программное обеспечение — компьютерные программы и данные, предназначенные для решения определённого круга задач и хранящиеся в цифровом виде. А программы — это созданные и упорядоченные последовательности команд для достижения определенных задач.

4. Виды ПО. Программное обеспечение ЭВМ можно разделить на три части: системное ПО, прикладное ПО и системы программирования.

5. К какому виду ПО относятся утилиты? Системному ПО.

6. Какова цель использования прикладных программ? С помощью прикладных программ пользователь непосредственно решает свои информационные задачи, не прибегая к программированию.

7. Наведите несколько примеров прикладного ПО. К прикладным программам относятся: редакторы текстовые и графические, системы управления базами данных (СУБД), табличные процессоры, сетевое ПО, игры.

8. Какие программы называются прикладными программами специального назначения? Прикладные программы специального назначения — это программы, используемые в профессиональной деятельности, в обучении.

V. Постановка домашнего задания

Прочитать стр.55 – 58 (учебник), выучить записи в тетради. Устно ответить на вопросы № 1-4 стр.58.

VI. Подведение итогов.

Список использованных источников:

1. Урок на тему «Программное обеспечение». Корпанец К.Л., г. Николаев

3. Каймин В.А. Информатика: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2000

7. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 – 9 классов. – Питер, 2010

9. Васильев В.Г. Введение в системное программное обеспечение/В. Г. Васильев. — 2009
10. Лейкин М. А. Системное программное обеспечение. — 2010

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока информатики по теме: Программное обеспечение. Классификация программного обеспечения», 9 класс
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru