Программа электронное правосудие это

Дышокова, А. Т. Электронное правосудие в гражданском судопроизводстве: преимущества и недостатки / А. Т. Дышокова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90203/ (дата обращения: 09.07.2023).

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы электронного правосудия в гражданском судопроизводстве, приводится анализ законодательства в данной сфере, находят свое отражение, как преимущества, так и недостатки введения электронного правосудия.

Ключевые слова: электронное правосудие, гражданское судопроизводство, подача документов в электронном виде, видео-конференц-связь, «онлайн» заседания

Последние годы стали для нашей страны отправной точкой для выработки тенденции к продвижению информационных технологий в деятельность судов, введение которых дало возможность всем участникам процесса использовать электронно-коммуникативные средства полностью.

Как отмечает В. В. Ярков — электронная система разрешения споров включает в себя не только необходимость размещения в сети Интернет всех судебных решений и появление веб-сайтов судов, но и предполагает управление процессом и судебным разбирательством [11].

Электронное правосудие в действии

«Электронное правосудие» — это способ осуществления справедливости, складывающийся на использовании информационно-коммуникационных технологий, которые, в свою очередь, подразумевают гласность, открытость и доступность судопроизводства [10]. Данное понятие нашло свое отражение в деятельности арбитражных судов, где с помощью электронных ресурсов, обеспечивается доступ к информации о деятельности судов, а также сами информационно-технологические системы судопроизводства.

Цель электронного правосудия представляет собой повышение, в первую очередь, эффективности и качества, а также обеспечение законности и единообразия судебной практики, путем введения новых информационных технологий в судебный процесс [4].

Необходимо отметить, что понятие «электронное правосудие» отличается от понятия «цифровое правосудие». Так в первом случае речь идет о носителях информации и их свойствах, а во втором речь идет о формах существования данных.

30 декабря 2021 года был принят Федеральный закон, который подразумевает внесение изменений в ряд нормативно — правовых актов, которые связанны с развитием «электронного правосудия», так, как его понимает государство. Принятый Федеральный закон предполагает, что участники судопроизводства смогут в электронном виде подавать: исковые заявления, жалобы, направлять копии искового заявления и отзывы лицам, участвующим в деле, знакомится с материалами дела в судах, получать судебные извещения и судебные акты, посредством информационных систем ГАС «Правосудие», «Мой арбитр», «Картотека арбитражных дел» [1].

Гражданское судопроизводство — наиболее часто используемая форма осуществления правосудия, и именно в ней электронное правосудие развивается динамичней по ряду причин.

Гражданское законодательство и правоприменительная практика давно имеют возможность заключения сделок путем подписания документов с помощью электронной подписи, направления электронной почтовой корреспонденции и даже документооборота через мессенджеры. Так, по гражданскому делу о взыскании задолженности по договору подряда и встречному иску о взыскании убытков суд принял в качестве одного из доказательства заверенную нотариально переписку между Заказчиком и Подрядчиком в приложении Viber, признав его письменным доказательством [5]. Таким образом, необходимо отметить, что развитие гражданского оборота стимулирует цифровую модернизацию гражданского процесса.

Портал «Электронное правосудие»: как с ним работать

Началом процесса цифровизации гражданского судопроизводства стало принятие Правительством Российской Федерации постановления № 583 «Развитие судебной системы России» на 2007–2011 годы. Программа предусматривала внедрение информационных технологий в судебную инфраструктуру, формирование ресурсов правовой базы и электронных банков судебных решений [2].

Вторым этапом внедрения в гражданское судопроизводство электронного правосудия стали 2013–2020 годы, которые характеризовались частичным переходом к электронному обороту и доказыванию. Пандемия и связанные с ней ограничения значительно поспособствовали продвижению современных технологий в судебную систему.

В настоящее время идет разработка следующего этапа цифровизации гражданского судопроизводства. Ее итогом должно стать расширение дистанционных возможностей, что в последующем станет отправной точкой и послужит результатом согласованных действий граждан и организаций с судом на всех стадиях судопроизводства, начиная от введения технологий электронного документооборота и заканчивая принятием общеобязательного правила об электронном способе передачи судебных извещений и вызовов [3].

Суды России рассматривают более 2000 дел в режиме видео-конференц-связи, также составляется план для дальнейшего расширения и развития [6]. На наш взгляд, Россия не стремится к полноценному переходу рассмотрения дел в режиме «онлайн», ведь очные заседания в зале суда являются наиболее приоритетными и отвечающими требованиям высокоэффективного и качественного правосудия.

Но теперь необходимо задаться вопросом, всегда ли качество судебных решений определяют технологические возможности?

Для качества правосудия электронные технологии несут и существенные риски, в частности, значительным является вопрос об обеспечении информационной безопасности. Ведь подделать электронный документ и направить его в суд не представляется затруднительным [8].

Участие в заседании свидетелей и других участников процесса, которые используют системы видео-конференц-связи, тоже зачастую вызывает множество вопросов, ведь давать ложные показания по ВКС намного проще. Она может приводить к искажению фрагментов показаний и как следствие — их неверной интерпретации [9].

Во главе всего судопроизводства находится человек, чьи права и законные интересы должны защищаться, поэтому правосудие должно оставаться гуманным и только живое взаимодействие участников процесса позволит объективно подходить к каждой ситуации, справедливо [7].

В заключение всего вышесказанного, необходимо отметить, что Россия непременно будет дальше развиваться в системе электронного правосудия. Суды не могут и не должны оставаться в стороне от технологического процесса. Однако это не подразумевает полного перехода на формат дистанционного правосудия. На наш взгляд, должно присутствовать сплетение онлайн-суда и очного правосудия.

  1. Федеральный закон от 30.12.2021 № 440 –ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 03.01.2022. — № 1 (часть 1). — ст. 9.
  2. Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 № 583 (ред. от 01.11. 2012) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007–2012 годы».
  3. Концепция информационной политики судебной системы на 2020–2030 годы» (одобрена Советом судей РФ 05.12.2019).
  4. Госдума вводит порядок дистанционного участия в заседании судов //URL:https://tass.ru/obschestvo/13133169?utm_source=yxnewsutm_medium=read_morehttps://moluch.ru/archive/409/90203/» target=»_blank»]moluch.ru[/mask_link]

    Об электронном правосудии

    Система «Мой Арбитр», ГАС «Правосудие», суперсервис «Правосудие онлайн» и все-все-все.

    Ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг,
    ни газет – одно сплошное телевидение.

    — к/ф «Москва слезам не верит»

    Речкин Роман Валерьевич

    30 декабря 2021 г. был принят Федеральный закон №440-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон №440-ФЗ). Под классически ничего не говорящим названием скрывается закон о внесении изменений в АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ, связанных с развитием «электронного правосудия», как его понимает государство в 2021-2022 годах.

    Содержание закона в целом можно свести к следующему тезису: всё в электронном виде (можно будет подать/получить когда-нибудь). Предполагается, что участники судопроизводства смогут в электронном виде подавать:

    • исковые заявления, заявления, жалобы, включая апелляционные и кассационные, иные документы;
    • направлять копии искового заявления и отзывы лицам, участвующим в деле;
    • знакомиться с материалами дел в судах;
    • получать судебные извещения и судебные акты;
    • участвовать в судебном заседании посредством веб-конференции;
    • допрашивать свидетелей и экспертов.

    На мой взгляд, надо знать , как российское государство понимает в 2021-2022 годах «электронное правосудие» и как, по мнению чиновников, оно должно развиваться. Это, безусловно, отразится на всех участниках судопроизводства.

    Законодатель использовал в 440-ФЗ очень общую и непонятную формулировку , да ещё и альтернативную: все указанные выше документы будут подаваться в суд «посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – единый портал государственных и муниципальных услуг) либо информационной системы, определенной ВС РФ, Судебным департаментом при ВС РФ, либо систем электронного документооборота участников арбитражного процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия».

    Из этой формулировки обычному юристу понятно. примерно ничего. Поэтому я попытался разобраться, что же означает эта формулировка и как и когда всё это будет работать.

    Формулировка, как я понимаю, означает примерно следующее.

    В настоящее время, как вы знаете, для электронной подачи документов участники судопроизводства используют две электронные системы, не пересекающиеся, не взаимодействующие и построенные на разных принципах, – ГАС « Правосудие » (созданную ФГУП НИИ «Восход» и администрируемую Судебным департаментом при ВС РФ) для взаимодействия с судами общей юрисдикции и « Мой Арбитр » (созданный компанией Pravo Tech) для взаимодействия с арбитражными судами.

    ГАС «Правосудие» пользователи традиционно ругают за ужасный интерфейс 1 , хотя, как сказала как-то Елена Авакян, нужно учитывать, что ГАС «Правосудие», в отличие от продукта Pravo Tech , создавалось для «внутреннего пользователя» – для судей, прежде всего. То есть разработчики в принципе не ставили задачу создания удобного интерфейса для «внешних пользователей».

    Для «внутреннего пользователя» в составе ГАС «Правосудие» действует более 20 подсистем, обеспечивающих автоматизацию документооборота, сбора, обработки и учета данных, рассылки нормативных и ведомственных актов, доступ к справочно-правовым базам федерального и местного законодательства. Среди них: «Право», «Административное управление», «Судебное делопроизводство и статистика», «Банк судебных решений», «Финансовый контроль», «Кадры», «Документооборот и обращения граждан». А для соблюдения требований информационной безопасности в составе ГАС «Правосудие» выделены три контура документооборота: защищенный, ведомственный и публичный. То есть ругая интерфейс системы, нужно просто понимать, что ГАС «Правосудие» в целом создавалось не для нас.

    Для нас же в данном случае более важно, что эти системы построены на разных принципах: ГАС « Правосудие » территориально распределено, «привязано» к сайту конкретного суда общей юрисдикции, а « Мой Арбитр » — единая централизованная система, не привязанная к сайту конкретного арбитражного суда.

    8 октября 2020 года в Совете Федерации состоялся круглый стол, посвященный обсуждению перспектив использования технологий удаленного доступа при отправлении правосудия, на котором, в частности, выступил директор Департамента уголовного, административного и процессуального законодательства Минюста России Владимир Шведов 2 .

    Минюст последние несколько лет реализует федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», которые предполагают принятие закона об унификации правил подачи исковых заявлений, жалоб, ходатайств в электронной форме, а также о допустимости электронных доказательств и закона, закрепляющего гарантии участников процесса на дистанционное участие в судебных заседаниях.

    По словам Владимира Шведова, возможность представления документов через две эти системы будет сохранена, а доступ к ним предполагается обеспечить через портал госуслуг, причем речь идет не о возможности авторизации с использованием учетной записи в ЕСИА (что уже реализовано), а о создании на портале госуслуг личного кабинета участника судопроизводства, с помощью которого можно будет подавать документы, знакомиться с материалами дела и проходить авторизацию для участия в онлайн-заседаниях.

    Его слова в мае 2021 года подтвердил глава Совета судей РФ Владимир Момотов, сказав: «Электронные системы помощи в доступе граждан к правосудию планируется объединить в единый «суперсервис», запуск которого ожидается в 2024 году под названием «Правосудие онлайн».

    В сентябре 2021 года В.М. Лебедев также говорил: «Ведется работа по созданию суперсервиса «Правосудие онлайн», который позволит участникам судопроизводства реализовать в дистанционной форме весь объем процессуальных действий, включая подачу документов в суд, уплату государственной пошлины, ознакомление с материалами дела в электронном виде, участие в судебном заседании посредством веб-конференции и получение судебного акта». Хотя отмечу, что В.М. Лебедев, рассказывая про создание «суперсервиса», тут же с гордостью отчитался: «В прошлом [2020] году было направлено более 21 миллиона смс-сообщений, а в текущем году их количество превысило 23 миллиона». Надеюсь, смс-сообщения всё-таки не рассматриваются ВС РФ в качестве перспективного развития системы «электронного правосудия».

    Так или иначе, государство ведёт работу по созданию суперсервиса «Правосудие онлайн», который будет интегрирован с порталом госуслуг, поскольку создаётся на его базе. С точки зрения государства, функционально обращение в суд должно быть аналогично получению водительских прав или записи к врачу.

    Запуск суперсервиса «Правосудие онлайн» планировался в 2021 году, но в конце прошлого года Минцифры сообщило, что он сдвинут на конец 2022 года.

    Сдвиг срока понятен, поскольку, как пишет Ъ, Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» Судебного департамента при Верховном Суде РФ заключил контракт на разработку сервиса «Правосудие онлайн» стоимостью 840 млн рублей с ООО «Орбита-сервис» только в ноябре 2021 года.

    К 2022 году, как обещает Минцифры, в суперсервисе будут реализованы классификатор исковых требований и сервис расчета государственной пошлины, чуть позже с помощью суперсервиса появится возможность удаленного участия в процессе, а также направление исполнительного документа в реестр исполнительной документации. Пока же на сайте можно посмотреть красивый демо-ролик о том, как можно будет подать иск (естественно, в суд общей юрисдикции) со смартфона.

    А в 2024 году, как предполагается, в «Правосудии онлайн» заработает биометрическая аутентификация участников судебного процесса, уведомления участникам по делу начнут приходить в личный кабинет на портале госуслуг. Более того, в суперсервисе будет реализована возможность получить доступ к материалам дела.

    До сентября 2022 года, как указывает Ъ, подрядчик (единственный участник закупки) ООО «Орбита-сервис» должен превратить устаревшую систему ГАС «Правосудие» в суперсовременный онлайн-сервис, который объединит в себе весь комплекс услуг, необходимых для обращения в суд. ГАС «Правосудие» должно перейти от территориально-распределенной системы поддержки судов общей юрисдикции к централизованной обработке информации о делах — это позволит обеспечить формирование единого электронного дела на всем протяжении его рассмотрения в судах разных инстанций. Для этого контрактом предусмотрено создание подсистемы «Судебное делопроизводство», которая обеспечит сквозную нумерацию дел в рамках всей судебной системы и будет отражать их движение по этапам.

    Так что можно надеяться, что к 2023 году в судах общей юрисдикции дело будет иметь единый сквозной номер.

    В документах закупки, как пишет Ъ, отмечается, что система «должна иметь возможность распределения дел на судей в ручном и автоматическом режиме». При этом в случае ручного распределения должна быть указана причина и должна иметься возможность формирования отчета со списком дел суда, которые в заданном периоде распределялись вручную. Как вы знаете, система автоматического распределения дел между судьями действует с 2018 года, причем на основании норм процессуальных кодексов. Однако не секрет, что дела, которые распределялись конкретному судье «вручную», были и будут.

    Отрадно, что из процитированной мной в начале заметки общей формулировки видно, что до закона не дошла «информационная система организации федеральной почтовой связи», которая на этапе разработки законопроекта также рассматривалась в качестве одного из способов подачи в суд документов в электронной форме. К счастью, лоббистских возможностей «Почты России», видимо, не хватило.

    Что касается «биометрической аутентификации участников судебного процесса», на этапе разработки закона возник спор по вопросу о том, какая система будет использоваться при авторизации участников процесса, необходимой для подключения к веб-конференции: ЕСИА или Единая биометрическая система. ВС РФ считал, что второй вариант более предпочтителен с точки зрения обеспечения достоверности идентификации, поскольку использование биометрических данных поможет предотвратить злоупотребления в виде подмены личности, признавая, что этот вариант и более сложен, так как предполагает, во-первых, сбор таких данных, а во-вторых, необходимость использования устройств, позволяющих осуществлять биометрическую идентификацию.

    Этот вариант в итоге и был реализован: Федеральным законом №440-ФЗ статья 56 АПК РФ дополнена частью 4.1.: «Установление личности свидетеля при его допросе путем использования системы веб-конференции осуществляется с использованием информационно-технологических средств, обеспечивающих идентификацию лица без его личного присутствия (единой системы идентификации и аутентификации, единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина РФ (далее – единая биометрическая система)».

    Но когда эта Единая биометрическая система будет создана и запущена, информации нет. Определенно можно говорить только о том, что не в ближайшее время – точно не в 2022 году. Отдельный вопрос, что для полноценной работы такой системы ещё нужно собрать у сотен тысяч участников процесса «биометрические персональные данные».

    При этом коллеги, участвующие в судебных заседаниях в Арбитражном суде г. Москвы, описывают новую, запущенную буквально на днях, электронную систему входа в АСГМ так, что меня « терзают смутные сомнения. ». Для входа в АСГМ необходимо дать терминалу сфотографировать себя (без маски), затем отсканировать в терминал свой паспорт.

    В заключение хочу отметить, что вся эта деятельность курируется несколькими ведомствами, причем отнюдь не под руководством Верховного Суда РФ.

    Связано это с тем, что Верховный Суд РФ «электронное правосудие» в целом (и онлайн-заседания в частности, как характерный пример) рассматривает в первую очередь как временную техническую меру на период до окончания пандемии коронавируса. Развитие информационных технологий в качестве способа повышения эффективности правосудия в стране Верховным Судом не рассматривается. Собственно, сложно требовать развития информационных технологий от 78-летнего председателя ВС РФ В.М. Лебедева, гордящегося в 2021 году 23 миллионами отправленных смс-сообщений.

    Показательно, что законопроект №1144921-7, который стал Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. №440-ФЗ и которым внесены изменения в процессуальные кодексы, разработал Минюст, а внесло в Госдуму Правительство, а не Верховный Суд.

    В итоге развитие «электронного правосудия» осуществляется в рамках федеральных проектов «Информационная инфраструктура» и «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика». Курирует последнюю Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры). Кроме Минцифры в обсуждении и реализации этих вопросов участвует и Минюст России.

    Поэтому когда и как именно будут функционировать электронные сервисы в судах, я думаю, не могут сейчас точно сказать ни ВС РФ, ни Минцифры, ни Минюст. Басня про эффективность работы «лебедя, рака и щуки» вряд ли утратила актуальность.

    Пока же, в силу п. 2 ст. 7 Федерального закона №440-ФЗ, положения процессуальных кодексов в редакции этого федерального закона будут применяться при наличии технической возможности в конкретном суде. Это означает, что по крайней мере до конца 2022 года ничего для участников судопроизводства не изменится.

    Источник: заметка Романа Речкина, INTELLECT, в блоге на сайте Zakon.ru

    [1] Кстати, 30 ноября 2021 года ГАС «Правосудие» исполнилось 15 лет.

    [2] Далее цитируется по: Шувалова М. Электронное правосудие в России: новый этап (Гарант.ру, 14 октября 2020 г.).

    Источник: www.intellectpro.ru

    Электронное правосудие для физических лиц: как дистанционно обратиться и представить документы в суды общей юрисдикции

    Российские суды уже несколько лет предлагают возможность подачи процессуальных документов и письменных доказательств дистанционно — в виде электронных документов или образов (сканов) бумажных документов. Физические лица, как правило, бывают истцами (заявителями) или ответчиками в суде общей юрисдикции или по делам, которые рассматривает мировой судья. В этих случаях для дистанционного обращения в суд и направления письменных доказательств используется ГАС «Правосудие». Рассказываем, что нужно для работы в этой системе, какие возможности она даёт и как обращаться в суды, используя её функционал.

    Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» — это, с одной стороны, интернет-портал, где представлена информация о российской судебной системе в целом и отдельных судах, а также функционал для поиска судебных решений. С другой стороны, в системе реализован сервис для непосредственной судебной работы: подачи обращений, письменных доказательств, изучения информации о ходе того или иного дела, а также получения справочной информации о возможностях и работе в системе.

    Интернет-портал — общедоступный ресурс, для работы с которым регистрация не нужна. Однако сервис для электронных обращений в суд и отслеживания движения дел требует не только регистрации, но и обеспечения технической возможности для использования представленного функционала.

    Что необходимо для дистанционной судебной работы:

    1. Оформление квалифицированного сертификата электронной подписи на своё имя — на имя физического лица, которое планирует обратиться в суд. УКЭП оформляют в удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязью. Стоимость сертификата — в районе 1000 рублей. Одновременно необходимо получить или приобрести программное обеспечение для работы с ЭП. Есть платное и бесплатное программное обеспечение — это зависит от удостоверяющего центра, в котором оформляется сертификат, и предлагаемых им продуктов. Без УКЭП и программ для работы с ней невозможно будет подписать и отправить документы в суд.
    2. Подтвержденная учётная запись в ЕСИА (портал Госуслуги). Такая учётная запись необходима для авторизации в системе и создания личного кабинета, но её наличия недостаточно для отправки документов в суд. Кроме того, авторизоваться в системе можно и без учётной записи в ЕСИА — с использованием электронной подписи. Поэтому если у вас уже есть сертификат электронной подписи, но нет учётной записи в ЕСИА — это не проблема, достаточно УКЭП.
    3. Заполнение профиля пользователя. Если авторизация в системе проходит с использованием учётной записи ЕСИА, профиль, как правило, заполняется автоматически — на основе данных, содержащихся в системе. При авторизации с помощью УКЭП может понадобится дополнительное заполнение профиля. В любом случае необходимо проверить, полностью ли заполнен профиль. Если нет или профиль содержит неточности, нужно указать недостающие сведения или исправить неверные данные.

    При каждом последующем входе в систему понадобится авторизоваться заново — с помощью учётной записи ЕСИА или сертификата электронной подписи.

    Порядок электронной подачи документов в суды общей юрисдикции утверждён приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 251. Его желательно изучить. Документ есть в системе, при необходимости к нему можно обращаться. Также для понимания того, как работает система и как использовать её отдельные функции, желательно ознакомиться со справочной информацией. К ней также можно время от времени обращаться, если возникнут вопросы.

    Таким образом, для работы в ГАС «Правосудие» и подачи документов в суд на первом этапе необходимы:

    1. УКЭПи программное обеспечение для работы с подписью, которое нужно установить и настроить на рабочем месте.
    2. Изучение инструкции по работе в системе и порядка подачи документов в суд.
    3. Авторизация в системе.

    Какие возможности предлагает ГАС «Правосудие»

    Сервис для электронных обращений ГАС «Правосудие» — это два больших функциональных раздела:

    1. Подача обращений, процессуальных документов и письменных доказательств.
    2. Отслеживание хода судебного процесса, участником которого является пользователь.

    Первый считается основным. Именно с его помощью можно дистанционно подавать в суды различные документы в рамках гражданского, административного, уголовного процессов, жалобу на постановление по административному правонарушению и заявление на доступ к материалам интересующего дела.

    Как работать с разделом:

    1. Выбрать вид производства из представленных в системе и нажать «Подать заявление».
    2. Найти нужный вид документа и выбрать его из представленного списка.
    3. После нажатия на выбранный документ будет выполнен переход на страницу оформления обращения.

    К сожалению, пока нет возможности формировать документы непосредственно в системе, поэтому документ нужно составить отдельно и уже в виде готового файла загрузить на страницу оформления обращения. Также отдельно готовятся и загружаются приложения к обращению. Если это бумажные документы, нужно их отсканировать (создать электронный образ) и загрузить в виде файлов.

    Через сервис обращений в суд направляются не только процессуальные документы (иски, заявления, ходатайства и т.д.), но и письменные доказательства:

    • если письменные доказательства нужно подать вместе с первичным обращением в суд, они сканируются и приобщаются к обращению в виде приложений.
    • если доказательства нужно представить по ходу процесса, то они направляются так же в виде приложений, только вместе с ходатайством об их приобщении к материалам дела.

    После того как все файлы загружены, нужно рассчитать госпошлину (на странице есть соответствующий сервис). Госпошлина уплачивается вне системы. Дистанционно это можно сделать так:

    1. Рассчитать сумму на странице оформления обращения в суд.
    2. Узнать платёжные реквизиты ИФНС с помощью сервиса на сайте ФНС.
    3. Уплатить госпошлину через ещё один сервис на сайте ФНС.

    После уплаты госпошлины квитанция в виде файла загружается на страницу оформления обращения в суд.

    Если нет возможности сразу уплатить госпошлину, нужно подготовить и загрузить ходатайство об отсрочке уплаты. Если заявитель освобождён от уплаты госпошлины, нужно отсканировать и загрузить документ, подтверждающий такое право.

    В зависимости от ситуации на странице оформления обращения нужно поставить галочку напротив обстоятельства, которое соответствует вашей ситуации с уплатой госпошлины.

    После того как обращение полностью подготовлено, нужно нажать на «Сформировать заявление». Далее обращение подписывается УКЭП (отсоединённой, находящейся в отдельном файле) и направляется в соответствующий суд согласно инструкциям — подсказкам системы.

    Если при формировании или отправке документов возникнет ошибка, система проинформирует о проблеме и её характере. Нужно будет устранить проблему и отправить документы заново. При удачной отправке документов система также проинформирует — о том, что документы доставлены. Если проблему затруднительно решить самому, следует обратиться в службу технической поддержки.

    Отслеживать все свои обращения можно через раздел «История обращений», а ход процесса — через раздел «Дела».

    Сервис работает круглосуточно и без выходных, поэтому отправить нужные документы в суд можно откуда угодного и когда удобно. Однако нужно учитывать процессуальные сроки подачи тех или иных документов и нельзя забывать, что любой процессуальный документ должен отвечать требованиям, которые установлены процессуальным законодательством — ГПК, УПК, КАС или КоАП. Суд не примет (вернёт или оставит без рассмотрения) документы, если они не соответствуют по форме и содержанию процессуальным требованиям.

    Источник: dzen.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru