Программа энергосбережения в организации что это

Проведенные авторами работы по формированию программы энергосбережения одной из областей России, а также анализ проблем энергосбережения в бюджетных организациях и на производственных предприятиях, позволили выявить основные особенности и проблемы при разработке и реализации региональных целевых программ (далее также РЦП) энергосбережения.

РЦП энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее также Программа) является частью программного механизма исполнения стратегии социально-экономического развития региона.

При решении проблемы повышения энергоэффективности программно-целевым методом должны быть обеспечены:

  • соответствие — увязывание целей, задач, мероприятий по ресурсам, исполнителям и срокам;
  • интеграция — межотраслевая (объединение усилий субъектов различной отраслевой принадлежности, различных форм собственности и др.) и временная (обеспечение четкой последовательности и единства различных этапов процесса достижения целей программы);
  • координация — обеспечение взаимодействий при проведении мероприятий и использовании финансовых и материальных ресурсов различной ведомственной, отраслевой принадлежности;
  • наличие обратной связи — обеспечение контроля реализации программы и корректировки в зависимости от достигнутых результатов.

Структура региональной (муниципальной) программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, перечень мероприятий, подлежащих включению в программы, установлены в ст.14 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. ».

Программы энергосбережения

Ожидаемые эффекты от выполнения Программы энергосбережения

Выполнение Программы энергосбережения позволит добиться в масштабах региона экономических преимуществ для бюджета региона, населения и для отраслей экономики. Ожидаемые результаты представлены в таблице.

Таблица. Ожидаемые результаты программы энергосбережения

  • Снижение энергоемкости ВРП, повышение конкурентоспособности экономики, рост энергетической и экологической безопасности региона, сокращение выбросов в атмосферу
  • Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, устойчивое обеспечение экономики и населения топливом и энергией
  • Привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест (услуги энергоаудита, потребность в высококвалифицированных специалистах для обеспечения работы с новым современным энергоэффективным оборудованием)
  • Развитие энергоэффективных инноваций
  • Снижение потребления и расходов бюджета на оплату энергоресурсов
  • В перспективе: снижение нагрузки бюджета на предоставление социальной поддержки по оплате коммунальных услуг населению, высвобождение средств бюджета для реализации социальных программ и проектов
  • Использование бюджетофинансируемыми учреждениями экономии от энергосберегающих мероприятий сверх установленного снижения
  • Обеспечение закупки наиболее энергоэффективных товаров для государственных/муниципальных нужд
  • Снижение потерь, потребления и затрат на коммунальные услуги
  • Повышение качества коммунальных услуг, создание более комфортных условий для населения, потребителей бюджетных услуг (пациентов больниц, учеников школ, работников бюджетной сферы)
  • Снижение затрат за счет снижения удельного энергопотребления, сокращение потерь в сетях
  • Сокращение числа аварий, повышение надежности снабжения ресурсами
  • Уменьшение пиковых нагрузок на электрические, тепловые и газовые сети от бытовых потребителей
  • Высвобождение мощностей, возможность обеспечить подключение к системам теплоснабжения и электроснабжения новых объектов
  • Сохранение на период на менее 5 лет экономии от энергосберегающих мероприятий либо включение затрат в плановую себестоимость
  • Негативный — сокращение объемов оказываемых услуг (сокращение денежного потока) при проведении мероприятий по энергосбережению потребителями
  • Снижение потребления энергоресурсов
  • Снижение энергоемкости и себестоимости продукции, повышение конкурентоспособности
  • Снижение загрязнения окружающей среды, уменьшение экологических платежей
  • Ускоренное введение основных фондов, имеющих высокую энергоэффективность, внедрение энергосберегающих технологий
  • Снижение вредных выбросов в атмосферу

Управленческий эффект выразится в создании системы правовых, организационных и экономических мер, позволяющих с минимальными затратами обеспечить достижение планируемых показателей энергоэффективности экономики региона, представляющей собой не набор частных решений, а увязанный и поэтапный комплекс мер.

Разработка программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности бюджетного учреждения

Социальный эффект выразится в формировании надежно функционирующей и комфортной среды жизнедеятельности с минимальными затратами энергии и ресурсов, обеспечении благоприятной экологической обстановки.

Достижение указанных эффектов возможно только при осуществлении постоянной координации и мониторинга хода реализации мероприятий Программы и использовании оптимальных механизмов финансирования.

Ответственность за нарушение требований в области энергоэффективности

Административная ответственность за нарушение требований, предъявляемых к региональным/муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в соответствии с Законом № 261-ФЗ не предусмотрена.

Тем не менее, в составе показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти (далее — ОИВ) региона и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов присутствуют показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности (утверждены Указом Президента РФ от 13.05.2010 № 579), что должно стимулировать органы власти к принятию и исполнению программ.

При выявлении нарушений требований федерального закона к наличию, содержанию программ энергосбережения региона/муниципального образования может быть принесен протест прокуратурой.

Статьей 9.16 Кодекса об административных правонарушениях (КОАП) предусматривается ответственность в форме административного штрафа:

  1. для бюджетной сферы:
    • за несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования (а также организаций, осуществляющими регулируемые виды деятельности) требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    • за размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности;
    • для коммерческих организаций:
      • за несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования;
      • за непредставление копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования;
      • за несоблюдение собственниками нежилых зданий в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, оснащенности приборами учета;
      • за несоблюдение требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований оснащенности приборами учета;
      • а также в других случаях, определенных в КОАП.
      Читайте также:
      Что за программа search tool

      Этапы и особенности разработки Программы энергосбережения

        Сбор и анализ исходных данных.

      Сбор информации проводится по основным показателям существующего состояния, проблемам и перспективам развития региона с акцентом в области производства и потребления энергоресурсов:

      • прогноз, стратегия и программа социально-экономического развития региона,
      • региональные и ведомственные целевые программы, в том числе по развитию коммунальной инфраструктуры,
      • программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры крупных городских округов,
      • инвестиционные программы и программы энергосбережения крупнейших промышленных предприятий, поставщиков энергоресурсов и организаций коммунального комплекса,
      • объем производства, передачи, потребления энергоресурсов бюджетными учреждениями (далее — БУ), населением, промышленностью,
      • оснащенность приборами учета энергоресурсов на источниках и у потребителей,
      • состояние жилого фонда,
      • наличие местных видов топлива и др.

      Аналитическая стадия этапа заключается в оценке сложившейся на территории региона (муниципалитета) ситуации по снабжению и потреблению энергоресурсов: анализируются и сопоставляются годовые топливно-энергетические балансы (далее — ТЭБ) за предыдущие годы по параметрам прихода, транспорта, расхода и потерь энергоресурсов на каждом этапе производства, передачи и использования энергоресурсов по отдельным видам энергоресурсов — электрическая и тепловая энергия, газ и др. и в отдельных отраслях, а также сводные балансы, выявляются динамика и тенденции изменения структуры и объемов производства и потребления энергоресурсов.

      Оценка потенциала проводится по видам энергетических ресурсов (электроэнергия, тепловая энергия, газ, вода) и по секторам (направлениям): по производителям энергетических ресурсов (генерация и передача электрической и тепловой энергии), по потребителям энергетических ресурсов (бюджетный сектор, жилищный фонд, коммунальный комплекс, по отраслям промышленности, транспортный комплекс).

      Этапы разработки региональной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности

      Рис. Этапы разработки региональной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности

      Дополнительно для оценки потенциала энергосбережения и повышения эффективности могут быть приняты во внимание данные проведенных энергетических обследований БУ. Сформированный консолидированный перечень мероприятий по энергосбережению в БУ региона позволит проконтролировать правильность оценки потенциала энергосбережения, определенной расчетным путем.

      В ходе разработки Программы целесообразно провести анализ энергетической эффективности в бюджетных организациях (данных об оснащенности приборами учета энергоресурсов и количестве объектов, прошедших энергетическое обследование — путем анкетирования и анализа ведомственной статистики). На основании анализа формируются сводные потребности в приборах учета, проведении энергоаудита, определяется примерный объем необходимого финансирования (по заявкам БУ).

      Завершается этап формированием прогноза производства и потребления топливно-энергетических ресурсов (без учета и с учетом реализации мероприятий по энергосбережению), проводится моделирование доли каждого энергоресурса в энергобалансе каждого сектора, рассчитывается потенциал энергосбережения по энергоресурсам.

      По каждому из направлений (промышленность, жилищный сектор, коммунальная инфраструктура и др.) разрабатывается комплекс взаимоувязанных мероприятий (технических, организационных).

      Для разработки комплекса мероприятий может быть использован примерный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 17 февраля 2010 г. № 61.

      На этой стадии разработки необходимо включение в Программу мероприятий, направленных на внедрение энергоэффективных инноваций (энергосберегающих и энергоэффективных решений, технологий и материалов).

      Также необходима разработка методики отбора проектов, претендующих на бюджетную поддержку, для включения в РЦП, позволяющая оценивать как энергетическую, так и экономическую эффективность проекта.

      Мероприятия и индикаторы разрабатываемой РЦП увязываются с мероприятиями и индикаторами в целевых программах в смежных областях и не должны дублировать их (например, мероприятия по установке приборов учета в многоквартирных домах, реализуемые по программам капитального ремонта).

      Проводится определение ответственных исполнителей и распорядителей средств регионального бюджета по каждому из мероприятий в соответствии с установленными полномочиями каждого ОИВ.

      В завершении этапа определяется перечень и рассчитываются значения целевых индикаторов (показателей) РЦП. Целевые индикаторы (показатели) структурируются по целям и задачам Программы, для оценки достижения которых они вводятся.

      Перечень целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для региональных и муниципальных программ определен в Постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1225. Состав и методика расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности определены приказом Министерства регионального развития РФ от 7 июня 2010 г. № 273. Возможно дополнение обязательного перечня показателей при наличии специфических задач в конкретной Программе.

      Потребность в финансировании мероприятий Программы определяется на основании поданных заявок БУ (при наличии), министерств и ведомств, представленных программ развития предприятий и организаций, а также расчетным путем.

      В ходе планирования содержательной части Программы выделяются мероприятия, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств. Объемы финансирования за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников в РЦП приводятся в Программе в качестве справочной информации.

      Основной объем финансирования Программы направляется на реализацию технических мероприятий в бюджетных учреждениях: регионального подчинения — через исполнителей, которыми являются ОИВ — главные распорядители бюджетных средств (далее — ГРБС) по ведомственной принадлежности объектов; муниципального подчинения — через субсидии местным бюджетам. Поэтому в Программе дополнительно необходимо определить механизм отбора и софинансирования из регионального бюджета мероприятий, одним из критериев должно быть включение мероприятия в муниципальную программу энергосбережения. На данном этапе проводится распределение средств регионального бюджета по ГРБС путем агрегирования объемов финансирования всех мероприятий, исполнителем которых является каждый ГРБС.

      Читайте также:
      Программа проводник виндовс что это

      Оценка эффективности реализации Программы проводится на основании методики, путем соотнесения степени достижения ключевых индикаторов и показателей Программы к уровню ее финансирования с начала реализации.

      В разделе приводится описание системы управления реализацией РЦП, процедур подготовки отчетности и корректировки, указываются основные исполнители.

      Как правило, для управления реализацией Программы формируется Дирекция Программы («проектный офис») с наделением ее соответствующими полномочиями. Дирекция может быть образована в форме государственного автономного учреждения или структурного подразделения в составе ОИВ, являющегося государственным заказчиком Программы. Дирекция осуществляет межсистемную координацию и организацию взаимодействия между всеми исполнителями мероприятий Программы, свод планов отдельных субъектов, сбор и систематизацию аналитической информации и отчетности о реализации программных мероприятий, контроль и анализ исполнения мероприятий, обеспечивает выполнение общепрограммных мероприятий.

      Исполнители мероприятий Программы (ГРБС) осуществляют управление и контроль выполнения мероприятий БУ согласно своей ведомственной принадлежности, представляют сводную информацию в Дирекцию Программы.

      Процедура отчетности о выполнении мероприятий должна предусматривать предоставление отчетов не реже одного раза в год исполнителями мероприятий, подготовку Дирекцией сводного отчета по региону за год и предоставление отчета государственному заказчику Программы. Дирекция организует текущий мониторинг индикаторов Программы, который является важнейшей задачей оперативного управления Программой.

      Необходимо ежегодно актуализировать Программу на основании анализа выполнения запланированных мероприятий и проводить корректировку планируемых значений целевых показателей (индикаторов) с учетом фактически достигнутых результатов реализации Программы, изменения исходных данных (новые мощности, новые нагрузки), изменения внешних условий (социально-экономическая ситуация, новые технологии, новые требования регулирующих и надзорных органов и т.д.).

      Выводы

      1. Содержание Программы связано со спецификой отраслевой структуры региона, и, помимо обязательных, может содержать дополнительные разделы по детализации в отраслевом разрезе потенциала энергосбережения и мероприятий в промышленности.
      2. При оценке потенциала энергосбережения должны учитываться вклад, который вносит применение энергоэффективных инноваций, и специфика каждой отрасли/сферы деятельности, связанная с видами преимущественно используемых ресурсов, структурой возобновляемых источников энергии региона.
      3. В процессе разработки Программы необходимо обеспечить связь с другими региональными программами, в которых присутствуют отдельные мероприятия в области повышения энергоэффективности.
      4. Определение необходимых для реализации Программы объемов финансирования производится на базе оценочных значений и требует ежегодного уточнения по результатам проведения энергетических обследований и корректировки состава мероприятий.
      5. Управление Программой целесообразно делегировать специальной структуре, функционирующей по проектному принципу и осуществляющей организацию взаимодействия между всеми исполнителями мероприятий Программы, сбор и формирование сводной отчетности о выполнении Программы.

      Источник: mcdpartner.ru

      Требования к программам энергосбережения и энергоэффективности

      Программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее – Программа) разрабатываются в соответствии с Требованиями к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории Ульяновской области, утвержденными приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от № (далее – Требования).

      Требования к программе устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации. Если регулируемые организации осуществляют аналогичные виды регулируемой деятельности и имеют сходные друг с другом экономические, технические характеристики и условия деятельности, могут устанавливаться одинаковые требования к программам таких организаций. При этом сходство определяется регулирующим органом путем сравнения экономических, технических характеристик и условий деятельности регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности.

      Требования к программам устанавливаются регулирующим органом с учетом:

      1) поступивших от регулируемой организации в регулирующий орган не позднее 1 февраля года, в котором требования к программе должны быть установлены (скорректированы);

      2) поступивших от регулируемой организации в регулирующий орган не позднее 1 февраля ежегодных отчетов регулируемой организации о фактическом исполнении установленных требований к программе;

      3) прогнозируемого изменения цен (тарифов) на товары (услуги) регулируемых организаций в результате учета в программе установленных требований.

      Программы разрабатываются регулируемыми организациями на срок не менее трех лет. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации срок действия инвестиционных программ регулируемой организации превышает три года – на срок действия инвестиционных программ.

      Установленные требования могут ежегодно корректироваться с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного на очередной финансовый год, утвержденных на аналогичный период производственной, инвестиционной программ регулируемой организации и установленных цен (тарифов) на товары (услуги) регулируемой организации.

      Требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории ценовой зоны теплоснабжения – муниципальном образовании «город Ульяновск» не устанавливаются.

      Состав программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности

      1. Титульный лист
      2. Содержание
      3. Паспорт программы, который должен содержать следующую информацию:

      3.1. Полное наименование организации, наименование программы
      с указанием регулируемого вида деятельности;

      3.2. Основания для разработки программы (перечислить нормативные документы, согласно которым разрабатывалась программа энергосбережения);

      3.3. Цели программы;

      3.4. Задачи программы;

      3.5. Целевые показатели программы;

      3.6. Сроки реализации программы;

      3.7. Источники и объёмы финансового обеспечения реализации программы;

      3.8. Планируемые затраты на реализацию программы (тыс.руб. без НДС)
      с разбивкой по годам;

      3.9. Ожидаемые результаты реализации программы (тыс.руб. без НДС).

      4. Программа должна содержать следующие сведения:

      4.1. Общие сведения (описание деятельности регулируемой организации, описание и оценка сложившейся в организации ситуации);

      4.2. Целевые показатели и их значения, достижение которых обеспечивается регулируемой организацией при реализации программы;

      4.3. Перечень мероприятий программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, осуществление которых регулируемой организацией будет способствовать достижению предложенных ей значений показателей, возможных сроков их проведения с оценкой расходов на их проведение;

      Читайте также:
      Программа wipe что это

      4.4. Показатели энергетической эффективности объектов, с использованием которых осуществляется соответствующий регулируемый вид деятельности; 4.5. Оценка эффективности реализации программы.

      Направляемые сообщения не являются обращениями граждан, рассматриваемыми в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

      Источник: tarif73.ru

      Разработка программы энергосбережения по ФЗ-261

      Разработка программы энергосбережения по ФЗ-261

      Функционирование различных предприятий и организаций определяется в том числе и нормативно-правовыми актами регионального и федерального уровня. Один из таких актов – это федеральный закон №261, который устанавливает нормы обеспечения энергоэффективности многоквартирных домов, коммерческих, государственных и муниципальных объектов.

      Разработка программы энергосбережения по ФЗ-261является обязательным условием для эксплуатации государственных и муниципальных учреждений. Ее отсутствие карается штрафом от 30 до 100 тысяч рублей. Разработка такой программы поможет не только избежать штрафов, но и сократить энергопотребление объекта на 15% в течение 3 лет. Также она обеспечивает сокращение потребления объектом воды, дизельного топлива, природного газа и других ресурсов.

      Что такое программа энергосбережения по ФЗ-261?

      По сути, речь идет о документе, который основан на требованиях 25 статьи федерального закона. В нем содержатся следующие пункты:

      • значения теплосбережения и энергоэффективности, которым должен соответствовать объект;
      • перечень мероприятий для повышения энергоэффективности (в том числе и экономический эффект от их реализации);
      • перечень процедур, которые выполняются поставщиками ресурсов (субъектами естественных монополий, компаниями ЖКХ, а также объектами тепло- и газоснабжения).

      Кроме того, в документе указывается данные о текущем состоянии объекта, его технические характеристики. Также прописываются цели и задачи, структура потребления энергетических ресурсов и динамика их потребления по годам. Чтобы учесть требования федерального закона, нужно иметь опыт и отличное материально-техническое оснащение, именно поэтому такие работы способны выполнить лишь специализированные организации. Например, заказать в Москве разработку программы энергосбережения по ФЗ-261 можно в НПО «Энергия», которая является лидером в данной области.

      Разработка программы энергосбережения

      Как происходит разработка программы?

      Чтобы учесть все требования закона и обеспечить экономию энергетических ресурсов, разработка документа осуществляется в несколько стадий.

      Начальный этап

      Перед выполнением основных работ необходимо получить детальную информацию об объекте. Чтобы получить эти сведения, на подготовительном этапе производится следующий комплекс мероприятий:

      • визуальный осмотр объекта;
      • измерение действительных значений потребления энергетических ресурсов (тепловой и электрической энергии, газа, мазута или других энергоносителей);
      • оценка эффективности потребления ресурсов;
      • выявление наиболее уязвимых мест с точки зрения энергоэффективности.

      На начальном этапе важнее всего выявить причины, из-за которых энергия расходуется неэффективно. Для этого могут использоваться показания имеющихся измерительных приборов (в том числе счетчиков тепловой и электрической энергии) или специальное оборудование, имеющееся в наличии у исполнителя работ (в том числе тепловизоры).

      Разработка плана действий по повышению энергоэффективности

      Когда выявлены причины неэффективного использования энергии, нужно принять меры по их устранению. С поставленной задачей могут помочь справиться следующие действия:

      • повышение теплоизоляции объекта – замена старых окон современными стеклопакетами, устройство дополнительного слоя утепления ограждающих конструкций;
      • модернизация объекта – замена старых ламп накаливания светодиодной светотехникой, установка современного котельного и производственного оборудования;
      • обучение персонала рачительному отношению к энергетическим ресурсам.

      В план действий по повышению энергоэффективности также может входить замена приборов учета на современные счетчики с более высоким классом точности, демонтаж конструкций, препятствующих энергоэффективности (например, декоративных экранов радиаторов отопления).

      Отчет о результатах проделанной работы

      В программе энергосбережения приводятся не только целевые показатели расходования ресурсов и способы их достижения, но и проверка правильности выбранных решений. Для этого в документе предусмотрен раздел с отчетностью, которая формируется с начала действия программы. В этой части документа предусмотрен еще и отчет о всех выполненных на объекте инженерно-технических работах. При выполнении всех стадий исполнитель должен неукоснительно придерживаться установленной законом формы и сроков проведения работ.

      Энергоаудит

      К кому обратиться?

      Соблюсти форму и сроки способны только организации, которые являются членами СРО и имеют большой опыт выполнения подобных работ. З аказать разработку программы энергосбережения по ФЗ-261 можно в компании НПО «Энергия», которая неукоснительно придерживается нормативно-правовых актов, регулирующих данную область.

      В частности, мы выполняем требования не только вышеупомянутого закона, но и постановления Правительства №1289, а также Приказа №425 Минэкономразвития. Эти нормативно-правовые акты устанавливают целевые показатели по сокращению потребления энергетических ресурсов государственными и муниципальными структурами, а также особенности учета этих ресурсов.

      НПО «Энергия» гарантирует клиентам следующие преимущества:

      • высокое качество – мы добиваемся поставленных целей, неукоснительно соблюдаем требования закона;
      • удобный сервис – обеспечиваем всестороннюю поддержку заказчиков на всех этапах сотрудничества;
      • доступная стоимость – цена услуги определяется в индивидуальном порядке, в зависимости от типа и особенностей объекта;
      • оперативность – неукоснительно соблюдаем сроки разработки программы.

      К числу преимуществ НПО «Энергия» относится еще и то, что мы готовы разработать документ для любых объектов: коммерческих структур, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также для государственных или муниципальных организаций. Заказать в Москве разработку программы энергосбережения по ФЗ-261 можете и вы. Для этого свяжитесь с представителями НПО «Энергия» по телефону. Наши специалисты проконсультируют по любым вопросам и оформят заявку на выполнение работ. После их завершения вы сможете не беспокоиться насчет штрафов за отсутствие программы и свести к минимуму потребление дорогостоящих ресурсов без ущерба работоспособности организации.

      Источник: npo-energiya.ru

      Рейтинг
      ( Пока оценок нет )
      Загрузка ...
      EFT-Soft.ru