Различные нарушения речевой функции — частый симптом и осложнение инсульта. Их относят к очаговым проявлениям определенных зон головного мозга. Восстановление речи после инсульта обязательно нужно включать в комплексную программу реабилитационных мероприятий для конкретного пациента.
Задачей вернуть человека к активной жизни занимаются разные специалисты: неврологи, нейрохирурги, реабилитологи, терапевты. Хорошо, если в лечебном учреждении имеется логопед. Тогда занятия по развитию речи можно начинать с первых недель болезни при стабилизации общего состояния.
Почему человек теряет способность говорить?
Потеря способности говорить (афазия) на фоне геморрагического или ишемического инсульта связана с поражением речевого центра в коре головного мозга. У правшей он расположен в левом полушарии. Однако существуют разновидности патологии, которые одновременно затрагивают мозжечок, теменную и лобные доли.
Восстановление речи после инсульта
Не следует забывать, что человек, перенесший инсульт, не может не только говорить, но и с трудом понимает обращенную к нему речь, теряет возможность читать и писать. Это характерно для расположения очага ишемии в височной области (сенсорная афазия).
При повреждении нижней лобной и теменной областей развивается моторная афазия. Для нее характерно рассогласование речевых двигательных команд мозга. Человек все понимает, но молчит или говорит односложно. Ему непосильны длинные фразы. Этот вид нарушения речи восстанавливается значительно хуже, чем сенсорный.
Типичные центры речи у человека
Для поражения мозжечковых структур характерен вялый или спастический паралич всего речевого аппарата (языка, губ, гортани, глотки). Голос становится глухим, пациент не может правильно произносить согласные, говорит очень медленно.
Другие нарушения речи
В результате инсульта не обязательно пропадает речь. Ишемические повреждения способны вызвать и другие нарушения: человек становится очень многословным. При этом полностью не контролирует свои слова. Заменяет одни на другие, руководствуется не значением, а похожими сочетаниями звуков.
Другой вариант — отсутствие способности запоминать названия предметов, явлений, действий, имена. Пациент обходится в речи без существительных. Его трудно понять.
Для того чтобы узнать, как восстановить речь после инсульта, нужно участие опытных специалистов, настойчивость больного и терпение родственников.
Как развивается потеря и восстановление речи
В первые дни среди симптомов инсульта имеется полная афазия, ее неврологи называют «тотальной». Пациент ничего не говорит, не понимает, не узнает родственников.
Через несколько дней при успешном лечении больной начинает узнавать родных, понимать обращенные вопросы, но сам говорить не может.
Далее пациент начинает произносить отдельные звуки, не умея соединить их в слова. Чтобы заново научить пациента артикуляции, требуется время.
Советы и приемы логопеда
Заниматься с эмоционально угнетенным пациентом очень сложно. Представьте ситуацию, когда к человеку возвращается сознание, но он с ужасом понимает, что не в состоянии что-либо сказать и не может общаться с окружающими. В данном случае «быстрее» не означает «лучше». Пациент должен ощущать ненавязчивое внимание окружающих.
Несколько советов для родственников:
- Не обращайтесь с больным как с обреченным на инвалидность неполноценным человеком. Разговаривайте с ним спокойно и внимательно. Старайтесь настроить на выздоровление. Обращайте внимание на мельчайшие положительные сдвиги.
- Не допускайте к нему безразличных людей. Все эмоции должны быть добрыми.
- Включайте тихую музыку, любимую радиостанцию больного.
- Старайтесь заинтересовать пациента в диалоге с вами, подчеркивайте важность его мнения.
- Слуховую нагрузку в месте пребывания больного нужно контролировать. Радио и телевизор не должны работать длительно и громко. Лишний шум раздражает и утомляет.
Способы работы логопеда
Наиболее удачные результаты по восстановлению речи возможны при длительной работе со специалистом.
- Логопед начинает знакомство с пациентом с проверки его реакции на тихий голос, шепот.
- Задания усложняются постепенно.
- Специалист не работает над произношением отдельных слов или звуков, пациенту важно ощущать их в контексте, усвоить общий смысл.
- Темы для упражнений выбираются из значимых для больного проблем.
- Логопед начинает фразу, а пациенту предлагается ее закончить.
- Некоторые очень хорошо реагируют на любимую песню и начинают подпевать. Слова произносятся вначале нечетко, но обстановка радует больного.
- Если состояние позволяет рисовать, то врач показывает картинки по теме и просит их срисовать.
Врач называет словами изображенные предметы, пациент вспоминает их значение и пытается произнести
Начальные сеансы продолжаются по 15 минут. Промежутки между занятиями определяются состоянием пациента. Через полтора-два месяца они продляются до получаса.
В домашних условиях заниматься с больным можно только после периодических осмотров логопеда. Консультация специалиста помогает выбрать задание, удобные упражнения.
Учтите, что разочарование и нетерпение «написаны» на выражении лица родственников. Поэтому некоторые специалисты вообще не рекомендуют заниматься в присутствии близких людей.
Какие упражнения можно выполнять дома
Для самостоятельных домашних занятий рекомендован комплекс упражнений, направленных на улучшение артикуляции, владение мышцами, участвующими в речевой функции. Кстати, они полезны и здоровым людям, вынужденным по специальности много говорить. Число повторений каждого упражнения — до 10.
- Вытянуть губы и образовать «трубочку», удерживать состояние несколько секунд, затем повторить.
- Захватить нижней челюстью верхнюю губу.
- Пытаться достать верхней челюстью до подбородка.
Важно объяснить больному значение и методику упражнений
- скрутить язык в «трубочку»;
- при открытом рте вытянуть шею вперед и максимально высунуть язык;
- упражнение как предыдущее, но добавляется «змеиное» шипение;
- облизывать губы круговыми движениями сначала в одну сторону, затем наоборот;
- такие же круговые движения повторить при закрытом рте по внутренней поверхности неба, зубов и десен;
- закруглить язык назад, в сторону мягкого неба;
- «цокать», соприкасаясь с небом;
- пытаемся достать кончика носа и подбородка.
Рекомендуется заканчивать «урок» заданиями, улучшающими настроение:
- посылать воздушные поцелуи громко чмокая;
- широко улыбнуться с показыванием зубов и без них.
Наиболее хороший результат возникает при занятиях в группе. Пациенты поддерживают друг друга. Если в стационаре имеется логопед и процедуры начаты рано, 1/3 часть больных с афазией выписывается с восстановленной речью. При позднем начале развития речи и достаточной тренировке больные восстанавливаются более длительный срок. Возможны остаточные речевые недостатки.
Оптимисты справляются с недугом.
Источник: med-ram.ru
Упражнения по восстановлению речи после инсульта в домашних условиях
Упражнения по восстановлению речи после инсульта в домашних условиях
Во время острого нарушения кровообращения происходит поражение различных областей мозга. В зависимости от поврежденной структуры, возникают нарушения функций организма. Чаще всего страдает речевой центр, что приводит к потере речи у человека после перенесенного им инсульта.
Подобное возможно как при геморрагическом инсульте, когда к головному мозгу поступает избыточный объем крови, так и при ишемическом, когда кровоснабжение оказывается недостаточным. Отказ речи или афазия случается при поражении левого полушария и сопровождается параличом правой половины тела.
Виды афазии
Для удачного восстановления речи после перенесенного инсульта необходимо определить тип афазии и вызываемые ею поражения органов и тканей человека.
- Тотальная или полная. Как правило, наблюдается непосредственно после геморрагического или ишемического инсульта. В этом состоянии человек не узнает близких, не понимает обращенную к нему речь, не может говорить.
- Моторная. Возможность говорить есть, но дикция становится нечеткой из-за проблем с мимикой. При этом человек мыслит, все понимает, его мозговые центры не нарушены, но он не может внятно отвечать из-за паралича лицевых мышц, языка.
- Сенсорная. В результате нарушения центра Вернике, отвечающего за распознавание речи, больной не может понять родной язык и воспринимает его как незнакомый.
- Амнестическая. Речь после инсульта есть, но пациент время от времени забывает слова, названия предметов.
- Семантическая. Человек понимает только короткие и простые речевые конструкции, сам говорит короткими предложениями, не в силах понять длинных фраз.
В большинстве случаев упражнения для восстановления речи после инсульта приводят к возвращению речевых навыков, если и не в полном объеме, то в достаточном для общения. Но никто не даст гарантии, что процесс пойдет успешно. Это зависит от степени поражения мозга, условий, в которых оказался пострадавший, регенеративных способностей организма, решимости, воли к победе.
Для достижения оптимальных результатов важно правильно оценить состояние пациента и, исходя из него, назначить программу восстановления больного после инсульта. Чем раньше были начаты мероприятия, тем больше шансов, что человек заново овладеет утраченной речью. Процесс этот может занять немало времени, но если по прохождении пяти – десяти лет возможность общаться не вернулась, то вероятность успеха практически исчезает. Простые проблемы с речью у человека с афазией обычно уходят через три – шесть месяцев занятий и упражнений.
Общие рекомендации
Для удачного восстановления больного после инсульта родственникам рекомендуется соблюдать следующие правила поведения:
- постоянно давать человеку ощущение того, что он нужен, дорог, важен для вас;
- поддерживать больного, демонстрировать уверенность в его скорейшем выздоровлении и желание помочь;
- как можно чаще разговаривать с больным, вовлекая его в обсуждение семейной жизни;
- включать любимую музыку пациента – она способствует пробуждению речевых импульсов, восстановлению речи после инсульта;
- запастись терпением при выполнении упражнений, не выказывать раздражения при неудачах.
Реабилитация может проводиться в домашних условиях, но только после осмотра врачом, определения степени повреждений мозга и составления индивидуального плана лечения. Начинать проводить упражнения можно через неделю после перенесенного инсульта при условии, что состояние больного стабилизировалось. В противном случае речью можно заняться позднее, в течение двухмесячного периода после нарушения мозгового кровообращения.
Способы возвращения речи после инсульта
Метод, используемый для восстановления больного после инсульта с потерей речевых навыков, зависит от стадии постинсультного периода. На раннем этапе используется:
- фармакологическое лечение;
- массаж;
- занятия с логопедом.
Специалист намечает программу действий еще в стационаре, но дальнейшим восстановлением речи больного занимаются его домашние.
Медикаментозная терапия
В постинсультный период больному назначаются препараты, позволяющие ограничить очаг поражения мозга, восстановить нормальное кровообращение, питание нервных тканей. Врач может назначить следующие лекарства:
- ноотропы для стимулирования регенерации, помощи в восстановлении функции клеток мозга;
- гипотензивные средства для купирования критического подъема артериального давления;
- кроверазжижающие препараты, понижающие вязкость крови у человека, перенесшего инсульт, способствующие улучшению церебрального кровообращения;
- диуретики для снятия отеков мозга.
В ряде случаев для дополнительной стимуляции процессов восстановления могут назначаться мексидол, актовегин, глиатилин, цераксон.
Любые лекарственные средства, хотя и снижают тяжесть нарушений мозга, но не способны самостоятельно вернуть речь пациенту. Препараты оказывают воздействие только в комплексе с упражнениями, назначенными логопедом.
Массаж
Вместе с нарушенной речью больные, перенесшие инсульт, сталкиваются с такими проблемами как:
- нарушение жевательной функции;
- слюнотечение;
- обвисание щеки, уголка рта.
Специальный массаж позволяет вернуть человеку с перенесенным недавно инсультом тонус лицевых мышц, восстановить мимику. После облегчения состояния будет проще выговаривать слова. Точки для массирования должен определить врач: он расскажет, какие участки лица необходимо тонизировать, какие расслабить. Действовать наугад в этом случае опасно – можно навредить.
Помимо массажа лица назначается массаж языка, губ, щек, ушей, кожи головы, кистей рук. Это позволяет снять скованность мышц и улучшить речь.
Занятия с логопедом
Работа логопеда крайне важна для восстановления речи после инсульта. Специалист на основании состояния пациента назначает подходящие упражнения. Сначала врач проводит занятия сам, объясняя родственникам особенности проведения тех или иных техник. Впоследствии родные будут заниматься с больным дома. Правила проведения упражнений по восстановлению речевых функций следующие:
- задания надо выполнять от простых к более сложным;
- необходимо хвалить больного при каждом, даже минимальном, успехе;
- важно избегать переутомления;
- частота занятий не должна превышать пять – десять раз в неделю.
Назначенную логопедом программу по восстановлению речи надо периодически корректировать, основываясь на достижениях.
Суть логопедической работы состоит в вовлечении разных областей мозга в процесс управления речью. Существуют разные комплексы, позволяющие восстановить речь после инсульта:
- фонетические – для диагностики формы афазии, последующего улучшения контроля мимики, в первую очередь языка и губ. Больной повторяет за врачом отдельные звуки, слова, скороговорки;
- семантические – для стимулирования активного мышления. Пациент должен продолжать предложения, ассоциативные ряды, вести диалоги на нейтральные темы;
- наглядные – при наличии сенсорной афазии у человека применяются карточки с картинками, книжные иллюстрации, специальные пособия, побуждающие находить связи, последовательности;
- творческие – включают в себя арт-терапию, пение, занятия музыкой.
Важное условие – все логопедические тренировки должны проходить в спокойной, позитивной обстановке.
Гимнастика
Каждый раз перед началом логопедических упражнений рекомендуется проводить гимнастику для улучшения артикуляции и улучшения работы лицевой мускулатуры:
- выдохнуть воздух через сложенные трубочкой губы, издав звук «У»;
- слегка покусать сначала нижнюю, потом верхнюю губу (только при условии незначительной потери чувствительности);
- улыбнуться, сохранив максимальную симметричность уголков губ;
- свернуть язык в трубочку;
- почмокать губами;
- облизать губы, провести языком по небу;
- медленно надувать и сдувать щеки.
Такая разминка позволяет повысить качество последующих логопедических занятий.
Артикуляционные упражнения
Призваны улучшить контроль над мимикой, языком, губами.
Упражнения для языка:
- высунуть язык, подержать несколько секунд;
- высунуть язык, поднять к носу, подержать;
- высунуть язык, направить к одному уголку рта, потом к другому;
- водить кончиком языка по небу вперед-назад;
- цокать языком;
- прикусывать расслабленный язык;
- облизывать губы справа налево и слева направо.
Упражнения для губ:
- сложить губы трубочкой и вытянуть;
- улыбнуться, не разжимая губ;
- поднять верхнюю губу, показав зубы, подержать несколько секунд;
- надуть щеки, перекатывать воздух из стороны в сторону;
- подуть сквозь расслабленные губы;
- оттянуть губы пальцами вверх, вниз, в стороны;
- чередование приподнятых и опущенных уголков губ.
Упражнения для голоса:
- произносить поочередно гласные на выдохе;
- артикулировать как при произнесении «Ы» только без звука;
- произносить гласные подряд с перетеканием одного звука в другой, с ударением в разных местах;
- произносить согласные: сначала глухие поочередно и подряд, потом звонкие.
Комбинации звуков для каждого человека логопед должен определить индивидуально.
Упражнения для мимики:
- поднимать, опускать, хмурить, расслаблять брови;
- широко открывать, потом расслаблять рот;
- надувать-сдувать щеки;
- складывать губы как для поцелуя;
- вытягивать язык в разные стороны;
- двигать челюстью вправо, влево, по кругу.
Другие способы вернуть речь после инсульта
Помимо традиционных методик хорошо зарекомендовали себя альтернативные способы, способствующие восстановлению речи, потерянной при геморрагическом или ишемическом инсульте.
Физиотерапия
Стимуляция мимических мышц, голосовых связок электрическими импульсами в комплексе с массажем может применяться при моторном типе афазии, чтобы способствовать восстановлению нормальной дикции.
Иглорефлексотерапия
Процедура так же назначается для коррекции моторной афазии при инсульте. Используется при восстановлении тонуса группы мышц, отвечающих за артикуляцию.
Лечение стволовыми клетками
Процедура пересадки стволовых клеток эффективно справляется с восстановлением речи после любых инсультов. Терапия проводится в амбулаторных условиях дважды с разницей в три месяца. Стволовые клетки регенерируют сосуды, устраняют бляшки, тромбы, позволяют строить новые клетки.
Функциональное биоуправление
Эта методика по восстановлению речевых функций предполагает визуальный контроль над речью, речевой мускулатурой. Если при инсульте возникло расстройство восприятия, применение метода не рекомендуется.
Хирургическое вмешательство
После проведения реваскуляризации улучшается кровоснабжение головного мозга, улучшается состояние нервных клеток. В случае неэффективности операции при серьезном инсульте назначается экстра-интракраниальный сосудистый микроанастомоз.
Музыкотерапия
В отдельных случаях повреждения мозга при инсульте таковы, что больной не может говорить, произносить отдельных слов, но у него получается петь. Тогда все занятия по восстановлению утраченной в ходе нарушения мозгового кровообращения речи следует проводить в форме песни.
Народные способы
При отсутствии противопоказаний от лечащего врача и невролога, для активации речевых способностей больного можно применять отвары, настои трав и растений:
- калины,
- земляники,
- шиповника,
- можжевельника,
- сосновых шишек,
- чабреца,
- подорожника,
- зверобоя,
- шалфея,
- календулы.
Их можно заваривать отдельно или в виде комплексных чаев, например, из земляники, очанки, скорлупы грецкого ореха. Или шиповника, репешка, календулы.
Особенно рекомендуется отвар шалфея: по четыре глотка до пяти раз в сутки.
Прогнозы по возвращению речевых навыков
На ход реабилитации возможности говорить у инсультника влияет много факторов, поэтому однозначный прогноз дать невозможно. Результаты зависят от соблюдения указаний логопеда, настроя больного и его близких, обстановки вокруг пациента. Если адекватное лечение не проводилось, прогноз восстановления – примерно 15 процентов.
Также реабилитация зависит от тяжести перенесенного инсульта:
- при тяжелой форме и соблюдении всех назначений вероятность полного возврата возможности возрастает до 55 процентов;
- при средней тяжести – до 75 процентов;
- при легком степени – до 90 процентов.
Еще один фактор, влияющий на успех, – тип афазии.
При моторной афазии прогноз наиболее благоприятен. При своевременно начатом лечении возможность разговаривать возвращается в полной мере в течение полугода. У людей пожилого возраста возможно сохранение незначительных нарушений: шепелявость, нечеткость в произношении некоторых звуков. Это связано с возрастным замедлением метаболизма, невозможностью полного «оживления» мимики.
Если состояние больного тяжелое, он не узнает родных, не ориентируется в пространстве, у него выявлена тотальная афазия, то проведение логопедических занятий становится невозможным. В этом случае потеря навыков общения может стать необратимой.
Амнестический и сенсорный типы афазии требуют долгой, непрерывной работы. Человека учат заново узнавать слова, предметы. Идет работа над артикуляцией. Вряд ли удастся вернуть речевые навыки в полном объеме: обычно словарный запас оказывается ограниченным, а способность к обучению существенно снижена.
Семантическая афазия вызывается поражением мозговых структур. Поэтому возможно лишь улучшить дикцию инсультника, но общаться он сможет только простыми фразами.
Где лучше проходить реабилитацию
Первые мероприятия по восстановлению способности говорить у перенесшего нарушение мозгового кровообращения человека проводятся еще в стационаре. Но, как правило, врач лишь намечает программу лечения. Дальнейшая реабилитация проводится в домашних условиях.
В первое время потребуется помощь логопеда, который выработает программу по работе с речью для больного. Нельзя руководствоваться исключительно общими рекомендациями: только по типу проблем с речью, степени тяжести состояния, его особенностей можно назначить подходящую логопедическую методику. Продолжать работу с ней родственники смогут уже самостоятельно, периодически посещая врача для корректировки программы.
Источник: pansionat-tulskij-dedushka.ru
Восстановление речи после инсульта
Нарушение речи или афазия считается одним из самых распространенных осложнений после инсульта. Возникает оно вследствие поражения определённой зоны в головном мозге. Поэтому реабилитация пациента после инсульта обязательно включает восстановление речевых функций.
Возвращением человека к нормальной жизни занимаются терапевты, неврологи, психотерапевты, нейрохирурги. Если в учреждении есть логопед для восстановления речи после инсульта, то начинать развивать речь можно практически с первых недель после приступа, после нормализации общего состояния больного. Восстановить речь у постинсультника можно и в домашних условиях, применяя специальную систему упражнений, разработанную дефектологами.
Что нужно, чтобы восстановить речь после инсульта?
Потеря речи — результат поражения речевого центра головного мозга. Чтобы понять, как восстановить речь после инсульта, нужно в первую очередь обратиться к специалисту, который оценит степень поражения мозга, перспективы восстановления функции и разработает методику занятий.
Часто человек, переживший инсульт, может даже не понимать о чем идет разговор, не сможет в этом случае он писать и читать. Бывают и другие нарушения при инсульте, например, излишняя многословность: пациент очень много говорит, при этом не думая о значении произнесенных слов, свободно заменяя их на похожие по звучанию.
Иногда пропадает способность запоминать различные названия, имена, в этом случае постинсультник не употребляет существительные в разговоре. Естественно, что каждый вид нарушения требует особого подхода.
Восстановится речь или нет, зависит от трех составляющих — терпения родных, упорства пациента и компетентности врача. В течение нескольких дней после инсульта часто отмечается полная афазия, когда человек не в состоянии говорить, понимать человеческую речь и даже узнавать людей. Если начать лечение вовремя, то пациент начинает реагировать на обращения к нему, вспоминать знакомые лица, но говорить пока не может. Понадобится время прежде, чем артикуляция восстановится полностью. К сожалению, иногда на это уходят годы.
Советы для родных человека, перенесшего инсульт
Как быстро и качественно восстановится речь, зависит от множества параметров, но в первую очередь влияет психологический настрой пациента. Психологи советуют в процессе реабилитации после инсульта следовать следующим правилам:
- К больному нельзя подпускать посторонних или близких людей, которым безразлично его состояние. Такое общение чаще вызвано обязательствами, когда все вокруг считают нужным посетить заболевшего. В первое время после инсульта такие визиты утомляют пациента, а когда он начинает полностью воспринимать происходящее, оставляют неприятный осадок. У человека, пережившего столь тяжелый приступ, должны быть только положительные эмоции.
- Нельзя разговаривать с человеком, как с инвалидом или неполноценным. В начальный период реабилитации речи такое общение будет сводить все занятия к нулю, так как пациент будет подражать интонации и поведению «сюсюкающих». Если же больной адекватен и все понимает, такое общение будет его пугать отсутствием перспектив восстановления возможностей, статуса и т.д. Чтобы быстрее восстановить речь, нужно быть внимательным, стараясь понять что хочет выразить больной — это придаст ему уверенности в собственных силах. Чтобы не происходило, нужно обращаться к человеку спокойно, настраивая на скорое выздоровление. Очень важно отмечать даже небольшой прогресс.
- Некоторые пациенты с удовольствием слушают любимую музыку. Но включать радио или телевизор можно несколько раз в день ненадолго — шум быстро утомляет и может вызвать приступ головной боли — для постинсультников такое состояние мучительно. Можно читать интересные легкие для восприятия произведения, рассказывать об интересных событиях, происходящих в семье.
- Важно прислушиваться к мнению больного и подчеркивать, что оно для вас много значит.
Врачи советуют проявлять к пациенту больше внимания, заботы, но в разумных рамках, иначе можно довести его до эмоционального угнетения. А работать с человеком в таком состоянии очень непросто.
Занятия с логопедом и психотерапевтом
Логопед — специалист, исправляющий дефекты речи. Психотерапевт занимается коррекцией психических проблем. Работа специалистов с постинсультниками идет по определенной схеме:
- Знакомство с пациентом. Оценка общего состояния, возможностей, реакции на различные типы обращения — нормальный разговор, шепот, вопросы и т.д.
- Разработка методики, подразумевающая постепенное усложнение заданий. Специалист ставит перед собой цель научить больного улавливать общий смысл слова, а не произносить звуки отдельно. Темы для занятий подбираются, исходя из степени их важности для человека.
- Когда звуки и слова отработаны, пациенту предлагается закончить начатую им фразу. Уже через некоторое время пациент может выражать свои мысли сначала короткими предложениями, потом нормальными фразами.
Занятия включают разносторонний подход. Например, очень нравятся пациентам, пережившим инсульт, музыкальные занятия. Если включить любимую музыку, больной начинает подпевать, поначалу нечетко и не всегда правильно, но со временем звуки фразы уточняются. Музыка хорошо влияет на настроение и заставляет думать — пациент вспоминает не только мотив, но и слова. Во время пения отлично прорабатывается произношение гласных звуков, а желание попасть в ритм восстанавливает скорость речи.
Если пациент может рисовать, то врач предлагает ему срисовывать картинки — эта методика отлично развивает память, развлекает человека. Кроме этого, он может видеть результаты. Ещё одна игра на развитие памяти, мышления и речи — звуковой кроссворд. Доктор называет предметы, а пациент пытается сказать, для чего они нужны или что обозначают.
Сразу после инсульта занятия длятся всего 15 минут, примерно через 1-1,5 месяца они могут продолжаться по полчаса и более.
Восстановление речи после инсульта в домашних условиях
Выполнять какие-либо упражнения дома можно только по назначению врача. Желательно, чтобы во время занятий лишних родственников рядом не было, ведь очень часто на их лице читается выражение нетерпения или разочарования. Это не способствует выздоровлению больного. Нужно понимать, что для пациента восстановление речи часто дается даже труднее, чем малышу, который только учится говорить.
Начать занятия нужно как можно раньше. Если реабилитация больного начата поздно, то срок возвращения речи значительно продлевается. Могут остаться некоторые дефекты речи, но оптимистично настроенные пациенты прекрасно справятся и с этим.
Для занятий на дому рекомендуются упражнения для улучшения работы мышц, принимающих непосредственное участие в речи. Повторять каждое упражнение нужно 10-12 раз.
- Вытянуть губы трубочкой, несколько секунд подержать и расслабить.
- Нижней челюстью схватить верхнюю губу.
- Завернуть язык к мягкому небу.
- “Цокать” языком.
- Свернуть язык трубочкой.
- Открыть рот, вытянуть вперёд шею и высунуть язык.
- То же самое упражнение, только с шипением.
- Облизывать языком губы по кругу сначала в одну сторону, потом в другую.
- Делать то же самое, только с закрытым ртом.
- Пытаться достать языком до подбородка и кончика носа.
- Завершая занятие, можно посылать воздушные поцелуи и широко улыбаться.
Занимаясь с пациентом, важно понимать, что сначала может получаться не все. В этом случае не нужно настаивать на идеальном результате. Также стоит учитывать то, что больной может не заниматься в одиночестве, поэтому вам придется взять на себя роль доктора.
Многие люди стесняются повторять смешные упражнения — справиться с застенчивостью помогут совместные занятия — выполняйте упражнение одновременно с больным, перенесшим инсульт.
Старайтесь как можно больше времени посвящать родному человеку — внимание, забота и желание помочь обязательно сделают свое дело — речь, утерянная при инсульте, обязательно восстановится.
Вам также может понравиться
Реабилитация после ишемического инсульта в домашних условиях
10.07.2022
Расстройства речи при неврологических заболеваниях — причины, виды нарушений речи
04.05.2023
Реабилитация после перелома шейки бедра — важные особенности восстановления
09.12.2022
Реабилитация после перелома со смещением — особенности
26.11.2022
Реабилитация после инсульта
15.06.2022
Источник: buduzdorov.ru