Программа дуального обучения что это

Дуальное обучение

Понятие дуального обучения. Откуда появилось дуальное обучение, и чем оно характеризуется. Роль дуального обучения в переподготовке профессиональных кадров. Дуальное обучение в образовательных учреждениях.

Нестерова И.А. Дуальное обучение // Энциклопедия Нестеровых

Понятие дуального обучения

Дуальное обучение

Дуальное обучение появилось в России сравнительно недавно, однако уже является очень востребованным подходом к обучению новых профессиональных кадров. Особенностью дуального обучения является сочетание практического опыта и теоретического обучения. Отсюда и трактовка термина «дуальное обучение»:

Дуальное обучение являет собой сочетание обучения теоретическим основам в учебном заведении и практики в профильной организации.

Дуальное обучение появилось в Европе. Если говорить точнее, то родиной дуального обучения являются Германия и Австрия. Именно там появилась практика сочетания академического образования с практическим обучением на потенциальном рабочем месте. Особенно следует подчеркнуть успехи Германии на поприще дуального обучения: развивая и совершенствуя дуальную модель, страна добилась общепризнанных успехов в подготовке рабочих кадров. В Германии высоко развит институт наставничества, который является основой дуального обучения.

Программа Дуального Обучения в MWSLiT (Польша)

Дуальное обучение предполагает вовлечение предприятий и крупных организаций в процесс подготовки высококвалифицированных молодых кадров. Советское образование в свое время успешно использовало элементы дуального обучения и в школах и в СПО и в вузах. Однако развал СССР привел к упадку отечественного образования и отходу от дуального обучения. В начале двухтысячных дуальное обучение стали продвигать как инновационный метод в образовании. Однако, с этим можно поспорить.

Успешные примеры использования дуального обучения в России были зафиксированы лишь в 2010 году, когда в сентябре ООО «Фольксваген Груп Рус» запустило программу дуального обучения в области мехатроники. Она была нацелена на подготовку рабочих и технологов для строящегося в окрестностях Калуги автомобильного завода [1].

Сравнение традиционного обучения и дуального обучения

Предпочтение отдаётся теоретическим основам (60% всего времени)

Предпочтение отдаётся практическим основам (60% всего времени)

Производственная практика до 40%

Производственная практика занимает до 75% всего времени обучения

Образовательная программа и учебный план составлены в соответствии с ФГОС.

Образовательная программа, составлена в соответствии с ФГОС, профессиональными стандартами и потребностями реального работодателя-партнера.

Производственная практика либо полностью формальность, либо не отвечает реальным требованиям потенциальных работодателей.

Производственная практика проходит в реальных рабочих условиях.

Система дуального обучения

Кратковременность практики не позволяет понять корпоративную культуру организации.

Дуальное обучение позволяет ознакомиться с реальной корпоративной культурой на предприятии.

Обучение коммерческое или бюджетное

Обучение спонсируется предприятием

Курсовые и дипломные зачастую не представляют никакой практической ценности и являют собой формальность. Они обычно не отражает специфику производства.

Тематика курсовых, выпускных квалификационных работ, индивидуальных проектов ориентирована на потенциальные нужды предприятия-партнера.

Наставничество зачастую очень

Деятельность наставника рассматривается как взаимовыгодное партнерство и регламентируется обеими сторонами.

Итак, дуальное обучение подразумевает участие крупного бизнеса в воспитании квалифицированных кадров на базе современного российского образования. Участие предприятий в дуальном образовании является элементом социальной ответственности предпринимательства. Именно профессиональные кадры смогут развивать отечественную промышленность, здравоохранение и культуру.

Организация дуального обучения

Дуальное образование предполагает построенное взаимодействие образовательной и производственной сфер по подготовке специалистов определенного профиля в рамках взаимодействия, которое базируется на трех основополагающих методах:

  • аксиологический метод, подразумевающий паритетность образовательных и производственных ценностей и целей;
  • онтологический метод или, другими словами, компетентностный подход;
  • технологический метод, на котором и строиться организация деятельности.

цели дуального обучения

Цели дуального обучения

Если внимательно рассмотреть представленные на рисунке выше цели, то можно выделить важный аспект: в организации дуального обучения в России необходимо участие государства.

Организация дуального обучения в современных российских условиях предполагает сотрудничество и как его следствие, большую совместную работу образовательных организаций и предприятий. Подготовка выпускников должна и в учебном заведении проходить на высоком уровне в соответствии с потребностями предприятия. Для этого преподаватели должны проходить подготовку на базе предприятия. Реализация мероприятий по повышению квалификации, переподготовке педагогического персонала требует тесного взаимодействия специалистов предприятия и преподавателей образовательного учреждения по совместно разработанному плану, а также повышения их квалификации и стажировки на производственных участках завода [2].

Организация дуального обучения

Схема дуального обучения

Организация дуального обучения требует заключение договора между студентом и организацией, на базе которой будет реализовано дуальное обучение.

Договор о дуальном обучении представляет собой письменное соглашение между обучающимся, организацией, предоставляющей рабочее место для прохождения практического обучения, и учебным заведением, регламентирующее условия и порядок прохождения дуального обучения.

Организация дуального обучения предполагает наличия следующих компонентов:

  • Адекватная нормативная правовая база;
  • Проектирование содержания обучения;
  • Формирование корпоративной культуры;
  • Актуализация средств обучения;
  • Синхронизация теоретических и практических компонентов обучения;
  • Создание структур для обеспечения условий для дуального обучения;
  • Подготовка преподавателей и наставников [3].

Дуальное обучение в образовательных учреждениях

В настоящее время многие учебные заведения готовы к организации дуального обучения. Несмотря на это, процесс его реализации затруднен выбором предприятий, готовых сотрудничать с заведением СПО или вузом. Для вузов и заведений СПО лучшим вариантом считаются инновационные, экономически развитые предприятия. Но такие предприятия зачастую не готовы брать к себе на практику студентов.

шаги реализации дуального обучения

Шаги реализации дуального обучения

Теперь следует рассмотреть основные критерии, на которые опираются образовательные учреждения при выборе предприятий для участия программах дуального обучения:

  • профиль предприятия, соответствующий направлениям подготовки в образовательной организации;
  • инновационная активность предприятия;
  • технологическое перевооружение производства;
  • использование новых технологий организации производства;
  • наличие условий для внедрения элементов дуального обучения;
  • наличие кадров, готовых выполнять функцию наставников в процессе дуального обучения;
  • готовность заключить с образовательной организацией профессионального образования и студентом договор о сотрудничестве по дуальному обучению при подготовке рабочих кадров и специалистов;
  • готовность выплачивать стипендию или заработную плату обучающимся согласно договору о сотрудничестве по дуальному обучению при подготовке рабочих кадров и специалистов;
  • опыт работы по разработке и внедрению образовательных программ и профессиональных модулей подготовки рабочих кадров и специалистов совместно с образовательными организациями.

В процедуре организации дуального обучения в вузе или в заведении СПО есть проблемы, которые требуют незамедлительного решения. Это, прежде всего это то, что потенциальный работодатель не видит в студентах-практикантах своих будущих работников, полагая, что их уровень подготовки не соответствует требованиям предприятия. Другой проблемой является то, что студенты не видят себя в профессии. Многие поступали не по призванию, а «куда проще и дешевле». Как результат – острая нехватка квалифицированных кадров.

Для решения заявленных проблем необходимо вмешательство государство. Нужно организовать занятия по профориентации в старших классах школ и гимназий, чтобы ребенок уже мог понимать, что ждет его на той или иной работе.

  1. Дудырев Ф. Ф. , Романова О. А. , Шабалин А. И. дуальное обучение в российских регионах: модели, лучшие практики, возможности распространения // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2018. № 2. С. 117-138
  2. Внедрение элементов дуального обучения в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций: Сборник организационно-методических материалов. – Кострома: ред.-изд. отд. Костромского областного института развития образования, 2015.
  3. Серкова Г. Г. Дуальное обучение: проблемы, перспективы // Журнал Инновационное развитие профессионального образования, 2016. С. 72-76

Источник: odiplom.ru

Дуальная система обучения в высшей школе: особенности организации

Duales Studium, или дуальное обучение, — наиболее известный тренд в мировой практике обучения, который зародился в Германии. Дуальное обучение предполагает, что студенты проходят теоретические основы в университете, а практические навыки получают уже на рабочем месте, то есть в конкретной организации, решая реальные задачи.

Развивая такую модель обучения, Германия добилась успехов в подготовке молодых кадров. Экономический кризис 2008−2012 гг., из которого страна вышла с незначительными потерями, подтвердил эффективность такого формата обучения.

Читайте также:
Программа winx что это

Наблюдая за успехами Германии, многие страны решили заимствовать опыт дуального обучения, адаптируя его под национальные особенности. На сегодняшний день немецкая модель нашла применение в Испании, Италии, Китае, Греции, Румынии и Южной Корее.

Дуальное обучение пришло и в Россию. Один из первых примеров использования этой модели — в компании «Фольксваген». В 2010 году компания запустила программу дуального обучения в области мехатроники. Цель программы заключалась в том, чтобы подготовить рабочих и технологов для строящегося автомобильного завода.

Официальное признание на федеральном уровне модель дуального образования получила в 2014 году. В этом году были подписаны соглашения о взаимодействии с регионами, победившими в конкурсе Агентства стратегических инициатив . Участниками пилотного проекта АСИ стали 10 субъектов страны, через 2 года их количество возросло до 131.

В развитии и внедрении практики дуального обучения в России было заинтересовано не только АСИ, но и Министерство экономического развития, Министерство промышленности и торговли, Министерство труда, Министерство образования и науки РФ и Российско-германская внешнеторговая палата.

Ключевыми задачами при реализации проектов по модели дуального обучения стали выработка современных моделей и форматов взаимодействия образовательных организаций и предприятий в подготовке молодых кадров, стимулирование и мотивация участия работодателей в финансировании нового формата программ обучения.

В чем же именно заключаются преимущества дуального обучения по сравнению с традиционным?

Критерии сравнения;Дуальное обучение;Традиционное обучение

Чему отдается предпочтение в обучении;Практике (60% всего времени обучения);Теории (60% всего времени обучения); Производственная практика;Занимает до 75% времени обучения;Занимает до 40% времени обучения; Как составлена образовательная программа;Образовательная программа составлена в соответствии с ФГОС, профессиональными стандартами и учитывает потребности реального работодателя;Образовательная программа и учебный план составлены в соответствии с ФГОС; Производственная практика;Производственная практика проходит в реальных рабочих условиях, студент решает реальные задачи;Производственная практика — формальность/не отвечает требованиям потенциальных работодателей; Знакомство с корпоративной культурой в компании;Позволяет ознакомиться с реальной корпоративной культурой на предприятии;Кратковременность практики не позволяет понять корпоративную культуру организации; Стоимость обучения;Обучение спонсируется работодателем; Коммерческая или бюджетная основа; Курсовые работы;Тематика курсовых, выпускных квалификационных работ, индивидуальных проектов ориентирована на потенциальные нужды предприятия-партнера;Курсовые и дипломные зачастую не представляют никакой практической ценности и являются формальностью; Наставничество;Деятельность наставника рассматривается как взаимовыгодное партнерство и регламентируется обеими сторонами;Наставничество зачастую очень формализовано

Таким образом, дуальное обучение предполагает активное участие компаний в обучении и подготовке квалифицированных сотрудников. Участие компаний в дуальном обучении является элементом социальной ответственности, поскольку именно специалисты с хорошей подготовкой способны развивать экономику страны.

Какие выгоды получат разные участники дуального обучения?

Предприятия — квалифицированных специалистов, которые полностью соответствуют их требованиям.
Вузы — гарантированное трудоустройство выпускников, возможность стажировки преподавателей и выпускников, реализация программ в рамках социального партнерства.
Государство и общество — экономия госбюджета, решение проблемы дефицита рабочей силы, ускорение инновационных процессов и развитие экономики страны.

  • вузы не всегда успевают в срок предоставить требуемый предприятию учебный материал;
  • неготовность предприятий принимать ограниченное число специалистов по причине отсутствия рабочих мест;
  • из-за недостатка финансовых ресурсов организации вынуждены зарабатывать средства для обеспечения дуального обучения путем повышения цен на производимый продукт.

Организация дуального обучения в России предполагает сотрудничество и совместную работу образовательных учреждений и предприятий. Готовить студентов в учебных учреждениях должны в соответствии с запросами и потребностями предприятия. А для этого, в свою очередь, необходимо, чтобы преподаватели проходили подготовку и переподготовку на базе предприятия.

Дуальное обучение в образовательных учреждениях

На сегодняшний день многие учебные заведения готовы к внедрению дуального обучения. Однако процесс реализации затруднен выбором предприятий, которые готовы сотрудничать с образовательным учреждением.

Для вузов лучшим вариантом считаются инновационные и экономически развитые предприятия и компании. Есть небольшой нюанс: не все такие предприятия готовы взять под крыло студентов.

  • профиль, по которому работает организация (он должен соответствовать направлению подготовки в вузе);
  • готовность организации заключить договор с вузом и студентом о сотрудничестве в рамках реализации программы дуального обучения;
  • использование инновационных технологий в работе;
  • наличие условий для внедрения дуального обучения;
  • наличие специалистов, готовых стать наставниками для студентов в процессе дуального обучения;
  • готовность организации выплачивать студенту зарплату по дуальному обучению.

Кроме того, стоит учитывать, что негативное отношение к участию в дуальной системе формируется из-за необходимости финансового обеспечения и сопровождения дуального обучения.

Дополнительным отягчающим фактором является необходимость получения лицензии на осуществление образовательной деятельности. Здесь подразумевается, что организации нужно выполнить целый ряд лицензионных условий.

Имеет место и другая проблема — студент не видит себя в профессии, поскольку выбирал специальность не очень осознанно. В результате всего получаем нехватку квалифицированных специалистов.

Решить эту проблему можно с помощью занятий по профориентации в старших классах школы. Так ребенок и будущий студент сможет понимать, что ему интересно и что его ждет на потенциальной работе.

Опыт вузов, которые применяют дуальное обучение

В КарТУ (Карагандинский государственный технический университет) создали инновационно-образовательный консорциум, который объединил в себе университет и 55 крупных промышленных предприятий. В основе всего лежит распределенный учебный процесс, где теоретические знания студенты получают с использованием веб-ресурсов и онлайн-обучения вечером, а практические — вечером на производстве.

В ТПУ (Томском политехническом университете) по запросам крупнейших российских и зарубежных компаний абитуриенты проходят конкурсный отбор. С будущим студентом заключается договор, который гарантирует трудоустройство в организации, дополнительные меры соцподдержки от работодателя, прохождение практик и стажировок на будущем месте работы.

В ИнЕУ (Инновационный евразийский университет) в рамках обучения по дуальной модели студенты в течение 3-х курсов бакалавриата получают теоретические знания в вузе, а затем переходят к получению практических навыков.

Опыт вузов показал, что дуальное обучение может по-разному реализовываться в вузах. И действительно, Закон «Об образовании» предполагает, что в вузах могут создаваться кафедры, которые будут обеспечивать практическую подготовку студентов на базе коммерческих предприятий. Главное, чтобы организация подходила по профилю обучения студента в вузе.

Особенности работы в дуальной системе для преподавателей

  • взаимодействовать с заинтересованными сторонами на всех этапах разработки и реализации образовательных программ;
  • разрабатывать и вести документацию, необходимую для обеспечения реализации образовательных программ;
  • определять показатели контроля и оценки результатов освоения образовательных программ.

Рефлексия в производственной практике обучающихся имеет большое значение, так как именно рефлексирующее осмысление своих первых шагов в избранной профессии нацеливает будущего специалиста на более осознанное и активное управление собственной карьерой.

Рефлексия может быть как устной, так и письменной в формате эссе или мини-сочинения. В вузе рефлексия может быть организована в группе студентов или проводиться индивидуально каждым учащимся.

Ценность рефлексии напрямую зависит от того, насколько глубоко студент осознает значимость учебной работы, причины своих успехов и неудач.

Наиболее эффективно рефлексия проходит в формате дискуссий, мозговых штурмов и круглых столов, когда у студентов есть возможность оценить результаты своей деятельности и сравнить ее с результатами деятельности коллег.

В целом, дуальное обучение в вузе — перспективное направление для развития в России. Но важно понимать, что помимо плюсов, есть и минусы: недостаточное финансирование и отсутствие заинтересованности у работодателя принимать к себе новоиспеченных студентов.

Что касается самих студентов: они не всегда после школы представляют свою будущую профессию, сомневаются, сможет ли выбранная профессия реализовать их потенциал. Если человек неверно выберет для себя работу и компанию по дуальной модели, он должен будет отрабатывать вложенные в него средства. Впоследствии это может стать обременительным для специалиста.

В такой ситуации кажется разумным реформировать систему образования для того, чтобы студенты получали действительно полезные и актуальные знания. Понятно, что процесс реформирования образовательной системы может занять значительное время и для решения задачи потребуется привлечь множество ресурсов. Но в результате выиграют все — и студенты, и вузы, и работодатели.

Источник: lala.lanbook.com

Все о дуальном образовании

Современная система профессионального образования ориентирована на подготовку специалистов, владеющих не только теорией и соответствующими представлениями по профессии, но и реальными рабочими навыками. Но разве возможно обрести трудовые качества и умения исключительно на базе учебного заведения, не покидая стен аудитории? Конечно же нет, ведь вузы не имеют достаточной технической, материально-технической базы, современного оборудования, используемого в производственном процессе и цикле в своем распоряжении. Несмотря на наличие практиков в преподавательском составе, возможности по становлению квалифицированных рабочих кадров оказываются ограниченными.

Читайте также:
Xero что это за программа

Все о дуальном образовании

Современная система профессионального образования ориентирована на подготовку специалистов, владеющих не только теорией и соответствующими представлениями по профессии, но и реальными рабочими навыками. Но разве возможно обрести трудовые качества и умения исключительно на базе учебного заведения, не покидая стен аудитории? Конечно же нет, ведь вузы не имеют достаточной технической, материально-технической базы, современного оборудования, используемого в производственном процессе и цикле в своем распоряжении. Несмотря на наличие практиков в преподавательском составе, возможности по становлению квалифицированных рабочих кадров оказываются ограниченными.

Поэтому наряду с традиционной «классической» (теоретической) моделью обучения лидирующие позиции занимает дуальное образование.

Что это такое?

Дуальное образование – это представление современного профессионального становления студентов, когда в колледжах и вузах вводят теоретическую и практическую подготовку одновременно/параллельно, выделяя для выработки соответствующих умений и качество специальный период, место и пр. Простыми словами, дуальное обучение – это умелое сочетание теории и практики, позволяющее подготовить высококвалифицированных специалистов полностью готовых к трудовым будням.

Что такое дуальное образование

В России данная модель образовательного процесса появилась сравнительно недавно, но несмотря на свою «молодость», сумела зарекомендовать себя исключительно с положительной стороны, повысив свою востребованность и ценность.

Родиной дуального образования считается Европа – Германия и Австрия, где впервые начали практиковать новый формат. На начальной стадии он был похож на простую стажировку выпускников колледжей и вузов, но после был модифицирован и внедрен в образовательный процесс в виде практики на базе действующих предприятий, предприятий-партнеров и пр.

Механизм дуального образования

Суть дуального образования в системе СПО заключается в том, что образовательные заведения в целях практической подготовки специалистов привлекают сторонние организации: действующие компании, где необходимы или имеются опытные кадры в рамках предлагаемых образовательных программ, направлений подготовки, способных поделиться личным опытом, научить студентов правильно пользоваться теоретическими знаниями, работать с конкретным оборудованием и пр.

Дуальная система обучения основывается на следующих правилах:

Модель дуального обучения

  • Начальная и полная теоретическая подготовка ведётся в стенах образовательного заведения: аудиторная работа, научная деятельность, работа в местных лабораториях и пр.
  • Практическая подготовка производится по мере усвоения базовой части, но проходит в другом, весьма специфическом месте – на территории действующей организации;
  • Учебный план по каждой специализации создается на основе требований Минобрнауки, действующих ГОСТов, а также полагаясь на рекомендации работодателей и предприятий (практики), с учетом актуальных требований, предъявляемых к соискателям и работникам, уровню их подготовки и пр.;
  • Соотношение теории и практики в дуальном обучении разнится от традиционной классической подготовки. На долю теории отводится минимум, где осваивают азы, терминологию, правила методы работы – до 40-50% от учебного процесса. Практика же позволяет закрепить и понять пройденное: как это работает, где и как пользоваться и пр. На долю практической подготовки в ссузах и вузах принято отводить не менее 40-60%, но данный принцип выполним далеко не всегда. Нередко вузы относят к числу практики работу в лабораториях, на семинарах и практикумах, а продолжительность реальной стажировки ограничена – 3 недели, 1 раз в семестр и пр. Для сравнения: за рубежом студентов стараются направлять на практику в течение всего семестра/триместра по несколько дней в неделю.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Правила дуальной системы обучения

  • Теория должна тесным образом пересекаться с практикой: темы связаны с реальностью, приводятся примеры из реальной жизни, рабочей ситуации, деятельности фирмы и пр.
  • Основной акцент в развитии реальных профессиональных навыков и качеств делается в ходе производственной практики, на старших курсах. При этом на данный вид стажировки отводится не менее 75% от общего учебного годового плана;
  • Обретение практических навыков происходит в реальных «рабочих» условиях, где практикант осознает каждый шаг, наблюдает за процессом и принимает непосредственное участие в нем;
  • Тематика письменных проектов сопряжена с практикой и носит соответствующий характер. В курсовых и научно-исследовательских работах учащиеся колледжей и вузов проводят анализ конкретного объекта (практики), анализируют его проблемы и с учетом полученных знаний, навыков и реальных данных о его деятельности, возможностях вырабатывают эффективное и реалистичное решение.
  • Практическая подготовка проходит под кураторством опытного наставника, который будет следить за ходом выполнения поручения, правильностью действий, безопасностью подопечного, давать рекомендации и советы, показывать работу соответствующих механизмов (программ, оборудования и пр.), раскрывать все нюансы и способы их решения с учетом имеющихся возможностей.

Чаще всего в реализации дуальной системы обучения на базе колледжей и вузов действуют базовые кафедры, которые сотрудничают с соответствующими компаниями. Как правило, студенты для прохождения стажировки и практической подготовки попадают в них «по распределению», но также допускается поиск объекта собственными силами с четом заявленных требований вуза: масштабы и вид деятельности, наличие подходящей материально-технической базы и пр. Притом важно, чтобы учащийся был не просто формально на практике, но и выполнял реальные задания с учетом уровня его подготовки.

Система дуального обучения тщательно планируется с выделением соответствующего времени на практическую подготовку вне учебного центра: периоды прохождения практики, место, график практиканта, план практики и система индивидуальных дополнительных заданий, подготовка документации по практике (договор, отчет, характеристика и пр.).

Специфика дуального обучения в России

Если проанализировать особенности образовательной системы РФ, то можно увидеть, что рассматриваемый нами формат подготовки для родины не нов. В частности, еще в период СССР школьники получали реальные навыки по отдельным предметам или направлениям на базе специальных учебных комбинатов, куда направлялись в старших классах. Более того, студенты колледжей и вузов также проходили практику в рамках выбранной программы и направления подготовки на базе действующих предприятий. Что же изменилось с тех пор?

Дуальное обучение в России

Дуальное обучение в России сейчас практикуется преимущественно в рамках программ бакалавриата, где происходит становление «рабочих кадров». Ведь по своей миссии магистратура и аспирантура призваны углубить знания учащихся, привить им любовь к науке и исследованиям, где практика возможна как на базе лабораторий и научных центров, так и на конкретном предприятии.

При дуальной форме важно:

  • Правильно подобрать место для практики: наличие квалифицированных кадров, способных курировать деятельность практиканта, развивать его навыки и качества;
  • Стажировка в той отрасли, которая соответствует профессии;
  • Готовность реальной организации действовать с вузом в одной «упряжке»: важно документально оформить отношений (заключить договор), допускать студента к рабочим процессом под присмотром наставника, наличие соответствующих условий для практической подготовки с учетом уровня познаний учащегося и пр.

Обратите внимание, что при дуальном образовании практика студента чаще всего оплачивается (на уровне официального стажера, то есть около 50-75% от средней зарплаты практика). Чем не мотивация для учащегося, чтобы совершенствоваться и работать лучше?

Где в России практикуется истинное дуальное образование?

Если проанализировать образовательные программы действующих колледжей и вузов, то можно сделать вывод: дуальная система подготовки квалифицированных специалистов в РФ действует повсеместно, так как прохождение практики предусмотрено по всем направлениям подготовки. Единственным отличием в этом плане есть лишь продолжительность реальной производственной подготовки учащихся, которая зависит от выбранной специализации и учебного центра: прикладники стажируются дольше и тщательнее, чем гуманитарии, которые проводят больше времени за научными исследованиями.

Поэтому если абитуриент планирует выпуститься практико-ориентированным специалистом, ему необходимо правильно подобрать ссуз/вуз и соответствующий профиль, исходя из следующих моментов:

  • Состав учебной программы: список профильных предметов и анализ вырабатываемых профессиональных качеств, навыков;
  • Соотношение теории, научной деятельности и практики: практики должно быть больше;
  • Наличие базовой кафедры или списка организаций, которые готовы (брали ранее) студентов на практическую подготовку. В идеале – учебный центр распределит практикантов по предприятиям-партнерам;
  • Возможности учащихся по проявлению инициативы и подключения творческих способностей в ходе решения проблем, но под строгим присмотром куратора-практика, обязательна работа за специализированным оборудованием/программой в рамках осваиваемой специализации (бухгалтеры – работа в 1С, ведение документооборота, слесари – работа с конкретными инструментами и оборудованием и пр.);
  • Документальное оформление практики и закрепление полученных навыков: формирование отчетов, характеристика и оценка стажера руководителем от предприятия, заключение договора с указанием условий прохождения (график, отплата, права и обязанности и пр.).

Дуальная система профессиональной подготовки дипломированных специалистов позволяет качественно адаптировать теоретические знания в практические, подготовить молодого специалиста к трудовым будням (морально, физически и пр.), ускорить процесс трудоустройства выпускника (по статистике, более 60% практикантов успешно трудоустраиваются на место практики).

Трудности с учебой?

Читайте также:
Авто код что это за программа

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Источник: disshelp.ru

Организация дуального обучения проблемы и перспективы

Демин Олег Викторович

Липецкий металлургический колледж

В данной статье поднимаются три вопроса:

— зачем это нужно;

-как это сделать;

-как решить проблемы, возникающие при организации дуального обучения.

Зачем это нужно?

Казалось бы, за время прошедшее после распада СССР и многочисленных преобразований в сфере образования и науки, многочисленных трансформаций высшей школы, в том числе и просто невероятных по своей глупости, трансформаций профессионального образования, должна была бы быть выстроена работоспособная, стройная система. Однако хотели как лучше, а получилось как всегда: система есть, работоспособности нет.

Не касаясь образования в средней школе, высшего образования рассмотрим образование в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (СПО). Само определение учебных заведений СПО говорит о том, что студенты, обучающиеся в этих учебных заведениях за время учебы должны приобрести профессиональные компетенции необходимые им для последующей трудовой деятельности.

Выпускники учебных заведений СПО должны либо продолжить образование в высшей школе, либо работать по специальности, применяя полученные знания на практике. В действительности же процент выпускников учебных заведений СПО трудоустроившихся по профессии невелик.Почему? Ответ прост.

Работодателю, в современных реалиях требуются работники как подкованные теоретически, так и имеющие практические навыки в области избранной профессии. Возникает парадокс: знания есть, навыков нет. Современное производство это производство высокотехнологичное, требующее от персонала всех уровней хорошей практической подготовки.

Работодатель, принимая такого работника должен вместо встраивания его в систему производства организовывать обучение, закрепить за ним наставника, контролировать процесс. Зачастую предприятие, испытывающее кадровый голод так и делает, но это не решает проблему. Решение проблемы подготовки студентов имеющих практические навыки работы — во внедрении практико-ориентированной дуальной системы обучения. О назревшей необходимости введения в России системы дуального образования, которое широко распространено в мире, неоднократно заявлял президент России Владимир Путин. Утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р «Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы», предусматривает «последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико — ориентированной (дуальной) модели обучения».

Как известно все новое – это хорошо забытое старое. Профессиональное образование в СССР начало развиваться с принятием декрета Совнаркома РСФСР «О мерах по распространению профессионально — технических знаний». В 1920 году утверждается Положения о профессионально — технических школах. Стали создаваться школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).

В школах фабрично – заводского ученичества применялись три системы производственного обучения: предметная, операционная, комбинированная. Школы ФЗУ существовали в период с 1920 по 1940 годы. За это время в них было подготовлено два с половиной миллиона квалифицированных рабочих кадров. В 1940году была создана система Государственных резервов СССР.

В эту систему были переданы и школы ФЗУ, которые были реорганизованы в ремесленные училища и школы фабрично- заводского обучения. В 1958 году Государственные трудовые резервы были преобразованы в Государственную систему профессионально — технического образования. В новой системе — профессионально- технические училища (ПТУ).

В 70-е годы система профессионального образования начала явно деградировать. Правительство СССР стремилось обеспечить всеобщую занятость, поэтому в ПТУ массово принимались дети не зависимо от уровня знаний, в том числе и с уголовным прошлым. Контингент ПТУ ассоциировался с хулиганством, пьянством и низким уровнем развития.

Развитие технологий и культуры производства потребовали квалифицированного рабочего персонала, обладающего знаниями и профессиональными компетенциями. Здесь и кроется ответ на вопрос «зачем это нужно». Это нужно чтобы обеспечить современное технологичное производство рабочим персоналом, имеющим теоретические знания и опыт работы в сфере данного производства.

Как это сделать?

Дуальное обучение в классическом его понимании предполагает часть учебного времени проводить на предприятии – работодателе, для получения практических навыков работы.

Учебное заведение, внедряя дуальное обучение должно ответить на вопрос: кому это нужно, есть ли работодатели, готовые обеспечить студентов рабочими местами для обучения, готовые предоставить специалистов – наставников и готовые в последующем трудоустроить выпускников. Также необходимо проанализировать готовность студентов к трудоустройству.Обращаясь к мировому опыту дуального обучения, например в Германии, можно сделать вывод о популярности такого вида обучения как среди учебных заведений так и среди студентов.

Наталия Куделя (Гейдельберг) в статье «Дуальное образование в Германии: плюсы и минусы» пишет: «Всего в Германии существует около 1.500 дуальных программ, что соответствует примерно 4% всех специальностей в стране» По мнению автора статьи, дуальное обучение в Германии достаточно конкурентно, за место у больших известных компаний приходится бороться, так например в 2016 году в фирме Адидас на одно дуальное место претендовали 113 соискателей. Студенты, обучающиеся дуально получают зарплату с первых дней причем, не зависимо проходит ли студент практику или теоретическое обучение.

В соответствии с программами время теоретического и практического обучения распределяется по-разному. Конечно, по мнению автора статьи, есть и минусы. В первую очередь большая нагрузка, например дуальные студенты не имеют каникул, а только отпуск. Однако высокие карьерные перспективы привлекают многих. Такая учеба для людей целеустремленных заинтересованных в своем будущем.

Взяв все положительное из мирового опыта, и адаптировав этот опыт к реалиям нашей страны, получаем работоспособную на первый взгляд систему дуального обучения. Ключевым является словосочетание «на первый взгляд». Почему? Казалось бы: система дуального обучения нужна, ситема дуального обучения важна, назрела потребность в дуальном обучении.

И вот тут то возникает целый букет как проблем. В первую очередь для организации дуального обучения необходимо участие работодателя в процессе подготовки специалистов среднего звена. Зачастую принимая студентов на производственную практику, не говоря уже об организации процесса дуального обучения, работодатель видит в них дворников, маляров и подсобных рабочих. Во вторую очередь потенциальный работодатель не видит в студентах-практикантах своих будущих работников, полагая что их уровень подготовки не соответствует требованиям предприятия. И наконец, зачастую студенты не видят себя в профессии, стремясь только получить диплом.

Как же решить эти проблемы.

Одним из путей решения является создание конкурентной среды для организации дуального обучения. Со стороны потенциальных работодателей это конкуренция предоставления ресурсов для дуального обучения как производственных, так и человеческих.

Работодатель, желая получить студентов для дуального обучения должен на конкурсной основе отобрать стдуентов соответствующих требованиям предприятия, обеспечить студентов наставниками, рабочими местами и программой обучения. Для возникновения такого желания работодателя должно поддержать государство.

В таком случае по окнчании обучения работодатель получит для своего предприятия грамотного и обученного практическим навыкам работника. В свою очередь студент желающий обучаться по дуальной программе, должен быть заинтересован в этом. Основой такого интереса должно быть гарантированное трудоустройство на данном предприятии. Таким образом, можно выделить три направления в достижени качественной организации дуального обучения в среднем профессиональном образовании (СПО) первое — борьба работодателей за студентов, с отбором кандидатов для дуального обучения, второе — государственная поддержка предприятий участвующих в организации дуального обучения и третье – максимальная заинтересованность студента.

Источник: www.informio.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru