Рабочая программа элективного курса «Приглашаем в гости к нам в Беломорск!» представляет собой вариант организации внеурочной деятельности обучающихся по краеведению и информатике, разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Основная цель элективного курса – развитие личностных качеств, обучающихся в процессе разработки и создания краеведческого Web-сайта.
23.05.23 в 21:13 Веселова Наталья Ивановна 0
Опубликовано в группе «Исследовательская и проектная работа в школе»
Рабочая программа элективного курса по русскому языку « Читаем, размышляем, сочиняем» для 11 класса
Подготовка к сочинению Тема, идея текста. Проблемы текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Комментарий проблемы.
Примеры-иллюстрации из текста. Смысловая связь между примерами. Авторская позиция в текстах художественного и публицистического стиля. Отношение к позиции автора. Формы и источники обоснования собственной позиции. Стилистика сочинения. Речевые и грамматические ошибки.
Что такое элективный курс и зачем он нужен
Редактирование и рецензирование, анализ сочинения. Моделирование сочинения-рассуждения по художественному и публицистическому текстам.
02.05.23 в 19:41 Осипова Елена Анатольевна 0
Программа элективного курса по геометрии «Четырёхугольники»
Рабочая программа по элективному курсу
элективный курс (10 класс)
Программа разработана на основе: Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Примерной программы основного общего образования, авторской программы «Технология основных сфер профессиональной деятельности. Профессиональное
самоопределение» автор В.Д. Симоненко (из учебника общеобразовательного
учреждения составители: А.Н. Богатырев, О.П. Очинин, В.Д. Симоненко и др.).
Год разработки: 2019- 2020 год
____. ____.2019 г.
1.Раздел. Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса «Профессии будущего в России» » разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
2.Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
3. Примерной программы по « Технологии» основного и среднего (полного) общего образования ( Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07.2005 года № 03-1263); (Стандарты второго поколения);
4. Авторской программы основного общего Примерной программы основного общего образования, авторской программы «Технология основных сфер профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение» автор В.Д. Симоненко (из учебника общеобразовательного учреждения составители: А.Н. Богатырев, О.П. Очинин, В.Д.
Симоненко и др.).
5. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2019-2020 учебный год;
Разработка программы элективного курса
6. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ «Авиловская СОШ», приказ № 154 от 29.06.2016год;
7. Учебного плана МБОУ «Авиловская СОШ» на 2019-2020 учебный год;
8. Календарного графика МБОУ «Авиловская СОШ» на 2019-2020 учебный год.
Цель курса – сориентировать школьников на профессиональное и личностное
самоопределение, помочь смоделировать дальнейший жизненный путь с учетом
потребностей рынка труда; развить способности к профессиональной адаптации в
современных социально – экономических условиях.
1. Создать условия для повышения готовности подростков к социальному,
профессиональному и культурному самоопределению в целом;
2. Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их
соответствующими знаниями и умениями;
3. Диагностировать и выявить у школьников склонности и возможности, оказать
психолого-педагогическую поддержку в проектировании выбора профиля
4. Формировать внутреннюю мотивацию на продолжение образования и реализации
своих профессиональных перспектив;
5. Проводить информационную работу с образовательными учреждениями “Куда
пойти учиться” и создать банк информационного материала, который поможет в
6. Расширить познавательный интерес к сельскохозяйственным профессиям.
Рабочая программа составлена с учетом следующего учебно – методического комплекта:
1) Технология. Профессиональный успех. 10-11 классы: учеб. Для общеобразовательных
организаций/(А.В. Гапоненко, С.О. Кропивянская, О.В. Кузина и др.); под редакцией С.Н.
Чистяковой. -9-е изд. –М.: Просвещение, 2014.
2) «Технология основных сфер профессиональной деятельности. Профессиональное
самоопределение» автор В.Д. Симоненко (из учебника общеобразовательного
учреждения составители: А.Н. Богатырев, О.П. Очинин, В.Д. Симоненко и др.).
Сроки реализации рабочей программы.
Рабочая программа по предмету может изменяться с учётом специфики класса. Сроки реализации программы 1 год – 34 уч. недели.
Согласно учебному плану, действующему расписанию и годовому календарному плану МБОУ «Авиловская СОШ» на 2019 -2020 учебный год на изучение элективного курса «Профессии будущего в России» в 10 классе отводится –35 часов.
2.Раздел. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Профессии будущего в России»
Личностными результатами освоения, обучающимися учебного предмета
-проявление познавательных интересов и активности в данном учебном предмете;
-выражение желания учиться и трудиться для дальнейшего осуществления своих
-овладение установками, нормами и правилами научной организации своей деятельности;
-самооценка способностей для труда в различных сферах с позиции будущей
-становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной
-планирование образовательной и профессиональной карьеры.
Метапредметными результатами освоения учебного предмета являются
универсальные учебные действия (УУД):
-планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
-определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе
-проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач;
-самостоятельная организация и выполнение различных работ;
-приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов по обоснованию
выбора профессии и отражение в устной или письменной форме результатов своей
-выявление потребностей профессии;
-выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
-согласование и координация совместной деятельности с другими ее участниками;
-оценивание своей познавательной деятельности с точки зрения нравственных, правовых
-диагностика результатов деятельности по принятым критериям и показателям;
Предметными результатами освоения учебного предмета являются:
-рациональное использование учебной и дополнительной информации для выбора
-классификация видов профессий;
-планирование деятельности по выбору профессии;
-оценивание своих способностей и готовности к выбранной профессии;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
Система оценки достижения планируемых предметных результатов:
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной
форме. В элективном курсе может использоваться зачетная форма
Критерии оценки устных ответов учащихся:
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание
рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных
понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет
применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее
изученным материалом по курсу.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу
на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без
применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным
материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся
допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно
или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса,
но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса, не препятствующие
дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания
при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется
при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий;
допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной
негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех
недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в
соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем
необходимо для оценки 3.
Критерии оценки докладов, сообщений и презентаций:
«5» баллов ставится, в случае если выполнены все требования к написанию и защите:
обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных
точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция,
сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены
требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные
«4» балла – основные требования к докладу или сообщению и их защите выполнены, но
при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала;
отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём; имеются
упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
«3» балла – имеются существенные отступления от требований. В частности: тема
освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании или при ответе на
дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
«2» балла – тема не раскрыта͵ обнаруживается существенное непонимание проблемы.
3.Раздел. Содержание учебного предмета
1 . Введение (1 час)
Цели и задачи курса. Содержание занятий.
Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и
построение личного профессионального плана.
2 . Проектирование профессиональной карьеры (6 часов)
Система профессионального образования, уровни образования, формы образования.
образовательные стандарты. Типы учебных заведений, условия приема и обучение.
Анализ ролевого поведения. Управление конфликтом. Классификация конфликтов.
Причины возникновения. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Эффективное
реагирование в конфликтных отношениях. Профилактика конфликтных отношений в
Понятие «имиджа» и его составляющие. Внешность делового человека. Вербальные и
невербальные составляющие имиджа. Самопрезентация.
Пути поиска информации о трудоустройстве. Правильное комплектование пакета
документов. Автобиография, резюме. Телефонный путь поиска работы. Собеседование,
факторы, влияющее на его успешность.
3 . Классификация профессий (14 часов)
Основные признаки профессиональной деятельности.
Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Условия труда.
Формула профессии. Понятие о профессиограмме.
Практическая работа. Составление формул профессий. Профессиограммы специалистов
Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность,
уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные
свойствами нервной системы. Типы профессий по медицинским противопоказаниям.
Здоровье и профессионализм.
4.Профессиональные интересы, склонности, способности (3 часа)
Различие в проявлении интересов и склонностей. Ведущие свойства специальных
способностей (по Е.А. Климову)
Способности. Задатки. Определение своих способностей к определенному виду
специальностей. Изучение своих способностей к различным видам деятельности.
5. Профессиональное самоопределение (11 часов)
Изучение современного рынка труда. Понятие «рынок труда», «трудовой контракт»,
организации, которые помогают человеку найти работу; предпочтения учащихся в выборе
профессии; рейтинг и специфика наиболее востребованных профессий, пути их
получения. Проект — доклад «Новые профессии в России»
Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Занятость населения.
Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ,
условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве.
Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения.
Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов.
Практическая работа. Письменная работа «Мой путь в профессию».
Понятие о профессиональной карьере. Профессиональное прогнозирование и
профессиональное самоопределение. Практическая работа. Анализ личного
Практическая работа. Создание портфолио достижений обучающегося
культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека.
2. Технологическая культура — основа прогрессивного развития производства и общества.
3. Технологии основных видов жизнедеятельности человека: технология трудовой,
познавательной, игровой, управленческой деятельности человека.
Технологическая культура и профессиональная деятельность
Сферы профессиональной деятельности, понятие «культура труда», профессиональная
этика и культура деловых взаимоотношений, профессиональное становление.
Развивающие процедуры: ролевая игра «продавцы — покупатели», разрешение
Готовность к выбору профиля, профессии
Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных
видах профессиональной деятельности. Проверка соответствия выбранной профессии
Практическая работа: определение способности учащихся к выбору профессии.
Творческое отношение к собственной жизни. Целеустремленность в преодолении
жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы.
4.Раздел. Календарно-тематическое планирование
элективного курса по профориентации «Профессии будущего в России».
Наименования разделов и тем
Источник: nsportal.ru
2009 – 2010 уч.год
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
В связи с развитием применения информационных технологий в образовании большое значение приобрела проблема использования ПЭВМ в различных областях человеческой деятельности.
Необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью использования компьютера при решении математических и физических задач и недостаточной практики работы в электронной таблице и в среде программирования.
Особый акцент в программе сделан на использование информационных технологий, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как математика, физика, информатика. Курс рекомендован учащимся 9 класса.
В результате прохождения программного материала обучающийся
имеет представление о: назначении и возможности программы Excel и среды программирования Pascal ;
знает: основные этапы моделирования;
умеет: выделять существенные признаки, условия в тексте задачи;
представлять условия и решения задачи в различных видах (таблицы, формулы, схемы);
решать одну и ту же задачу в программе Excel и среде программирования Pascal ;
владеет: культурой оформления и защиты мини-проекта;
В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является содействие формированию навыка творческого подхода к решению задач.
Задачи:
1. развитие аналитического компонента мышления через умение выделять существенную и несущественную информацию; анализировать полученный результат;
2. развитие системного компонента мышления через формирование навыков построения адекватных информационных моделей с учётом множества свойств, условий, характеристик и закономерностей;
3. развитие алгоритмического компонента мышления через умение планировать структуру действий, необходимых для достижения целей.
В курсе освещаются следующие темы : моделирование, электронная таблица, среда программирования Pascal , оформление документа в программе Word , презентация в программе Power Point .
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, практических занятий, обобщающих уроков.
Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе над мини-проектом.
Курс завершается зачетом в конце года. При этом к зачету обучающийся должен представить свой мини-проект по решению математической или физической задачи в ЭТ (среде программирования Pascal ).
Источник: creativkursk.blogspot.com