Как отмечается в первом пособии, в теоретико-экспериментальных работах описанию опытно-экспериментальной работы посвящена вторая глава. В первом параграфе второй главы описывается процесс организации эксперимента, во втором – процесс реализации педагогических условий, а в третьем – анализ полученных результатов. Дадим некоторые указания по методике описания педагогического эксперимента (экспериментальной работы) и обсчету ее результатов.
Прежде всего, следует отметить, что в педагогическом теоретико-экспериментальном исследовании, как правило, представлены две цели и две группы задач: во введении – это цель и задачи всего исследования, а в первом параграфе второй главы – цель и задачи экспериментальной работы, направленной на экспериментальную проверку педагогических условий, сформулированных в гипотезе исследования. Схематично это соотношение отражено на рис. 2.
Рис. 2. Схема соотношения цели и задач исследования
с целью и задачами экспериментальной работы
Таким образом, программа экспериментальной работы включает в себя следующие компоненты:
Лекция 4 Методы экспериментальных исследований
– цель экспериментальной работы;
– задачи экспериментальной работы;
– принципы организации экспериментальной работы;
– этапы организации экспериментальной работы;
– краткую характеристику содержания экспериментальной работы;
– описание диагностического инструментария для оценки результатов экспериментальной работы, который может быть представлен в двух формах – в виде таблицы и/или вербального описания.
Как известно, целью экспериментальной работы является подтверждение или опровержение гипотезы исследования. Эксперимент заключается в целенаправленном воздействии на объект, которое изменит его определенным образом. При проведении педагогического эксперимента необходимо обоснованно доказать, что состояние исследуемого объекта изменилось.
Чтобы явно увидеть, что состояние объекта изменилось в результате целенаправленного воздействия на него, необходимо взять аналогичный объект и проследить, что происходит с ним при отсутствии воздействия. В экспериментальных исследованиях эти два объекта называют соответственно экспериментальной группой (обучаемой по предложенной методике) и контрольной группой (обучаемой, например, по традиционной методике). На рис. 5 представлена схема структуры педагогического эксперимента, составленная Д. А. Новиковым.
Рис. 5. Структура педагогического эксперимента (по Д. А. Новикову)
Для того чтобы проверить выдвинутую гипотезу, необходимо поставить задачи опытно-экспериментальной работы, которые отличаются от задач собственно исследования и показывают, какие шаги предпринимает исследователь для организации и осуществления экспериментальной работы.
Итак, цель экспериментальной работы – проверка возможности реализации разработанных исследователем педагогических условий достижения искомого результата исследования, то есть другими словами проверка достоверности выдвинутой исследователем гипотезы.
Методы исследования в курсовой и дипломной работе. Как правильно написать? Примеры
В задачах экспериментальной работы раскрываются те действия (шаги), осуществление которых позволит достичь цели экспериментальной работы. Прежде всего, проводится анализ педагогического процесса в образовательной организации или образовательных организациях, выступающих в качестве экспериментальной базы исследования.
Затем определяются экспериментальная и контрольная группы. После этого посредством использования заранее подобранных (или самостоятельно разработанных) диагностических методик проводится констатирующий эксперимент с целью выявления наличного уровня искомого качества (то есть того, что обозначено в предмете исследования во введении) по выделенным критериям и показателям. После анализа результатов констатирующего эксперимента организуется и проводится формирующий эксперимент, представляющий собой, по сути, процесс реализации представленных в гипотезе исследования педагогически условий. Затем аналогичным образом с использованием тех же самых, что и в констатирующем эксперименте диагностических методик обрабатываются результаты формирующего эксперимента с целью выявления динамики в изменении искомого качества. И, наконец, на основе сравнительного анализа результатов констатирующего и формирующего экспериментов делается вывод о достоверности гипотезы исследования.
Приведем макет формулировки задач экспериментальной работы:[1]
1) провести анализ педагогического процесса в (здесь указывается название конкретной образовательной организации или образовательных организаций, в которых проводится экспериментальная работа) с целью выявления возможности реализации разработанных педагогических условий (и далее по тексту темы или предмета исследования);
2) определить экспериментальную и контрольную группы участников экспериментальной работы;
3) провести констатирующий эксперимент с целью выявления исходного (наличного, начального) уровня сформированности у испытуемых (учащихся, студентов) искомого качества (здесь дается название ключевого понятия, которое по сути и является этим искомым качеством) по выделенным показателям (то есть по разработанным исследователем критериям, показателям и уровням);
4) обработать и проанализировать в количественном и качественном отношении результаты констатирующего эксперимента с целью констатации исходного (наличного, начального) уровня сформированности у испытуемых (учащихся, студентов) искомого качества (здесь дается название ключевого понятия, которое по сути и является этим искомым качеством);
5) провести формирующий эксперимент с целью реализации разработанных педагогических условий в рамках реально протекающего педагогического процесса (здесь указывается объект исследования: например, в процессе образования, или на уроках по какому-либо предмету, или в рамках изучения какого-либо курса или учебной дисциплины и т. п.);
6) обработать и проанализировать в количественном и качественном отношении результаты формирующего эксперимента с целью фиксации (регистрации, установления) достигнутого (конечного) уровня сформированности (или развития) у испытуемых (учащихся, студентов) искомого качества (здесь дается название ключевого понятия, которое по сути и является этим искомым качеством);
7) провести сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов экспериментальной работы с целью выявления динамики развития искомого качества (здесь дается название ключевого понятия, которое по сути и является этим искомым качеством) у испытуемых (учащихся, студентов) экспериментальной и контрольной групп;
8) на основе интерпретации полученных в ходе экспериментальной работы результатов сделать вывод об эффективности реализованных педагогических условий (и далее по тексту темы или предмета исследования) и о степени достоверности выдвинутой гипотезы исследования.
Пример формулировки целей и задач экспериментальной работы
в исследовании по педагогике
Приведем пример цели и задач экспериментальной работы из курсовой работы по теме «Формирование субъектной позиции младших школьников на уроках математики».
Цель экспериментальной работы – выявление возможности реализации педагогических условий формирования субъектной позиции младших школьников на уроках математики в традиционной системе обучения.
Задачи экспериментальной работы:
1) изучить организацию педагогического процесса на уроках математики в начальной школе в традиционной системе обучения с целью выявления возможности реализации педагогических условий формирования субъектной позиции младших школьников;
2) определить экспериментальную и контрольную группу учащихся;
3) провести констатирующий эксперимент в экспериментальной и контрольной группах с целью выявления начального уровня сформированности субъектной позиции младших школьников;
4) проанализировать результаты констатирующего эксперимента с целью определения исходного уровня сформированности у младших школьников экспериментальной и контрольной групп субъектной позиции;
5) провести формирующий эксперимент по реализации в экспериментальной группе педагогических условий формирования субъектной позиции младших школьников на уроках математики;
6) проанализировать результаты формирующего эксперимента с целью фиксации достигнутого уровня сформированности у младших школьников экспериментальной группы субъектной позиции;
7) провести сравнительный анализ результатов констатирующего[2] и формирующего экспериментов с целью выявления динамики формирования субъектной позиции младших школьников на уроках математики;
8) сделать выводы об эффективности разработанных педагогических условий формирования субъектной позиции младших школьников на уроках математики.
В следующем разделе программы экспериментальной работы могут быть представлены принципы её организации. Это, как правило, те оригинальные, сугубо авторские правила и положения, которые регулируют процесс организации и проведения экспериментальной работы по теме данного конкретного исследования.
Исследователь может использовать в своей работе принципы других авторов, однако при этом, необходимо обязательно показать, как эти принципы работают в данном исследовании. Например, «принцип однонаправленности педагогического воздействия, заимствованный нами из исследования В. Ф. Неретина, и позволяющий вытраивать работу всего педагогического коллектива в направлении достижения одной цели, мы спроецировали на работу учащихся в микрогруппах, сориентировав их на достижение одной общей цели». Подобным образом прописываются и все другие принципы организации экспериментальной работы. Заметим, что таких принципов может быть немного: от трех до пяти максимум. Однако можно взять за основу и традиционные принципы обучения или воспитания, если их использование отвечает общей направленности экспериментальной работы по данной теме исследования.
На третьем – заключительном (или как его в последних исследованиях все чаще называют контрольном) – этапе педагогического эксперимента (или экспериментальной работы) еще раз по тем же самым методикам, что и на первом этапе экспериментальной работы, повторно проводится констатирующий эксперимент с целью выявления достигнутого уровня развития искомого качества у испытуемых (учащихся, студентов) экспериментальной и контрольной группы. При продолжительности экспериментальной работы более трех лет возможно проводить констатирующий эксперимента не только в начале и в конце экспериментальной работы, но и в процессе её протекания, так сказать на текущих этапах, что позволяет отслеживать не только начальные и конечные, но и этапные результаты исследования.
Для обработки результатов экспериментальной работы на всех её этапах разрабатываются несколько видов таблиц:
– четыре сводных таблицы (см. табл. 3) обследования испытуемых по показателям (Сводная таблица уровней оценки сформированности искомого качества (дается название этого качества) на этапе констатирующего и формирующего экспериментов у экспериментальной группе и в контрольной группе;
– техника оценки (см. табл. 1) уровня сформированности искомого качества (дается название этого качества);
– шкала оценки (см. табл. 5) уровня сформированности искомого качества (дается название этого качества);
– динамика эффективности (см. табл. 2) формирования у испытуемых (учащихся, студентов) искомого качества (дается название этого качества);
– методы диагностики результатов исследования по критериям и показателям (см. табл. 4).
В сводные таблицы заносятся результаты обследования по каждому испытуемому (учащемуся, студенту) первый раз после проведения констатирующего эксперимента и второй раз после проведения формирующего эксперимента. По данным, отраженным в этой таблице, определяется уровень сформированности искомого качества у каждого испытуемого (учащегося, студента), а также вычисляется коэффициент эффективности осуществляемого педагогического процесса.
В таблице «Техника оценки уровня сформированности искомого качества (дается название этого качества)» прописываются критерии, показатели и баллы по уровням. Однако эти данные можно отразить в таблице «Критерии, показатели и уровни оценки сформированности искомого качества». Наиболее важными являются три следующие таблицы: «Шкала оценки уровня сформированности искомого качества (дается название этого качества)», в которой представлен интервал баллов по уровням; «Динамика эффективности формирования у испытуемых (учащихся, студентов) искомого качества (дается название этого качества)», из которой наглядно видно соотношение между первоначальными и конечными результатами по каждой группе (экспериментальной и контрольной), а также разница первоначальными и конечными результатами каждой группы; «Методы диагностики результатов исследования по критериям и показателям», в которой представлены все использованные в ходе экспериментальной работы диагностические методики по каждому показателю.
В качестве методов диагностики могут использоваться любые диагностические методики, разработанные как в педагогике, так и в других смежных науках (психологии, физиологии, экологии, эстетике и др.): анкеты, тесты, опросы, наблюдение, изучение результатов учебной деятельности испытуемых (контрольных работ, домашних заданий, самостоятельных работ и т. п.), ранжирование, шкалирование, рейтинг и прочие другие эмпирические и статистические исследовательские методы, направленные на изучение реальной педагогической действительности.
Таблица 1 – Техника оценки уровня сформированности у испытуемых (учащихся, студентов) искомого качества по критериям и показателям
Первый критерий (его название) | ||
Уровень | Баллы по показателям | |
Первый показатель (его название) | Второй показатель (его название) | |
Высокий | ||
Средний | ||
Низкий | ||
Второй критерий (его название) | ||
Уровень | Баллы по показателям | |
Первый показатель (его название) | Второй показатель (его название) | |
Высокий | ||
редний | ||
Низкий | ||
Третий критерий (его название) | ||
Уровень | Баллы по показателям | |
Первый показатель (его название) | Второй показатель (его название) | Третий показатель (его название) |
Высокий | ||
Средний | ||
Низкий | ||
Четвертый критерий (его название) | ||
Уровень | Баллы по показателям | |
Первый показатель (его название) | Второй показатель (его название) | |
Высокий | ||
Средний | ||
Низкий |
Таблица 2 – Динамика эффективности формирования у испытуемых
(учащихся, студентов) искомого качества
Уровни | На начало опытно-экспериментальной работы | На конец опытно-экспериментальной работы | |||||
Э группа | Кгруппа | Э группа | Кгруппа | ||||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % |
Высокий | |||||||
Средний | |||||||
Низкий | |||||||
К эфф | 0,53 неэффективная | 0,54 неэффективная | 0,87 эффективная | 0,65 неэффективная |
Таблица 3 – Сводная таблица оценки уровней сформированности у испытуемых (учащихся, студентов)
искомого качества экспериментального класса на констатирующем этапе эксперимента [3]
№ п/п | Имя учащегося | Показатели | Сумма баллов | Уровень |
1. | Алеша А. | Средний | ||
2. | Лена Б. | Высокий | ||
3. | Оля В. | Низкий | ||
4. | N | |||
5. | N | |||
6. | N | |||
7. | N | |||
8. | N | |||
9. | N | |||
10. | N | |||
11. | N | |||
12. | N | |||
13. | N | |||
14. | N | |||
15. | N | |||
16. | N | |||
17. | N | |||
18. | N | |||
19. | N | |||
Итого баллов | число | – | ||
Итого по уровням | Высокий | число | ||
Средний | число | |||
низкий | число |
Таблица 4 – Методы диагностики сформированности у испытуемых (учащихся, студентов) искомого качества по критериям и показателям
Источник: infopedia.su
Экспериментальные исследования установки.
2. Построение экспериментальной функции преобразования :
- Вращением барабана микрометрического ПМ по часовой стрелке последовательно задать перемещения 0, 0.1, 0.2,…,0.9, 1, 1.25, 1.5, 1.75, 2 мм. Для каждого положения входного звена записать показания индикатора ИЧ10, то есть измеренные перемещения выходного звена. Полученные данные определяют ФП экспериментальной установкипри прямом ходе.
- Вращением винтового механизма против часовой стрелки задать перемещения 2, 1.75, 1.5, 1.25, 1, 0.9,…. 0.2, 0.1, 0 мм. Полученные данные определяют ФП установкипри обратном ходе.
- Выполнить аналогичные измерения перемещений и для «отрицательной» части диапазона от 0 до –2 мм при прямом и обратном ходе.
- Результаты записать в таблицу
прямой ход Перемещения входного звена,
Прямой ход Перемещения выходного звена, мм
Обратный ход Перемещения входного звена, мм
обратный ход Перемещения выходного звена, мм
Гистерезис, мм
Разница значений 2 и 4 колонок
Источник: studfile.net
ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В соответствии с поставленными задачами данной работы и теоретическими предпосылками была намечена программа экспериментальных исследований, которая включает:
- 1) определение гранулометрического состава бункерного вороха пшеницы;
- 2) определение влажности пшеницы;
- 3) исследование влияния очистителя плоских решет на показатели их работы (забиваемость, просеваемость и др.).
- 4) исследование влияния угла наклона подвесок решетного стана на фракционирование зернового вороха озимой пшеницы;
- 5) исследование влияния привода решетного стана на показатели работы очистки.
Экспериментальные исследования по влиянию конструктивных и режимных параметров работы решетного стана зерноочистительной машины на показатели разделения зерновой смеси проводили в лабораторных условиях на усовершенствованной экспериментальной установке.
Описание конструкции и работы экспериментальной установки
Исследование по влиянию конструктивных и режимных параметров работы решетного стана зерноочистительной машины на показатели разделения зерновой смеси проводили в лабораторных условиях на усовершенствованной экспериментальной установке, которая моделирует работу промышленной зерноочистительной машины фракционной очистки типа ОЗФ- 80.
Схема описанной выше экспериментальной установки представлена на рисунке 3.1.
Рис. 3.1. Схема экспериментальной установки: 1 — рама;
- 2 — электродвигатель; 3 — вариатор; 4 — кривошипно-шатунный механизм;
- 5 — решетный стан; 6 — отражательная поверхность; 7 — подвижная клетчатая рамка; 8 — очистительный элемент; 9 — решето; 10 — бункер; 11 — дозирующая заслонка; 12 — плоские пружины подвесок; 13 — регулировочные кронштейны; 14 — направляющие; 15,16 — скатные поверхности; 17 — бункер для схода; 18
- — бункер для прохода; 19 — подставка; а -угол наклона решета; b — угол наклона подвесок решетного стана; 1ПОдв. — длина подвесок решетного стана
Лабораторная установка состоит из сварной рамы 1, на которой установлен решетный стан 5, снабженный шариковыми очистителями 8 и штампованной отражательной поверхностью 6. Под решетным станом установлена скатная поверхность 16 с приемным бункером 18 для сбора проходовой фракции. Из бункера 10, который крепится к раме, осуществляется подача зерновой смеси на решетный стан. Изменение подачи из бункера происходит за счет регулируемой заслонки 11. Привод экспериментальной установки осуществляется от электродвигателя 2 с помощью клиноременного вариатора 3 и кривошипно-шатунного механизма 4.
В данной установке есть возможность замены решет для сепарации разных видов с/х культур, решето имеет длину, равную LP= 0,79 м; ширина рабочей части составляет ВР = 0,2 м. В зависимости от задачи исследования можно регулировать следующие параметры:
- — величину удельной подачи зернового вороха на решето qF =1,0.. .25,0 т/ч-м 2 ;
- — частоту вращения приводного вала п= 180. 950 мин -1 ;
- — амплитуду колебаний решетного стана в пределах г=5,0.. .50,0 мм;
- — угол наклона решета к горизонту а = 2. 12°;
- — угол наклона подвесок решета к вертикали Ь=0.. .25°
- — длину подвесок решетного стана 1П =100. 1200 мм [151].
Для очистки плоских решет от застрявших в отверстиях элементов зернового вороха на экспериментальной установке применяли шариковый очиститель и разработанный на кафедре СХМ Воронежского ГАУ очиститель пружинного вида, состоящие из отражательной поверхности 6, подвижной рамы 7. Система очистки имеет следующие характеристики: высота между решетом и отражательной поверхностью составила 35мм, ячейки длиной 165мм снабдили равным количеством очистительных элементов.
Работа представленной лабораторно-экспериментальной установки осуществляется следующим образом: исходный зерновой ворох засыпается в бункер 10, оттуда самотеком проходит через заслонку 11 и поступает на поверхность решета 9 решетного стана 5, колеблющегося в горизонтальной плоскости. Очистительные элементы 8, расположенные в подрешетном пространстве, в процессе ко лебательного движения соударяются с обратной поверхностью решета и выбивают из отверстий застрявшие элементы зернового вороха, тем самым производя его очистку. Часть зерносмеси, которая просеялась сквозь решето 9, направляется по скатной поверхности в бункер для проходовой фракции 18. В бункер для схода 17 поступает другая часть зерносмеси, идущая сходом [113, 151].
Ші — масса і-й фракции, кг;
ш — масса поданного на решето материала, кг.
Источник: bstudy.net