Программа экранного доступа это

По официальной статистике Минздрава, более чем у 20 миллионов жителей России временные или постоянные нарушения зрения. Согласно данным главного офтальмолога РФ Владимира Нероева, количество учтённых тотально незрячих и слабовидящих в России составляет 218 тысяч человек, из них абсолютно незрячих — 103 тысячи. Но реальное число людей с нарушениями зрения значительно выше.

Тотально незрячих людей немного. Но игнорировать их потребности — значит не только не соответствовать современным стандартам, но и терять аудиторию. Например, Сбербанк при разработке новой версии интернет-банка Сбербанк Онлайн уделил отдельное внимание доступности для незрячих и сделал сайт удобным.

Как работают программы экранного доступа

Инженеры ещё в конце 80-х начали искать решения, которые помогли бы людям с нарушениями зрения пользоваться компьютером. Сейчас незрячие люди при работе с компьютером и смартфоном используют программы экранного доступа. Первая подобная программа JAWS появилась в 1989 году. Её разработал американец Тед Хентер, потерявший зрение после дорожной аварии.

JAWS for Windows — самая популярная в мире программа экранного доступа

В основе технологии ротор — функция выбора элементов, с помощью которой пользователь перемещается по странице, и голосовой интерфейс, который описывает все её элементы: заголовки, ссылки, картинки и так далее.

Принцип работы у JAWS и её аналогов идентичный. Скринридер, отвечающий за сканирование данных на экране, выводит информацию блоками. Разработчик приложения и операционная система определяют, какая именно информация попадёт в эти блоки.

Предлагаем угадать на слух, какой сайт звучит в аудиофрагменте. Правильные ответы мы собрали в конце статьи.

О каком сайте идёт речь?
Delivery Club
Перекрёсток
Показать результаты
Переголосовать

Проголосовать

При работе с сайтом скринридер работает, в первую очередь, с кодом, html-метками, размечающими блоки текста и заголовки, а также с самим текстом. Правильно расставленные метки дают незрячему пользователю информацию о структуре страницы и позволяют быстро по ней перемещаться.

Важно, чтобы визуальные элементы были подписаны так называемыми «альтами» — подписями для скринридера. Если картинка или пиктограмма на кнопке не подписаны, то пользователь слышит «right arrow.jpg», а на адаптированном сайте он услышит «перейти на следующую страницу».

JAWS изначально создавался для MS-DOS. Это была одна из немногих программ для чтения с экрана, работающих в текстовом режиме этой операционной системы.

Теперь аналогичные программы разработаны для каждой системы. У Apple — это VoiceOver, на Android — TalkBack, для Windows — NVDA и JAWS.

Технологий море. С их помощью можно обеспечить высокий уровень цифровой инклюзии людей с различными особенностями. Но мы их не применяем. На мой взгляд, потому что мы ещё не до конца повзрослели как общество.

Последний качественный прорыв, мне кажется, случился более 10 лет назад. Тогда Apple выпустил на рынок технологию VoiceOver в iPhone 3GS. Сопоставимых по масштабу функциональных прорывов я сейчас не наблюдаю. То, что есть, просто достраивается: где-то что-то улучшается, где-то что-то ухудшается — но заметного прогресса нет.

Обзор программы экранного доступа NVDA

Анатолий Попко, руководитель проекта Dialogue in the Dark, эксперт Всероссийского общества слепых и консультант Сбербанка по вопросам доступности продуктов

Ситуация с доступностью мобильных приложений, информационных сервисов, интернет-ресурсов в России изменяется не очень быстро. Движение есть, но оно поступательное. Стремление Сбербанка обеспечить полную доступность всех удалённых каналов является приятным исключением, высоко оцененным пользователями с нарушениями зрения.

Особенности разработки для незрячих

Для создания доступного интерфейса прежде всего требуется корректная верстка. На более поздних этапах разработки необходимо проводить автоматизированное тестирование доступности и тестирование на целевых группах.

Читайте также:
Исходный код программы пример

Когда мы начали обновлять дизайн интернет-банка, мы в первую очередь попросили макеты новой страницы у дизайнеров, и вместе с незрячим экспертом банка посмотрели, какие там будут области, как их лучше разметить заголовками.

Урок 2. Программы экранного доступа и синтезаторы речи для незрячих

Программы экранного доступа и синтезаторы речи для незрячих

Обзор программ экранного доступа и синтезаторов речи для незрячего набора текста

Для работы незрячему копирайтеру требуется почти классический набор софта. Операционная система Windows со всеми драйверами (в стан любителей Линукса и других нестандартных решений лазить не будем), интернет-браузер, например, Google Chrome, великий и ужасный Microsoft Word.

Ну и пара-тройка почтовых клиентов и мессенджеров для общения с заказчиками.

Рекомендуется сразу же завести себе Skype, Whatsapp, Telegram, электронную почту и VK – в этих программах переписываться приходится чаще всего.

Подробно останавливаться на работе с мессенджерами нет особого смысла – об этом немало написано в интернете. А вот о Word, являющимся основным рабочим инструментом, обязательно будет рассказано чуть позже.

Почему набор «почти классический»? Есть два важных типа программ, без которых взаимодействие незрячего копирайтера с компьютером практически невозможно.

Это, так называемые, программы экранного доступа (Screen reader) и синтезаторы речи (Speech Synthesizer).

Что такое программы экранного доступа и какие у них возможности

Программы экранного доступа позволяют преобразовать информацию, отображающуюся на мониторе, в речевой формат, а затем вывести ее через колонки или наушники. «Экранный чтец» получает эти данные из оперативной памяти, используя для синтеза таблицу Unicode.

Как правило, «говорилка» озвучивает область под курсором. То есть:

  • открыли меню;
  • нажали стрелочку вниз;
  • нам озвучили пункт меню, на котором мы находимся, например, «открыть файл»;
  • еще раз нажали стрелочку вниз;
  • встали на «сохранить файл», что нам тут же и прочиталось;
  • нажали Enter, попали в поле редактирования имени файла и так далее.

Чтению также подлежит динамический контент (всплывающие подсказки, вылезающие диалоговые окна, уведомления системы). По умолчанию озвучиваются и символы при вводе на клавиатуре – стоит что-нибудь нажать, программа тут же радостно сообщит, на что именно мы только что тыкнули.

Озвучивание можно настраивать, например, отключить чтение командных клавиш – Alt, CTRL, Shift, либо запретить проговаривание всплывающих уведомлений.

С помощью этих программ незрячий копирайтер может взаимодействовать с системой и рядом приложений. Однако следует учитывать пару условностей:

Озвучиваются далеко не все программы и сайты

Чтобы «скринридер» откуда-то брал речевую информацию, надо, чтобы соответствующий сценарий был прописан в целевом приложении или на веб-странице.

Далеко не все разработчики идут на встречу незрячим пользователям и пишут необходимый код, поэтому ряд приложений или сайтов попросту не читаются – запускаешь программу, тыкаешь стрелочками туда-сюда, а тебе в ответ великое ничего.

К счастью, с популярными программами типа Word или Google Chrome такое происходит редко.

Очень важный момент для незрячего копирайтера. Представьте какую-нибудь таблицу с данными или веб-страничку, на которой есть несколько столбцов со ссылками.

При движении стрелочкой вниз «говорилка» будет читать по порядку весь первый столбец, а потом, когда пользователь до тыкает до последнего элемента, примется за второй.

Для незрячего человека такой вариант более удобен – не возникает мешанины, да и для большинства задач такая информация будет излишней. Оно и понятно: раз ты сам не можешь оценить «красивость» интерфейса, зачем в принципе об этом знать?

Поэтому при работе с заказчиками вам придется запрашивать размеры каждого блока у клиента самостоятельно.

В целом, даже когда вы научитесь менять шрифты, стиль текста и грамотно оформлять абзацы, все равно придется обращаться к зрячему человеку, дабы он оценил статью визуально.

Это одна из немногих трудностей, которую нельзя решить самостоятельно. Однако совсем необязательно искать такого знакомого поблизости – на помощь придут интернет и программы удаленного управления компьютером, о которых будет рассказано в следующих главах.

Самые популярные программы экранного доступа

В целом ситуация с доступностью приложений для незрячих пользователей и копирайтеров в частности продолжает улучшаться. Так, например, компания Microsoft уже внедрила в Windows 10 собственный экранный диктор.

Читайте также:
Название программ для детей с умственной отсталостью

Для включения и отключения встроенной «говорилки» просто используйте клавосочетание CTRL+Win+Enter. Повторяем, команда работает только для Windows 10.

Однако этот экранный диктор используется редко из-за достаточно ограниченного функционала. Большинство незрячих людей используют один из двух «скринридеров» – JAWS Fore Windows или NVDA. Кратко разберем их плюсы и минусы:

Скринридер JAWS

Платная программа, выпускающаяся с середины девяностых. По сути, это первый экранный чтец, завоевавший огромную популярность за отсутствием альтернатив.

Плюсы: поддерживает работу со скриптами (пригодиться программистам), имеет собственный инструмент захвата изображения с экрана, может эмулировать сенсорные жесты или движение мышью, имеет гибкие настройки, поддерживает больше клавиатурных команд быстрой навигации по страницам.

Минусы: «отжирает» больше ресурсов для работы, медленнее откликается на команды, имеет несколько багов, которые не исправляются уже несколько лет. Кроме того, разработчики медленно реагируют на изменения в самой операционной системе и популярных программах.

Допустим, обновляется у вас Windows и в проводнике перестают читаться значки. Исправления этой ситуации со стороны Jaws приходится ждать по полгода и больше. За покупку программы придется отдать $1000.

Более удобный вариант заплатить $100 за подписку через VPN (об этом в следующей главе).

Скринридер NVDA

Другая популярная программа, разрабатывающаяся некоммерческой организацией. Из-за функционала, покрывающего 95% потребностей обычных пользователей и своей «бесплатности», она пошатнула позицию Jaws на рынке.

Плюсы: «кушает» меньше системных ресурсов, быстрее отзывается на команды пользователя, постоянно развивается, сразу реагирует на изменения в интерфейсе Windows, группа разработчиков оперативно устраняет все ошибки.

Минусы: не поддерживает работу со скриптами, не всегда может прочитать текст в приложении, некоторый функционал реализуется только силами сообщества.

Для полноценной работы рекомендуется держать на борту оба «скринридера» – и Jaws, и NVDA. Но если вы не пожелаете покупать платную программу, потеряете примерно 5–7% функционала, что для незрячего копирайтера не столь существенно.

В следующих главах будет рассмотрен процесс установки обеих программ.

Синтезаторы речи для работы без зрения

Работа программы экранного доступа невозможна без синтезатора речи. Этот модуль отвечает за голос, которым будет разговаривать ваш компьютер. Все синтезаторы делятся на два больших типа:

«Человеческие». Для синтеза используется заранее записанные фонемы. Много, очень много фонем. Примером таких голосов служит голосовой ассистент «Алиса» от Яндекса. Такие синтезаторы занимают много места на диске (один голос может «весить» до гигабайта), но звучат более натурально.

Яркими представителями синтезаторов такого типа являются: Ольга, Алена, Милена, Юрий, Екатерина..

«Монотонные». Имеют электронный голос и практически не используют фонемы. Звучат одинаково и безэмоционально. Обычно отжирают чуть больше ресурсов у процессора и намного меньше «весят».

Яркими представителями синтезаторов этого типа являются: Капитан, Нью-фон, Говорящая мышь от Волкова, RHVoice. Правда, последний является комбинированным синтезатором – фонемы при его производстве все-таки использовались..

Каждый из синтезаторов имеет свои плюсы и минусы: кому-то лучше дается английский, кто-то не имеет проблем с пунктуацией, у кого-то речь более чистая, а кто-то отлично понимает буквенно-цифровые сокращения.

Например, последовательность символов 12:45 автоматически читается как «двенадцать часов, сорок пять минут» а не «двенадцать сорок пять».

Используйте тот синтезатор, к которому вы привыкли и с которым вам удобнее работать.

Однако некоторые особенности «голосовых движков» способны доставить немало проблем при написании и корректуре текста. Об этом будет рассказано в главе «Грамотность незрячего копирайтера».

Источник: petr-panda.ru

Методика применения программ экранного доступа в инклюзивом обучении школьников с нарушениями зрения

Программа экранного доступа – это инструмент обучения детей с нарушениями зрения, работа которого основана на речевом воспроизведении визуальной информации, т.е. вся информация на ПК или ином гаджете воспроизводится при помощи речевого синтезатора.

Программа экранного доступа выступает продуктивным инструментом обучения детей с ограниченными возможностями. Как правило, данные программы опираются на звуковое управление т.е. программа устанавливается на ПК и позволяет пользователям с проблемами визуального восприятия находить необходимую информацию, посредством речевого взаимодействия с программой – голосовое управление. Пользователь просто задает вопросы, дает команды по поиску необходимо информации, которая отражается на экране ПК, а затем воспроизводится, посредством речевого синтезатора, лежащего в основе работы данной программы.

Читайте также:
Брутто потребность это потребность в материалах на выполнение производственной программы

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

В некоторых случаях, программы экранного доступа требуют тактильного управления т.е. голосовое управление не всегда охватывает все процессы. Потому, пользователь осваивает горячие клавиши, сочетание которых при нажатии позволяет совершить какую-то команду, обеспечить доступ к нужной информации, реализовать запрос.

В настоящее время, практически все ПК программы, приложения для смартфонов имеют функцию экранного доступа. Это позволяет людям с нарушениями зрения пользоваться интернет-пространством и пользоваться различными источниками информации.

Программы экранного доступа требуют специальной настройки, ориентированной на нестандартный поиск информации. Формируются специальное расположение информации, отклик на специальные команды. К примеру, пользователь активирует действия на странице при помощи нескольких специальных клавиш. Создаются условия для быстрого доступа к необходимому контенту, возможности пропуска рекламы. Это реализуется за счет размещения всех заголовков нужного уровня в соответствующие области.

«Методика применения программ экранного доступа в инклюзивом обучении школьников с нарушениями зрения»

Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Программы экранного доступа находят активное применение в системе инклюзивного образования.

Инклюзивная образовательная среда для детей с нарушениями зрения

В учебных заведениях формируется специальная среда, создающая условия для полноценного обучения детей с ограниченными возможностями. Что касается детей с нарушениями зрения, то предполагается создание специально оборудованных помещений, пандусов, гигиенических комнат, упрощающих передвижение ребенка по учебному заведению, а также использование специального технического оборудования, позволяющего ребенку воспринимать учебную информацию, наравне с нормально развивающимися учащимися.

Организация рабочего места ребенка с дефектами зрения требует адаптации к его особым возможностям и потребностям. Для этого, в учебном заведении формируется:

  1. Автоматизированное рабочее место. Оно требует наличия ПК, сканирующего устройства, принтеров для распечатки текста по системе Брайля, оптических приспособлений.
  2. Специальное программное обеспечение ПК. Оно требует включения программ экранного доступа, наличие речевого синтезатора, использования специального режима работа, ориентированного на людей с ограниченными визуальным восприятием, наличие аудио книг и пособий.
  3. Организация определенного темпа работы. Как правило, скорость восприятия информации ребенком с нарушениями зрения находится на более низком уровне, чем скорость восприятия нормально развивающегося учащегося. Потому, требуется обеспечение дифференцированного подхода в обучении, позволяющего выбрать оптимальный темп работы для ребенка с дефектами зрения и обеспечить своевременное включение в работу оборудования. К примеру, педагог может объяснять что-то детям, записывая на доске, и в это время подключается речевой синтезатор или программа экранного доступа, дающая речевое пояснение рассматриваемой информации.
  4. Проведение работы со зрячими учащимися. Им должно быть разъяснено, как непросто приходится их однокласснику и о необходимости оказания ему помощи при возникновении затруднений.
  5. Размещение информации, представленной учащимся на ПК в виде презентаций, должно быть осуществлено таким образом, чтобы все объекты располагались по отдельности, не пересекаясь друг с другом. Тексты должны отражаться, с учетом специфики уровня развития зрения учащегося: крупный шрифт, воспроизведение через экранную программу, аудиофайлы.

Методические основы применения программ экранного доступа в инклюзивной школе

Организация использования программ экранного доступа в системе инклюзивного образования требует:

  1. Создания специальных кабинетов, в которых имеются ПК с доступом к сети Интернет. На них должно быть установлено соответствующее программное обеспечение, которое преобразует текстовую информацию и графические данные в звуковую;
  2. Обучение учащихся пользованию ПК и специальными клавишами управления программой;
  3. Постоянное сопровождение учебной работы учащихся педагогом. Он должен контролировать процесс их обучения, взаимодействия с программой и оказывать помощь при затруднениях;
  4. Соответствующая подготовка педагога. ОН должен владеть навыками работы с программами экранного доступа и знаниями в области работы психических процессов лиц с нарушениями зрения.

Следует отметить, что для работы применяются русифицированные программы экранного доступа. Наиболее распространенной программой является Jaws for Windows. Она применяется на ПК, оснащенных операционной системой Windows. В основе программы лежит работа речевого синтезатора, который переводит любую информацию на обновляемый дисплей Брайля.

Программы экранного доступа являются довольно дорогостоящим инструментом, используемым в тифлопедагогике. Однако, только они позволяют полноценно реализовать обучение детей с нарушениями зрения в системе инклюзивного образования.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru