Программа это в социологии

Синонимы слова «ПРОГРАММА»:

АНТИВИРУС, АРХИВАТОР, БИЗНЕС-ПРОГРАММА, БРАУЗЕР, БРОУЗЕР, ВИДЕОПРОГРАММА, ВИРУС, ДИСПЕТЧЕР, ДИСПЕТЧЕР-ПРОГРАММА, ДРАЙВЕР, ИНТЕРПРЕТАТОР, КОМПИЛЯТОР, КОНВЕРТЕР, КОНВЕРТОР, КРЭК, КРЯК, ЛЕКСИКОН, МАКРОПРОГРАММА, МЕДИАПРОГРАММА, МИКРОПРОГРАММА, МОНИТОР, НАВИГАТОР, ОБОЗРЕВАТЕЛЬ, ПАКЕТ, ПЛАН, ПЛАТФОРМА, ПОДПРОГРАММА, ПОСТПРОГРАММА, АВТОАБДЕЙТЕР, АЙ-СИ-КЬЮ, АЛГОЛ-ПРОГРАММА, АНТИВИРУСНИК, АСЬКА, БЭКДОР, ВАРЕЗ, ВЕБ-КРАУЛЕР, ВИЗУАЛИЗАТОР, ВОРД, ДЕКОМПИЛЯТОР, ДИАЛЕР, ДИКТОВАЛКА, ДИСТРИБУТИВ, ЗВОНИЛКА, ЗИПОВЩИК, ИНВЕСТПРОГРАММА, ИНСТАГРАММА, ИНСТАЛЯШКА, КРИПТОР, МАКРОВИРУС, МЕТАПРОГРАММА, МИКРОКОД, МИНИ-ПРОГРАММА, МУЛЬТИМЕДИА-ПРОГРАММА, НАПОМИНАЛЬНИК, НЬЮЗРИДЕР, ОБФУСКАТОР, ПАКОВЩИК, ПАРСЕР, ПИНЧ, ПОРНОДИАЛЕР, ПОЧТОВИК, ПРОГА, ПРОГРАММА-ВИРУС, ПРОГРАММА-ДИСПЕТЧЕР, ПРОГРАММА-ДРАЙВЕР, ПРОГРАММА-КОНСУЛЬТАНТ, ПРОГРАММА-МАКСИМУМ, ПРОГРАММА-МИНИМУМ, ПРОГРАММА-ОБОЛОЧКА, ПРОГРАММА-ОТЛАДЧИК, ПРОГРАММА-ПЕРЕВОДЧИК, ПРОГРАММА-ПЛАНИРОВЩИК, ПРОГРАММА-РЕПЛИКАНТ, ПРОГРАММА-РУСИФИКАТОР, ПРОГРАММА-СПРАВОЧНИК, ПРОГРАММА-ТЕСТ, ПРОГРАММА-ТРАНСЛЯТОР, ПРОГРАММКА, ПРОГРАММНЫЙ ДОКУМЕНТ, ПРОГРАММУЛИНА, ПРОЕКТ, ПРОСПЕКТ, РАДИОПРОГРАММА, РАДИОТЕЛЕПРОГРАММА, РАСПОЗНАВАЛКА, РЕФОРМЕР, РУСИФИКАТОР, РУТКИТ, САЙТОКАЧАЛКА, СВЕРХПРОГРАММА, СОДЕРЖАНИЕ, СОПРОГРАММА, СОФТ, СОФТИНА, СПЕЦПРОГРАММА, СТУЧАЛКА, СУПЕРВАЙЗЕР, СУПЕРВИЗОР, СХЕМА, ТЕЛЕПРОГРАММА, ТЕСТ-ПРОГРАММА, ТЕСТПРОГРАММА, ТРАНСЛЯТОР, ТРОЯН, ТРОЯНСКИЙ КОНЬ, УТИЛИТА, ФАЙЕРВОЛ, ФОТОРЕДАКТОР, ХРУМ, ХРУМЕР, ЭДИКТ, ЭКЗЕШНИК, ЭКСЕЛЬ, ЭКСПЛОЙТ

Структура и функция социологии

Смотреть что такое ПРОГРАММА в других словарях:

ПРОГРАММА

(от греч. pro — прежде, вперед, grapho — пишу) — краткое изложение того, что должно быть исполнено, например, в концерте; краткое изложение сюжета, нап. смотреть

ПРОГРАММА

(от греч. programma — объявление, распоряжение, указ) 1) план деятельности, работ. 2) Изложение основных положений и целей деятельности политиче. смотреть

ПРОГРАММА

ПРОГРАММА, -ы, ж. 1. План деятельности, работ. Я. действий. Социальнаяп. Я-максимум (общий, широкий план деятельности, действий). П.-минимум(узкий, конкретный, ближайший план деятельности, действий). 2. Изложениесодержания и цели деятельности политической партии, организации илиотдельного деятеля.

Я. партии. 3. Краткое изложение содержания учебногопредмета. Школьная п. по истории. 4. Содержание концертных, цирковыхпредставлений, радио- и телепередач; сами такие представления, зрелища,передачи. Новая цирковая п. Радиостанция начинает свои программы.

5.Книжечка или листок с краткими сведениями о спектакле, концерте, с перечнемисполнителей. 6. Описание алгоритма решения задачи на языке ЭВМ (спец.). IIуменьш. программка, -и (к 4 знач.). II прил. программный, -ая, -ое (к1,2,3,4 и 6 знач.). Я. документ.

Программная музыка (инструментальныепроизведения, предваряемые словесным текстом). Станки с программнымуправлением. смотреть

ПРОГРАММА

программа ж. 1) а) План чьей-л. деятельности, содержания какой-л. работы. б) Совокупность действий и мероприятий для осуществления чего-л. 2) Предварительный набросок, план литературного произведения. 3) а) Краткое изложение содержания учебного предмета, курса и т.п. б) Брошюра, книжка с таким изложением.

Структура и функции социологии

4) а) Содержание концертных, цирковых представлений, радио- и телепередач. б) Сами такие передачи, зрелища, представления. 5) а) Тема произведения живописи, дававшаяся ученику Императорской академии художеств. б) Картина, рисунок на такую тему. 6) а) Литературное изложение темы инструментального музыкального произведения. б) Сама тема инструментального произведения.

7) Описание алгоритма решения задачи на языке ЭВМ. 8) устар. Перечень кушаний; меню.

. смотреть

ПРОГРАММА

программа ж. (в разн. знач.)program(me) программа для вычислительной машины — computer program(me) учебная программа — syllabus; curriculum программа п. смотреть

ПРОГРАММА

ПРОГРАММА

ПРОГРАММА (от греч. programma — объявление, распоряжение, указ), 1) план деятельности, работ. 2) Изложение осн. положений и целей деятельности полити. смотреть

ПРОГРАММА

Программа (от греч. pro — прежде, вперед, grapho — пишу) — краткое изложение того, что должно быть исполнено, например, в концерте; краткое изложение сюжета, например П. балета или какого-нибудь музыкального произведения. Программной музыкой называется та, которая пишется на известный сюжет. Форма такой музыки находится в зависимости от П., в особенности если она подробна.

Есть программная музыка, написанная по установившимся музыкальным формам. Здесь П. весьма сжатая, например в пасторальной симфонии Бетховена. Программная музыка получила наибольшее распространение в XIX столетии (симфонические поэмы Листа, фантастическая симфония Берлиоза). П. проникла и в фортепианную литературу («Kinderscenen» Шумана и пр.).

И раньше программная музыка встречалась и у Баха в пьесах для клавесина, у Кунау — в сонатах, у Гайдна — в симфониях. Н. С.

. смотреть

ПРОГРАММА

ПРОГРАММА ы, ж. programme m., нем. Programme <гр. programma публичное объявление. 1. Содержание или план какой-л. деятельности, работы и т. п.; пре. смотреть

ПРОГРАММА

ПРОГРАММА

agenda, (напр. проведения экспериментов) mission, program, schedule, software* * *програ́мма ж. 1. брит. program(me); амер. program 2. вчт. (последова. смотреть

ПРОГРАММА

програ́мма сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? програ́ммы, чему? програ́мме, (вижу) что? програ́мму, чем? програ́ммой, о чём? о про. смотреть

ПРОГРАММА

ПРОГРАММА (от греч. programma — объявление, предписание) — понятие, обозначающее определенный способ организации сложных видов деятельности, ко. смотреть

ПРОГРАММА

ПРОГРАММА (греч. programme — объявление, предписание) — способ пошаговой (поэтапной) организации деятельности по развертыванию какого-либо содержания, . смотреть

ПРОГРАММА

-ы, ж. 1.Содержание и план предстоящей деятельности, работ и т. п.Программа развития индустрии. □ Наша страна осуществляет грандиозную программу подъе. смотреть

ПРОГРАММА

(греч. programme — объявление, предписание) — способ пошаговой (поэтапной) организации деятельности по развертыванию какого-либо содержания, а также по организации и реализации познавательных (исследовательских) содержаний и процедур. Конечная цель, которую призвана реализовать П., всегда формулируется как возможная, желательная, должная, соотносимая с каким-либо идеалом, предполагающая вариативные пути своего достижения и не содержащая изначальных гарантий своей реализуемости.

В этом отношении она отличается от «сценарного» способа организации деятельности, где цель (финитность) предзада-ется изначально, хотя и может варьироваться в зависимости от индивидуального мастерства социальных акторов. П. предполагает свое переопределение, перезадание, как минимум — уточнение (если она задается жестко) в ходе реализации каждого из этапов (шагов) — как в плане удержания продуцируемых новых содержаний, требующих постоянной рефлексии над собой, так и в плане отслеживания процедур деятельности и оценки их эффективности.

Каждое последующее решение принимается на основе реализации предыдущих, ретроспективно видоизменяя и их. Таким образом, внутри принятой П. субъект приобретает достаточную автономность и активную позицию.

В этом отношении П. противостоит «рецептурному» способу задания деятельности, предполагающему точную выверенность каждого шага и решения и запрещающему какую-либо самодеятельность субъекта, который обязан строго следовать предписанному плану. Сам же «рецепт» обнаруживается через серию проб и ошибок, а будучи найденным, догматизируется и транслируется в последующем без каких-либо изменений.

Разные «рецепты» предполагают строго разграниченную локализацию в социокультурном пространстве, они закрепляются за конкретными носителями, максимально ограничивающими к ним доступ «другим», т.е. носителям иных «рецептов». Поэтому даже если какие-то изменения в «рецептуре» и происходят, то они не «публикуются», а наоборот, скрываются.

Своеобразное сочетание П. и рецепта представляет собой канон. Последний предполагает программное поле, содержащее внутри себя возможные варианты решений и действований, но последние оформляются как «рецепты», что, порождая индивидуальную стилистику, препятствует выходу за пределы канона.

Канон нельзя поменять, как можно поменять П. П. и канон можно рассматривать как метатексты, содержащие правила построения конкретных текстов. Однако, если канон направлен на закрепление традиции, и личностное начало в нем вторично (рукой иконописца водит Провидение), то П. пре-зентирует собой тип инновационной практики, в которой личный вклад каждого строго фиксируется и налагается запрет на повтор и плагиат.

Кроме того, если канон развертывается по линейной схеме (предписанная последовательность шагов), то П. может (и в последнее время все больше) строится по многоуровневой схеме, где программирование отдельных задач идет параллельно друг другу и постоянно накладывается друг на друга. В этом отношении работа с П. близка работе со схемами (схемотехниками), однако в отличие от последних, программирование всегда предполагает выход в «натурный» режим работы, свою предметную (объективированную, развертку.

Читайте также:
Как установить по умолчанию программу

В более узком смысле понятие П. как способа организации и реализации исследовательских и познавательных содержаний и процедур наиболее отчетливо презентируют П. социологического исследования, с одной стороны, и концепция «сильной П.» как способа удержания когнитивной рамки в целом, — с другой. П. социологического исследования понимается как документ, содержащий изложение теоретико-методологических предпосылок, структурирование концепции, целей и гипотез реализуемого проекта (методологическая часть П.) с пошаговым прописыванием процедур и техник его развертывания, а также способов контроля (проверки, анализа и рефлексии), получаемых в исследовании содержаний (процедурная часть П.).

Проект «сильной П.» был оформлен в рамках социологии знания в книге Д. Блура «Знание и социальные представления» (1976). Знание понимается здесь прежде всего как определенный культурный ресурс, позволяющий упорядочивать действительность и осуществлять контроль над ней, в частности — через владение коммуникациями.

Это предполагает социально поддерживаемое согласие относительно возможных способов работы со знанием и постоянную модификацию имеющихся понятийно выраженных содержаний знания. Таким образом «сильная П.» определяется не только своими способностями рационально организовывать знание, но и, программируя действия людей, задавать определенные социальные порядки. Тем самым происходит замыкание узкого и широкого понимания П. в общей социальной рамке и универсализация программных типов организации содержаний и деятельностей, по край-нейней мере, внутри европейского культурного ареала. В.Л. Абушенко. смотреть

ПРОГРАММА

(греч. programma объявление, предписание) способ пошаговой (поэтапной) организации деятельности по развертыванию какого-либо содержания, а также по организации и реализации познавательных (исследовательских) содержаний и процедур. Конечная цель, которую призвана реализовать П., всегда формулируется как возможная, желательная, должная, соотносимая с каким-либо идеалом, предполагающая вариативные пути своего достижения и не содержащая изначальных гарантий своей реализуемости.

В этом отношении она отличается от *сценарного* способа организации деятельности, где цель (финитность) предзадается изначально, хотя и может варьироваться в зависимости от индивидуального мастерства социальных акторов. П. предполагает свое переопределение, перезадание, как минимум уточнение (если она задается жестко) в ходе реализации каждого из этапов (шагов) как в плане удержания продуцируемых новых содержаний, требующих постоянной рефлексии над собой, так и в плане отслеживания процедур деятельности и оценки их эффективности.

Каждое последующее решение принимается на основе реализации предыдущих, ретроспективно видоизменяя и их. Таким образом, внутри принятой П. субъект приобретает достаточную автономность и активную позицию.

В этом отношении П. противостоит *рецептурному* способу задания деятельности, предполагающему точную выверенность каждого шага и решения и запрещающему какую-либо самодеятельность субъекта, который обязан строго следовать предписанному плану. Сам же *рецепт* обнаруживается через серию проб и ошибок, а будучи найденным, догматизируется и транслируется в последующем без каких-либо изменений.

Разные *рецепты* предполагают строго разграниченную локализацию в социокультурном пространстве, они закрепляются за конкретными носителями, максимально ограничивающими к ним доступ *другим*, т.е. носителям иных *рецептов*. Поэтому даже если какие-то изменения в *рецептуре* и происходят, то они не *публикуются*, а наоборот, скрываются.

Своеобразное сочетание П. и рецепта представляет собой канон. Последний предполагает программное поле, содержащее внутри себя возможные варианты решений и действований, но последние оформляются как *рецепты*, что, порождая индивидуальную стилистику, препятствует выходу за пределы канона.

Канон нельзя поменять, как можно поменять П. П. и канон можно рассматривать как метатексты, содержащие правила построения конкретных текстов. Однако если канон направлен на закрепление традиции и личностное начало в нем вторично (рукой иконописца водит Провидение), то П. презентирует собой тип инновационной практики, в которой личный вклад каждого строго фиксируется и налагается запрет на повтор и плагиат.

Кроме того, если канон развертывается по линейной схеме (предписанная последовательность шагов), то П. может (и в последнее время все больше) строиться по многоуровневой схеме, где программирование отдельных задач идет параллельно друг другу и постоянно накладывается друг на друга. В этом отношении работа с П. близка работе со схемами (схемотехниками), однако в отличие от последних, программирование всегда предполагает выход в *натурный* режим работы, свою предметную (объективированную) развертку.

В более узком смысле понятие П. как способа организации и реализации исследовательских и познавательных содержаний и процедур наиболее отчетливо презентируют П. социологического исследования, с одной стороны, и концепция *сильной П.* как способа удержания когнитивной рамки в целом, с другой. П. социологического исследования понимается как документ, содержащий изложение теоретико-методологических предпосылок, структурирование концепции, целей и гипотез реализуемого проекта (методологическая часть П.) с пошаговым прописыванием процедур и техник его развертывания, а также способов контроля (проверки, анализа и рефлексии), получаемых в исследовании содержаний (процедурная часть П.).

Проект *сильной П.* был оформлен в рамках социологии знания в книге Д. Блура *Знание и социальные представления* (1976). Знание понимается здесь прежде всего как определенный культурный ресурс, позволяющий упорядочивать действительность и осуществлять контроль над ней, в частности через владение коммуникациями.

Это предполагает социально поддерживаемое согласие относительно возможных способов работы со знанием и постоянную модификацию имеющихся понятийно выраженных содержаний знания. Таким образом *сильная П.* определяется не только своими способностями рационально организовывать знание, но и, программируя действия людей, задавать определенные социальные порядки. Тем самым происходит замыкание узкого и широкого понимания П. в общей социальной рамке и универсализация программных типов организации содержаний и деятельностей, по крайней мере, внутри европейского культурного ареала. В.Л. Абушенко. смотреть

ПРОГРАММА

1) code2) <aeron.> course3) <comput.> instruction4) program5) programme6) routine7) schedule8) shedule9) syllabus– активная программа– библ. смотреть

Источник: rus-sociologia.slovaronline.com

Программа социологического исследования

Программа социологического исследования – документ, содержащий изложение его методологических и методических основ. Разработка программы – один из самых трудоемких этапов исследования. Хорошо составленная программа является важнейшей гарантией того, что исследование достигнет своих целей. Допущенные здесь ошибки исправить трудно, а порой и невозможно.

Программа выполняет три главные функции: 1) методологическую; 2) методическую; 3) организационную.

Структуру программы составляют два раздела: методологический и методический (методико-процедурный).

В методологическом разделе формулируются проблема, цель и задачи исследования, его объект и предмет, интерпретируются основные понятия, делается предварительный системный анализ объекта исследования, выдвигаются гипотезы.

В методическом разделе определяется стратегический план исследования, производится построение выборки, обосновываются методы сбора информации и анализ исходных данных.

1. Методологический раздел. Исходным звеном в работе социолога выступает проблемная ситуация. Она показывает социальный объект (явление, процесс) в состоянии неустойчивости, некоторого разлада механизма его функционирования, наличие в нем противоречий. В качестве проблемы могут выступать реальные жизненные ситуации, например конфликты, трудности в реализации тех или иных групповых целей, организационные и управленческие проблемы на предприятии, поиск наиболее оптимальных и эффективных форм работы и др.

Проблема – это форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные, объективные противоречия, породившие проблемную ситуацию, с другой – указывает на противоречие между осознанием потребности в определенных практических действиях и незнанием средств и методов их реализации. Проблема формулируется как выражение необходимости изучения той или иной области социальной жизни с целью ее теоретического осмысления и нахождения практических средств преодоления социальных проблем, противоречий.

Читайте также:
Что представляет из себя программа promt

Если проблему не удается выявить (четко определить, сформулировать), то по общему правилу приступать к проведению исследования не следует. Кроме того, перед началом исследования полезно выяснить, не существует ли ответа по гой проблеме, к изучению которой мы намерены приступить, не найден ли вариант ее решения другими исследователями.

Для выявления и формулирования проблемы очень важно установить, что уже известно о ней, и, опираясь на имеющиеся знания, двигаться дальше в определенном направлении. Формулировка проблемы в значительной степени обусловливает и вид исследования: будет ли оно разведывательным, описательным или аналитическим.

Следующий шаг в разработке программы – определение цели и задач исследования.

Цель – это предполагаемый конечный результат исследования; то, что должно быть достигнуто. Цель может иметь как теоретический, так и практический (прикладной) характер. В зависимости от этого и само исследование будет теоретическим или прикладным.

Ожидаемым результатом теоретически ориентированного социологического исследования может стать новое знание о структуре, функциях, механизмах изменения социального объекта.

В качестве результата прикладного исследования могут выступать социальные технологии, практические рекомендации, проекты, программы по разрешению каких-либо социальных проблем, прогнозные оценки.

Задачи конкретизируют цель, обусловливают этапы и средства ее достижения. Задачи исследования могут быть основными и неосновными. В совокупности они формируют круг вопросов, ответы на которые дадут возможность реализовать цель исследования.

Обоснование цели и задачи исследования позволяет перейти к установлению его объекта и предмета.

Объект – это подлежащее исследованию социальное явление, процесс. Обычно в качестве объекта выступают социальные общности, группы, социальные сферы, структуры, институты, состояние общественного мнения, поведение людей в определенных обстоятельствах, социальных условиях. При этом важно, чтобы объект содержал проблему, был носителем того или иного противоречия. Объект исследования необходимо охарактеризовать количественно, структурно и с точки зрения его пространственных и временных границ.

Предмет исследования – это те свойства, стороны и отношения объекта, которые подлежат изучению. Правильное определение предмета основывается на строгой формулировке проблемы, системном анализе объекта, четкости цели и задач исследования. Корректный выбор предмета помогает выдвижению гипотез, способствующих успешному решению проблемы.

На этапе определения объекта и предмета социологического исследования необходим предварительный системный анализ объекта. Его цель – построить модель (интеллектуально-эвристическую) объекта как системы, раскрыв комплекс его элементов и связей (как внутренних, так и внешних). Предварительный системный анализ объекта взаимосвязан с еще одним элементом программы – интерпретацией основных понятий, исследуемых в ней. Смысл данной процедуры – четко, недвусмысленно указать, что понимается под терминами и понятиями, которые используются в данном исследовании, произвести их операционализацию (перевести их смысловое значение в плоскость и на уровень, удобный для применения в конкретном исследовании), отвечающую целям и задачам исследования. В противном случае неизбежны недоразумения, поскольку большинство понятий в социальных науках многозначны, имеют оттенки значений в зависимости от контекста, в котором употребляются; их смысл зачастую значительно отличается в разных научных дисциплинах.

Затем наступает очередь разработки заключительной части методологического раздела – выдвижение гипотез.

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов, в котором содержащееся знание носит вероятностный характер, а потому должно быть подтверждено или опровергнуто в процессе исследования. По общему правилу любое исследование строится на предварительных предположениях, без которых крайне трудно целенаправленно изучать проблему.

Ученые часто повторяют высказывание Д. И. Менделеева, что лучше держаться такой гипотезы, которая со временем окажется ложной, чем никакой. В гипотезах на уровне предположений формируются объяснение исследуемой проблемы и способы ее решения, т.е. задается направление исследования. Гипотезы крайне важны и для подготовки инструментария исследования. Так, если конструируется анкета, то каждая гипотеза должна быть проверена соответствующим блоком вопросов.

По степени общности гипотезы делятся на гипотезы-основания и гипотезы-следствия.

Гипотеза-основание песет в себе предположение широкой общности, выполняет системообразующую функцию в построении проекта решения исследовательских задач.

Гипотезы-следствия – это предположения менее широкой общности. Они связаны с гипотезами-основаниями и подвергаются непосредственной проверке в процессе исследования.

По содержанию гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные, прогнозные.

Описательные гипотезы представляют собой предположения о свойствах объекта, характере связей между его элементами (так называемые структурные гипотезы), о степени их взаимодействия (функциональные гипотезы).

Объяснительные гипотезы содержат предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых явлениях и процессах.

В прогнозных гипотезах формируются предположения о тенденциях изменений объекта, вариантах развития событий.

Выделяют также первичные (выдвигаемые до полевого исследования) и вторичные (выдвигаемые после его проведения) гипотезы.

Успех социологического исследования зависит не только от того, насколько тщательно был разработан методологический раздел программы, но и от удачной разработки ее методического раздела.

2. Методический раздел. Первое, на что обращает внимание социолог, приступая к исследованию, – количество информации об объекте исследования. На основании имеющихся знаний об объекте к моменту сбора эмпирических данных разрабатываются рабочие гипотезы исследования. В соответствии с ними, целью и задачами строится стратегический (принципиальный) план социологического исследования.

Различают три варианта исследования.

1. Разведывательный (поисковый) вариант используется в том случае, если об объекте и предмете исследования нет ясных и четких представлений, в силу чего исследователь не имеет возможности выдвинуть рабочие гипотезы. Целью здесь является уточнение проблемы и формирование гипотез. Для этого сначала изучаются литература, документы, а затем проводятся наблюдение объекта и опросы разведывательного плана.

2. Аналитический (описательный) вариант

применяется, когда имеющиеся знания по исследуемой проблеме позволяют выделить объекты исследования и сформулировать описательную гипотезу (о структурно-функциональных связях, характеристиках объекта и др.)• Цель исследования по такому плану – проверить описательную гипотезу и в случае ее подтверждения получить характеристики изучаемого объекта.

3. Экспериментальный вариант. К нему прибегают, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу и цель исследования, установить причинно-следственные связи объекта.

Следующим шагом разработки программы является построение выборки. Социолог решает, будет ли исследование сплошным (обследуется весь изучаемый массив элементов и признаков) или выборочным. Большинство исследований в социологии являются выборочными; в них обследуется некоторая часть изучаемой совокупности, которая называется выборочной совокупностью, представляет весь объект в целом и выступает его своеобразной моделью («уменьшенной копией»). Весь изучаемый объект называется генеральной совокупностью, однако найти, определить такую часть целого, которая достаточно четко отражала бы все его основные изучаемые характеристики, очень сложно. Выборочный метод сокращает затраты труда исследователей, времени, средств на проведение обследований, позволяет изучать «масштабные» объекты и получать надежную, достоверную информацию о социальных явлениях, процессах.

Главное требование к выборочной совокупности – репрезентативность. Это означает, что все основные признаки генеральной совокупности, из которой «извлечена» данная выборка, должны быть представлены в ней приблизительно в той же пропорции или с той же частотой, с которой данный признак выступает в генеральной совокупности.

Различают два основных типа выборки: случайную и направленную (неслучайную).

При случайной выборке из генеральной совокупности единицы обследования (наблюдения) выбираются случайно, по по избранному принципу (жребий; списочный состав группы, из которого в выборочную совокупность берется, например, каждый третий, пятый и т.п.). Случайная выборка часто применяется при опросах общественного мнения. Разновидностями случайной выборки являются:

Читайте также:
Автограф программа слежения инструкция

стратифицированная выборка, при которой отбор производится с учетом удельного веса каждой группы (признака) респондентов в генеральной совокупности;

гнездовая выборка, когда отбираются некоторые статистические группы (гнезда) – учебные группы, бригады и т.д., которые затем целиком или выборочно подвергаются исследованию.

При неслучайной выборке единицы обследования выбираются направленно. Наиболее распространенным ее видом является квотная выборка, когда для единиц отбора задастся система параметров – квот (например, для исследования студентов в качестве квот принимаются параметры иола, курса, специализации). Выборка может быть также многоступенчатой. При этом процедура ее построения включает в себя ряд этапов, на каждом из которых единица отбора меняется.

В целом нужно отметить, что определение типа выборки зависит от решаемых в исследовании задач и типа исследования (рис. 15.1).

Типы исследования и выборки

Рис. 15.1. Типы исследования и выборки

Результатом процедуры выборки является определение ее объема (табл. 15.2).

Объем выборки – это общее число единиц исследования, включенных в выборочную совокупность. Определение объема выборочной совокупности – один из самых важных вопросов в деятельности социолога. Объем выборки зависит от степени однородности генеральной совокупности (чем она однороднее, тем меньше объем выборки), от числа признаков выборки, требуемой степени точности результата. Если выборка построена правильно, исследование даст весьма надежные результаты даже при небольшом объеме. Однако если при ее построении допускаются ошибки, то не спасет и большой объем.

Таблица 15.2

Соотношение объема генеральной и выборочной совокупности

Объем генеральной совокупности

Источник: studme.org

2. Программа социологического исследования

Программа социологического исследования – это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации.

Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.

Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.

Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты – теория.

Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.

Программа социологических исследований как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап – относительно самостоятельная часть познавательного процесса – характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.

Программа социологического исследования состоит из двух основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования.

Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологического изучения объекта. Определение объекта эмпирического исследования предполагает получение пространственно-временных и качественно-количественных показателей. В реально существующем объекте выделяется какое-либо свойство, определяющееся как его сторона, которая обусловлена характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. Предмет означает границы, в которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи исследования.

Цель ориентируется на конечный результат. Цели могут быть теоретическими и прикладными. Теоретическая – дать описание или объяснение социальной программы. Реализация теоретической цели ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для дальнейшего научного развития.

Задачи – отдельные части, шаги исследования, которые способствуют достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени план действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации цели. Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования.

Частные – для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов.

С целью использования единого понятийного аппарата в программе социологического исследования определяются основные понятия, их эмпирическая интерпретация и операционализация, в ходе которых осуществляется обнаружение элементов основного понятия по строго заданным критериям, которые отражают качественные стороны предметы исследования.

Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических, абстрактных понятий к операционным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных.

Предварительный системный анализ объекта – это моделирование исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация проблемной ситуации. Это позволяет более четко представить предмет исследования.

Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез, которые конкретизирует собой его главный методологический инструмент.

Гипотеза – это вероятностное предположение о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению социальных проблем.

Гипотеза дает направление исследования, влияет на выбор методов исследования и формулировку вопросов.

Исследование должно подтвердить, отвергнуть или подкорректировать гипотезу.

Можно выделить несколько типов гипотез:

1) основные и выводные;

2) основные и неосновные;

3) первичные и вторичные;

4) описательные (предположение о свойствах объектов, о характере связи между отдельными элементами) и объяснительные (предположение о степени тесноты связей и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях).

Основные требования к формулировке гипотез. Гипотеза:

1) не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема;

2) не должна противоречить ранее установленным научным фактам;

3) должна быть проста;

4) должна быть проверяема при данном уровне теоретических знаний, методологической оснащенности и практических возможностей исследования.

Основная трудность формулирования гипотез заключается в необходимости соответствия их целям и задачам исследования, которые содержат ясные и точные понятия.

Процедурная часть программы социологического исследования включает методику и технику исследования, т. е. описание способа сбора, обработки и анализа информации социологического исследования.

Эмпирические исследования проводятся на выборочной совокупности.

Тип и способ определения выборки напрямую зависит от вида исследования, его целей и гипотез.

Главное требование, предъявляемое к выборкам в аналитическом исследовании, т. е. – репрезентативность: способность выборочной совокупности представить основные характеристики генеральной.

Выборочный метод основан на двух принципах: взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик объекта и исследования и на правомерности выводов в целом при рассмотрении его части, которая по своей структуре является микромоделью целого, т. е. генеральной совокупности.

В зависимости от специфики объекта осуществляется выбор методов сбора социологической информации. Описание методов сбора информации предполагает обоснование выбранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов работы с ними. Описание способов обработки информации предполагает указание, каким образом это будет производиться с использованием прикладных компьютерных программ.

После составления программы исследования начинается организация полевого исследования.

Программа социологического исследования – документ, который организует и направляет в определенной последовательности исследовательскую деятельность, намечая пути ее осуществления. Подготовка программы социологического исследования требует высокой квалификации и затрат времени. От качества программы во многом зависит успех эмпирического социологического исследования.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru