В результате изучения элективного курса ученик должен:
знать и понимать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения.
смысл физических величин: импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
Насколько хорошо ты знаешь физику?
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и охраны окружающей среды;
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Содержание элективного курса.
Раздел 1. Основы электродинамики (3 часа).
Классификация задач по электродинамике: решение задач средствами магнитного поля и электромагнитной индукции, с помощью формулы силы Лоренца и силы Ампера, закона электромагнитной индукции.
Решение задач на применение формул индуктивности и энергии магнитного поля (применяя различные способы). Самостоятельное составление задач на заданную тему, объект и явление. Самопроверка и взаимопроверка решаемых задач. Возможность решения задач олимпиадного уровня.
Раздел 2. Колебания и волны (6 часов).
Что делать, если ты в физике полный ноль?
Решение качественных и количественных задач на применение уравнений движения математического и пружинного маятников. Решение задач на применение уравнений движения в колебательном контуре. Длина волны, скорость волны — применение этих формул для механических и электромагнитных колебаний.
Период свободных колебаний, формула Томсона, аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. Уравнение бегущей волны. Плотность потока электромагнитного излучения (интенсивность). Звуковые волны, их свойства, решение как качественных, так и количественных задач разного уровня сложности по всем видам колебаний и волн, а так же задач олимпиадного уровня.
Раздел 3. Оптика (3часа).
Решение задач на применение основных законов оптики:
Закона отражения света.
Закона преломления света.
Решение задач на построение изображений в линзах, формулу тонкой линзы, увеличение линзы.
Решение задач на установление зависимости массы от скорости, связи между массой и энергией – основные следствия теории относительности.
Решение качественных задач по теме « Излучения и спектры».
Раздел 4. Квантовая физика (5 часов).
Решение задач на применение законов фотоэффекта, формулы Эйнштейна для фотоэффекта. Задачи на определение характеристик атома и атомного ядра.
Решение комбинированных задач на описание свойств радиоактивности (с применением знаний по химии и биологии). Решение задач на применение закона радиоактивного распада, формулы энергии связи. Решение задач на описание различных ядерных реакций (альфа – распад, бета – распад, строение атомного ядра и т.д.) решение задач олимпиадного типа.
Подготовка к итоговому тесту.
В процессе решения всех задач курса предполагается решение задач по материалам ЕГЭ.
В конце курса проводится обобщение знаний по методам и приемам решения физических задач, итоговое тестирование.
Тематическое планирование.
Тема раздела.
Количество часов
Источник: www.art-talant.org
Программа элективного курса Подготовка к егэ по физике. Программа элективного курса Подготовка к егэ по физике
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 87 Kb.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
элективного курса
«Подготовка к ЕГЭ по физике»
10 – 11 класс
68 часов (34 часа 10 класс; 34 часа 11 класс)
учитель физики МОУ лицей №1
Тутаев, 2009 г.
Пояснительная записка
Умение решать задачи в настоящее время относится к числу актуальных задач физического образования, так как позволяет развивать логику мышления, творческие способности, способствует развитию межпредметных связей, формирует такие качества личности как целеустремлённость, настойчивость.
В группы вошли учащиеся с разным уровнем сформированности навыков решения задач, то данный курс может быть использован не только для учащихся профильных классов, но и для учащихся общеобразовательных классов. Он рассчитан на два года на 68 часов.
Подготовка предусматривает использование активных форм организации учебных занятий: выстраивание индивидуальной траектории программы обучения, проведение лекционных и практических занятий, итоговый тестовый зачёт, компьютерное тестирование. Для осуществления последнего имеем такие программные продукты как «Готовимся к ЕГЭ. Физика» (диск выпущен компанией «Просвещение МЕДИА»), «Подготовка к ЕГЭ. Физика» (компания «Физикон»).
На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиадам, набор и составление задач по определенной тематике и др. Курс предполагает выполнение самостоятельных работ над тестовыми заданиями, контрольные работы, решение занимательных и экспериментальных задач.
- обеспечение дополнительной поддержки учащихся классов универсального обучения для сдачи ЕГЭ по физике;
- углубление профильного учебного предмета в классах с повышенным уровнем изучения физики
- систематизация и совершенствование уже усвоенных в основном курсе знаний и умений и их углубление, а также развитие интереса к физике.
- познакомить учащихся с классификацией задач по содержанию, целям, способам представления и содержанию информации (части «А», «В», «С»);
- совершенствовать умения решать задачи по алгоритму, аналогии, графически, геометрически и т.д.;
- использовать активные формы организации учебных занятий;
- развивать коммуникативные навыки, способствующие умению вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения при обсуждении хода решения задачи;
- использовать нестандартные задачи для развития творческих способностей старшеклассников;
- развивать информационно-коммуникативные умения школьников при выполнении тестовых заданий с помощью компьютера.
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникативные;
- обучение в диалоге;
- лекционно-семинарская система обучения;
- личностно-ориентированное обучение.
2. Кинематика. Решение тестовых задач с использованием формул, устанавливающих взаимосвязь между основными кинематическими параметрами (уравнение прямолинейного равноускоренного движения; движение по окружности). Графики основных кинематических параметров.
3. Динамика. Решение тестовых заданий на применение основных динамических законов (законов Ньютона). Решение задач на движение тела под действием нескольких сил. Задачи на применение закона всемирного тяготения, закона Гука. 4. Статика.
Момент силы. Условие равновесия тел. Гидростатика
5. Законы сохранения в механике. Решение задач на применение закона сохранения импульса и реактивного движения. Решение задач на применение
закона сохранения и превращения механической энергии. Решение задач на совместное применение законов.
6. Основы молекулярно-кинетической теории. Решение задач на применение уравнения Клапейрона-Менделеева, газовых законов для изопроцессов. Решение графических задач. Определение экстремальных параметров в процессах, не являющихся изопроцессами. Решение задач на определение относительной влажности.
Поверхностный слой жидкости, поверхностное натяжение. Капиллярные явления.
7. Основы термодинамики. Решение комбинированных задач на применение первого закона термодинамики. Уравнение теплового баланса. Решение задач на определение КПД тепловых двигателей.
8. Электростатика. Решение задач на применение закона сохранения электрического заряда и закона Кулона. Решение тестовых задач на определение напряженности и потенциала электростатического поля. Графики напряженности и потенциала.
Решение задач на применение формул заряженного конденсатора, энергии электрического поля конденсатора.
9. Законы постоянного электрического тока. Решение задач на расчет сопротивления сложных электрических цепей. Решение задач на закон Ома для участка цепи, законов последовательного и параллельного соединения проводников. Применение законов Кирхгофа для расчета разветвленных цепей.
Решение задач на описание законов постоянного тока с использованием закона Джоуля — Ленца. Решение задач на описание постоянного электрического тока в электролитах.
10. Магнитное поле. Решение задач на описание магнитного поля. Магнитная индукция, магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца. Решение комбинированных задач.
Суперпозиция электрического и магнитного полей.
11. Механические и электромагнитные колебания и волны. Решение задач на применение законов колебательного движения. Решение задач на применение формул, описывающих свободные колебания в колебательном контуре. Электромеханическая аналогия при решении задач на описание колебательных процессов.
Решение задач на описание различных свойств электромагнитных волн.
12. Оптика. Решение задач на применение законов геометрической оптики, формулы тонкой линзы, волновой оптики. Оптические системы.
13. Квантовая и ядерная физика . Решение задач на применение формулы Планка, законов фотоэффекта, уравнения Эйнштейна. Волны де Бройля для классической и релятивистской частицы. Решение задач на применение закона сохранения массового числа и электрического заряда, импульса и энергии.
Закон сохранения и превращения энергии в механике. Работа. Мощность
- приобрести умения сравнивать, находить наиболее рациональные способы решения задач;
- приобрести навыки решения графических задач, предсказывать ход графика за пределами таблицы результатов наблюдений;
- развить навыки решения качественных задач;
- анализировать полученные результаты;
- делать выводы;
- обсуждать результаты.
- Единый государственный экзамен 2002 -2009: Контрольные измерительные материалы:
- Кабардин О.Ф.. Орлов В.А., Кабардина С.И. Тесты по физике для классов с углубленным изучением физики. Уровни «В» и «С». –М.: Вербум-М, 2002.- 306 с.
- Кабардин О.Ф. Физика. Справочные материалы. — М.: Просвещение, 1988. – 367 с.
- Козел С.М. Сборник задач по физике, — М.: Наука, 1983.
- Москалёв А.Н. Готовимся к единому государственному экзамену. Физика.- М.: Дрофа, 2007.- 224 с.
- Физика. 11 класс: элективные курсы/Сост. О.А.Маловик.- Волгоград: Учитель, 2008.-125 с.
- Балашов В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 1983.- 345 с.
- Гольфарб И.И. Сборник вопросов и задач по физике – М.: Высшая школа, 1973.- 280 с.
- Электронный диск «Единый государственный экзамен: Физика
Источник: topuch.com
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Я сдам ЕГЭ»
Учебная программа курса по выбору ориентирована на подготовку учащихся 10 классов к итоговой аттестации по физике в форме ЕГЭ. Данный курс предназначен для обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы полного общего образования. Курс углубляет, пополняет, актуализирует и систематизирует знания учащихся 10 и 11 классов по физике и способствует успешной сдаче ЕГЭ за курс полного общего образования.
Картинками
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7 «
Рассмотрено на заседании МО
«_29_» _августа_____ 2019г.
Директор МКОУ «СОШ № 7»
«__30__» _августа____ 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Я сдам ЕГЭ»
(наименование учебного предмета (курса)
________________________________10____________________________________
_________________2019-2020 учебный год _________________
(период реализации программы)
Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу, категория
Рыбакова Татьяна Владимировна, первая категория
Составлена в соответствии с рекомендациями спецификации, кодификатора, демонстрационного варианта КИМ, утвержденного руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и научно-методического совета ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений), программой модульного курса «Я сдам ЕГЭ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа курса по выбору ориентирована на подготовку учащихся 10 классов к итоговой аттестации по физике в форме ЕГЭ. Данный курс предназначен для обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы полного общего образования. Курс углубляет, пополняет, актуализирует и систематизирует знания учащихся 10 и 11 классов по физике и способствует успешной сдаче ЕГЭ за курс полного общего образования.
Программа курса актуальна, потому что ежегодно увеличивается число учащихся, выбирающих экзамен по физике. Это обусловлено политикой государства, нуждающегося в специалистах технической направленности, и, следовательно, запросом родителей, но на изучение физики в школе отводится 2 часа в неделю, что недостаточно для подготовки учащихся на повышенном и высоком уровне. Поскольку программа школьного курса физики построена по концентрическому принципу, то особенно важно учителю в 10 классе создать базу и систематизировать знания учащихся, научить ребят планировать и организовывать свою деятельность, как под руководством учителя, так и самостоятельно. И это является главной задачей педагога сегодня – научить учиться, научить действовать.
Программа курса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего полного общего образования, обязательного минимума содержания физического образования и рабочих программ для общеобразовательных школ. Программа разработана в соответствии с рекомендациями спецификации, кодификатора, демонстрационного варианта КИМ ЕГЭ 2019 года, утвержденного руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и научно-методического совета ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) и программой модульного курса «Я сдам ЕГЭ».
Курс является поддержкой базового курса физики. Организуется более глубокое и осознанное изучение разделов курса физики: «Механика», «МКТ и термодинамика», «Электродинамика», «Квантовая физика». Повторение теоретических вопросов сопровождается заданиями, которые формируют умения и навыки, такие как умение анализировать, сравнивать, обобщать, организовывать свою работу; самостоятельно составлять алгоритм решения задач, выделять главное. В ходе изучения данного курса особое внимание уделяется развитию умений учащихся решать вычислительные, графические, качественные и экспериментальные задачи.