Дышокова, А. Т. Электронное правосудие в гражданском судопроизводстве: преимущества и недостатки / А. Т. Дышокова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90203/ (дата обращения: 09.07.2023).
В данной статье рассматриваются актуальные вопросы электронного правосудия в гражданском судопроизводстве, приводится анализ законодательства в данной сфере, находят свое отражение, как преимущества, так и недостатки введения электронного правосудия.
Ключевые слова: электронное правосудие, гражданское судопроизводство, подача документов в электронном виде, видео-конференц-связь, «онлайн» заседания
Последние годы стали для нашей страны отправной точкой для выработки тенденции к продвижению информационных технологий в деятельность судов, введение которых дало возможность всем участникам процесса использовать электронно-коммуникативные средства полностью.
Как отмечает В. В. Ярков — электронная система разрешения споров включает в себя не только необходимость размещения в сети Интернет всех судебных решений и появление веб-сайтов судов, но и предполагает управление процессом и судебным разбирательством [11].
Электронное правосудие в действии
«Электронное правосудие» — это способ осуществления справедливости, складывающийся на использовании информационно-коммуникационных технологий, которые, в свою очередь, подразумевают гласность, открытость и доступность судопроизводства [10]. Данное понятие нашло свое отражение в деятельности арбитражных судов, где с помощью электронных ресурсов, обеспечивается доступ к информации о деятельности судов, а также сами информационно-технологические системы судопроизводства.
Цель электронного правосудия представляет собой повышение, в первую очередь, эффективности и качества, а также обеспечение законности и единообразия судебной практики, путем введения новых информационных технологий в судебный процесс [4].
Необходимо отметить, что понятие «электронное правосудие» отличается от понятия «цифровое правосудие». Так в первом случае речь идет о носителях информации и их свойствах, а во втором речь идет о формах существования данных.
30 декабря 2021 года был принят Федеральный закон, который подразумевает внесение изменений в ряд нормативно — правовых актов, которые связанны с развитием «электронного правосудия», так, как его понимает государство. Принятый Федеральный закон предполагает, что участники судопроизводства смогут в электронном виде подавать: исковые заявления, жалобы, направлять копии искового заявления и отзывы лицам, участвующим в деле, знакомится с материалами дела в судах, получать судебные извещения и судебные акты, посредством информационных систем ГАС «Правосудие», «Мой арбитр», «Картотека арбитражных дел» [1].
Гражданское судопроизводство — наиболее часто используемая форма осуществления правосудия, и именно в ней электронное правосудие развивается динамичней по ряду причин.
Гражданское законодательство и правоприменительная практика давно имеют возможность заключения сделок путем подписания документов с помощью электронной подписи, направления электронной почтовой корреспонденции и даже документооборота через мессенджеры. Так, по гражданскому делу о взыскании задолженности по договору подряда и встречному иску о взыскании убытков суд принял в качестве одного из доказательства заверенную нотариально переписку между Заказчиком и Подрядчиком в приложении Viber, признав его письменным доказательством [5]. Таким образом, необходимо отметить, что развитие гражданского оборота стимулирует цифровую модернизацию гражданского процесса.
Портал «Электронное правосудие»: как с ним работать
Началом процесса цифровизации гражданского судопроизводства стало принятие Правительством Российской Федерации постановления № 583 «Развитие судебной системы России» на 2007–2011 годы. Программа предусматривала внедрение информационных технологий в судебную инфраструктуру, формирование ресурсов правовой базы и электронных банков судебных решений [2].
Вторым этапом внедрения в гражданское судопроизводство электронного правосудия стали 2013–2020 годы, которые характеризовались частичным переходом к электронному обороту и доказыванию. Пандемия и связанные с ней ограничения значительно поспособствовали продвижению современных технологий в судебную систему.
В настоящее время идет разработка следующего этапа цифровизации гражданского судопроизводства. Ее итогом должно стать расширение дистанционных возможностей, что в последующем станет отправной точкой и послужит результатом согласованных действий граждан и организаций с судом на всех стадиях судопроизводства, начиная от введения технологий электронного документооборота и заканчивая принятием общеобязательного правила об электронном способе передачи судебных извещений и вызовов [3].
Суды России рассматривают более 2000 дел в режиме видео-конференц-связи, также составляется план для дальнейшего расширения и развития [6]. На наш взгляд, Россия не стремится к полноценному переходу рассмотрения дел в режиме «онлайн», ведь очные заседания в зале суда являются наиболее приоритетными и отвечающими требованиям высокоэффективного и качественного правосудия.
Но теперь необходимо задаться вопросом, всегда ли качество судебных решений определяют технологические возможности?
Для качества правосудия электронные технологии несут и существенные риски, в частности, значительным является вопрос об обеспечении информационной безопасности. Ведь подделать электронный документ и направить его в суд не представляется затруднительным [8].
Участие в заседании свидетелей и других участников процесса, которые используют системы видео-конференц-связи, тоже зачастую вызывает множество вопросов, ведь давать ложные показания по ВКС намного проще. Она может приводить к искажению фрагментов показаний и как следствие — их неверной интерпретации [9].
Во главе всего судопроизводства находится человек, чьи права и законные интересы должны защищаться, поэтому правосудие должно оставаться гуманным и только живое взаимодействие участников процесса позволит объективно подходить к каждой ситуации, справедливо [7].
В заключение всего вышесказанного, необходимо отметить, что Россия непременно будет дальше развиваться в системе электронного правосудия. Суды не могут и не должны оставаться в стороне от технологического процесса. Однако это не подразумевает полного перехода на формат дистанционного правосудия. На наш взгляд, должно присутствовать сплетение онлайн-суда и очного правосудия.
- Федеральный закон от 30.12.2021 № 440 –ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 03.01.2022. — № 1 (часть 1). — ст. 9.
- Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 № 583 (ред. от 01.11. 2012) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007–2012 годы».
- Концепция информационной политики судебной системы на 2020–2030 годы» (одобрена Советом судей РФ 05.12.2019).
- Госдума вводит порядок дистанционного участия в заседании судов //URL:https://tass.ru/obschestvo/13133169?utm_source=yxnewsutm_medium=read_morehttps://moluch.ru/archive/409/90203/» target=»_blank»]moluch.ru[/mask_link]
Об электронном правосудии
Система «Мой Арбитр», ГАС «Правосудие», суперсервис «Правосудие онлайн» и все-все-все.
Ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг,
ни газет – одно сплошное телевидение.— к/ф «Москва слезам не верит»
30 декабря 2021 г. был принят Федеральный закон №440-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон №440-ФЗ). Под классически ничего не говорящим названием скрывается закон о внесении изменений в АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ, связанных с развитием «электронного правосудия», как его понимает государство в 2021-2022 годах.
Содержание закона в целом можно свести к следующему тезису: всё в электронном виде (можно будет подать/получить когда-нибудь). Предполагается, что участники судопроизводства смогут в электронном виде подавать:
- исковые заявления, заявления, жалобы, включая апелляционные и кассационные, иные документы;
- направлять копии искового заявления и отзывы лицам, участвующим в деле;
- знакомиться с материалами дел в судах;
- получать судебные извещения и судебные акты;
- участвовать в судебном заседании посредством веб-конференции;
- допрашивать свидетелей и экспертов.
На мой взгляд, надо знать , как российское государство понимает в 2021-2022 годах «электронное правосудие» и как, по мнению чиновников, оно должно развиваться. Это, безусловно, отразится на всех участниках судопроизводства.
Законодатель использовал в 440-ФЗ очень общую и непонятную формулировку , да ещё и альтернативную: все указанные выше документы будут подаваться в суд «посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – единый портал государственных и муниципальных услуг) либо информационной системы, определенной ВС РФ, Судебным департаментом при ВС РФ, либо систем электронного документооборота участников арбитражного процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия».
Из этой формулировки обычному юристу понятно. примерно ничего. Поэтому я попытался разобраться, что же означает эта формулировка и как и когда всё это будет работать.
Формулировка, как я понимаю, означает примерно следующее.
В настоящее время, как вы знаете, для электронной подачи документов участники судопроизводства используют две электронные системы, не пересекающиеся, не взаимодействующие и построенные на разных принципах, – ГАС « Правосудие » (созданную ФГУП НИИ «Восход» и администрируемую Судебным департаментом при ВС РФ) для взаимодействия с судами общей юрисдикции и « Мой Арбитр » (созданный компанией Pravo Tech) для взаимодействия с арбитражными судами.
ГАС «Правосудие» пользователи традиционно ругают за ужасный интерфейс 1 , хотя, как сказала как-то Елена Авакян, нужно учитывать, что ГАС «Правосудие», в отличие от продукта Pravo Tech , создавалось для «внутреннего пользователя» – для судей, прежде всего. То есть разработчики в принципе не ставили задачу создания удобного интерфейса для «внешних пользователей».
Для «внутреннего пользователя» в составе ГАС «Правосудие» действует более 20 подсистем, обеспечивающих автоматизацию документооборота, сбора, обработки и учета данных, рассылки нормативных и ведомственных актов, доступ к справочно-правовым базам федерального и местного законодательства. Среди них: «Право», «Административное управление», «Судебное делопроизводство и статистика», «Банк судебных решений», «Финансовый контроль», «Кадры», «Документооборот и обращения граждан». А для соблюдения требований информационной безопасности в составе ГАС «Правосудие» выделены три контура документооборота: защищенный, ведомственный и публичный. То есть ругая интерфейс системы, нужно просто понимать, что ГАС «Правосудие» в целом создавалось не для нас.
Для нас же в данном случае более важно, что эти системы построены на разных принципах: ГАС « Правосудие » территориально распределено, «привязано» к сайту конкретного суда общей юрисдикции, а « Мой Арбитр » — единая централизованная система, не привязанная к сайту конкретного арбитражного суда.
8 октября 2020 года в Совете Федерации состоялся круглый стол, посвященный обсуждению перспектив использования технологий удаленного доступа при отправлении правосудия, на котором, в частности, выступил директор Департамента уголовного, административного и процессуального законодательства Минюста России Владимир Шведов 2 .
Минюст последние несколько лет реализует федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», которые предполагают принятие закона об унификации правил подачи исковых заявлений, жалоб, ходатайств в электронной форме, а также о допустимости электронных доказательств и закона, закрепляющего гарантии участников процесса на дистанционное участие в судебных заседаниях.
По словам Владимира Шведова, возможность представления документов через две эти системы будет сохранена, а доступ к ним предполагается обеспечить через портал госуслуг, причем речь идет не о возможности авторизации с использованием учетной записи в ЕСИА (что уже реализовано), а о создании на портале госуслуг личного кабинета участника судопроизводства, с помощью которого можно будет подавать документы, знакомиться с материалами дела и проходить авторизацию для участия в онлайн-заседаниях.
Его слова в мае 2021 года подтвердил глава Совета судей РФ Владимир Момотов, сказав: «Электронные системы помощи в доступе граждан к правосудию планируется объединить в единый «суперсервис», запуск которого ожидается в 2024 году под названием «Правосудие онлайн».
В сентябре 2021 года В.М. Лебедев также говорил: «Ведется работа по созданию суперсервиса «Правосудие онлайн», который позволит участникам судопроизводства реализовать в дистанционной форме весь объем процессуальных действий, включая подачу документов в суд, уплату государственной пошлины, ознакомление с материалами дела в электронном виде, участие в судебном заседании посредством веб-конференции и получение судебного акта». Хотя отмечу, что В.М. Лебедев, рассказывая про создание «суперсервиса», тут же с гордостью отчитался: «В прошлом [2020] году было направлено более 21 миллиона смс-сообщений, а в текущем году их количество превысило 23 миллиона». Надеюсь, смс-сообщения всё-таки не рассматриваются ВС РФ в качестве перспективного развития системы «электронного правосудия».
Так или иначе, государство ведёт работу по созданию суперсервиса «Правосудие онлайн», который будет интегрирован с порталом госуслуг, поскольку создаётся на его базе. С точки зрения государства, функционально обращение в суд должно быть аналогично получению водительских прав или записи к врачу.
Запуск суперсервиса «Правосудие онлайн» планировался в 2021 году, но в конце прошлого года Минцифры сообщило, что он сдвинут на конец 2022 года.
Сдвиг срока понятен, поскольку, как пишет Ъ, Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» Судебного департамента при Верховном Суде РФ заключил контракт на разработку сервиса «Правосудие онлайн» стоимостью 840 млн рублей с ООО «Орбита-сервис» только в ноябре 2021 года.
К 2022 году, как обещает Минцифры, в суперсервисе будут реализованы классификатор исковых требований и сервис расчета государственной пошлины, чуть позже с помощью суперсервиса появится возможность удаленного участия в процессе, а также направление исполнительного документа в реестр исполнительной документации. Пока же на сайте можно посмотреть красивый демо-ролик о том, как можно будет подать иск (естественно, в суд общей юрисдикции) со смартфона.
А в 2024 году, как предполагается, в «Правосудии онлайн» заработает биометрическая аутентификация участников судебного процесса, уведомления участникам по делу начнут приходить в личный кабинет на портале госуслуг. Более того, в суперсервисе будет реализована возможность получить доступ к материалам дела.
До сентября 2022 года, как указывает Ъ, подрядчик (единственный участник закупки) ООО «Орбита-сервис» должен превратить устаревшую систему ГАС «Правосудие» в суперсовременный онлайн-сервис, который объединит в себе весь комплекс услуг, необходимых для обращения в суд. ГАС «Правосудие» должно перейти от территориально-распределенной системы поддержки судов общей юрисдикции к централизованной обработке информации о делах — это позволит обеспечить формирование единого электронного дела на всем протяжении его рассмотрения в судах разных инстанций. Для этого контрактом предусмотрено создание подсистемы «Судебное делопроизводство», которая обеспечит сквозную нумерацию дел в рамках всей судебной системы и будет отражать их движение по этапам.
Так что можно надеяться, что к 2023 году в судах общей юрисдикции дело будет иметь единый сквозной номер.
В документах закупки, как пишет Ъ, отмечается, что система «должна иметь возможность распределения дел на судей в ручном и автоматическом режиме». При этом в случае ручного распределения должна быть указана причина и должна иметься возможность формирования отчета со списком дел суда, которые в заданном периоде распределялись вручную. Как вы знаете, система автоматического распределения дел между судьями действует с 2018 года, причем на основании норм процессуальных кодексов. Однако не секрет, что дела, которые распределялись конкретному судье «вручную», были и будут.
Отрадно, что из процитированной мной в начале заметки общей формулировки видно, что до закона не дошла «информационная система организации федеральной почтовой связи», которая на этапе разработки законопроекта также рассматривалась в качестве одного из способов подачи в суд документов в электронной форме. К счастью, лоббистских возможностей «Почты России», видимо, не хватило.
Что касается «биометрической аутентификации участников судебного процесса», на этапе разработки закона возник спор по вопросу о том, какая система будет использоваться при авторизации участников процесса, необходимой для подключения к веб-конференции: ЕСИА или Единая биометрическая система. ВС РФ считал, что второй вариант более предпочтителен с точки зрения обеспечения достоверности идентификации, поскольку использование биометрических данных поможет предотвратить злоупотребления в виде подмены личности, признавая, что этот вариант и более сложен, так как предполагает, во-первых, сбор таких данных, а во-вторых, необходимость использования устройств, позволяющих осуществлять биометрическую идентификацию.
Этот вариант в итоге и был реализован: Федеральным законом №440-ФЗ статья 56 АПК РФ дополнена частью 4.1.: «Установление личности свидетеля при его допросе путем использования системы веб-конференции осуществляется с использованием информационно-технологических средств, обеспечивающих идентификацию лица без его личного присутствия (единой системы идентификации и аутентификации, единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина РФ (далее – единая биометрическая система)».
Но когда эта Единая биометрическая система будет создана и запущена, информации нет. Определенно можно говорить только о том, что не в ближайшее время – точно не в 2022 году. Отдельный вопрос, что для полноценной работы такой системы ещё нужно собрать у сотен тысяч участников процесса «биометрические персональные данные».
При этом коллеги, участвующие в судебных заседаниях в Арбитражном суде г. Москвы, описывают новую, запущенную буквально на днях, электронную систему входа в АСГМ так, что меня « терзают смутные сомнения. ». Для входа в АСГМ необходимо дать терминалу сфотографировать себя (без маски), затем отсканировать в терминал свой паспорт.
В заключение хочу отметить, что вся эта деятельность курируется несколькими ведомствами, причем отнюдь не под руководством Верховного Суда РФ.
Связано это с тем, что Верховный Суд РФ «электронное правосудие» в целом (и онлайн-заседания в частности, как характерный пример) рассматривает в первую очередь как временную техническую меру на период до окончания пандемии коронавируса. Развитие информационных технологий в качестве способа повышения эффективности правосудия в стране Верховным Судом не рассматривается. Собственно, сложно требовать развития информационных технологий от 78-летнего председателя ВС РФ В.М. Лебедева, гордящегося в 2021 году 23 миллионами отправленных смс-сообщений.
Показательно, что законопроект №1144921-7, который стал Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. №440-ФЗ и которым внесены изменения в процессуальные кодексы, разработал Минюст, а внесло в Госдуму Правительство, а не Верховный Суд.
В итоге развитие «электронного правосудия» осуществляется в рамках федеральных проектов «Информационная инфраструктура» и «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика». Курирует последнюю Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры). Кроме Минцифры в обсуждении и реализации этих вопросов участвует и Минюст России.
Поэтому когда и как именно будут функционировать электронные сервисы в судах, я думаю, не могут сейчас точно сказать ни ВС РФ, ни Минцифры, ни Минюст. Басня про эффективность работы «лебедя, рака и щуки» вряд ли утратила актуальность.
Пока же, в силу п. 2 ст. 7 Федерального закона №440-ФЗ, положения процессуальных кодексов в редакции этого федерального закона будут применяться при наличии технической возможности в конкретном суде. Это означает, что по крайней мере до конца 2022 года ничего для участников судопроизводства не изменится.
Источник: заметка Романа Речкина, INTELLECT, в блоге на сайте Zakon.ru
[1] Кстати, 30 ноября 2021 года ГАС «Правосудие» исполнилось 15 лет.
[2] Далее цитируется по: Шувалова М. Электронное правосудие в России: новый этап (Гарант.ру, 14 октября 2020 г.).
Источник: www.intellectpro.ru
Электронное правосудие для физических лиц: как дистанционно обратиться и представить документы в суды общей юрисдикции
Российские суды уже несколько лет предлагают возможность подачи процессуальных документов и письменных доказательств дистанционно — в виде электронных документов или образов (сканов) бумажных документов. Физические лица, как правило, бывают истцами (заявителями) или ответчиками в суде общей юрисдикции или по делам, которые рассматривает мировой судья. В этих случаях для дистанционного обращения в суд и направления письменных доказательств используется ГАС «Правосудие». Рассказываем, что нужно для работы в этой системе, какие возможности она даёт и как обращаться в суды, используя её функционал.
Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» — это, с одной стороны, интернет-портал, где представлена информация о российской судебной системе в целом и отдельных судах, а также функционал для поиска судебных решений. С другой стороны, в системе реализован сервис для непосредственной судебной работы: подачи обращений, письменных доказательств, изучения информации о ходе того или иного дела, а также получения справочной информации о возможностях и работе в системе.
Интернет-портал — общедоступный ресурс, для работы с которым регистрация не нужна. Однако сервис для электронных обращений в суд и отслеживания движения дел требует не только регистрации, но и обеспечения технической возможности для использования представленного функционала.
Что необходимо для дистанционной судебной работы:
- Оформление квалифицированного сертификата электронной подписи на своё имя — на имя физического лица, которое планирует обратиться в суд. УКЭП оформляют в удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязью. Стоимость сертификата — в районе 1000 рублей. Одновременно необходимо получить или приобрести программное обеспечение для работы с ЭП. Есть платное и бесплатное программное обеспечение — это зависит от удостоверяющего центра, в котором оформляется сертификат, и предлагаемых им продуктов. Без УКЭП и программ для работы с ней невозможно будет подписать и отправить документы в суд.
- Подтвержденная учётная запись в ЕСИА (портал Госуслуги). Такая учётная запись необходима для авторизации в системе и создания личного кабинета, но её наличия недостаточно для отправки документов в суд. Кроме того, авторизоваться в системе можно и без учётной записи в ЕСИА — с использованием электронной подписи. Поэтому если у вас уже есть сертификат электронной подписи, но нет учётной записи в ЕСИА — это не проблема, достаточно УКЭП.
- Заполнение профиля пользователя. Если авторизация в системе проходит с использованием учётной записи ЕСИА, профиль, как правило, заполняется автоматически — на основе данных, содержащихся в системе. При авторизации с помощью УКЭП может понадобится дополнительное заполнение профиля. В любом случае необходимо проверить, полностью ли заполнен профиль. Если нет или профиль содержит неточности, нужно указать недостающие сведения или исправить неверные данные.
При каждом последующем входе в систему понадобится авторизоваться заново — с помощью учётной записи ЕСИА или сертификата электронной подписи.
Порядок электронной подачи документов в суды общей юрисдикции утверждён приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 251. Его желательно изучить. Документ есть в системе, при необходимости к нему можно обращаться. Также для понимания того, как работает система и как использовать её отдельные функции, желательно ознакомиться со справочной информацией. К ней также можно время от времени обращаться, если возникнут вопросы.
Таким образом, для работы в ГАС «Правосудие» и подачи документов в суд на первом этапе необходимы:
- УКЭПи программное обеспечение для работы с подписью, которое нужно установить и настроить на рабочем месте.
- Изучение инструкции по работе в системе и порядка подачи документов в суд.
- Авторизация в системе.
Какие возможности предлагает ГАС «Правосудие»
Сервис для электронных обращений ГАС «Правосудие» — это два больших функциональных раздела:
- Подача обращений, процессуальных документов и письменных доказательств.
- Отслеживание хода судебного процесса, участником которого является пользователь.
Первый считается основным. Именно с его помощью можно дистанционно подавать в суды различные документы в рамках гражданского, административного, уголовного процессов, жалобу на постановление по административному правонарушению и заявление на доступ к материалам интересующего дела.
Как работать с разделом:
- Выбрать вид производства из представленных в системе и нажать «Подать заявление».
- Найти нужный вид документа и выбрать его из представленного списка.
- После нажатия на выбранный документ будет выполнен переход на страницу оформления обращения.
К сожалению, пока нет возможности формировать документы непосредственно в системе, поэтому документ нужно составить отдельно и уже в виде готового файла загрузить на страницу оформления обращения. Также отдельно готовятся и загружаются приложения к обращению. Если это бумажные документы, нужно их отсканировать (создать электронный образ) и загрузить в виде файлов.
Через сервис обращений в суд направляются не только процессуальные документы (иски, заявления, ходатайства и т.д.), но и письменные доказательства:
- если письменные доказательства нужно подать вместе с первичным обращением в суд, они сканируются и приобщаются к обращению в виде приложений.
- если доказательства нужно представить по ходу процесса, то они направляются так же в виде приложений, только вместе с ходатайством об их приобщении к материалам дела.
После того как все файлы загружены, нужно рассчитать госпошлину (на странице есть соответствующий сервис). Госпошлина уплачивается вне системы. Дистанционно это можно сделать так:
- Рассчитать сумму на странице оформления обращения в суд.
- Узнать платёжные реквизиты ИФНС с помощью сервиса на сайте ФНС.
- Уплатить госпошлину через ещё один сервис на сайте ФНС.
После уплаты госпошлины квитанция в виде файла загружается на страницу оформления обращения в суд.
Если нет возможности сразу уплатить госпошлину, нужно подготовить и загрузить ходатайство об отсрочке уплаты. Если заявитель освобождён от уплаты госпошлины, нужно отсканировать и загрузить документ, подтверждающий такое право.
В зависимости от ситуации на странице оформления обращения нужно поставить галочку напротив обстоятельства, которое соответствует вашей ситуации с уплатой госпошлины.
После того как обращение полностью подготовлено, нужно нажать на «Сформировать заявление». Далее обращение подписывается УКЭП (отсоединённой, находящейся в отдельном файле) и направляется в соответствующий суд согласно инструкциям — подсказкам системы.
Если при формировании или отправке документов возникнет ошибка, система проинформирует о проблеме и её характере. Нужно будет устранить проблему и отправить документы заново. При удачной отправке документов система также проинформирует — о том, что документы доставлены. Если проблему затруднительно решить самому, следует обратиться в службу технической поддержки.
Отслеживать все свои обращения можно через раздел «История обращений», а ход процесса — через раздел «Дела».
Сервис работает круглосуточно и без выходных, поэтому отправить нужные документы в суд можно откуда угодного и когда удобно. Однако нужно учитывать процессуальные сроки подачи тех или иных документов и нельзя забывать, что любой процессуальный документ должен отвечать требованиям, которые установлены процессуальным законодательством — ГПК, УПК, КАС или КоАП. Суд не примет (вернёт или оставит без рассмотрения) документы, если они не соответствуют по форме и содержанию процессуальным требованиям.
Источник: dzen.ru