Программа доступность и качество образования

Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на образование. Однако в современной сложной социально-экономической ситуации эти гарантии не всегда соблюдаются. Государство должно в полной мере обеспечить их выполнение, создав правовые и экономические условия для следующего: реально бесплатного полного среднего образования в пределах государственного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах предусмотренных законом; равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней; выбора образовательного учреждения и образовательных программ вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи; получения образования в соответствии с установленными государственными стандартами, гарантирующими приемлемое для общества качество образовательных программ.

Доступность качественного образования означает также государственные гарантии:

а) обучения на современной учебно-материальной базе с использованием современного оборудования и учебной литературы;

Сравниваем системы образования в России и за рубежом | Разборы — с субтитрами

б) обучения в условиях, гарантирующих защиту прав и личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность;

в) социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических);

г) бесплатного пользования обучающихся фондами государственных библиотек, посещения музейных и клубных государственных и муниципальных учреждений культуры.

Обучающиеся должны иметь информацию о состоянии и реальных потребностях рынков труда, о величине затрат, осуществляемых государством и обществом на их образование, о качестве получаемого образования и его соответствии государственным образовательным стандартам.

Для повышения объективности оценки результатов выпускников общего образования и обеспечения равных возможностей на получение среднего и высшего профессионального образования необходимо осуществить изменение сложившейся системы выпускных экзаменов в общеобразовательных учреждениях и вступительных испытаний в вузы с учетом результатов эксперимента по введению единого государственного экзамена. При этом должен сохраниться высокий уровень требований к поступающим в вузы.

С целью отбора наиболее талантливых абитуриентов в определенные категории вузов могут быть также введены дополнительные требования, в частности учитывающие результаты общероссийских и международных олимпиад. Одновременно отрабатывается и реализуется система специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Для расширения доступности образования вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи необходимо ввести систему государственных минимальных социальных стандартов в образование, а также разработать и реализовать комплекс социально-экономических мер по обеспечению доступности образования на всех его ступенях и адресной социальной помощи учащимся и студентам из малообеспеченных семей, сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В числе этих мер: передача муниципальных общеобразовательных школ в ведение субъектов Федерации и придание им статуса государственных образовательных учреждений, с возможностью делегирования части полномочий в этой сфере на муниципальный уровень; введение адресных целевых выплат сверх федеральных нормативов финансирования для малообеспеченных учащихся с целью расширения для них доступности дополнительных образовательных услуг и обучения в учреждениях образования, реализующих программы повышенного уровня, превышающего государственные образовательные стандарты; создание на региональном и муниципальном уровнях механизмов поддержки детей, нуждающихся в особой социальной защите, для обеспечения детям из малодоходных семей возможности получать дополнительное образование; создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования для расширения возможностей детям из малодоходных семей получать среднее и высшее профессиональное образование, предусмотрев различные формы погашения кредита, субсидии, которые могут быть полностью или частично возвратными, или безвозвратными при условии отработки определенного времени по полученной специальности; необходимо также использовать возможности государственного образовательного кредитования и субсидирования для конкурсного набора на специальности, имеющие особо важное значение для реализации государственных программ экономического и социального развития; четкое нормативно-правовое регулирование условий привлечения в сферу образования внебюджетных средств и их использования, обеспечение защиты прав потребителей платных образовательных услуг; приближение суммарной величины академической и социальной стипендии к уровню прожиточного минимума; обеспечение содержания студенческих общежитий из бюджета учредителя, запрет их использования не по прямому назначению; стимулирование создания для обучающихся фондов рабочих мест с неполным рабочим днем.

Читайте также:
Хлебопечь редмонд 19 программ отзывы

Сергей Косарецкий: Качество образования – это его доступность

Для обеспечения конституционных гарантий на равные условия получения общего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе среднего и высшего профессионального образования требуется принятие закона о предоставлении отсрочки призыва в Вооруженные Силы выпускникам средней (полной) общеобразовательной школы и выпускникам образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования для реализации ими права на поступление в учебные заведения соответственно среднего или высшего профессионального образования. В числе организационно-педагогических мер расширения доступности общего образования необходимо в первую очередь восстановить на современной технической основе учет детей школьного возраста и создать государственно-общественную систему обеспечения обязательного основного общего образования, мониторинга его реализации.

Для выяснения истинных причин оставления детьми школы необходимо детально анализировать и оценивать, в том числе и при аттестации образовательных учреждений все случаи отсева обучающихся.

Расширение доступности образования непосредственно обусловлено также ростом его востребованности и привлекательности. Обновление, жизненная направленность содержания школьного образования — кардинальные факторы обеспечения его доступности.

Для обеспечения равных возможностей сельских школьников в получении полноценного общего образования необходимо осуществить специальные межведомственные меры по развитию сельской школы, ее модернизации, которая должна быть направлена на повышение роли школы в социальном развитии села и поселка, в подготовке трудовых ресурсов страны. Реструктуризация школы на селе не должна определяться задачей экономии бюджетных средств, поскольку во множестве сельских местностей именно школа выполняет функции основного центра социокультурной жизни.

Дети, имеющие проблемы со здоровьем (инвалиды), должны обеспечиваться государством медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства и только в исключительных случаях — в специальных школах-интернатах. Дети с проблемами асоциального характера, должны иметь обязательное индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение. Это особенно важно, если учесть, что количество таких детей в подростковой и молодежной среде в нынешних условиях дошло до масштабов едва ли не социального бедствия. Необходимо принять чрезвычайные государственные комплексные меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодежи, социальным сиротством, с привлечением к реализации этих мер всех заинтересованных ведомств. В числе этих мер:

— создание сети учебно-воспитательных заведений по опыту А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого и первых послевоенных лет — суворовских, нахимовских училищ, кадетских школ и корпусов, казачьих школ, летных, мореходных, речных, промышленных, сельскохозяйственных и других училищ;

— создание специализированных консультативных подростковых центров, где подростки решали бы свои психолого-педагогические и медико-социальные проблемы;

— рационализация порядка и процедур усыновления детей, развитие системы приемных семей и детских домов семейного типа;

— подготовка специальных кадров — социальных педагогов и психологов — по профилактике социального сиротства и для работы с детьми риска;

— подготовка и переподготовка педагогических кадров, а также проведение родительского всеобуча по профилактике наркомании и алкоголизма;

— введение на федеральном и региональном уровнях специальных уполномоченных по правам ребенка.

Указанные меры могут быть эффективными при устранении или хотя бы локализации ряда причин, вызывающих рост асоциального поведения подростков и молодежи. Одна из таких причин — нерациональная организация досуговой деятельности и каникулярного времени Социальной проблемой становится детская безнадзорность в каникулярное время. Остра необходимость увеличить педагогическое влияние на детей и подростков в период летних каникул и повысить их занятость социально полезным делом.

Источник: poisk-ru.ru

2.Обеспечение доступности качественного общего образования

Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения свидетельствует о целесообразности создания условий для массового образования детей старшего дошкольного возраста («предшкольное образование»), для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.

Исходя из проблемы выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, целесообразно апробировать следующую структуру общего образования:

1. «Предшкольное образование» (1 год).

2. Начальная школа (4 года).

3. Основная школа (5 лет).

Читайте также:
Программа айклиентс как работать

4. Профильная школа, лицей, гимназия (2 года).

В течение всего периода организации обучения в общеобразовательной школе учащимся должны предоставляться услуги дополнительного образования.

«Предшкольное образование» как образование детей старшего дошкольного возраста не носит обязательного характера и может быть рекомендовано гражданам как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы.

Профильное обучение главным образом должно быть сориентировано на расширение возможностей выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий. Предстоит отработать механизмы, позволяющие учащимся сочетать обучение в различных учебных заведениях – не только общеобразовательных, но и заочных, очно-заочных школах, учреждениях дополнительного образования и пр.

С целью сохранения здоровья детей следует рассмотреть различные варианты снижения нагрузки учащихся, имея в виду введение новых здоровьесберегающих образовательных технологий, изменение содержания государственного образовательного стандарта, снижение аудиторной нагрузки учащихся. Учитывая, что аудиторная нагрузка учащихся в России выше чем, например, в европейских странах на 10-15%, целесообразно апробировать снижение недельной нагрузки учебного плана при соответствующем увеличении уровня оплаты педагогического часа учителя (за счет уменьшения нормы часов на ставку заработной платы), расширении спектра услуг дополнительного образования. При этом индивидуализация занятий учащихся и расширение для них возможностей выбора образовательных программ могут финансироваться как из бюджетных средств муниципалитетов, так и из иных источников. Большее распространение должны получить лучшие образцы организации работы школ полного дня для нуждающихся в этом семей.

Процесс интеграции системы общего образования с дополнительным и «предшкольным образованием» позволит усилить воспитательную составляющую образовательного процесса, значительно повысить социальный и культурный потенциал детей, у которых по разным причинам нет условий для нормального развития в семье. Это также позволит не навязывать обучающимся в процессе воспитания определенные ценности и нормы деятельности, а создать условия для свободного самоопределения граждан относительно разделяемых ими ценностных ориентиров. При этом следует поддерживать участие в воспитании обучающихся различных общественных организаций и объединений. Конструктивное сотрудничество образовательных учреждений и общественных организаций должно стать основой не только формирования общечеловеческих ценностей у молодого поколения, но и способом, обеспечивающим участие образования в строительстве гражданского общества.

Отдельным ориентиром должно стать формирование общегражданской целостности российского общества, основанной на межконфессиональном, межэтническом и межнациональном взаимодействии, толерантности граждан России. В этой связи также следует особое внимание уделить развитию русского языка как языка общенационального единения и консолидации общества.

Таким образом, для повышения доступности качественного общего образования необходимо:

— максимально обеспечить образование детей старшего дошкольного возраста;

— создать механизмы осуществления социальной адресной поддержки обучающихся с расширением доступности дополнительного образования;

— перейти к профильному обучению в старших классах как способу удовлетворения индивидуальных образовательных запросов учащихся;

— изменить структуру стандарта общего образования, включив в нее требования к уровню подготовки выпускников, условия осуществления образовательной деятельности, примерный базисный учебный план;

— перейти к отраслевой системе оплаты труда работников образования, в том числе используя механизмы снижения нагрузки учащихся и повышения заработной платы учителей.

Источник: studfile.net

Эффективность, доступность, качество – приоритеты столичного образования и условия подготовки конкурентоспособной личности Начальник управления образования. — презентация

Эффективность, доступность, качество – приоритеты столичного образования и условия подготовки конкурентоспособной личности Начальник управления образования.

Копировать в буфер обмена

Похожие презентации

Показать еще

Презентация на тему: » Эффективность, доступность, качество – приоритеты столичного образования и условия подготовки конкурентоспособной личности Начальник управления образования.» — Транскрипт:

1 Эффективность, доступность, качество – приоритеты столичного образования и условия подготовки конкурентоспособной личности Начальник управления образования администрации города Чебоксары – С.В. Кудряшов 20 февраля 2008 года Администрация города Чебоксары

2 Стратегическая цель муниципальной образовательной политики — удовлетворение современных запросов общества в образовательных услугах и обеспечение современного и доступного и качественного дошкольного и школьного образования

3 Приоритетные направления развития Обеспечение доступности качественного дошкольного и школьного образования и воспитания; Модернизация материально-технической базы образовательных учреждений города; Удовлетворение спроса населения на услуги дошкольного образования; Развитие и оптимизация инфраструктуры сети дошкольных и общеобразовательных учреждений; Развитие и совершенствование профильного обучения детей; Расширение общественного участия в управлении образованием; Многоступенчатая поддержка профессиональной деятельности педагога, стимулирование творчества образовательных учреждений.

Читайте также:
Основные составляющие среды разработки программ

4 75 общеобразовательных школ: — 4 лицея — 5 гимназий СОШ — 1 ООШ — 6 В (СОШ) — 3 НШ — 3 НШ детский сад для детей с ОВ 126 дошкольных образовательных учреждений; 11 учреждений дополнительного образования для детей Образовательные учреждения г. Чебоксары

5 Развитие сети дошкольных учреждений Динамика количества действующих групп в ДОУ Количество детей, посещающих ДОУ Целевые программы, проекты: — «Уверенный старт»; — Шаг навстречу детству».

6 Наиболее значимые муниципальные программы Муниципальная программа «Сетевое воздействие ресурсных центров с образовательными учреждениями г.Чебоксары на г.»Муниципальная программа «Сетевое воздействие ресурсных центров с образовательными учреждениями г.Чебоксары на г.» Городская программа по обеспечению возрастной школьной мебелью учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений города Чебоксары на годаГородская программа по обеспечению возрастной школьной мебелью учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений города Чебоксары на года Муниципальная программа развития дошкольного образования города Чебоксары на годыМуниципальная программа развития дошкольного образования города Чебоксары на годы Муниципальная программа развития образования города Чебоксары «Столичное образование» на годыМуниципальная программа развития образования города Чебоксары «Столичное образование» на годы «Молодежь-будущее города Чебоксары: годы»«Молодежь-будущее города Чебоксары: годы» Республиканская целевая программа развития образования в Чувашской Республике на годы

7 Фонд оплаты труда ОУ базовая часть стимулирующая часть 2007 год – 10%; 2008 год – 20%; 2009 год – 30%. Базовый размер должностного оклада Базовый размер должностного оклада Определяется 1 раз в год на 1 сентября исходя из утвержденной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения за 2 квартал соответствующего года Зависит от: Уровня образования Педагогического стажа Квалификационной категории Рост средней заработной платы

8 Актуальная задача Создание объективной системы оценки качества труда педагогов и управленцев Результативность труда педагога Педагогическое сообщество Экспертное сообщество Попечительский, Совет Родители Ученики Управляющий Совет Принцип: «от потребителя услуги — к ее производителю»

9 Профессиональная подготовка и переподготовка руководящих и педагогических работников Повышение квалификации педагогов и управленцев Динамика IT – компетентности педагогов

10 Сравнительная характеристика результатов ЕГЭ Математика Русский язык

11 Показатель г. Чебоксарыг. НовочебоксарскЧувашияПФО Средний размер школы (чел) 594,3590,6256,2226,9 Наполняемость классов (чел) 25,624,819,816,36 Число учеников на 1 учителя (чел) 14,413,211,010,6 Число учеников на 1 компьютер (чел) 23,826,0 34,7 Сравнительный анализ показателей оптимизации сети ОУ Реструктурировано – 11 образовательных учреждений Создано: 3 ресурсных центра, 3 межшкольных методических центра, школы ступеней обучения

12 Показатели социальной активности учащихся г. Чебоксары Показатель Охват профильным обучением (%) 25,931,448,279,7 Кол-во призеров республиканских олимпиад (чел) Кол-во призеров всероссийских олимпиад (чел) Поступивших в ВУЗы за пределами ЧР (%) 15,216,61720,1

13 Стимулирование лучших школ, педагогов, одаренных детей За последние 2 года:За последние 2 года: — Премию в размере 1 млн. рублей получили 19 школ; — Поощрение 100 тыс. рублей получили 90 педагогов; — Грантов Президента Чувашской Республики удостоены 11 образовательных учреждений и 18 педагогов. — Создана система стимулирования одаренных детей: ежегодно учреждается 100 именных стипендий Главы города; — Ежегодно проводится конкурс «Лучшая школа года столицы»

14 Государственно- общественное управление на уровне ОУ: АДМИНИСТРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Орган общественного участия в управлении образованием со статусом самостоятельного юридического лица: Совещательно- консультативная функция в управлении сохраняется Совещательно- консультативная функция в управлении сохраняется Приобретается возможность привлечения и контроля за расходом внебюджетных средств. Приобретается возможность привлечения и контроля за расходом внебюджетных средств. ФОНД РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ бизнес пресса общественность представитель УЧРЕДИТЕЛЯ «УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ ШКОЛЫ» назначение Орган общественного участия в управлении образованием на без статуса самостоятельного юридического лица: Реальное управление стратегией развития ШКОЛЫ; Реальное управление стратегией развития ШКОЛЫ; Дополнительные рычаги за счет кооптированных членов; Дополнительные рычаги за счет кооптированных членов; Отсутствует возможность привлечения внебюджетных средств. Отсутствует возможность привлечения внебюджетных средств. РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ КОМИТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙСОВЕТ ДЕТСКАЯОРГАНИЗАЦИЯ

15 «Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и успешно их реализовывать». В. Путин (Визит в Чувашскую Республику, сентябрь 2007 года)

16 Спасибо за внимание!

Источник: www.myshared.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru