Программа эргономического обеспечения на каком этапе

Под эргономическим обеспечением проектирования понимается установление эргономических требований и формирование эргоно­мических свойств системы «человек— машина (предмет)» в частном случае, и «человек — машина (предмет) — окружающая среда» в общем виде на стадиях ее разработки и использования.

Основные прикладные задачи, решаемые эргономикой, ниже­следующие

Одновременно ведется разработка средств профессиональной подготовки и отбора персонала для работы с техникой.

Следующая задача — на основе моделирования деятельности эксплуатирующего персонала разработка требований к инструкци­ям по эксплуатации и обслуживанию изделий, техники, облегчаю­щих их освоение. Это не только серьезная научная проблема, но и искусство, по словам английского эргономиста Д Оборна

Особо надо подчеркнуть, что разработка ведется с учетом поло­вых, возрастным и прочих моментов, в т.ч. особенностей организма женщин, детей, подростков, пожилых людей. Актуальнейшая про­блема — проектирование изделий, оборудования для лиц с пони­женной трудоспособностью, инвалидов.

Новые технологии эргономического обеспечения космических полетов

Использование в проектной дизайн-практике оборудования эр­гономики позволяет перейти от техники безопасности к безопасной технике, не забывая о эстетических моментах.

Так же в дизайне среды на основании эргономических данных становится возможным создание средовых систем высокого потре­бительского качества, комфортных и эстетически выразительных. Положительная эмоционально-чувственная оценка возможна толь­ко при «подогнанности» среды и ее элементов под человека, обеспе­чении удобства, надежности, безопасности в сочетании с гармонич­ностью объемно-планировочного и цвето-фактурного решения.

2.2.2. Эргономическая программа проектирования среды обитания

Проектная деятельность по созданию среды обитания, как уже отмечалось выше, базируется на интуиции и спонтанности (область искусства), информации и методологии (наука и техника). Она ха­рактеризуется балансированием между фактами и искусством. К фактам (факторам), определяющим планировку и оборудование средовых объектов, относятся, в первую очередь, виды процессов жизнедеятельности и группы потребителей. Общие исходные мо­менты для решения проектных задач с учетом требований и пожела­ний потребителей приведены в эргономической программе созда­ния производственно-бытовой среды.

Представленная в данном разделе информация (по материалам американского специалиста Дж. Е. Харригана [33]) рассчитана на то, чтобы помочь проектировщику уяснить, какое значение имеют пространство, здание, оборудование или организованная среда оби­тания для потребителей и их деятельности, чтобы предотвратить создание неэффективных, несовершенных и небезопасных условий, дать потребителю возможность реализовать свой личный выбор и, в сущности, достич оптимальной для человека окружающей среды.

Решить задачу создания проекта с учетом человеческих факто­ров, критериев и требований помогает представленная ниже эргоно­мическая программа (табл. 13). Она включает вопросы, на которые нужно дать ответ, чтобы спроектировать производственно-бытовую среду в соответствии с пожеланиями и требованиями потребителя.

Вебинар: Обеспечение единства измерений в РФ

Эргономическая программа организована по принципу «изнутри наружу»: от рода деятельности внутри сооружения к опорным эле­ментам сооружения, а затем — к окружающему пространству.

Проектировщик не может считать, что знает достаточно о проек­тируемом объекте, пока не получит определенное представление о его особенностях в максимально полном объеме. Каждый пункт в эргономической программе охватывает четко обозначенный круг проблем.

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями.

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм.

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил.

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания.

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана.

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час.

Читайте также:
Программа элективного курса подготовка к егэ

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания.

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей.

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка.

Источник: studopedia.info

Особенности эргономического обеспечения, разработки, эксплуатации в системе «человек-машина»

Система эргономического обеспечения разработки и эксплуатации систем «человек — техника» (СЭОРЭ) представляет собой совокупность взаимосвязанных организационных мероприятий, научно-исследовательских и проектных работ, устанавливающих эргономические требования и формирующих эргономические свойства человеко-машинных систем в процессе их разработки и эксплуатации. Эта система имеет черты самоорганизующейся социальной организации, решающей целевую задачу путём формирования профессионального дискурса, отражающего научно-практические достижения в области учёта человеческого фактора. Это динамическая система, генерирующая новую информацию, важную для проектирования СЧМ посредством профессиональных коммуникаций специалистов широкого класса дисциплин, связанных с учётом свойств человека в технической системе.

Введение 3
1 Особенности системы эргономического обеспечения разработки и эксплуатации систем «человек — машина» 4
1.2 Этапы и последовательность эргономического обеспечения 5
1.3. Эргономические стандарты 7
1.4. Эргономическая экспертиза 9
2 Эффективность системы «Человек — машина» 10
2.1. Надёжность оператора и системы «человек — машина». Ресурсный подход 11
2.2 Профессиональный отбор и обучение операторов 13
2.3 Психологические аспекты эксплуатации человеко-машинных систем 18
Заключение 19
Библиографический список 20

Файлы: 1 файл

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС)

ОСОБЕННОСТИ ЭРГОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, РАЗРАБОТКИ, ЭКСПЛУАТАЦИИ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК-МАШИНА»

по дисциплине «Инженерная психология»

Студент группы ХХ

Введение

Инженерная психология есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации СЧМ. Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии.

Как психологическая наука инженерная психология изучает психические и психофизиологические процессы и свойства человека, выясняя, какие требования к отдельным техническим устройствам и построению СЧМ в целом вытекают из особенностей человеческой деятельности, т. е. решает задачу приспособления техники и условий труда к человеку.

Как техническая наука инженерная психология изучает принципы построения сложных систем, посты и пульты управления, кабины машин, технологические процессы для выяснения требований, предъявляемых к психологическим, психофизиологическим и другим свойствам человека- оператора.

Благодаря техническому перевооружению производства существенно изменяются функции и роль человека. Многие операции, которые раньше были его прерогативой, сейчас начинают выполнять машины. Однако, каких бы успехов ни достигала техника, труд был и остается достоянием человека, а машины, как бы сложны они ни были, являются лишь орудиями его труда. В процессе труда человек, используя машины как орудия труда, осуществляет сознательно поставленные им цели.

Следовательно, с развитием и усложнением техники возрастает значение человеческого фактора на производстве. Необходимость изучения этого фактора и учета его при разработке новой техники и технологических процессов, при организации производства и эксплуатации оборудования становится все более очевидной. От успешности решения этой задачи зависит эффективность и надежность эксплуатации создаваемой техники, функционирование технических устройств и деятельность человека, который

пользуется этими устройствами в процессе Труда, должны рассматриваться во взаимосвязи. Эта точка зрения привела к формированию понятия системы

«человек — машина» (СЧМ). Под СЧМ понимается система, включающая человека- оператора (группу операторов) и машины, посредством которой осуществляется трудовая деятельность. Машиной в СЧМ называется совокупность технических средств, используемых человеком-оператором в процессе деятельности. СЧМ и является объектом инженерной психологии.

Система «человек — машина» представляет собой частный случай управляющих систем, в которых функционирование машины и деятельность

человека связаны единым контуром регулирования.

1 Особенности системы эргономического обеспечения разработки и эксплуатации систем «человек — машина»

Система эргономического обеспечения разработки и эксплуатации систем «человек — техника» (СЭОРЭ) представляет собой совокупность взаимосвязанных организационных мероприятий, научно-исследовательских и проектных работ, устанавливающих эргономические требования и формирующих эргономические свойства человеко-машинных систем в процессе их разработки и эксплуатации. Эта система имеет черты самоорганизующейся социальной организации, решающей целевую задачу путём формирования профессионального дискурса, отражающего научно-практические достижения в области учёта человеческого фактора. Это динамическая система, генерирующая новую информацию, важную для проектирования СЧМ посредством профессиональных коммуникаций специалистов широкого класса дисциплин, связанных с учётом свойств человека в технической системе.

Читайте также:
Программа для настройки руля oklick

Источник: www.yaneuch.ru

Программа эргономического обеспечения на каком этапе

Есть такое выражение: «О чем бы мы не говорили, мы всегда говорим о деньгах». Любая наука становится востребованной при наличии экономического интереса к ее постулатам. С помощью эргономики должны быть обеспечены безошибочные действия человека-оператора в производственной среде. Ошибки пилота летательного аппарата, оператора энергетической установки, даже домохозяйки, управляющих современными техническими средствами, как правило, заканчиваются трагически и цена их велика. К ошибкам чаще всего приводят перегрузка и недостаточная подготовка операторов, а также неверно разработанная информационная модель (ИМ) объекта управления, реализованная на неоптимальных технических средствах деятельности (ТСД).

В настоящее время существует множество нормативных документов в области эргономики. При этом трудно назвать хотя бы несколько из них, которые можно было бы непосредственно использовать при разработке изделий. За исключением, пожалуй, стандартов в области конструктивов пультов управления, антропометрии и обитаемости.

Не решены в достаточной степени вопросы разработки оптимальной информационной модели объекта управления, обеспечивающей оператора актуальными данными для решения конкретных задач. Как правило, на видеомониторы выводятся, «на всякий случай» множество избыточных данных в различных форматах, с различными единицами измерения, вперемешку с графической информацией, в разных областях экрана.

Оператор вынужден самостоятельно выделять наиболее важные данные, заниматься их перекодированием и структурированием. ИМ для разных режимов тоже отличаются организацией представления данных. Хотя режимы зачастую схожи. В итоге только опытный оператор способен быстро и безошибочно принимать решения и действовать в таких условиях.

Для устранения указанных недостатков необходимо определить нормативные значения для основных эргономических характеристик изделий и разработать комплексную систему проверки и оценки эргономичности изделий. Это позволит в процессе разработки изделий согласовать возможности человека-оператора (антропометрические, психофизиологические, профессиональноважные) с ИМ объекта управления и ТСД (пультом управления (ПУ), средствами отображения информации (СОИ) и органами управления (ОУ)).

В процессе эргономического проектирования изделий необходимо последовательно выполнить следующие основные работы:

— Анализ задач с целью определения объёма, темпа предоставления данных, их вида, а также допустимого времени решения.

— Анализ структуры алгоритмов деятельности оператора с целью определения типа и количества выполняемых действий: моторных, сенсорных, мыслительных.

— Определение напряженности деятельности оператора.

— Оптимизация, при необходимости, ИМ и алгоритмов, в случае, если будет установлено, что оператор перегружен.

— Детальная разработка ИМ (форма, количество, способы кодирования, скорость предоставления данных).

— Выбор и комплектование ТСД (архитектоника рабочего места (РМ), размеры ПУ, компоновка СОИ и ОУ на ПУ, технические характеристики СОИ (количество отображаемых цветов, скорость обработки и предоставления информации) и ОУ (форма, величина усилий, время реакции и др.) с учетом условий обитаемости (параметры воздуха, полей и др.) и требований технической эстетики (ТЭ) в части топологии РМ, ПУ, ИМ, дизайнерских и цветовых решений, конструкции кресла оператора.

— Определение комплексного критерия эргономичности изделия.

— Испытание изделия в реальной обстановке, регистрация ошибок оператора и выявление их причин.

После устранения причин ошибок изделие передать для эксплуатации.

На этапе эксплуатации изделия контролировать отказы и выявлять наличие и причины ошибок оператора. Причины, приводящие к ошибкам человека-оператора должны быть устранены в процессе модернизации изделия или при разработке перспективных изделий.

Специалист по эргономике должен быть един в четырех лицах:

— знать особенности условий профессиональной деятельности человека-оператора;

— знать возможности человека, в том числе с учетом его индивидуальности;

— уметь конструировать РМ, ИМ, ТСД;

— разрабатывать программы и методики испытаний изделий, проводить испытания и выявлять причины отказов изделий и ошибок операторов.

Порядок эргономического обеспечения разработки, эксплуатации, модернизации и утилизации изделий

Читайте также:
Как пользоваться программой Smart view

Эргономическое обеспечение (ЭО) разработки изделий на стадии разработки технического задания (ТЗ) заключается в согласовании требований к организации деятельности человека-оператора, к распределению функций между человеком и «машиной», алгоритмам работы операторов, техническим средствам деятельности и их технической эстетике, а также к содержанию эргономической экспертизы изделия на различных этапах жизненного цикла.

Пример типовых формулировок:

N1.N2 Требования по эргономике и технической эстетике

N1.N2.N3 Изделие должно обеспечивать безошибочную деятельность операторов.

N1.N2.N3+1 Количество операторов ……….. Режим труда и отдыха операторов…….

N1.N2.N3+2 Режимы работы изделия… (например: основной, аварийный, учебно-тренировочный.) Задачи… (Перечень, допустимое время решения. Объемы и темп предоставления данных.) Порядок работы оператора в целом и при решении каждой задачи.

N1.N2.N3+3 Профессиональноважные качества и уровень подготовки операторов……….(например, время реакции не меньше ……., различение цветов……, знать основы профессии, знать вычислительную технику и основы программирования, пройти ремонтную подготовку и др.)

N1.N2.N3+4 Информационная модель. Типы видеокадров ….(например, интегрированный, режимные, мнемосхема для автоматизированного контроля, тактический, справочные и др.) Унифицикация. Применяемые алфавиты: символы, графика, мнемознаки, …………. звуки. Язык. Тип кодирования: цветом, частотой, изменением размера и др.

Подсказки.

N1.N2.N3+5 Организация деятельности оператора…(например, включение, подготовка к работе, работа, поиск неисправностей и восстановление работоспособности, подготовка к отключению, отключение.) Алгоритм : структура, унифицикация.

N1.N2.N3+6 Технические средства деятельности. ПУ (конструктив, габариты, режим работы «сидя»), СОИ (размеры, форма, количество, тип, расположение, способы управления), ОУ (количество, тип, расположение, размеры, форма, способы управления, усилия).

N1.N2.N3+7 Обитаемость: воздух, поля и др.

N1.N2.N3+8 Требования по технической эстетике. Требования по топологии РМ: взаимное расположение панелей управления, средств звуковой сигнализации и кресла оператора; взаимное расположение СОИ и ОУ на ПУ, зоны обзора и досягаемости; взаимное расположение органов управления и областей представления графической и знаковой информации на видеомониторе (видеомониторах). Требования по дизайнерским и цветовым решениям.

N1.N2.N3+9 Эргономическая экспертиза (ЭЭ). На стадии эскизного проекта (ЭП) произвести оценку структуры изделия и определить количество автоматизированных рабочих мест (АРМ) и операторов; на стадии технического проекта (ТП) оценить ИМ, ТСД, качество решения вопросов ТЭ; на стадии рабочего проекта (РП) и изготовления проконтролировать соответствие эргономических показателей изделия, согласованных на стадии ТП; на этапах приемо-сдаточных (ПСИ) заводских стендовых испытаниях проверить алгоритмы по отдельным режимам и при имитации реальной работы, нагрузку, утомляемость, безошибочность действий оператора; при испытаниях в реальных условиях провести экспертизу изделия на наличие и количество ошибок оператора и влияние на них структуры изделия (организации управления), распределения функций между человеком-оператором и «машиной», напряженности деятельности, алгоритмов, ИМ, ТСД, ТЭ и профессионально важных показателей и уровня подготовки операторов.

N1.N2.N3+10 Отчетные документы: «Программа эргономического обеспечения разработки изделия», «Программа и методики эргономической экспертизы», разделы пояснительных записок (ПЗ) на этапах эскизного и технического проектов, «Альбом видеокадров», протоколы испытаний и акты по результатам экспертиз.

Эргономические работы на стадии разработки эскизного проекта (ЭП) заключаются в разработке и обосновании структуры изделия, определении количества автоматизированных рабочих мест, взаимосвязей между ними и оформлении соответствующего раздела пояснительной записки. Должна быть разработана «Программа эргономического обеспечения разработки изделия» и «Программа и методики эргономической экспертизы». Должна быть проведена ЭЭ структуры изделия.

Эргономические работы на стадии разработки технического проекта (ТП) заключаются в разработке и обосновании ИМ, алгоритмов, ТСД и оформлении соответствующего раздела пояснительной записки. Должен быть разработан «Альбом видеокадров», «Таблица возможных значений параметров и видов графической информации» и программа-просмотрщик для моделирования ИМ в динамике и имитации работы режимов изделия. Должна быть проведена ЭЭ ИМ, ТСД, ПВК и уровня подготовки операторов.

Эргономические работы на стадии разработки рабочего проекта (РП) и изготовления заключаются в контроле соответствия перечня и значений эргономических показателей (ЭП) изготавливаемого изделия с ЭП, согласованными на стадии ТП. Должна быть проведена ЭЭ ИМ, ТСД и ТЭ.

Эргономические работы на стадии приемо-сдаточных испытаний заключаются в проведении ЭЭ и выявлении наличия, количества и причин ошибок.

Во время эксплуатации проводят анализ деятельности и выявление эргономических недостатков.

В момент утилизации оценивают демонтируемость.

Источник: holland-bay.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru