Бедным не беспокоиться. К чему приведет программа «Дворы без машин»
«Новые Известия» прочитали между строк предвыборные обещания мэра Собянина. И обнаружили много интересного. Например, что москвичей, возможно, лишат права бесплатно парковаться во дворах, предложив взамен лишь платные варианты.
Сегодня для Москвы один из самых болезненных вопросов – парковочный. В лужковский период шла непрерывная борьба автомобилистов и пешеходов, а при Собянине появились платные парковки. Радикально, безапелляционно и вопреки обещаниям властей «ещё чуть-чуть расширить зону применения и остановиться».
В 2012 году планы были только на Бульварное кольцо, в 2014 году граница отползла до ТТК. Сергей Собянин тогда заявил, что «дальнейшие расширения вполне возможны, но они будут точечные. Но уже в конце 2016-го платная парковка пошла в спальные районы. Стало очевидно, что в мэрии всерьез задумали оставить горожан без личного транспорта. В Москве будущего машина должна превратиться в предмет роскоши и источник доходов столичной казны.
Что не так с двором без машин?
Вот, например, письменное обращение и.о. главы управы района Строгино (находится на окраине столицы!) С. Е. Меркушина к депутатам: «В целях увеличения объемов бюджетных ассигнований, прошу вас рассмотреть адресный перечень улиц для организации платной парковки».
В перечне — улицы, на которых проблем с парковкой никогда не было. То есть организация парковочного пространства в жилых районах – исключительно коммерческий проект городских властей, не имеющий отношения к повышению качества жизни. Москвичи привыкли платить за парковки на улицах. Выезд со двора стал фактически платным.
Штрафы, камеры и парковки сделали любую поездку потенциально опасной для семейного бюджета. Но тем, кто уже привык к этому, не стоит расслабляться: похоже, новый план Собянина – дворы без машин — может стать новым источником расходов.
Разговоры о «платных» дворах ведутся уже давно, но почему же мы решили, что это будет одной из главных тем нового срока действующего мэра? Эту идею активно пропагандирует консалтинговая компания Boston Consulting Group (BCG). Именно их докладом, как флагом, размахивают официальные руководители предвыборного штаба Собянина.
На 19-ой странице этого программного документа описана «Программа развития комфортной городской среды Москвы», где пунктом значится следующая цель: «Уютный двор без машин — благоустроенный, чистый двор без машин с разнообразной инфраструктурой (столы, скамьи, детские и спортивные площадки, парковки для велосипедов и т. д.)».
Если Вы еще не поняли, о чем речь, дается пояснение: «Концепция «двор без машин» подразумевает полный перенос парковок из дворов домов в специально выделенные места (многоуровневые или подземные парковки, парковки с другой стороны дома, парковки на уровне земли с построением над ними второго уровня и вынесением двора на него).»
То есть чиновники проговорились — дворам без парковок быть! И включили это маленькими буквами в сноски остального, радужного текста. Часто бывает так, что в июле консалтинговые агентства публикуют доклад, а уже в августе он становится поводом для поручений мэра. А еще бывает и так, что консалтинговые фирмы публикуют комплиментарный рейтинг за месяц до выборов.
Двор без машин — утопия или неизбежное будущее?
Но почему мы считаем, что доклад BCG – это, скорее творчество чиновников, а не «независимое исследование»? Напомним: у BCG российская столица вошла в топ мегаполисов мира. Оценка давалась по следующим параметрам: Москва оказалась на 2 месте по покрытию города парками, на 3 месте по количеству городских фестивалей, на 5 месте по протяжённости пешеходных зон, вошла в топ-5 по освещённости. Эти критерии сделали Москву чуть ли не «Лучшим городом земли». Жаль, что не посчитали количество снеговиков и снежных баб зимой, это позволило бы нам занять уверенное первое место, а не скромно плестись в пятерке лучших.
При этом не были учтены ни удобный и доступный общественный транспорт, ни развитие дорожной сети, ни продолжительность стояния в дорожных пробках,и ни продолжительность жизни, доступность и качество медицины, образования и многое другое. Важность этих параметров нельзя недооценивать. Вот, что по этому поводу говорит Леонид Антонов, координатор общественного движения «Автомобилисты Москвы»:
«В Москве транспортная система состоит из двух основных компонентов – общественный транспорт и личные автомобили. Это довольно равновесные компоненты. Ежедневно в метро ездит порядка 4,5 млн людей и порядка 5 млн человек ежедневно пользуются личными автомобилями. Поэтому мечта этих так называемых урбанистов о том, чтобы были дворы без машин, в сознании этих людей эквивалентно тому, чтобы лишить москвичей автомобилей, возможности пользоваться автомобилями, равносильна попытке уничтожить всю транспортную систему Москвы».
Если учитывать транспортную инфраструктуру, то выясняется следующее: в самом авторитетном рейтинге комфортных городов мира от консалтинговой компании Mercer, Москва занимает лишь 167 место. В рейтинге самых комфортных городов от «The Economist», который учитывает и транспортную инфраструктуру, и медицину, и множество других факторов, Москва занимает 68 место из 140 возможных. А если взять для сравнения портал Numbeo – главный источник информации для людей, которые желают переехать в другой город или другую страну, Москва занимает 175 место из 200, это рядом с Екатеринбургом и… колумбийской Боготой.
Но несмотря на эти «случайные» совпадения почему же мы считаем, что это доклад чиновников мэрии, решивших продвигать свои планы через международную фирму? Дело в том, что в 2017 году, Москва щедро заплатила этой компании.
В декабре 2017 года BCG получила 118 млн. рублей от московских властей.
Правда, деньги выделили на «Стратегию развития туризма». Но заодно консалтеры сварганили и предвыборный доклад, который штаб кандидата не стесняется использовать в агитации и пропаганде. Насколько это законно — решать ЦИКу. Мы направили запрос в головной офис консалтинговой фирмы с просьбой пояснить, как все эти действия соотносятся друг с другом по мнению BCG, и получили ответ, что никак не соотносятся.
В общем, могли бы с таким же успехом прислать пространную цитату из Гегеля.
Но вернемся к главному вопросу – куда после выборов нам девать машины? Действующие нормы СанПиН ( СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) запрещают располагать паркинги ближе 50 метров от фасадов жилых домов с окнами, детских и учебных заведений, и ближе 35 метров от фасадов жилых домов без окон. То есть нужны очень большие площадки, которых в Москве нет. Яркий пример: паркинг на улице Ак. Королёва.
Его поставили прямо рядом с Останкинской башней – там место было. Вот только жилых домов у подножья телебашни вообще нет. Зачем такой гараж нужен? Инвестиция? Сомнительно, ведь гаражи в Москве без судебных решений и компенсаций сносили в прошлом году, сносят и в этом (например, гаражный комплекс, прозванный «Шанхай» вблизи пр.
Вернадского).
В Германии и Голландии тоже пытались сделать старые дворы без машин : пришлось поднимать весь двор на один-два этажа, чтобы под ним сделать парковку. Естественно, дома тоже пришлось наращивать вверх. Стоимость подобных работ в масштабах всей Москвы даже страшно представить! « Девелоперов эта идея вряд ли заинтересует, так как она может потребовать значительных финансовых и трудовых затрат » – отмечает управляющий партнёр «Метриум Групп» Мария Литинецкая. https://www.irn.ru/articles/36899.html
Стартовавшая в 2009 году (и прекращённая в начале 2018 года) программа «Народный гараж» провалилась. Машиноместа не покупали, даже по фиксированной цене 350 тыс. рублей. Парковки построили на свободных территориях — там, где нет жилых домов. До них просто было не дойти. Даже после того, как спрос на гаражи вырос, объёмы продаж всё равно оставались крайне низкими.
В 2015 году продали 157 машиномест, в 2016 г — 516, а в 2017 г — 1450 мест. А построили 50.000!
Следовательно, машины придется либо продать, либо платить баснословную ренту. Места на дороге, как показывает практика, и так всем не хватает – что уж говорить о многоэтажных «ульях», растущих как грибы и смотрящих окна в окна. Так что многим придется отказываться от собственной машины: мало кому из жителей домов со старыми дворами будет удобно нарезать километры до паркинга (если еще хватит средств на покупку машиноместа). А в новых дворах – опять же, встает вопрос цены.
Да и среди экспертов едва ли возможно найти сторонников «дворов без машин» по всей Москве. Елена Шомина, профессор Высшей школы урбанистики считает, что «Дворы без машин в нашей ситуации нереальны . Это возможно только тогда, когда происходит стартовая застройка, когда планируют судьбу поселения нового, тогда всё учитывается.
Сегодня новых технологий достаточно для того, чтобы загнать машины под землю или в многоэтажные гаражные комплексы. Вариантов у застройщиков много. Но в той застройке живой, которая сегодня есть, боюсь, что это нереально».
По мнению Максима Перова, профессора Международной академии архитектуры, в новых кварталах, которые только начинают планировать, идея имеет право на жизнь: «При дворе без машин себестоимость развития территории растёт, при этом растёт и рыночная стоимость недвижимости. Среда улучшается, растёт рыночная стоимость».
Однако при этом эксперт уточняет, что «законодательно заставить покупать квартиру с обязательной покупкой машиноместа нельзя. В целом говорить об экономическом эффекте этого мероприятия довольно сложно». Но если говорить о Москве в целом, то Перов солидарен с Еленой Шоминой: «В Москве внедрить дворы без машин невозможно. Возможно только в условиях новой застройки».
Особенно странно видеть активную пропаганду дворов без машин в то время, когда в Москве множество других нерешённых проблем. В плане медицины столица плетётся в середине мировых рейтингов, есть большие проблемы с экологией, всё ещё отсутствует полноценная безбарьерная среда. По мнению Елены Шоминой, последний момент особенно важен для создания комфортной городской среды: «Есть большая категория жителей, мам с колясками, маломобильных граждан, для которых даже преодолеть подъём с проезжей части на тротуар, если не сделан пандус, представляется проблемой».
Активная пропаганда безмашинных дворов – это, по сути, новый налог, ведь только на платных парковках Москва в прошлом году заработала 5,3 млрд. рублей. А на «дворах без машин» возможно удастся собрать еще больше. Чиновники всегда довольно неясно формулируют свои предвыборные обещания, но в этот раз мы услышали. Дворы без машин — это ведь про москвичей без машин? Не так ли, Сергей Семенович?
Ведь в представлении градоначальников Москва — это город богатых. У кого и лишний миллион долларов на квартирку бизнес-класса имеется, и 50-100 тысяч тех же «зеленых» на подземную парковку. Все прочие граждане пусть катаются на электробусах и метро.
С точки зрения урбанистов дворы без машин — штука , конечно, полезная и красивая. Вот только говорить о своих планах на будущему мэру следует не после, а ДО выборов. Потому что среди 15-миллионного населения Москвы пока еще не все урбанисты.
Источник: newizv.ru
Тренд: концепция планирования территории «двор без машин»
В последнее время в Москве новые жилые комплексы строятся с соблюдением концепции «двор без машин». По данным экспертов, по такому принципу возводится треть жилых домов по всей России. Разбираемся, чем интересны ЖК, в которых реализован «двор без машин».
Предыстория
С каждым годом количество автолюбителей растет. На одну семью может приходиться и две, и три машины. А определенные советскими нормами парковочные пространства не вмещают такое количество транспорта.
К сожалению, собственникам машин приходится вставать на тротуары или даже газон¸ парковаться вторым рядом или запирать соседние автомобили. Есть еще вариант — парковаться далеко от дома. Но это значительно понизит уровень комфорта от пользования автомобилем.
Поэтому в больших городах стали появляться отдельные паркинги: как подземные, так и надземные. При этом парковка во дворах была доступна и жителям комплексов, и их гостям. Рядом с парковочными местами располагались детские площадки и зоны для занятий спортом. Мест для паркинга стало больше, а комфорта для пешеходов не прибавилось.
Для того чтобы было удобно и автолюбителям, и пешеходам, было придумано такое понятие как «двор без машин». Парковочные места перенесли в подземные паркинги, а на территории комплексов стали обустраивать современные пространства для приятного времяпровождения. Благоустройство придомовых территорий стало одной из важных составляющих при строительстве жилых комплексов.
Преимущества
Основное преимущество — дополнительное пространство для времяпровождения. На освободившихся от машин внутренних дворах появляются зоны для воркаута, игровые площадки для детей всех возрастов, аллеи, рощи и даже водоемы с благоустроенными набережными.
Следующее преимущество — отсутствие гула автомобилей и звуков сигнализаций. Правда, это касается только тех жильцов, чьи окна не выходят на проезжую часть. В любом случае на придомовой территории без машин тише и уютнее.
Третье преимущество — безопасность жителей. Да, во дворах стоят знаки, ограничивающие скоростной режим, но погодные условия и состояние водителей бывают разными. За маленьким ребенком на прогулке по двору с машинами нужен «глаз да глаз». А во дворе нового поколения за это можно не переживать.
Источник: www.estatet.ru
Двор без машин: от концепции до реализации
Всё чаще в рекламе новостроек мелькает формулировка «двор без машин». Что это такое, как реализуется и действительно ли может стать существенным преимуществом жилого объекта в условиях жесткой конкуренции на рынке первичного жилья?
Доступный комфорт
Концепция обустройства двора, которая исключает проезд автотранспорта кроме автомобилей специальных служб, ещё недавно реализовывалась только в сегменте «бизнес» и «премиум». Сейчас такие проекты можно встретить в комфорт-классе. Пример — малоэтажный проект на Царскосельских холмах. В его рамках застройщик «Терминал-Ресурс» возводит жилые комплексы «Образцовые кварталы». Начиная с седьмого «Образцового квартала» здесь проектируются дворы без машин.
Это значит, территория внутри двора стала больше и комфортнее. Теперь она предназначена не для автомобилей, а для прогулок, игр и занятий спортом. Парковочные места и проезды вынесены за пределы дома, на прилегающую территорию со стороны улицы. Во двор могут попасть только машины экстренных служб: полиция, пожарные, скорая помощь, МЧС. Подъезды расположены со стороны улицы: ничего не препятствуют высадке пассажиров, выгрузке вещей, передвижению маломобильных граждан.
Поделиться
Освобожденный от машин двор становится приватным пространством для жителей дома. Теперь автомобилисты и пешеходы не мешают друг другу. Грамотное зонирование делает двор многофункциональным — там можно заниматься спортом, читать, общаться. Площадки разделены по возрастам: есть территория для отдыха взрослых, есть игровая площадка.
Такие дворы выглядят гармонично и ухожено — припаркованные машины не мешают делать уборку и ухаживать за растениями. Зелёных насаждений в таком дворе, как правило, гораздо больше. В новых «Образцовых кварталов» высаживают сотни растений, среди них декоративные кустарники, лиственные крупномеры, разнообразные хвойники.
Поделиться
Дружный дом
Основные преимущества двора без машин — тишина, удобство, эстетика. Двор становится продолжением своего «домашнего» пространства. Дети могут играть около дома, как раньше, а родители приглядывать за ними здесь же или из окна. Со временем, когда дом полностью заселяется, двор становится центром притяжения соседей. В условиях дружелюбной среды, которая формируется в малоэтажных кварталах, соседям интересно общаться и вместе проводить свободное время.
Приоритет — безопасность
Для многих покупателей двор без машин является важным аргументом при выборе новостройки. Особенно это касается семей с детьми. Отсутствие машин значительно влияет на безопасность. Парковочные места для личного транспорта жителей предусмотрены со стороны улицы, а для тех, кто предпочитает личный паркинг, рядом построен коммерческий бизнес-парк «Гараж», где можно приобрести парковочное место в собственность или взять в аренду.
Квартиры с безбарьерной средой: г. Санкт-Петербург, Пушкинский район, ул. Кокколевская, д.1 (рядом с «Образцовыми кварталами»), +7 (812) 719–19–19, www.devcent.ru
Бизнес парк «Гараж», ЖК «Образцовый квартал», «Образцовый квартал 2», «Образцовый квартал 3», «Образцовый квартал 4» — реализованы; ЖК «Образцовый квартал 5», «Образцовый квартал 6» — сданы, ЖК «Образцовый квартал 7», «Образцовый квартал 8», «Образцовый квартал 9», «Образцовый квартал 10», «Образцовый квартал 11» — застройщик ООО «СЗ «Терминал-Ресурс», проектные декларации на сайте наш.дом.рф
Источник: www.fontanka.ru
Неделя в городе «Двор без машин»: шероховатости и неровности новых правил
13 февраля 2022, 09:18 13 февраля 2022, 10:18 13 февраля 2022, 11:18 13 февраля 2022, 12:18 13 февраля 2022, 13:18 13 февраля 2022, 14:18 13 февраля 2022, 15:18 13 февраля 2022, 16:18 13 февраля 2022, 17:18 13 февраля 2022, 18:18 13 февраля 2022, 19:18
Остаться без парковки могут десятки тысяч столичных жителей, если их дома затронет концепция «Двор без машин». Уже разработан документ, в котором прописано, как именно эти дворы благоустроят, а вот о том, где теперь ставить автомобили, нет ни слова. Недовольных много. Но есть и сторонники.
Источник: smotrim.ru