Программа энергосбережения и энергоэффективности что это

Содержание

3. Энергоэффективность и энергосбережение в коммунальной энергетике

Россия располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который составляет более 40 % уровня потребления энергии. Для ее экономики характерна высокая энергоемкость — в настоящее время она в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 3,0 — 3,5 раза выше, чем в развитых странах. Более 90% мощностей действующих электростанций, 83% жилых зданий, 70% котельных, 70% технологического оборудования электрических сетей и 66 % тепловых сетей было построено еще до 1990 г. В целом, в промышленности эксплуатируется 15% полностью изношенных основных фондов. Такое же положение характерно используемой населением бытовой технике, в частности, около четверти используемых в настоящее время бытовых холодильников было приобретено более 20 лет назад.

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности следует рассматривать как один из основных источников будущего экономического роста. Их приоритетные направления изложены в Государственной программе Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 2446-р. Долгосрочный характер решения проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности обусловлен необходимостью как изменения системы отношений на рынках энергоносителей, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе.

Разработка программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности бюджетного учреждения

Самим понятиям энергоэффективность и энергосбережение справочная литература дает следующие определения:

Энергоэффективность — эффективное (рациональное) использование энергетических ресурсов, достижение экономически оправданной эффективности использования ТЭР при существующем уровне развития техники и технологии и соблюдении требований к охране окружающей среды (Викепедия).

Энергосбережение (экономия энергии) — реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное (рациональное) использование (и экономное расходование) ТЭР и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников (ГОСТ Р 51387-99).

Интерпретируя эти понятия, энергосбережение следует определять как комплекс мер или действий, предпринимаемых для обеспечения более эффективного использования энергетических ресурсов. А энергоэффективность — это отношение фактического значения показателя использования энергетических ресурсов к теоретически достижимому. Отсюда следует, что энергоэффективность — это измеряемая величина, позволяющая оценить результат процесса, а энергосбережение — это деятельность по достижению энергоэффективности.

В литературе можно встретить также трактовку этих понятий для определенных сфер деятельности. Например, для систем энергоснабжения термин энергоэффективность применяют для стадии производства энергии, а термин энергосбережение — для стадий транспорта и сбыта (потребления) [1].

Особо высокая энергоемкость в России характерна жилищно-коммунальному хозяйству [8 — 10]. По оценке специалистов Минэнерго РФ, потенциал энергосбережения и повышения энергоэффективности в ЖКХ составляет 25% всего соответствующего потенциала в РФ.

Если в ЖКХ эффективно проводить программу повышения энергоэффективности и энергосбережения, то можно получить снижения затрат на услуги от 15% до 40%. При отсутствии скоординированной государственной политики по энергоэффективности и энергосбережению темпы снижения энергоемкости к 2015 г. могут резко замедлиться. Это может привести к еще более динамичному росту спроса на энергоресурсы внутри страны, а нехватка энергии может стать существенным фактором сдерживания экономического роста страны. Запасов нефти и газа в России достаточно, однако увеличение объемов добычи углеводородов и развитие транспортной инфраструктуры требуют значительных инвестиций.

Существует два пути решения возникшей проблемы:

— первый — крайне капиталоемкий путь наращивания добычи нефти и газа и строительства новых объектов генерации электроэнергии;

— второй, существенно менее затратный, связан с обеспечением экономического роста в стране за счет повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.

Следует отметить, что на практике необходимо рациональное сочетание первого и второго вариантов с несомненным приоритетом энергоэффективности и энергосбережения.

Суммарное энергопотребление России в настоящее время составляет порядка миллиарда тонн условного топлива. При доведении внедрения энергосберегающего и энергоэффективного оборудования до уровня стран-членов ЕС, энергопотребление снизилось бы до величины 650 млн. тут. Другими словами, около 35% энергии у нас теряется.

Это требует обеспечения быстрейшего освоения части потенциала энергоэффективности и энергосбережения за счет реализации малозатратных мероприятий в первую очередь в ЖКХ и бюджетной сфере. Именно здесь государство имеет наиболее благоприятные возможности управления эффективным потреблением энергоресурсов. В целом по федеральной бюджетной сфере потенциал энергосбережения оценивается в 18 — 22 млн. тут. В ЖКХ потенциал энергосбережения составляет 95 — 110 млн. тут. Ключевая проблема ЖКХ — повышение надежности и экономичности теплоснабжения, поскольку 20% всех тепловых источников находится в этом секторе экономики, и 20 — 30% (а порой и более) расходной части бюджетов муниципальных образований используется на нужды теплоснабжения.

Как отмечалось выше, оплата услуг теплоснабжения в нашей стране большей частью производится на основе нормативов, когда все потери при транспортировке включаются в расчет за отопление.

По оценкам специалистов, до 70% тепла отечественных ТЭЦ не доходит до потребителей, из них 40% теряется в теплосетях (по данным официальных федеральных источников — 18%, ОАО «Татэнерго» — 7%, что вызывает большое сомнение) и 30% — непосредственно в домах. На первый взгляд цифры эти выглядят неправдоподобно большими. Но надо принимать во внимание тот факт, что основной объем теплотрасс был построен или реконструирован в 1970 — 80 годы. Поэтому в настоящий момент износ тепловых сетей и сопутствующих инженерных сооружений во многих регионах России приблизился к критическому уровню и составляет 50 — 75%. Это становится причиной участившихся утечек и аварий, массовых отключений теплоснабжения жилых и муниципальных зданий.

Наиболее эффективной мерой снижения потерь при транспортировке теплоносителя является применение при прокладке теплотрасс предизолированных труб. В этом случае стальная труба покрывается теплоизоляцией из пенополиуретана (ППУ), для защиты которого от механических повреждений используют оболочку из полиэтилена.Такие теплопроводы позволяют на 80% устранить возможность повреждения трубопроводов от наружной коррозии, сократить потери тепла через изоляцию в 2 — 3 раза, чем при использовании конструкций с армопенобетоном и битумоперлитом и в 10 раз, чем при использовании труб с минераловатной изоляцией.

Они позволяют снизить в 2 — 3 раза сроки строительства, снизить в 1,2 раза капитальные затраты при прокладке теплотрасс по сравнению с канальной прокладкой Теплотрассы из таких труб не замачиваются, практически не подвержены воздействию коррозии за счет грунтовых вод и могут служить без замены не менее 30 лет [1]. Трубы с другими видами теплоизоляции имеют максимальный срок службы до 10 — 15 лет (фактически до 5 — 7 лет). Удельная повреждаемость трубопроводов тепловых сетей с ППУ почти в 10 раз ниже, а долговечность в несколько раз выше по сравнению с применяемыми в России типами бесканальных и канальных прокладок. Значительно снижаются эксплуатационные расходы по обслуживанию теплотрасс — годовые затраты на эксплуатацию теплосетей с ППУ — изоляцией в 9 — 10 раз ниже, чем обычно.

Такая же картина наблюдается и при анализе тепловых потерь в жилых и общественных зданиях. Как известно, важнейшим фактором эффективности теплоснабжения является состояние теплоизолирующих свойств отапливаемых зданий. Из-за низких цен на энергоносители в советское время действовавшие в то время СНиПы допускали сниженные параметры термического сопротивления элементов строительных конструкций. При этом предполагалось, что необходимые температурные параметры помещений могут быть достигнуты за счет отопления.

Начиная с 1995 г. в России федеральными нормами законодательно закреплено строительство зданий с обязательным утеплением стен с применением тройного остекления окон, термостатов на отопительных приборах, с оборудованием каждого здания автоматическим регулированием подачи тепла на отопление и приборами учета тепла и воды.

Читайте также:
Краткая аннотация программы что это

Уровень теплозащиты большинства зданий существенно ниже, чем современные нормативные требования, предъявляемые к сопротивлению теплопередаче ограждающих конструкций. По официальным данным Госстроя России, фактические тепловые потери в жилых домах на 20 — 30% превышают проектные значения вследствие низкого качества строительства и эксплуатации. В основном в ранее построенных зданиях средней полосы России сопротивление теплопередаче составляет:

— для стен 0,9 — 1,1 кв.м*град./Вт;

— для окон 0,39 — 0,42 кв.м*град./Вт;

— для покрытий около 1,5 кв.м*град./Вт.

Принятые недавно нормативные требования увеличили требуемые значения сопротивления теплопередаче:

— для стен до 3,0 — 3,5 кв.м*град./Вт;

— для окон до 0,55 — 0,60 кв.м* град./Вт;

— для покрытий до 4,5 — 5,0 кв.м*град./Вт,

т. е. в 3 раза для стен и покрытий и в 1,5 раза для окон.

Однако новым требованиям пока соответствует лишь несколько процентов всего жилого фонда страны. Исследования показывают, что при эксплуатации традиционного многоэтажного жилого дома через стены теряется до 40% тепла, через окна — 18%, подвал — 10%, покрытия — 18%, вентиляцию — 14%.

Причем, с увеличением этажности дома удельный вес потерь через стены и окна увеличивается и достигает соответственно 50 и 35%. Необходимо иметь ввиду также, что в любом, даже хорошо отапливаемом доме, имеется большое распределение температур в квартирах. При средней температуре в весьма благополучной квартире 21°С разброс значений температур в других может находиться в пределах от 14 — 15°С до 25°С. В среднем различие в температурах между хорошо отапливаемыми и плохо отапливаемыми квартирами составляет 5 — 7°С.

Отопление таких зданий требует больших затрат топлива и, как следствие, финансовых средств. Для достижения требуемых значений по теплозащите стен и покрытий наряду с традиционными используют новые теплоизоляционные материалы (новые виды минеральной ваты, пенопластов, пенобетонов и т.д.). Для оснащения окон используют многослойные герметичные стеклопакеты, изготавливаемые из обычного или специального стекла. Утеплить стены домов можно с помощью штукатурных или вентилируемых фасадных систем. Оба способа позволяют сделать жилой дом не только более экономичным, но и придать морально устаревшим домам советского периода определенную эстетику при их реконструкции.

Важнейшей проблемой электроэнергетики России является высокий уровень морального и физического износа основных производственных фондов. По генерирующим мощностям, согласно данным концепции технической политики РАО ЕЭС России, он остается на уровне 65 — 75% в зависимости от региона. Средний удельный расход топлива на выработку электроэнергии в России составляет 334 г условного топлива на кВт*ч, в т.ч. на газомазутных и пылеугольных КЭС, соответственно, 327 и 360 г/кВт*ч, на ТЭЦ — 330 г/ кВт*ч. Аналогичный показатель на ПГУ или ГТУ Европы составляет 210 — 250 г/кВт*ч.

Это эквивалентно дополнительному потреблению российскими энергетическими компаниями до 40 млрд. куб. м природного газа в год. Таким образом, технический уровень оборудования, установленного на ТЭС России, существенно ниже современного, и последствия этого выражаются в ухудшении экономических показателей ТЭС (табл. 3.1).

В связи с этим ставится задача о скорейшей коренной модернизации и переводе отрасли на новый технологический уровень на базе разработки (лицензионного освоения) и внедрения новых энергетических технологий:

— в газовой генерации на высокоэффективные ПГУ с КПД до 60%;

— в угольной генерации переход на параметры с КПД до 46%,

а также снижение до 8% уровня потерь в электрических сетях.

Таблица 3.1

Эффективность работы отечественного энергетического

оборудования в сравнении с зарубежным

Источник: studfile.net

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

Future clean / renewable or alternative energy for modern living concept : House model, light bulb with green leaf, solar panel, wind mill on wood balance scale, depicts the awareness of environment.

Количество энергии, которую расходует современное общество, ежедневно увеличивается. Повышение энергоэффективности многоквартирных зданий (МКД) является одной из важных задач XXI века. Получить максимальный эффект от энергосбережения можно совместными усилиями государства, управляющих компаний, жильцов домов.

Что такое энергетическая эффективность и энергосбережение

Современные тенденции в сфере экономии энергии приводят к внедрению инноваций в энергосбережении. Согласно Федеральному закону No 261, подписанному 23 ноября 2009 года, энергетическая эффективность представляет собой соотношение пользы, полученной от применения ресурсов, к расходам, необходимым для их получения.

Энергосбережение представляет собой совокупность мер, целью выполнения которых является эффективность и экономность использования энергоресурсов. Основные показатели энергоэффективности многоквартирных жилых домов должны отвечать требованиям действующих законов в этой сфере.

Законодательство Российской Федерации об энергоэффективности жилых зданий

Действия, повышающие энергоэффективность зданий, регламентируют следующие нормативные документы:

  1. Приказ Министерства экономразвития РФ № 61 от 17 февраля 2010 года, в котором утверждена примерная последовательность действий, нацеленных на повышение энергоэффективности
  2. Приказ Министерства строительства РФ № 98 от 15 февраля 2017 года, в котором утвержден перечень действий, способствующих энергосбережению и более эффективному использованию ресурсов в МКД

В этих приказах определяется список действий, улучшающих энергосбережение в многоквартирном доме.В Приказе No 98 указан принцип присвоения МКД классов энергоэффективности. Он определяет рациональность расходования ресурсов, требуемых на обслуживание объекта. В совокупности оба документа позволяют определить список энергосберегающих мероприятий, распределив их по уровню затрат и типу ресурсов.

Мероприятия по энергосбережению, согласно приказу Минстроя No 98

Программу энергосбережения, которую рекомендует Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, можно разбить по видам используемых ресурсов.

Результат от мероприятий, проводимых в первую очередь, должны дать наибольший эффект. Когда в доме соблюдены все требования энергетической эффективности, являющиеся первоочередными, выполняется вторая очередь мероприятий. Их внедрение также является очень важным. Очередность мероприятий определяется по техническим и финансовым причинам.

Предлагается осуществить следующие мероприятия, способные повысить энергоэффективность зданий.

Система отопления и подачи горячего водоснабжения

В первую очередь проводят следующие мероприятия в системе отопления, горячего и холодного водоснабжения:

  • монтаж балансировочных вентилей
  • балансировку отопительной системы
  • промывку труб системы отопления
  • монтаж счетчиков для учета расхода горячей воды и тепла на дом и в каждой квартире

Во вторую очередь проводят:

  • монтаж индивидуального теплового пункта
  • монтаж теплообменника
  • установку системы, предназначенной для автоматического управления отоплением и горячего водоснабжения
  • замену трубопроводов
  • замену арматуры
  • теплоизоляцию трубопроводов в подвальных и чердачных помещениях, а также в местах общего пользования
  • установку клапанов, для выполнения терморегуляции на отопительных приборах
  • установку запорных вентилей
  • установку и модернизацию насосов, предназначенных обеспечивать рециркуляцию воды в системах ГВС

Система электроснабжения и освещения

В первую очередь проводят:

  • установку общедомовых и поквартирных счетчиков электрической энергии
  • установку энергосберегающих ламп в местах, предназначенных для общего использования

Во вторую очередь проводят:

  • установку регулировки освещения в автоматическом режиме
  • замену электрических двигателей;установку приводов для обеспечения частотного регулирования

Двери, окна, крыша и стены

В первую очередь проводят:

  • заделку, утепление и уплотнение подъездных дверей
  • установку дверей и заслонок в подвальных и чердачных помещениях;заделку и уплотнение окон, расположенных в местах общего пользования

Во вторую очередь проводят:

  • установку теплоотражающих пленок на окна
  • установку низкоэмиссионных стекол на подъездных окнах
  • замену старых окон и дверей на энергоэффективные
  • утепление пола и стен в подвальном и чердачном помещении
  • утепление крыши
  • заделку швов между панелями
  • утепление стен дома
  • остекление лоджий и балконов
  • сокращение потерь в системе кондиционирования и вентиляции за счет монтажа воздушных заслонок

Подготовка программы по энергосбережению. Оценка затрат и экономии

Программа по энергосбережению представляет собой документ, основанный на требованиях статьи 25 Федерального закона No261, описывающего принципы энергосбережения и повышения энергетической эффективности. План программы по энергосбережению включает в себя следующие этапы:

  • сбор данных об объекте
  • обследование здания в экспресс-режиме
  • энергоаудит, для определения имеющегося потенциала и резервов энергосбережения
  • формирование списка мероприятий, в целях увеличить класс энергопотребления МКД
  • определение расходов, необходимых для реализации плана
  • вычисление предполагаемой экономии в натуральном и денежном значении
  • вычисление срока окупаемости запланированных энергосберегающих мероприятий
  • выбор источников финансирования
  • выбор лиц, ответственных за выполнение мероприятий, направленных на расходование энергии в сберегающем режиме
  • разработка действий по реализации запланированных мероприятий
  • заполнение, оформление и утверждение программы энергосбережения

Программа, предназначенная улучшить целевые показатели энергосбережения дома:

  • учитывает индивидуальные особенности каждого МКД
  • отвечает конкретным потребностям в сбережении энергии
  • определяет конкретный план, для достижения требуемого уровня энергетической эффективности
  • содержит методы, позволяющие рационально снизить энергетические затраты и повысить энергетическую эффективность
  • учитывает имеющиеся в распоряжении финансы
  • максимально использует энергетический потенциал здания

Главным результатом внедрения разработанной программы является уменьшение расходов и потребления энергии. Это позволяет направить сэкономленные средства на более приоритетные направления деятельности. Окупаемость разработанных мероприятий может быть определена одним с помощью вычисления:

  • простого срока окупаемости
  • дисконтированного срока окупаемости
  • коэффициента рентабельности
  • внутренней нормы доходности
  • чистого дисконтированного дохода
  • анализа стоимости жизненного цикла
Читайте также:
Nb что за программа

Тепловизионное обследование позволяет оценить класс энергоэффективности здания, и установить, насколько эффективным является расход тепловой и электрической энергии в доме. Такое обследование входит в комплекс энергоаудита. На основании полученных результатов выдается энергопаспорт МКД.

Повышение энергоэффективности зданий собственниками квартир

Собственники квартир также могут повысить энергетическую эффективность зданий. Это приведет к экономии энергоресурсов, следовательно, уменьшатся затраты на оплату коммунальных услуг. Для этого рекомендуется:

  • утеплить двери и оконные проемы
  • установить вторую входную дверь, если подъезд очень холодный
  • установить теплоотражающие экраны за радиаторами
  • убрать с батарей декоративные решетки, если они имеются
  • не закрывать радиаторы шторами
  • заменить старые радиаторы на новые
  • застеклить лоджии и балконы
  • экономить электричество
  • экономить воду

Принятие данных мер позволит сэкономить расходы на энергоресурсы на 30-40% без особых затрат без снижения качества жизни.

Кто исполнитель и откуда брать деньги

Программы капитального ремонта по программе Фонда содействия реформирования (ФРС) жилищно-коммунального хозяйства, в обязательном порядке включают мероприятия по повышению энергоэффективности и сбережению энергоресурсов в МКД, за счет фонда.

Низкозатратные мероприятия в многоквартирных домах

Дом, функционирующий в режиме энергосбережения, потребляет гораздо меньше ресурсов. Энергосберегающие технологии можно внедрять даже с помощью проведения низкозатратных мероприятий. Для этого следует:

  • промывать систему отопления
  • утеплять подъездные двери
  • монтировать доводчики на дверях
  • обследовать систему отопления
  • устанавливать теплоотражающие экраны за радиаторами
  • монтировать регуляторы отопления, позволяющие регулировать температуру теплоносителя в зависимости от температуры воздуха в комнате

Меры по повышению энергоэффективности зданий, требующие больших вложений

Технические и крупные мероприятия требуют больших средств, но гораздо сильнее повышают энергоэффективность здания. К ним относятся:

  • установка современных окон, имеющих высокое термическое сопротивление
  • установка новых радиаторов
  • совершенствование индивидуальных тепловых пунктов
  • выбор энергоэффективных отопительных котлов
  • автоматизация процесса загрузки и работы от отопительных котлов
  • утепление мест общего пользования
  • выполнение современной теплоизоляции на трубопроводах
  • монтаж регулируемого привода в системы подачи и отведения воды
  • монтаж частотно-регулируемого привода на насосном оборудовании
  • замена старых электросетей на новые

Энергоэффективный капремонт позволяет существенно сократить потребление энергоресурсов. Кроме того рекомендуется регулярно мониторить и анализировать новые современные технологии, повышающие энергоэффективность и по возможности внедрять их на практике. Все эти меры помогают существенно сэкономить количество ресурсов, затрачиваемых на обслуживание многоквартирных домов.

Источник: m2keep.ru

Программы энергосбережения

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 ФЗ №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» программу энергосбережения должны разрабатывать:

Организации с участием государства или муниципального образования

  • государственные учреждения,
  • муниципальные и районные администрации,
  • школы и дошкольные образовательные учреждения,
  • больницы и поликлиники.

Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности,должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

  • организации коммунального комплекса
  • субъекты естественных монополий,
  • организации, осуществляющие
  • горячее водоснабжение
  • холодное водоснабжение или водоотведение

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯтий

Программа энергосбережения учреждений, государственных и муниципальных предприятий организаций должна состоять из:

  • паспорта программы,
  • сведений о целевых показателях программы и
  • перечня энергосберегающих мероприятий.

Паспорт программы энергосбережения должен состоять из

  • общих данных об организации,
  • целей и задач программы,
  • перечня целевых показателей программы,
  • сроков реализации программы,
  • источников финансирования

Целевые показатели программы энергосбережения должны быть рассчитаны основываясь на методике утвержденной в приказе Минэнерго №399 «Об утверждении методики расчета значений целевых показателей».

Скачать приказ можно здесь.

Энергосберегающие мероприятия должны быть разработаны по форме утвержденной в приложении №3 части 1 к приказу Минэнерго №399 и состоят из

  • наименования мероприятия,
  • источника финансирования энергосберегающего мероприятия и
  • планируемой экономии в рублях и натуральном выражении в разбивке по годам всего срока действия программы.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ДЛЯ регулируемых ПРЕДПРИЯТИЙ

Разработка программ энергосбережения

Разработка программ энергосбережения

Программа энергосбережения для регулируемых предприятий

Программа энергосбережения для регулируемых организаций должна состоять из

  • паспорта программы,
  • сведений о целевых показателях программы,
  • перечня энергосберегающих мероприятий и
  • пояснительной записки.

Паспорт программы энергосбережения должен состоять из

  • общих данных об организации,
  • основания для разработки программы,
  • сроков реализации программы,
  • планируемых затрат на реализацию программы по энергосбережению,
  • фактического и планируемого потребления энергоресурсов в тоннах условного топлива и рублях после реализации программы.

Энергосберегающие мероприятия должны быть разработаны по форме утвержденной в приложении №3 части 2 к приказу Минэнерго №398 и состоят из:

  • наименования мероприятия,
  • объемов планируемого выполнения с разбивкой по годам действия программы,
  • планируемой экономии энергоресурсов с разбивкой по годам действия программы,
  • показателей экономической эффективности программы по энергосбережению,
  • срока амортизации,
  • планируемых затрат с разбивкой по годам действия программы и
  • источника финансирования.

Пояснительная записка должна содержать расширенные данные об организации и программе энергосбережения в соответствии с пунктами указанные в приказе минэнерго №398

ОТЧЕТНОСТЬ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Один раз в год государственные организации, учреждения, муниципальные организации и регулируемые организации должны составлять отчетность о выполнении программы энергосбережения за предыдущий год.

Отчетность формируется на бумажном носителе и состоит из

  • Отчета о достижении целевых показателей программы энергосбережения.
  • Отчета о реализации мероприятий по энергосбережению.
  • Формы мониторинга реализации программы энергосбережения, которую необходимо заполнять только регулируемым организациям.

Отчетность формируется на основании форм утвержденных в приказе Минэнерго №398.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Программа энергосбережения

Помимо вышеперечисленных федеральных требований, программа энергосбережения регулируемой организации должна соответствовать региональным требованиям.

Региональные требования к программам энергосбережения устанавливают:

  • комитеты по ценам и тарифам,
  • департаменты экономической политики и
  • региональные энергетический комиссии.

Требования могут значительно отличаться в зависимости от региона.

Как правило, в требованиях указаны следующие пункты:

  • Перечень организаций, которые обязаны разработать программу энергосбережения.
  • Перечень обязательный мероприятий.
  • Перечень обязательный целевых показателей.

Разрабатывая программу энергосбережения регулируемой организации, необходимо учитывать как региональные так и федеральные требования.
Если вам нужна консультация, или необходимо разработать программу по требованиям РЭК или комитета по ценам и тарифам,
звоните 8(962)862-46-30

Разрабатываем программы энергосбережения для всех регионов РФ.

Источник: energohelper.ru

Реализация программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в ЖКХ

Основным механизмом реализации программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, в соответствии с законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», являются инвестиционные программы.

Стратегическим направлением ре-формирования ЖКХ является привлечение заемных средств (кредитов) на цели модернизации, поскольку обновление основных фондов предприятий данной сферы невозможно провести только за счет целевого бюджетного финансирования. Таким образом, механизм государственно-частного партнерства является наиболее приемлемым форматом при решении вопросов энергосбережения.

Разработка инвестиционной программы модернизации объектов ЖКХ является необходимым условием получения кредитных ресурсов и сегодня представляет, пожалуй, единственный инструмент реализации программы комплексного развития.

В сфере коммунального теплоснабжения действует большое количество мелких и средних теплоснабжающих предприятий, каждое из которых для своих потребителей является монополистом. Финансовое состояние этих предприятий, за редким исключением, неудовлетворительно. Собственными ресурсами для модернизации систем коммунального теплоснабжения предприятия и муниципальные образования, как правило, не располагают. Основная задача, которая комплексно решается при разработке инвестиционного проекта, заключается в подготовке необходимой информации для принятия рационального решения относительно осуществления инвестиций.

Опыт успешной реализации банками инвестиционных проектов, направленных на экономическое развитие энергетической, транспортной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, уже имеется. Как правило предполагается кредитование дорогостоящих проектов, например, уполномоченный Правительством РФ ГК «Внешэкономбанк» принимает участие в реализации долгосрочных (от 5 до 30 лет) проектов стоимостью не менее 2 млрд руб., при собственном вкладе не менее 1 млрд руб.

Поскольку стоимость инвестиционных проектов модернизации систем теплоснабжения одного или нескольких районов составляет значительно меньшую сумму (стоимость мероприятий по модернизации в Курганской (рис. 1) и Костромской областях составила от 10 до 150 млн руб.), то необходима разработка комплексного общего инвестиционного проекта для области. Преимуществом такого подхода является возможность финансирования проектов с большими сроками окупаемости (например, вовлечение местных топливных ресурсов), финансирование которых частными инвесторами невозможно.

жкх1

Как правило, муниципальные предприятия теплоснабжения (МУП, МП) и предприятия других форм собственности, созданные с участием муниципальных органов власти, убыточны, основное имущество сильно изношено и имеет низкую остаточную стоимость. Поэтому еще одним условием привлечения кредитных ресурсов является наличие крупного регионального оператора, обладающего ресурсами для предоставления залога. Для реализации программы необходима разработка организационно-правовой модели с учетом ситуации во всех муниципальных образованиях области. При этом муниципальное имущество может быть передано в управление частному оператору на различных условиях (долгосрочная аренда, концессия, выкуп и т. д.).

Читайте также:
Формат json что это за программа

Основными этапами разработки инвестиционной программы является проведение энергоаудита муниципальных систем теплоснабжения и разработка оптимальных схем теплоснабжения населенных пунктов. На основе данной работы идет подготовка комплекта документов проекта «Развитие систем теплоснабжения муниципального образования» для последующего обращения в банк (рис. 2).

жкх2

Остановимся на основных моментах, позволяющих составить общее представление о механизме финансирования проектов модернизации ЖКХ за счет заемных средств.

Проведение энергоаудита и формирование пакета документов для привлечения инвестиций

Для того чтобы получить заемные средства, необходимо провести энергетическое обследование объектов и подготовить пакет документов для банка. Выбирая для этих целей организацию, лучше (дешевле) обратиться к компании, выполняющей энергоаудит и способной обеспечить правовую, экономическую и инженерно-техническую поддержку. Эта же компания должна сопровождать подготовленный комплект документов в процессе принятия решения о заключении кредитного соглашения с банком. Поэтому проще, если выбранная компания будет сотрудничать с предоставляющим кредит банком в формате государственно-частного партнерства.

Механизм возврата средств, привлеченных на модернизацию объектов ЖКХ

Потенциал энергосбережения обеспечит погашение кредита. Возвратность кредитных средств обеспечивается благодаря снижению:

  • себестоимости единицы полезного отпуска тепловой энергии за счет замены существующих основных фондов на более эффективные;
  • совокупного объема операционных затрат энергоснабжающей организации и повышению уровня его операционной рентабельности.

Данные результаты будут достигнуты за счет изменения следующих показателей технико-экономической эффективности производственного оборудования и сооружений:

  • увеличения коэффициента полезного действия котельного и вспомогательного оборудования, снижения нормативов потребления топливо-энергетических ресурсов в расчете на единицу выработанной тепловой энергии;
  • уменьшения потерь тепловой энергии в трубопроводах теплотрасс;
  • снижения уровня затрат на ремонты оборудования и сооружений систем коммунального теплоснабжения.

Возврат привлекаемых на модернизацию средств возможен несколькими способами

1. Через тариф на тепловую энергию.

Если расходы на модернизацию не относятся к капитальным вложениям, а будут проведены в бухгалтерском учете как затраты на ремонт или расходы на эксплуатацию, то в данной ситуации возврат средств возможен только через тариф на тепловую энергию.

Если затраты на модернизацию в полном объеме проводятся как инвестиции, то данные затраты включаются как инвестиционная составляющая тарифа. Регулируемой организации в этом случае следует предварительно проанализировать использование амортизации прошлых периодов.

Наиболее приемлемым вариантом для теплоснабжающей организации является утверждение в составе необходимой валовой выручки средств на модернизацию из прибыли.

2. Через инвестиционную программу:

  • надбавка к тарифу. Преимущество данного способа возврата средств заключается в том, что размер надбавки определяется региональными властями сверх предельных уровней тарифов, утвержденных Федеральной службы по тарифам (ФСТ);
  • плата за подключение. Использовать данный источник возможно, если проведенные мероприятия позволят привлечь новых потребителей, с которыми будет заключен договор на подключение тепловой мощности;
  • бюджетные средства, если программа модернизации попадает в программу энергоэффективности региона и в качестве источника финансирования указываются средства бюджета, либо долевое финансирование за счет собственных средств организации и средств бюджета.

Удлинение срока возврата кредита позволит снизить текущую нагрузку на тариф. При этом календарный график модернизации будет разработан таким образом, чтобы при первоначальном инвестировании части требуемых средств внедрение следующих мероприятий можно было производить за счет реинвестирования средств, полученных в качестве экономического эффекта от внедрения мероприятий первой очереди.

Статья в структуре тарифа, по которой проходят затраты на модернизацию

Если затраты списываются сразу (расходы из себестоимости), то проходят по статьям: затраты на ремонт, затраты на эксплуатацию (материалы и услуги), амортизация.

Если затраты относятся к капитальным вложениям (08 счет), то по статьям: прибыли на инвестиции, проценты по кредиту.

Обращаем внимание, что затраты на модернизацию могут быть отнесены одновременно к нескольким статьям затрат, если этого требует программа модернизации.

Долгосрочный тарифный сценарий разрабатывается в постоянных ценах, действующих на момент начала эксплуатации объекта, на основе согласованного и утвержденного технико-экономического обоснования (проекта).

Расчет инвестиционного проекта должен быть произведен в текущих ценах прогнозных лет, т. е. с учетом инфляционных явлений.

Взаимосвязь и обязательства всех участников проектов модернизации

Взаимоотношения и обязательства участников проекта определяются после разработки организационно-правовой формы проекта. В основу механизма реализации программы модернизации положен принцип экономической целесообразности и заинтересованности всех участников процесса модернизации систем теплоснабжения.

Влияние закона «О теплоснабжении»

Так как Федеральный закон № 190-ФЗ «О теплоснабжении» еще требует принятия ряда поправок в законодательные акты, то Постановление Правительства Российской Федерации «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» будет пересмотрено. Ранее параметры ресурсов сохранялись в течение нескольких лет, а теперь удельные значения утверждаются ежегодно.

Что касается утверждения норматива удельного расхода топлива, то, скорее всего, он также будет утверждаться ежегодно, т. к. расход топлива напрямую зависит от режима работы оборудования, которое может быть изменено в связи с ростом / снижением тепловой нагрузки и другими факторами.

В законе о теплоснабжении приводится перечень тарифов, подлежащих регулированию. К ним относится и плата за подключение. Поскольку при наличии потенциальных потребителей использование данного источника возможно, то закон № 190-ФЗ ухудшает положение теплоснабжающей организации, т. к. до его принятия плата за подключение к системе теплоснабжения определялась договором.

Решение об установлении для теплоснабжающих или теплосетевых организаций тарифов выше уровня, установленного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, обусловленное необходимостью возмещения затрат на реализацию инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, самостоятельно принимается органом исполнительной власти субъекта РФ и не требует согласования с федеральным органом исполнительной власти.

Согласование проектов модернизации

Предлагаемая схема реализации инвестиционных проектов и организации долгосрочных отношений органов государственной власти, органов тарифного регулирования и инвестора построена на основе согласованного всеми сторонами долгосрочного тарифного соглашения, поэтому обязательно согласование инвестиционной программы с региональной службой по тарифам.

При этом проекты по модернизации должны соответствовать требованиям ФСТ (в настоящее время ФСТ издаются Приказы об утверждении требований к программам энергоэффективности для регулируемых организаций). По состоянию на 31 августа 2010 года для теплоснабжающих организаций такого приказа издано не было. Кроме того, программы энергоэффективности должны соответствовать требованиям региональных органов власти. Как правило, программа энергоэффективности по региону утверждается на три года и, если мероприятия теплоснабжающей организации включаются в него, то это также является весомым обоснованием для включения затрат на программу в тариф. Также проекты должны быть включены в областную программу энергосбережения и могут быть в какой-то части претендовать на средства Инвестиционного фонда РФ при наличии разработанной проектно-сметной документации.

Участие муниципальных образований в проектах модернизации

Проект модернизации системы теплоснабжения МО может быть реализован по одной из следующих схем.

1. Аренда с инвестиционными условиями в порядке, определенном Приказом ФАС от 10.02.2010 года «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров».

Все улучшения муниципального имущества, в том числе произведенные за счет привлеченных инвестиций, как отделимые, так и неотделимые, в конечном итоге должны перейти в собственность муниципального образования и не подлежать изъятию по окончании срока аренды такого имущества.

2. Концессия в порядке, определенном Федеральным законом от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (в ред. ФЗ от 02.07.2010 № 152-ФЗ).

При разработке инвестиционной программы модернизации ЖКХ решаются две основные проблемы использования заемных средств на условиях государственно-частного партнерства:

  • со стороны инвесторов (коммерческих банков) – снижение рисков инвестирования в проекты по модернизации ЖКХ (получение гарантийного обеспечения инвестиционных проектов со стороны бюджета области);
  • со стороны инициаторов проектов (предприятий ЖКХ и муниципальных администраций) – формирование механизма возврата заемных средств за счет уменьшения бюджетных расходов (за счет уменьшения выплат населению жилищных субсидий и т. д.) либо за счет формирующихся сумм экономии.

Система финансирования инвестиционных проектов на цели энергосбережения и технического перевооружения объектов ЖКХ должна определять для владельцев проектов четкие и понятные процедуры получения финансирования и возврата заемных средств. Инициатор проекта должен знать, какой перечень мероприятий ему необходимо осуществить для получения финансирования под свой проект. Поэтому нами разработана единая методология получения финансирования для инвестиционных проектов по модернизации ЖКХ (формирование правовых, экономических, финансовых и инженерно-технических аспектов в отношении реализации проекта).

Опубликовано в журнале Энергосбережение №7/2010

Интересно почитать

  • Часто задаваемые вопросы по солнечным батареям
  • Какие бывают мультиварки? Обзор Cuckoo CMC-HE1054
  • Энергопереход к катастрофе
  • Часто задаваемые вопросы по системам вентиляции
  • Мир пылает

Источник: ecoteco.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru