Программа электронная Россия что это

Программы «Электронная Россия» и «Электронное правительство». Этапы, результаты, перспектива.

Электронная Россия была утверждена в 2002 году с поста правительства. Цель: обеспечение доступа к информации о деятельности и услугах государственной власти в электронном виде, межведомственное взаимодействие и единый контроль над органами государственной власти.

Электронное правительство — это концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу. Данная концепция основывается на возможностях информационно-телекоммуникационных технологий и ценностях открытого гражданского общества.

1.Создание программы электронное правительство. Цель этой программы:

-взаимодействие между государственными службами и гражданами

-между государством и частными компаниями

-между государственными структурами и их сотрудниками

Задачи электронного правительства:

-постоянный доступ к информации в течении 24 часов в сутки и 7 дней в неделю

Новое бесплатное медиа-приложение от телеканала Россия — «СМОТРИМ» + бонус (инструкция по установке)

-интерактивное заполнение различных форм документов.

-дистанционное приобретение лицензий и разрешений

-дистанционная подача налоговых деклараций

-обязательное опубликование в интернете проектов законов и постановлений правительства.

2. создание системы электронного документального оборота во всех государственных структурах

3. узаконивание электронной цифровой подписи. В 2002 году был издан федеральный закон об ЭЦП , но юридическую силу он приобрел только с 2007 года.

4. создание интернет ресурсов государственных структур.

Этапы выполнения программ «Электронная Россия»

1) 2007-2008 гг. Создание информационных систем , интернет ресурсов, создание системы электронного делопроизводства , создание криптографических программ в целях узаконивания ЭЦП.

2) 2009-2010 гг. Запускается опытная эксплуатация информационных систем , интернет ресурсов, приобретает юридическое значение ЭЦП.

ИЗ УМК

Электронная Россия (или иногда еще называют «Электронное государство») представляют собой Правительственную Программу, которая включает в себя четыре крупных направления информационно-технологического развития общества (см. схему ниже).

1. Программа была утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 (ред. от 09.06.2010) «О федеральной целевой программе

Электронная Россия
Электронное правительство Электронный документооборот Электронная подпись Информатизация судов РФ
Мобильное правосудие

«Электронная Россия (2002 — 2010 годы)»;

2. Начало действия Программы: 2002 год;

3. Цель Программы: обеспечение доступа к информации о деятельности и услугах органов государственной власти в электронном виде, межведомственное электронное взаимодействие и единый государственный контроль результативности деятельности органов государственной власти.

Как смотреть российские каналы в Латвии.

4. Задачи Программы:

— создание программы «Электронного правительства» в рамках данной Федеральной программы. Программа зародилась на Западе в 90-х гг. «Электронное правительство» сейчас определяется как: способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Концепция электронного правительства включает электронное взаимодействие на 4-х уровнях: 1) это взаимоотношение между государственными службами и гражданами; 2) между государством и частными компаниями; 3) государственными организациями и их сотрудниками; 4) а также между различными государственными органами и уровнями государственного управления.

Задачи этой программы:

1) оперативность и простота решения вопросов, требующих взаимодействия с государственными органами по Интернету 24 часа в сутки 7 дней в неделю;

2) с помощью различных интерактивных служб граждане и предприниматели могут заходить на государственные веб-узлы и заполнять многочисленные формы, записываться на прием, искать работу и т.п.

3) дистанционное приобретение лицензий и разрешений;

4) дистанционная подача налоговых деклараций и заявок на получение социальных льгот;

5) обязательное опубликование в Интернете проектов законов и постановлений Правительства, информации о формировании и исполнении бюджетов, проводимых тендерах, отчетов о результатах работы госпредприятий, итогов проверок, проводимых Счетной палатой и другими контрольными органами.

— создание в федеральных органах исполнительной власти пунктов доступа к системе межведомственного документооборота. В связи с этим в 2009 году Правительством РФ было утверждено Постановление «Положение о системе межведомственного электронного документооборота»;

— создание автоматизированных рабочих мест, обеспечивающих доступ к системе электронного документооборота в Администрации Президента Российской Федерации и Аппарате Правительства Российской Федерации;

— организацию межведомственного доступа к государственным информационным ресурсам;

— создание единой системы СЭД (системы электронного делопроизводства) для всех государственных структур. Это необходимо для двух целей: а) для дистанционного совмещения Интернет-ресурсов различных государственных органов между собой и, б) убрать дублирование традиционным бумажным документооборотом;

— для того чтобы использовать электронные документы, необходимо было внедрить и узаконить электронную цифровую подпись (ЭП). Поэтому в 2002 году был принят Федеральный закон «об электронной цифровой подписи», а в практику ЭП, активно стало внедряться только после редакции этого Закона от 2007 года;

— самое главное (что предусмотрено в Программе «Электронная Россия») – это обеспечение двусторонней связи между государственными органами и гражданами посредством Интернета;

Хотя Программа «Электронная Россия» заканчивается в 2010 году, работа в этом направлении не прекращается. Программой предусмотрена разработка в рамках проекта долгосрочной целевой программы «»Информационное общество (2011 — 2018 годы)» мероприятий, направленных на продолжение формирования в Российской Федерации электронного правительства в 2011 — 2018 годах.

5. В рамках Федеральной программы «Электронная Россия» были созданы несколько крупных правовых порталов, а именно:

— портал ВАС РФ (http://arbitr.ru);

— портал «Почта России» (http://почта-россии.рф);

— портал правоохранительных органов (http://112.ru);

— портал правительства РФ (http://правительство.рф);

— портал Президента РФ (http://президент.рф);

— портал ГАС «Правосудие» (http://sudrf.ru).

Приведем для примера структуру деятельности правоохранительных органов в Интернете (см. схему ниже).

6. Этапы выполнения Программы «Электронная Россия»:

Выполнение Программы в 2007 — 2010 годах осуществляется в 2 стадии:

1) первая стадия — 2007 — 2008 годы;

2) вторая стадия — 2009 — 2010 годы.

Internet
Правоохранительные органы
Суды
Портал ГАС РФ «Правосудие» (http://sudrf.ru)
Мировые суды (URL-адрес: http://www.sudrf.ru/index.php?id=300

— дальнейшая проработка и апробирование на примере отдельных задач в сфере государственного управления решений по обеспечению информационного обмена между государственными информационными системами;

— формирование инфраструктуры межведомственного информационного взаимодействия на основе создания федерального информационного центра и федерального удостоверяющего центра, а также осуществление реализации пилотных проектов в регионах;

— разработка и апробирование на примере отдельных регионов и муниципальных образований типовых программных решений в сфере региональной информатизации.

В период 2009 — 2010 годов:

— осуществляются опытная эксплуатация, доработка и поэтапное внедрение решений в области информационного взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями, интеграции государственных информационных систем,

— завершается формирование единой инфраструктуры обеспечения межведомственного информационного обмена;

— юридическое значение приобретает ЭП.

Источник: poisk-ru.ru

«Электронная Россия»

Под информацией надо понимать воспринимаемую и понятную людям структуру внешнего мира, многообразную и неоднозначную, которая формируется при его познании. Информацией является отражение перемещений материальных объектов внешнего мира, зафиксированное в мозгу человека и применяемое им, чтобы адаптироваться к вариациям внешней среды.

Важнейшие особенности информации:

  1. Информация является нематериальной сущностью.
  2. Невозможно физически отделить информацию от того, кто ей обладает.
  3. Отстранённость информации от её обладателя.
  4. Информация неисчерпаема.

Информация делится на:

  • Информацию, которая распространяется без ограничений.
  • Информацию для узкого круга лиц, состоящих в договорных отношениях.
  • Информацию, подлежащую распространению, по законам Российской Федерации.

Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
Замечание 1

Под информационным обществом понимается такое общество, в котором основная часть трудоспособного населения работает в сфере производства, хранения, обработки и передачи информационных данных.

Признаками такого сообщества являются:

  1. Понимание приоритета информации над другими продуктами, созданными людьми.
  2. Главным основанием во всех сферах работы людей (экономика, производство, образование, политика, наука, культура) выступает информация.
  3. Одинаковые права доступа к информации для всех слоёв населения.

Программа «Электронная Россия»

В работе правительственных органов России по построению на уровне государства информационного сообщества в нашей стране, просматриваются несколько периодов.

Сначала (в 1991-1994 годах), были сформированы основные положения в области информационных технологий и общей информатизации.

Вторым этапом можно считать период с 1994 по 1998 год, во время которого произошла переориентация от информатизации к формированию полноценной информационной политики.

««Электронная Россия»»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы

Следующий, третий этап, продолжается и по сегодняшний день. Он заключается в построении информационного сообщества. В 2002 году в России органы власти приняли Федеральную Целевую Программу «Электронная Россия с 2002 по 2010 год». Эта программа обеспечила значительный прогресс в построении региональных информационных обществ России.

Чтобы гарантировать безопасность и сохранение анонимности биометрии граждан, Российская Федерация одной из первых создала стандарты их защиты. Другие развитые страны пока не разработали стандарты по анализу биометрических данных людей и выработке на этой основе личных криптографических ключей, и, вероятно, российский опыт может послужить основой для выработки единых международных стандартов.

Затем была разработана следующая программа «Электронная Россия: период с 2011 по 2020 годы». Её основной целью является повсеместное развитие технологии «Электронное правительство». Это означает, что все граждане России и различные учреждения смогут воспользоваться всеми возможностями информационных технологий и технологий телекоммуникаций. В числе основных можно выделить следующие ее задачи:

  1. Обеспечить всем российским гражданам и учреждениям доступ к услугам на базе информационных технологий.
  2. Развивать технологическую и техническую базу для формирования информационного общества.
  3. Обеспечение полной безопасности внутри информационного общества.

В качестве мерила успешности действия программы используются следующие показатели:

  • Международный рейтинг России по степени прогресса в области информационных и телекоммуникационных технологических систем.
  • Процентное соотношение граждан, использующих «электронные» государственные услуги, и не обращающихся к ним.

Этапы выполнения программы «Электронная Россия» и предполагаемые результаты

Предполагалось реализовать программу в два этапа. Первый этап уже завершён, это были 2011 -2014 годы. Второй этап близится к завершению, его сроки 2015 -2020 годы. Предполагается, что в результате полного выполнения этой программы, мы получим:

  1. Современную информационную и телекоммуникационную инфраструктуру во всех регионах России.
  2. Полную техническую и технологическую независимость России в области информационно-коммуникативных технологий. Опережающий рост рынка информационно-коммуникативных технологий Российской Федерации относительно мирового уровня.
  3. Развитие общедоступных и разноплановых почтовых услуг.
  4. Существенное снижение затрат на различны транзакции в экономике посредством стандартных методов и средств информационных и телекоммуникационных технологий.
  5. Повышение качества предоставляемых электронных государственных услуг, выполнение практически всех юридических операций в электронном виде.
  6. Повсеместное соблюдение прав человека, включая главное право на доступ к информации.
  7. Развитую социальную самоорганизацию и социальное взаимодействие властных органов, промышленности и граждан на базе применения информационно-коммуникативных технологий.
  8. Устранение «цифровых неравенств» среди регионов России, недопущение изоляции отдельных людей и социальных сообществ.
  9. Появление разнообразных услуг и сервисов на базе информационно-коммуникативных технологий в культурной, образовательной и медицинской сферах.
  10. Увеличение количества самозанятых граждан из-за возможности трудиться дистанционно.
  11. Будет достигнут наивысший уровень технологической защиты информационных данных, который обеспечит невозможность проникновения в частную жизнь людей, сохранение личных и семейных тайн, неприкосновенность данных с ограниченным доступом.
  12. Россия интегрируется в значительной мере в общемировое информационное сообщество.

Источник: spravochnick.ru

Итоги федеральной программы «Электронная Россия»

В России важным шагом на пути к повышению конкурентоспособности экономики, расширению возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, увеличению эффективности государственного управления и местного самоуправления в Российской Федерации должна стать федеральная целевая программа «Электронная Россия»[11]. Эта программа была утверждена постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65. Программа предполагала реформу нормативного регулирования рынка информационных технологий, внедрение новых технологий в государственных органах и частном секторе, создание образовательных программ, призванных повысить уровень компьютерной грамотности россиян, и построение масштабной инфраструктуры коммуникаций. В результате реализации программы должны были быть подключены к Интернету все российские вузы и больше половины школ, созданы электронные библиотеки, внедрены системы телемедицины и т.д.

Мероприятия Федеральной целевой программы «Электронная Россия» были распределены на три этапа, обеспечены государственным финансированием и рассчитаны на период 2002-2010 гг.:

· 1-й этап (2002 г.) — создание предпосылок для реализации Программы, анализ уровня информатизации России;

· 2-й этап (2003-2004 гг.) — реализация проектов, обеспечивающих взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами;

· 3-й этап (2005-2010 гг.) — создание предпосылок для массового распространения ИКТ во всех сферах общественной деятельности.

В долгосрочном плане мероприятий было предусмотрено 69 конкретных работ, разбитых на следующие группы.

· Совершенствование законодательства и системы государственного регулирования в сфере ИКТ.

· Обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти.

· Совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

· Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами.

· Развитие системы подготовки специалистов по ИКТ.

· Содействие развитию независимых средств массовой информации.

· Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам.

· Разработка и создание системы электронной торговли.

В 2006 году была принята новая редакция Программы с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2006 года №502 «О внесении изменений в Федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)», но появление новой редакции ФЦП в середине года вновь привело к сложностям с финансированием мероприятий.

В 2006 году все еще остро стояла проблема наличия необходимого оборудования и построения инфраструктуры, обеспечивающей автоматизации основных процессов в государственном управлении даже на уровне отдельно взятых ведомств. Ключевыми задачами в рамках государственных капитальных вложений являлось приобретение оборудования и создание целевых программно-технических комплексов для выполнения отдельных функций.

В 2010 году Минкомсвязью России совместно с заинтересованными ведомствами была разработана новая редакция Программы «Электронная Россия» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. №403).

В 2010 году в рамках реализации Программы и Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, а также в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации выполнен комплекс работ по формированию единой информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры электронного правительства (далее — инфраструктура электронного правительства).

В рамках Федеральной Целевой Программы «Электронная Россия» осуществлялись мероприятий по девяти основным направлениям использования информационных технологий в органах государственной власти и местного самоуправления. Одним из таких направлений является «Совершенствование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на основе использования информационных технологий», главные мероприятия которого ориентированы на «повышение эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления путем обеспечения совместимости стандартов хранения информации и документооборота; подключения к компьютерным сетям органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений; реализации отраслевых программ информатизации; создания межведомственных и местных информационных систем и баз данных».

Для достижения данной задачи признавалось необходимым:

· развитие систем внутриведомственного электронного документооборота, локальных информационных сетей, разработка стандартов делопроизводства и документооборота;

· развитие систем межведомственного электронного документооборота, обеспечивающих сокращение сроков обработки документов;

· повышение качества принимаемых управленческих решений путем распространения и использования опыта, накопленного в социально-экономической сфере, развития систем консультирования и повышения квалификации.

Реализация работ по совершенствованию деятельности органов государственной власти и местного самоуправления сопровождалась комплексом организационных мероприятий, обеспечивающих координацию деятельности органов власти в сфере информатизации, разработку и внедрение стандартных решений, а также эффективное использование выделяемых на эти цели бюджетных средств.

По состоянию на конец 2010 год эффективность исполнения Программы «Электронная Россия» оценивалась как низкая: в полной мере электронный документооборот между государственными органами, а также электронные коммуникации между государственными органами и гражданами так и не функционировали. Взаимодействие граждан с органами власти через портал госуслуг осуществлялось не в полном объёме и не всегда эффективно. В целом эффективность государственного управления в России, по оценке Всемирного банка, за годы с 2002 по 2010 практически не изменилась. Первоначально планировалось направить на реализацию программы 77 млрд руб. (в ценах 2002 года), фактически было израсходовано лишь 21 млрд руб., что определяется неполнотой выполнения запланированных работ.

Если сравнивать проект «Электронная Россия» с программами информатизации западных стран, то можно отметить, что российская программа, в отличие от них, отражает главным образом интересы государства и лишь опосредованно, через него, — интересы людей. Специфика российской программы состоит в укреплении государственных институтов, органов власти и механизмов взаимодействия государства с хозяйствующими субъектами, а также в содействии развитию СМИ.

К сожалению, начальный вариант программы «Электронная Россия» характеризовала определенная декларативность, общность и размытость достигаемых результатов. Скорее всего, именно по этим причинам реализация программы уже с самых начальных этапов испытывала значительные трудности. В реализации программы участвовало много конкурирующих ведомств и организаций, концентрирующих внимание только на распределении финансовых потоков. Выделение средств выполнялось только в конце отчетного периода, централизованное содержательное управление практически отсутствовало.

Государство, оценивая достигнутые результаты, несколько раз изменяло программу, пытаясь придать ей большую динамичность и конкретность планируемых результатов. Последняя корректировка произведена в конце 2009 г. Согласно этой версии, вся программа с 2002 по 2010 гг. должна была обойтись в 21,2 млрд руб. (изначально планировалось 77,2 млрд руб.), что в значительной степени характеризует востребованность результатов. Завершающий этап был целиком посвящен активизации работ по созданию «электронного правительства».

В определенной степени особое внимание к проблеме «электронное правительство» можно объяснить парадоксальной ситуацией, сложившейся в России к концу 2009 г. Государство и государственные структуры оказались наиболее слабым звеном при переходе к информационному обществу. Высокий образовательный уровень населения, достаточно благоприятная экономическая ситуация позволили значительной части населения приобрести персональные компьютеры, мобильные телефоны, сканеры, принтеры и другое современное оборудование, подключиться к Интернету, освоить наиболее простые информационные технологии. Современный россиянин считает Интернет наиболее доступным и исчерпывающим источником информации, отказываясь от других ресурсов, например, библиотек. Обыденными стали электронная почта, SMS-сообщения, чаты, форумы и т.д. Для городского населения привычной стала интернет-торговля.

Минкомсвязи представил проект долгосрочной целевой программы «Информационное общество» на 2011-2020 гг. и предлагает выделить из федерального бюджета на информатизацию 88,03 млрд руб., из которых 9,3 млрд руб. предполагается потратить до 2013 г., а остальные 78,73 млрд освоить в 2014-2020 гг. Программа должна стартовать в 2011 г., она сменит ФЦП «Электронная Россия», действие которой закончилось в 2010 г. В программу входит шесть направлений: электронное правительство, повышение качества жизни граждан и улучшение условий ведения бизнеса, преодоление цифрового неравенства, безопасность в информационном обществе, развитие рынка информационно-коммуникационных технологий и сохранение культурного наследия.

Бизнес проявляет активность в тех направлениях информатизации, где он может самостоятельно окупить затраты и получить значительную прибыль (развитие мобильной связи, Интернета, платежных систем и т.д.). Практически вся офисная работа и бухгалтерия в фирмах и учреждениях переведена на компьютеры. Созданы и подключены к Интернету значительные русскоязычные информационные банки данных. Крупные промышленные предприятия, которые полностью перестроились на работу в новых экономических условиях, были вынуждены использовать современные информационные технологии, иначе им было бы невозможно выжить в условиях открытой экономики и жесткой конкуренции с зарубежными фирмами.

Отдельным направлением государственной политики России в 2001-2010 гг. стала информатизация в сфере образования. В 2001 г. была принята Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)». Целью программы было создание и развитие единой образовательной информационной среды, обеспечивающей:

· единство образовательного пространства на всей территории страны;

· повышение качества образования во всех регионах России;

· сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны;

· создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий;

· создание условий для предоставления российских образовательных услуг русскоязычному населению за рубежом.

Эта программа была более успешной. Основные затраты шли на закупку компьютерных классов для общеобразовательных учреждений, особенно сельских школ. В ее рамках была создана система образовательных порталов:

· Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ (корневой портал)

· образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» http://www.ecsocman.edu.ru/

· Российский образовательный правовой портал http://www.law.edu.ru/.

· портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru/

· естественнонаучный образовательный портал (физика, химия, биология, математика) http://www.en.edu.ru/

· Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/

· портал информационной поддержки единого государственного экзамена (ЕГЭ)

· образовательный портал по поддержке процессов обучения в странах СНГ http://www.sng.edu.ru/

· специализированный федеральный портал «Инженерное образование» http://www.techno.edu.ru/

· специализированный портал «Международное образование» http://www.international.edu.ru/.

Необычная ситуация сложилась с выполнением работ по организации электронных библиотек учебных материалов и обеспечения доступа к ним. В рамках проекта была создана Центральная библиотека образовательных ресурсов (ФГУ ЦБОР) (свыше 12 тыс. книг), в которую помещалась практически вся выходящая в России учебная литература. Учебные заведения имели доступ к ресурсам по индивидуальному паролю. Однако в работах не были учтены вопросы соблюдения авторского права, библиотеку пришлось закрыть.

Особый интерес для прогнозирования работ, предстоящих в области информатизации, представляет Приложение к Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, в котором определены контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации на период до 2015 года. В документе указывается, что «к 2015 году должны быть достигнуты следующие контрольные значения показателей:

· место Российской Федерации в международных рейтингах в области развития информационного общества — в числе двадцати ведущих стран мира;

· место Российской Федерации в международных рейтингах по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы — не ниже десятого;

· наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет, — не менее чем в 75% домашних хозяйств;

· доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации — 100%;

· доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота — 70%;

· доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек — не менее 50%, в том числе библиотечных каталогов — 100%».

Достижение этих показателей потребует очень больших затрат и усилий.

Источник: studopedia.ru

Электронное правительство — что это такое?

Последнее время все больше стали говорить об электронном правительстве. Однако пока далеко не все четко представляют себе, о чем идет речь, что такое электронное правительство, хотя этот термин стал использоваться уже давно, с начала XXI века.

Концепция e-government, в переводе на русский «электронное правительство», появилась на Западе в конце 1990-х годов как идея широкого внедрения современных информационных, компьютерных технологий в работу государственных структур с целью повышения эффективности и прозрачности работы государственного аппарата. Эта концепция сопровождалась другой — идеей сервисно-ориентированного государства, то есть государства как организации, предоставляющей услуги своим гражданам. Для решения этих задач во всем мире стали появляться соответствующие целевые программы: e-Europe, e-Austria, Indonesia National e-Strategy и т.п.

Электронное правительство подразумевает эффективное использование новых технологий, и в первую очередь сети Интернет, для улучшения взаимоотношении и развития связей между государственными службами и гражданами.

Сегодня Википедия (всемирная интернет-энциклопедия) определяет электронное правительство как «способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии .

http://ru.wikipeclia.org/wiki/

Концепция электронного правительства включает электронное взаимодействие на самых разных уровнях. Это взаимоотношения между государственными службами и гражданами (G2C — government-to-citizen); между государством и частными компаниями (G2B — government-to-business); государственными организациями и их сотрудниками (G2E — government-to-employee); а также между различными государственными органами и уровнями государственного управления (G2G — government-to-government).

Совершенствование всех этих взаимоотношений обеспечивает гораздо более эффективную работу государственного аппарата и, как следствие, ускорение экономического развития. Получив возможность доступа к государственным услугам по Интернету, граждане и компании избавляются от необходимости ехать через весь город в нужное им государственное учреждение и стоять там в очереди в неудобное для себя время. Вместо этого люди могут оперативно и просто решить вопрос, требующий взаимодействия с государственными органами, по Интернету 24 часа в сутки 7 дней в неделю. С помощью различных интерактивных служб граждане и предприниматели могут заходить на государственные веб-узлы и заполнять многочисленные формы, записываться на прием, искать работу и т.п. Другие службы, осуществляющие обработку операций, позволяют приобретать лицензии и разрешения, подавать налоговые декларации и заявки на получение социальных льгот .

См.: Бюллетень Microsoft N 19. Реализация проектов электронного правительства. Мировой и отечественный опыт. http:// www.microsoft.com/ Rus/ Government/ newsletters/ issue19/ default.mspx.

Степень внедрения электронного правительства считается важным показателем уровня развития каждой страны и периодически измеряется экспертами ООН, составляющими специальный рейтинг — E-government Readiness Index .

В рамках этой мировой тенденции в начале XXI века в нашей стране также была разработана Целевая программа «Электронная Россия», принятая Постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 N 65 «О Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)».

Данная Целевая программа несколько раз редактировалась (в 2004, 2006, 2009 годах). Рассмотрим действующую в настоящее время редакцию Программы, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 721.

Главной целью Программы было «создание инфраструктуры электронного правительства, обеспечивающей доступ к информации о деятельности и услугах органов государственной власти в электронном виде, межведомственное электронное взаимодействие и единый государственный контроль результативности деятельности органов государственной власти, что позволит снизить уровень административной нагрузки на организации и граждан».

В задачи Программы входило:

  • проектирование инфраструктуры электронного правительства;
  • создание технологической платформы инфраструктуры электронного правительства на базе единого национального оператора инфраструктуры электронного правительства;
  • создание функциональных элементов инфраструктуры электронного правительства;
  • развитие внутриведомственного и межведомственного информационного взаимодействия, обеспечение интеграции государственных информационных систем на базе технологической платформы инфраструктуры электронного правительства;
  • создание единой государственной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития Российской Федерации на базе технологической платформы инфраструктуры электронного правительства;
  • организационное и методическое обеспечение формирования инфраструктуры электронного правительства.
  • создание в федеральных органах исполнительной власти пунктов доступа к системе межведомственного документооборота (то есть то, на что направлено и утвержденное недавним Постановлением Правительства РФ от 22.09.2009 Положение о системе межведомственного электронного документооборота);
  • создание автоматизированных рабочих мест, обеспечивающих доступ к системе электронного документооборота в Администрации Президента Российской Федерации и Аппарате Правительства Российской Федерации;
  • организацию межведомственного доступа к государственным информационным ресурсам.

Проблема в том, что те или иные информационные системы к началу XXI века существовали практически в каждом ведомстве. Но накопленной информацией могли пользоваться только сотрудники данного учреждения, а другим ведомствам приходилось направлять запросы в бумажной форме, что очень сильно замедляет работу: если при прямом доступе к системе необходимая информация выдается за минуты, то ответ на традиционный запрос в письменной форме приходит спустя недели.

Для создания защищенной системы межведомственного электронного документооборота Программа предполагает обеспечить:

  • создание выделенных объектовых вычислительных сетей и защищенных узлов доступа к ним в г. Москве в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти;
  • подключение объектовых сегментов к головным узлам системы межведомственного электронного документооборота в Администрации Президента Российской Федерации и Аппарате Правительства Российской Федерации;
  • создание региональных защищенных узлов системы электронного документооборота;
  • подключение региональных защищенных узлов системы электронного документооборота к головному узлу системы межведомственного электронного документооборота в Администрации Президента Российской Федерации;
  • расширение и комплексную настройку головных узлов системы межведомственного электронного документооборота в Администрации Президента Российской Федерации и Аппарате Правительства Российской Федерации;
  • внедрение программно-технических средств, гарантирующих достоверность и целостность передаваемой информации.

Также стоит задача создания программно-технических решений, обеспечивающих автоматизированный обмен между отдельными государственными информационными системами.

Тут проблема состоит в том, что одна и та же информация параллельно накапливается и вводится в систему различными ведомствами. С одной стороны, это лишняя работа самих сотрудников ведомств, с другой — дополнительная нагрузка на граждан и организации, так как им приходится несколько раз предоставлять одну и ту же информацию в разные учреждения, тратить на это время, стоять в очередях, не говоря уже о том, что информация должна актуализироваться, обновляться, и это опять дополнительная нагрузка.

Так как, вместо того чтобы приобрести единую систему СЭД (системы электронного делопроизводства) для всех государственных структур и в дальнейшем только настраивать ее в процессе внедрения под специфику конкретного ведомства, каждая федеральная структура, учреждение или организация самостоятельно заказывали свою информационную систему, то, соответственно, и расходы на создание большого числа разнородных систем были значительно выше. Кроме того, обмен документами и информацией между разнородными системами затруднен и требует гораздо больших затрат. Как отмечается в Программе, «в рамках реализации мероприятий в 2002 — 2008 годах телекоммуникационная инфраструктура проектировалась и создавалась для каждой ведомственной государственной информационной системы по отдельности, что приводило к дублированию капитальных вложений, затрат на пусконаладочные работы, а также эксплуатационных затрат, невозможности сравнить финансовые показатели проекта». Кроме того, как отмечается в Программе, внедренные системы электронного делопроизводства часто дублировали традиционный бумажный документооборот, делая его автоматизацию экономически неоправданной.

Поэтому Программа направлена на «повышение эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти и снижение затрат органов государственной власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне».

Еще одна задача Программы — обеспечить доступ граждан к информации о деятельности органов государственной власти и управления путем размещения такой информации в сети Интернет.

На решение этой задачи в дальнейшем было направлено Постановление Правительства РФ от 12.02.2003 N 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». Также доступ к информации был прописан в специальной главе Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 N 452) «Порядок обеспечения доступа к информации о деятельности федерального органа исполнительной власти».

Для выполнения поставленной задачи Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 N 931 «О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям» был создан общероссийский государственный информационный центр.

В 2009 году обеспечение доступа информации было закреплено в специальном Федеральном законе от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и Постановлении Правительства РФ от 24.11.2009 N 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти».

Следующая стадия — переход от простого информирования граждан к организации двусторонней связи, то есть предоставлению государственных услуг через Интернет. Поэтому Программой ставится задача уменьшения административной нагрузки на граждан и организации, связанной с представлением в органы государственной власти необходимой информации, снижения количества вынужденных обращений в органы государственной власти для получения государственных услуг и сокращения времени ожидания получения услуг

А так как пока что не все граждане имеют персональный доступ к сети Интернет, то Программа предусматривает создание центров общественного доступа к информации о деятельности органов государственной власти и их услугам, предоставляемой в электронном виде.

Для того чтобы использовать электронные документы, подписанные электронно-цифровой подписью, также широко, как мы используем традиционные документы на бумаге, в сфере публичных взаимоотношений, необходима система удостоверяющих центров, выдающих электронно-цифровую подпись для подписания документов. Поэтому «для поддержки деятельности электронного правительства создается система доверенных удостоверяющих центров с целью обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия на основе применения электронной цифровой подписи».

Важной функцией делопроизводственной службы является контроль исполнения. Любая система электронного делопроизводства (СЭД) обязательно включает контроль исполнения как документов, так и поручений руководства. Так и электронное правительство предусматривает подключение органов государственной власти к единой государственной системе контроля результативности деятельности органов государственной власти.

Также Программа предусматривает создание ситуационных центров в высших органах государственной власти и региональных информационно-аналитических центров.

В соответствии с Федеральной целевой программой «Электронная Россия» субъектами Федерации также были приняты соответствующие программы, например Городская целевая программа «Электронная Москва» была утверждена Законом г. Москвы от 09.07.2003 N 47, а последняя редакция на 2009 — 2011 годы — Постановлением Правительства г. Москвы от 05.08.2008 N 709-пп «О городской целевой программе «Электронная Москва» (2009 — 2011 гг.)» (в ред. от 20.10.2009).

Хотя Программа «Электронная Россия» заканчивается в 2010 году, работа в этом направлении не прекращается. Программой предусмотрена разработка в рамках проекта долгосрочной целевой программы «Информационное общество (2011 — 2018 годы)» мероприятий, направленных на продолжение формирования в Российской Федерации электронного правительства в 2011 — 2018 годах.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Источник: wiselawyer.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru