Формы записи алгоритмов
Работа в среде исполнителя Водолей
Презентация «Формы записи алгоритмов»
Ключевые слова:
• блок-схема
• программа
Разнообразие исполнителей
Чтобы составить алгоритм, необходимо знать систему команд предполагаемого исполнителя, правила записи отдельных команд и всего алгоритма в целом.
Последовательность шагов, которые выполняются человеком при решении некоторой задачи, удобно записывать в виде нумерованного списка (словесная форма), таблицы или изображать с помощью блок-схемы. В последнем случае для обозначения шагов алгоритма используются следующие геометрические фигуры (табл. 16). Фигуры (блоки) блок-схемы Таблица 16
Последовательность действий указывается с помощью стрелок, соединяющих фигуры, обозначающие шаги алгоритма.
Вот так, например, с помощью блок-схемы можно представить алгоритм действий человека при переходе улицы (рис. 57).
Алгоритм, записанный на языке, понятном исполнителю, называется программой.
Алгоритмы. Исполнитель «Кузнечик» в КуМир
Алгоритм разрабатывается для решения некоторой задачи или класса задач.
При этом:
1) выделяются фигурирующие в задаче объекты, устанавливаются свойства объектов, отношения между объектами и возможные действия с объектами;
2) определяются исходные данные и результат;
3) определяется точная последовательность действий исполнителя, обеспечивающая переход от исходных данных к результату;
4) последовательность действий описывается с помощью команд на языке, понятном исполнителю.
Вопросы и задания
1. Перечислите известные вам формы записи алгоритмов.
2. Злая мачеха отправила падчерицу к роднику за водой. «Вот тебе 2 ведра, в одно из них входит 9 литров воды, а в другое — 5 литров. Но ты должна принести домой ровно 3 литра воды», — сказала она бедной девушке.
Как должна действовать падчерица, чтобы выполнить это поручение?
Представьте этот алгоритм в словесной или табличной форме.
3. Какие геометрические фигуры используются в блок-схеме? Каким образом задается порядок выполнения отдельных действий в блок-схеме?
4. Алгоритм для исполнителя Кузнечик, находящегося на числовой оси над числом 3, представлен следующей блок-схемой:
Над каким числом окажется Кузнечик после выполнения этого алгоритма?
5. Исполнитель Кузнечик, находящийся на числовой оси над числом 0, должен перекрасить квадратики над числами 0, 2, 4 и 6.
В системе КуМир организуйте работу исполнителя Кузнечик по решению этой задачи в командном режиме.
Источник: infoznaikashkola9.blogspot.com
Презентация, доклад по информатике на тему Исполнитель Кузнечик, Исполнитель Черепашка (8 класс)
Исполнитель КузнечикНарисуем горизонтальную прямую и нанесем на нее горизонтальные метки на равном расстоянии друг от друга. Метки отмечают точки на прямой. Одну из точек на прямой, обозначим числом 0. Точки справа от нее обозначим 1,2,3,4,5,6, а
Исполнитель кузнечик- Программа «Кумир»
- Главная
- Информатика
- Презентация по информатике на тему Исполнитель Кузнечик, Исполнитель Черепашка (8 класс)
Слайд 1Исполнители
Кузнечик. Черепашка.
Слайд 2Исполнитель Кузнечик
Нарисуем горизонтальную прямую и нанесем на нее горизонтальные метки на
равном расстоянии друг от друга.
Метки отмечают точки на прямой. Одну из точек на прямой, обозначим числом 0. Точки справа от нее обозначим 1,2,3,4,5,6, а точки слева – числами -1, -2, -3.
Стрелка на прямой указывает направление, в котором увеличивается числа. Такую прямую будем называть числовой осью. На числовой оси живет Исполнитель Кузнечик, обозначим его буквой К.
Слайд 3Исполнитель Кузнечик
В начальный момент времени Кузнечик находится в точке 0 числовой
оси. Он может прыгать на 3 единицы вперед и на 2 единицы назад.
Таким образом, список команд Кузнечика содержит только 2 команды:
вперед 3
назад 2.
Слайд 4Исполнитель Кузнечик
Пример программы для Кузнечика
Вперед 3
Вперед 3
Назад 2
Назад 2
Назад 2
Слайд 5Исполнитель Кузнечик
УПРАЖНЕНИЕ: 1. Переведите Кузнечика из точки 0 в точку 7.
УПРАЖНЕНИЕ: 2. Переведите Кузнечика из точки 0 в точку 2.
ЗАДАЧА 3. У Кости есть только монеты достоинством 3 коп, а у Димы только 2-х копеечные. Костя должен Диме 7 копеек. Как ему расплатиться? Связана ли эта задача как то с Исполнителем Кузнечик.
ЗАДАЧА 4. Заставьте Кузнечика побывать по одному разу в каждой из точек 1,2,3,4,5, не выходя за пределы отрезка 0-5.
Слайд 6Исполнитель Кузнечик
ЗАДАЧА 5. Может ли Кузнечик оказаться на любой точке на
прямой? Как?
ЗАДАЧА 6. Поменяем список программ Кузнечика. Изменение списка команд, даже самое маленькое, означает, что мы получаем другого Исполнителя. Но мы все равно будем называть его Кузнечиком. Новый список команд для Кузнечика состоит также из двух команд:
вперед 7
назад 5.
Может ли новый Кузнечик добраться до любой точки на прямой? Например до точки 1?
Слайд 7ОТКАЗ
Не всякую команду можно исполнить в любой ситуации. Для того, чтобы
команда была выполнима, нужны особые условия.
Представим, что программа для Крестьянина начинается со следующих команд: перевези козу, перевези волка.
Но на правом берегу еще нет волка, поэтому перевезти его через реку невозможно. В таком случае выполнение программы останавливается.
Эту невозможность выполнения команды мы будем называть отказ.
Слайд 8ОТКАЗ
Если в процессе выполнения программы возникает отказ, то это означает, что
программа работает неправильно или не достигает своей цели — Исполнитель ломается и выходит из строя.
Программу, допускающую возникновение отказа, следует исправить.
Слайд 9Обозначение, языки, синтаксис
В алгоритмике удобные обозначения играют более важную роль. Есть
в ней и особенности. Вот некоторые из них:
берем один вариант обозначения и постоянно используем его в работе,
разумный компромисс в выборе фраз команд,
понятность команд,
команды для исполнителя, должны быть абсолютно ясными,
точность формулировок,
все языки имеют правила, устанавливающие, что и как можно писать. Эти правила называются синтакисом.
Слайд 10Как облегчить себе программирование
ЗАДАЧА. Имеются 5-литровая емкость А и 8-литровая емкость
В. Отмерьте 4 литра воды.
Решение задачи:
Наполни А
Перелей из А в В
Наполни А
Перелей из А в В
Вылей из В
Перелей из А в В
Наполни А
Перелей из А в В
Наполни А
Перелей из А в В
Слайд 11Как облегчить себе программирование
Понятно, что написано?
А если команд будет тысячи?
Слайд 12Как облегчить себе программирование
Составим такую табличку:
Слайд 13Исполнитель Кузнечик
На числовой оси живет Исполнитель Кузнечик
В начальный момент времени Кузнечик
находится в точке 0 числовой оси.
Слайд 14Исполнитель Кузнечик
Он может прыгать на 3 единицы вперед.
Таким образом, список команд Кузнечика содержит только 2 команды: вперед 3 и назад 2.
Слайд 15Исполнитель Кузнечик
Слайд 16Исполнитель Кузнечик
УПРАЖНЕНИЕ: 1. Переведите Кузнечика из точки 0 в точку 7.
УПРАЖНЕНИЕ: 2. Переведите Кузнечика из точки 0 в точку 2.
ЗАДАЧА 1. У Кости есть только монеты достоинством 3 коп, а у Димы только 2-х копеечные. Костя должен Диме 7 копеек. Как ему расплатиться? Связана ли эта задача как то с Исполнителем Кузнечик.
ЗАДАЧА 2. Заставьте Кузнечика побывать по одному разу в каждой из точек 1,2,3,4,5, не выходя за пределы отрезка 0-5.
Слайд 17Исполнитель Черепашка
Слайд 18Исполнитель Черепашка
Команды:
Вправо
Влево
Вперед
Назад
Опустить хвост
Поднять хвост
Слайд 19Исполнитель Черепашка
Задание 1.
Слайд 20Исполнитель Черепашка
Задание 4. Попробуйте нарисовать Смайлик, вот такой к Примеру.
Слайд 21Исполнитель Черепашка
Слайд 22Исполнитель Черепашка
Слайд 23Задача 1
Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим
образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов; если она нечётна, то удаляется первый символ цепочки, а если чётна, то в середину цепочки добавляется символ А. В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, следующей за ней в русском алфавите (А — на Б, Б — на В и т. д., а Я — на А). Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы алгоритма.
Например, если исходной была цепочка РУКА, то результатом работы алгоритма будет цепочка СФБЛБ, а если исходной была цепочка СОН, то результатом работы алгоритма будет цепочка ПО.
Дана цепочка символов БРА. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т. е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)? Русский алфавит: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ.
Слайд 24Задача 2
Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим
образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов; если она нечётна, то удаляется средний символ цепочки, а если чётна, то в начало цепочки добавляется символ Л. В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, следующей за ней в русском алфавите (А — на Б, Б — на В и т. д., а Я — на А). Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы алгоритма.
Например, если исходной была цепочка РУКА, то результатом работы алгоритма будет цепочка МСФЛБ, а если исходной была цепочка СОН, то результатом работы алгоритма будет цепочка ТО.
Дана цепочка символов РОГ. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т. е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)? Русский алфавит: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ.
Слайд 25Задача 3
Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим
образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов; если она нечётна, то удаляется средний символ цепочки, а если чётна, то в конец цепочки добавляется символ В. В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, следующей за ней в русском алфавите (А — на Б, Б — на В и т. д., а Я — на А). Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы алгоритма.
Например, если исходной была цепочка РУКА, то результатом работы алгоритма будет цепочка СФЛБГ, а если исходной была цепочка СОН, то результатом работы алгоритма будет цепочка ТО.
Дана цепочка символов БОТ. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т. е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)? Русский алфавит: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ.
Слайд 26Задача 4
Автомат получает на вход трёхзначное десятичное число. По полученному числу
строится новое десятичное число по следующим правилам:
1. Вычисляются два числа — сумма старшего и среднего разрядов, а также сумма среднего и младшего разрядов заданного числа.
2. Полученные два числа записываются друг за другом в порядке невозрастания (без разделителей).
Пример. Исходное число: 277. Поразрядные суммы: 9, 14. Результат: 149.
Определите, сколько из приведённых ниже чисел могут получиться в результате работы автомата:
1616 169 163 1916 1619 316 916 116
В ответе запишите только количество чисел.
Слайд 27Задача 5
Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим
образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов. Если она нечётна, то в исходной цепочке символов удаляется средний символ, а если чётна, то в конец цепочки добавляется символ 2. В полученной строке каждая цифра заменяется на следующую (0 заменяется на 1, 1 — на 2, и т. д., а 9 заменяется на 0).
Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы алгоритма.
Например, если исходной цепочкой была цепочка 234, то результатом работы алгоритма будет цепочка 35, а если исходной цепочкой была 56, то результатом работы алгоритма будет цепочка 673. Дана цепочка символов 562341. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (то есть применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)?
Слайд 28Задача 6
Цепочка из трёх бусин, помеченных латинскими буквами, формируется по следующему
правилу:
– в середине цепочки стоит одна из бусин C, E, D, A;
– в конце – одна из бусин H, A, C, которой нет на втором месте;
– на первом месте – одна из бусин H, A, E, D, не стоящая в конце.
Определите, сколько из перечисленных цепочек созданы по этому правилу?
HCA AEA DAH ECC EEH ADE CEA AED EHA
В ответе запишите только количество цепочек.
Слайд 29Задача 7
Цепочка из четырёх бусин, помеченных латинскими буквами, формируется по следующему
правилу:
– на третьем месте цепочки стоит одна из бусин H, E;
– на втором месте — одна из бусин D, E, C, которой нет на третьем месте;
– в начале стоит одна из бусин D, H, B, которой нет на втором месте;
– в конце — одна из бусин D, E, C, не стоящая на первом месте.
Определите, сколько из перечисленных цепочек созданы по этому правилу?
DEHD HEHC DCEE DDHE DCHE HDHD BHED EDHC DEHE
В ответе запишите только количество цепочек.
Источник: shareslide.ru
ГДЗ по информатике 6 класс учебник Босова § 16. Формы записи алгоритмов
2. Злая мачеха отправила падчерицу к роднику за водой. «Вот тебе 2 ведра, в одно из них входит 9 литров воды, а в другое — 5 литров. Но ты должна принести домой ровно 3 литра воды», — сказала она бедной девушке.
Как должна действовать падчерица, чтобы выполнить это поручение?
Представьте этот алгоритм в словесной или табличной форме.
3. Какие геометрические фигуры используются в блок-схеме? Каким образом задается порядок выполнения отдельных действий в блок-схеме?
4. Алгоритм для исполнителя Кузнечик, находящегося на числовой оси над числом 3, представлен следующей блок-схемой:
Над каким числом окажется Кузнечик после выполнения этого алгоритма?
5. Исполнитель Кузнечик, находящийся на числовой оси над числом 0, должен перекрасить квадратики над числами 0, 2, 4 и 6.
В системе КуМир организуйте работу исполнителя Кузнечик по решению этой задачи в командном режиме.
Источник: izi-otvet.ru