Скрипкин, П. Б. Существующие проблемы доступной среды маломобильных групп населения в России и странах мира и мероприятия по их устранению / П. Б. Скрипкин, Р. С. Шаманов, Н. А. Михеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 217-220. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14115/ (дата обращения: 26.12.2022).
В статье авторами проводится анализ существующей на сегодня проблемы доступной среды для маломобильных групп населения и мероприятий по их устранению.
Ключевые слова:маломобильные группы населения, доступная среда, люди с ограниченными возможностями.
По оценкам Всемирной организации здравоохранения на 2013 г, более 1 миллиарда людей имеют какую-либо форму инвалидности. Это соответствует почти 15 % населения мира. От 110 миллионов (2,2 %) до 190 миллионов (3,8 %) людей 15 лет и старше испытывают значительные трудности в функционировании. Более того, показатели инвалидности возрастают в связи со старением населения и ростом бремени хронических нарушений здоровья. К сожалению, они нередко сталкиваются с негативным отношением, недоступностью транспорта и общественных зданий и ограниченной социальной поддержкой.
Как работает программа «Доступная среда»
Мы, также, помним, что к МГН относятся люди преклонного возраста от 60 лет. По оценкам ООН, население мира в возрасте 60 лет и старше на 2013 г составило 809 миллионов человек (11 %). По прогнозам ООН, к 2050 году их численность составит 2,03 миллиарда человек (22 %).
По подсчетам Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации вместе с другими федеральными структурами, почти каждый пятый житель России (33,1 млн. человек) находился в возрасте старше трудоспособного(по состоянию на 1 января 2013 года).
Только за последний год численность лиц старше трудоспособного возраста возросла на 667,0 тысяч человек (с 32 433 на 1 января 2012 г. до 33 100 на 1 января 2013 г.) и составила 23,1 % в общей численности населения. Примечательно, что в некоторых субъектах Российской Федерации она доходит почти до 28 %. Максимальный удельный вес пожилых граждан зафиксирован в Тульской и Рязанской областях (27,8 % и 27,2 %), минимальный — в Ямало-Ненецком автономном округе, Чеченской Республике и Республике Ингушетия (7,9 %, 8,0 % и 8,7 %, соответственно).
Доля населения старше 60 лет в 2000 и 2050 годах по прогнозу ООН, %
Российская Федерация
К началу 2021 года (по высокому варианту прогноза Росстата) доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения вырастет до 27 %, а их численность составит 39,4 млн. человек, в возрасте 65 лет и старше — 22,9 млн. человек, в возрасте 80 лет и старше –5,5 млн. человек, в возрасте 85–89 лет -1,032471 млн.чел; 90–94 лет -231875 чел; 95–99 лет -58148; 100 лет и выше -7 266 чел.
Благодаря, данной статистике, мы видим, что число людей преклонного возраста увеличивается, что тем более обязывает приспособить окружающую среду для их безопасного передвижения и транспортной доступности. Создать «безбарьерную среду».
Программа Доступная среда для инвалидов 2016-2021
По прогнозу Министерства экономического развития МЭР, количество родившихся в 2014 году составило 600,9 тысяч человек, исходя из этого, мы можем предположить количество беременных женщин в 2014 году. Численность детей от трех до семи лет зарегистрированных на территории субъекта РФ составила 6 876 872 человек, благодаря этой цифре мы можем оценить количество людей с детскими колясками. Также, по прогнозу МЭР, количество учащихся общеобразовательных учреждений в РФ возрастет с 13,8 млн. в 2012г. до 14,2 млн. человек в 2015г [1].
Как правило, именно люди с ограниченными возможностями испытывают проблемы с мобильностью, — это люди, использующие инвалидную коляску, незрячие и слабослышащие люди, — огромное количество людей, которых мы редко видим на улице, в театрах, магазинах. Ежедневно каждый из них, если только отважится выйти на улицу, сталкивается с недружелюбным городским пространством, ведь подавляющее большинство архитектурных объектов и объектов городской инфраструктуры совершенно неприспособленно к нуждам этих людей. Нет пандусов, нет подъемников на крыльцах зданий, в том числе — социального назначения (банков, больниц, образовательных учреждений и пр.), отсутствует голосовое оповещение на светофорах у дорожных переходов, или находится в нерабочем состоянии там, где есть. В транспорте не всегда объявляют остановки вслух, что актуально для незрячих людей, и повсеместно отсутствуют титры в помощь слабослышащим.
Обеспечение доступной среды и беспрепятственного доступа к зданиям и сооружениям, транспорту и информации — одно из фундаментальных прав человека. И в наших силах обеспечить такое право всем гражданам без исключения, не допуская абсурдных ситуаций, представленных ниже на рисунке 1:
Реабилитация людей с ограниченными возможностями является не только актуальной проблемой для общества, но и приоритетным направлением государственной социальной политики. Доступная среда — это физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с учётом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с ограниченными физическими возможностями вести независимый образ жизни. Недостаточно провести только отдельные виды работ (например, установку пандусов для людей, передвигающихся на инвалидных колясках), необходимо комплексное дооснащение объекта, обеспечивающее его доступность для всех категорий инвалидов — по слуху, по зрению, с нарушениями опорно-двигательных функций, и прочих МГН.
Для обеспечения доступности учреждения для инвалидов по зрению необходимо оснащение территории и помещений учреждения специальным комплексом рельефных плоско-выпуклых изделий, обеспечивающих слабовидящим и незрячим людям тактильную доступность важной информации. Для этого используют набор специальных тактильные изделий, часть которых должна производиться в соответствии с утвержденными ГОСТами, СНиПами и Сводами правил для проектирования и оборудования учреждений с учетом доступности для маломобильных групп населения (знаки доступности, информационные пиктограммы и пр.), а часть включать индивидуальную информацию о учреждении (названия учреждения, кабинетов, ФИО, часы работы, схемы передвижения и пр.) [3].
Если программа Доступная среда реализуется в Российской Федерации с 2011 года, то в европейских странах и США подобные программы внедряются уже давно и среда максимально приспособлена для нужд обозначенных групп населения.
В Европе и Америке можно обнаружить наличие самых разнообразных приспособлений, помогающих таким людям вести полноценный образ жизни: это разного вида пандусы, особые лифты в домах и подъемники в метро, специально оборудованные автобусы, стоянки для инвалидов, тактильные дорожки и т. п. Такое положение вещей обусловлено тем, что в развитых странах работа по адаптации среды для этих групп населения ведется уже очень давно.
Рис. 2. Различные виды подъемников для инвалидов.
Так, в Великобритании ныне действующий закон об инвалидах был принят еще в 1944 году. В Соединенных Штатах продвижение подобного закона было связано с борьбой за свои права ветеранов вьетнамской войны, которые в итоге добились возможности вести полноценную жизнь в социуме и для себя, и для потомков. Физические барьеры в окружающей среде они рассматривали в качестве дискриминирующего их права фактора, ведь наличие барьеров затрудняет или вовсе делает невозможным для инвалида и получение образования, и ведение трудовой деятельности, и занятия спортом, и проведение содержательного досуга. Уже в 1961 году в США был принят стандарт о доступности зданий для инвалидов [2]. Этот документ положил начало нормативно-законодательной базе построения безбарьерной среды, которая в дальнейшем совершенствовалась и расширялась.
В 1975 году ООН приняла Декларацию о правах инвалидов, а затем появилось еще несколько документов международного уровня: Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982 год), Конвенция о правах инвалидов (2006 год) и др.
Рис. 3. Тактильная плитка.
Все эти законодательные инициативы в развитых странах успешно воплощаются в жизнь, и на сегодняшний день инвалид-колясочник в Европе или в США чувствует себя вполне комфортно. Это достигается за счет строгого следования принципу непрерывности безбарьерной среды. Для сравнения: в России на данный момент существуют лишь обрывочные, эпизодические вкрапления элементов, облегчающих передвижение инвалидам. Например, пандусы для инвалидных колясок позволяют колясочнику беспрепятственно заехать в сбербанк, но никого особо не волнует, как он доберется до самого здания, ведь ни выехать из своего дома, ни совершить поездку в автобусе, ни пересечь проезжую часть люди этой категории не имеют возможности. Заграницей же на деле работает требование не допускать никаких элементов, которые не только могут затруднить или сделать невозможным передвижение человека на коляске, но и вообще будут препятствовать какой-либо его деятельности.
Из зарубежного опыта обустройства городской среды важно перенять стремление следовать принципу непрерывности на тех территориях, где людям приходится бывать наиболее часто. Среди таких мест можно выделить тротуары и пешеходные дорожки во дворах, подходы к общественным зданиям, аллеи в парках и скверах, перекрестки, остановки общественного транспорта, подходы к киоскам, банкоматам и др.
Таким образом, мы видим, что не достаточно просто установить единичные пандусы для инвалидных колясок, чтобы реально достигнуть поставленной цели — сохранить социальную полноценность такой значительной части граждан страны, как инвалиды. Однако опыт Европы и Америки демонстрирует, что задача построения доступной среды становится вполне выполнимой, если проявить старание и добросовестность, а также правильно вложить средства. Как ни странно, россиянам следует поучиться у зарубежных коллег и элементарной любви к ближнему, без которой невозможно решить поставленную задачу действительно качественно.
Рис. 4. Крыльцо дома, оборудованное пандусом
1. Паспорт Государственной программы «Доступная среда» на 2011–2015 гг.
2. Е. Г. Леонтьева. Доступная среда глазами инвалида [Текст] / Е. Г. Леонтьева. Екатеринбург. «Баско».2001.– 64с.
3. К. К. Хачатрянц. Об архитектурной среде для маломобильных групп населения. [Текст] / К. К. Хачатрянц. // Бюллетень Национального объединения строителей.– 2011. –№ 7– С.92–106.
Основные термины (генерируются автоматически): доступная среда, Российская Федерация, США, инвалид, Америка, безбарьерная среда, маломобильная группа населения, общая численность населения, преклонный возраст, трудоспособный возраст.
Источник: moluch.ru
Доступная среда для инвалидов — что и как делается
Часто ответственные люди не понимают, что отмахнуться и отписаться уже не получится. Закон требует создать необходимые условия для инвалидов, и поэтому нужно менять отношение к этой проблеме не только у чиновников, отвечающих за свой участок социальной инфраструктуры, но и у всего общества.
НЕМНОГО СТАТИСТИКИ
По данным министерства труда России в начале 2015 года в стране насчитывалось 12,8 млн людей, имеющих инвалидность, из них более 2,5 млн человек в трудоспособном возрасте, причем больше половины из них не работают. Причины очевидны: недостаточная доступность транспортных, бытовых услуг и объектов инфраструктуры. Сегодня инвалиду без сопровождающего трудно, а иногда невозможно пройти по городу, проехать в общественном транспорте, получить социальную, медицинскую, информационную услугу, купить что-то необходимое.
Но теперь за инвалидами закреплено законодательством право требовать от властей доступной социальной инфраструктуры.
Что нужно требовать и как работает закон?
О ЗАКОНАХ И КОНВЕНЦИЯХ
В 2012 году Россия ратифицировала международную Конвенцию о правах инвалидов. А в 2014 году был принят ФЗ № 419 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
Ранее были приняты федеральные законы о социальной защите инвалидов. На специальном сайте размещена вся законодательная база – российская и международная – по социальной защите и обслуживанию инвалидов.
Каждый желающий может узнать, чего он вправе требовать от органов власти, будь то доступность объектов социальной инфраструктуры, строительные нормы и стандарты для жилищного строительства, оборудование автостоянок и так далее.
Важно, что новый закон четко зафиксировал недопустимость дискриминации по признаку инвалидности.
Неприятности с инвалидами случаются, к сожалению, часто. СМИ сообщают: администрация попросила инвалида покинуть кафе; отказали в посадке в самолет; требуют оставить на улице собаку-поводыря. Теперь есть возможность пожаловаться – вплоть до суда – на тех, кто устанавливает свой порядок, нарушает законные права инвалидов.
Так, закон обязывает собственников зданий и руководителей организаций создавать на своей территории условия для доступа инвалидов и оказания им услуг, предполагает персональную ответственность руководства за его действие или бездействие.
Некоторые нововведения будут внедряться по категориям инвалидности. К примеру, все органы власти и организации, предоставляющие услуги населению, должны обеспечить инвалидов по зрению сопровождением на территории объекта сотрудником, прошедшим специальный инструктаж. В объектах социальной инфраструктуры появится информация, напечатанная шрифтом Брайля. Самые важные текстовые сообщения должны дублироваться голосом.
КАК РАБОТАЮТ ЗАКОНЫ?
Дело, похоже, сдвинулось с мертвой точки.
Мы беседуем с Матвеем Александровичем Лукиным, директором «Центра технических средств реабилитации, доступности городской среды, физической культуры инвалидов и хранения архивных документов», Санкт-Петербург.
– Чем занимается центр? Мы координируем работу всех органов власти и общественных организаций, вовлеченных в организацию доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. На каждое совещание, обсуждение приглашаются представители организаций инвалидов.
Если по каким-то причинам на совещании нет представителей от организаций инвалидов, то совещание переносится или повестка его меняется. Считается неправильным обсуждать проблемы доступной среды без тех, для кого она создается.
– Какие новые требования предъявляются к руководителям объектов социальной инфраструктуры?
– Новый обязательный порядок обеспечения условий доступности введен с 1 июля 2016 года только в отношении вновь построенных зданий или прошедших капитальный ремонт. Для инвалидов и малоподвижных групп граждан доступными должны быть: территория, прилегающая к зданию, включая автостоянку для инвалидов, входы в здание, пути движения внутри здания, зона целевого посещения объекта, санитарно-гигиенические помещения, система информации и связи. В комиссию, принимающую объект социальной инфраструктуры, обязательно входят представители организации инвалидов.
– Все ли строители строго исполняют требования закона?
– Подчас организации избирают легкий путь для выполнения законов. Формально условия соблюдены: пандусы и аппарели имеются, но пользоваться ими решится не каждый. Причина – в проектной документации ненадлежащего качества.
К сожалению, служба государственного строительного надзора и экспертизы недостаточно последовательно устраняет все неточности проектной документации.
– А что делать со старыми зданиями, которые не планируется ремонтировать капитально?
– В таких зданиях, особенно в исторической части города, не всегда возможно обеспечить равный доступ к социальным услугам для людей с ограниченными возможностями. Руководители таких объектов должны разработать регламенты предоставления необходимых услуг в трех форматах, предусмотренных законом: либо по месту предоставления услуги, либо по месту жительства инвалида (на дому), либо в дистанционном режиме.
По месту предоставления услуги. Например, услуги связаны с подачей и получением документов, а инвалидам не добраться до окошечка или кабинета из-за особенностей старого здания. Из этого положения можно выйти, установив кнопку вызова сотрудника при входе и обустроив место ожидания. Порядок предоставления услуг в данном формате должен быть согласован с общественным объединением инвалидов.
Сотрудники, обслуживающие людей с ограниченными возможностями, должны проходить обучение и инструктаж по утвержденным методикам.
По месту жительства инвалида. Многие услуги медицины стали сейчас мобильными: аппараты УЗИ, установки для проведения рентгенограмм, осмотров и обследований можно перевозить по мере необходимости.
Дистанционно. Например, можно пользоваться федеральными и региональными интернет-порталами, личным кабинетом на сайте организации, интернет-магазинами.
Руководители объектов социальной инфраструктуры обязаны периодически отчитываться, как продвигается улучшение доступности услуг для инвалидов, причем для каждой категории отдельно.
Время для приведения объектов в порядок есть, программа «Доступная среда» работает до 2020 года. А уж потом инвалиды будут судить, не получится ли как в пословице «гладко было на бумаге, да забыли про овраги».
Есть много интересных предложений, и часть из них уже работает, на сайте о доступной среде для инвалидов Санкт-Петербурга обновляется информация о доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения.
Разрабатываются приложения для смартфонов с такой же информацией. Создается контактный центр для глухих, с которым можно связаться с помощью смартфона. В центре будет круглосуточно работать сурдопереводчик, и в случае происшествий с инвалидами по слуху им будет оказана помощь в переводе. Объясниться на месте станет гораздо проще.
ЧТО ГОВОРЯТ САМИ ИНВАЛИДЫ
Всероссийская общественная организация «Союз добровольцев России» при поддержке центра информационных коммуникаций «Рейтинг» провели исследование доступности в 85 регионах России объектов социальной инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями.
А что говорят сами инвалиды, проживающие в регионах с высокими, средними и низкими показателями рейтинга доступности? Насколько разнятся их собственных оценки и претензии?
Василий Бондарев, лидер проекта «НЕдоступная среда», Санкт-Петербург (8-е место в рейтинге). «Наземный общественный транспорт стал работать значительно лучше. Количество низкопольных троллейбусов и автобусов увеличилось, но только пользоваться откидной аппарелью водителей научили год назад после неприятного случая, когда инвалид-колясочник выпрыгнул из автобуса, получил травму и сломал кресло-коляску.
Мы с другом любим пользоваться общественным транспортом. Но бывает и так, что если на маршруте, например, 12 троллейбусов, а половина из них низкопольные, то они могут не чередоваться с обычными. Один раз нам пришлось пропустить 4 троллейбуса, 19 минут на это ушло. В часы пик делать в общественном транспорте нечего из-за давки.
Также у инвалидов Санкт-Петербурга есть острая проблема с выходом на улицу из дома. ТСЖ или управляющая компания зачастую отказываются под разными предлогами обеспечивать доступный выход из жилого помещения».
Елена Леонтьева, председатель правления общественной организации инвалидов-колясочников «Свободное движение», (Свердловская область, 7 место в рейтинге). «В Екатеринбурге была создана комиссия инвалидов-экспертов по согласованию проектов. У нас есть право подписи. Но это очень тяжелая работа, потому что нет формального определения нашей роли в проектировании.
Мы отличаемся от других регионов тем, что доступная среда создается не за счет больших вливаний, а за счет работы на стадии проектирования. Тогда создать доступность проще, чем после постройки. У нас ребята покупают квартиры на любом этаже, в любом доме, не боясь, что они будут ограничены в передвижении. И это не специализированные дома для инвалидов.
Это универсальный дизайн, который удобен для всех без исключения. В соответствии с этой концепцией построено уже несколько микрорайонов, и мы делимся опытом с другими городами».
Рафик Рогонян, председатель РОО «Инватур», (Нижний Новгород, 15-е место в рейтинге). «Главная идея, которой должны руководствоваться государство и общество при создании безбарьерной среды, это «ничего для нас без нашего участия».
Александр Воронков, председатель Сыктывкарского городского отделения организации «Всероссийского общества инвалидов», (республика Коми, 22-е место в рейтинге). «На протяжении 10 лет мы направляли обращения в органы власти о неисполнении законодательства РФ по созданию условий для комфортного проживания инвалидов. Ежегодно приходили отписки.
Не дождавшись результатов, мы разработали проект “За жизнь без преград” и открыто заявили о том, что “идем на таран”. Мы провели фото-мониторинг 457 объектов, и выставили фотографии в социальной сети “Вконтакте”. Мы направили 178 уведомлений в адрес руководителей объектов о нарушении наших прав, подготовили 28 исковых заявлений. Надеемся на результаты».
Анна Ковалева, председатель правления общественной организации «Вольница», Ставрополь (29-место рейтинга). «Если Ставрополь еще можно назвать относительно доступным, по крайней мере, на первый взгляд, то остальные города в Ставропольском крае таковыми не являются. В Ставрополе действительно есть много пандусов, но 60% не соответствуют ГОСТу.
То же и с транспортом: низкопольные автобусы ходят, но площадки для колясочников практически никогда не опускаются. То есть номинально есть, но по факту – ничего не работает».
Подвел итог Сергей Саутин, руководитель РОО инвалидов «Независимая жизнь», республика Северная Осетия (79-е место рейтинга). «Ознакомившись с результатами рейтинга, мы были огорчены, но не удивлены. Для успеха нужна принципиальная позиция власти в спорных вопросах законодательства, активность сообществ инвалидов, готовность властей к разработке региональных актов, опережающих федеральные нормы. Трудно переоценить роль “сильной личности”, руководителя, готового к принятию независимых решений, способного своим авторитетом сглаживать нестыковки законодательных актов для создания комфортной среды для инвалидов».
И ВСЕ ЖЕ ПЕРЕМЕНЫ ВИДНЫ
Особенно на транспорте. В Москве уже сегодня в метро звуковые объявления об остановках повторяются визуально на интерактивной карте, а инвалидов сопровождают специально обученные сотрудники. Постепенно меняются вокзалы, аэропорты, не говоря уже о зданиях социальных служб.
В Петербурге, как сообщает исполняющая обязанности главы комитета по транспорту Елена Осинцева, весь приобретаемый подвижной состав имеет пониженный уровень пола и выдвижные аппарели. Петербургские ГУП «Пассажиравтотранс» и «Горэлектротранс» на 100% оснастили транспорт автоинформаторами. Кроме того, в городском пассажирском транспорте начинает работать система «Говорящий город» для радиоинформирования и звукового ориентирования слепых и слабовидящих людей.
Абонентское устройство информирует инвалида о прибытии транспорта на остановку, звуковой сигнал подсказывает, где находится дверь. Многие пешеходные переходы оснащены звуковыми сигналами, разрешающими и запрещающими переход.
Закончим собственными наблюдениями. По-прежнему, колясочники, опорники, инвалиды по зрению крайне редко встречаются на улицах, в транспорте, в общественных местах. Но пандусы появились в магазинах, в почтовых отделениях, в поликлиниках. Где-то они выглядят добротно и надежно, где-то не очень, но исправить всегда можно.
В торговом центре «Юлмарт» в окошке кассы увидела объявление «Вас обслуживает слабослышащий сотрудник». За окошком девушка. Протягиваю ей деньги, получаю чек, улыбаемся друг другу. Вот, думаю, как приятно. Человек работает на вполне конкурентном месте, и всем вокруг становится от этого как-то теплее.
И еще одно наблюдение. На остановке транспорта стоит слепой с белой тростью. Подъезжает троллейбус. Смотрю на инвалида, готова предложить помощь. А он достает пластиковую коробочку с антенной, из коробочки слышится довольно громко: «Остановка «Станция метро “Политехническая”, троллейбус маршрута номер 4».
Вот, оказывается, какой у него помощник!
Статья опубликована на портале Милосердие.ру 21.07.2016
Источник: proza.ru
Адаптация помещений под программу «Доступная среда»
Государственная программа «Доступная среда» работает уже достаточно давно, но пока контролирующие органы относятся лояльно к адаптации помещений для маломобильных групп населения (МГН). Очевидно, что это временно и через несколько лет требования будут ужесточаться, так как разумные сроки на внедрение необходимых элементов попросту закончатся. И чтобы не сталкиваться с санкциями в виде крупных штрафов и иными проблемами, стоит уже сейчас задуматься об адаптации зданий под нужды инвалидов, если помещения внутри них имеют общественное и тем более административное назначение.
Делать это все равно придется, но уже после «пинка» от проверяющих структур и в экстренном порядке. А на реализацию всего и сразу может банально не хватить денег, так как процесс адаптации не самый дешевый. Но что именно внедрять, с чего начать? Ведь использовать все рекомендуемые элементы для МГН в большинстве случаев невозможно по тем или иным причинам (нехватка средства, отсутствие возможности единовременной капитальной переделки и т.д.). Лучший вариант – начать с наиболее важных компонентов (их хватит на первое время для прохождения проверок) и в последствие уже потихоньку внедрять все остальное.
Главные требования к входным группам
Пандусы
Установка пандусов для инвалидных колясок должна производиться на входные группы, имеющие лестницы. При наличии нескольких входов в здание, достаточно оборудовать только какой-то один (если они ведут не разные помещения, конечно). Пандус должен быть стационарным, прочным и соответствовать нормам ГОСТ (ширина, угол уклона, размер площадки перед и после пандуса). Телескопические переносные модели использовать разрешается лишь временно, например, в период ремонта.
При отсутствии возможности строительства пандуса, разрешается заменить его кнопкой вызова для инвалидов с контрастной расцветкой. Важно при этом, чтобы в штате был человек, ответственный за то, чтобы выходить к людям на колясках по вызову и оказывать помощь.
Маркировка ступеней
Ступени у входных групп в соответствии с программой «Доступная среда» обязаны быть промаркированы, чтобы люди с плохим зрением могли использовать их без риска упасть и получить травму. Маркировка должна выполняться специальной контрастной лентой с рельефным рисунком. Она приклеивается или крепится на шурупах к каждой ступеньке, рекомендуемый цвет – желтый, но допустимы и другие. Лента с алюминиевой оправой предпочтительна, как более износостойкая и надежная.
Перила
Минимум с одной стороны от лестницы должны быть предусмотрены перила, помогающие ослабленным людям подниматься и спускаться по ступенькам. Данное правило применимо, если количество ступеней более трех. Размер и размещение перил регулируется ГОСТом и СНиПами, соблюдение их требований является обязательным.
Маркировка дверей
Двери во входных группах должны обозначаться с использованием контрастных наклеек желтого или иного яркого цвета (рекомендуется именно желтый). Посередине двери на уровне глаз размещается кружок, по периметру наклеивается лента.
Указание на входную группу
На тротуаре перед входом в здание необходимо укладывать тактильную плитку с рельефным рисунком, указывающую направление движения. Рекомендуемые цвета – желтый и красный, поверхность должна быть противоскользящая. Использовать наклейки вместо плитки недопустимо.
Соблюдение первых трех требований наиболее важно для безопасности МГН. Плюс за их игнорирование крупный штраф практически гарантирован. Поэтому начать адаптацию здания под инвалидов стоит именно с этих пунктов. Оставшиеся два уже не столь критичны, но иногда тоже проверяются.
Требования к лестницам внутри здания
Требования к лестницам внутри зданий по программе «Доступная среда» схожи с рекомендациями по входным группам. Обязательным является маркировка ступеней и установка перил в соответствии с ГОСТ. Также нужно обозначать лестницу тактильной плиткой или тактильными индикаторами.
Обозначение лестницы тактильной плиткой или тактильными индикаторами
Второй вариант несколько проще, так как позволяет не портить текущие половое покрытие в помещении. Пандусы при наличии лифта не требуются. При отсутствии необходима их установка, либо использование кнопки вызова помощи.
Общие требования к помещениям
Помимо рекомендаций по адаптации лестниц под инвалидов, существуют и общие правила для помещений общественного и административного назначения. Их достаточно много, поэтому рассмотрим их в порядке важности.
Мнемосхемы с планом эвакуации
Представляют собой таблички с планом эвакуации (планом помещения), который нанесен специальным образом (с рельефным рисунком). В табличках также прописываются основные действия с использованием шрифта Брайля.
Адаптация санузла
На дверь туалета помещается тактильная табличка. Внутри минимум 1 унитаз и 1 раковина оснащаются специальными поручнями. На унитаз ставится один стационарный и один откидной поручень.
На раковины устанавливается один стационарный поручень с опорой на пол, охватывающий всю переднюю часть. Дополнительно могут затребовать установку крючков (вешалок) для костылей, трости и одежды. Использование специальной сантехники для инвалидов уже не является обязательной, но лучше все же установить хотя бы один комплект (унитаз + раковина). Не будет лишней и система вызова помощи.
Тактильные таблички на дверях
Информация на табличках дверей в кабинеты и иные помещения должна быть продублирована с использованием шрифта Брайля.
Пиктограммы
Лифт, выход на парковку и иные важные объекты в здании должны обозначаться специальными пиктограммами. Обозначение обязано быть интуитивно понятным и заметным.
Маркировка дверных проемов
Как и на улице, внутри помещений двери маркируются кружком посередине полотна и лентой по всему периметру. Маркировать нужно только двери общественного использования. Двери только для персонала разрешается не выделять.
Тактильная разметка
Наносится на пол с использованием тактильной плитки или тактильных индикаторов для указания возможных направлений движения для слепых и слабовидящих. Начинаться тактильная разметка должна от входа в здание и вести ко всем местам, которые могут использовать МГН (кабинеты, кассы, туалет и т.д.).
Требования к парковке
Если у здания есть собственная парковка, то она также адаптируется под инвалидов. В частности требуются следующие изменения:
- Выделение нескольких мест для парковки автомобилей инвалидов с их обозначением дорожной разметкой и специальным знаком.
- Оборудование въезда с парковочной зоны на тротуар (пешеходную дорожку). Для этого могут использоваться, как специальные приспособления (съезд/заезд из стали или резины), так занижение бордюрного камня. Важно при этом учитывать, что инвалидам-колясочникам требуется больше места (ширина автомобиля + коляски), поэтому парковочное место необходимо делать шире.
Планы-мнемосхемы территорий
Перед входом в здания рекомендуется устанавливать его план-мнемосхему, чтобы слабовидящие и слепые люди могли понять, куда и как им идти (он же план эвакуации). То же самое касается и территорий организации. На входе должен быть план-мнемосхема с указанием путей прохода к общественным зданиям.
Требуются подобные мнемосхемы также для парков, скверов, набережных, вокзалов и иных мест общественного использования. Однако пока мнемосхемы используются крайне редко и за их отсутствие, как правило, не наказывают. Тем не менее, подумать о том, как их сделать и где разместить стоит уже сейчас.
Дополнительные средства
Адаптируя помещения под инвалидов, стоит не только соблюдать требования стандартов, но и ориентироваться на эффективность работы организации. Другими словами, в некоторых случаях, при большом потоке людей с ограниченными возможностями, имеет смысл внедрять и необязательные средства помощи. К ним относятся:
Звуковые и световые маяки
Они в автоматическом режиме (как правило, при срабатывании датчика движения) запускают записанный заранее аудиофайл или выводят интуитивно понятную картинку. Цель вывода – информирование инвалидов по зрению или слуху без привлечения персонала. Информировать можно о чем угодно. Польза от использования звуковых и световых маяков очевидна: снижается нагрузка на работающих в организации сотрудников и упрощается жизнь людей с ограниченными возможностями.
Информационные терминалы
Позволяют слабовидящим и глухим получать максимум информации о работе организации без помощи персонала. Стоят терминалы очень дорого, но в некоторых случаях их покупка быстро окупается.
Раздвижные двери
Использование раздвижных дверей с датчиком движения существенно упрощает перемещение по зданию людям на инвалидных колясках, ходунках и костылях. Увеличивают они и лояльность людей, не имеющих проблем с опорно-двигательным аппаратом.
Покупка необходимых материалов и оборудования
Материалы и оборудование для реализации программы «Доступная среда» производят некоторые российские компании и много зарубежных. Однако продукция из Европы и Азии часто не отвечает требованиям ГОСТа и СНиПов, так как стандарты везде разные. Да и стоит намного дороже. Поэтому во избежание пустой траты денег и дополнительных сложностей, приобретать все необходимое лучше местного производства и в специализированных магазинах.
Примером такого магазина является ресурс au-med.ru, в нем есть практически все для реализации программы «Доступная среда», включая поручни, тактильную плитку, контрастную ленту, системы вызова помощи и т.д. Но главным плюсом все же выступает возможность покупки по постоплате, что для многих организаций, особенно бюджетных, единственный доступный способ сотрудничества.
Источник: remstd.ru
5 лет работы программы «Доступная среда». Огорчены, но не удивлены
Часто ответственные люди не понимают, что отмахнуться и отписаться уже не получится. Закон требует создать необходимые условия для инвалидов, и поэтому нужно менять отношение к этой проблеме не только у чиновников, отвечающих за свой участок социальной инфраструктуры, но и у всего общества.
Немного статистики.
По данным министерства труда России в начале 2015 года в стране насчитывалось 12,8 млн людей, имеющих инвалидность, из них более 2,5 млн человек в трудоспособном возрасте, причем больше половины из них не работают. Причины очевидны: недостаточная доступность транспортных, бытовых услуг и объектов инфраструктуры. Сегодня инвалиду без сопровождающего трудно, а иногда невозможно пройти по городу, проехать в общественном транспорте, получить социальную, медицинскую, информационную услугу, купить что-то необходимое.
Но теперь за инвалидами закреплено законодательством право требовать от властей доступной социальной инфраструктуры.
Что нужно требовать и как работает закон?
О законах и конвенциях
В 2012 году Россия ратифицировала международную Конвенцию о правах инвалидов. А в 2014 году был принят ФЗ № 419 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
Ранее были приняты федеральные законы о социальной защите инвалидов. На специальном сайте размещена вся законодательная база – российская и международная – по социальной защите и обслуживанию инвалидов.
Каждый желающий может узнать, чего он вправе требовать от органов власти, будь то доступность объектов социальной инфраструктуры, строительные нормы и стандарты для жилищного строительства, оборудование автостоянок и так далее.
Важно, что новый закон четко зафиксировал недопустимость дискриминации по признаку инвалидности.
Неприятности с инвалидами случаются, к сожалению, часто. СМИ сообщают: администрация попросила инвалида покинуть кафе; отказали в посадке в самолет; требуют оставить на улице собаку-поводыря. Теперь есть возможность пожаловаться – вплоть до суда – на тех, кто устанавливает свой порядок, нарушает законные права инвалидов.
Так, закон обязывает собственников зданий и руководителей организаций создавать на своей территории условия для доступа инвалидов и оказания им услуг, предполагает персональную ответственность руководства за его действие или бездействие.
Некоторые нововведения будут внедряться по категориям инвалидности. К примеру, все органы власти и организации, предоставляющие услуги населению, должны обеспечить инвалидов по зрению сопровождением на территории объекта сотрудником, прошедшим специальный инструктаж. В объектах социальной инфраструктуры появится информация, напечатанная шрифтом Брайля. Самые важные текстовые сообщения должны дублироваться голосом.
Как работают законы?
Дело, похоже, сдвинулось с мертвой точки.
Мы беседуем с Матвеем Александровичем Лукиным, директором «Центра технических средств реабилитации, доступности городской среды, физической культуры инвалидов и хранения архивных документов», Санкт-Петербург.
– Чем занимается центр? Мы координируем работу всех органов власти и общественных организаций, вовлеченных в организацию доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. На каждое совещание, обсуждение приглашаются представители организаций инвалидов.
Если по каким-то причинам на совещании нет представителей от организаций инвалидов, то совещание переносится или повестка его меняется. Считается неправильным обсуждать проблемы доступной среды без тех, для кого она создается.
– Какие новые требования предъявляются к руководителям объектов социальной инфраструктуры?
– Новый обязательный порядок обеспечения условий доступности введен с 1 июля 2016 года только в отношении вновь построенных зданий или прошедших капитальный ремонт. Для инвалидов и малоподвижных групп граждан доступными должны быть: территория, прилегающая к зданию, включая автостоянку для инвалидов, входы в здание, пути движения внутри здания, зона целевого посещения объекта, санитарно-гигиенические помещения, система информации и связи. В комиссию, принимающую объект социальной инфраструктуры, обязательно входят представители организации инвалидов.
– Все ли строители строго исполняют требования закона?
– Подчас организации избирают легкий путь для выполнения законов. Формально условия соблюдены: пандусы и аппарели имеются, но пользоваться ими решится не каждый. Причина – в проектной документации ненадлежащего качества.
К сожалению, служба государственного строительного надзора и экспертизы недостаточно последовательно устраняет все неточности проектной документации.
– А что делать со старыми зданиями, которые не планируется ремонтировать капитально?
– В таких зданиях, особенно в исторической части города, не всегда возможно обеспечить равный доступ к социальным услугам для людей с ограниченными возможностями. Руководители таких объектов должны разработать регламенты предоставления необходимых услуг в трех форматах, предусмотренных законом: либо по месту предоставления услуги, либо по месту жительства инвалида (на дому), либо в дистанционном режиме.
По месту предоставления услуги. Например, услуги связаны с подачей и получением документов, а инвалидам не добраться до окошечка или кабинета из-за особенностей старого здания. Из этого положения можно выйти, установив кнопку вызова сотрудника при входе и обустроив место ожидания. Порядок предоставления услуг в данном формате должен быть согласован с общественным объединением инвалидов.
Сотрудники, обслуживающие людей с ограниченными возможностями, должны проходить обучение и инструктаж по утвержденным методикам.
По месту жительства инвалида. Многие услуги медицины стали сейчас мобильными: аппараты УЗИ, установки для проведения рентгенограмм, осмотров и обследований можно перевозить по мере необходимости.
Дистанционно. Например, можно пользоваться федеральными и региональными интернет-порталами, личным кабинетом на сайте организации, интернет-магазинами.
Руководители объектов социальной инфраструктуры обязаны периодически отчитываться, как продвигается улучшение доступности услуг для инвалидов, причем для каждой категории отдельно.
Время для приведения объектов в порядок есть, программа «Доступная среда» работает до 2020 года. А уж потом инвалиды будут судить, не получится ли как в пословице «гладко было на бумаге, да забыли про овраги».
Есть много интересных предложений, и часть из них уже работает, на сайте о доступной среде для инвалидов Санкт-Петербурга обновляется информация о доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения.
Разрабатываются приложения для смартфонов с такой же информацией. Создается контактный центр для глухих, с которым можно связаться с помощью смартфона. В центре будет круглосуточно работать сурдопереводчик, и в случае происшествий с инвалидами по слуху им будет оказана помощь в переводе. Объясниться на месте станет гораздо проще.
Что говорят сами инвалиды о проблемах доступности
Всероссийская общественная организация «Союз добровольцев России» при поддержке центра информационных коммуникаций «Рейтинг» провели исследование доступности в 85 регионах России объектов социальной инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями.
А что говорят сами инвалиды, проживающие в регионах с высокими, средними и низкими показателями рейтинга доступности? Насколько разнятся их собственных оценки и претензии?
Василий Бондарев, лидер проекта «НЕдоступная среда», Санкт-Петербург (8-е место в рейтинге). «Наземный общественный транспорт стал работать значительно лучше. Количество низкопольных троллейбусов и автобусов увеличилось, но только пользоваться откидной аппарелью водителей научили год назад после неприятного случая, когда инвалид-колясочник выпрыгнул из автобуса, получил травму и сломал кресло-коляску.
Мы с другом любим пользоваться общественным транспортом. Но бывает и так, что если на маршруте, например, 12 троллейбусов, а половина из них низкопольные, то они могут не чередоваться с обычными. Один раз нам пришлось пропустить 4 троллейбуса, 19 минут на это ушло. В часы пик делать в общественном транспорте нечего из-за давки.
Также у инвалидов Санкт-Петербурга есть острая проблема с выходом на улицу из дома. ТСЖ или управляющая компания зачастую отказываются под разными предлогами обеспечивать доступный выход из жилого помещения».
Елена Леонтьева, председатель правления общественной организации инвалидов-колясочников «Свободное движение», (Свердловская область, 7 место в рейтинге). «В Екатеринбурге была создана комиссия инвалидов-экспертов по согласованию проектов. У нас есть право подписи. Но это очень тяжелая работа, потому что нет формального определения нашей роли в проектировании.
Мы отличаемся от других регионов тем, что доступная среда создается не за счет больших вливаний, а за счет работы на стадии проектирования. Тогда создать доступность проще, чем после постройки. У нас ребята покупают квартиры на любом этаже, в любом доме, не боясь, что они будут ограничены в передвижении. И это не специализированные дома для инвалидов.
Это универсальный дизайн, который удобен для всех без исключения. В соответствии с этой концепцией построено уже несколько микрорайонов, и мы делимся опытом с другими городами».
Рафик Рогонян, председатель РОО «Инватур», (Нижний Новгород, 15-е место в рейтинге). «Главная идея, которой должны руководствоваться государство и общество при создании безбарьерной среды, это «ничего для нас без нашего участия».
Александр Воронков, председатель Сыктывкарского городского отделения организации «Всероссийского общества инвалидов», (республика Коми, 22-е место в рейтинге). «На протяжении 10 лет мы направляли обращения в органы власти о неисполнении законодательства РФ по созданию условий для комфортного проживания инвалидов. Ежегодно приходили отписки.
Не дождавшись результатов, мы разработали проект “За жизнь без преград” и открыто заявили о том, что “идем на таран”. Мы провели фото-мониторинг 457 объектов, и выставили фотографии в социальной сети “Вконтакте”. Мы направили 178 уведомлений в адрес руководителей объектов о нарушении наших прав, подготовили 28 исковых заявлений. Надеемся на результаты».
Анна Ковалева, председатель правления общественной организации «Вольница», Ставрополь (29-место рейтинга). «Если Ставрополь еще можно назвать относительно доступным, по крайней мере, на первый взгляд, то остальные города в Ставропольском крае таковыми не являются. В Ставрополе действительно есть много пандусов, но 60% не соответствуют ГОСТу.
То же и с транспортом: низкопольные автобусы ходят, но площадки для колясочников практически никогда не опускаются. То есть номинально есть, но по факту – ничего не работает».
Подвел итог Сергей Саутин, руководитель РОО инвалидов «Независимая жизнь», республика Северная Осетия (79-е место рейтинга). «Ознакомившись с результатами рейтинга, мы были огорчены, но не удивлены. Для успеха нужна принципиальная позиция власти в спорных вопросах законодательства, активность сообществ инвалидов, готовность властей к разработке региональных актов, опережающих федеральные нормы. Трудно переоценить роль “сильной личности”, руководителя, готового к принятию независимых решений, способного своим авторитетом сглаживать нестыковки законодательных актов для создания комфортной среды для инвалидов».
И все же перемены видны
Особенно на транспорте. В Москве уже сегодня в метро звуковые объявления об остановках повторяются визуально на интерактивной карте, а инвалидов сопровождают специально обученные сотрудники. Постепенно меняются вокзалы, аэропорты, не говоря уже о зданиях социальных служб.
В Петербурге, как сообщает исполняющая обязанности главы комитета по транспорту Елена Осинцева, весь приобретаемый подвижной состав имеет пониженный уровень пола и выдвижные аппарели. Петербургские ГУП «Пассажиравтотранс» и «Горэлектротранс» на 100% оснастили транспорт автоинформаторами. Кроме того, в городском пассажирском транспорте начинает работать система «Говорящий город» для радиоинформирования и звукового ориентирования слепых и слабовидящих людей.
Абонентское устройство информирует инвалида о прибытии транспорта на остановку, звуковой сигнал подсказывает, где находится дверь. Многие пешеходные переходы оснащены звуковыми сигналами, разрешающими и запрещающими переход.
Закончим собственными наблюдениями. По-прежнему, колясочники, опорники, инвалиды по зрению крайне редко встречаются на улицах, в транспорте, в общественных местах. Но пандусы появились в магазинах, в почтовых отделениях, в поликлиниках. Где-то они выглядят добротно и надежно, где-то не очень, но исправить всегда можно.
В торговом центре «Юлмарт» в окошке кассы увидела объявление «Вас обслуживает слабослышащий сотрудник». За окошком девушка. Протягиваю ей деньги, получаю чек, улыбаемся друг другу. Вот, думаю, как приятно. Человек работает на вполне конкурентном месте, и всем вокруг становится от этого как-то теплее.
И еще одно наблюдение. На остановке транспорта стоит слепой с белой тростью. Подъезжает троллейбус. Смотрю на инвалида, готова предложить помощь. А он достает пластиковую коробочку с антенной, из коробочки слышится довольно громко: «Остановка «Станция метро “Политехническая”, троллейбус маршрута номер 4».
Вот, оказывается, какой у него помощник!
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
Источник: www.miloserdie.ru