С 1 сентября 2023 года вступят в силу новые правила разработки программы повышения экологической эффективности, утвержденные приказом Минприроды России от 23.12.2022 № 907 «Об утверждении Правил разработки программы повышения экологической эффективности» (далее соответственно – Правила, Программа).
Программа разрабатывается в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную или иную деятельность на объектах I категории, утверждается и затем включается в состав заявки на получение или пересмотр комплексного экологического разрешения.
Программа разрабатывается путем сравнения достигаемых объектом технологических показателей, характеризующих каждую из применяемых на объекте технологий, с установленными технологическими показателями, описанными в соответствующих информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям (далее соответственно – Справочники НДТ, НДТ), а также путем сопоставления нормативов допустимых выбросов и сбросов токсичных веществ, рассчитанных для каждого источника, с фактическими величинами объекта.
СЕКЦИЯ — МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОГЛАСОВАНИЯ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФЕКТИВНОСТИ
Другими словами, предприятие сравнивает выбросы (сбросы) своего объекта с данными Справочника НДТ, который содержит информацию по всему производственному циклу для конкретной отрасли.
Программа включает в себя перечень мероприятий по внесению изменений в технологический процесс объектов, оказывающих негативное воздействие, реализуя который предприятия могут постепенно достичь разрешенных уровней выбросов и сбросов загрязняющих веществ и снизить воздействие на природу в целом, а также содержит сроки выполнения данных мероприятий, объем и источники финансирования.
Таким образом, предприятие выбирает предложенные из соответствующего Справочника НДТ технологию и мероприятия, возможные к внедрению в процесс на эксплуатируемом объекте и позволяющие оптимизировать и повысить эффективность процесса и в итоге достигнуть требуемых показателей. По сути НДТ выступает в роли инструмента, направленного на совершенствование основных технологий, а Программа служит дорожной картой этого процесса.
Проект Программы до ее утверждения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную или иную деятельность на объектах I категории, а также на объектах II категории в случаях, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды), подлежит рассмотрению и одобрению межведомственной комиссией по рассмотрению программ повышения экологической эффективности (далее – Комиссия).
В пояснительной записке, приложенной на этапе разработки проекта Правил, написано, что большое количество отказов в одобрении Программ было вызвано неудовлетворительным качеством подготовки проектов Программ и обосновывающих материалов к ним. По мнению Минприроды, действенным способом исправления сложившейся ситуации является уточнение и дополнение информации, содержащейся в проекте Программы. Предлагаем более подробно разобраться в новых требованиях.
Программы повышения экологической эффективности и планы мероприятий по охране окружающей среды
Общие требования
Новые Правила содержат дополнительные требования о включении в проект Программы информации, подаваемой на согласование Комиссии, и обосновывающих материалов к ней для достижения установленных технологических нормативов НДТ, а также уточняют ссылки на действующее природоохранное законодательство. Так, помимо прочего, Программа должна содержать:
1. Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
Закон об охране окружающей среды устанавливает обязанность внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. В то же время государственной мерой стимулирующего воздействия является вычет затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду. Такими затратами законодательство признает расходы на финансирование мероприятий, включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности.
Как известно, ОГРН и ИНН относятся к обязательным реквизитам любой компании и необходимы для систематизации данных и идентификации предприятия на всей территории Российской Федерации. Переход предприятий, вносящих наибольший вклад в загрязнение окружающей среды, на НДТ по Закону об охране окружающей среды среди прочего предусматривает льготы по платежам за негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, данная информация необходима при формировании инвестиционных программ и планов для внедрения НДТ.
2. Сроки реализации Программы.
Достичь разрешенных уровней загрязнения обязаны крупные объекты, а модернизация технологических процессов таких предприятий требует достаточно много времени, что в свою очередь вызывает необходимость в максимально прозрачном учете скорости выполнения и соблюдения сроков реализации мероприятий, этапов каждого мероприятия, а также оценки достаточности формируемых государством расходов на мероприятия для перехода объектов на НДТ.
3. Область (области) применения НДТ согласно Перечню областей применения НДТ.
В данном требовании содержится ссылка на распоряжение Правительства РФ от 24.12.2014 № 2674-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий». Таким образом, уточняется действующая нормативно-правовая база, регламентирующая правила разработки проектов Программы.
4. Сведения о снижении выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ посредством выполнения мероприятий, включенных в Программу, в процентах (%).
Смысл нормирования заключается в том, чтобы выявить основные загрязняющие вещества, характерные для конкретной технологии, и ужесточить требования по отношению к ним. В данном случае предприятию для своей отрасли необходимо опираться при установлении технологических нормативов на показатели, определенные в Справочниках НДТ. Такие основные вещества определены в отраслевых Справочниках НДТ как маркерные, т. е. вещества, выброс (сброс) которых для конкретной отрасли критичен.
Каждый объект негативного воздействия осуществляет контроль за источниками загрязнения в рамках производственного экологического контроля. Количество загрязняющего вещества, отводимого с газами или сточными водами в единицу времени, принято измерять в граммах указанного вещества за секунду (г/с) или в тоннах за квартал либо за год (т/год). А отражение сведений в процентном соотношении значительно упрощает информацию для восприятия.
Стоит также понимать, что Справочники НДТ актуализируются на основании данных, собираемых из разных отраслей. Следовательно, чтобы определить необходимость внесения каких-либо изменений, которые могли потребовать внесения системных корректировок в информацию, изложенную в Справочнике НДТ для любой области, нужна четкая статистика по конкретным параметрам.
Показатель ресурсной эффективности
Поскольку любое экологическое воздействие связано с потреблением ресурсов, оценка эффективности их использования становится все более востребованным и универсальным подходом в системах производства, потому предприятия определяют стратегические цели развития, включая показатели ресурсного потребления.
Новыми Правилами уточняется, что данный показатель фиксируется в Программе в случае, если он содержится в Справочниках НДТ, с указанием фактических значений и значений по итогам внедрения НДТ или перспективной технологии (пункт «з» Правил). Так, помимо прочего, Программа должна содержать:
- Показатели ресурсной эффективности – удельное потребление сырья, материалов, энергии, воды и других необходимых природных ресурсов на единицу продукции или оказываемых услуг (работ).
- Перечень мероприятий (пункт «д» Правил), направленных на снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ, который, согласно новым Правилам, дополнительно должен содержать сведения:
- о проектной мощности объекта на момент его создания,
- фактической мощности объекта,
- проектной мощности объекта на момент завершения реализации Программы, включая наименование продукции или переработанного сырья и объема их производства в год.
На существующих предприятиях в основном в качестве целевых и плановых показателей определяют снижение количества выбросов в атмосферный воздух, количество образующихся отходов, сбросы в сточные воды, т. е. рассматривается воздействие после факта совершения загрязнения. Требуя данные о проектной мощности объекта на момент его создания, Минприроды, возможно, рассчитывает оценивать показатели в экологическом жизненном цикле как продукции и услуг в целом, так и отдельных технологий на всей стадии производства.
В большей части Справочников НДТ уже содержится информация по показателям ресурсной эффективности, организационным мерам и принципам ведения технологических процессов. Например, в ИТС 28-2021 «Добыча нефти» приведены конкретные целевые показатели ресурсной и энергетической эффективности для добычи нефти.
Требования к организациям, эксплуатирующим централизованные системы водоотведения поселений или городских округов
В России за последние годы в действующее законодательство внесены значимые изменения, направленные на совершенствование системы нормирования в области охраны окружающей среды на принципах НДТ, совершенствование государственного экологического надзора, государственной экологической экспертизы, развитие сферы обращения с отходами.
Кроме того, приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154 утвержден перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 %. Значительную часть данного списка занимают предприятия по очистке сточных вод.
Так, помимо прочего, для организации, эксплуатирующей централизованные системы водоотведения поселений или городских округов (далее – ЦСВП), Программа должна содержать:
- Обоснование применения отраслевого информационно-технического справочника и сведения об установленной категории водного объекта.
- Обоснование расчетной производительности.
- Перечень мероприятий (пункт «д» Правил), направленных на снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ, который, согласно новым Правилам, дополнительно должен содержать перечни загрязняющих веществ, по которым не достигаются технологические нормативы.
Необходимо отметить, что основные мощности сооружений были построены еще в 70–80-х годах, и с учетом того, что массовая нагрузка на очистные сооружения формируется пропорционально количеству жителей с учетом сбросов промышленных предприятий, а загрязненность сточных вод изменяется в очень широком диапазоне, НДТ для каждого объекта, эксплуатирующего ЦСВП, требуется комплексный подход, учитывающий состояние объектов очистки, чтобы сконцентрировать усилия именно на тех объектах, качество очистки которых существенно ниже среднеотраслевого уровня по производительности сооружений. Для этого необходима актуальная статистика в отношении объектов, предполагаемых для реконструкции, на основании фактически обеспечиваемого качества очистки.
Безусловно, процесс разработки Программы трудоемкий, однако практическая значимость ее разработки заключается в том, что она будет служить основой для получения комплексных экологических разрешений для опасных с экологической точки зрения производств. Предполагается, что сами предприятия и государство смогут проверить, насколько экологическое воздействие объекта соответствует технологическим параметрам НДТ, и при положительной оценке в первую очередь оценить экологическую безопасность производства.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал.
Другие статьи на нашем канале:
- Новый порядок аттестации в области промышленной безопасности: что разъяснил Ростехнадзор?
- Правила (стандарты) по охране труда: чем они отличаются от инструкций по охране труда?
- Эвакуационные мероприятия: каков алгоритм действий при возникновении ЧС?
Источник: dzen.ru
Программы по повышению экологической эффективности скоро будут разрабатывать в новом порядке
С сентября текущего года вступают в силу новые Правила, утверждённые приказом Минприроды России от 23.12.2022 № 907, в соответствии с которыми будут разрабатываться программы повышения экологической эффективности (ППЭЭ). Необходимость издания нормативного акта Министерство обосновало большим количеством отказов в согласовании таких программ из-за их некачественной подготовки хозяйствующими субъектами.
Новый документ уточняет перечень информации, которая должна включаться в проект программы и в обосновывающие материалы. Каких требований нужно будет придерживаться при составлении проектов ППЭЭ, чтобы они прошли согласование – разбираемся в этой статье.
Когда составляется ППЭЭ
ППЭЭ разрабатываютв отношении объектов, негативно влияющих на окружающую среду. По закону организации и предприниматели обязаны утверждать программу в двух ситуациях:
- при осуществлении деятельности на объектах I категории – во всех случаях, когда на них не обеспечивается соблюдение технологических нормативов, а также требований к допустимым объёмам сбросов и выбросоввредных веществ. ППЭЭ разрабатывается на весь срок достижения нормативных показателей;
- при осуществлении деятельности на объектах II категории — для подачи документов на оформление комплексного экологического разрешения.
Объекты относятся к первой категории, если их негативное влияние на окружающую среду является значительным, а ко второй – если умеренным(критерии установлены Правительством РФ).
Программа принимается на срок до 7 лет, а в отношении отдельных категорий юридических лиц (градообразующие, стратегические предприятия и некоторые другие) – до 14 лет.
До утверждения проект ППЭЭ должен получить одобрение специально созданной межведомственной комиссии. Порядок деятельности этой комиссии и рассмотрения ею поступающих проектов установлен отдельными нормативными актами Правительства РФ и Минпромторга.
Как разрабатывается программа
Цель утверждения ППЭЭ – приведение деятельности предприятия в соответствие с нормативными требованиями в части НВОС. Это поэтапный процесс, длительность которого зависит от текущего состояния и масштаба необходимых преобразований.Поэтому при формировании проекта программы осуществляется сопоставление с нормативными требованиями следующих данных:
- технологических показателей (по каждой применяемой технологии отдельно);
- объёмов сбросов и выбросов веществ, отнесённых к 1 и 2 классам опасности (отдельно по каждому источнику).
Количество сбросов (выбросов) может учитываться по данным инвентаризации, по отчётам в области экологического контроля либо исходя из фактических величин максимальной концентрации за последний год. Фактические показатели можно применять при условии безаварийной работы предприятия в течение 7 предшествующих лет.
В соответствии с новым приказом программа должна содержать:
- сведения об организации или ИП, которые осуществляют хозяйственную деятельность на объекте;
- данные об объекте;
- срок программы;
- область применения наилучших доступных технологий, которая должна быть определена в соответствии с перечнем, содержащимся в распоряжении Правительства РФ № 2674-р;
- перечень мероприятий по уменьшению сбросов и выбросов вредных веществ (для каждого из них указываются данные, предусмотренные Правилами) и график их снижения;
- сведения об уменьшении уровня сбросов и выбросов в процентах после выполнения мероприятий программы;
- данные о ресурсной эффективности;
- перечень ответственных лиц;
- сроки предоставления отчётности о ходе реализации ППЭЭ;
- объём финансирования.
К проекту программы обязательно прилагаются обосновывающие материалы, перечисленные в Правилах. Из них должно быть понятно, где именно планируется реализовывать мероприятия (производство, цех, конкретная производственная площадка), на чём основаны расчёты, положенные в основу проекта, а также предусмотренные им сроки.
Помимо этого, хозяйствующий субъект может приложить к программе и материалы, прямо не названные в Правилах, если они, по его мнению, необходимы для обоснования ППЭЭ. Это могут быть результаты экспертиз, научные исследования, таблицы или графики и т.п.
С момента вступления в силу новых Правил ныне действующий приказ Минприроды № 666, регулирующий эти вопросы, утратит силу. Срок действия нового документа установлен до 1 сентября 2029 года.
Источник: kodeks-sib.ru
ППЭЭ:
Программа повышения
экологической эффективности
*Максимальный срок реализации ППЭЭ составляет 14 лет для объектов, численность работников на которых составляет не менее чем 25 процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта (градообразующих организаций) или превышает пять тысяч человек, а также для объектов, хозяйственная и (или) иная деятельность на которых осуществляется федеральными государственными унитарными предприятиями или открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (товаров), выполнение работ, оказание услуг и имеют стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
Состав ППЭЭ
Информация о предприятии
Наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте;
Категорию и код объекта (согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, которое выдается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте, в соответствии со статьей 69_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»)
Мероприятия по снижению НВОС
Перечень мероприятий, направленных на снижение выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, с указанием для каждого мероприятия:
Производства (цех, участок), технологического процесса, устройства, оборудования или их совокупности (установки), а также номеров источников выбросов, сведений о местонахождении источников (выпусков) сточных вод, в отношении которых планируется реализация мероприятия;
Перечней загрязняющих веществ, по которым не достигаются технологические нормативы, нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности) с указанием фактических и требуемых значений;
Целевые показатели и графики
Показатели и график поэтапного снижения выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, содержащий наименование каждого загрязняющего вещества, на снижение выбросов, сбросов которых направлено мероприятие, фактических показателей объема или массы выбросов, сбросов каждого загрязняющего вещества до начала мероприятия и планируемых показателей объема или массы выбросов, сбросов после завершения каждого этапа мероприятия и мероприятия в целом
Показатели эффективности
Сведения об эффективности мероприятий с указанием количественных характеристик снижения выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ
Финансовые показатели
Объем и источники финансирования Программы в целом и по отдельным мероприятиям
Ответственные должностные лица
Перечень должностных лиц, ответственных за реализацию мероприятий
График предоставления отчетов
Сроки представления ежегодного отчета о выполнении Программы в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду
Особенности ППЭЭ
Проект программы должен быть одобрен межведомственной комиссией
В состав Комиссии входят:
- председатель Комиссии — заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации;
- заместитель председателя Комиссии — представитель Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;
- 1 член Комиссии — представитель Министерства экономического развития Российской Федерации;
- 2 члена Комиссии — представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
- 1 член Комиссии — представитель Министерства энергетики Российской Федерации;
- 1 член Комиссии — представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
- 1 член Комиссии — представитель Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;
- 1 член Комиссии — представитель Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;
- 85 членов Комиссии — представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по 1 представителю от каждого субъекта Российской Федерации;
- 3 члена Комиссии — представители общественных и экспертных организаций.
Эффективность программы должна быть обоснована
Например:
- ссылки на применимые меры господдержки (внедрение НДТ);
- экономическая и экологическая выгода реализации ППЭЭ;
- задачи, достигаемые посредством реализации ППЭЭ;
- научные работы, математические модели, экспертные заключения и т.д.
ПЭК:
Производственный
экологический контроль
Предприятия I, II и III категорий обязаны вести внутренний контроль соблюдения требований в области охраны окружающей среды
Необходима программа ПЭК
Необходим ежегодный отчет об организации и результатах ПЭК
Подлежит корректировке при изменении технологических процессов, замене оборудования или сырья и т.п.
В течение 60 дней со дня изменений
- ООО «АВЕНТИН»
- ИНН 7801396710,
- КПП 772401001,
- ОКПО 79703710,
- ОГРН 1057813267258
115230, Москва, Каширское шоссе, д. 3, корп. 2, стр. 9, этаж 5, помещение 512Б
Если у вас есть вопросы, можете подать запрос через форму
- Комплексное экологическое разрешение (КЭР): общая информация
- ППЭЭ и ПЭК
- Экспорт химической продукции в различные страны мира
- Евросоюз — REACH
- Турция — KKDIK
- Отчетность по парниковым газам / Углеродный след
- Экологические декларации
- Общая информация о проверке квалификации
- Паспорт безопасности химической продукции: Российский ПБ и ПБ на экспорт (SDS)
- Свидетельство о государственной регистрации (СГР)
- Декларации соответствия (Декларация ТР ТС/ЕАЭС, ГОСТ Р)
- Сертификат соответствия (Сертификат ТР ТС/ЕАЭС, ГОСТ Р)
- Общая информация о ТР ЕАЭС 041/2017
- Подбор аналогов химических веществ
- Нотификация новых веществ
- МСИ ASTM
- МСИ ГОСТ (Р)
Источник: aventine.ru