Дополнительное образование в современной школе
Своё выступление о дополнительном образовании в школе, я хочу начать с проблемы, суть которой состоит в том, что современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, должна построить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе базовое (основное) и дополнительное образование детей должны стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребенка. В этих условиях школа сможет преодолеть интеллектуальный перекос в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе.
Практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием: формализованное базовое образование все больше нуждается в дополнительном неформальном, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.
Компьютерная школа. Программа дополнительного образования
Действительно, школа дает общее образование, важное и значимое; но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование. И если школьное образование все дети получают в более-менее одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности, вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом — смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.
Дополнительное образование детей — это поисковое образование, предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития.
По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. Говоря словами известного педагога, «в идеале весь образ жизни ребенка, каждый квадратный метр его жизни должен быть, заполнен образованием»
Дополнительное образование в нашей школе реализуется через внеклассную деятельность с 1по 11 классы (кружки, секции), и внеурочную. Образовательным учреждением разработана модель организации внеурочной деятельности с 1 по 4 классы – начального общего образования и в 5-6, в рамках апробационной площадки по внедрению ФГОС ООО. Направления кружковой работы: художественно-эстетическое, декоративно-прикладное, туристко-краеведческое, культурологическое, военно-патриотическое, социально-педагогическое, эколого-биологическое, предметные
«Программа дополнительного образования детей «Совершенная память»»
Особенности дополнительного образования в нашей школе проявляется:
в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;
в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;
в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;
в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;
в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);
в возможности получить допрофессиональную подготовку.
Исходя из данных особенностей дополнительного образования, можно выделить его функции в общеобразовательной школе. К ним относятся:
1. образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний; (Художественное сценическое слово; Уроки словесности; Проба пера; Немецкий язык; Живая душа и др.)
2. воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды;
3. креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
4. компенсационная — освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
5. рекреационная — организация содержательного досуга как сферы восстановления психо-физических сил ребенка; (Круглые столы; Творческие вечера; Праздники –Масленица и др.)
6. профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать учреждение дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности могут получить дальнейшее развитие; (ДШИ; Студии вокала; Инструментальные; Танцевальные; ИЗО; ДЮСШ и др.)
7. интеграционная — создание единого образовательного пространства школы; (Гибкое расписание; Предоставление залов и кабинетов; Совместные мероприятия – ярмарка, выставки и др.)
8. функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
9. функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Эти функции показывает, что дополнительное образование детей являются неотъемлемой частью образовательной системы. Поэтому не соперничество и конкуренция, а тесное сотрудничество характеризуют отношения педагогов основного и дополнительного образования в нашей школе.
В рамках сетевого взаимодействия осуществляется сотрудничество с ДЮСШ № 4 (секция футбола); ассоциацией «Витязи» (каратэ, хореография); ОЦТРГО (вокальная, эстрадная студия и юный художник, роспись по тканям); «Юным техником» (техническое творчество); ассоциация «Русичи» (каратэ); ДЮСШ «Медведь» (регби); Дом детского творчества (художественное вязание, бизнес-клуб, танцы, Я в мире людей, занимательная риторика) и др.
Важно понимать, что:
основу дополнительного образования составляет образовательная деятельность, ведущаяся по специально разработанным образовательным программам;
дополнительное образование имеет свои особые методики и технологии;
дополнительное образование предусматривает выход на соответствующий его специфике образовательный результат.
1. Выступление в городских мероприятиях: конкурсах, конференциях, творческих встречах;
2. Призёры областного конкурса на лучшую организацию научного общества;
3. Победители и призёры окружного и городского конкурса хоров и ансамблей, а также призёры по эстрадному вокалу;
4. В составе команды по регби обучающиеся школы выезжают в другие регионы, занимают призовые места;
5. Ни одно культурно-массовое мероприятие не обходится без выступления вокалистов, танцоров, баянистов, мастеров художественного слова и т.д.;
6. А сколько прекрасных поделок, вышивок, картин можно увидеть на школьных, окружных, городских выставках декоративно-прикладного искусства
Дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным и необходимым компонентом системы непрерывного образования, под которым понимается «процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни.
Дополнительное образование детей как неотъемлемая часть непрерывного вариативного образования, которую уже сегодня можно характеризовать как:
сложившуюся структуру образования, ориентированную на дальнейшее развитие жизненных деятельностно-коммуникативных умений детей, выведение их на высокий уровень компетентности;
зону перспективного развитиякаждого человека, семьи, образовательного учреждения, образовательной системы в целом;
уникальное образовательное сообщество, где все участники — равноправные субъекты, реализующие свое сущностное право на свободный выбор, на свободное определение своего «Я», ценностей и смыслов совместной деятельности и творчества;
социокультурную технологию, интегрирующую педагогические возможности с развитием личности ребенка.
Воропаева Ольга Леонидовна, председатель Профкома, учитель высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя школа № 35 им. К.Д.Воробьёва»
Поделиться с друзьями
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Рекомендуем Вам курсы повышения квалификации и переподготовки
Курсы повышения квалификации
Источник: www.prodlenka.org
Как сегодня устроено дополнительное образование школьников
Сразу два вуза решили исследовать дополнительное образование для детей. НИУ ВШЭ поделился исследованием «Рынок услуг дополнительного образования в России: видимое и скрытое». В МГПУ посчитали дополнительное образование в столице и призвали педагогов к образовательному предпринимательству.
Исследователи так и не смогли определить, что такое дополнительное образование — это досуг или всё-таки обучение. Им трудно разграничить разные форматы дополнительного образования, хотя, по идее, понятно, что муниципальный дом культуры во дворе, «Мастерславль» и лагерь «Сириус» — это разные вещи. Но удобоваримой классификации пока нет.
Зато известно, что в России больше 40 городов профессий и уже больше 100 интерактивных музеев. Пока это самые тиражируемые форматы. Создание сетей — это тоже одна из больших тенденций. Сначала частный сектор вкладывается в новые форматы в столице — и тогда появляются «Кидзания» и «Экспериментаниум». Потом подтягиваются регионы — и тогда возникает «Лига роботов».
А потом в сектор выходит государство, и запускается «Кванториум».
«Я сижу и думаю о невероятном многообразии сектора и как его исследовать. Все попытки классифицировать с каждым днём будут становиться все призрачнее. Может быть, нам надо изучать образование не со стороны организаций, а со стороны детей? И тогда первым будет вопрос траектории, которую проходят дети, получая дополнительное образование».
Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин
При этом в нише уже почти 500 миллиардов рублей: 213 — бюджетных, 243 — коммерческих. 3500 рублей в месяц — это средние ежемесячные траты на занятия вне школы и 1750 рублей — это расходы на дополнительные занятия в школе.
Института образования НИУ ВШЭ показал такие цифры
Статистику по Москве представила Лаборатория управления проектами МГПУ
Пока слушала, думала про то, что в ритейле есть понятие «омниканальных продаж». Когда сегодня заказал в интернет-магазине, завтра пришёл в обычный магазин, а послезавтра сделал заказ из мобильного приложения. И есть понятие «бесшовной коммуникации», когда человек даже не задумывается, что сайт, приложение и обычный магазин как-то там синхронизированы, он просто делает так, как ему удобно. И подумала, что такая же бесшовная коммуникация нужна и для допобразования: сегодня ребёнок пришёл в центр, завтра занимается с тьютором по скайпу, послезавтра педагоги центра проводят выездной мастер-класс в Измайловском кремле. И всё это закручивается не вокруг формата, а вокруг ребёнка — он хочет знаний и навыков, мотивации и вдохновения, влиться в сообщество сверстников или что-то ещё.
Сегодня дополнительным образованием охвачено 67% семей. С другой стороны, семьи с низкими доходами в два раза реже отдают ребёнка в кружки, секции и студии.
Точно такая же ситуация и с регионами. Есть регионы, где почти все дети занимаются после школы где-то ещё, а есть регионы, где таких детей мало. И зависит количество детей в центрах не столько от выбора семей, сколько от активности региональных политиков. Развитию ниши мешают и внешние законодательные, и внутренние структурные факторы.
Например, изменения САПиНов и неопределенность подходов к лицензированию. В НИУ ВШЭ, например, предложили разделить лицензии: отдельно выдавать лицензию на программу и отдельно на площадку, потому что часто бывает так, что одна и та же программа идёт на разных площадках. Сложно решить и вопрос с качеством подготовки педагогов. Многие из них не имеют базового педагогического образования. Не хватает педагогов-вдохновителей.
Есть непростой вопрос, почему в средней школе снижается количество детей, занимающихся в кружках. И, к счастью, на него даже есть ответ.
«Вы спрашиваете, почему в 12-14 лет идёт отток из центров дополнительного образования? Потому что самый острый запрос в этом возрасте на самоопределение и переосмысление себя, а не приобретение знаний. У детей острый запрос „кто я“, а центр не даёт ответа на него. Поэтому дети и уходят».
Директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Катерина Поливанова
Есть трудности взаимодействия со школами. Из положительного опыта директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий назвал только «Лигу роботов» — лига разрешает школе арендовать её имущество, а взамен она арендует площади школы. Школьники и там, и там занимаются одни и те же. Но в целом школа чаще относится к организациям дополнительного образования как к конкурентам, хотя сама часто испытывает недостаток в качественных программах дополнительного образования.
Есть проблема определения критериев результата образования. Например, можно ли отнести к таким результатам личностный рост, социализацию и психологическую зрелость. И если можно, то сразу возникает вопрос, как и чем измерить. А если нельзя, то что делать, если действительно самым важным итогом занятий оказывается самоопределение.
Как родители выбирают, где ребёнку заниматься кроме школы
Парадокс: родители недовольны школой, но организацию дополнительного образования выбирают в первую очередь по совету учителей. Также на выбор влияют другие одноклассники, которые уже ходят в секцию, советы знакомых и комфортная атмосфера в кружке или студии.
Эти мотивы нужно соотносить с типами родителей. Родители различаются отношением и вовлеченностью в занятия ребёнка — одним родителям интересно, что происходит на занятиях, другим безразлично.
Родители различаются и своими мотивами. Есть взрослые, у которых выражена установка на контроль. Они отдают заниматься, чтобы ребёнок на улице не болтался, и ждут конкретных результатов. И есть родители с установкой на свободу — хочу, чтобы ребёнок самовыражался, свободно отношусь к методическим экспериментам педагогов. Таким родителям важны фишки, форматы, направления, они готовы оплачивать кружки, не привязываясь жёстко к результату.
Исследователи ВШЭ выделили четыре группы родителей:
- невовлечённые «контролёры»;
- невовлечённые и свободные для экспериментов (таких меньше всего);
- вовлечённые «контролеры» (таких большинство);
- вовлечённые и свободные для экспериментов, родители-хипстеры (это вторая по численности группа).
Для меня классификация ВШЭ оказалась полезна: я поняла, что все мои рассказы, презентации и объяснения программы ориентированы на родителей-«хипстеров», хотя родителей-«контролеров» намного больше. Ушла думать — то ли я действительно хочу работать именно с такими родителями, и тогда я чётко понимаю свои границы, то ли подстраиваюсь под других родителей.
Фото на обложке: iStockphoto (Highwaystarz-Photography)
Источник: mel.fm
Программа дополнительного образования в школе что это
Создание в школе системы дополнительного образования учащихся позволяет сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, воспитывать устойчивый интерес к познавательной деятельности, высокий уровень саморегуляции, развитие творческих способностей у детей.
Дополнительное образование выступает средством непрерывного образования и формирования личности, средством воспитания и в тоже время источником мотивации учебной деятельности, выбора профильного обучения, помогает в выборе профессии.
В настоящее время довольно противоречиво складываются взаимоотношения школы и окружающей среды. С одной стороны, чтобы подготовить ребенка к реальной жизни, его необходимо как можно чаще включать в эту жизнь, а с другой стороны, учитывая социальную и экономическую нестабильность в обществе, а так же негативное влияние на духовное и психическое развитие личности со стороны СМИ, следует достаточно часто ограждать ребенка от негативных явлений.
Все это учитывалось при создании системы дополнительного образования в МБОУ Кагальницкой СОШ №1.
Основным положением организации дополнительного образования в школе является раннее выявление интересов и способностей детей (задача психологической службы) и талантов (через участие в различных делах), а так же развитие индивидуальных способностей (способность — понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии. Это развитие осуществляется лишь в процессе той или иной деятельности, в том числе в системе дополнительного образования).
Важнейшим элементом структуры дополнительного образования являются школьные кружки, которые развивают и поддерживают интерес учащихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы. Кроме того, разнопрофильность кружков создает условия для разностороннего развития личности.
Дополнительное образование дает глубокий эмоциональный заряд, который подкрепляется видимым результатом: готовая поделка, сыгранная роль, участие в выставке, концерте, соревновании и т.д.
Задачи решаемые коллективом педагогов школы, работающих в системе дополнительного образования следующие:
1.развитие у обучающихся мотивации к познанию и творчеству;
2.создание условий для творческой реализации;
3.интеллектуальное духовное развитие личности ребенка;
4.профилактика асоциального поведения;
5.приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
6.создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения.
7.формирование и закрепление традиций школы.
Важнейшим условием для обеспечения успешной организации дополнительного образования является грамотное управление этим процессом. Управление – это не столько процесс идущий сверху вниз: администрация – педагоги дополнительного образования – дети, это целенаправленное взаимодействие сторон, каждая из которых выступает в роли субъектов и в роли объектов управления.
Создание и развитие системы ДО в школе проходит в четыре этапа:
1. Диагностико-информационный (невозможно решить задачу не изучив интересов, желания и потребности учащихся);
2. Организационный (объединение единомышленников, создание кружков, секций и других объединений);
3. Методическая и педагогическая поддержка (своевременное оказание методической помощи педагогам и педагогической помощи учащимся в сложных ситуациях выбора, самореализации, самооценки и др.);
4. Анализ и отслеживание результатов (закрепление успехов, текущий контроль, анализ, выявления перспектив, учет и максимальное использование возможностей внешней среды).
Завершающий этап в развитии системы дополнительного образования не является окончанием работы в этом направлении. Двигателем системы является рост потребностей школьного коллектива.
Своеобразие дополнительного образования в школе проявляется:
-в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени
для полноценного развития своих потенциальных возможностей;
-в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;
-в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;
-в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе
дополнительных образовательных программ;
-в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество,
индивидуальный подход к ребенку);
-в возможности получить допрофессиональную подготовку.
Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, определяются основные функции ДО:
1) образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
2) воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
3) креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
4) интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;
5) функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
6) функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
В настоящее врем в школе работают 14 разнопрофильных кружков для учащихся 1-4, 5-11 классов.
Название секции, кружка и т.д.
Тренажерный зал (от СЮТ)
Дискуссионный клуб «Искусство дискуссии»
Занятия в кружках «Перекресток», «Компьютерная грамота», «Искусство дискуссии», «Кулинария» и других расширяют и углубляют знания по предметам, дают возможность проявить себя, проверить устойчивость своих интересов к предметам определенной области.
Через работу клубов и кружков («Казачата», «Нескучайка», «Пресс школа юнкоров», «Юные корреспонденты», «Новая волна», и т.д.) развитие талантов и расширение круга интересов обучающихся способствует воспитанию нравственной, творческой и ответственной личности.
Третий вид дополнительных образовательных услуг – оздоровительный — имеет для школы, использующей в деятельности здоровьесберегающие технологии, принципиальное значение. Кроме традиционных спортивных секций «Волейбол», «Подвижки», «Туризм», занятий в тренажерном зале, в школе отработана технология оздоровления детей в периоды каникул. Используются возможности района – взаимодействие с детско-юношеской спортивной школой, где осуществляется посещение секций баскетбола, волейбола, спортивных танцев.
Для оказания услуг в основном используется материальная база школы: учебные кабинеты, спортзалы, компьютерные классы. Учителя используют активные методы для проведения занятий: игры, соревнования, самостоятельные исследования, подготовку проектов. Такой подход позволяет не только сделать занятия интересными, но и учит детей приемам самоорганизации, самооценки, поддерживает стремление стать субъектами жизнедеятельности коллектива, формирует демократический стиль жизни.
Занятость обучающихся во внеурочное время способствует решению комплекса задач. Самые значимые из них: профилактика безнадзорности беспризорности, вредных; привычек, правонарушений; развитие способностей и познавательных интересов; обучение новым видам деятельности; формирование школьного коллектива.
Данные диаграммы позволяют увидеть стабильный рост занятости обучающихся в школьных кружках и секциях на протяжении 4 лет. Высокие показатели 2011-2012 уч.года вызваны увеличением количества кружков, клубов и секций, открытых в школе
Диаграмма № 4 Диаграмма № 5
Динамика количества кружков Динамика охвата учащихся дополнительным образованием
Резкое увеличение количества кружков объясняется реализацией Национального приоритетного проекта «Образование», существенной поддержкой классных руководителей, потребностями предпрофильной подготовки, внедрением ФГОСов и необходимости усиления профилактической работы с обучающимися.
1.Система дополнительного образования дает возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяет создать условия для полной занятости учащихся, создает условия для углубленного изучения многих предметов.
2.Система дополнительного образования является серьезным звеном воспитательной работы школы.
3. Работа с учащимися в рамках дополнительного образования в школе выполняет важные воспитательные задачи: целенаправленно организовывает досуг учащихся, формирует творческую личность, создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, предупреждает асоциальное поведение.
4.Предметное консультирование учащихся с педагогами способствовало обучению основам проектной и исследовательской деятельности учащихся по данным предметам.
5.Система дополнительного образования способствует повышению творческого потенциала педагогических кадров, выявлению и распространению передового педагогического опыта.
6.Педагогам дополнительного образования необходимо чаще проводить мастерклассы, открытие уроки с тем, чтобы показать свое мастерство, умение детей работать творчески, в коллективе.
Задачи дополнительного образования на перспективу:
1.Продолжить работу системы дополнительного образования по заявленным
2. Охватить новые направления, по которым не работали ранее .
3. Совершенствовать работу системы дополнительного образования в школе.
4. Подготовить и утвердить больше авторских программ.
5. Накапливать и систематизировать материалы по работе объединений
6. Устанавливать взаимосвязь с урочными и внеурочными занятиями.
7.Продолжать работу с детьми «группы риска», выявлять и развивать творчески
одаренных детей ,подготавливать их к участию в различных творческих конкурсах,
заботиться о физическом здоровье учащихся.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кагальницкая средняя общеобразовательная школа № 1
Создание сайта
Работает на 1C-Битрикс: Сайт школы
Источник: school1-61.ru
Программа кружка дополнительного образования в детском саду и в школе
Дополнительное образование детей — это система обучения и творческого развития, выходящая за пределы государственного стандарта. Она осуществляется на базе специализированных организаций. Учреждения дополнительного образования детей реализуют программы в зоне личного и творческого интереса учащихся, чем способствуют формированию не только основ профессионального становления личности, но и возможности раскрыть свои таланты и способности в качестве социально ориентированной деятельности, цель которой – приносить пользу обществу.
В современной педагогике постепенно дидактическая направленность занятий заменяется развивающей.
Структура программы кружка дополнительного образования
При всем разнообразии форм и методов существует неизменная основа, которая отвечает цели дополнительного образования. Она отражена в программе, по которой осуществляется деятельность педагогов в учреждениях. Кружок дополнительного образования в школедолжен достигать изложенной в ней цели. Содержание имеет следующие разделы:
- Назначение. Отвечает на вопрос о том, с какой целью организованы занятия и на кого рассчитаны.
- Цель и задачи программы. Определяют направленность и этапы реализации обучения.
- Содержание. Краткое описание по циклам, в зависимости от темы, уровня сложности, продолжительности обучения и возраста детей.
- Критерии оценки. Каким образом определяется уровень усвоения знаний.
- Тематическое планирование. Перечень всех тем всех занятий, количество часов, необходимых для усвоения программы.
Любая система обучения содержит три главных аспекта, для чего она создается: цель, задачи, методика достижения результата. Программа дополнительного образования несет в себе очень важное социальное предназначение: она удовлетворяет запрос человека на личностное развитие и в зависимости от характера запроса имеет различную направленность.
Разностороннее развитие ребенка — основная задача кружков в начальной школе. Ученик получает.
Программы развития по направлениям деятельности
Интересы детей, способы познания ими мира и сферы самореализации очень различны. Поэтому и потребность в дополнительных услугах достаточно многогранны. Поскольку дополнительное образование отвечает на запросы детей и их родителей, цели развития и обучения должны быть отражены в программах разного уровня и сфер развития ребенка:
- Художественного.
- Технического.
- Естественнонаучного.
- Спортивного.
- Музыкального.
- Социально-педагогического.
При наличии дополнительных запросов и специфики местной социокультурной среды могут предоставляться и иные формы услуг, обеспечивающие потребности населения, которые удовлетворяет дополнительное образование детей. Услуги по дополнительному обучению детей не только расширяют границы познания своих подопечных. На их базе осуществляются масштабные проекты по организации фестивалей, конкурсов, соревнований. Все это позволяет ученикам повысить самооценку, проявить себя на уровне городского, областного, международного масштаба.
В современном мире нужно постоянно учиться. В этом деле неплохую помощь оказывает концепция.
Где реализуются программы дополнительного образования?
Творческое и дополнительное образование детей и подростков по программам развития осуществляется в специальных творческих объединениях. Кружок дополнительного образования дает возможность организовать детей по интересам. Именно возможность формирования тесной творческой среды, основанной на узкопредметной сфере либо на увлечении какой-либо областью знания, делает кружки незаменимой формой позитивной социализации детей.
Интерес детей к определенной области знаний или творческой деятельности является основанием для создания и реализации программы кружка. Разрабатывают и осуществляют ее педагоги дополнительного образования, которые создают предметную среду и реализуют задачи, поставленные в разработанных ими и утвержденных администрацией учреждения программах.
Назначение
Для того чтобы кружок в ДОУ или школе начал работу, важно предоставить программу деятельности, в вводной части которой описано ее назначение.
Для организации занятий в кружках программа должна содержать указание на:
- область интересов, в которой она реализуется;
- возраст детей;
- обучающие циклы;
- продолжительность обучения;
- задачи, которые она решает.
Предоставление таких услуг происходит на базе учреждения дополнительного образования детей, в форме творческих объединений, секций для разных возрастов.
Цель и задачи программы
Программа — это последовательная совокупность мероприятий по достижению развивающей цели.
Цель. Соответствует запросу человека, направленному на то, что он хочет получить. Цель программы дополнительного образования – предоставить тот уровень знаний и навыков в интересующей человека сфере, чтобы удовлетворить его запрос.
Задачи. Любая программа дополнительного образования формирует три группы задач:
- Знания о сфере предметного интереса.
- Умения применить знания на практике.
- Навыки использования знаний в предметной области.
Методика. Отвечает на вопрос о том, как достичь поставленной цели, и прямо подводит к плану ее достижения в почасовой разбивке на темы и занятия для поэтапного решения задач.
Блоки обучения должны быть взаимосвязаны, соответствовать задачам этапа и вести к достижению цели программы.
Программа кружка дополнительного образования включает перечень умений, знаний и навыков, которые формируются у ребенка, получившего комплекс знаний по выбранному им направлению. Добровольное посещение занятий – основополагающий принцип развития детей, что обеспечивает их личностно ориентированное развитие.
Критерии оценки усвоения программы
В соответствии с поставленными задачами в программе кружка должны быть указаны критерии, на основании которых можно оценить степень усвоения полученных ребенком знаний и способность реализовать их на практике.
В качестве критериев выступают:
1. Полученные ребенком знания по темам. Они могут быть оценены в форме конкурса на проявление знаний, участия в олимпиаде. Либо в иных формах зачета в увлекательной для обучающегося форме.
2. Приобретенные обучающимся навыки. Это умение применить знания на практике. Например, сшить мягкую игрушку, при этом демонстрируется не только знание техники исполнения, умение шить, но и практический результат – изготовление поделки.
Дополнительное образование детей в кружках — это социально значимая форма удовлетворения познавательной потребности детей и подростков, поскольку она обеспечивает личностную свободу выбора области познания, сферы самореализации. Форма критериев оценки полученных навыков также должна соответствовать их интересам (игры, конкурсы и соревнования, что соответствует возрастным особенностям детей, которые познают мир в игровых формах).
Тематическое планирование работы кружков
Дополнительное образование детей всегда выступает как система знаний и практики. Поэтому важным элементом является тематическое планирование занятий, которое составляет часть программы дополнительного образования.
В соответствии с обучающим циклом в ней представляется разбивка на почасовую сетку занятий. Комплекс занятий, в процессе реализации которых приобретаются знания и отрабатываются навыки, определяется количеством часов обучения.
Отработка необходимого для приобретения навыка, предусмотренного программой, количества часов приводит к определенному качеству знаний и решению очередной образовательной задачи программой. Таким образом завершается цикл обучения, по которому строится дополнительное образование детей.
Например, если обучение ребенка происходит в кружке рисования, то блок «Техника работы с карандашом» может предусматривать четыре часа практических занятий по изучению и применению этого способа рисования и должен иметь результат – умение ребенка правильно рисовать карандашом.
Дополнительное образование в школе. Кружки
Для творческого и познавательного развития детей, получения ими базовых знаний в узконаправленной области необходимо создать профессиональную среду. Кружок дополнительного образования в школе служит интересам обучающихся детей. Часто он выполняет функцию группы продленного дня, что важно для работающих родителей, поскольку ребенок в течение дня находится под социальным патронажем педагогов.
Назначение программ дополнительного образования в школах следующее:
- Дают углубленные знания по отдельным предметам. Например, программа литературного кружка, помимо углубленного знания предмета, дает возможность создавать собственные произведения, публиковать их в школьных изданиях. В кружке юного химика целью программы становится подготовка для участия в олимпиадах и творческих конкурсах.
- Предоставляют возможность творческого развития школьников. Для многих детей оно служит формой самореализации. Целью программ кружков творческой направленности также выступает предоставление детям возможности участия в фестивалях, спектаклях, концертах разного уровня для проявления своих талантов и получения профессиональных основ деятельности.
- Предоставляют знания в сфере профессий и ремесел. Кружки прикладного значения в школах дают представления о профессиональных знаниях, умениях и навыках. Они определяются программами прикладного характера. Например, кружок авиамоделирования, конструирования, кройки и шитья, вязания. В этой сфере реализации возможностей детей им предлагается выполнить изделие собственными руками, продемонстрировать его на выставках. В процессе производства изделий обучающийся получает начальные знания, которые могут ему пригодиться в дальнейшем в качестве практического жизненного навыка либо в профессиональном самоопределении.
Важную социальную функцию выполняет дополнительное образование в школе. Кружкигуманитарного и художественного циклов имеют большие ресурсы для раскрытия способностей одаренных учащихся.Они формируют состав предметов углубленного изучения, который создает устойчивый профессиональный интерес обучающегося. Это в дальнейшем может явиться основанием для выбора профессии.
Образовательное учреждение дополнительного образования, например музыкальная либо художественная школа, дает такой уровень профессиональной подготовки выпускникам, который гарантирует успешное прохождение творческих вступительных испытаний в высшее учебное заведение.
Программы в ДОУ
В детских садах программы кружков дополнительного образования создаются с учетом возрастной психологии. Они имеют структуру, отвечающую возрастным возможностям детей и с учетом игровой деятельности как ведущей формы познания для этого возраста.
Кружок дополнительного образования в детском саду организует обучение детей изобразительнойдеятельности, танцам, музыке, иным формам творческой деятельности. Дети при этом лучше усваивают знания об окружающем их мире, что и предусматривает программа.
- Программа дополнительного образования «Театральный кружок».Цель — знакомство с классическими литературными жанрами и фольклором в игровой форме театрализованной постановки.
- Программа кружка ИЗО-деятельности. Блоки обучения по изобразительной деятельности строятся с учетом сезона. Ребенок должен соотносить познания с явлениями окружающего мира. Программа кружка дополнительного образования по ИЗОв детском саду предусматривает овладение специальными техниками рисования — пальчиковой, тычковой, которая нравится детям этого возраста.
- Программа кружка семейного творческого развития. Учить детей совместно с родителями – значит не упустить очень важный в педагогике этап, не помешать ребенку реализовать свою самобытность. В этом случае программа кружка дополнительного образования в детском саду предусматривает следующие социальные аспекты:
- обучение родителей грамотному взаимодействию с детьми с учетом возрастных особенностей ребенка;
- обучение родителей познаниям в области дошкольной педагогики.
Тем самым в процессе совместного обучения достигаются не только образовательные задачи. Решаются более масштабные проблемы: гармонизация семейных отношений и формирование культуры воспитания детей.
Источник: autogear.ru