Планы долгосрочного вознаграждения (LTI): виды, плюсы и минусы, особенности разработки
Долгосрочный план поощрения (LTIP или LTI) — это план отсроченного вознаграждения, направленный на привлечение, вознаграждение и мотивацию ваших сотрудников, а также помогающий вашей компании сохранять ценные таланты и расти. Как правило, планы LTI, в первую очередь, предоставляются топ-менеджерам и ключевому персоналу.
План LTI бывает самых разных форм и размеров. Мы попытались сделать простое руководство, которое поможет вам найти лучший план долгосрочного поощрения, который подходит вашей компании.
Как работает LTI?
LTI работает путем вознаграждения сотрудников денежными средствами или акциями компании за достижение определенных целей. Цели, как правило, долгосрочные, рассчитанные на 3-5 лет, чтобы стимулировать постоянный прогресс.
В отличие от краткосрочных поощрений, LIT имеют функцию удержания, которая побуждает сотрудников оставаться на рабочем месте, чтобы получать долгосрочные вознаграждения.
Как самостоятельно произвести диагностику двигателя. Долговременная коррекция в плюсе, что делать?
Кто может получить LTI?
LTI чаще всего зарезервированы для руководителей, независимо от формы собственности в компании, но многие компании уже предоставляют их сотрудникам и более низкого уровня.
Почему компании используют LTI?
LTI — это беспроигрышная стратегия отсроченной компенсации как для работодателей, так и для сотрудников:
– Сосредотачивает на долгосрочной прибыли/выгодах. Сотрудники не только пытаются достичь целей на этот год, но и продвигают компанию вперед, чтобы поддерживать ее рост в долгосрочной перспективе.
– Поощряет сотрудников оставаться в компании. С помощью LTI вы показываете своим сотрудникам наиболее важные области для обеспечения непрерывного роста, а их долгосрочная премия заставляет их нести ответственность за реализацию долгосрочной стратегии в течение следующих нескольких лет.
– Экономит время и деньги на при найме ключевых сотрудников. Текучесть кадров может стать ненужной черной дырой для вашей прибыли, особенно, когда большинство сотрудников остаются в компании в среднем только на два года.
Различные типы долгосрочных планов поощрения
По сути, существует четыре различных типа долгосрочных планов поощрения.
LTI привязанный к росту стоимости
LTI привязанный к стажу
LTI привязанный к результативности
Размер премии зависит от того, насколько увеличивается стоимость компании с течением времени.
Может быть получена после определенного количества времени, проработанного в компании
Может быть получена только при достижении установленных уровней результативности
Выдается определенная денежная сумма
Акции ограниченные в обращении
Акции, привязанные к результативности
Какой из них подходит именно вам?
В зависимости от вашей отрасли и вашей юрисдикции вашей компания может лучше подходить один из планов или их комбинация. Поэтому важно понимать положительные и отрицательные стороны каждого из них.
Льгота долгосрочного владения — что это такое и как ею пользоваться? ЛДВ для долгосрочного инвестора
— LTI привязанный к росту стоимости (например, опционы на акции, SAR)
✓ ЗА: Вознаграждения, основанные на оценке стоимости, могут иметь огромные денежные преимущества для сотрудников в случае повышения курса акций компании, особенно в стартапах и растущих компаниях.
✓ ЗА: Этот тип вознаграждения также очень гибок. Вы можете решить, когда и как часто ваши сотрудники будут получать вознаграждения, настроив период наделения правами (т. е. период ожидания до получения 100% права собственности на вознаграждение).
✓ ЗА: Сотрудникам обычно не нужно платить за свои SAR, когда они будут доступны после наделения правами. Это означает, что они просто получают награды без предоплаты.
✖ ПРОТИВ: Однако сотрудники должны платить за свои опционы на акции по заранее установленной цене (цене исполнения), когда они принимают решение об исполнении (покупке) своих опционов после наделения их правами. Они получают прибыль за счет «покупай дешево, продавай дорого».
✖ ПРОТИВ: Эти награды сопряжены с риском, например, они потенциально могут быть бесполезными, когда их стоимость падает ниже цены исполнения (т. е. опцион под водой).
— Вознаграждения с привязкой ко времени/стажу (например, акции ограниченные в обращении, о которых мы уже писали здесь)
✓ ЗА: RSU, гарантированно имеют положительную ценность, поскольку не требуют предоплаты. Таким образом, RSU считаются менее рискованными, чем опционы на акции.
✓ ЗА: У них также есть период наделения правами, что означает, что вы можете настроить процесс предоставления их сотрудникам.
✖ ПРОТИВ: Сотрудники не могут контролировать сроки налогообложения с RSU, поскольку обычный подоходный налог подлежит уплате после того, как переходят права собственности. Но с опционами на акции налог взимается только тогда, когда они решают использовать опционы на акции.
✓ ЗА: LTI, основанные на результатах деятельности, гарантируют, что сотрудники не просто ждут своего наделения правами. Чтобы получить свой бонус, сотрудники должны достичь определенных целей. Легко понять, почему это заманчивый план для компаний.
✖ ПРОТИВ: Однако, если цели поставлены неправильно и слишком сложны для достижения, сотрудники могут потерять мотивацию, поскольку они ничего не получают.
✓ ЗА: Наличные — самая надежная форма бонуса без проблем с разводнением собственности.
✓ ЗА: Это популярная награда LTI для частных компаний, поскольку у них низкая ликвидность и более сложная оценка их акций.
✖ ПРОТИВ: Однако, если возможно, лучше избегать их, поскольку денежный поток важен для роста вашей компании.
✖ ПРОТИВ: Сотрудники, получающие наличные, могут не чувствовать себя настолько заинтересованными в компании, как те, кто получает акции.
Понимание LTIP и наделения правами
Как упоминалось выше, наделение правами — это период ожидания перед получением 100% права собственности на LTI. Например, если ваш период наделения правами составляет три года, премии будут полностью доступны вам (т. е. вы сможете продать и/или использовать их) по истечении трехлетнего периода.
Существует два распространенных способа наделения правами — клифф-вестинг и пропорциональное наделение правами.
Стаж работы в компании
6-летний вестинг частями (пропорционально)
Источник: www.compandben.org
Копи на пенсию смолоду. Как работает программа долгосрочных сбережений
Россияне смогут получить новый инструмент для увеличения пенсии. Минфин и ЦБ разрабатывает программу долгосрочных накоплений на пенсию. Дополнительный доход можно будет получать за счет инвестирования в ценные бумаги. «Ямал-Медиа» выяснил, как это будет работать.
Что такое программа долгосрочных сбережений
Министерство финансов и Центральный банк работают над созданием нового инструмента, который позволит россиянам получать дополнительный доход после выхода на пенсию. Участие в программе долгосрочных сбережений будет добровольным.
Россияне смогут выбрать одного или нескольких операторов, которые будут управлять их деньгами. Сбережения будут формироваться за счет добровольных взносов, материнского капитала, средств накопительной пенсии. Оператор будет вкладывать эти деньги в облигации федерального займа, корпоративные облигации и другие ценные бумаги. Доход от этих инвестиций будет формировать доход от сбережений в будущем, сообщил ТАСС.
Новый финансовый инструмент поможет создать «подушку безопасности» граждан на длительную перспективу. Государство будет стимулировать людей думать о будущем, софинансируя и страхуя эти сбережения.
министр финансов РФ
Авторы инициативы проработают законодательные нормы для создания программы долгосрочных сбережений в первой половине 2023 года.
Фото: PxHere
Страхование и софинансирование
Чтобы простимулировать участие россиян в программе, Минфин допускает софинансирование государством добровольных взносов. Поддержка может составить до 36 тысяч рублей в год.
Государство будет страховать долгосрочные сбережения россиян. Если банк потерял лицензию или обанкротился, его клиенты полностью получают сумму застрахованного вклада (но не больше 1,4 миллиона рублей в одном банке). Программа Минфина предлагает по аналогии страховать долгосрочные сбережения на сумму 2,8 миллиона рублей.
Еще участники программы смогут получить налоговый вычет в размере до 52 тысяч рублей, если за год они вложат в ценные бумаги до 400 тысяч. А в особых ситуациях все накопленные средства можно будет получить разом. Например, если участник программы тяжело заболеет, купит первое жилье или станет инвалидом первой группы.
Фото: PxHere
На свой страх и риск
Кандидат экономических наук, доцент кафедры труда и социальной политики РАНХиГС Константин Добромыслов с сомнением отнесся к идее Минфина.
Я так понимаю, государство обеспокоено накоплениями граждан на их личных счетах и всегда думает, как бы эти деньги изъять. Поэтому придумываются разные истории с накоплениями, инвестициями. Причем понятно, что дорогостоящая пенсионная система всегда испытывает трудности, поэтому государство стремится людей из нее выпихнуть, чтобы меньше было затрат на это.
В разговоре с «Ямал-Медиа» экономист отметил, что у большинства россиян нет денег, чтобы самостоятельно копить на пенсию и откладывать в такой долгосрочной перспективе. Более того, механизм инвестирования в ценные бумаги может быть невыгодным и даже убыточным.
Индексация пенсионных прав гораздо выше, чем любые инвестиционные инструменты. Если вы посмотрите, насколько эффективна индексация страховой пенсии по сравнению тем инвестиционным доходом, который можно получить на бирже, в большинстве случаев страховая пенсия на порядок эффективней пенсионных накоплений.
Инвестиционный процесс достаточно сложен, а обычный человек, как правило, мало понимает в инвестиционных инструментах. Чтобы они приносили доход, нужно постоянно регулировать процесс, покупать и продавать ценные бумаги, но даже в таком случае есть риск потерять деньги.
Добромыслов ответил, что хотя программа предлагает страхование вложений россиян, сумма 2,8 миллиона рублей это не так много. Если разделить ее на условные 20 лет пенсии, на каждый месяц приходится чуть меньше 12 тысяч. Как дополнительная прибавка — возможно, но и она, по словам Добромыслова, «погоды не делает». Участие программы добровольно, и перед тем, как принять такое решение, нужно оценить возможную выгоду и риски.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».
Источник: yamal-media.ru
Долгосрочное планирование на предприятии
В деятельности современного бизнеса долгосрочное планирование — это достаточно важный аспект менеджмента, которому зачастую уделяется слишком мало внимания со стороны руководителей. В то же время долгосрочное планирование — это по-настоящему необходимый элемент ведения предпринимательской и управленческой деятельности, без которого невозможно добиться максимальной эффективности работы компании. Узнайте, как обеспечить долгосрочное планирование на предприятии, зачем оно необходимо и ознакомьтесь с примерами долгосрочного планирования.
Долгосрочное планирование — что это такое
- Краткосрочное планирование. Это — постановка текущих задач, которые необходимо выполнить здесь и сейчас в кратчайшие сроки. Именно ему уделяется наибольшее внимание со стороны менеджмента и именно краткосрочное планирование выступает в качестве самого эффективного и прозрачного инструмента управления бизнесом. Краткосрочное планирование обычно охватывает периоды от дня до месяца.
- Среднесрочное планирование. Это — планирование на более продолжительный период, вплоть до пяти календарных лет, которое учитывает большее количество неопределенных факторов и предполагает возможность заблаговременного реагирования на их изменения, а также устанавливает порядок решения важных задач, которые не могут быть предусмотрены в рамках краткосрочных мероприятий.
- Долгосрочное планирование. Под этим видом планирования подразумевается составление глобального плана действий на продолжительный период — от года до десяти лет, однако в некоторых сферах деятельности такое планирование может охватывать и большие промежутки времени.
Планирование с точки зрения законодательства никак не регламентируется и является сугубо экономическим и управленческим термином. Сейчас все чаще предпочитают разделять планирование на тактическое и стратегическое. Однако имеются и другие терминологии, характеризующие планирование по срокам. Например, отдельно могут рассматриваться как текущее, так и оперативно-календарное планирование.
Долгосрочное планирование в условиях российского бизнеса часто является наиболее недооцененным инструментом со стороны менеджмента компании. Это связано с тем, что в течение продолжительного времени существует огромное количество факторов неопределенности, возникающих из нестабильной экономической, политической и регуляторной обстановки. Поэтому многие предприятия, особенно в сфере малого бизнеса, практически не уделяют внимания долгосрочному планированию, предпочитая использовать вместо него стратегическую постановку глобальных целей и просто движение в направлении исполнения своей миссии.
Чем долгосрочное планирование отличается от других видов плана
Характерными чертами долгосрочного планирования можно назвать постановку крупных и масштабных конкретных целей, которые должны быть достигнуты в течение продолжительного периода. Ключевой особенностью таких целей является полная невозможность их быстрого достижения в течение краткого промежутка времени и необходимость проведения значительной комплексной работы в рамках более коротких сроков и отрезков времени.
Многие специалисты в сфере менеджмента предпочитают также разделять понятия стратегического планирования от долгосрочного. Первое предполагает постановку общих целей исходя из миссии компании и задает лишь вектор развития предприятия, в то время как долгосрочное планирование — это уже составление конкретных механизмов и относительно четких принципов достижения установленных целей.
От среднесрочного планирования долгосрочное отличается также тем, что оно рассматривает ситуацию не только в формате одного глобального проекта, но также в рамках целой ступени последовательных проектов, подлежащих реализации. Более подробно ознакомиться с характерными особенностями долгосрочного планирования можно на наглядных примерах, приведенных далее.
Зачем нужно долгосрочное планирование
Долгосрочное планирование, вопреки распространенному среди российских предпринимателей заблуждению, является необходимым для любой компании. Наличие строгих и четких установленных целей позволяет структурировать деятельность бизнеса в том числе и в краткосрочной и текущей перспективе, позволяя избежать импульсивных и хаотических решений, и давая возможность обеспечить взаимную интеграцию всех происходящих в бизнесе процессов для достижения движения в одном направлении, и, как следствие — повышения экономической эффективности ведения деятельности.
При этом также в рамках долгосрочного планирования предполагается наиболее широкий охват всей структуры предприятия. Например, в рамках краткосрочного планирования может просто не предусматриваться расширение штата компании, а значит — и проведение заблаговременных мероприятий по найму и подготовке нового персонала для открытия новых структурных подразделений. В то же время, когда составлены долгосрочные планы, руководитель может заблаговременно подготовиться к их исполнению.
Кроме этого, долгосрочное планирование обеспечивает дополнительную защиту от простоя бизнеса и всегда позволяет комплексно подходить к решению задач путем задействования всех ресурсов компании. Наличие обширного упорядоченного плана дает возможность действовать тогда, когда текущие задачи выполнены целиком или частично, и когда высвобождаются любые свободные ресурсы, которые можно было бы использовать более эффективными способами.
Как реализовать долгосрочное планирование на предприятии
Вопрос о том, как обеспечить реализацию долгосрочного планирования на предприятии, является одним из наиболее актуальных для менеджеров и руководителей. Долгосрочное планирование, в отличие от краткосрочного, всегда требует прямого участия высшего руководства компании, которое и устанавливает общие планы. В то время как на более коротких отрезках большая часть задач по планированию и выполнению планов может быть возложена на управляющий персонал среднего и низшего звена, в долгосрочном планировании в первую очередь задействованы представители топ-менеджмента.
При осуществлении долгосрочного планирования также необходимо понимать базовые принципы использования этого инструмента в бизнесе. Так, долгосрочное планирование должно быть:
Кроме этого, при составлении долгосрочного плана развития предприятия необходимо сразу понять, будет ли этот план жестким, либо же гибким. Жесткий план предусматривает постановку строго определенных целей в виде конкретных показателей на строго определенный период. Преимуществами жесткого планирования можно назвать повышенный уровень дисциплины, прозрачность инструмента и возможность глубокой проработки всех мероприятий для последующей его реализации.
При этом жесткое планирование не требует регулярного пересмотра и затрат времени и позволяет единожды составить четкую структурированную последовательность действий и вернуться к долгосрочному планированию лишь по завершении текущего проекта. Жесткое планирование чаще всего применяется в наиболее медленных и традиционных сферах бизнеса, например, в строительстве.
В противоположность такому подходу, все больше предприятий сейчас предпочитают гибкое планирование даже в долгосрочной перспективе. Это значит, что по мере выполнения краткосрочных и среднесрочных целей проводится анализ деятельности предприятия и достижения поставленных ранее долгосрочных планов. В соответствии с этим, долгосрочные планы корректируются, продлеваются на новый период. Такой подход позволяет более эффективно реагировать на различные изменения во внешних факторах, влияющих на бизнес.
Кроме этого, гибкое планирование дает возможность стабильно развиваться на протяжении долгого периода, а не проходить ступенчатый маршрут развития. Конечно, имеются у этого подхода и недостатки. Например — невозможность столь глубокой детализации, как при жестком планировании.
В любом случае, каждый менеджер в первую очередь должен понимать, что долгосрочное планирование является сугубо индивидуальным для каждого отдельного бизнеса. Ведь каждое предприятие имеет свою специфику деятельности — свой коллектив, свои базовые цели и принципы, свое уникальное предложение. Поэтому даже успешный для одного бизнеса долгосрочный план может оказаться провальным при применении его к другому предприятию.
Иногда долгосрочное планирование компании могут направить на аутсорсинг. То есть — воспользоваться для него услугами приглашенных сторонних специалистов. Такой подход позволяет проанализировать дополнительные возможности, которые могли быть упущены руководством компании, высвобождает ресурсы и обеспечивает дополнительную независимость составленных планов и проведенных оценок.
Пример долгосрочного планирования в бизнесе
Лучше всего понять, как именно проводится долгосрочное планирование, и чем оно отличается от составления планов на другие временные периоды, можно на наглядных примерах. Например, в отношении компании, производящей обувь, долгосрочное планирование может предусматривать:
- Создание новой линейки женской обуви, когда раньше компания выпускала только мужскую обувь. Такая цель относится именно к долгосрочному планированию, ведь на текущем этапе у компании нет свободных производственных ресурсов, необходимого штата специалистов и проработанных моделей обуви. А вот открытие новой линейки мужской обуви вполне могло бы относиться к среднесрочным планам, так как не предусматривает масштабное расширение целевой аудитории и предполагает лишь разработку новых моделей, без расширения производства.
- Открытие представительства в другом регионе. Эта задача может быть отнесена как к среднесрочным планам, если у предприятия уже имеются ресурсы, так и к долгосрочным, если на текущем этапе начать работу в другой области не представляется возможным.
- Суммы ежегодных доходов и расходов. Достижение определенных экономических показателей — практически универсальный элемент любого долгосрочного планирования. Например, если в 2021 году доход обувной компании составлял 15 млн. рублей в год, она может установить показатель в 70 млн. рублей в год к 2025 году, что будет влиять на последующую постановку краткосрочных и среднесрочных задач. Так, например, наличие такого долгосрочного плана может повлиять на краткосрочные задачи путем снижения расходов по направлению открытия небольших филиалов в пользу экономии для открытия представительств в других регионах или новой производственной линии. При отсутствии долгосрочного планирования, конечно же, руководитель выбрал бы более выгодные в текущей перспективе решения, не задумываясь о перспективах.
Источник: delatdelo.com
22.1. Долгосрочные целевые программы
Целевые бюджетные программы — это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально- экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач и требующих государственной поддержки.
С точки зрения организации бюджетного процесса именно целевые программы как основная форма реализации программно- целевого планирования имеют целый ряд существенных преимуществ, к числу которых относятся: четкая привязка к функциональной и ведомственной классификации и, как следствие, упрощение процедуры планирования и отчетности, сосредоточение ответственности за достижение результатов и полномочий по реализации программы у одного администратора, возможность ее преобразования в случае соответствия определенным критериям в федеральную целевую программу (подпрограмму).
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет порядок формирования и реализации долгосрочных целевых программ.
Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.
Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формировании и реализации устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.
Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган.
По каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценки устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
По результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации.
В случае принятия данного решения и при наличии заключенных во исполнение соответствующих программ государственных (муниципальных) контрактов в бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении.
Долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации (местному бюджету) на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов). Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
Примерами федеральных целевых программ являются: программа «Жилище» (на 2002—2010 гг., объем финансирования — более 137,5 млрд руб.), программа развития Калининградской области на период до 2010 г. (объем финансирования — более 92,9 млрд руб.), программа экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера до 2011 г. (объем финансирования — около 2,7 млрд руб.).
В табл. 22.1 приведены мероприятия, которые осуществляют органы государственной власти по реализации долгосрочных (федеральных) целевых программ (ДФЦП) при осуществлении бюджетного планирования.
Однако, несмотря на реализуемые в последнее время меры по более эффективному использованию преимуществ федеральных целевых программ, сложившиеся процедура и методология их разработки и реализации не полностью соответствуют требованиям программно-целевого метода планирования. Не в полной мере осуществляется финансирование программ, в течение года финансирование осуществляется неравномерно, многие из программ были профинансированы полностью лишь в четвертом квартале. Особое внимание уделяется не только законности трат, но и эффективности использования бюджетных средств (так называемом «аудите эффективности»).
Наряду с формированием финансовых стимулов для распространения программно-целевых методов планирования необходимо создать и поддерживать заинтересованность субъектов бюджетного планирования в инициировании ведомственных целевых программ путем расширения их полномочий при управлении программными расходами по сравнению с управлением сметными расходами.
Принципы, лежащие в основе процесса оценки целевых программ, зависят от целей, которые ставят заинтересованные в оценке лица. Предпосылки и цели проведения оценки могут быть различными и возникать на различных этапах реализации программы.
1. Рассматривает совместно с МФ РФ и МРР РФ концепции и проекты ДФЦП, предлагаемых для реализации за счет средств федерального бюджета начиная
с очередного финансового года или планового периода, предложения о внесении изменений в утвержденные ДФЦП
1. Представляют в МФ РФ и МЭР РФ предложения по внесению изменений в распределение бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и первый год планового периода и распределению бюджетных ассигнований на второй год планового периода в части, касающейся ДФЦП
2. Подготавливают предложения по изменению объема и (или) структуры расходных обязательств РФ на очередной финансовый год и первый год планового периода и объему и (или) структуре расходных обязательств РФ на второй год планового периода, в том числе концепции и проекты ДФЦП, предложения по изменению бюджетных ассигнований на реализацию утвержденных ДФЦП и ведомственных ЦП
1. До 30 декабря года, предшествующего текущему финансовому году, утверждает концепции ДФЦП, предлагаемых для реализации начиная с очередного финансового года или планового периода
2. До 15 июня текущего финансового года утверждает ДФЦП,
1. До 15 декабря года, предшествующего текущему финансовому году, принимает решения о представлении на рассмотрение Правительства РФ концепций ДФЦП, предлагаемых для реализации начиная с очередного финансового года или планового периода
В общем случае предметом оценки являются отдельные ключевые параметры программы. Такими параметрами могут являться:
• эффективность механизма выполнения программы;
• социально-экономический эффект, оказываемый программой на развитие города;
• соответствие программы интересам общества и т.д.
Таким образом, классифицировать виды оценки целесообразно по двум основаниям — по стадии реализации оцениваемой программы и по параметру оценки.
1. Классификация видов оценки в зависимости от стадии ее проведения:
• предварительная — оценка программы до начала ее реализации. Целями проведения оценки на предварительной стадии являются анализ качества проекта программы, оценка целесообразности реализации программы с точки зрения социально-экономического развития, составление рейтинга целевых программ;
• промежуточная — оценка на стадии реализации программы. Целью проведения оценки на промежуточной стадии является корректировка программы в случае возникновения критических отклонения фактических значений показателей от плановых;
• обобщающая — оценка на стадии завершения реализации программы. Целями проведения оценки на завершающей стадии является экспертиза результативности и эффективности программы, анализ причин отклонения от целевых установок и принятие адекватных управленческих решений.
2. Классификация видов оценки в зависимости от цели оценки (параметров оценки):
• оценка потребности — оценка социально-экономических условий, которые привели к необходимости в реализации программы;
• оценка процесса реализации — анализ качества подготовки программы (состав и компетентность разработчиков, анализ методических материалов, использовавшихся при разработке, логическая схема программы, экспертиза содержания и ресурсной обеспеченности программы);
• оценка влияния: а) выявление причинно-следственных связей между параметрами социально-экономического развития и программными мероприятиями; б) оценка степени воздействия программы на социально-экономическое развитие;
• экспертиза результатов, достигнутых в ходе выполнения программы, сравнение полученных результатов с запланированными;
• измерение положительных результатов и прочих благ, предоставленных программой, в расчете на одного реципиента (вы- годополучателя программы);
• оценка эффективности — сопоставление результатов программы с затраченными в ходе ее реализации ресурсами. Главная задача оценки эффективности — поиск наиболее эффективных (минимальных по ресурсным затратам) вариантов решения проблемы.
Необходимо отметить, что оценка результативности реализации целевой программы является промежуточной по отношению к оценке эффективности. Результативность отражает достижение программой поставленной цели, а также выполнение задач и мероприятий, направленных на достижение цели программы. Под оценкой результативности подразумевается сравнение фактических результатов с целевыми установками. Условием реализации этого вида оценки являются четко поставленные цели и задачи программы.
Источник: all-sci.net