Цель данной курсовой работы – определить сущность основных этапов разработки экскурсионной программы.
Исходя из поставленной цели, можно выделить ряд следующих задач:
Изучить понятие и сущность экскурсии
Изучить технологию подготовки экскурсии
Исследовать методику и технику проведения экскурсии
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКСКУРСИИ…………………. …………..6
ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ…………. 10
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ……………………. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………. 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Работа содержит 1 файл
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Удмуртский государственный университет»
Институт социальных коммуникаций
Кафедра теории и практика
На тему: «Разработка экскурсионного маршрута»
5 курс, гр. ЗС-230500 — 62 (к) О.Л. Иванова
ст. преподаватель Е.Л. Пименова
Как вести экскурсию на примере усадьбы И Котляревского
- ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКСКУРСИИ…………………. …………..6
- ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ…………. . 10
- МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ……………………. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…. 41
Со словом экскурсия у каждого из нас связаны различные воспоминания о туристских поездках, новых местах, эмоциональных переживаниях. Трудно представить себе человека, который за свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях.
Например, в детском саду малышей водят на экскурсии в зоопарк для знакомства с диковинными зверями, в ближайшую рощицу, чтобы осенью полюбоваться золотом увядающей природы и собрать опавшие листья для гербария. В школе ученики посещают музеи, предприятия, участвуют в экскурсиях по городу. Став взрослым, мы сами выбираем интересующие нас экскурсии, на которых можно повстречаться с чем-то малознакомым, но крайне любопытным или еще раз увидеть, уже известное, чтобы открыть в нем что-то новое для себя, без чего жизнь просто-напросто скучна, неинтересна. Экскурсия сопровождает нас всю жизнь. Она — прекрасный учитель, соблюдающий незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Экскурсия для участников — это интеллектуальное удовольствие, а для экскурсоводов – это сложный творческий процесс, успех которого зависит от глубины краеведческих знаний экскурсовода и от того, владеет ли он отточенной информацией ведения экскурсий, обладает ли талантом педагога и актера.
Экскурсия – сердцевина туризма. Лишь сложные спортивные походы да немногочисленные специализированные туры, такие как охотничий и рыболовный, могут обходиться без нее. При организации же остальных видов туризма – культурного, археологического, ботанического, научного, экологического, созерцательного, религиозного, образовательного, учебного – экскурсии обязательно включаются в программы поездок.
В настоящее время, основная масса туристов пользуется групповыми экскурсиями. К экскурсиям предъявляются определенные требования. Главное требование к любой экскурсии — ее должен проводить высококвалифицированный гид, имеющий лицензию, выданную туристическими властями страны. В последнее время становится все более популярным индивидуальный туризм.
Правила проведения экскурсий. Урок гостеприимства № 3.
Туристы могут заказать индивидуальные экскурсии. Программа для таких экскурсий составляется «под заказ клиента», предполагается предоставление машины представительского класса с водителем и сопровождение русскоговорящего гида.
Следовательно, экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг. Экскурсии — это реальная возможность для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и ее народа.
Существует мнение, что экскурсии — это маленькие диссертации. Действительно, экскурсия может являться научной работой. В ней присутствует научное исследование. Выполнив его, автор защищает его перед аудиторией экскурсантов, своего рода ученым советом.
И аудитория дает оценку экскурсии — диссертации, достоин ли автор признания, то есть присуждения ему своеобразной ученой степени. Так, из признания аудиторией успешных экскурсий создается общепризнанное значение и влияние экскурсовода, другими словами его авторитет. Указанный авторитет способен быть для экскурсовода прочной связью между плодотворной педагогической деятельностью и авторскими экскурсиями.
За разработку темы экскурсии может браться человек, имеющий образование и собственный взгляд на окружающий мир. Создавая новую экскурсию согласно определенным условиям, человек с помощью исследования приобретает и наращивает опыт. Имея идею или тему экскурсии, человек ведет поиск, необходимых сведений среди множества повествований, исследует каждое из них. Исследование опирается на некоторую систему знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления, то есть является научным.
В зависимости от темы экскурсии научное исследование может быть коротким или продолжительным, требовать большого количества литературы, написанной на разных языках разными авторами. Для подготовки экскурсии могут потребоваться малые и большие иногда дорогостоящие экспедиции, которые естественным образом, органично дополняют кабинетную часть научных исследований. Определенным мерилом в исследовании является гармония характеров, сочетание эмоционального настроя авторов повествований и создателя экскурсии. Поэтому каждый человек проводит свое научное исследование индивидуально и экскурсия у каждого своя.
Цель данной курсовой работы – определить сущность основных этапов разработки экскурсионной программы.
Исходя из поставленной цели, можно выделить ряд следующих задач:
- Изучить понятие и сущность экскурсии
- Изучить технологию подготовки экскурсии
- Исследовать методику и технику проведения экскурсии
Для решения поставленных задач была проанализирована научная литература таких авторов, как Емельянов Б.В., в учебнике «Экскурсоведение» раскрыты основные вопросы экскурсоведения и собрано достаточно полное представление об основах экскурсионной теории, методологи и методике, большое внимание уделено сущности экскурсии, ее функциям, признакам, элементам. В работе Седовой Н.А. «Культурно-просветительный туризм» собран достаточный теоретический материал, дающий представление об основных формах организации культурно-просветительного туризма – экскурсионной и выставочной работе.
Данная курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
- ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКСКУРСИИ
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем — «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).
Экскурсия — методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.
Рассмотрим несколько формулировок термина «экскурсия», которые были опубликованы в различных изданиях за последние 70 лет. Первая из них выглядит так: «Экскурсия — есть — прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» (М. П. Анциферов, 1923г.).
Характеризуя место экскурсионной деятельности во внешкольной работе с детьми, экскурсионист Л. Бархаш считал, что экскурсия — это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов (музей, завод, колхоз и т. д.) со специальным руководителем (экскурсоводом).
Приведем также одно из последних по времени опубликования определений: «Экскурсия — особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка)».
Рассмотрим толкования термина «экскурсия», данные в различных словарях и энциклопедиях. Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия — проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав». В Малой советской энциклопедии (1931г., т. 10, с. 195) термин раскрыт следующим образом: «Экскурсия — коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев, преимущественно с научной или образовательной целью».
Подробное пояснение термину «экскурсия» дает Большая советская энциклопедия (1933г., т. 63, с. 316): «один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения. ».
В Толковом словаре русского языка (под руководством Л. Н. Ушакова, 1940г.) слово «экскурсия» поясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью».
В Малой советской энциклопедии (1960г., т. 10, с. 770) сказано, что «экскурсия — коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветительной целью».
В Большой советской энциклопедии (1978г., т. 29, с. 63) дано следующее определение: «Экскурсия — посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода». Другие толкования более позднего времени не отличаются оригинальностью и ничего не добавляют к ранее сделанным характеристикам.
Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д. [12]
При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978г.
В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть. [5]
Умение видеть, как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения. [6]
Умение видеть, как историческое восприятие заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках — задача, всегда требующая больших знаний и навыков. [7]
Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии. [5]
Одна из задач экскурсии — выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку. [5]
Источник: www.stud24.ru
Пример контрольного текста
Маршрут: Железнодорожный вокзал — Вознесенское Архиерейское подворье (620151 Вознесенская пл., 1) — Александро-Невский Собор Ново-Тихвинского монастыря — Екатеринбургский Ново-Тихвинский женский монастырь — Александро-Невская часовня (620144 Зеленая Роща, 1) — Екатерининский горный собор (Площадь Труда) — Иоанно-Предтеченский кафедральный Собор (620086 ул. Репина, 6-а) — Свято-Тоицкий Кафедральный Собор – Храм Спас-на-Крови — Железнодорожный вокзал.
Вид экскурсии:
а) по содержанию — тематическая;
б) по способу передвижения – автопешеходная
Продолжительность: а) общая – 2,5 часа
б) ведение – 2 академических часа
в) сопровождение – 1 час
Протяженность маршрута: 20 км
Состав экскурсантов: транзитные пассажиры железнодорожной станции «Свердловск-Пассажирский»
Автор-разработчик: Бахтиярова Марина
ЦЕЛЬ: Ознакомить экскурсантов с историей православия на Урале православных храмов – памятников архитектуры.
- Рассказать об особенностях и истории возникновения религии на Урале;
- Познакомить с устройством и назначение христианского Храма;
- Показать архитектурные особенности Храмов;
- Познакомиться с историей храмов города Екатеринбурга.
Источник: studfile.net
Туристический образовательный маршрут. Пример
В рамках федерального проекта «Живые уроки» и эколого-краеведческой деятельности объединения «Малая Родина» был разработан туристский образовательный маршрут для учащихся и их родителей «В гости к Мяо-Чану».
Актуальность данного направления деятельности продиктована Федеральным проектом «Живые уроки», инициированным Минкультуры России и Российским союзом туриндустрии, а также распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2019 года №2129-р о Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. Одним из основных понятий данного документа является «культурно-познавательный туризм» — путешествие с познавательными целями. Здесь же, одним из первых в развитии отдельных видов туризма рассматривается детский туризм, где основной акцент делается на социальном характере детского туризма, который «заключается в оплате государством перечисленных услуг и стимулировании частоты поездок и увеличения доступности путешествия с семьей (родители берут детей с собой) или детей отдельно от родителей».
В системе дополнительного образования и особенно в туристско-краеведческой направленности есть все предпосылки для организации взаимодействия педагога дополнительного образования и родителей учащихся. Это взаимодействие основано, во-первых — на свободе выбора, а во-вторых — на стремлении взрослых создать все условия для развития детей, создания атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Такому сотрудничеству способствует организация педагогом туристских маршрутов выходного дня для учащихся и их родителей, где сочетаются туристские, игровые и экскурсионные виды деятельности.
Особенностью данного туристского маршрута является его удаленность от городской привычной среды проживания семей. Учащиеся и их родители выпадают из зоны комфорта и оказываются в совершенно новых для них условиях для общения и взаимодействия, а именно – в дикой природе. Маршрут предполагает посещение уникальных локаций не только природного происхождения (тайга, горы), но и показывает последствия деятельности человека (штольни, вырубки). Таким образом, учащиеся и их родители получают «живые экологические уроки», впечатления от которых остаются надолго и позволяют родителям увидеть, чем занимаются их дети на краеведении, а детям, в свою очередь, показать родителям, что они уже знают о родной природе. Образовательная составляющая маршрута основана на исторических фактах данной местности и природных особенностях хребта Мяо-Чан.
Таким образом, актуальность данного туристского образовательного маршрута основана на сплочение учащихся и их родителей при совместной экскурсионно-познавательной и игровой деятельности в удаленной от дома природной среде.
Паспорт туристского образовательного маршрута
Наименование: туристский образовательный маршрут «Путешествие в гости к Мяо-Чану».
Вид: экскурсионный, культурно-познавательный.
Сезонность: лето, весна, осень, зима.
Район проведения: Солнечный муниципальный район.
Способ передвижения: комбинированный (г. Комсомольска-на-Амуре – п.Фестивальный — машина (личный автомобиль); п.Фестивальный – Усадьба Мяо-Чан – снегоход, вездеход); Усадьба Мяо-Чан – хребет Мяо-Чан – пешком.
Кол-во экскурсантов: 12-20 человек.
Возраст экскурсантов: дети от 8 лет и их родители.
Протяженность маршрута: 15 км. в одну сторону.
Время проведения: 6 ч.
Нитка маршрута: г. Комсомольск-на-Амуре – п. Фестивальный – Горная Усадьба «Мяо-Чан» – хребет Мяо-Чан – Горная Усадьба «Мяо-Чан» — п. Фестивальный – г. Комсомольск-на-Амуре
Краткое описание маршрута. Маршрут рассчитан на один день и проходит по живописному хребту Мяо-Чан, который является жемчужиной Хабаровского края с уникальной природой, ландшафтом и историей. Семьи на личных автомобилях выдвигаются из города Комсомольска-на-Амуре до поселка Фестивальный. По пути участники маршрута останавливаются на реке Силинка, Солнечном ГОК и штольнях (это заранее обговаривается с руководителем маршрута). Педагог на данных остановках проводит образовательные экскурсии и различные игровые сессии, которые помогут создать условия для развития доверительных отношений между учащимися и их родителями, укрепления авторитета педагога в семье, а родителей в объединении.
После посещения вышеназванных локаций семьи на вездеходе начинают движение по живописной тайге до Горной Усадьбы Мяо-Чан, где группа останавливается на обед, знакомиться с хозяевами Усадьбы и их ездовыми собаками породы аляскинский маламут и сибирская хаски, устраивается фотосессия с собаками и отдых.
Далее учащиеся и их родители выдвигаются пешком на вершину хребта Мяо-Чан. Именно эта природная локация является кульминацией всего маршрута. Здесь семьи любуются красотой и величием хребта Мяо-Чан, а педагог затрагивает экологическую составляющую природы хребта и роль человека в нарушении местного экологического равновесия. Семьи участвуют в игровой деятельности на сплочение и взаимопонимание.
Последним пунктом маршрута является собственно сама тайга и ее растительный состав. Семьи участвуют в заключительном квесте «Тайны таежных растений» и в конце призы. Далее на вездеходе до поселка Фестивальный и на личных автомобилях до города Комсомольск-на-Амуре.
Цель: создание атмосферы общности интересов и эмоциональной поддержки учащихся и их родителей в процессе совместного длительного путешествия на хребет Мяо-Чан.
Задачи:
Предметные: актуализировать знания учащихся и их родителей об особенностях хребта Мяо-Чан.
Метапредметные: создать условия для развития доверительных отношений между учащимися и их родителями, укрепления авторитета педагога в семье, а родителей в объединении.
Личностные: создать условия для экологического воспитания и расширения образовательного кругозора учащихся и их родителей.
Описание туристского образовательного маршрута
1. Река Силинка. Теоретический материал. Река Силинка – один из притоков реки Амур. Берет свое начало на хребте Мяо-Чан. На тунгусо-маньчжурских языках «силингэ» означает «бодрящий». Краеведы установили, что она названа по фамилии одного из старожилов села Пермского. До 1932 года Силинка называлась Дульганом, так она значилась на топографических картах.
Сами жители называли ее Черной. Это название сохранилось до настоящего времени у одного из ее притоков.
Практическое задание. Игра «След в след»: на определенном отрезке местности каждая семья проходит маршрут, ступая след в след. Задача семьи – аккуратно пройти маршрут за первым членом семьи.
2. Горно-обогатительный комбинат, поселок Фестивальный. Теоретический материал. Планомерное геологическое изучение Мяо-Чанского хребта началось в 50-е годы. Именно здесь в 1955 году геолог Олег Кабаков шел с отрядом вверх по течению речки Силинка. Шли дожди, темные тучи закрыли все небо. Надо было уже возвращаться на базу. Но Кабаков еще раз решил испытать удачу.
Здесь место ему показалось особенно интересным. Он взял пробу. И когда геолог держал в руке кусок руды из-за вершин Мяо-Чана показалось солнце. За несколько дней впервые выглянуло оно. И под его лучами руда заблестела.
Это оказался касситерит – руда на олово.
Треть объема оловянного концентрата бывшего Советского Союза готовилась на Солнечном горно-обогатительном комбинате Хабаровского края. Запасы полиметаллических руд с богатых также медью, цинком, свинцом и вольфрамом месторождений Солнечное, Фестивальное, Октябрьское, Лучистое, Соболиное гарантировали комбинату-гиганту стабильную работу не на одно десятилетие. Однако, с переходом на рыночные отношения ГОК «снизил обороты», а потом трижды подвергался процедуре банкротства. Сегодня здание Центральной обогатительной фабрики Солнечного ГОКа заброшено и разбирается по кусочкам.
Однако. Ввод в эксплуатацию обогатительной фабрики по переработке лежалых хвостов Солнечного ГОКа планируется в 2021 году. Хвостохранилище будет вмещать отходы производства и отвечать всем современным экологическим требованиям.
3. Штольни.Теоретический материал. Сейчас мы находимся у заброшенной вентиляционной штольни на месте выработки полезных ископаемых. Данные штольни располагаются вблизи бывшего п. Фестивальный, который строился, как поселок временного значения для проживания работников Холдоминской геологоразведочной партии неподалеку от открытого месторождения. В настоящее время в штольни проход закрыт, так как это опасно из-за возможности обвалов.
Практическое задание. Семьям представляется коллекция минералов и горных пород Солнечного района. Педагог кратко рассказывает о некоторых из них (олово, гематит, гипс, железо, алюминий и др.). Каждая семья по очереди отвечает на вопросы викторины «Минералы у нас дома».
4. Усадьба Мяо-Чан. Обед, фотосессия с ездовыми собаками пород аляскинский маламут и сибирская хаски.
5. Хребет Мяо-Чан. Теоретический материал. Мяо-Чан – хребет в междуречье Амура и Горина, к северо-западу от Комсомольска-на- Амуре; Солнечный район. По-нанайски «мио-чан» — ружье. Первое ружье на Амуре появилось с приходом русских в 17 веке.
Очевидно, название было дано после находок в горах металлических руд.
Игровая деятельность. Игра «Я вижу волка»: Все участники встают в шеренгу боком друг к другу, как можно плотнее по тропе. Яга первая в шеренге говорит: «Я вижу волка» и указывает рукой вперед. Все игроки должны повторять действия Яги. Затем Яга опять говорит: «Я вижу волка», садится на корточки и указывает рукой вперед. Игроки тоже садятся на корточки.
В третий раз Яга кричит: «Я вижу волка», указывает рукой в сторону своего соседа и толкает его. В результате игроки один за другим падают на землю, и получается веселая свалка.
Если среди участников есть люди, знакомые с игрой, их следует расставить между другими игроками, чтобы они усиливали «толкательный импульс».
6. Тайга. Теоретический материал. На хребте Мяо-Чан произрастают пихтово-еловые и лиственничные леса. В долинах рек ивовые леса и кустарники. Встречается дуб монгольский. В предгорье имеются участки широколиственных и смешанных лесов.
Ранее широко распространённые на юго-восточном склоне хребта, широколиственные и хвойно-широколиственные леса понесли значительный урон от рубок и пожаров.
Практическое задание – интерактивная экскурсия «Тайны таежных растений» — научить различать хвойные деревья – ель, пихту, кедровый стланик, можжевельник, их шишки.
Источник: ped-kopilka.ru