Программа «Сделай сам»
1. Направленность программы дополнительного образования детей.
2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.
3. Цель программы.
4. Задачи программы.
5. Особенности программы.
6. Возраст детей, участвующих в реализации данной
дополнительной образовательной программы.
7. Сроки реализации дополнительной образовательной программы
(продолжительность образовательного процесса, этапы).
8. Формы и режим занятий.
9. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
10. Формы подведения итогов реализации дополнительной
II. Учебно-тематический план программы дополнительного образования детей.
III. Содержание программы дополнительного образования детей.
IV. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей.
V. Список литературы.
I . Пояснительная записка.
1. Направленность дополнительной образовательной программы.
5 Простых Online программ для создания мультфильма
Дополнительная общеобразовательная программа «Сделай сам» разработана в соответствии с методическими рекомендациями по разработке дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области от 03.09ю2015) и имеет художественную направленность.
2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы.
За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов. Принципы организации образовательного процесса нацелены на поиск новых творческих ориентиров и предусматривают:
— развивающий характер обучения;
— интеграцию и вариативность в применении различных областей знаний.
Дополнительная общеобразовательная программа опирается на следующие педагогические принципы:
— принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных особенностей;
— принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного материала от простого к сложному при условии выполнения обучающимся предыдущих заданий;
— принцип комплексного развития — взаимосвязь и взаимопроникновение разделов программы;
— принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;
— принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы.
Основными формами организации образовательного процесса являются:
— фронтальная: предполагает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся детей через рассказ, беседу. Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе;
— индивидуальная: предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори». Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества обучающегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, ответственность, аккуратность, точность и четкость исполнения, самоконтроль. Данная организационная форма позволяет готовить обучающихся к участию в выставках и конкурсах;
— групповая: ориентирует обучающихся на создание «творческих пар», которые выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы. Групповая форма организации деятельности в конечном итоге приводит к разделению труда в «творческой паре», имитируя пооперационную работу любой ремесленной мастерской. Здесь оттачиваются и совершенствуются уже конкретные профессиональные приемы, которые первоначально у обучающихся получались быстрее и (или) качественнее.
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы заключается в создании условий для развития и воспитания обучающихся через их практическую художественно-прикладную деятельность.
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы связана с использованием комплексного метода обучения, направленного на развитие во взаимосвязи и взаимодействии общих способностей (способность к обучению и труду), творческих способностей (воображение, креативность мышления, технических навыков и др.).
Развивающий характер обучения ориентирован на развитие фантазии, воображения, памяти, наблюдательности; развитие ассоциативного и образного мышления обучающихся.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, причем не только к декоративно-прикладному, но и раскрытию лучших человеческих качеств.
3. Цель программы — создать условия для выявления и развития творческих способностей обучающихся в процессе овладения различными приемами и техниками работы с бумагой (аппликация, оригами, декупаж), посредством изготовления из бумаги и картона открыток (кардмэйкинг) и сувениров; увлекательных игрушек и математических головоломок (дергунчики, флексагоны); плоских, объемных и 3 D — моделей автомашин.
4. Задачи программы.
— научить обучающихся отдельным приемам, технике и технологии изготовления поделок из бумаги и картона.
— сформировать простейшие умения и навыки в художественном конструировании.
— способствовать формированию знаний и умений в области декоративно-прикладного творчества.
• развивать творческие способности (воображение, фантазию, художественно-эстетический вкус и др.);
развивать интеллектуальные способности (внимание, память, восприятие, образное и образно-логическое мышление, речь);
• развивать у обучающихся интерес к познанию окружающего мира, удовлетворять любознательность.
формировать у обучающихся личностные качества (усидчивость, ответственность, самоконтроль, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.) через занятия различными видами бумажного рукоделия: аппликация, оригами, декупаж.
формировать у обучающихся культуры труда.
воспитывать уважение к людям труда и культурному населению — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
5. Особенность программы заключается в том, что она предполагает:
• комплексность — комплексное изучение известных и новых техник художественной обработки бумаги: аппликация плоская, многослойная, объемная; кардмэйкинг, бумагопластика и ее разновидности (оригами, касудами, флексагоны), декупаж, моделирование-конструирование подвижных игрушек, автомашин.
• преемственность — взаимодополняемость используемых техник и технологий бумажного рукоделия, предполагающая их сочетание и совместное применение;
• не подражание, а творчество — овладение приемами и техниками художественной обработки бумаги не на уровне повтора и создания копии, а на уровне творческого подхода и авторского замысла обучающихся.
Программа построена по принципу от простого к сложному. Для усвоения теоретических знаний и практических навыков на занятиях с детьми применяются современные методы и приемы работы.
6. Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной программы: 7-17 лет.
7. Сроки реализации дополнительной образовательной программы
(продолжительность образовательного процесса, этапы).
Программа рассчитана 3 года обучения.
первый год – 102 часа,
второй год — 108 часов,
третий год – 108 часов.
На первом году обучения дети получают общие знания по основам материаловедения, композиции, цветоведения, учатся делать плоские аппликации, работать в технике оригами, изготавливать простейшие изделия в изученных технологиях (открытки, сувениры к праздникам, простейшие флексагоны, дергунчики, макеты автомашин).
Программа второго года обучения ориентирована на получение умений работать с инструментами и приспособлениями, схемами; выполнять изделия в техниках: многослойная аппликация, кардмейкинг, изготавливать обьемные игрушки в технике оригами и более сложные подвижные игрушки (дергунчики) и макеты автомашин.
Программа третьего года обучения предполагает углубление полученных знаний по бумагопластике: создание объемных аппликаций и композиций, знакомятся с разновидностью оригами (касудами), знакомятся с техникой декупаж, изготавливают поделки, сочетающие в себе различные виды техник, и умение самостоятельно применять их при выполнении работ.
8. Формы и режим занятий.
Занятия проводятся в групповой форме. Группы формируются по возрастному принципу. Допускаются совместные занятия детей разного возраста в одной группе.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа.
Режим работы каждый учебный год может меняться в зависимости от тарификационного плана.
9. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Ожидаемые коллективные результаты от реализации дополнительной общеобразовательной программы:
— участие в культурно-массовых и творческих мероприятиях,
— участие в городских, областных, всероссийских конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества.
Ожидаемые индивидуальные результаты от реализации дополнительной общеобразовательной программы:
-предметные результаты (знание терминологии; формирование практических навыков в области декоративно-прикладного творчества и владение различными техниками и технологиями изготовления поделок из бумаги и картона;
— метапредметные результаты (развитие фантазии, образного мышления, воображения, художественного вкуса; выработка и устойчивая заинтересованность в творческой деятельности, как способа самопознания и познания мира);
— личностные результаты (формирование личностных качеств: усидчивость, ответственность, самоконтроль, исполнительность, трудолюбие, аккуратность; формирование потребности и навыков коллективного взаимодействия через вовлечение в общее творческое дело).
Вариантом оценки индивидуальных результатов обучающихся является мониторинг приобретенных навыков, знаний и умений (теоретических, практических и организационных), а также диагностика проявившихся и формирующихся личностных качеств. Отслеживание личностных качеств и степень их выраженности происходит методом наблюдения личностного роста обучающихся.
10. Формы подведения итогов реализации дополнительной
общеобразовательной программы.
Форма отслеживания результатов усвоения дополнительной образовательной программы предполагает:
• индивидуальное наблюдение — при выполнении практических приемов обучающимися;
•собеседование (индивидуальное и групповое);
•выполнение итоговой работы;
•тестирование — при проверке терминологии и определении степени усвоения теоретического материала.
Форма фиксации результатов реализации дополнительной образовательной программы:
• тематические и итоговая выставки детских работ в Центре детско-юношеского творчества;
• копилка детских работ в различных техниках исполнения;
• портфолио творческих достижений (грамоты, дипломы, сертификаты и др.);
Формой подведения итогов становятся выставки работ. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев оценки результатов практической деятельности обучающихся, то выставка — это наиболее объективная форма подведения итогов. Такая форма работы позволяет обучающимся критически оценивать не только чужие работы, но и свои.
II . Учебно-тематический план программы дополнительного образования детей.
Первый год обучения: 102 часов.
Темы и разделы программы
Кол-во часов на контрольные занятия
Источник: www.art-talant.org
Мастерим игровые пособия для детей
Развитию ребенка помогут игровые пособия, сделанные своими руками. Предложите детям множество развлечений, а также самодельные музыкальные инструменты.
- Мастер-класс
- Подвижные игры на улице и в помещении
- Детские музыкальные инструменты
Мастерим игровые пособия для детей: мастер-класс
Пластиковые бутылки есть практически в каждом доме. Для следующего пособия будем использовать их.
Игра «Цветочная поляна»
- картонную коробку с невысокими бортиками, например, из-под конфет;
- пластиковые бутылки;
- цветной картон;
- ножницы.
- надел на крышки цветы такого же окраса;
- поставил бы на эту импровизированную клумбу растения определённого цвета;
- посчитал, сколько цветов и какого окраса получилось.
Игра «Прищепки»
Она поможет ребенку развивать свои пальчики, импровизировать, придумывать интересные сюжеты.
Для поделок возьмите такие пластиковые прищепки, чтобы ребёнок мог легко их сжать и надеть на предмет.
- картон;
- цветную бумагу;
- фломастеры;
- прищепки разных окрасов;
- ножницы.
Игра «Покорми животных»
- рыбу;
- орехи;
- морковь;
- бананы;
- траву;
- зерно;
- косточку;
- желудь.
- кошку;
- белку;
- зайца;
- обезьяну;
- корову;
- мышь;
- собаку;
- свинью.
Тактильные крышки
- крышки от детского питания и пластиковых бутылок;
- кусочки кожи;
- обрезки различных тканей;
- клей;
- мех;
- ножницы.
Сначала ребёнку покажите ткань на крышке, пусть потрогает ее. Теперь, не глядя, из мешочка или коробки достанет парный кружочек. Таким же образом он найдет крышку с кусочками меха, кожи.
Пальчиковый театр
Такая забава помогает детям развивать моторику, координацию движения рук, мышление, речь. Вы можете сделать пальчиковый театр, что небольших персонажей ребёнок надевал себе на эти части рук. Но можно изготовить героев таким образом, чтобы пальчики ребенка превратились на время в их ноги.
Малыша наверняка развеселит, как персонаж бодро шагает или бежит, благодаря ребенку.
Как вы видите, из картона нужно вырезать фигурки людей, зверей, наклеить на них цветную бумагу, разрисовать персонаж, чтобы было понятно, кто это.
На месте ног каждого необходимо вырезать по два равных кружочка. Когда нужно, чтобы конкретный герой двигался, ребёнок будет продевать сюда свой указательный и средний пальцы, «ходить» ими.
Вот так можно сделать пальчиковый театр своими руками.
Подвижные игры на улице и в помещении для детей
Они также помогут развитию ребенка. Ведь после спокойных развлечений малышу нужны движения. И мальчики, и девочки с удовольствием помогут родителям сделать следующие игровые пособия.
- картонные коробки;
- цветную бумагу;
- карандаш;
- ножницы;
- клей.
Из темной бумаги вырежьте колеса, а из желтой — их внутреннюю часть. Из этого же сделайте фары.
Можно придумать множество игр для детей, с использованием этих предметов. Например, ребятишки просто встанут внутрь такой машины, побегают наперегонки со своими ровесниками или со взрослыми.
Если дома мало места, тогда нужно проводить такие подвижные игры на улице. Конечно, на детской площадке, где нет настоящих машин.
Пусть ребёнок попробует себя в роли водителя, а другой станет работником бензоколонки.
Сделать это так же просто. Для этого высокую картонную коробку оклейте цветной бумагой. Проделайте внизу конструкции отверстие, прикрепите сюда отрезок гофрированной трубы или старый шланг от пылесоса. Наклейте указатель, показывающий количество бензина.
Для девочек можно провести конкурс на тему «Кто красивее всех поедет на машине», а после этого заодно сделать зарядку, говоря им, что сейчас нужно пробежать на носочках, как будто это едет легкая спортивная машина. Затем они будут, двигаясь, топать ногами, словно проезжает тяжелый грузовик.
Следующие игровые пособия тоже сможете сделать своими руками.
«Перенести рыбку»
- гимнастические обручи;
- губки для посуды;
- маркер;
- ножницы.
Положите обруч на пол, поместите в него обитателей водных глубин, сколько будет участников, столько нужно ещё обручей. Сюда каждый ребёнок будет складывать пойманные рыбки. Но брать их нужно не руками, а ногами.
Игра «Воздушный футбол»
- пластмассовое яйцо от Kinder сюрприза;
- стеклянный шарик;
- 2 трубочки от коктейлей;
- маркер;
- коробку из-под конфет.
По команде они начинают дуть на стеклянный шарик через трубочки, чтобы загнать его в ворота противника.
«Поймай шарик»
- пластиковые бутылки;
- цветную бумагу и клей или широкую изоленту;
- веревку;
- крышки от бутылок или маленькие шарики.
Игра «Удочка»
- длинная веревка;
- ножницы;
- небольшой грузик.
Вместо веревки и утяжелителя можно взять обычные прыгалки нужной длины, использовать их в качестве удочки.
Игра «Стулья»
Эту забаву можно включить в программу развлечений на природе. Возьмите с собой складные табуреты, используйте их. В подобные подвижные игры на улице могут играть, как дети, так и взрослые. Вам понадобится музыкальное сопровождение. Поставьте стулья по кругу, их количество должно быть меньше на 1, чем участников.
Включите весёлую музыку, пусть соревнующиеся бегают вокруг этих атрибутов. Когда вы выключите песню, каждый должен занять стул. Тот, кому не достался этот атрибут, выбывает из игры. Для следующего тура нужно убрать еще один стул и так далее.
Игра «Светофор»
-
Один человек будет исполнять роль Светофора. Он встает спиной к окружающим. Когда начинается игра, Светофор резко разворачивается к соревнующимся и произносит определенный цвет.
Детские музыкальные инструменты своими руками
Важно развивать и музыкальный слух ребенка. Для этого сделайте игровые пособия, представленные далее.
Шум дождя
- картонная трубка от бумаги для выпечки или от фольги;
- ножницы;
- шило;
- зубочистки;
- клей;
- цветной скотч;
- картон;
- крупа.
Чем их будет больше, тем сильнее инструмент станет напоминать шум дождя. Теперь вставьте в эти отверстия зубочистки, зафиксируйте их капельками клея. Острые концы деревянных шпажек отрежьте вровень с картонными трубками, чтобы они не выходили за края. Заклейте кусочком картона низ, закрепите кусочком скотча.
Экспериментальным путем выясните, сколько нужно крупы, чтобы при потряхивании инструмент издавал звуки, похожие на шум дождя. Вы можете насыпать гречку или рис, но лучше всего использовать пшено. Заклейте кружком картона верхнее отверстие трубки, также зафиксируйте его при помощи цветного скотча.
Вы можете сделать и другой шумовой инструмент.
Кастаньеты
- лист картона;
- ножницы;
- надежный клей;
- пластиковые или железные крышки от бутылок.
Если у вас есть большие пуговицы, возьмите две. Пришейте к каждой резинки, чтобы ребенок мог одевать их на пальцы и постукивать одной об другую.
Металлические крышки на картоне будут издавать более пронзительные звуки.
Сделать шумовой музыкальный инструмент можно и из других материалов. В ход пойдет скорлупа от орехов, банки из-под кофе и другой бросовый материал, который обычно выбрасывают.
Шумовые музыкальные инструменты
- две втулки от туалетной бумаги или пустые металлические баночки, где раньше было кофе;
- крупу или мелкие камушки;
- бисер;
- картон;
- цветную бумагу;
- канцелярские резинки.
Не давайте такие игрушки ребенку, которому меньше 3 лет. За более старшими также приглядывайте, ведь в этих шумовых инструментах есть мелкий наполнитель.
А вот еще одна забавная вещица из бросового материала.
- деревянную рогулину;
- наждачную бумагу;
- тонкую резинку;
- шапочки от желудей;
- маленькие металлические пуговицы на ножках;
- шило;
- ножницы.
После того, как фисташки или грецкие орехи съедены, от них остается куча шелухи. Чтобы не выкидывать этот мусор, создайте из него и другие шумовые музыкальные игровые пособия.
- плотные нитки;
- две палки;
- шило;
- скорлупу от фисташек.
Интересный шумовой музыкальный инструмент получается и из скорлупок грецких орехов. В них также при помощи шила проделываются отверстия, продевается сюда нити или резинки, затем связываются наверху. Ребёнок станет потряхивать инструмент, держа его за ручку, будут получаться интересные звуки.
Барабан
- металлическую банку из-под печенья или чая;
- шило;
- манную крупу;
- тонкую атласную ленту;
- 2 гелиевые или шариковые ручки;
- две емкости из-под бахил;
- скотч;
- ножницы.
- пустая банка из-под консервов;
- лопнутые воздушные шарики;
- канцелярские резинки.
Духовые инструменты
В дудочку вы легко превратите соломку от коктейля. Кончик нужно срезать под углом.
Если хотите, чтобы ребёнок извлекал разные звуки, тогда сделайте соломинки разной длины.
А если вы возьмете эти заготовки, скрепите их попарно цветным скотчем, компонуя по размеру, получится вот такой музыкальный духовой инструмент.
- расчёска;
- папиросная бумага или фольга.
Вот какие можно сделать игровые пособия своими руками, чтобы ребёнок с малых лет получал всестороннее развитие. Как сделать музыкальные инструменты из подручных материалов, смотрите в видео.
Как смастерить игровые пособия для ребенка, покажет следующий обзор.
Источник: tutknow.ru