Материал поможет в расширении общего культурного кругозора учащихся начальной школы через знакомство с историей и культурой родного края, города Новоалександровска.
Новиченко Елена Александровна, МОУ СОШ №12 г.Новоалександровска
Описание разработки
Пояснительная записка
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка».
Экскурсия — это часть образовательного процесса.
Экскурсия — это реальная возможность решения многих воспитательных задач:
— нравственных чувств и эстетического сознания;
— трудолюбия, развитие творческого потенциала и детей, и родителей;
— воспитание ценностного отношения к истории, к окружающей среде;
— воспитание уважения к родителям, к семье, а это одно из важных направлений в нашей работе. А путешествия, экскурсии, различные поездки укрепляют взаимоотношения в семье, способствуют появлению общих интересов, а также созданию дружного коллектива ребят и родителей в классе.
Как вести экскурсию для детей. Как проводить экскурсии для детей. Полезные советы экскурсоводу.
Экскурсионная деятельность как средство активного взаимодействия образовательного учреждения и семьи.
Актуальность данной программы состоит в том, что она способствует общекультурному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального образования.
Цель: расширение общего культурного кругозора учащихся начальной школы через знакомство с историей и культурой родного края, города Новоалександровска.
Задачи:
— овладение навыками самостоятельного наблюдения;
— расширение образовательного пространства;
— активизация познавательной деятельности;
— развитие зрительно-слухового восприятия;
— развитие коммуникативных способностей;
— формирование и развитие эстетического вкуса;
— формирование и развитие нравственных качеств личности: трудолюбия, настойчивости, добротворчества и т. д. ;
— формирование и развитие гражданского самосознания, патриотичности.
Содержание экскурсионной программы
Экскурсионная программа состоит из нескольких блоков:
цель – усвоение детьми знаний по учебному предмету;
цель:знакомство с историей и культурой родного края, города, района ;
цель – расширение общего культурного кругозора
цель – усвоение знаний в сочетании с воспитанием.
Экскурсионная деятельность начинается с изучения родного города. Мы живём в городе Новоалександровске, в котором своя история, свои традиции, памятные места. Это даёт возможность познакомить детей с героями Великой Отечественной войны, с героями труда, с достопримечательностями нашего города.
В организации каждой экскурсии можно выделить три этапа:
— проведение самой экскурсии,
— послеэкскурсионную работу, закрепляющую экскурсионный материал.
Подготовительный этап — это сбор и отработка материала через уроки окружающего мира, литературного чтения; организация выставок рисунков, различных поделок в ГПД, тематических газет; детские сообщения.
Послеэкскурсионная работа предполагает закрепление материала. Ребята делятся своими впечатлениями с помощью фоторепортажей, стенгазет, стихов и сочинений, подключаются родители — выпускают свои фото- и видеосюжеты, обмен мнениями, впечатлениями, планирование следующих путешествий и экскурсий.
Родители – это не только хорошая моральная и духовная поддержка, благодарные слушатели, замечательные организаторы.
Программа рассчитана на 1 год.
Общеразвивающая экскурсионная программа, реализуемая в 1 В классе

Полную информацию смотрите в файле.
Источник: videouroki.net
Цели школьной экскурсии
Каждая организованная экскурсия для школьников преследует свои цели и задачи. Экскурсионное мероприятие проводится в соответствии с намеченным планом. Обратимся к анализу целей, которые ставят педагоги перед проведением экскурсий.




В зависимости от направленности мероприятия и с учетом возраста участников группы цели школьной экскурсии могут быть сведены:
- К мотивации учащихся к активному участию в практической деятельности;
- К духовно-нравственному воспитанию учащихся путем их приобщения к нормам социума и осознания ответственности за сохранение природы;
- К расширению общего кругозора воспитанников;
- К формированию практических навыков и умений путем осуществления определенных действий во время мероприятия;
- К мотивации школьников на участие в исследовательской деятельности, проявлению творческого и научного потенциала;
- К развитию основных компетенций, необходимых для выстраивания межличностных отношений, привития норм поведения в обществе и т. д.




Выше были приведены общие цели школьной экскурсии, теперь обратимся к их видам. Итак, существуют следующие виды целей:
- Получение дополнительных знаний о культуре, науке и т. д.;
- Воспитание патриотизма, уважения и любви к родине;
- Трудовое воспитание и демонстрация достижений города в общей экономике страны;
- Экологическое воспитание и знакомство с природой родного края.




Исходя из цели школьной экскурсии , их достижение осуществляется путем решения определенных задач. К примеру, для цели патриотического воспитания и приобщения учащихся к природе и культуре родного края задачи сводятся:
- К развитию творческих способностей и расширения у воспитанников кругозора;
- К формированию интереса школьников к изучению культуры и истории родного края;
- К знакомству с обликом города в разные временные периоды для формирования устойчивого мнения о его неповторимости и своеобразии.



В соответствии с выбранными целями и поставленными задачами педагогом готовится план экскурсии. Достижение целей и решение задач происходит ресурсов и возможностей, предоставленных в рамках мероприятия.
Источник: scooltravel.ru
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экскурсоведение»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экскурсоведение» по внеурочной деятельности создана для учащихся 9-12 лет. Программа рассматривает сущность экскурсии, ее особенности, основные этапы подготовки, экскурсии и методику ее проведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
![]()
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
![]()
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
![]()
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
![]()
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
![]()
Наладить дисциплину на своих уроках.
![]()
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экскурсоведение»»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экскурсоведение»
Пояснительная записка
Экскурсионное дело — важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу — свыше ста лет, оно по-прежнему востребовано. Об этом свидетельствуют: ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек; десятки тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно ведущих экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела.
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»; Концепцией развития дополнительного образования детей. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 года № 1726-р.; Стратегией развития воспитания в РФ до 2025 года; Приказом Минобрнауки России от 09.11.208 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2013 г. № 55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе».
Программа составлена на основе программ: «Экскурсоведение» доц. кафедры географии Томского государственного педагогического университета Пугачевой Е.Е и ассистента кафедры географии ИГФ ТГПУ Калабиной Н.И., учебника Б.В. Емельянова «Экскурсоведение»/ Учебник,- 5-е изд. — М.: Советский спорт, 2004.
Программа «Экскурсоведение» предназначена для учащихся 9-12 лет, занимающихся в творческом объединении «Школа экскурсоведения», созданном на базе Комплексного музея МАОУ СОШ №2.
Программа рассматривает сущность экскурсии, ее особенности, основные этапы подготовки экскурсии и методику ее проведения. Раскрываются основные характеристики обзорных и тематических экскурсий и специфика их проведения для различных групп населения.
Актуальность программы.
В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ» (гл II, ст 4) говорится о том, что приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного и социального туризма. Это дает надежду на значительное оживление внутреннего туристского рынка и дальнейшее развитие туристско- экскурсионной деятельности в стране.
Современный туристский рынок требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности как к одному из основных туристских продуктов. Специалисты, создающие экскурсионный продукт, должны иметь свою оригинальную марку, учитывать потребительский спрос и дифференциацию обслуживания, Рождение новых маршрутов ведет к появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию продукта.
Формирование кадров туристско-экскурсионной направленности — это процесс воспроизводства и воспитания таких квалифицированных работников, которые в максимальной степени отвечали бы требованиям, предъявляемым к технологии обслуживания туристов и экскурсантов. Важная роль при этом отводится подготовке экскурсоводов и качественной разработке самой экскурсии, освоению методики и техники ее проведения.
В процессе освоения учащимися программы изучаются основы музееведения в аспекте экскурсионно-выставочной работы, которая является одной из главных форм просветительской работы в школьном музее. Выявляются современные направления музейной деятельности, учитывающие психологию восприятия экспонатов выставки. Программа «Экскурсоведение» позволит выявить роль экскурсионной деятельности в современном обществе, ориентированном на производство товаров и услуг социокультурной направленности.
Новизна программы.
Экскурсионная теория — это общая сумма теоретических положений, которые служат основой экскурсионного дела, определяют главные направления его развития и совершенствования. Основное внимание в программах подготовки экскурсоводов уделяется методике подготовки экскурсий и технике их проведения, организации экскурсионного дела и содержанию экскурсионного обслуживания населения. В то же время мало внимания уделяется экскурсионной теории. Однако и в настоящее время экскурсионная теория не стоит на месте. Важные явления в жизни туристско-экскурсионных организаций, бюро путешествий и экскурсий, государственных и ведомственных музеев — это новые формы обслуживания потребителей, опыт энтузиастов, который, становясь достоянием экскурсионных учреждений, тысяч методистов, экскурсоводов, преподавателей
учебных заведений, приводит к тому, что отдельные положения экскурсионной теории развиваются, заменяются новыми, более совершенными. «Теория возникает на основе практики, но она не просто обобщает практический опыт, а идет значительно дальше, раскрывает новые связи, стороны предмета» 2 .