Разработать комплекс мер по профориентации учащихся и обеспечить конкретные целенаправленные действия по ориентации учащихся на профессии, востребованные в районе и регионе и создание условий для более успешной социализации выпускников.
Приведение образовательных потребностей учащихся в соответствие с рынком труда на основе личностно-ориентированного подхода .
Задачи:
– Координация действий руководителей, педагогов, психолога, шефов по повышению эффективности профориентационной работы среди учащихся и их родителей с учетом потребностей предприятий района и перспективы размещения производительных сил на его территории.
– Создание системы взаимодействия школы и предприятий района на основе признания важности проблемы управления трудовыми ресурсами и профориентационной работы среди школьников.
– Скоординировать работу классных руководителей по преемственности профориентационной работы между ступенями образования, по организации индивидуальной работы с учащимися, их родителями для формирования обоснованных профессиональных потребностей и их педагогической коррекции через работу методобъединений классных руководителей. Профориентационная деятельность школы осуществляется через систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки детей с 1по 11 класс, работу школы с семьей и социумом.
Дороги которые мы выбираем _ фрагмент
Взаимодействие с предприятиями района
(экскурсии, встречи с руководителями, шефами) .
Цель: активизация работы по профориентации с вовлечением в эту проблему всего педагогического коллектива.
Мероприятия:
1.Организация экскурсий на предприятия и в учреждения района:
-ООО «Новоспасский элеватор»;
-Сбербанк России»
–аптека;
–почтовое отделение;
–администрация;
–пожарная часть;
-милиция;
2.Встречи школьников с людьми различных профессий на классных часах по профориентации.
3.Встречи со специалистами ЦЗН.
4.Семинар-практикум для педагогов, направленный на разъяснение необходимости проведения работы по профориентации. Обучение основным методам и формам различных направлений профориентационной работы (профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация).
Система работы с образовательными учреждениями
Цель: Целенаправленная работа по мотивации выпускников на освоение рабочих профессий.
1.Экскурсии в технологический колледж, представительства УлГУ, ПГУС, УлГТУ.
2. Участие в днях открытых дверей учебных заведений района и области.
3.Работа авиационного центра профориентации.
Система работы педагогов с выпускниками и школьниками
Цель: Создать условия для реализации программы по профориентации, мотивировать учащихся к осознанному самоопределению.
Мероприятия:
1.В планы воспитательной работы классных руководителей включить мероприятия по профориентационной деятельности.
О.Генри. Дороги которые мы выбираем. Аудиокнига.
2.В план работы музея включить работу по профориентации.
3.Проведение классных часов по теме: «Профессии Новоспасского».
4.Проведение экскурсий на предприятиях района.
6.Активизирующие опросники: «Престижная профессия», «Труд в современном обществе»
7.Игра-дискуссия «Кто нужен нашему району?»
8.Участие в едином профориентационном Дне района.
Система работы психолога
Цель: Профориентационная помощь.
Мероприятия:
1.Диагностика Сентябрь-октябрь
2.Индивидуальные консультации по выбору профессии
3.Изучить возможности введения в 10-11 классах курса «Мой выбор» или практического курса «Профессиональный успех»
Информационное обеспечение профориентационной деятельности
1.Рубрика о рабочих профессиях и династиях в школьной газете, на сайте школы.
2.Информационные бюллетени о профессиях, которые можно получить в технологическом колледже
3.Оформление информационного стенда со сменной информацией: «Куда пойти учиться».
4.Создание презентации и проектов о рабочих профессиях. Проведение конкурса среди учащихся.
Оценка эффективности профориентационной работы
Цель: Дать оценку деятельности педагогов по профориентационной работе
1.Экспертиза планов воспитательной работы.
2.Экспертиза плана работы библиотеки.
3.Экспертиза плана работы психолога.
4.Анализ поступления выпускников в учебные заведения, трудоустройство.
5.Диагностика удовлетворенности профориентационной деятельностью детей и родителей, формирующих социальный заказ школе.
Ожидаемый результат.
Расширение знаний учащихся о мире профессий, о профессиональных учебных заведениях.
Приобретение способности правильно ориентироваться в рынке труда и рынке профессий.
Осознание учащимися необходимости составления личного профессионального плана.
Поступление в профессиональные учебные заведения согласно ЛПП.
Профориентационная деятельность школы подразделена на 4 уровня .
У школьников младших классов(1-4кл.) с помощью активных средств профориентационной деятельности(деловые игры, экскурсии, беседы о профессиях, конкурсы рисунков, праздники, занятия в кружках и др.) необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности.
1 уровень. 1-4 классы.
«Профессии моей семьи».
Диагностика интересов, мотивации детей к игровой и учебной деятельностям.
Профориентационные минутки на уроках.
Экскурсии на предприятия, где работают родители (1 в полугодие).
Встречи с родителями – представителями различных профессий.
Система дополнительного образования «Найди себя» (кружки, секции).
Конкурсы творческих работ.
Интеллектуально-практический марафон «Профессий много есть на свете»
У подростков(5-8кл.) важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.
2 уровень. 5-8 классы.
«Я и профессии вокруг меня».
Диагностика индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, мотивации к учебной деятельности и социальной сфере, мотивов саморазвития.
Профориентационные минутки на уроках.
Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).
Система дополнительного образования «Найди себя» (кружки, секции, клубы).
Интеллектуально-практический марафон «Все обо всем».
Экскурсии на предприятия и организации районного поселка.
Встречи с представителями различных профессий – работниками предприятий и организаций райцентра.
Знакомство с рынком труда р.п.Новоспасское.
Кружок «Твой выбор» в 8 классах.
У школьников 9 классов необходимо формировать представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
3 уровень. 9 классы.
«Мир профессий».
Диагностика интересов, склонностей и способностей, мотивации к учебной, трудовой деятельностям, социальной сфере, мотивов саморазвития.
Профориентационный курс «Моя профессиональная карьера».
Профориентационные минутки на уроках.
Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).
Система дополнительного образования «Найди себя» (кружки, секции, клубы).
Интеллектуально-практический марафон «Все обо всем».
Экскурсии на предприятия и организации райцентра.
Встречи с представителями различных профессий – работниками предприятий и организаций .
Знакомство с рынком труда в р.п.Новоспасское.
Проба сил. Трудоустройство подростков в каникулярное время.
Участие в Днях открытых дверей в профессиональных средних специальных учебных заведениях.
Участие в районном Дне профориентации.
Встречи с представителями профессиональных учебных заведений.
Мониторинг поступления учащихся в Сузы, ПУ, профильные классы ОУ.
С учащимися 10-11 классов важно осуществлять профориентационную деятельность на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у них проявляется устойчивый интерес и способности.. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней.
4 уровень. 10-11 классы
«Я в мире профессий».
Диагностика интересов, склонностей и способностей, мотивации к учебной, трудовой деятельностям, социальной сфере, мотивов саморазвития, профессиональной направленности.
Профориентационные минутки на уроках.
Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).
Система дополнительного образования «Найди себя» (кружки, секции, клубы).
Интеллектуально-практический марафон «Будущее выбирает профессионалов».
Конкурсы (школьный, городской, краевой уровни).
Экскурсии на предприятия и организации р.п.Новоспасское.
Встречи с представителями различных профессий – работниками предприятий и организаций поселка, района.
Знакомство с рынком труда в стране, в области, в районе.
Профильное обучение (профильные предметы, элективные курсы, «индивидуальные маршруты движения»).
Открытые дни, встречи с представителями профессиональных учебных заведений, экскурсии в ВУЗы и Сузы.
Встречи с выпускниками школы, успешными в своих профессиях.
Профориентационные курсы.
1 уровень «Профессий много есть на свете…».
Цель : формирование учебно-познавательных мотивов; возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации; расширение представлений о мире профессий.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Программа «Дороги, которые мы выбираем».
Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.
Необходимо отметить, что мы живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации.
Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей.
Анализируя данные за 3 года необходимо отметить, что в МБОУ СОШ № 10 имеются следующие проблемы:
1.Сохраняется достаточно высокий уровень семей, где воспитанием детей занимается один из родителей (2011-2012-235, 2012-2013-238, 2013-2014-213).
2.Наблюдается тенденция к увеличению количества семей, где воспитанию детей уделяется недостаточно внимания (2011-2012-0, 2012-2013-3, 2013-2014-5).
3.В МБОУ СОШ № 10 существуют дети, состоящие на профилактических учетах (2011-2012-3, 2012-2013-2, 2013-2014-1).
В связи с имеющимися проблемами необходимо уделять особое внимание формированию социально-активной личности, культуры здорового образа жизни, активного вовлечения семьи в процесс воспитания, обеспечения деятельности детских объединений и кружков по интересам, формирование толерантности и способности к осознанному выбору у учащихся, сопротивление вредным, асоциальным привычкам.
В МБОУ СОШ № 10 разработана программа социально-профилактической направленности по предупреждению безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних, профилактике употребления психоактивных веществ «Дороги, которые мы выбираем», которая действует в рамках программы воспитательной работы образовательного учреждения «Школа — наш дом».
Большинство разделов программы остается на все сроки внедрения программы, раздел «План реализации программы» обновляется каждый учебный год.
Похожие материалы
документ | Программа «Дороги, которые мы выбираем». | vachaewa | 4 Апр 2015 |
документ | Программа «ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ «ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ…»» | Петс Снажана Анатольевна | 9 Апр 2015 |
документ | программа воспитания «Дороги , которые мы выбираем»для 10 — 11 классов | Рябова Наталья Сергеевна | 21 Мар 2015 |
документ | Программа воспитательной работы воспитателя 1К Галсановой Ирины Юрьевны «Дороги, которые мы выбираем» | Галсанова Ирина Юрьевна | 1 Апр 2015 |
разное | Урок по профориентации «Дороги которые мы выбираем» | Голева Александра Валерьевна | 20 Мар 2015 |
разное | Воспитательная программа «Дороги, которые мы выбираем» | Вычикова Елена Николаевна | 21 Мар 2015 |
разное | «Дороги, которые мы не выбирали. » | Коловская Татьяна Александровна | 1 Апр 2015 |
документ | Психологическое занятие по профориентации «Дороги, которые мы выбираем. » | Лбова Галина Анатольевна | 20 Мар 2015 |
документ | Сценарий последнего звонка «Дороги,которые мы выбираем, или путешествие в прошлое».11 класс | Кузнецова Марина Борисовна | 20 Мар 2015 |
документ | Классный час в 9 классе «Дороги, которые мы выбираем» | Антипина Валентина Михайловна | 21 Мар 2015 |
документ | Сценарий классного часа по теме «Дороги, которые мы выбираем» (материал подходит для проведения урока мужества) | Елена Олеговна Моисеенкова | 1 Апр 2015 |
документ | Классный час в 10-11 классах на тему: «Дороги, которые мы выбираем» (по профориентации). | Подыбайло Олеся Александровна | 1 Апр 2015 |
разное | Классный час «Дороги, которые мы выбираем…» | Кривицкая Светлана Ивановна | 1 Апр 2015 |
документ | Классный час на тему: «Дороги, которые мы выбираем». | Фролова Оксана Сергеевна | 23 Сен 2015 |
разное | Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Профессии, которые мы выбираем» | Журавлёва Роза Никодаевна | 30 Мар 2015 |
разное | Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Профессии, которые мы выбираем» | Журавлёва Роза Никодаевна | 30 Мар 2015 |
документ | Классный час «Профессии, которые мы выбираем» | Дубовицкая Екатерина Алексеевна | 1 Апр 2015 |
документ | Классный час «Профессии, которые мы выбираем» | Булыгина Наталия Владимировна | 10 Июл 2015 |
документ | Конспект НОД «Профессии, которые мы выбираем» | Капусткина Светлана Николаевна | 13 Ноя 2015 |
презентация, документ | «Дороги, которые мы выбираем…» | Чирков Сергей Валерьевич | 6 Апр 2015 |
документ | Дороги, которые мы выбираем | Крикунова Валентина Александровна | 1 Апр 2015 |
документ | Воспитательное занятие «Дороги которые мы выбираем» | Ольга Алексеевна Солкина | 1 Апр 2015 |
документ | Воспитательное занятие «Дороги которые мы выбираем» | Ольга Алексеевна Солкина | 1 Апр 2015 |
документ | «Профессии, которые выбирают нас, и которые выбираем мы» | Ртищева Ирина Николаевна | 1 Апр 2015 |
документ | Консультация «Роли, которые мы выбираем» | Ильгова Светлана Николаевна | 23 Дек 2015 |
документ | Программа работы с родителями учащихся специальной коррекционной школы VIII вида « Дороги, которые мы выбираем» http://resurs-yar.ru/shkolnikam_i_abiturientam/vyberi_svoe_professionalnoe_buduwee/istorii_uspeha/ Истории успеха http://r | Подоксёнова Елена Анатольевна | 26 Апр 2015 |
документ | Конспект классного часа на тему: «МИР ПРОФЕССИЙ: ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ» | Кошкарова Любовь Юрьевна | 21 Мар 2015 |
разное | Методическая разработка мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дороги, которые мы выбираем» | Журавлева Татьяна Николаевна | 1 Апр 2015 |
документ | Урок чтения и осмысления рассказа О. Генри «Дороги, которые мы выбираем» в технологии развития критического мышления. | Красковская Ирина Александровна | 23 Янв 2016 |
документ | Программа для педагогов «Мы выбираем здоровье» | Спиридонова Анжелика Евгеньевна | 5 Апр 2015 |
разное | сценарий «Игры, которые мы заслужили» | Лосева Вера Александровна | 30 Мар 2015 |
разное | проект: « Мы выбираем СПОРТ!!» | Дмитриева Светлана Геннадьевна | 1 Апр 2015 |
документ | сценарий «Игры, которые мы заслужили» | Лосева Вера Александровна | 30 Мар 2015 |
видео | «Игры, которые заслужили мы с тобой» | Лутфуллина Люция Адгамовна | 1 Апр 2015 |
документ | Притча «Раны, которые мы оставляем» | Близнецова Наталья Владимировна | 24 Дек 2015 |
документ | Цели, которые мы выбираем | Золотухина Нина Фёдоровна | 20 Мар 2015 |
презентация | Книги, которые мы выбираем | зель елена валерьевна | 8 Дек 2015 |
документ | Внеклассное мероприятие «Мы выбираем будущее» | Селякова Марина Валентиновна | 20 Мар 2015 |
разное | урок-игра «Мы выбираем» | Лысак Марина Юрьевна | 20 Мар 2015 |
документ | Сценарий агитбригады «Мы выбираем здоровье» | Прокопцова Нина Михайловна | 20 Мар 2015 |
Источник: pedportal.net
Профориентационная программа «Дороги, которые мы выбираем»
элективный курс по психологии (9 класс)
Цель — формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.
-формировать адекватное представление учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий;
-знакомить со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.»
Заместитель директора по УВР Директор школы
__________/Кокорина Л.Н. _________/М.Г.Вильмова
«___»_________20___ Приказ № ___ от ___.___.20___
педагога психолога на 2021-2022 учебный год
Рассмотрено на заседании
Протокол № ___ от ___.___.20___
ФИО педагога психолога Чиркова Жанна Валерьевна
2021-2022 учебный год
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого — создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т. п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
Программа «Дороги, которые мы выбираем» разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ.
Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. В программе использованы лекционно-диагностические и практические формы занятий. В них входит профессиональная диагностика, ролевые игры, проблемно-поисковые задачи, элементы проектной деятельности, контрольные задания.
Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модуля).
Программа учебного курса
Цель — формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.
-формировать адекватное представление учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий;
-знакомить со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.
В процессе изучения программы учащиеся должны:
иметь представление об особенностях личности человека, свойствах его нервной системы, о познавательных процессах и способах их развития, о способностях человека, его мотивационной составляющей в личностном развитии, о классификации мире профессий и современном рынке труда;
знать круг вопросов, касающихся своих личностных возможностей в плане индивидуального развития и профессионального выбора;
уметь использовать знания, полученные в ходе изучения курса для своего личностного развития учащихся и будущего профессионального потенциала.
Для реализации поставленных целей и задач применяются следующие методы: лекционный метод передачи знаний, психодиагностические процедуры для исследования личностных особенностей, методы творческого самовыражения в рисунках, письменных работах, методы социально-психологического тренинга, психологические игры, методы психологической саморегуляции.
Оценивание деятельности учащихся в рамках данного учебного курса – зачетная система, т.к. специфика учебного материала и методика его преподавания требуют особых форм оценивания результатов работы учащихся. Критерии оценивания в рамках зачетной системы:
— точность определения понятий, сформированная «понятийная» компетентность в рамках изучаемой тематики;
— умение аргументировать свою точку зрения во время ответов и дискуссии;
— овладение навыками рефлексии, самоанализа;
— активная позиция во время занятий.
Итоговая работа учеников по данному курсу — письменно оформленный социальный проект, нацеленный на решение изученной по данному курсу социальной проблемы.
Программа рассчитана на 34 урока в год с периодичностью встреч – 1 раз в неделю.
1 блок: Что я знаю о своих возможностях (9 часов):
Цели и задачи программы «Психология и выбор профессии». Самопрезентация. Самооценка. Успех. Уровень притязаний. Темперамент и свойства нервной системы. Темперамент и выбор профессии. Чувства и эмоции.
Три основных типа агрессивного поведения. Виды стресса. Черты характера, провоцирующие конфликт. Черты характера, препятствующие конфликту. Основные черты, присущие мышлению талантливых людей. Типы мышления. Как развивать мышление. Внимание.
Свойства внимания. Память, её виды. Как тренировать память. Уровень внутренней свободы. Психологические особенности людей.
Психологический кроссворд.
2 блок: Что я знаю о профессиях ( 8 часов):
Классификации профессий. Признаки профессии. Классификация профессий Е. А. Климова. Формула профессии. Профессия, специальность, должность. Цели труда, предмет труда, средства труда, условия труда. Интересы и склонности в выборе профессии.
Профессионально важные качества. Профессия и здоровье.
3 блок: Способности и профессиональная пригодность. (8 часов):
Способности общие и специальные. Способности человека к разным видам деятельности. Уровни профессиональной пригодности. Профессиональная непригодность к конкретной профессии. Профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе профессий.
4 блок: Планирование профессиональной карьеры ( 9часов):
Мотивы и потребности. Мотивы трудовой деятельности человека. Мотивация. Ошибки в выборе профессии. Современный рынок труда.
Трудовое соглашение. Заработная плата. Рыночное равновесие. Пути получения профессии. «Матрица профессионального выбора». Навыки самопрезентации.
Стратегия выбора профессии. Цели при планировании профессиональной карьеры.
Защита проекта «Моя будущая профессия».
Тематическое планирование учебного курса
Источник: nsportal.ru