Программа эльконина давыдова что это
Организация: ГБОУ школа 1353 им. генерала Д.Ф. Алексеева
Населенный пункт: г. Москва
Давыдов и Эльконин работали над созданием обучающей программы на основе идей развивающего обучения.Их педагогическая система стала набирать популярность в одно время и внедрялась в образовательные программы многих школ России,однако сейчас уже мало образовательных учреждений работет по системе Давыдова.Почему же такая популярная в одно время образовательная система,получавшая так много положительных оценок,не смотря на казавшиеся тогда очевидными преимущества, сейчас утратила свои позиции и применяется лишь в отдельных образовательных учреждениях. Чтобы ответить на этот вопрос на наш взгляд нам надо обратиться к критике развивающего обучения.
Обратимся к такому видному деятелю педагогики ,как Алексей Михайлович Кушнир.
Говоря о развивающем обучении,надо сказать ,что Кушнир приветствует саму мысль о необходимости развивающего обучения, однако он заостряет наше внимание на том, что следует понимать под таковым. Конструктивный разговор на тему о развивающем обучении по его мнению возможен лишь тгода,когда мы честно признаём, что идея «учить развивая» принадлежит всем в равной степени. Принадлежит в том смысле, что всякий, работающий с детьми, видит результаты своего труда в достижениях и росте учеников.[2,c.1]
Развивающая программа обучения по системе Эльконина-Давыдова
Стоит отметить тот факт,что теоретики развивающего обучения исходят из не формулируемого ими принципа о приоритете психологии в педагогике.
Фоминых отмечает, что происходит некое засилье психологии в педагогике, которое основывается на утопических надеждах, будто психология должна решить все проблемы обучения, воспитания и даже частных методик преподавания предметов. Так образуется весьма необычная ситуация, когда психолог берется диктовать предметникам, что и как изучать на уроках скажем математики или русского языка.[4,c.2]
Из этих советов ничего не получается,потому что педагогика и психология,как говорит Фоминых — разные науки, у них разные предметы познания. Даже на методологическом уровне психология не может решать за педагогику такие задачи, как определение целей образования, содержания и методов преподавания школьных предметов.
Критикуя педагогику Давыдова,Кушнир говорит о том, природосообразные жизненные смыслы -личность ребёнка, заменены в даенной системе взглядами на нее отдельных ученых.
Он также говорит,что нельзя бросать все усилия школы исключительно на развитие абстрактно-понятийных и словесно-логических функций сознания в ущерб развитию предметно-образных и образно-интуитивных процессов [2,c.3]. Ведь тогда остануться невостребованными учебные средства, которые развивали бы образные, фантазийные или интуитивные процессы.Фоминых также отмечал,что главной целью обучения детей в школе В.В. Давыдов считал формирование у них теоретического мышления. Сслылаясь на Выготского Фоминых говорит,что как раз о приоритете интуитивного, образного мышления детей и об ограниченных возможностях мышления теоретического.[4,c.5]
Развивающее обучение Система Эльконина Давыдова
На опасностях,таящихся в принципе приоритета развития теоритического мышления у старших дошкольников и младших школьников,останавливался и Л.М.Фридман,который считал,что реализация данного приоритета приведёт к снижению эмоциональной окраски учебного материала,поскольку для ребёнка сугубо теоретический материал сух и скучен,далек от его интересов и жизни,а значит удовлетворение острой потребности детей в эмоциональном насыщении будет происходить не вполной мере.[5,c.93]
Кроме того,Кушнир отмечает,что под завесой привлекательного лозунга о «развивающем обучении» протаскивается антиприродная практика, нарушающая целостность и преемственность структур интеллекта и личности ребёнка. Любая психическая функция обусловлена всеми процессами, образующими многосложную ткань психической жизни. И сводить образование к формированию особого, будто бы наиболее значимого способа мышления недопустимо,потому как перепрыгивание через якобы «несовершенные» ступени психического и умственного развития ребенка чревато потерями для этого развития. [2,c.6]
Кроме того, Кушнир отмечает, что нет аргументации, доказывающей, приоритет развития в младшем школьном возрасте теоретического мышления над хорошо поставленной работой с образной сферой сознания,а значит нет никаких оснований для реализации в школьной программе каких бы то ни было приоритетов для теоретического мышления.[2c.3]
Таким образом, предполагаемый развивающий потенциал «развивающего обучения» в представлении Кушнира выглядит как система жесткого противодействия развитию, как инструмент разрушения природных матриц сознания.
Есть еще одно методологическое основание рассматриваемой системы — восхождение от абстрактного к конкретному. Этот тезис аргументируется так: «Понять генезис понятия в его связи с предметным действием можно лишь в том случае, если в учебном материале последовательно прослежены ступени перехода от простейших (абстрактных, всеобщих) форм проявления понятия ко все более сложным (конкретным, особенным) его формам» [3,c.4].
Фоминых отмечает, что в реальном процессе обучения исходное абстрактное понятие, как правило, не бывает дано готовым, и на его построение (на этап восхождения от конкретного к абстрактному) требуется определенное учебное время, требуются целенаправленные усилия для поиска и построения этого понятия воспитанниками и учениками. Только после этого начинается этап перехода от абстрактного к конкретному, который абсолютизируется во всех работах Давыдова, и при этом он умалчивает о предшествующем этапе. Нельзя пользоваться только одним из двух принципов восхождения к новому знанию на уроке или в изложении всего курса.Всякий раз приходится проходить обе части пути.[4,c.3]
Итак, объявленный В.В. Давыдовым метод восхождения от абстрактного к конкретному как философский принцип системы в ее основе лежать не может.
Еще одним методологическим основанием системы Давыдова является принцип осознания детьми содержания и прямой цели учения.Фридман комментирует данный принцип на примере урока чтения,где дети выявляют и соединяют слоговой состав слов или проводят их фонетический анализ.Фридман задаёт вопрос,интересна ли детям осознавать такую свою деятельность учения,и сам же на него отвечает – очевидно нет,потому что ученику первого класса не понятно зачем ему это нужно делать,в отличие например от обучения измерению величин,где осознание целей этого обучения полезно,так как ребёнок здесь понимает необходимость и важность данного учения.[5,c.94]
Таким образом мы можем выделить несколько недостатков в системе Давыдова –Эльконина, из-за которых их программа не стала общешкольной программой.
2.Приоритет психологии в педагогике.
3.Ряд методологических ошибок(абсолютизация принципа восхождения от абстрактного к конкретному и принципа осознания детьми содержания и цели учения).
- Давыдов В.В.Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996 г. , 544 стр.
- Кушнир А. Вперед. к Выготскому? // Народное образование. 1997. №7.
- Программы развивающего обучения.Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.//М.,1992.
- Фоминых.Ю.Математика по Давыдову – это тупик.// Народное образование, №7/8,1998г.
- Фридман Л.М. Есть ли альтернатива развивающему обучению? // Начальная школа. 1999. — № 5.
Источник: www.vospitatelds.ru
Почему все так любят школы Эльконина-Давыдова?
Обучение в школах может строиться по нескольким программам, которые одобрило государство. И одна из них — система развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Можно сказать, среди множества она стоит особняком. Почему и что в ней такого особенного?
Что это за система?
Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова существует более 50 лет. Её целью системы является формирование у учащихся основ теоретического мышления. Так, каждый предмет изучается под призмой исторического развития, а ученики постепенно проходят каждый из них.
Обучение по системе Эльконина-Давыдова часто строится на совместной работе (в парах или группах), в ходе которой ученики самостоятельно исследуют разные предметные области и выявляют закономерности.
Неожиданно, но учебники содержат ошибки, совершённые намеренно. Это помогает развивать у учеников критическое мышление и заставляет лишний раз усомниться в верности утверждения.
Также в детях воспитывают самоанализ и рефлексию, чтобы они могли самостоятельно оценивать уровень своих знаний и глубину своих мыслей.
Если коротко, то в системе Эльконина-Давыдова знания не преподносятся учителем напрямую, ученики осваивают их своими силами, формируя в это время полезные жизненные навыки.
Каким должен быть учитель в школе с системой Эльконина-Давыдова?
Преподаватель, обучающий по Эльконину-Давыдову, точно отличается от классического учителя. И вот чем:
- Учитель должен уметь помогать, направлять, курировать, а не выдавать истину в последней инстанции;
- Учитель должен быть готовым поставить под сомнение устоявшиеся ценности;
- Учитель должен уметь организовывать работу в классе таким образом, чтобы не ставить себя в центр внимания, однако и не терять контроль над соблюдением дисциплины и выполнением целей урока;
- Учителю необходимо видеть особенности каждого ребёнка и уметь раскрывать их.
В каких школах преподают по системе Эльконина-Давыдова?
Перечислим некоторые школы, в которых работают по системе развивающего обучения.
Москва:
- Школа № 91;
- Школа № 1133;
- Школа № 1277;
- Школа № 2070;
- Школа № 2090 имени Героя Советского Союза Л.Х. Паперника.
Санкт-Петербург:
- Школа № 57;
- Школа № 283;
- Начальная школа — детский сад №682.
Источник: repit.online
Школьная программа «Система Эльконина — Давыдова»
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова полностью отвечает новым целям образования, определенным современным Федеральным государственным стандартом образования и Концепцией модернизации российского образования, принятой Правительством РФ. Основная цель модернизации российского образования – формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности.
УМК системы Эльконина — Давыдова выпускает издательство «ВИТА-ПРЕСС».
УМК системы Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова включает в себя следующие завершенные предметные линии учебников:
— Русский язык.
Букварь. Авторы: Репкин В.В, Восторгова Е.В., Левин В.А.
Русский язык. Авторы: Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В.
— Русский язык. Авторы: Ломакович С.В., Тимченко Л.И.
— Математика. Авторы: Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., О.В. Савельева.
— Окружающий мир. Авторы: Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.
Все учебники программы Эльконина — Давыдова включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253).
Все учебники соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС НОО 2009г.). Большая часть учебников — победители конкурса учебников нового поколения, проводимого Национальным фондом подготовки кадров и Минобрнауки России.
Каждый учебник сопровождается рабочими тетрадями, методическим пособием, а также электронным приложением.
Учебники всех предметных линий были включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.
Кроме того, выпущены пособия для учителя для 1-4 классов по интегрированному курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» (автор: Полуянов Ю.А.).
В системе Эльконина — Давыдова обучение строится в соответствии с тремя принципами:
- Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением – информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде».
Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.
Следование указанным принципам позволяет достичь основной цели обучения – формирования системы научных понятий, а также учебной самостоятельности и инициативности. Ее достижение оказывается возможным поскольку знания (модели) выступают не как сведения об объектах, а как средства их отыскания, выведения или конструирования. Ученик научается определять возможности и ограничения своих действий и искать ресурсы их осуществления.
Результат обучения по программе Эльконина — Давыдова — на выходе из школы иметь развитую, свободную личность.
Выпускник из начальной школы — прежде всего школьник с развитым творческим потенциалом, а это значит с развитым воображением. Для решение этой задачи в системе существует ряд специальных учебных курсов. В общем учебном плане образовательной области «Искусство» отводится до 35% учебного времени.
Кроме этого, авторы системы Эльконина — Давыдова хотят, чтобы у выпускников начальной школы были сформированы способности к рефлексии как основы теоретического мышления, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через:
- знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;
- умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;
- умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;
- умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.
Способность к рефлексии, по мнению авторов программы Эльконина — Давыдова, есть важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в психическом развитии младших школьников. Вторая составляющая умения учиться является умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь разными источниками информации, экспериментируя, которая является предметом особой заботы в основной школе.
Способности к содержательному анализу и содержательному планированию также относятся к основам теоретического мышления и должны быть в основном сформированы к концу начальной школы. Сформированность этих способностей обнаруживаются если:
- учащиеся могут выделить систему задач одного класса, имеющих единый принцип их построения, но отличающихся внешними особенностями условий (содержательный анализ);
- учащиеся могут мысленно построить цепочку действий, а затем слитно и безошибочно их выполнить.
В результате обучения по системе Эльконина — Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне.
Источник: nnmama.ru
Программа Эльконина — Давыдова
в младшей школе. Кто обучался по такой? каковы результаты? ощущения?
Информации в инете конечно много, перечитала массу, многие вещи вызывают искреннее недоумение. Особенно йожык в первом классе %)
Кто все это прошел, каков результат? как после такой программы идти в 5 класс по стандартной программе обучения?
Екатеринбург
Я обучалась. Жуть, а не программа. В первом классе уроки делала до 12 ночи. В тетрадке синей и красной пасты было напополам (моя тетрадь была лучшей в классе, у остальных красной было больше :gy: ). Училась я по ней с 1-го по 8-ой класс. Своим детям такой программы не пожелаю. Больно уж замудрённая. В учебниках в первом классе практически одни картинки.
Моя мама до сих пор с содроганием вспоминает гнома Аристарха из учебника по математике. И я тоже не вижу смысла в программе, после которой переходят на традиционку. Если что, школу я с медалью закончила, отличницей была, так что с умственными способностями у меня всё в порядке.
Автор, альтернатива есть?
йожык в первом классе
:gy: это ещё цветочки.
Аноним 573
Замечательная программа, но подходит далеко не всем детям.
В этой программе особое место уделяется теоретическим знаниям
и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов —
предельно сложный. Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает
формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков.
Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении
с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Более того,
система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет
организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками,
анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения
партнеров. Эта система подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке
не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко
мыслить. В этой системе, правда, может отпугнуть отсутствие отметок.
Но специалисты уверяют, что все под контролем: учителя сообщают все
нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода
портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя
успеваемости вместо привычного дневника.
Источник: http://tatianaforkids.ucoz.ru/index/vse_programmy_obuchenija_nachalnaja_shkola/0-44
Если не секрет, в какой школе преподают по этой программе?
Источник: www.u-mama.ru