Программа эмпирического исследования в психологии пример

Наличие в курсовых, дипломных и магистерских работах по психологии эмпирического исследования определяет их отличие от ВКР по другим гуманитарным дисциплинам.

Эмпирическое исследование – ключевой элемент выпускной квалификационной работы по психологии. Для того, чтобы написать практическую главу дипломной по психологии, содержащую в себе результаты эмпирического исследования, необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. В чем суть эмпирического метода познания?
  2. В чем особенности эмпирического исследования в дипломе по психологии?
  3. В чем особенности реального и выдуманного исследования?
  4. Какова структура эмпирической главы диплома по психологии?
  5. Каковы этапы эмпирического исследования?
  6. Какие существуют типы эмпирических исследований?
  7. В чем особенности формирования выборки эмпирического исследования?
  8. Как подбирать психодиагностические методики для эмпирического исследования?
  9. Как определять надежность и валидность психологических тестов?
  10. В чем специфика проведения тестирования испытуемых?
  11. Как правильно описать результаты эмпирического исследования?
  12. В чем особенность выводов по эмпирическому исследованию?

Что такое эмпирическое исследование

Эмпирическое исследование есть одно из проявлений эмпиризма — отношения к миру, ставящего во главу угла практический опыт как источник познания мира. Противостоит эмпиризму рационализм, акцентирующий внимание на способности сознания, разума познавать мир.

Обучающий вебинар для студентов: ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Рационалист размышляет, анализирует, сопоставляет, обобщает, теоретическим путем открывает что-то новое. Именно такого рода работу делают исследователи в гуманитарных науках – философии, политологии, культурологии, филологии и др. Этим же заняты и студенты-психологи при работе над первой главой курсовой или дипломной. Они изучают чужие подходы, взгляды теории и на основе этого создают что-то новое (если получится, конечно).

Эмпирик не склонен к размышлениям – он человек дела и стремится все попробовать на практике, в опыте. Он экспериментирует, пробует и ошибается. Такова работа физиков-экспериментаторов. Таким же по сути делом заняты и психологи-исследователи, которые проводят эмпирические исследования – экспериментальным путем они стремятся получить новое знание о человеке.

Эмпирическое исследование в дипломе психологии

Эмпирическое исследование – самая важная часть дипломной или курсовой работы по психологии (исключая чисто теоретические работы). Именно результаты исследования (выявленные взаимосвязи или различия показателей ) определяют ее суть.

От студента вряд ли ждут каких-то открытий в теоретической главе: создать новую теорию, модель и т.п. – задача слишком серьезная. А вот получить новый, оригинальный эмпирический результат – задача, которая может быть реализована в дипломе, магистерской, даже в курсовой.

Например, тема дипломной: «Взаимосвязь самооценки и стрессоустойчивости» изучалась многократно на различных испытуемых. Но всегда можно найти такую выборку , в которой такие исследования не проводились. Например, у сотрудников аптеки, или у педагогов со стажем более 20 лет, или у женщин, увлекающихся шитьем, и т.д.

Лекция 2 Программа социологического исследования 2 1 Методологическая часть программы

Реальное или выдуманное

Проведение эмпирического исследования — трудоёмкий процесс. Нужно подобрать психодиагностические методики, найти испытуемых ( сформировать выборку ), провести тестирование испытуемых и обработать данные по ключам, чтобы результаты занести в таблицу исходных данных. Не у всех студентов-психологов хватает на это времени и сил. В такой ситуации возникает соблазн придумать результаты. Рассмотрим плюсы и минусы такого решения.

В реальном эмпирическом исследовании мы тестируем испытуемых, обрабатываем результаты тестирования по ключам и заносим их в сводную таблицу результатов тестирования ( таблицу исходных данных ). Затем эту таблицу обрабатываем статистическими программами и получаем результаты корреляционного анализа либо результат анализа различий . На основании результатов статистических расчетов делаем выводы о взаимосвязи между показателями, или о различиях показателей в группах испытуемых.

Реально проводимое исследование – увлекательный процесс. Всегда любопытно, какой получится результат. Однако бывают ситуации, когда студент-психолог по каким-то причинам не может провести реальное эмпирическое исследование. В этом случае результаты эмпирического исследования придется придумать.

Придуманное исследование предполагает обратную последовательность действий. Мы сначала придумываем выводы , а затем под них формируем таблицу результатов тестирования ( сводную таблицу результатов ), которая при статистической обработке дает необходимые нам результаты и выводы (сформулированные заранее).

Формально, с точки зрения конечного результата, работы по реальным данным и придуманным практически не различаются – в обоих в приложениях есть таблица исходных данных, по которой рассчитаны все статистические критерии . Единственное, чего не будет, если исследование придумано – это протоколов, заполненных испытуемыми в ходе тестирования .

Придуманное исследование не всегда проще реального. Есть темы с очевидными результатами. Например, тема «Исследование взаимосвязи стиля руководства и личностных особенностей руководителей среднего уровня в торговой сфере» позволяет легко придумать результат. Действительно, интуитивно будет понятно, какие личностные черты будут коррелировать, например, с авторитарным стилем руководства – уверенность в себе, жесткость, агрессивность и т.п. А с коллегиальным будут коррелировать общительность, дипломатичность и пр.

В то же время есть темы с неочевидным результатом. Например, «Исследование психологических особенностей IT-сотрудников с разным профессиональным стажем». «Из головы» ожидаемый и интуитивно понятный результат придумать трудно. Подобных исследований уже проведенных кем-то, скорее всего, нет. Так что в этом случае реальное исследование было бы удобнее.

Я всегда предлагаю клиентами, которые заказывают мне работы по психологии, провести реальное исследование. В этом случае я готовлю тесты и обрабатываю их по ключам, а клиент проводит собственно тестирование (рассылает тесты по почте или раздает лично испытуемым, потом заносит результат в Excel-таблицу и посылает ее мне).

Честно говоря, реальное исследование интереснее. При обработке данных всегда просыпается какое-то детское любопытство – что же там получится. В кандидатских диссертациях, которые пишу я, исследование всегда реальное.

Структура эмпирической главы диплома

В практической главе курсовой, дипломной или магистерской работы по психологии излагаются результаты эмпирического исследования, и это изложение имеет определённую структуру:

  1. Методика эмпирического исследования.
  2. Результаты эмпирического исследования.
  3. Статистическая обработка результатов эмпирического исследования.
  4. Анализ результатов эмпирического исследования.

Эта структура, как правило, реализуется в названиях параграфов второй главы диплома по психологии:

1.1. Процедура исследования.

В этом параграфе описываются цель и задачи , гипотеза , выборка, а также психодиагностические методики . Все это берется из введения в неизменном виде, за исключением задач, из которых исключаются теоретические.

В этом разделе эмпирической главы диплома или курсовой по психологии приводится также описание психологических тестов . Оно должно включать указание автора теста и адаптации и описание психологических шкал.

Читайте также:
Перечень конкурсов и олимпиад профессионального мастерства обучающихся по программам спо

1.2. Результаты исследования

В этом разделе практической главы диплома по психологии проводится так называемый качественный анализ данных (то есть не статистический). Приводятся диаграммы распределения показателей и сравнения средних значений . Приведенные в данном разделе эмпирической главы результаты очень часто не имеют особого смысла и даже не включаются в выводы. Однако наличие такого предварительного анализа данных обязательно.

1.3. Статистическая обработка результатов эмпирического исследования

В этом месте эмпирической главы диплома содержатся его главные результаты. Именно они составят костяк выводов, по которым комиссия будет судить о вашей дипломной работе.

В этом параграфе приводятся анализ различий показателей или анализ взаимосвязей . В специальные таблицы заносятся значения U-критерия Манна-Уитни или t-критерия Стъюдента, а также уровни статистической значимости .

Под таблицами с результатами статистических расчётов должен следовать текст, в котором полученные результаты будут описаны и проинтерпретированы.

1.4. Анализ результатов эмпирического исследования

Завершающий параграф эмпирической главы диплома или курсовой по психологии содержит обобщение и анализ всех полученных результатов. В этом разделе эмпирической главы можно провести интерпретацию результатов статистических расчётов . Можно сопоставить полученные данные с результатами аналогичных исследований, приводимых в литературе.

Перечисленные выше структурные элементы эмпирического исследования по психологии могут быть «упакованы» в параграфы, названные иначе:

1.1. Цель , задачи и гипотеза эмпирического исследования.

1.4. Результаты эмпирического исследования.

1.5. Обсуждение и анализ результатов эмпирического исследования.

Как бы ни назывались параграфы эмпирической главы дипломной или курсовой работы по психологии, суть размещенных в ней информационных блоков остается неизменной:

  • Методологический раздел.
  • Раздел описания результатов.

Самый простой способ структурирования практической главы диплома предполагает, таким образом, выделение двух параграфов:

1.1. Методик эмпирического исследования.

1.2. Результаты эмпирического исследования и их анализ.

При таком разделении нет необходимости выделять отдельные параграфы на описание выборки и тестов. При дробном делении параграфы получаются небольшими (1-3 стр.), что делает их несоразмерными другим разделам дипломной или курсовой по психологии, а это нарушает правила написания выпускных работ.

При такой лаконичной структуре эмпирической главы диплома или курсовой по психологии можно не разделять описание результатов, их анализ и интерпретацию. Например, приводится таблица с коэффициентами корреляций психологических показателей. Под ней проводится описание результатов, сразу же они анализируются и интерпретируются. Обобщение же результатов реализуется в выводах по эмпирической главе .

Этапы эмпирического исследования

Этапы эмпирического исследования отражают те действия, которые должны быть сделаны при реализации эмпирического исследования и представлении его результатов. Этапы эмпирического исследования согласуются с его структурой. Формулировки могут быть разными, но суть сводится к следующей последовательности этапов:

1. Подготовительный этап.

Формирование выборки исследования, подбор психодиагностических методик .

2. Диагностический этап.

Проведение тестирования испытуемых , обработку данных по ключам, занесение данных психодиагностики в таблицу исходных данных .

3. Этап обработки данных эмпирического исследования.

Качественный анализ данных, статистические расчёты, анализ и интерпретация результатов.

4. Завершающий этап эмпирического исследования.

Оформление результатов эмпирического исследования (построение графиков, диаграмм, таблиц корреляций , таблиц результатов сравнительного анализа , корреляционных плеяд ). Формулировка выводов по эмпирическому исследованию.

Более строгий подход к планированию эмпирического исследования предполагает такие операции, как выбор экспериментального плана исследования, проверки надежности и валидности психологических тестов; определения метода формирования выборки и пр. Однако в практике написания курсовых, дипломных и магистерских работ по психологии эти научные тонкости, как правило, не нужны.

  • Типы эмпирических исследований
  • Выборка
  • Психодиагностические методики
  • Надежность и валидность тестов
  • Тестирование
  • Результаты эмпирического исследования
  • Выводы по практической главе

Источник: dip-psi.ru

Программа эмпирического исследования

Проблема: зависит ли вовлеченность пользователя в интернет среду от его личностных особенностей?

Цель работы: выявить личностные различия между пользователями с разным уровнем вовлеченности в интернет среду.

  • 1) В первой главе: рассмотреть понятие интернет зависимости, взгляды различных исследователей зарубежных и отечественных от момента появления данного термина до наших дней
  • 2) Во второй главе сделать обзор исследований по теме связи личностных свойств и интернет зависимости, описать, что было уже сделано, а что нет указать на недостатки данных исследований, а также подойти к предпосылкам моего исследования
  • 3) Построить план исследования и описать его замысел
  • 4) Провести исследование, в ходе которого:
  • а) Выявить уровень интернет зависимости у пользователей
  • б) Определить насколько выражены те или иные личностные черты у пользователей с разным уровнем вовлеченности в интернет среду
  • в) Выявить по каким личностным чертам отличаются три группы (разного уровня вовлеченности) между собой
  • г) Узнать по каким личностным чертам отличаются конкретно каждая группа одна от другой

Актуальность исследования: на сегодняшний день не существует какого-то единого подхода к исследованию взаимодействия человека с интернетом в рамках психологии. Более того, было проведено мало исследований в данной области в мировой психологии ввиду того что она разрабатывается лишь последние 15 лет. Относительно других областей современной психологии эта одна из самых неразвитых. Также сомнение вызывает метод с помощью, которого определялся уровень вовлеченности в интернет среду (интернет зависимость) в предыдущих исследованиях. В данном исследовании используется самый современный метод для определения уровня интернет зависимости, а также в теоретической части проведен анализ более современной литературы, чем тот, который был представлен в других отечественных исследованиях.

Следовательно, это исследование актуально, так как эта область психологии будет приковывать все больше внимания, в связи с распространением интернета и увеличением его значимости в индивидуальной жизни.

Практическая значимость: данное исследование ставит перед собой цель пролить свет на вопрос о том, как отличаются между собой личности пользователей с разным уровнем интернет зависимости. Эти знания могут быть использованы в психологической, клинической практике при лечении интернет зависимости. Также, в связи с тем, что в любом случае мы все являемся в той или иной степени пользователями интернета и поэтому будет полезно знать свойства темперамента и т.д., которые делают пользователя склонным к этой зависимости, для предотвращения возникновения оной. Это новая область исследований, которая появился относительно недавно, тем не менее, он становится все более значимая в мировой психологии. Поэтому данное исследование будет еще одним вкладом в эту область.

Объект: интернет пользователи.

Предмет: личностные особенности интернет пользователя.

Уточнение и интерпретация основных понятий: под термином вовлеченность в интернет среду понимается уровень интернет зависимости, а именно: отсутствие интернет зависимости, склонность к интернет зависимости, а также интернет зависимость.

Читайте также:
Как сделать таблицу в программе эксель пошаговая инструкция

Гипотеза: пользователи с разным уровнем вовлеченности в интернет среду будут различаться по выраженности у них личностных особенностей.

Описание выборки исследования

Выборка представляет собой молодых людей, получающих или получивших высшее образование, не имеют тех проблем с органами чувств (слух, зрение и т.д.), которые сделали бы невозможным прохождение тестов, также все являются в той или иной степени пользователями ПК, смартфонов и т.д.

Методы и этапы проведения исследования

На первом этапе исследования пользователи дают о себе информацию, заполняя три опросника подряд. А именно:

1) Методика китайского исследователя Чена CIAS для выявления уровня интернет зависимости была разработана в 2003 году в Тайване, и адаптирована в 2011 году В. А. Малыгиным и К. А Феклисовой. На сегодняшний день является самой современной методикой на русском языке.

Результаты представлены в баллах. В методике присутствует несколько субшкал, говорящих о выраженности различных аспектов интернет зависимости. Вот они: Шкала компульсивных симптомов; шкала симптомов отмены, шкала толерантности, шкала внутриличностных проблем и проблем, связанных со здоровьем; шкала управления временем. Также имеет два надшкальных критерия: общий уровень интернет зависимости и шкалу негативных последствий интернет зависимости. Для данной работы будет использованы только показатель интегральной шкалы.

2) Опросник формально-динамических свойств индивидуальности Русалова В. М. Методика разработана отечественным ученным в 1996 году. Используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» (психомоторная и интеллектуальная сферы) и «коммуникативного» аспектов темперамента. В основе опросника лежит концепция биологической обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека В. М. Русалова как частный вариант теории функционально-системной организации работы мозга П.К.Анохина (функционально-системный подход в психофизиологии).

Опросник включает в себя 150 вопросов и меряет выраженность различных личностных свойств, которые представляются в баллах. Всего присутствует 12 шкал: эргичность (коммуникативная, интеллектуальная, психомоторная); пластичность (коммуникативная, интеллектуальная, психомоторная); скорость (коммуникативная, интеллектуальная, психомоторная); эмоциональность (коммуникативная, интеллектуальная, психомоторная). И одна шкала является контрольной для выявление достоверности полученных данных.

3) Индивидуальный типологический опросник Собчик, содержит 91 вопрос. Он также как и ОФДСИ может говорить о выраженности личностных особенностей. Результат представлен в 8 шкалах. Опросник разработан в 1996 году и уже является классическим. Данный опросник в отличие от остальных личностных опросников имеет меньшее количество вопросов.

Вопросы представленные в здесь отличаются простотой и лаконичностью, что не вызывает настороженной реакции у испытуемых. Каждый вопрос имеет два варианта ответа. Также в опроснике имеются две контрольные шкалы (шкала лжи и шкала аггравации) для выявления правдивости ответов. В основе методики лежит так называемая теория ведущих тенденций.

Помимо заполнения данных опросников испытуемые давали личную информации о своем поле, возрасте и уровне образования.

Исследование проходило на базе одной из интернет-платформ по составлению тестов онлайн. Данный выбор был мотивирован тем, что нужно было собрать как можно больше респондентов и для удобства подсчета, нужно было в итоге обработать большое количество информации (267 вопросов по каждому респонденту и 22 шкалы). Тест был размещен в разных сообществах в соц. сетях аудиторией, которых преимущественно были студенты. Заполнение всех опросников занимало в среднем около часа времени, что возможно негативно повлияло на количество респондентов. Исследование проходило анонимно, по желанию можно было оставить адрес электронной почты для того, чтобы получить свой результат по методикам.

На втором этапе исследования проводится обработка данных. Данные переводятся в баллы с помощью формул excel. По результатам первого теста получаем три группы испытуемых по уровню вовлеченности в интернет среду. Первая группа (27 — 42 балла) — нет интернет зависимости,

Вторая группа (43 — 64 балла) — склонность к возникновению интернет зависимости

Третья группа (65 баллов и выше) — интернет зависимость.

Далее из исследования исключаются те испытуемые, которые набрали критическое количество баллов по шкалам лжи в двух личностных опросниках. Это контрольная шкала в методике ОФДСИ Русалова и две шкалы в методике ИТО Собчик, шкала лжи и шкала аггравации.

Полученные данные обрабатываются с помощью программы SPSS. Мы используем непараметрические методы сравнения независимых выборок. В первую очередь мы используем критерий Краскала-Уоллеса для того, чтобы увидеть есть ли различия между тремя группами по всем шкалам, в общем.

Далее, для того чтобы выявить направление различий нужно сравнить попарно 1 и 2 группы, 2 и 3 группы, 1 и 3 группы по всем шкалам обоих методик с помощью критерия Манна-Уитни.

Источник: studwood.net

Раздел 3 программа эмпирического исследования: чтобы потом не было мучительно…

Эмпирическая глава курсовой или выпускной квалификационной работы представляет собой отчет о проделанной студентом работе по сбору и анализу эмпирических, то есть опытных, данных. Стандартная структура этой главы содержит в себе следующие два параграфа.

2.1. Программа эмпирического исследования.

2.2. Анализ, обсуждение результатов и выводы.

В этом разделе пособия подробно остановимся на программе эмпирического исследования. Она демонстрирует умение студента планировать, организовывать и проводить научное исследование. Формальная структура соответствующего параграфа включает в себя обоснование актуальности эмпирического исследования, его гипотезы, уточнение цели и задач, описание базы эмпирического исследования и его объекта, характеристику выборки, методов и конкретных методик сбора эмпирических данных, этапов и процедуры исследования (требуется только в выпускной квалификационной работе), методов обработки полученных данных.

Начинается параграф с актуальности собственно эмпирического исследования. В одном-двух абзацах (которые не должны дословно повторять сказанное об актуальности проблемы во введении!) кратко формулируются итоги теоретического анализа проблемы, которые и привели автора к выдвижению гипотезы. Если необходимо, здесь же следует привести обоснование методологической базы исследования, благодаря которой производится операционализация – «перевод» ключевых теоретических понятий, в которых обозначена проблема, в конкретные исследовательские переменные, которые будут измеряться.

Цель эмпирического исследования, как правило, заключается или в выявлении определенных особенностей изучаемого явления, или в проверке гипотезы – научного предположения, следующего из теории и выражающего конкретную идею проводимого исследования. Гипотеза, сформулированная во Введении в более общем виде, в Программе эмпирического исследования конкретизируется и может быть представлена в виде в несколько частных гипотез или в виде основной и дополнительной к ней гипотезе.

Одна из классификаций эмпирических гипотез, исходя из возможностей организации психологического эмпирического исследования, делит их на экспериментальные гипотезы и гипотезы корреляционного исследования. Под экспериментальной гипотезой понимается предположение о соотношении между уровнями независимой и зависимой переменных при определенном уровне дополнительных (внешних) переменных. Гипотеза корреляционного исследования – это предположение о наличии конкретного вида статистической связи между измеряемыми переменными (линейной положительной, линейной отрицательной, нелинейной связи). Экспериментальная гипотеза формулируется в терминах «влияние», «фактор» или «зависимость А от Б», в то время как гипотеза корреляционного исследования – в терминах «связь между А и Б». Поэтому ориентируясь лишь на сформулированную тему исследования, уже можно представить, как оно должно быть организовано.

Читайте также:
Программа обучения это в педагогике

Помимо указанных видов эмпирических гипотез, возможно также выдвижение гипотезы о различиях в изучаемом явлении, например, у разных групп испытуемых. Такие гипотезы формулируются в соответствующих терминах: «существуют различия между А и Б».

Далее в работе следует описание задач, решаемых в эмпирическом исследовании. Как правило, это целый комплекс задач:

  • методические задачи: подобрать комплекс (батарею) психодиагностических методик, апробировать комплекс методик, модифицировать существующую методику в соответствии с целью исследования, создать оригинальную методику в соответствии с целью исследования и т.п.;
  • исследовательские (эмпирические) задачи: описать изучаемый феномен (эффект), описать характеристики явления или природу явления, выявить его особенности, определить уровень конкретной переменной, установить связь между переменными, изучить возрастную динамику явления, вывести его закономерности, разработать классификацию и пр.;
  • практические (прикладные) задачи: разработать развивающую (тренинговую, психокоррекционную) программу, доказать ее эффективность, выработать практические рекомендации отдельным категориям граждан и т.д.

Эмпирических задач может быть несколько, формулировки задач эмпирического исследования не должны дословно повторять задачи, обозначенные во Введении. Обратим внимание, что теоретические задачи, содержащиеся во Введении, в Программе эмпирического исследования вообще не упоминаются.

Следующий пункт программы – база эмпирического (экспериментального) исследования (место и условия проведения исследования) и его объект (контингент испытуемых, их социальные, психологические, возрастные и иные характеристики, общий объем выборки, наличие экспериментальной и контрольной групп и т.д.).

Затем обосновывается (в отличие от простого перечисления во Введении) выбор методов сбора эмпирических данных. Надежней всего это делать, опираясь на характер поставленных задач, для решения которых и подбираются адекватные им методы, каждый из которых реализуется в конкретных методиках. Последовательность описания методик определяется логикой исследования, его задачами и порядком перечисления эмпирических методов во Введении.

I. При описании обсервационных методов (различных вариантов наблюдения) указывается схема наблюдения (например, оригинальная или модифицированная схема Р. Бейлза), описываются категории наблюдения, обосновывается подведение наблюдаемого акта под ту или иную категорию. В Приложении приводится образец протокола наблюдения (табл. 8).

Пример № 12

Образец протокола наблюдения по схеме такой-то

II. Метод эксперимента описывается по следующей схеме.

Уточняется цель применения эксперимента в эмпирическом исследовании (например, установление влияния одних переменных на другие).

Подробно описывается независимая переменная, ее экспериментальные и контрольное условия, экспериментальная схема (например, позиционное уравнивание, латинский квадрат, межгрупповая схема или какая-то другая), используемое в эксперименте оборудование и экспериментальный материал. Задание, предъявляемое в экспериментальном и контрольном условиях испытуемым, описывается подробно вместе с инструкцией.

Характеризуются зависимая (регистрируемая) переменная и методики, с помощью которых оцениваются ее показатели (см. п. III. Психодиагностические и праксиметрические методы), а также дополнительные и побочные переменные, контролируемые в ходе эксперимента.

III. Психодиагностические и праксиметрические методы. Здесь приводится полное и правильное название методики, ее автор(-ы), цель, ссылка на источник в списке литературы, из которого взята методика, при необходимости (к примеру, если методика малоизвестна) – небольшая историческая справка о ее создании, краткое описание порядка работы с методикой. Инструкция испытуемым, текст методики, статистические нормы, таблицы перевода «сырых» баллов в нормализованные показатели (z-оценки, T-баллы, показатели IQ или стены) размещаются в Приложении.

Для вновь созданных методик, или редко используемых в психологической практике, или заново апробированных методик необходимо указать, чем вызвана необходимость их использования и / или разработки и, кроме вышеперечисленного, привести более подробное описание, включающее: цель методики, полный текст с инструкцией (в Приложении), процедуру проведения; процедуру ее разработки, психометрические характеристики и способ стандартизации результатов (для стандартизированных методик), таблицы перевода «сырых» баллов в нормализованные показатели (эти сведения также могут быть даны в Приложении, особенно в тех случаях, когда занимают большой объем текста).

Если студент самостоятельно адаптирует или модифицирует известную методику, исходя из целей своего исследования, то при ее описании он должен указать, в чем именно состояла ее адаптация или модификация и чем она была обусловлена.

После описания методов подробно описываются этапы и процедура эмпирического исследования. Здесь необходимо ответить на вопрос: что следовало за чем?, упомянув все обстоятельства, способные хотя бы предположительно повлиять на полученные данные. Если исследование проводится традиционным образом, не предусматривает соблюдение каких-то специальных условий, не предъявляет особых требований к последовательности предъявления методик, то достаточно в этом пункте Программы эмпирического исследования ограничиться фразой: «Процедура проведения эмпирического исследования заключалась в последовательном предъявлении одновременно всем испытуемым (или: в индивидуальном порядке) описанного выше комплекса методик. Программа эмпирического исследования не требовала соблюдения каких-либо особых условий».

Наконец, описываются методы обработки данных. В этом разделе Программы эмпирического исследования должно быть четко указано, к каким данным применялись способы качественного анализа и к каким данным и с какой целью применялись конкретные способы количественного анализа. Например, с целью установления значимости различий между показателями экспериментальной и контрольной групп испытуемых применяется критерий Стьюдента; для определения связи между переменными А и Б – коэффициент линейной корреляции Пирсона; для установления однородности трех экспериментальных групп – критерий Пирсона «хи–квадрат» и т.д.

Выбор способов статистической обработки результатов должен быть обоснован типом измерительной шкалы (порядковая / интервальная / реляционная), количеством сравниваемых параметров, имеющимися ограничениями. При описании статистических критериев, коэффициентов корреляции формулы не приводятся, достаточно сделать ссылку на соответствующий литературный источник, где они представлены.

Методы качественного анализа заключаются в дифференциации полученного эмпирического материала по типам, группам, вариантам и предполагают их развернутое описание и психологическую интерпретацию с опорой на избранную теоретическую позицию. При этом могут описываться как случаи, наиболее полно выражающие выделенные типы, группы, варианты (типичные случаи, так называемые «психологические портреты»), так и являющиеся исключениями или нарушениями общих правил (жанры «анализ отдельного случая» и «индивидуальный вариант развития»).

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru