Выбор программы для записи звука, на самом деле, мало на что влияет — все они хорошо справляются со своими задачами. Существует большое количество так называемых секвенсоров, или цифровых аудио станций — программ, позволяющих записывать и воспроизводить много аудио файлов одновременно. Кроме этого, они дают возможность разрезать файл на части, двигать, перетасовывать их между собой; а также — изменять высоту звука, скорость воспроизведения, растягивать звук. В общем, редактировать запись как угодно.
В любой из этих программ можно и все записать, и смонтировать, и свести, и отмастерить. Также, все они поддерживают работу с MIDI — в них можно сэмплировать инструменты.
Современные программы для записи музыки различаются, по больше части, только интерфейсом. Функционал везде примерно одинаковый. У меня нет обширного опыта работы со всеми популярным цифровыми аудио станциями, поэтому мой обзор не является попыткой объективного суждения. Просто расскажу, как я их вижу, и в каких случаях я их использую:)
Как Профессионально Записать Вокал в ДОМАШНЕЙ СТУДИИ | Максимальное КАЧЕСТВО из Любого МИКРОФОНА
Steinberg Cubase
Не могу сказать, что интерфейс простой. Но огромное количество настроек и функций создает гибкость. Стоит отметить, что именно Steinberg являются одними из создателей формата плагинов VST, которым сейчас пользуется весь мир. Конечно, их продукт отлично поддерживает любые такие плагины. Cubase хорош не только как аудио редактор, но и как MIDI редактор.
Мой опыт работы с ним сводится ко второму случаю. Одно время поддерживалась разновидность этой программы — Steinberg Nuendo, имевшая мало отличий от Cubase.
Cakewalk Sonar
Интерфейс этой программы проще, чем у Cubase. Многие мои знакомые работают именно в этой программе, записывают, монтируют, сэмплируют и сводят. Сам я очень доволен MIDI-редактором Sonar’а, режимом рисования нот на нотном стане. Этот редактор содержит мало функций, зато прост и безотказен. Я говорю именно о забивании нот в компьютер, а не о создании партитур для распечатки.
Почти никакой нотной графики тут нет.
Magix Samplitude
Интерфейс не очень сложный, сравним с Sonar. Исторически сложилось, что я пользуюсь именно Самплитудом. Дело в том, что когда я впервые попал в студию и наблюдал за работой профессионального звукорежиссера, он пользовался этой программой. Так я получит первый бесплатный опыт и затем уже не перешел ни на какой другой секвенсор.
Хотя, надо признаться, Sonar выглядит со стороны чуть более удобным:) Кроме этого, в Samplitude довольно сыро реализована работа с нотным станом. Много глюков, связанных с отображением и распечаткой нот (режим Score), хотя другие режимы работают замечательно.
Dig >Принципиальное отличие этой программы от других в том, что Digidesign также создает и аппаратуру, заточенную под свой редактор. Конечно, это сказывается на качестве и удобстве работы. Сам по себе ProTools имеет понятный интерфейс и удобные средства редактирования звука.
Apple Logic Pro, Ableton Live
К сожалению, сам я ни с одной из этих программ не работал, хотя многократно видел, как это делают другие. Тем не менее, они достаточно популярны и нельзя не упомянуть их в обзоре.
Adobe Audition, Fruity Loops
Эти редакторы, насколько я встречал, меньше используются среди профессионалов, чем вышеперечисленные. Но у них есть свои сторонники и они регулярно обновляются.
Я использую Magix Samplitude. Но если бы я еще не имел отточенных навыков работы ни с одной из описанных программ, то я бы выбрал для себя Cakewalk Sonar, потому что работа с MIDI там реализована лучше. В остальном, я полностью доволен Samplitude. На его примере я и покажу, как всё можно делать:)
Итак, теперь можно перейти к установке и настройке звукозаписывающей программы. В следующей статье мы займемся установкой Magix Samplitude 12.
Как подготовиться к записи и добиться лучших результатов при работе с вокалом.
Запись вокала, как и его последующая обработка, требует серьезной подготовки. Речь идет не столько о выборе плагинов и программ, сколько о создании подходящих условий для эффективной сессии записи. Задача звукорежиссера и продюсера заключается в правильном распределении сил и времени, выборе подходящего микрофона и создании комфортной для вокалиста атмосферы, в которой ему будет легче работать.
Специально для тех, кто собирается записывать вокал, продюсер и звукорежиссер Нуно Фернандес рассказал о семи важных вещах, которые облегчат процесс и сделают его эффективнее. Ну а мы несколько дополнили и расширили его рассказ.
1. Распределение времени и сил
Задача продюсера заключается не только в принятии важных решений относительно самой музыки, но и в создании таких условий работы, при которых музыканты покажут максимум своих исполнительских возможностей. Это особенно ярко проявляется во время работы с вокалом: продюсер должен внимательно относиться к вокалисту и создавать для него комфортные условия, которые в итоге приведут к качественному исполнению.
Можно писать вокал целый день, но не записать ничего. Дело в том, что силы вокалиста довольно ограничены, поэтому у вас есть всего несколько часов на то, чтобы сделать качественную запись. Спустя несколько часов человек перестанет петь мощно и энергично: безостановочное пение выматывает исполнителя и его связки, поэтому с каждым часом шансы на отличный дубль уменьшаются.
Делайте перерывы в записи, даже если вокалист против этого.
Эмоции также играют важную роль при записи вокала: вокалист должен понять эмоциональный фон песни и передать его в своем исполнении. Если песня агрессивная, а вокалист ходит в легкомысленном настроении, то вам нужно что-то придумать, чтобы настроить его на нужный лад. Возможно, вокалист в итоге будет злиться на вас, но если это приведет к нужному исполнению вокальной партии (а это самое важное для нас), то игра стоит свеч. В конце концов, обиды забудутся, а ваши отношения не испортятся.
Фредди Меркьюри определенно не испытывает дискомфорта в студии.
Добиться в домашних условиях студийного качества записи невозможно, однако при правильном подходе можно получить достаточно качественную запись вокала. Многое зависит от того, какое звукозаписывающее оборудование применяется в процессе записи, методов его использования, последующей обработки. Рассмотрим самое необходимое оборудование для записи голоса и программное обеспечение.
Выбор микрофона
Самое первое, на что нужно обратить внимание – выбор микрофона. Именно от его качества будет зависеть итоговый результат. Для записи вокала в домашних условиях можно выбрать один из трёх типов микрофонов, каждый из которых обладает своими преимуществами и недостатками.
- Микрофон с подключением через USB-порт. Один из самых бюджетных вариантов для начинающих музыкантов. Помимо относительной дешевизны, имеет конденсаторный капсюль;
- Динамический. Такие микрофоны часто используются для радиовещания. Менее чувствительны, чем USB-микрофоны, но обладают более тёплым звучанием. Улавливают минимум посторонних шумов, но и петь в такой микрофон приходится с очень близкого расстояния;
- Конденсаторный. Отличается насыщенными средними и высокими частотами, активно используются студиями для инструментальных и вокальных партий. Стоимость варьируется, в зависимости от технических характеристик, производителя и модели. Требуют фантомного питания;
Создание музыки – достаточно индивидуальный процесс, поэтому микрофон нужно выбирать, исходя из особенностей звучания композиции. Чтобы добиться более качественного звука, лучше подключать микрофон не напрямую к компьютеру, а через внешнее оборудование (предусилитель, динамический процессор, микшер). Некоторые модели этих устройств «заточены» именно для вокала. Их использование делает звук более чистым, прозрачным.
Также желательно обзавестись микрофонной стойкой. Наличие поп-фильтра тоже не будет лишним, т.к. в процессе записи слова, которые начинаются с букв «Б», «П», «С» могут вызвать перегрузку микрофонного капсюля, что негативно отразится на качестве записи вокала. Чтобы снизить уровень посторонних шумов и вибраций к минимуму, можно использовать антивибрационное крепление. Встречаются модели микрофонов с таким креплением, входящим в стандартную комплектацию.
Организация помещения
Как известно, звук имеет особенность отражаться от поверхностей (пола, потолка, стен). И если в обычной жизни мы этого не замечаем, то на записи голоса это может отразиться негативным образом – особенно, если используется чувствительный микрофон. Каждый, кто желает делать музыку на высоком уровне, должен изначально позаботиться о надлежащих условиях помещения, в котором будет осуществляться запись голоса.
В профессиональных студиях этот вопрос решается путём создания специальной вокальной камеры. В домашних условиях для создания подходящих условий можно использовать различные звукопоглощающие материалы: изоляционный фильтр, пенопласт, поролон и т.д. Не обязательно подвергать отделке всю комнату – достаточно оборудовать своеобразную стенку из абсорбирующих материалов сзади и по бокам микрофона. Также для минимизации шумов можно применить акустическую панель.
В процессе записи вокала используются наушники закрытого типа. Делается это для того, чтобы микрофон не улавливал звук из акустической системы. При работающей АС звук заметно ухудшится, могут появиться неприятные шумы, свист. Наличие сплиттер-усилителя позволит использовать несколько наушников. Таким образом, для каждого человека, участвующего в записи, можно настроить желаемый уровень звука отдельно.
Программное обеспечение
Софт для записи вокала подбирается индивидуально, исходя из личных предпочтений. Практически каждая программа для создания музыки оснащена специализированным набором инструментов для работы с голосом. Наибольшей популярностью среди музыкантов пользуются следующие программы:
- Sound Forge;
- FL Studio;
- Adobe Audition;
- Steinberg Cubase;
- Cakewalk Sonar и др.;
Лучше использовать программу, интерфейс которой интуитивно понятен для пользователя. Конечно, каждая программа имеет свои возможности, но если необходимости в создании сложного микса нет, то одной из вышеперечисленных программ будет вполне достаточно.
Профессионалы рекомендуют применять в процессе записи минимальный набор эффектов, т.к. при обработке устранить их будет невозможно. Лучше записать вокал вообще без эффектов, добавив нужные после окончания записи. Практически каждая программа позволяет подключать сторонние VST-плагины, благодаря которым можно получить идеальное звучание всей композиции.
Причём, экспериментировать с ними можно до бесконечности. Каждый плагин предлагает пользователю свой эффект. Их сочетание порой позволяет добиться весьма интересных и неожиданных результатов.
Постобработка
Независимо от того, где производилась запись голоса, на студии или в домашних условиях, всегда будут какие-то мелкие погрешности, посторонние шумы, фальшиво спетые ноты, призвуки, скрипы. Все эти недостатки можно устранить. Разумеется, для этого нужно хорошо изучить используемое программное обеспечение. Среди основных этапов постобработки вокала можно выделить:
- Удаление щелчков, призвуков, шумов и других артефактов, получившихся в процессе записи;
- Выравнивание основных и подавление второстепенных частот, обработка эквалайзером для придания голосу естественности;
- Создание единого уровня компрессии: выравнивание громкости, нормализация, уменьшение резких пиков;
- Сведение вокальной партии с основным треком, исправление фальшивых нот;
Не стоит применять одинаковую обработку для всей вокальной записи. Лучше разделить партию голоса на отдельные сэмплы, после чего заниматься с каждым из них по отдельности. Ведь в разных частях музыкального произведения вокалист поёт по-разному: например, куплет – тише, припев – громче. Поэтому добиться одинакового звучания и экспрессии, применяя одинаковую обработку для всего трека, не получится. Идеальным считается результат, где каждое слово песни хорошо воспринимается слушателем, передавая эмоции исполнителя.
Компрессия и эквализация
Одни из важнейших способов обработки вокальной партии после записи. В каждой песне присутствуют слова, спетые тише или громче остальных. При прослушивании вокальной партии отдельно от всей композиции, это практически незаметно. Но при сведении с «минусом» слова, спетые тише других, попросту выпадают из композиции. Исправить эту проблему поможет компрессор.
Его применение позволяет выровнять громкость звучания отдельно выбранного в музыкальном редакторе отрезка, либо всей композиции. Пользователь может вручную установить уровень выравнивания.
Эквализация работает по аналогии с компрессором, воздействуя на частотный диапазон, присутствующий в аудио. В сети Интернет есть немало статей на эту тему, но написать единое руководство, идеально подходящее под все случаи, невозможно. Со временем, набравшись опыта, вы сами поймёте, в каких случаях и каким образом нужно применять эквализацию. Оба эти способа обработки звука присутствуют в каждой из вышеперечисленных музыкальных программ.
Полезные советы
В процессе записи вокала рекомендуется сделать несколько дублей. После этого нужно выбрать наиболее удовлетворительный результат, но остальные треки – удалять не стоит. Даже в самом удачном дубле можно найти неидеальные места, вместо которых можно вставить хорошо получившийся отрывок из неудачного дубля. Такой подход позволит вам значительно сократить время и силы.
Обязательно создайте копию необработанной дорожки вокала! При наличии фальши, выполнять исправления лучше на небольших фрагментах трека – в местах, где проблемы музыкального строя очевидны. При этом полагаться рекомендуется на свой слух, а не на показатели программы.
Вокалист должен чувствовать себя комфортно, расслаблено и уверенно. Излишняя стеснительность пагубно сказывается на передаче эмоций. В некоторых случаях, для повышения энергичности исполнения, вокалисту нужно отойти подальше от микрофона и петь громче. Важное замечание: в течение дня голос меняется, поэтому стоит попробовать сделать запись в разное время суток.
Источник: planshet-info.ru
Запись вокала в домашних условиях
Бытует мнение, что качественную запись вокала можно сделать только в специальных студиях для записи, и что дома такую звукозапись создать невозможно. Это мнение ошибочное. Записаться дома можно даже гораздо качественнее, чем в средней звукозаписывающей студии. И это потребует от вас только однократного вложения денежных средств, в отличие от звук. студий, где нужно платить за каждый час работы.
Создать качественную запись дома не так уж и сложно (страшно) как кажется на первых взгляд. Для этого не нужны такие вещи, как мега-дорогая звукоизоляция и навороченный пульт. Не стоит слепо верить тому гуру, кто вам скажет, что качественная запись в домашних условиях — это миф.
Если он, знает тысячу наименований различного оборудования для звукозаписи, и возможно даже «видел» и «трогал» большинство из них, это не значит, что он способен ими правильно пользоваться. Большинство студий делают звукозапись настолько отвратительно, что потом уже никто ее не сможет исправить — привести к более-менее нормальному качеству.
А все потому, что действительно профессиональных студий (в России) всего лишь единицы. Любой желающий после прохождения двухнедельных курсов по муз. редакторам уже получает диплом звукорежиссера. К тому же в нормальной студии работают несколько команд специалистов, каждая из которых хочет получать хорошие деньги за свою работу. Естественно, вам придется отдавать эти самые деньги. В общем, так происходит во многих сферах деятельности.
Реализуем запись вокала у себя дома.
Для домашней записи вокала у себя на компьютере потребуются специальный микрофон для вокала, усилитель для микрофона, звуковая карта и конечно же хорошая программа-редактор для звукозаписи. От качества данного оборудования и программ на все 100 % зависит качество вашей будущей записи и результата в конце. Следует помнить, что обработка вокальной записи должна быть сведена к минимуму , иначе звучание голоса будет сильно отличаться от естественного.Также нужно знать, что каждое устройство участвующее в записи, даже самое мега-дорогое, на выходе искажает оригинальный звук. Поэтому, чем меньше будет использоваться устройств при записи, тем натуральнее и естественнее будет звучать голос при прослушивании трека.
Микрофон для записи вокала
Существует очень много разновидностей микрофонов. Под каждый муз. инструмент обязательно найдется своя модель студийного микрофона. О выборе вокального микрофона подробнее можно прочитать вот в этой статье -> Виды студийного микрофона
Об усилителе для микрофона
Конечно же можно записаться просто воткнув штекер микрофона в специальный вход на звуковой карте. Но в таком случае мы получим, во-первых, очень тихую с высоким уровнем шума запись, во-вторых, само звучание будет как-бы суховатое. Поэтому все таки лучше использовать усилитель для микрофона. Без этого устройства невозможно получить живое, «студийное» звучание.
Усилитель для микрофона можно приобрести в тех же самых магазинах, где продаются микрофоны. Впрочем, для этой цели также может подойти микшерный пульт. Или даже старый проигрыватель виниловых пластинок, но как альтернативный вариант. Собственно, любой аппарат, который имеет специальный вход (разъем) для микрофона ( только не надо путать с линейным входом).
При выборе альтернативного устройства следует обратить внимание:
На соответствие сопротивления микрофонного входа усилителя сопротивлению вокального микрофона (единица измерения — Ом);
Чтобы было минимум шумов и точная передача звукового сигнала.
В профессиональной записи вокала неприемлемо использование эквалайзера. Если он встроен в пред усилитель, то лучше поставить все регуляторы в минимальное положение, а если возможно, то совсем отключить эквалайзер.
О звуковой карте
Профессиональные звуковые карты стоят от 500-600 $. Но и тут, решающее значение имеет не её стоимость. Во-первых, смотрите на то, чтобы звуковая карта имела возможность записывать и воспроизводить звук с частотой дискретизации не менее 96000 Гц (Hz) и разрядностью также не менее 24 Бит (bit). Наиболее популярные модели с такими параметрами: Creative SoundBlaster, Yamaha (полупрофессиональная),Creative SB и др.
Другими словами, если вы желаете получить у себя дома хорошую, качественную запись, то лучше не экономить на звуковой карте. Как минимум выбирайте из полупрофессиональных карт.
Звукозапись и постобработка
На тот случай, если вы будете записываться дома, а сведение и обработку планируете доделывать в студии, то следует знать, что студии работают только с «сырыми» исходниками . Поэтому, после того как записались дома, не нужно вносить в свою запись никаких изменений.
Также запомните еще одно простое правило – проблемы с записью лучше всего решаются на ранних стадиях их появления. Например, легче научиться мягко про певать «взрывные» согласные («п», «б»), а также шипящие звуки, чем постоянно исправлять эти дефекты в своей записи без ущерба для ее качества.
Как писалось ранее, голос на записи должен звучать естественно и чисто. Даже принято считать дурным тоном, если на вокал накладываются множество эффектов. (за исключением случая, когда специально создается экспрессивный эффект).
В целом, в вашей записи должна присутствовать только минимальная реверберация и эквалайзер для того, чтобы убрать шумы на частоте 50 Гц-Hz, и то крайне аккуратно — предварительно убедившись, что эти самые шумы действительно очень значительны. Рекомендую пользоваться программой iZotope RX — на мой взгляд, самая лучшая для удаления шумов. Чтобы увеличить высокие частоты, не следует пользоваться эквалайзером. Для этого лучше всего подойдет Exciter-эксайтер (из знаменитого пакета эффектов Hyperprism).
Также добавлю, что для удобного процесса записи вокала, вам еще понадобятся такие простые приспособления, как стойка для микрофона и экран (устанавливается между микрофоном и певцом). Кстати, чтобы не покупать экран за немалые деньги, можно сделать его самостоятельно из капроновых колготок.
Мониторинг звука
Без качественного мониторинга аудиозаписи все равно что стрелять вслепую по мишени. В таком случае хорошего сведения вам никак не получить.
В качественную систему мониторинга должны входить:
Усилитель мощности
Профессиональные наушники
Акустическая система (колонки)
Каждое оборудование должно озвучивать диапазон частот не меньше 20 Гц — 20000 Гц. Производитель обязан указывать эту информацию в документации или на самом продукте. Если вдруг хотя бы одно устройство из этих трех выдает меньший диапазон частот, то советую им не пользоваться, т.к. вы не услышите никаких изменений в своей записи при работе с ней.
Немного подробнее о каждом устройстве.
1. Усилитель мощности
Усилитель музыкального центра в нашем деле не подойдет. Нужно отдельное устройство. Например отлично подойдет аппарат под названием Amplifier — это типичный стереофонический усилитель мощности.
Усилители такого плана обычно продаются в магазинах, по продаже аудиотехники. В среднем их цена 5000 — 8000 руб. Бывает и выше. Тут получается так, что чем больше мощности выдает усилок, тем выше его цена. При работе со звуком в домашних условиях с лихвой хватит и шестидесяти ваттного.
Не рекомендую брать усилитель сильно распространенных фирм — таких, как LG, Samsung, Sony. Товары для массового потребления не славятся своим качеством и долговечностью. И еще: при покупки аудио оборудования от фирмы Technics, опасайтесь подделок.
2. Профессиональные стерео наушники
Существуют 3 типа наушников:
— Закрытые
— Полуоткрытые
— Открытые
Для работы в домашних условиях лучше всего подойдут либо полуоткрытые либо закрытые наушники. Но какие бы вы не использовали, звучание одного и того же трека, через колонки и в наушниках заметно отличается, даже если эти устройства дорогие и качественные. Поэтому для насыщенного мониторинга вам понадобится акустическая система.
3. Акустическая система (колонки)
Ваша «акустика» должна быть, как минимум, трех полосной (низкие, средние и высокие частоты воспроизводимые разными динамиками), и конечно же должна иметь диапазон от 20 до 20000 Гц. и более.
При покупки любого из вышеописанного оборудования не стоит полагаться на «умных» консультантов-продавцов, которые зачастую сами толком не знают, что у них лежит на прилавке. Поэтому, следует внимательно прочитать характеристики покупаемого устройства, дабы потом не портить себе настроение при работе с ним.
А теперь еще раз вкратце, напомню последовательность подключения необходимого оборудования.
-> Подключаем микрофон к пред усилителю в спец. вход для микрофона.
-> Линейный выход пред усилителя соединяем с линейным входом на звуковой карте.
-> К линейному выходу звуковой карты подключаем усилитель мощности.
-> С усилителя мощности звук подается на наушники и акустич. систему (колонки) .
Записываться в своей домашней студии гораздо привычнее, уютнее и вы всегда можете отвлечься на чашечку кофе, а потом снова уйти в свой мир звукозаписи именно в тот самый необходимый вам момент — момент когда пришло искреннее вдохновение!
Источник: nagitaru.ru
Обработка голоса в домашних условиях. Программа для обработки голоса
Современные компьютеры в плане работы с мультимедиа предлагают любому пользователю широчайшие возможности для создания музыки и записи вокала даже без использования профессиональных студий и «железного» оборудования. Все это можно сделать в домашних условиях. Далее остановимся на одном из важнейших этапов при создании музыкальных композиций – записи и обработке голоса. Процессы эти являются достаточно трудными даже для профессионалов, поскольку необходимо иметь не только хороший слух, но еще и учитывать огромное количество сторонних факторов. В предлагаемом ниже материале будут рассмотрены базовые понятия и инструменты, причем исключительно в общих чертах, поскольку в каждом конкретном случае и для каждого типа вокала используемые методы обработки могут быть совершенно разными, равно как и варианты подхода к записи и последующему редактированию.
Профессиональная обработка голоса в домашних условиях: возможно ли это?
Действительно, многие пользователи или начинающие вокалисты интересуются, можно ли дома, не отходя от компьютера, записать вокал для песни так, чтобы он звучал на профессиональном уровне. Можно! Но для этого потребуются специальные знания в области записи и обработки голоса, а также хотя бы минимальные навыки работы со студийным оборудованием.
Но даже при соблюдении этих условий о записи качественного вокала дома, в частности, если речь идет о квартире в многоквартирном доме, можно даже не мечтать. Во-первых, это связано с посторонними шумами (движение транспорта на улице, хлопанье дверей у соседей и т. д.).
Несмотря даже на использование самых продвинутых программ, избавиться от всего этого в полной мере будет невозможно. Во-вторых, для получения «сухого» вокала без всяких примесей необходимо специально оборудованное для этого помещение с соответствующей звукоизоляцией. Сомнительно, конечно, что в квартире можно будет оборудовать такое помещение, даже обклеив стены лотками из-под яиц (как это практиковалось многими музыкантами, когда профессиональные студии для них были недоступны). Впрочем, если уж на то пошло, лучше оборудовать для себя студию в загородном доме (так и шумов не будет, и соседи вас не услышат).
Что нужно для качественной записи вокала?
Теперь несколько слов об оборудовании. Первым делом необходимо выбрать микрофон. Совершенно необязательно, чтобы это была модель профессионального уровня и стоящая баснословную сумму денег. Дорогой еще не значит качественный. Некоторые студийные модели для домашних условий просто не подойдут в силу специфики и условий использования.
Однако в любом случае лучше отдать предпочтение динамическим или конденсаторным микрофонам, в зависимости и от типа голоса, и от стиля музыки.
Второй момент связан с выбором программного обеспечения и дополнительных эффектов. Сразу же следует обратить внимание на то, что студийные приложения, музыкальные секвенсоры и программы для обработки голоса очень требовательны к аппаратной части компьютерной системы. Поэтому использовать конфигурации со звуковыми картами, встроенными в материнскую плату (Sound-on-Board), не рекомендуется категорически.
Оптимальным вариантом станет покупка внешней саундкарты (можно даже полупрофессионального уровня и среднего ценового диапазона).
Выбор программы для обработки голоса
Следующий шаг – выбор программы. Здесь все зависит от того, какие именно действия будут производиться с вокалом (только запись, запись с последующей обработкой эффектами, «подтягивание», сведение с основным музыкальным треком и т. д.).
В связи с этим можно выделить несколько типов приложений для обработки голоса в разных ситуациях:
- аудиоредакторы с возможностью мультитрековой записи, обработки и сведения (Cool Edit, Sound Forge, Adobe Audition, Cockos Reaper и т. д.);
- секвенсоры (FL Studio, Cubase, Cakewalk Sonar, Ableton Live и др.);
- подключаемые виртуальные эффекты форматов VST, DX, RTAS;
- узконаправленные приложения для корректировки вокала.
Аудиоредакторы
Итак, начнем именно с аудиоредакторов. Одним из самых простых приложений можно назвать программу Cool Edit Pro, которая стала прародительницей пакета Adobe Audition. Обработка голоса в Adobe Audition мало чем отличается от того, что можно сделать в Cool Edit (у программ даже интерфейс однотипный, но Audition имеет несколько больше возможностей).
В этих приложениях можно осуществить и запись, и обработку встроенными инструментами и эффектами, и полное сведение в мультрековом режиме. Для всех приложений, позволяющих производить обработку голоса, есть одно главное условие – накладывать эффекты вроде реверберации необходимо только после записи, а не применять их в реальном времени непосредственно в процессе рекординга.
Если не говорить о добавлении объема с использованием ревербераторов, одними из основных инструментов являются следующие:
- компрессоры (Compressor) для сжатия динамического диапазона частот;
- де-эссеры (De-Esser) для сглаживания шипящих звуков в виде соответствующих согласных;
- де-нойзеры (De-Noiser) для удаления посторонних шумов;
- энхансеры (Enhancer), виталайзеры (Vitalizer) и другие эффекты для расширения диапазона голоса и стереонапанорамы;
- хорусы (Chorus) и гармонайзеры (Harmonizer) для создания эффекта нескольких голосов и хоровых распевок;
- нормализаторы (Normalizer) для выравнивания громкости;
- эквалайзеры для подстройки частот.
Музыкальные секвенсоры и виртуальные студии
Что касается музыкальных программ этого направления, в них тоже имеются достаточно интересные инструменты для записи и обработки голоса.
Так, например, в программе FL Studio можно воспользоваться инструментарием специального плагина Edison, входящего в основной набор приложения. Он больше ориентирован именно на запись голоса с последующей обработкой, но может использоваться и для уже записанных в других программах вокальных партий.
Специализированные утилиты для «подтягивания» вокала
Обработку голоса для песни невозможно представить себе и без редактирования высоты тона спетых нот. Трудно себе представить, что любой человек способен спеть вокальную партию так, чтобы она в полной мере и абсолютно соответствовала стандартным высотам нот и их частоте (например, «ля» первой октавы 440 Гц). Поэтому для такого типа редактирования и применяются разного рода «ровнялки», которые могут подтягивать неверно спетые ноты даже в автоматическом режиме.
Одной из самых продвинутых является уникальная утилита Celemony Melodyne, которая устанавливается на компьютер и в виде стационарной программы, и в виде плагина, подключаемого через хост виртуальной студии. В зависимости от выбранного алгоритма, выравнивание произойдет тем или иным способом. Но самый главный плюс состоит в том, что волновые фрагменты звукового файла распределяются и по рояльной клавиатуре, при помощи которой сразу можно определить неверно спетую ноту и подтянуть ее до нужного звучания самостоятельно, не говоря уже о возможности выравнивания по долям (эффект Quantize).
Эффекты VST, RTAS, DX и др.
Все вышеперечисленные инструменты и эффекты обработки голоса, как правило, сегодня можно встретить в виде виртуальных аналогов, называемых плагинами. Их форматы напрямую зависят от того, какой именно виртуальный хост поддерживает и использует программная студия. Самыми распространенными считаются VST-плагины для обработки голоса или других музыкальных инструментов. В свое время хостовый интерфейс был разработан специалистами компании Steinberg, которая и сейчас остается одним из лидеров на рынке музыкального программного обеспечения всех типов. Некоторые из них эмулируют «железные» устройства, другие имеют чисто виртуально происхождение.
Если говорить о самых значимых разработках в области обработки голоса, неплохим решением можно назвать целый пакет плагинов Antares Auto-Tune, в котором имеются инструменты на все случаи жизни. Особого внимания заслуживает набор Antares AVOX, позволяющий творить с записанным вокалом настоящие чудеса.
Сведение и обработка микса
Наконец, обработка голоса завершена, и вам нужно свести трек, чтобы и вокал, и инструменты звучали, как положено. Чтобы не использовать виртуальные студии профессионального уровня, можно ограничиться теми же аудиоредакторами.
Единственный минус – все компоненты представлены исключительно в волновой форме, и изменить партию можно только перезаписью выбранной дорожки. В этом отношении секвенсоры выглядят удобнее, поскольку в них каждую партию виртуального инструмента можно редактировать и выбирать именно такую мелодию, которая оптимально подходит для вокального трека. Да, и самое главное!
Не увлекайтесь наложением огромного количества всевозможных эффектов без надобности. Из-за этого в вокальной партии пропадет природное естественное звучание. И еще одно: обычно в панорамном плане основная вокальная дорожка выставляется по центру, а все остальные подпевки и инструменты (кроме ударных и баса) по стерео-панораме можно разбросать.
Можно ли вырезать вокал из песни?
Напоследок несколько слов о вырезании вокала, например, из трека любимого исполнителя для создания «минусовки» — своеобразного файла караоке для того, чтобы спеть вокальную партию самому. Не смотрите на рекламируемые программы и инструменты. Сегодня приложений, которые позволяют удалить из трека вокал, не повлияв на начальное качество записи, нет. Вырезание производится за счет среза частот эквалайзером, что, несомненно, сказывается и на общем звучании всей композиции.
Источник: fb.ru