Под эргономическим обеспечением проектирования понимается установление эргономических требований и формирование эргономических свойств системы «человек— машина (предмет)» в частном случае, и «человек — машина (предмет) — окружающая среда» в общем виде на стадиях ее разработки и использования.
Основные прикладные задачи, решаемые эргономикой, нижеследующие
Одновременно ведется разработка средств профессиональной подготовки и отбора персонала для работы с техникой.
Следующая задача — на основе моделирования деятельности эксплуатирующего персонала разработка требований к инструкциям по эксплуатации и обслуживанию изделий, техники, облегчающих их освоение. Это не только серьезная научная проблема, но и искусство, по словам английского эргономиста Д Оборна
Особо надо подчеркнуть, что разработка ведется с учетом половых, возрастным и прочих моментов, в т.ч. особенностей организма женщин, детей, подростков, пожилых людей. Актуальнейшая проблема — проектирование изделий, оборудования для лиц с пониженной трудоспособностью, инвалидов.
Новые технологии эргономического обеспечения космических полетов
Использование в проектной дизайн-практике оборудования эргономики позволяет перейти от техники безопасности к безопасной технике, не забывая о эстетических моментах.
Так же в дизайне среды на основании эргономических данных становится возможным создание средовых систем высокого потребительского качества, комфортных и эстетически выразительных. Положительная эмоционально-чувственная оценка возможна только при «подогнанности» среды и ее элементов под человека, обеспечении удобства, надежности, безопасности в сочетании с гармоничностью объемно-планировочного и цвето-фактурного решения.
2.2.2. Эргономическая программа проектирования среды обитания
Проектная деятельность по созданию среды обитания, как уже отмечалось выше, базируется на интуиции и спонтанности (область искусства), информации и методологии (наука и техника). Она характеризуется балансированием между фактами и искусством. К фактам (факторам), определяющим планировку и оборудование средовых объектов, относятся, в первую очередь, виды процессов жизнедеятельности и группы потребителей. Общие исходные моменты для решения проектных задач с учетом требований и пожеланий потребителей приведены в эргономической программе создания производственно-бытовой среды.
Представленная в данном разделе информация (по материалам американского специалиста Дж. Е. Харригана [33]) рассчитана на то, чтобы помочь проектировщику уяснить, какое значение имеют пространство, здание, оборудование или организованная среда обитания для потребителей и их деятельности, чтобы предотвратить создание неэффективных, несовершенных и небезопасных условий, дать потребителю возможность реализовать свой личный выбор и, в сущности, достич оптимальной для человека окружающей среды.
Решить задачу создания проекта с учетом человеческих факторов, критериев и требований помогает представленная ниже эргономическая программа (табл. 13). Она включает вопросы, на которые нужно дать ответ, чтобы спроектировать производственно-бытовую среду в соответствии с пожеланиями и требованиями потребителя.
Вебинар: Обеспечение единства измерений в РФ
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Эргономическая программа организована по принципу «изнутри наружу»: от рода деятельности внутри сооружения к опорным элементам сооружения, а затем — к окружающему пространству.
Проектировщик не может считать, что знает достаточно о проектируемом объекте, пока не получит определенное представление о его особенностях в максимально полном объеме. Каждый пункт в эргономической программе охватывает четко обозначенный круг проблем.
Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями.
Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм.
Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при которых тело находится под действием заданной системы сил.
Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания.
Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана.
Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час.
Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания.
Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей.
Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка.
Источник: studopedia.info
Особенности эргономического обеспечения, разработки, эксплуатации в системе «человек-машина»
Система эргономического обеспечения разработки и эксплуатации систем «человек — техника» (СЭОРЭ) представляет собой совокупность взаимосвязанных организационных мероприятий, научно-исследовательских и проектных работ, устанавливающих эргономические требования и формирующих эргономические свойства человеко-машинных систем в процессе их разработки и эксплуатации. Эта система имеет черты самоорганизующейся социальной организации, решающей целевую задачу путём формирования профессионального дискурса, отражающего научно-практические достижения в области учёта человеческого фактора. Это динамическая система, генерирующая новую информацию, важную для проектирования СЧМ посредством профессиональных коммуникаций специалистов широкого класса дисциплин, связанных с учётом свойств человека в технической системе.
Введение 3
1 Особенности системы эргономического обеспечения разработки и эксплуатации систем «человек — машина» 4
1.2 Этапы и последовательность эргономического обеспечения 5
1.3. Эргономические стандарты 7
1.4. Эргономическая экспертиза 9
2 Эффективность системы «Человек — машина» 10
2.1. Надёжность оператора и системы «человек — машина». Ресурсный подход 11
2.2 Профессиональный отбор и обучение операторов 13
2.3 Психологические аспекты эксплуатации человеко-машинных систем 18
Заключение 19
Библиографический список 20
Файлы: 1 файл
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС)
ОСОБЕННОСТИ ЭРГОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, РАЗРАБОТКИ, ЭКСПЛУАТАЦИИ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК-МАШИНА»
по дисциплине «Инженерная психология»
Студент группы ХХ
Введение
Инженерная психология есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации СЧМ. Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии.
Как психологическая наука инженерная психология изучает психические и психофизиологические процессы и свойства человека, выясняя, какие требования к отдельным техническим устройствам и построению СЧМ в целом вытекают из особенностей человеческой деятельности, т. е. решает задачу приспособления техники и условий труда к человеку.
Как техническая наука инженерная психология изучает принципы построения сложных систем, посты и пульты управления, кабины машин, технологические процессы для выяснения требований, предъявляемых к психологическим, психофизиологическим и другим свойствам человека- оператора.
Благодаря техническому перевооружению производства существенно изменяются функции и роль человека. Многие операции, которые раньше были его прерогативой, сейчас начинают выполнять машины. Однако, каких бы успехов ни достигала техника, труд был и остается достоянием человека, а машины, как бы сложны они ни были, являются лишь орудиями его труда. В процессе труда человек, используя машины как орудия труда, осуществляет сознательно поставленные им цели.
Следовательно, с развитием и усложнением техники возрастает значение человеческого фактора на производстве. Необходимость изучения этого фактора и учета его при разработке новой техники и технологических процессов, при организации производства и эксплуатации оборудования становится все более очевидной. От успешности решения этой задачи зависит эффективность и надежность эксплуатации создаваемой техники, функционирование технических устройств и деятельность человека, который
пользуется этими устройствами в процессе Труда, должны рассматриваться во взаимосвязи. Эта точка зрения привела к формированию понятия системы
«человек — машина» (СЧМ). Под СЧМ понимается система, включающая человека- оператора (группу операторов) и машины, посредством которой осуществляется трудовая деятельность. Машиной в СЧМ называется совокупность технических средств, используемых человеком-оператором в процессе деятельности. СЧМ и является объектом инженерной психологии.
Система «человек — машина» представляет собой частный случай управляющих систем, в которых функционирование машины и деятельность
человека связаны единым контуром регулирования.
1 Особенности системы эргономического обеспечения разработки и эксплуатации систем «человек — машина»
Система эргономического обеспечения разработки и эксплуатации систем «человек — техника» (СЭОРЭ) представляет собой совокупность взаимосвязанных организационных мероприятий, научно-исследовательских и проектных работ, устанавливающих эргономические требования и формирующих эргономические свойства человеко-машинных систем в процессе их разработки и эксплуатации. Эта система имеет черты самоорганизующейся социальной организации, решающей целевую задачу путём формирования профессионального дискурса, отражающего научно-практические достижения в области учёта человеческого фактора. Это динамическая система, генерирующая новую информацию, важную для проектирования СЧМ посредством профессиональных коммуникаций специалистов широкого класса дисциплин, связанных с учётом свойств человека в технической системе.
Источник: www.yaneuch.ru
Программа эргономического обеспечения на каком этапе
Есть такое выражение: «О чем бы мы не говорили, мы всегда говорим о деньгах». Любая наука становится востребованной при наличии экономического интереса к ее постулатам. С помощью эргономики должны быть обеспечены безошибочные действия человека-оператора в производственной среде. Ошибки пилота летательного аппарата, оператора энергетической установки, даже домохозяйки, управляющих современными техническими средствами, как правило, заканчиваются трагически и цена их велика. К ошибкам чаще всего приводят перегрузка и недостаточная подготовка операторов, а также неверно разработанная информационная модель (ИМ) объекта управления, реализованная на неоптимальных технических средствах деятельности (ТСД).
В настоящее время существует множество нормативных документов в области эргономики. При этом трудно назвать хотя бы несколько из них, которые можно было бы непосредственно использовать при разработке изделий. За исключением, пожалуй, стандартов в области конструктивов пультов управления, антропометрии и обитаемости.
Не решены в достаточной степени вопросы разработки оптимальной информационной модели объекта управления, обеспечивающей оператора актуальными данными для решения конкретных задач. Как правило, на видеомониторы выводятся, «на всякий случай» множество избыточных данных в различных форматах, с различными единицами измерения, вперемешку с графической информацией, в разных областях экрана.
Оператор вынужден самостоятельно выделять наиболее важные данные, заниматься их перекодированием и структурированием. ИМ для разных режимов тоже отличаются организацией представления данных. Хотя режимы зачастую схожи. В итоге только опытный оператор способен быстро и безошибочно принимать решения и действовать в таких условиях.
Для устранения указанных недостатков необходимо определить нормативные значения для основных эргономических характеристик изделий и разработать комплексную систему проверки и оценки эргономичности изделий. Это позволит в процессе разработки изделий согласовать возможности человека-оператора (антропометрические, психофизиологические, профессиональноважные) с ИМ объекта управления и ТСД (пультом управления (ПУ), средствами отображения информации (СОИ) и органами управления (ОУ)).
В процессе эргономического проектирования изделий необходимо последовательно выполнить следующие основные работы:
— Анализ задач с целью определения объёма, темпа предоставления данных, их вида, а также допустимого времени решения.
— Анализ структуры алгоритмов деятельности оператора с целью определения типа и количества выполняемых действий: моторных, сенсорных, мыслительных.
— Определение напряженности деятельности оператора.
— Оптимизация, при необходимости, ИМ и алгоритмов, в случае, если будет установлено, что оператор перегружен.
— Детальная разработка ИМ (форма, количество, способы кодирования, скорость предоставления данных).
— Выбор и комплектование ТСД (архитектоника рабочего места (РМ), размеры ПУ, компоновка СОИ и ОУ на ПУ, технические характеристики СОИ (количество отображаемых цветов, скорость обработки и предоставления информации) и ОУ (форма, величина усилий, время реакции и др.) с учетом условий обитаемости (параметры воздуха, полей и др.) и требований технической эстетики (ТЭ) в части топологии РМ, ПУ, ИМ, дизайнерских и цветовых решений, конструкции кресла оператора.
— Определение комплексного критерия эргономичности изделия.
— Испытание изделия в реальной обстановке, регистрация ошибок оператора и выявление их причин.
После устранения причин ошибок изделие передать для эксплуатации.
На этапе эксплуатации изделия контролировать отказы и выявлять наличие и причины ошибок оператора. Причины, приводящие к ошибкам человека-оператора должны быть устранены в процессе модернизации изделия или при разработке перспективных изделий.
Специалист по эргономике должен быть един в четырех лицах:
— знать особенности условий профессиональной деятельности человека-оператора;
— знать возможности человека, в том числе с учетом его индивидуальности;
— уметь конструировать РМ, ИМ, ТСД;
— разрабатывать программы и методики испытаний изделий, проводить испытания и выявлять причины отказов изделий и ошибок операторов.
Порядок эргономического обеспечения разработки, эксплуатации, модернизации и утилизации изделий
Эргономическое обеспечение (ЭО) разработки изделий на стадии разработки технического задания (ТЗ) заключается в согласовании требований к организации деятельности человека-оператора, к распределению функций между человеком и «машиной», алгоритмам работы операторов, техническим средствам деятельности и их технической эстетике, а также к содержанию эргономической экспертизы изделия на различных этапах жизненного цикла.
Пример типовых формулировок:
N1.N2 Требования по эргономике и технической эстетике
N1.N2.N3 Изделие должно обеспечивать безошибочную деятельность операторов.
N1.N2.N3+1 Количество операторов ……….. Режим труда и отдыха операторов…….
N1.N2.N3+2 Режимы работы изделия… (например: основной, аварийный, учебно-тренировочный.) Задачи… (Перечень, допустимое время решения. Объемы и темп предоставления данных.) Порядок работы оператора в целом и при решении каждой задачи.
N1.N2.N3+3 Профессиональноважные качества и уровень подготовки операторов……….(например, время реакции не меньше ……., различение цветов……, знать основы профессии, знать вычислительную технику и основы программирования, пройти ремонтную подготовку и др.)
N1.N2.N3+4 Информационная модель. Типы видеокадров ….(например, интегрированный, режимные, мнемосхема для автоматизированного контроля, тактический, справочные и др.) Унифицикация. Применяемые алфавиты: символы, графика, мнемознаки, …………. звуки. Язык. Тип кодирования: цветом, частотой, изменением размера и др.
Подсказки.
N1.N2.N3+5 Организация деятельности оператора…(например, включение, подготовка к работе, работа, поиск неисправностей и восстановление работоспособности, подготовка к отключению, отключение.) Алгоритм : структура, унифицикация.
N1.N2.N3+6 Технические средства деятельности. ПУ (конструктив, габариты, режим работы «сидя»), СОИ (размеры, форма, количество, тип, расположение, способы управления), ОУ (количество, тип, расположение, размеры, форма, способы управления, усилия).
N1.N2.N3+7 Обитаемость: воздух, поля и др.
N1.N2.N3+8 Требования по технической эстетике. Требования по топологии РМ: взаимное расположение панелей управления, средств звуковой сигнализации и кресла оператора; взаимное расположение СОИ и ОУ на ПУ, зоны обзора и досягаемости; взаимное расположение органов управления и областей представления графической и знаковой информации на видеомониторе (видеомониторах). Требования по дизайнерским и цветовым решениям.
N1.N2.N3+9 Эргономическая экспертиза (ЭЭ). На стадии эскизного проекта (ЭП) произвести оценку структуры изделия и определить количество автоматизированных рабочих мест (АРМ) и операторов; на стадии технического проекта (ТП) оценить ИМ, ТСД, качество решения вопросов ТЭ; на стадии рабочего проекта (РП) и изготовления проконтролировать соответствие эргономических показателей изделия, согласованных на стадии ТП; на этапах приемо-сдаточных (ПСИ) заводских стендовых испытаниях проверить алгоритмы по отдельным режимам и при имитации реальной работы, нагрузку, утомляемость, безошибочность действий оператора; при испытаниях в реальных условиях провести экспертизу изделия на наличие и количество ошибок оператора и влияние на них структуры изделия (организации управления), распределения функций между человеком-оператором и «машиной», напряженности деятельности, алгоритмов, ИМ, ТСД, ТЭ и профессионально важных показателей и уровня подготовки операторов.
N1.N2.N3+10 Отчетные документы: «Программа эргономического обеспечения разработки изделия», «Программа и методики эргономической экспертизы», разделы пояснительных записок (ПЗ) на этапах эскизного и технического проектов, «Альбом видеокадров», протоколы испытаний и акты по результатам экспертиз.
Эргономические работы на стадии разработки эскизного проекта (ЭП) заключаются в разработке и обосновании структуры изделия, определении количества автоматизированных рабочих мест, взаимосвязей между ними и оформлении соответствующего раздела пояснительной записки. Должна быть разработана «Программа эргономического обеспечения разработки изделия» и «Программа и методики эргономической экспертизы». Должна быть проведена ЭЭ структуры изделия.
Эргономические работы на стадии разработки технического проекта (ТП) заключаются в разработке и обосновании ИМ, алгоритмов, ТСД и оформлении соответствующего раздела пояснительной записки. Должен быть разработан «Альбом видеокадров», «Таблица возможных значений параметров и видов графической информации» и программа-просмотрщик для моделирования ИМ в динамике и имитации работы режимов изделия. Должна быть проведена ЭЭ ИМ, ТСД, ПВК и уровня подготовки операторов.
Эргономические работы на стадии разработки рабочего проекта (РП) и изготовления заключаются в контроле соответствия перечня и значений эргономических показателей (ЭП) изготавливаемого изделия с ЭП, согласованными на стадии ТП. Должна быть проведена ЭЭ ИМ, ТСД и ТЭ.
Эргономические работы на стадии приемо-сдаточных испытаний заключаются в проведении ЭЭ и выявлении наличия, количества и причин ошибок.
Во время эксплуатации проводят анализ деятельности и выявление эргономических недостатков.
В момент утилизации оценивают демонтируемость.
Источник: holland-bay.ru



