Программа для детей зпр в детском саду что это такое

в данной статье рассматривается проблема создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития. Авторами изучается такое явление как задержка психического развития. В работе анализируются программы по планированию, организации и управлению образовательно-воспитательным процессом в группе для детей с задержкой психического развития.

24 февраля 2020 Наталья Николаевна Мартынова
5914 74 0 0

Содержимое публикации

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, его возможностями и способностями.

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, очень значительно. Соответственно, увеличивается риск школьной дезадаптации и неуспеваемости.

Изотерапия как метод коррекции детей с ЗПР урок педагога -психолога

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% детей, поступающих в школу. Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития – это такой вид аномального развития ребенка, для которого характерен замедленный темп развития одной или нескольких психических функций, которые могут быть компенсированы под воздействием медикаментозного лечения, при специальном коррекционном воздействии и под влиянием временного фактора.

С позиции неискушенного наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии – на выполнении заданий учебного плана.

К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.

С началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы, а психологические проблемы приобретают более глубокий и стойкий характер.

Проблема изучения и коррекции задержки психического развития дошкольников в нашей стране в последнее время попала в разряд самых актуальных.

К.С. Лебединская подразделяла задержку психического развития на 4 группы:

1. ЗПР конституционального происхождения.

2. ЗПР соматогенного происхождения.

3. ЗПР психогенного происхождения.

4. Церебрально-органического генеза.

Выдающиеся педагоги и психологи отмечают, что у детей с задержкой психического развития в большинстве случаев нарушено восприятие, внимание, мышление, память, речь. В настоящее время происходит переосмысление содержания коррекционной работы в соответствии с новыми Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования, которые учитывают образовательные потребности особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений детей с ЗПР разработан механизм адаптированной Программы для детей с ОВЗ.

Дети с ЗПР выбор образовательного маршрута

В основную общеобразовательную Программу дошкольного образования ДОУ, разработанную на основе ФГОС ДО, заложены все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ: варьированье сроков усвоения материала, специальные подходы, формы, методы и приемы усвоения необходимых знаний и навыков, особые условия адаптации детей с ЗПР.

Это достигается за счет модификации коррекционно-развивающей программы для детей с ЗПР под редакцией С.Г. Шевченко, программы коррекции нарушений речи Т.Б. Филичевой и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психо-физического развития детей данного контингента и решения общеобразовательных задач дошкольного образования. Программа предполагает два года обучения в группе компенсирующей направленности детей с задержкой психического развития.

Главная цель программы – планирование, организация и управление образовательно-воспитательным процессом в группе для детей с задержкой психического развития.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики, дидактики и психологии, которые мы с успехом применяем с своей работе.

Коррекционно-развивающая работа в нашей группе строится с учетом четкой организации пребывания детей в детском саду, правильного распределения нагрузки в течении дня, координации и преемственности в работе дефектолога, логопеда и воспитателей.

Ведущим специалистом в группе для детей с ЗПР является учитель- дефектолог, который выстраивает основное направление коррекционной работы и осуществляет взаимодействие с учителем-логопедом, воспитателями группы и узкими специалистами ДОУ.

В своей коррекционно-развивающей работе в ДОУ мы используем различные формы и методы работы с детьми с ЗПР (как традиционные, так и нетрадиционные).

Формы организации коррекционной работы строятся с учетом особенностей детей с ЗПР:

1.Фронтальная. Одной из форм работы являются фронтальные занятия (музыкальные, физкультурные и некоторые занятия воспитателей группы).

2.Подгрупповая. Фронтальные занятия с подгруппой детей. Эти занятия с первой подгруппой проводит учитель-дефектолог, а параллельно со второй подгруппой проводит занятие воспитатель. Затем подгруппы меняются.

3.Занятия малой подгруппой (по2–3 ребенка). На этих занятиях проводится коррекция сходных нарушений детей.

Фронтальные занятия проводятся в более короткий временной промежуток по сравнению с нормально развивающимися детьми. Так, в старшей группе – 20 минут, в подготовительной – 25 минут. Это продиктовано повышенной истощаемостью и низкой работоспособностью детей с данным нарушением. Примерно в середине занятия обязательно проводится физкультурная минутка. Между занятиями обязателен десятиминутный перерыв.

4.Индивидуальная. Индивидуальные занятия проводятся по специально разработанному графику учителем-дефектологом. Длительность 10–15 минут. Индивидуальные занятия и занятия малыми подгруппами проводят воспитатели во второй половине дня, где закрепляется изученный материал на занятиях у учителя-дефектолога.

5.Консультативная. Одной из наиболее весомых форм работы является работа с родителями группы и работа по взаимодействию всех специалистов ДОУ, работающих с детьми данной категории.

В качестве основного положительного воздействия на ребенка ЗПР можно выделить работу с семьей ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью.

В своей работе мы стараемся сделать родителей своими союзниками и помощниками, привлекая внимание родителей к процессу обучения и воспитания, к созданию предметно-развивающей среды для ребенка в домашних условиях.

Для более эффективной коррекционной работы и наиболее качественного усвоения изучаемого материала используются различные методы.

1.Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ…).

2.Наглядные (экскурсии, наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем…).

3.Практические (практические упражнения, графические работы…).

1. При использовании словесных методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР необходимо иметь виду, что вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и четко сформулированы и должны быть доступны детям. Часто используется одноступенчатая инструкция. Объяснение педагога часто требует повтора. Рассказ педагога также должен быть лаконичным, четким, эмоциональным и выразительным. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.

2. Наглядные методы особенно широко применяются в коррекционной работе. Например – наблюдение применяется как целенаправленное восприятие объекта или явления и специально планируется педагогами.

При их применении педагогам следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности и концентрации восприятия и внимания. Необходимо предъявлять ребенку только тот предмет, который рассматривается на этом этапе. Остальные – не показываются.

А также в коррекционной работе необходимо применять принцип полисенсорной основы обучения, то есть с опорой на все органы чувств (посмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус…). Наглядный метод является очень действенным методом в коррекционной работе, поэтому к нему предъявляются определенные требования. Так, например, иллюстрационный материал должен быть понятен детям, не иметь множества лишних деталей, соответствовать изучаемой теме. Схемы должны быть предельно четкими и доступными пониманию детей.

3. Из общепринятых практических методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т. д. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями.

Особое место занимает дидактическая игра. Именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает знания через игру. «Учить – играя». Такого принципа придерживаются коррекционные педагоги. Дидактическая игра содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.

Исходя из опыта своей работы, мы видим, что применение всех методов в совокупности приводит к наиболее эффективному положительному результату. Например, при изучении темы «Фрукты» ребенку необходимо наглядно показать фрукт, дать практически его изучить (потрогать, понюхать, попробовать на вкус, найти на ощупь) и словесно рассказать о нем.

В дополнении к традиционным методам воздействия, мы активно используем нетрадиционные формы и методы работы. Они помогают в достижении максимальных возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.

1. К таким методам можно отнести фитотерапию. Это лечение с помощью лекарственных растений. Этот метод хорошо зарекомендовал себя при лечении дизартрии, логоневрозе и т. д.

2. Музыкотерапия – воздействие музыки на ребенка. Кроме общепринятых музыкальных и логоритмических занятий, можно использовать музыку для расслабления перевозбуждения ребенка, при засыпании и просыпании во время дневного сна, при релаксации в промежутках между занятиями и т. д.

3. Хромотерапия – воздействие цвета на организм ребенка. Так, например, синий цвет расслабляет, уменьшает головные боли.

Это важно для детей с ЗПР, т. к. многие из них имеют в анамнезе диагноз невролога – ПЭП, ЧМТ, ММД, СДВГ и т. д. Фиолетовый цвет способствует выработке гормонов радости, повышает иммунитет, обладает успокаивающим воздействием при бессоннице, нервных и психических нарушениях. В нашем ДОУ приобретен комплект дидактических пособий В.В. Воскобовича («Фиолетовый лес»), который является игровой технологией интеллектуально-творческого развития детей. С помощью сказочного пространства, необычных персонажей методических сказок ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений.

4. Пескотерапия – игры с песком. Специалисты психологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию, очищает ребенка, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Таким образом, в коррекционной работе педагогов с детьми с ОВЗ нашего ДОУ практически всегда происходит сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта. В специальных коррекционных группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР процесс воспитания проходит в осложненных условиях, поэтому педагоги решают не только общепринятые в системе образования воспитательные задачи, но и обеспечивают удовлетворение особых потребностей в воспитании применительно к каждой категории детей с отклонениями в разви- тии. Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, в процессе сотрудничества самого ребенка, педагогического персонала нашего ДОУ и родителей ребенка.

Читайте также:
Libreoffice для чего нужна эта программа

Список литературы

1. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н.Ю. Борякова. – М., 2000.

2. Борякова Н. Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР: Методическое пособие / Н.Ю. Борякова. – М., 2008.

3. Романова Л. И. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития: Сборник документов / Л.И. Романова, Н.А. Цыпина. – М., 1993.

4. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – Н. Новгород, 1994.

5. Филичева Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 2009.

6. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития: Программы / С.Г. Шевченко. – М., 2005.

7. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты: Пособие для учителей / С.Г. Шевченко. – М., 2001.

Источник: www.art-talant.org

Основные направления коррекционной помощи детям с задержкой психического развития

Мы выделили в качестве предмета рассмотрения одну из областей жизненной компетенции – «дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации». Приведем составляющие ее умения в соответствии с Концепцией ФГОС ДОО для детей с ОВЗ:

  • умение адекватно вести себя в быту с точки зрения безопасности для себя и окружающих;
  • умение использовать вещи в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации;
  • умение упорядочивать личные впечатления об окружающем мире во времени и пространстве;
  • умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
  • умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию;
  • умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку;
  • умение замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность;
  • умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
  • умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
  • умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми;
  • умение устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком [6, с 174].

Аспект жизненной компетенции в структуре образования детей с ОВЗ предполагает прорабатывание с ребенком определенных знаний, умений и навыков, имеющихся у него в настоящий момент, так как они необходимы ему в обыденной жизни, т.е. здесь и сейчас.

Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением. Важно показать ребенку, как опереться на то, что имеется в его опыте, чтобы он мог соотнести свои собственные события и впечатления жизни с окружающим.

Что бы добиться положительного результата при коррекционной работе, необходимо построить этот процесс в соответствии с основными периодами развития ребенка и свойственных для него достижений и особенностей.

Во-первых, коррекционная работа должна быть направлена на исправление и развитие, а также на устранении тех психических дефектов, которые начали формироваться в предыдущий возрастной период и которой являются основной особенностью для следующего возрастного периода.

Во-вторых, коррекционно-развивающая деятельность должна создавать все возможные благоприятные условия для эффективного достижения тех психических функций, которые значительно развивались в текущем возрастном периоде.

В-третьих, для достижения успешного формирования последующих предпосылок коррекционно-развивающая работа должна благополучно способствовать в следующем возрастном периоде.

В-четвертых, коррекционно-развивающая работа должна нести за собой гармонию для развития личности ребенка на данном возрастном этапе [2, с.46]

Можно выделить важнейшие направления коррекционной помощи детям с задержкой психического развития дошкольного возраста:

  1. Оздоровительное направление. Успешное развитие ребенка зависит от его физического состояния. В этом же направлении можно поставить несколько задач — это создание нормальных жизненных условий (особенно для детей, которые живут в неблагополучных семьях), соблюдение правильного режима дня, оптимизация двигательного режима.
  2. Развитие сенсорной и моторной сферы. Это направление очень важно для детей, которые имеют дефекты в сенсорной сфере и нарушении опорно-двигательного аппарата. Если будет исправлено сенсорное развитие, то будет успешное формирование творческих способностей детей.
  3. Развитие познавательной деятельности. Это направление является широко распространенным и наиболее разработанным в практике. Потому что при системе психологического и педагогического содействия выявляются развитие всех психических процессов.
  4. Развитие эмоциональной сферы. Это направление помогает адекватно проявлять эмоции и чувства по отношению к другому человеку, а также понимать его состояние.

Для реабилитации и коррекции недоразвитий у детей с ЗПР, необходимо постоянное сотрудничество с взрослыми, которые смогут направлять и помогать ребенку при выполнении определенных заданий, что в результате будет способствовать поэтапному компенсированию недостатков. Однако, при не оказании своевременной психолого-педагогической, а также медицинской поддержки, отклонения могут стать необратимы, что в дальнейшем будет препятствовать социальной адаптации детей с ЗПР. По мнению В.В. Ткачевой, психолого-педагогическая поддержка представляет собой систему профессиональной деятельности, которая направлена на создание благоприятных социально-психологических условий необходимых для успешного воспитания, развития и обучения детей с ЗПР на определенном возрастном уровне. Сама работа с детьми с ЗПР имеет определенную последовательность и направленность на развитие и коррекцию с учетом индивидуальных особенностей.

Задачи психолого-педагогической поддержки детей с ЗПР:

  • создание для детей с ЗПР благоприятного эмоционального микроклимата в семье и в образовательной среде;
  • изучение индивидуальных особенностей развития детей с ЗПР в сравнении их деятельности в эмоциональном, поведенческом и учебном плане.
  • оказание коррекционной поддержки;
  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов, которые взаимодействуют с детьми.
  • систематические занятия с детьми в различных видах деятельности;
  • планирование и организация индивидуальной работы с детьми с ЗПР.

На этапе организации учебно-воспитательного процесса для детей с ЗПР, следует учесть несколько важных аспектов. Во-первых, в организации учебного процесса подразумевается использование или создание образовательной программы. Программа для работы с детьми с ЗПР разрабатывается с учетом рекомендаций ПМПК, а также в соответствии с образовательными потребностями таких детей.

Психолого-педагогическая поддержка детей с ЗПР, обуславливает уровень эффективности учебно-воспитательного процесса для развития и коррекционного воздействия. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР – фактор, обуславливающий успешное воспитание.

В первую очередь, предполагается создание консилиума, который анализирует особенности конкретного ребенка с ЗПР, определяет направления в разработке индивидуального образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы. В организации и реализации образовательного и воспитательного процессов обязательно должны принимать участие педагог-психолог, логопед и дефектолог. Причем работа всех участников должна быть слаженной и четкой. Только в этом случае возможно достичь намеченных результатов в обучении и развитии ребенка с ЗПР.

Для достижения эффективности при проведении коррекционно-образовательной работы с детьми ЗПР необходимо учитывать:

  • структуру отклоняющегося развития и вариант ЗПР;
  • данные о здоровье ребенка;
  • социально-бытовые условия;
  • возраст ребенка на момент поступления в ДОУ.

В организации комплексной работы с детьми, имеющими задержку психического развития, могут быть использованы различные техники, которые позволяют разрешить такие проблемы, как: повышенный уровень агрессивности и конфликтность; кризисные состояния, в том числе и возрастные; невротические расстройства; психосоматические расстройства; расстройства психоэмоциональной сферы в результате стрессовой ситуации.

Независимо в каком направлении коррекционной помощи работает специалист, необходимо выделить несколько значимых рекомендаций для педагогов при организации работы с детьми с ЗПР:

  1. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить дошкольнику с ЗПР субъективное переживание успеха при определённых усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
  2. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом занятии обязательно вводить организационный момент, т. к. дошкольники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
  3. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
  4. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать дошкольника с ЗПР на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т. к. процесс переключения у них очень снижен.
  5. Стараться облегчить образовательную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
  6. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т. д.
  7. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.
  8. Педагог не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут).
  9. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т. п.).
  10. Необходимо прибегать к дополнительной ситуации (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.), особенно это актуально в детском саду. Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.
  11. Создавать максимально спокойную обстановку на занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
  12. Темп подачи материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов
  13. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
  14. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Надо учитывать предпочтение ребенком того или иного содержания обучения и приучать его к мыслительной работе на том материале, который ему интересен. Это повысит его самооценку, улучшит настроение, поднимет готовность участвовать в работе, что способствует формированию положительного отношения к учению и обеспечит эффективность коррекционной помощи.

Формирование жизненных компетенций у дошкольников с ЗПР довольно длительный процесс. Его успешность зависит от рационального выбора воспитателем методов и приемов используемых в работе; важно также учитывать индивидуальные психофизиологические особенности дошкольников с ЗПР. Таким образом, используя положительные качества личности воспитанников, необходимо развивать у них жизненно важные навыки, чтобы после окончания ДОО они могли социально адаптироваться в обществе, быть подготовленными к школьной жизни. В завершение обсуждения этой важной проблемы необходимо заметить, что успех этой работы будет зависеть от объединения усилий всех субъектов образовательной деятельности образовательной организации.

Список литературы

  1. Бабкина Н.В. Жизненные компетенции как неотъемлемая составляющая содержания образования детей с задержкой психического развития // Клиническая и специальная психология. 2017. Т. 6. № 1. С. 138-156.
  2. Бабкина Н.В. Формирование сферы жизненной компетенции у детей с задержкой психического развития // Воспитание школьников. 2016. № 7. С. 45-53.
  3. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. М.: Просвещение, 2013. 48 с.
  4. Мищенко З.И., Мищенко Л.И. Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития в условиях образовательного процесса // В сборнике: Психолого-педагогические проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 359-367.
  5. Неретина Т.Г., Камышева О.В. Система коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях ДОУ // В сборнике: МИР ДЕТСТВА И ОБРАЗОВАНИЕ Сборник материалов Х очно-заочной Международной научно-практической конференции. 2016. С. 93-96.
  6. Таболова Э.С., Говенко Ю.А. Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности // Университетская наука. 2019. № 1 (7). С. 174-176.
  7. Шагундокова Д.М. Формирование жизненных компетенций у умственно отсталых школьников в рамках воспитательной работы образовательного учреждения VIII вида // Коррекционно-педагогическое образование. 2016. № 2 (6). С. 35-41.
Читайте также:
Star Wars battlefront что это за программа

Источник: www.b17.ru

Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, мы можем попытаться выделить круг особенностей развития, форм и методов работы, характерных для большинства детей с ЗПР.

Кто эти дети?

Ответы специалистов на вопрос, каких детей следует причислять к группе с ЗПР, весьма неоднозначны. Условно, их можно разделить на два лагеря. Первые придерживаются гуманистических взглядов, считая, что основные причины ЗПР носят прежде всего социально-педагогический характер (неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и культурного развития, тяжелые условия жизни). Дети с ЗПР определяются как неприспособленные, труднообучаемые, педагогически запущенные. Другие авторы связывают отставание в развитии с легкими органическими поражениями мозга и относят сюда детей с минимальной мозговой дисфункцией.

В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.

Такие дети почти не владеют речью — пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь значительно снижена.

У этих детей манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными действиями. При помощи взрослого они активно осваивают дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны. Детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. Их общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают несформированностъ навыков самообслуживания — многие затрудняются в использовании ложки в процессе еды, испытывают большие трудности при раздевании и особенно в одевании, в предметно-игровых действиях.

Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности — в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета.

В то же время дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и на закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины

Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.

В плане организации коррекционной работы с детьми, важно учитывать и своеобразие формирования функций речи. Методический подход предполагает развитие всех форм опосредования — использования реальных предметов и предметов-заместителей, наглядных моделей, а также развитие словесной регуляции. В этом плане важно учить детей сопровождать речью свои действия, подводить итог — давать словесный отчет, а на более поздних этапах работы — составлять инструкции для себя и для других, т. е. обучать действиям планирования.

На уровне игровой деятельности у детей с ЗПР снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью, например, ребенок собирается играть в «Больницу», с увлечением надевает белый халат, берет чемоданчик с «инструментами» и идет… в магазин, так как его привлекли красочные атрибуты в игровом уголке и действия других детей. Несформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная игра не складывается.

Коррекционные воздействия необходимо строить так, чтобы они соответствовали основным линиям развития в данный возрастной период, опирались на свойственные данному возрасту особенности и достижения.

Во-первых, коррекция должна быть направлена на исправление и доразвитие, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.

Во-вторых, коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.

В-третьих, коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе.

В-четвертых, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе.

При выстраивании тактики коррекционно-развивающей работы не менее важно учитывать и такое ключевое явление как зона ближайшего развития (Л.С. Выготский). Это понятие можно определить как различие между уровнем сложности задач, доступным ребенку при самостоятельном решении, и тем, которого он способен достичь с помощью взрослых или в группе сверстников. Коррекционно-развивающая работа должна строиться с учетом сензитивных периодов развития тех или иных психических функций. Следует также иметь в виду, что при нарушениях развития сензитивные периоды могут сдвигаться во времени.

Можно выделить следующие важнейшие направления коррекционно-развивающей работы с детьми группы компенсирующей направленности:

Оздоровительное направление. Полноценное развитие ребенка возможно лишь при условии физического благополучия. К этому же направлению можно отнести задачи упорядочения жизни ребенка: создание нормальных жизненных условий (особенно для детей из социально-неблагополучных семей), введение рационального режима дня, создание оптимального двигательного режима и т.д.

Коррекция и компенсация нарушений развития высших психических функций методами нейропсихологии. Уровень развития современной детской нейропсихологии позволяет достичь высоких результатов в коррекции познавательной деятельности, школьных навыков (счет, письмо, чтение), нарушений поведения (целенаправленность, контроль).

Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.

Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и широко должна использоваться в практике.

Развитие эмоциональной сферы. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.

Формирование видов деятельности, свойственных тому или иному возрастному этапу: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении.

Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:

1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован?

Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения,

5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.

6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.

Читайте также:
Codemeter runtime server что это за программа и нужна ли она

7. В качестве основного метода положительного воздействия на ЗПР можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью.

Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.

С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах( даже если его речь невнятна), рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми. Главное — родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.

8. Любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.

Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка,

Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (3-4 задания), и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции. Предлагаемые упражнения разнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушкам, спортивными снарядами).

Заключительная часть — продуктивная деятельность ребенка: рисование, аппликация, конструирование из бумаги и т.д.

9. Монтессори-педагогика – оптимальный выбор для детей с особенностями в развитии, так как эта методика дает уникальную возможность ребенку работать и развиваться по своим внутренним законам. Вальдорфская педагогика как система не очень подходит для таких детей, так как личность ребенка с ЗПР легко подавить, а учитель в данной системе выступает в главенствующей роли. Как единственная оптимальная методика обучения грамоте, до сих пор остается методика Н.А.Зайцева. Многие дети с ЗПР гиперактивны, невнимательны и «Кубики» — единственная на сегодняшний день методика, где эти понятия даны в доступной форме, где придуманы «обходные» пути в обучении, где задействуются все сохранные функции организма.

  • Игры на базе конструктора ЛЕГО благоприятно отражаются на развитие речи, облегчают усвоение ряда понятий, постановку звуков, гармонизируют отношения ребенка с окружающем миром
  • Игры с песком или «пескотерапия». Специалисты парапсихологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию, взаимодействие с ним очищает человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

В специально организованных условиях обучения и воспитания у детей с задержкой психического развития положительная динамика в усвоении умений и навыков безусловна, но у них сохраняется низкая способность к обучению.

Но, наша задача в дошкольном мире – привить такому ребенку умение к социальной адаптации. Мне кажется, здесь есть над чем подумать. Неправда ли?

1. С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».

2. Л.Г. Петерсон «Методические рекомендации»

3. Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей.

Источник: dohcolonoc.ru

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей возрастом с 4–х до 7 лет с задержкой психического развития

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 103 г. ТОМСКА

АДАПТИРОВАННАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

для детей возрастом с 4-х до 7 лет

с задержкой психического развития

Авторы-составители:

Педагоги-психологи — Адигамова Н.Р.

Учителя-логопеды – Черкасова Т.Н.

Борзунова Т.А.

Старший воспитатель – Аршинова Т.А.

Томск, 2016 г.

Целевой раздел

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

Планируемые результаты освоения программы

Содержательный раздел

Этапы коррекционной работы

Комплексно-тематический план работы педагогов

Организационный раздел

Повышение родительской компетентности

Психолого-педагогические условия обучения и воспитания детей с ЗПР

Материально — технические условия

4. Список литературы

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая адаптированная образовательная программа – это программа психолого-

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного

психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)

организации обучения и воспитания дошкольников с ЗПР в соответствии ФЗ «Об образовании в

обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся.

В целом нормативно-правовую базу разработки АОП МБДОУ №103 составляют:

— Конвенция о правах ребенка (1989г.);

— Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1993г.);

— ФГОС дошкольного образования (от 17.10.2013г. № 1155);

— Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ);

— Приказ МО РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам

дошкольного образования» (от 30.08.2013г. № 1014);

— Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима

работы ДОУ 2.4.1.3049-13 (от 15.05.2013г. №26);

— Устав МБДОУ № 103.

Программа составлена педагогами ДОУ после изучения специальной литературы по

При создании новой комплексной коррекционной программы авторский коллектив МБДОУ

№ 103 стремился применить то положительное, что было предложено в литературе, а также

широко использовать передовой педагогический опыт «Центра социальной помощи семье и

детям «Огонёк» г. Томска.

педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка

с ЗПР, его позитивной социализации.

Формировать когнитивные предпосылки речевой деятельности во взаимосвязи с развитием

восприятия, внимания, памяти, мышления.

Формировать представления дошкольников о себе, окружающем предметном и социальном

Формировать позитивную социальную мотивацию.

Развивать активную речевую коммуникацию.

Осуществлять преемственность в работе с родителями и другими педагогами, участвующими

в коррекционно-педагогическом процессе.

поставленной цели и решение

осуществляется с учётом следующих

Принцип поддержки разнообразия детства

Принцип коррекционной направленности образовательного процесса

Принцип позитивной социализации ребенка.

Принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия

взрослых: родителей (законных представителей), педагогических и иных работников

Принцип сотрудничества Организации с семьей.

у ч а с т н и ком

Принцип комплексного подхода.

Принцип учета структуры дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей.

Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Принцип интеграции усилий специалистов.

Принцип сетевого взаимодействия с организациями социализации, образования,

охраны здоровья и другими партнерами.

Особенностью программы является распределение материала по годам обучения.

Длительность обучения может изменяться с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения содержания

каждого возрастного уровня строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин,

определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка.

работу по пяти образовательным областям, определенным ФГОС ДО:

В совокупности они позволяют обеспечить коррекционно-образовательную работу с

дошкольниками с ЗПР комплексно и многоаспектно.

образования и отрабатываются в процессе разнообразных видов деятельности.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА с ЗПР

Понятие «задержка психического развития (ЗПР)» подчеркивает несоответствие

психическому развитию возрасту ребенка и в то же время указывает на временный характер

отставания, который с возрастом преодолевается. Она может быть вызвана различными

причинами: дефектами конституции ребенка, соматическими заболеваниями, органическими

поражениями центральной нервной системы. У детей с ЗПР отмечаются низкая

работоспособность, повышенная истощаемость, психомоторная расторможенность,

возбудимость, гиперактивность, импульсивность, незрелость эмоций, слабость воли, а также

Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и

замедлением переработки информации. У них узок и беден круг представлений об окружающих

предметах и явлениях. Эти представления нередко не только схематичны, не расчленены, но

даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и

результативной стороне всех видах их деятельности, и в первую очередь продуктивной.

Дефекты восприятия обнаруживаются при усложнении воспринимаемых объектов или в

условиях, затрудняющих восприятие – дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся

в непривычном ракурсе, сложности в узнавании предмета по контуру или схематическому

изображению. Внимание характеризуется неустойчивостью, снижением концентрации. Таким

детям характерна повышенная отвлекаемость. Их память ограничена в объеме. Особенностью

является то, что могут страдать отдельные ее виды при сохранности других. У детей с ЗПР

наглядно – действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно – образное и

особенно словесно – логическое. Как правило, не развита мелкая и крупная моторика. Ребенок

не в состоянии построить короткий связный рассказ, пересказ сказки вызывает у него

затруднение. В речи использует малораспространенные, чаще аграмматичные фразы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения программы:

Ребёнок стремиться к положительному взаимодействию с взрослыми, сверстниками.

2. Ребенок имеет представления о правилах поведения в детском саду, дома, на улице, может им

следовать, способен к волевым усилиям.

3. Ребенок использует речь для выражения своих мыслей, чувств; самостоятельно строит

развернутое речевое высказывание в ситуации общения.

4. Ребенок проявляет интерес и самостоятельность в разных видах деятельности – игре,

общении, конструировании и др.

5. Ребенок имеет начальные представления о здоровом образе жизни.

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к

моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных

детей в силу ограниченных возможностей здоровья, различий в условиях жизни и

индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Мониторинговые (диагностические) исследования проводятся три раза в год.

педагогической работы и индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ.

2. В середине учебного года для корректировки ИОП и ИОМ при недостаточной динамике

перспективы дальнейшей коррекционно-педагогической работы.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Дети с ЗПР в системе современного образования в рамках ФГОС ДО относятся

категории детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ).

служба КОМПЛЕКСНОГО

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ (ПМПк),

которая ведет ребенка на

протяжении всего периода его обучения.

В службу сопровождения входят специалисты:

учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по

ФИЗО, медицинский работник.

Консолидация усилий специалистов в области коррекционной

Источник: portalpedagoga.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru