Программа дополнительного образования своими руками

Программа дополнительного образовательного кружка «Юные волшебники» по художественному и ручному труду составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой с учетом основных требований ФГОС ДО.

Программой предусмотрена совместная деятельность детей, как фактор, способствующий развитию общения, умение самостоятельно распределять между собой обязанности, планировать деятельность, обсуждать ее, проявлять взаимопомощь и работать в соответствии с общим замыслом.

Актуальность

Актуальность программы обусловлена особенностью современной ситуации, когда остро стоит вопрос о психологическом здоровье ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, вызвали отклонения в социальном поведении. Работы специалистов свидетельствует, что художественно – творческая деятельность снимает у детей нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, ценить результаты труда не только своего, но и чужого. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками человека.

Программа дополнительного образования Cambridge English

Раннее развитие способности к творчеству это – залог будущих успехов, так как у детей формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе.

Новизна и отличительная особенность программы

Программа «Юные волшебники» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.

Цель

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного ручного труда.

Задачи

Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость.

Практика разработки (проектирования и конструирования) дополнительной общеразвивающей программы

Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;

Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

Самореализацию, доброе отношение к сверстникам.

1.1. Принципы, лежащие в основе программы:

Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка);

Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога, воспитанников и их родителей в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

«От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

1.2. Форма проведения занятий

1.3. Методы и приемы обучения

Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы и приемы обучения (словесные, наглядные, практические).
1. Словесные: (рассказ, беседа, объяснение, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
2.Наглядные: (использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий).
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
3. Практический: (изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух).

Для того чтобы детские работы были интересными, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечивать ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

1.4. Ожидаемые результаты:

К концу 1 года обучения дети могут:

Старшая группа (5-6 лет)

Сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии;

Изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов;

Создают композиции на листах бумаги разной формы; комментируют свою творческую работу;

Умеют замечать прекрасное в окружающей природе и обстановке, самостоятельно с небольшой помощью педагога продумывать композицию своей работы;

Усваивают способы практической работы с различными материалами;

Развивают мелкую моторику рук;

Развивают познавательные, конструктивные способности, интерес к результату и качеству поделки.

К концу 2 года обучения дети могут:

Подготовительная группа (6-7 лет)

Имеет представление о материале, из которого сделана поделка;

Владеет приемами работы с различными материалами;

Самостоятельно определяет последовательность выполнения работ;

Умеет самостоятельно провести анализ поделки;

Использует свои конструктивные решения в процессе работы;

Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки;

Выполняет работу по замыслу;

Показывает уровень воображения и фантазии.

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание программы кружка:

Содержание программы представлено различными видами творческой деятельности:

«Работа с бумагой и картоном».

« Работа с тканью и нитками».

« Работа с природным и бросовым материалом».

«Работа с пластилином и соленым тестом».

По каждому виду деятельности программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

В процессе работы обеспечивается интеграция пяти образовательных областей:

Художественно-эстетическое развитие: формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности, прослушивание музыкальных произведений;

Читайте также:
Как отсортировать программы по дате

Познавательное развитие: формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности;

Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений;

Речевое развитие: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения;

Физическое развитие: физминутки (пальчиковые, малоподвижные игры).

2.2. Содержание деятельности воспитателя в рамках программы по развитию творческих способностей детей

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов.

При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу.

При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогают преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
Планируя занятия нужно выбирать для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая оснащенность, возрастные особенности детей. Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

«Работа с бумагой и картоном».

« Работа с тканью и нитками».

« Работа с природным и бросовым материалом».

«Работа с пластилином и соленым тестом».
В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения.

2.3. Методическое обеспечение программы

Для реализации программы необходимы определенные условия: помещение, соответствующее требованиям СанПина, материалы, инструменты и приспособления.

Используемый материал для работы с детьми:

Бумага (писчая, цветная, гофрированная, самоклеющая, бархатная, глянцевая);

Картон (цветной, белый);

Природный материал (шишки, ракушки, листья, ветки);

Фломастеры, маркеры, карандаши;

Бросовый материал (леска, проволока, пуговицы, бисер, скотч, вата, нитки и др.);

Клей, пластилин, ножницы;

Источник: tmndetsady.ru

Программа «Сделай сам»

1. Направленность программы дополнительного образования детей.

2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.

3. Цель программы.

4. Задачи программы.

5. Особенности программы.

6. Возраст детей, участвующих в реализации данной

дополнительной образовательной программы.

7. Сроки реализации дополнительной образовательной программы

(продолжительность образовательного процесса, этапы).

8. Формы и режим занятий.

9. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

10. Формы подведения итогов реализации дополнительной

II. Учебно-тематический план программы дополнительного образования детей.

III. Содержание программы дополнительного образования детей.

IV. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей.

V. Список литературы.

I . Пояснительная записка.

1. Направленность дополнительной образовательной программы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Сделай сам» разработана в соответствии с методическими рекомендациями по разработке дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области от 03.09ю2015) и имеет художественную направленность.

2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы.

За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов. Принципы организации образовательного процесса нацелены на поиск новых творческих ориентиров и предусматривают:

— развивающий характер обучения;

— интеграцию и вариативность в применении различных областей знаний.

Дополнительная общеобразовательная программа опирается на следующие педагогические принципы:

— принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных особенностей;

— принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного материала от простого к сложному при условии выполнения обучающимся предыдущих заданий;

— принцип комплексного развития — взаимосвязь и взаимопроникновение разделов программы;

— принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;

— принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы.

Основными формами организации образовательного процесса являются:

— фронтальная: предполагает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся детей через рассказ, беседу. Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе;

— индивидуальная: предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори». Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества обучающегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, ответственность, аккуратность, точность и четкость исполнения, самоконтроль. Данная организационная форма позволяет готовить обучающихся к участию в выставках и конкурсах;

— групповая: ориентирует обучающихся на создание «творческих пар», которые выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы. Групповая форма организации деятельности в конечном итоге приводит к разделению труда в «творческой паре», имитируя пооперационную работу любой ремесленной мастерской. Здесь оттачиваются и совершенствуются уже конкретные профессиональные приемы, которые первоначально у обучающихся получались быстрее и (или) качественнее.

Актуальность дополнительной общеобразовательной программы заключается в создании условий для развития и воспитания обучающихся через их практическую художественно-прикладную деятельность.

Актуальность дополнительной общеобразовательной программы связана с использованием комплексного метода обучения, направленного на развитие во взаимосвязи и взаимодействии общих способностей (способность к обучению и труду), творческих способностей (воображение, креативность мышления, технических навыков и др.).

Развивающий характер обучения ориентирован на развитие фантазии, воображения, памяти, наблюдательности; развитие ассоциативного и образного мышления обучающихся.

Читайте также:
Топ программ для 3д принтера

Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, причем не только к декоративно-прикладному, но и раскрытию лучших человеческих качеств.

3. Цель программы — создать условия для выявления и развития творческих способностей обучающихся в процессе овладения различными приемами и техниками работы с бумагой (аппликация, оригами, декупаж), посредством изготовления из бумаги и картона открыток (кардмэйкинг) и сувениров; увлекательных игрушек и математических головоломок (дергунчики, флексагоны); плоских, объемных и 3 D — моделей автомашин.

4. Задачи программы.

— научить обучающихся отдельным приемам, технике и технологии изготовления поделок из бумаги и картона.

— сформировать простейшие умения и навыки в художественном конструировании.

— способствовать формированию знаний и умений в области декоративно-прикладного творчества.

• развивать творческие способности (воображение, фантазию, художественно-эстетический вкус и др.);

развивать интеллектуальные способности (внимание, память, восприятие, образное и образно-логическое мышление, речь);

• развивать у обучающихся интерес к познанию окружающего мира, удовлетворять любознательность.

формировать у обучающихся личностные качества (усидчивость, ответственность, самоконтроль, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.) через занятия различными видами бумажного рукоделия: аппликация, оригами, декупаж.

формировать у обучающихся культуры труда.

воспитывать уважение к людям труда и культурному населению — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

5. Особенность программы заключается в том, что она предполагает:

• комплексность — комплексное изучение известных и новых техник художественной обработки бумаги: аппликация плоская, многослойная, объемная; кардмэйкинг, бумагопластика и ее разновидности (оригами, касудами, флексагоны), декупаж, моделирование-конструирование подвижных игрушек, автомашин.

• преемственность — взаимодополняемость используемых техник и технологий бумажного рукоделия, предполагающая их сочетание и совместное применение;

• не подражание, а творчество — овладение приемами и техниками художественной обработки бумаги не на уровне повтора и создания копии, а на уровне творческого подхода и авторского замысла обучающихся.

Программа построена по принципу от простого к сложному. Для усвоения теоретических знаний и практических навыков на занятиях с детьми применяются современные методы и приемы работы.

6. Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной программы: 7-17 лет.

7. Сроки реализации дополнительной образовательной программы

(продолжительность образовательного процесса, этапы).

Программа рассчитана 3 года обучения.

первый год – 102 часа,

второй год — 108 часов,

третий год – 108 часов.

На первом году обучения дети получают общие знания по основам материаловедения, композиции, цветоведения, учатся делать плоские аппликации, работать в технике оригами, изготавливать простейшие изделия в изученных технологиях (открытки, сувениры к праздникам, простейшие флексагоны, дергунчики, макеты автомашин).

Программа второго года обучения ориентирована на получение умений работать с инструментами и приспособлениями, схемами; выполнять изделия в техниках: многослойная аппликация, кардмейкинг, изготавливать обьемные игрушки в технике оригами и более сложные подвижные игрушки (дергунчики) и макеты автомашин.

Программа третьего года обучения предполагает углубление полученных знаний по бумагопластике: создание объемных аппликаций и композиций, знакомятся с разновидностью оригами (касудами), знакомятся с техникой декупаж, изготавливают поделки, сочетающие в себе различные виды техник, и умение самостоятельно применять их при выполнении работ.

8. Формы и режим занятий.

Занятия проводятся в групповой форме. Группы формируются по возрастному принципу. Допускаются совместные занятия детей разного возраста в одной группе.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа.

Режим работы каждый учебный год может меняться в зависимости от тарификационного плана.

9. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Ожидаемые коллективные результаты от реализации дополнительной общеобразовательной программы:

— участие в культурно-массовых и творческих мероприятиях,

— участие в городских, областных, всероссийских конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества.

Ожидаемые индивидуальные результаты от реализации дополнительной общеобразовательной программы:

-предметные результаты (знание терминологии; формирование практических навыков в области декоративно-прикладного творчества и владение различными техниками и технологиями изготовления поделок из бумаги и картона;

— метапредметные результаты (развитие фантазии, образного мышления, воображения, художественного вкуса; выработка и устойчивая заинтересованность в творческой деятельности, как способа самопознания и познания мира);

— личностные результаты (формирование личностных качеств: усидчивость, ответственность, самоконтроль, исполнительность, трудолюбие, аккуратность; формирование потребности и навыков коллективного взаимодействия через вовлечение в общее творческое дело).

Вариантом оценки индивидуальных результатов обучающихся является мониторинг приобретенных навыков, знаний и умений (теоретических, практических и организационных), а также диагностика проявившихся и формирующихся личностных качеств. Отслеживание личностных качеств и степень их выраженности происходит методом наблюдения личностного роста обучающихся.

10. Формы подведения итогов реализации дополнительной

общеобразовательной программы.

Форма отслеживания результатов усвоения дополнительной образовательной программы предполагает:

• индивидуальное наблюдение — при выполнении практических приемов обучающимися;

•собеседование (индивидуальное и групповое);

•выполнение итоговой работы;

•тестирование — при проверке терминологии и определении степени усвоения теоретического материала.

Форма фиксации результатов реализации дополнительной образовательной программы:

• тематические и итоговая выставки детских работ в Центре детско-юношеского творчества;

• копилка детских работ в различных техниках исполнения;

• портфолио творческих достижений (грамоты, дипломы, сертификаты и др.);

Формой подведения итогов становятся выставки работ. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев оценки результатов практической деятельности обучающихся, то выставка — это наиболее объективная форма подведения итогов. Такая форма работы позволяет обучающимся критически оценивать не только чужие работы, но и свои.

II . Учебно-тематический план программы дополнительного образования детей.

Первый год обучения: 102 часов.

Темы и разделы программы

Кол-во часов на контрольные занятия

Источник: www.art-talant.org

образовательная программа дополнительного образования детей «Игрушка из ткани своими руками»

Образовательная программа дополнительного образования детей социально — педагогической направленности, для детей 6-9 лет.

Читайте также:
Convertxtodvd как настроить программу

Оценить 1129 0

Содержимое разработки

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

«Игрушка из ткани своими руками»

Желонкина Наталья Егоровна

Пояснительная записка

Огромное значение в творческом развитии ребенка имеет игрушка, сделанная своими руками. Создание игрушек — самоделок — один из способов сохранения единства труда и игры, труда и творчества. Игра и игрушка не только забава и развлечение, но и возможность приобретения жизненных навыков.

Сообщником игр ребенка всегда была мягкая игрушка, которую детская фантазия преобразует в нечто необыкновенно сказочное. Это игрушка открывает ребенку дверь в мир грез, не ограничивая его воображения. Она находит путь к детскому сердцу в современном, переполненном техникой мире, благодаря веселой красочности и несложности форм. Ребенок познает мир, активно действуя.

Оттого, какими игрушками он будет играть, во многом зависит его развитие, психическое и физическое здоровье. Мир ребенка — это сложный комплекс ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, и подталкивает его к созиданию и деятельности, раскрывая при этом его творческий потенциал.

Программа предполагает обучение детей технологии изготовления мягких игрушек и сувениров из ткани.

Актуальность программы

В наше время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно- художественного постижения мира.

Игрушка из ткани — это одна из самых важных ценностей, дошедших до наших дней. Увидеть ее новые возможности сегодня, это значит продолжить многовековые традиции культуры, дать рождение каким – то новым идеям.

Поэтому вся работа по программе тесно связана с народным искусством и национальными традициями. Дети знакомятся с историей создания русской народной игрушки. Овладевают практическими навыками работы с различными видами материалов и инструментов.

Цель программы:

Приобщение к ценностям национальной культуры через создание из ткани комбинированных игрушек и сувениров.

Освоение основных приёмов обработки ткани, овладение навыками шитья при изготовлении мягких игрушек.

Развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

Привитие интереса к русской народной культуре, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца.

Отличительные особенности программы

В программе могут обучаться дети 6 – 9 лет. В этом возрасте игрушка продолжает оставаться неизменным спутником ребенка. Она пробуждает мысль, дает широкие возможности для познания мира, воспринимается ребенком эстетически, воспитывает добрые чувства.

Учитывая это, программа предусматривает создание положительного эмоционального фона занятий. Яркость, красочность предлагаемых работ вызывает высокий эмоциональный отклик у детей.

Образное мышление – основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Неустанная работа воображения – важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству.

Детям младшего школьного возраста трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, требующей умственного напряжения. Поэтому для более продуктивной работы в занятия введено знакомство с русскими народными играми, прибаутками, потешками, считалками, загадками, сказками.

Так же на занятиях дети знакомятся с историей русской народной игрушки.

Режим занятий и условия реализации программы

Выполнение программы рассчитано на 3 года обучения

Количество детей в группах 12-15 человек.

Занятия проводятся 1 раз в неделю (1 год обучения 30 минут; 2, 3 год обучения 40 минут).

На первом году обучения дети знакомятся с историей русской народной игрушки. Осваивают приемы аппликации на ткани и технику ручных швов («вперед иголку», «назад иголку», «петельный», « через край»). Учатся шить плоскостные игрушки.

На втором году обучения дети знакомятся с традициями различных народов, изготавливают куклы в национальных костюмах. Знакомятся с орнаментами разных народов. Учатся шить бескаркасные игрушки.

На третьем году обучения дети знакомятся со свойствами шерстяных и шелковых тканей, изготавливают обереги и талисманы, изучают основные этапы и особенности изготовления пальчиковых кукол.

Методическое обеспечение программы

В процессе реализации программы используются разнообразные методы и формы обучения:

Использование схем и плакатов на первоначальных этапах работы.

Просмотр готовых изделий, образца.

Разучивание русских народных игр, потешек, считалок.

Изготовление объемных и плоских игрушек.

Изготовление оберегов и талисманов.

рефлексия результатов и процесса деятельности.

Ожидаемые результаты

По окончании реализации программы дети должны

свойства тканей и способы их обработки;

способы соединения деталей;

технику ручных швов;

историю русской народной игрушки;

традиции различных народов России.

русский народный фольклор.

Историю русского костюма.

работать с иглой;

выполнять основные швы;

работать с тканью, используя необходимые инструменты и материалы;

играть в русские народные игры.

Изготавливать обереги и талисманы.

Шить плоскостные, бескаркасные игрушки.

Шить кукол в национальной одежде.

Формы педагогического контроля

Педагогический контроль знаний, умений и навыков детей по программе осуществляется в несколько этапов.

Тестовый контроль, представляющий собой проверку усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.

Выставка игрушек, оберегов.

Конечным результатом выполнения программы предполагается участие в выставках и конкурсах различных уровней.

Условия реализации программы

Для реализации программы необходимы следующие наглядные материалы:

Инструкция по технике безопасности при работе с инструментами.

Наглядно-иллюстрированые и дидактические материалы:

Сказки, загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки народов России.

«Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Народные игры и забавы».

С D — диски «Русские народные сказки».

Учебно – тематический план

Раздел, тема

Количество часов

Источник: www.prodlenka.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru