Программа элективного курса сложные вопросы современного обществознания

Программа курса предназначена для учащихся 10-11 классов, мотивированных на углубленное изучение вопросов обществознания и рассчитана на 70 часов.

Необходимость разработки данной программы обусловлена запросами учеников и их законных представителей в осмыслении и понимании наиболее сложных и дискуссионных вопросов обществознания.

Ряд содержательных элементов, требует углубленного изучения в силу различных причин: появление новых элементов в содержании («Экономика», «Право», «Политика»), недостаточное внимание к разделу («Человек и общество»), различие в степени представленности отдельных содержательных единиц в действующих учебниках («Социальная сфера», «Политика»), слабая межпредметная интеграция учебных дисциплин, дефицит учебного времени и др.

Курс дает возможность не только повысить уровень освоения знаний, но и повышает степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями, мыслительными операциями, способами деятельности. Так, например, более целенаправленной работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения общественных наук, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте, решать проблемно-познавательные задачи, применяя социально-гуманитарные знания и др.

Самые сложные задания ОГЭ | Обществознание ОГЭ 2023 | Умскул

Углубленно рассмотреть темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера и имеющие дискуссионный характер; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;

Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции,семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги.

При проведении лекций и семинарских занятий основное внимание уделяется наиболее трудным и дискуссионным вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках.

Практические занятиянаправлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.

Лабораторные занятия ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.

Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.

При организации занятий главное внимание уделяется личностно-ориентированному подходу по овладению программой курса, учитывающему пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика. При организации и проведении занятий используютсядидактическиематериалы Интернет-ресурсов.

Развитие практических навыков в работе с обществоведческим материалом;

Содержание программы

1 Содержательные линии «Общество»: ключевые понятия, трудные и дискуссионные вопросы(10 ч).

Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития).

Мораль, ее основные категории.

2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек.» (10 ч.)

Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач).

Читайте также:
Программа для того чтобы с другого компьютера

3 «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы (15 ч).

Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.

4 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» (15ч.).

Сложные теоретические вопросы Экономические системы. Рыночный механизм. Измерители экономической деятельности.. Экономический рост и развитие. Роль государства в экономике Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги.

Финансовые институты. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система.

5 Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов (12ч.).

Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики.

6 Содержательная линия: «Духовная жизнь общества» (8 ч.)

Духовная культура: сложные вопросы и задания. Тренинг.

Какой круг знаний охватывают задания по вопросам, касающимся духовно-нравственной сферы? Основные понятия и проблемные вопросы по теме «Духовная культура». Что такое диалог культур? Каковы признаки массовой, народной и элитарной культуры? С чем связана интернационализация культуры?

Что такое образование? Каковы основные элементы образовательной системы РФ? Какую роль играет наука в современном обществе? В чём проявляется нравственная ответственность учёного?

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Теория Практика

Формы занятий

Содержательные линии «Общество»: ключевые понятия и трудные вопросы

Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. »

«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы

Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика»

Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов

«Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы

Календарно-тематический план 10 класс

Дата проведения урока

Раздел 1. Содержательные линии «Общество»: ключевые понятия и трудные вопросы

Трудные вопросы. Общество как динамическая система

Проблема общественного прогресса (понимание свойств).

Целостность современного мира, его противоречия

Глобальные проблемы человечества

Культура и духовная жизнь

Раздел 2. Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях

Человек как индивид, индивидуальность, личность.

Многообразие деятельности человека. Определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов

Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач)

Раздел 3. «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы

Характеристика понятия «социальный конфликт»

Последствия и способы разрешения социальных конфликтов

Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации

Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук

Социальный статус личности: престиж, авторитет

Решение практических задач

Календарно — тематический план 11 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов

Формы занятий

Форма контроля

Актуальные проблемы изучения содержательной линии

Сложные теоретические вопросы содержательной линии «Экономика»

Решение практических заданий части А, В, С

Экономические системы. Виды экономических систем

Решение практических заданий части А, В, С

Рыночный механизм. Измерители экономической деятельности. Экономический рост и развитие

Решение практических заданий части А, В, С

Роль государства в экономике

Решение практических заданий части А, В, С

Читайте также:
Какая программа открывает файлы xsd

Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Финансовые институты.

Решение практических заданий части А, В, С

Решение практических заданий части А, В, С

Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система.

Решение практических заданий части А, В, С

Особенности выполнения заданий с выбором ответа по теме «Экономика»

Решение практических заданий части А, В, С

Решение заданий части В

Решение практических заданий части А, В, С

Специфика решения заданий с развёрнутым ответом С1-С 4, С 5, С 6 и алгоритм их выполнения

Решение практических заданий части А, В, С

Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов (12ч.).

Политическая сфера: основные институты.

Решение практических заданий части А, В, С

Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества».

Решение практических заданий части А, В, С

Решение практических заданий части А, В, С

Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики.

Решение практических заданий части А, В, С

Решение практических заданий части А, В, С

Решение заданий с выбором ответа, с кратким ответом по теме «Политическая сфера»

Решение практических заданий части А, В, С

Содержательная линия: «Духовная жизнь общества» систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов

Культура и духовная жизнь. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни. Понятие «культура».

Решение практических заданий части А, В, С

Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура. Типология культур. Основные формы: элитарная, народная, массовая. Разновидности культуры: субкультура, контркультура. Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества.

Решение практических заданий части А, В, С

Средства массовой информации. СМИ и их роль в духовной жизни общества. Функции СМИ.

Решение практических заданий части А, В, С

Искусство, его формы, основные направления. Понятие «искусство». Теории происхождения искусства. Предмет искусства. Виды и жанры. Специфические черты искусства.

Функции искусства.

Решение практических заданий части А, В, С

Наука. Понятие «наука». Виды наук. Модели развития научного знания. Функции современной науки.

Решение практических заданий части А, В, С

Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Определение «религия». Происхождение религии. Религиозная вера. Культ. Атрибуты религиозного культа. Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Национально-государственные религии.

Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Основные функции религии.

Решение практических заданий части А, В, С

Мораль. Нравственная культура. Понятие «мораль». Развитие норм морали: табу, обычай, традиция, моральные правила. Происхождение морали. Понятие «нравственность». Мораль и право: общее и различия.

Важнейшие функции морали в обществе. Нравственная культура личности. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности.

Решение практических заданий части А, В, С

Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.

Решение практических заданий части А, В, С

Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.

1.mon.ru.gov.ru- официальный сайт Министерства образования и науки РФ

2.fipi.ru — портал федерального института педагогических измерений

3.school.edu.ru — российский общеобразовательный портал

Читайте также:
Как в авасте поставить программу в исключения

4.elibrary.ru/defaultx.asp — научная электронная библиотека

5.standart.edu.ru — государственные образовательные стандарты второго

Источник: for-teacher.ru

Элективный курс «Сложные вопросы обществознания»
элективный курс по обществознанию (10 класс)

Элективный курс по обществознанию для 11 кл.

Программа элективного курса «Трудные и дискуссионные вопросы обществознания» разработана в соответствии с задачами модернизации образования. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями.

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении обществознания, альтернативные подходы к оценке проблем современного российского и мирового сообщества, прогнозирование социальных событий и явлений, неоднозначные оценки общественных событий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по обществознанию для 11 кл. »

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Средняя (полная) общая школа предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины общественно-политического, экономического и духовного развития общества.

Программа элективного курса «Трудные и дискуссионные вопросы обществознания» разработана в соответствии с задачами модернизации образования. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями.

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении обществознания, альтернативные подходы к оценке проблем современного российского и мирового сообщества, прогнозирование социальных событий и явлений, неоднозначные оценки общественных событий.

Знакомство с проблематикой данного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

Цель курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности, как гражданина и патриота.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:

— Способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений современного общества, а также причин их неоднозначности их восприятия обществом, общественными науками.

— Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности.

— Воспитывать гуманизм, гражданскую ответственность, уважительное отношение к обществу, государству, закону.

Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над элективным курсом:

— находить, систематизировать и анализировать информацию

— выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий и явлений социально-политического, экономического и духовного развития общества

— определять и аргументированно представлять собственное отношение к трудным и дискуссионным проблемам обществознания

Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.

Элективный курс рассчитан на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

Тематическое планирование элективного курса

«Трудные и дискуссионные вопросы обществознания» 11 класс 34 часа

Источник: kopilkaurokov.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru