Часто можно встретить, как в одном договоре довольно дружно сосуществуют как работы, так и услуги. Казалось бы, в шапке договор заключали на оказание услуг, а в середине договора оплата проходит уже за выполненные работы. В сфере IT это отнюдь не редкость.
Договоры на оказание информационных услуг начинают дополняться приложениями с перечнем работ, а договоры на выполнение работ порой содержат какие-то отдельные услуги.
Нет, безусловно это не вопиющее нарушение и с этим можно жить. Тем более, что суд, а любая проблема в итоге закончится именно в нем, будет трактовать договор исходя из действительной воли сторон в совокупности со всеми нюансами дела. По крайней мере должен.
Но надо понимать, что существует принципиальное отличие услуги от работы. И это отличие может сыграть злую шутку, поэтому следует знать разницу между ними.
В чем же разница между работами и услугами?
Услуги — это совершение определенных действий или осуществление какой-то деятельности. Такое определение услуг дается в законе. Иными словами в услугах важен процесс. Результат в них не имеет первостепенного значения. И хотя в своих рассуждениях можно глубоко уйти в сущность действий или деятельности, которые составляют услугу, и в итоге прийти к какому-то результату, суть услуги от этого не изменится.
Менеджер «AIRWET» поверг всех в шок. Непростительные ошибки в разговоре с клиентом
В конце концов даже в услугах связи какой-никакой результат есть — состоявшийся разговор между двумя абонентами, к примеру, или сеанс обмена данными между клиентом и сервером. Но исключительную важность тут имеет сам процесс — создание оператором связи определенных технических условий, при которых доступна сама возможность позвонить или выйти в сеть.
Работа — это всегда результат. Закон определяет работу как деятельность, которая приводит к конкретному результату. Требуемый результат обычно согласовывается сторонами или в техническом задании, или в смете, или в самом договоре, или где угодно еще. Именно поэтому при выполнении работ требуется акт приемки-сдачи работ, т.к. сторона-заказчик должна увидеть результат, оценить его приемлемость и соответствие требованиям, после чего принять и оплатить.
Выполнение работы приводит к созданию чего-то нового, что можно пощупать, изучить, осмотреть, обработать или сделать с ним что-нибудь еще. Результат работ может быть как овеществленным, так и нематериальным. В отличие от работ в договоре оказания услуг акт приемки-сдачи услуг по сути не нужен, хотя его часто составляют. Ведь результата, сдаваемого заказчику, как такового попросту нет.
Это так критично — путать работы и услуги?
Надо понимать, что как и услуги, так и работы — явления очень распространенные. Договор может называться самим причудливым образом, но скрывать в себе закамуфлированные услуги или работы. Например, договор авторского заказа по сути является договором подряда на выполнение работ по созданию нового произведения, заключенным с автором (хотя есть и другое мнение). А договор на предоставление доступа к сети Интернет по сути является договором оказания услуг связи.
Поступление товаров и услуг в 1С 8.3 (Бухгалтерия 3.0)
Тем не менее, отсутствие в одном договоре каламбура из работ и услуг, если только это не смешанный договор, будет являться знаком хорошего тона и юридической грамотности. Знание принципиальных отличий работ от услуг дает преимущество в построении доказательственной базы в судебных спорах по этим двум разным договорным конструкциям.
Источник: shewzov.ru
Чем продукт отличается от услуги? Что такое сервис?
Наверное, может показаться, что этот вопрос незначительный, и нет смысла подробно его рассматривать. Но я столкнулся с этим на практике, и понял, что это отличие очень важно понимать.
В моем понимании процесс разработки сайта на заказ – это услуга, а не продукт. Один из клиентов это понимал как товар, и именно на этом возникли разногласия по взаимодействию.
Чем различаются товары и услуги?
Есть хорошая фраза: “Заказ товара заканчивает взаимодействие с клиентом, заказ услуги начинает взаимодействие с клиентом”.
Через призму сравнения товара с услугой мы глубже поймем, что такое сервис.
Рассмотрим ТОВАР и УСЛУГУ через призму результата и процесса
Товар – это нечто конечное, не требующее дополнительного специального сопровождения со стороны поставщика.
По сути, здесь нет как такового ПРОЦЕССА (вернее он был задолго до продажи). Товар – это и есть РЕЗУЛЬТАТ, имеющий четкие характеристики и цену, и не предполагающих дополнительных телодвижений.
Услуга (или сервис) – это всегда процесс.
И в этом процессе участвует заказчик непосредственно. Результат в случае услуги растянут во времени. То есть нет смысла требовать внутри процесса конечный РЕЗУЛЬТАТ.
Результат услуги может иметь изменчивые характеристики, так как в процессе оказания услуги могут быть нюансы и дополнительные модификации от клиента (а можно челку покороче?).
Соответственно и цена не может быть жестко зафиксированной. В большинстве сфер бизнеса по услугам берут фиксированную стоимость, но она заключает в себя риски дополнительных расходов (по факту клиент платит больше).
В случае услуги стоимость должна быть привязана к результату. Например, работа адвоката должна, на мой взгляд, зависеть от того, выигран суд или нет. Услуга – это всегда переменные параметры и конечная стоимость.
Продукт – это продажа результата. Услуга – это продажа процесса.
Рассмотрим, что происходит, когда мы подменяем эти понятия друг другом:
- подмена услуги товаром: сайт на стадии тестирования, а клиент очень нервничает по поводу того, что есть ошибки и что-то работает некорректно (то есть не принимает во внимание, что тестирование – это часть ПРОЦЕССА разработки).
- подмена товара услугой: покупаете компьютер в магазине. И начинаете прожимать продавца на то, что мне нужны такие-то программы, а как настроить антивирус и т.д. Все это относится к оказанию услуг по обслуживанию компьютера. Магазин же просто продает компьютеры.
Если вы поставщик, помните об этом отличии и сразу пресекайте попытки своих клиентов подменить эти понятия.
Если вы покупатель, ориентируйтесь, что вы покупаете – услугу или товар.
Если вы планируете делать свой большой продукт, то рекомендуем посмотреть нашу большую статью-руководство “Как создать программный продукт. Курс для продукт менеджера“.
Если вас интересует тема создания личных кабинетов для своих партнеров, посмотрите нашу подробную статью про демо личных кабинетов для клиентов и партнеров.
Январь 2022. Мы создали новое решение – система обработки заказов с личным кабинетом для клиента.
https://service.web-automation.ru
Посмотреть также:
Разработка программы лояльности. Увеличение прибыли и клиентов с помощью сервис лояльности
Создайте программу лояльности клиентов, которая вознаграждает как клиента, так и ваш бизнес увеличением продаж, вовлеченностью и удержанием. Узнайте больше в этом пятиэтапном руководстве. Эффективная программа лояльности может стать ценной находкой […].
Источник: web-automation.ru
Определение «электронной услуги» для целей «налога на Google»
Уже второй год, как в налоговом законодательстве начал использоваться термин «услуги, оказываемые в электронной форме», значимый для целей определения места реализации иностранными компаниями электронных услуг для целей НДС (широко известный, как налог на Google). Местом реализации электронных услуг с 01.01.2017 признается место осуществления деятельности покупателя этих услуг.
То есть при оказании иностранными компаниями услуг в электронной форме российским пользователям (как физическим лицам, так и организациям), эта иностранная компания обязана встать на учет в российские налоговые органы, исчислить и уплатить НДС со стоимости оказываемых услуг[1].
В первую очередь, речь идет в этом случае идет об услугах по предоставлению контента (музыка, видео, электронные книги, игры и т. д.) и (или) права доступа к программам (базам данных, онлайн-играм, социальным сетям и др.). При этом п. 1 ст. 174.2 НК РФ содержит закрытый, на первый взгляд, перечень услуг в электронной форме:
- предоставление прав на использование программ для ЭВМ (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет»;
- оказание рекламных услуг в сети «Интернет «, а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети «Интернет»;
- оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»;
- оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями;
- обеспечение и (или) поддержание коммерческого или личного присутствия в сети «Интернет», поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет»), обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление пользователям возможности их модификации;
- хранение и обработка информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть «Интернет»;
- предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе;
- предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;
- оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в сети «Интернет»;
- оказание услуг, осуществляемых автоматическим способом через сеть «Интернет» при вводе данных покупателем услуги, автоматизированных услуг по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам (в частности, сводки фондовой биржи в режиме реального времени, осуществление в режиме реального времени автоматизированного перевода);
- предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания через сеть «Интернет»;
- оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях;
- предоставление доступа к поисковым системам в сети «Интернет»;
- ведение статистики на сайтах в сети «Интернет».
Из легального определения «услуг в электронной форме» (п. 1 ст. 174.2 НК РФ)[2] мы можем выделить три основных признака:
- Электронные услуги оказываются через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;
- Электронные услуги оказываются автоматизированно;
- Электронные услуги оказываются с использованием информационных технологий.
В связи с перечисленными признаками возникает вопрос, относятся ли к электронным услуги, оказываемых онлайн, в случае, если Интернет используется лишь как способ передачи информации или данных, а исполнитель принимает существенное личное участие в оказании услуги.
Так, в ст. 174.2 НК РФ есть прямые исключения из состава электронных в том числе следующих видов услуг:
- реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через сеть «Интернет» поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети «Интернет»;
- реализация программ для ЭВМ (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях;
- оказание консультационных услуг по электронной почте.
Российское определение электронной услуги соответствует практике ЕС. В Директиве № 2006/112/ЕС Совета Европейского Союза[3] закреплено следующее определение электронной услуги – это услуги, доставляемые через Интернет либо электронную сеть, природа которых позволяет совершать их поставку полностью автоматически или с минимальным вмешательством человека; при отсутствии информационных технологий такие услуги не могли бы существовать.
По сути положения Директивы предполагают наличие трех видов поставок в сфере электронной коммерции:
- Поставка дижитал-продукции с помощью Интернета с отсутствием или с минимальным вмешательством человека, при которой отсутствует необходимость физического присутствия исполнителя в месте реализации услуги;
- Поставка иных услуг, осуществляемая с помощью Интернета (например, консультационные услуги или онлайн обучение с помощью skype);
- Поставка товаров или «вещественных» услуг, заказ которых осуществляется онлайн, но исполняется в обычном режиме (например, заказ товаров, онлайн бронирование билетов, гостиниц и т.д.)[4].
Два последних вида услуг предполагают использование Интернета или иных информационно-телекоммуникационных сетей в качестве средства связи между поставщиком и покупателем, не преобразовывая при этом природы оказываемых услуг.
В России из начального текста законопроекта был изъят такой важный признак электронной услуги, как минимальная степень человеческого участия или ее полное отсутствие. Сохранение в п. 1 ст. 174.2 НК РФ лишь одного признака электронной услуги «автоматизированность» было направлено на устранение возможности субъективной оценки степени человечесвого участия. Таким образом, буквальное толкование нормы позволяет сделать вывод, что даже минимального человеческого участия в оказании услуги достаточно для выведения последней из-под действия положений ст. 174.2 НК РФ.
Однако что делать в том случае, когда предоставление прав доступа является не отдельным и самостоятельным видом деятельности, а лишь частью более широкого спектра оказываемых услуг, предоставление которых осуществляется не автоматизировано? Например, в случаях проведения онлайн обучения, в рамках которого ученикам, помимо взаимодействия с преподавателем, могут предоставляться в том числе права доступа к видео-роликам или иным учебным материалам.
Решение, предложенное в Директиве для таких случаев, видится разумным. В каждом конкретном кейсе предлагается определять:
- является ли вся поставка единой и определять уже природу всей такой «пакетной» поставки;
- является ли электронная услуга самостоятельной/ основной частью оказываемой услуги или лишь вспомогательной частью более комплексной услуги.
Более того, для обложения НДС лишь части реализованной услуги (например, передачи права доступа к видеозаписям в рамках онлайн обучения), необходимо точно определить налогооблагаемую базу, т.е. определить стоимость передачи такого права в общей стоимости оказываемых услуг. В подавляющем большинстве случаев такую часть стоимости определить невозможно, что в свою очередь является еще одним эшелоном защиты таких «пакетных» услуг.
[1] Пройти НДС-регистрацию можно удаленно через онлайн-сервис «НДС-офис интернет-компании«. Сервис доступен на русском и английском языках.
Иностранная компания может самостоятельно проверить, нужно ли ей вставать на налоговый учет. Для этого предусмотрен онлайн-тест.
[2] «В целях настоящей главы оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (далее в настоящей статье — сеть «Интернет»), автоматизированно с использованием информационных технологий».
[4] В Директиве отдельно отмечено, что в случаях, когда поставщик и потребитель какой-либо услуги общаются по электронной почте, это само по себе не должно означать, что предоставляемая услуга является услугой, предоставляемой в электронном виде.
Источник: zakon.ru