Программа дло что это такое

ДЛО: КАК «МЕЛОЧИ» ПОБЕДИЛИ ГЛАВНОЕ

В прошлом году программе льготного лекарственного обеспечения исполнилось десять лет. Но юбилей этот прошел фактически незамеченным. Проект дал не те результаты, о которых мечтали.

Но стоит ли забывать о первой попытке лекарственного возмещения и отказываться от ценного опыта, повторяя прошлые ошибки?

«Подходит к кассе маленькая бабушка, смотрит на меня и говорит: «А ты знаешь, я получу пенсию, заплачу денежки, и тебя побьют». Это был 2007 год. Аптечный коллапс. Люди приходили с рецептами, а лекарств не было. Я попал тогда в интернатуру и только начинал работать в аптеке», — вспоминает старший менеджер по развитию бизнеса компании IMS Антон Каляпин.

Возмущенные покупатели стучали кулаками по витринам. Первостольники держали оборону. Препаратов в аптеках не было. Притом, что в 2006 г. почти половина пациентов–льготников поменяла свое право на лекарство на небольшую, но доступную денежную компенсацию.

Tableau: приложение для работы с базами данных

Кому–то из–за неправильно оформленного рецепта и вовсе приходилось ехать обратно в поликлинику и вновь ждать приема врача…

Программа льготного лекарственного обеспечения делала свои первые неуверенные шаги. И спотыкалась об организационно–финансовые проблемы. Сегодня, когда аптечный коллапс почти десятилетней давности кажется далеким прошлым, эксперты понимают: сложности роста были преодолимы.

Кое–что действительно удалось преодолеть. В 2008 г. единый поток льготных лекарств разделился надвое: из общей программы вышли «Семь нозологий». «Обычным» пациентам–льготникам стало легче.

КОРИДОР ПОЛИКЛИНИКИ, ПОХОЖИЙ НА ДЛО

О плюсах и минусах льготного лекарственного обеспечения спорят до сих пор. Но абсолютно все упреки адресованы тому, как была реализована программа. В том, что она была необходима, сомнений нет.

Кто–то считает, что именно льготным препаратам страна обязана очередями в поликлиниках, которых вполне можно было избежать. Медицинские учреждения стали сами напоминать программу ДЛО до выделения из нее «Семи нозологий»: «особому случаю» — внимание и прочие ресурсы, всем остальным — то, что останется. Решение проблемы могло быть аналогичным: к одним врачам прикрепить пациентов–льготников, другим поручить осматривать только тех, кому льготное лекарство не нужно.

Здравоохранение почему-то не воспользовалось недавним опытом…

ОРГМОМЕНТЫ, ПОПЕДИВШИЕ ИДЕЮ

Преградой на пути к всеобщему лекарственному возмещению действительно стали «мелочи»… Которые принято называть организационными моментами. Пациенты были недовольны очередями и невозможностью получить лекарство, врачи — ограниченным выбором препаратов, дистрибуторы и аптеки — долгим ожиданием платежей. Но все эти вопросы были решаемы.

И если бы страна смогла полностью решить их, пилотный проект возмещения в Кировской обл. стартовал бы гораздо раньше. Лет пять назад. И в наши дни лекарственное обеспечение уже берегло бы семейные бюджеты миллионов пациентов.

Партнерская программа: что это такое и для чего она нужна | SEMANTICA

Как замечает ведущий научный сотрудник, член ученого совета Национального НИИ общественного здоровья РАМН, д.фарм.н. Елена Тельнова, среди главных организационных проблем программы ДЛО оказались недостоверная информация «с мест», некачественное ведение реестров пациентов, отказы больным в выписке рецептов и нарушение сроков обеспечения рецептов, а также неумение управлять товарными запасами.

ВОПРОСЫ ПРОСТЫЕ, РЕШЕНИЯ СЛОЖНЫЕ

Человек приходит в аптеку с льготным рецептом, а необходимого лекарства нет. В этой аптечной организации. По соседству, в трех минутах пешком, препарат есть. Что проще — заставить пациента ждать, когда препарат привезут туда, куда он обратился? Или «перебросить» упаковку с лекарством из одной аптеки в другую? С точки зрения здравого смысла, верен второй вариант.

С точки зрения документов… Самые простые вопросы порой решаются сложно.

Ошибка в управлении товарными запасами? Значит, и рецепты вовремя обеспечить не всегда получится. Конечно, играют роль и финансовые причины: в 2006 г. доктора выписали огромное количество рецептов, и бюджет с этой нагрузкой не справился.

Потребности перевесили возможности, а «недообследованных» пациентов оказалось больше, чем считали. Еще одной из главных ошибок стали расхождения между официальной статистикой заболевших граждан и их реальным количеством.

О БЫСТРОМ ДОСТУПЕ К ЛЕКАРСТВАМ И В КАБИНЕТЫ

При всех своих недостатках программа ДЛО была первой. Без нее, пусть и методом проб и ошибок, не возникли бы ни «Семь нозологий», ни региональные проекты лекарственного возмещения. Пациент получил доступ к дорогостоящим препаратам, о которых мог только мечтать.

Пусть с поставками случались перебои, пусть в программу вошло не все, что рекомендовали врачи, но больной понял, что имеет право на лекарство. А пациентские организации вступили в диалог с государственным регулятором. Россияне стали активнее бороться за жизнь.

На официальном сайте Всероссийского союза пациентов можно прочесть: программы ДЛО и «Семь нозологий» претворялись в жизнь крайне трудно и крайне болезненно. Именно это побудило Росздравнадзор обратиться к пациентским организациям, которые впервые получили возможность вести прямой диалог с властью. И «иметь быстрый доступ в кабинеты чиновников».

ОДИН НА МИЛЛИОН: С РЕДКИМИ ПРОЩЕ?

На лекарства для лечения рассеянного склероза в 2007 г. государство выделило на 28% больше, чем в 2006–м. Через год вложения в препараты для пациентов с таким заболеванием выросли еще в два раза.

Пациенты с гемофилией тоже стали получать больше медикаментов. В 2006 г. государственные вложения в такие препараты выросли втрое. По сравнению с годом 2005–м. Затем наступил небольшой спад. Но в 2008 г. страна направила на лекарства для больных гемофилией в 2,9 раза больше средств, чем в 2007–м.

И гемофилия, и рассеянный склероз включены в известную программу «Семь нозологий». Проект, который рождался в муках, и родился как раз в 2008 г.

Изначально льготное лекарственное обеспечение было единым для всех. Сложности начались почти сразу же. «Кто мог предположить, что в Тверской области есть мальчик, на лечение которого каждый месяц уходит 9 млн рублей?! В Калуге тоже есть ребенок, лечение которого стоит 77 млн рублей в год», — говорил в 2007 г. министр здравоохранения Михаил Зурабов.

«Лекарства для редких заболеваний забирали почти половину тех средств, которые направлялись на лечение миллионов людей. Мы долго думали, как быть. Долго считали. Помогли аналитики. Было принято решение вывести «семь нозологий» из общей программы в отдельную», — вспоминает Елена Алексеевна.

По темпам роста программа «Семь нозологий» опережает «обычное» льготное обеспечение. Парадокс отечественного здравоохранения: чем проще вернуть пациента к полноценной жизни, тем меньше внимания ему достается.

ДИСТРИБУТОРАМ НЕ ПОСТУПИЛИ СРЕДСТВА…

Программу лекарственного обеспечения нельзя ограничивать цепочкой «пациент — аптека — врач», предупреждает Елена Тельнова. Полноценными и полноправными ее участниками должны стать и фармпроизводитель, и дистрибутор.

Вспомним события десятилетней давности. «Нам до сих пор не поступили средства на закупку льготных лекарств у производителей на 2006 г. Отсюда наши задолженности и просрочки обязательств перед производителями», – сообщал основатель «СИА» Игорь Рудинский.

«В итоге дистрибуторы лишились финансирования на весь первый квартал 2006 г.», — комментировал заместитель генерального директора «Протек» Андрей Ларичев.

…И АПТЕКАМ — ТОЖЕ

Фармация испытывала те же проблемы, что и дистрибуция. Платежи задерживались, порой на полгода. Аптеки оказывались на грани выживания и без лекарств. А пациенты поняли, что приходить к фармацевту с рецептом нет особого смысла.

Сегодня, когда идут споры о лекарственном возмещении, когда уже намечен старт программы в 10–16 российских регионах, вопрос «А будут ли вовремя платить аптеке?» звучит вновь. Действительно, кто гарантирует аптечной организации, что и платежи, и лекарства придут вовремя?

ЛЕКАРСТВА ИЛИ СРЕДСТВА?

«Для наших людей, прошедших огонь, воду и медные трубы, сумма, которую можно взять, реальнее, чем «что–то от государства», — замечает директор подразделения «Здравоохранение» компании «Синовейт Комкон» Олег Фельдман. Получить денежную компенсацию оказалось проще, чем приобрести препарат по рецепту.

Наш пациент привык платить за лекарства сам. Чтобы изменить эту привычку, программе ДЛО не хватило совсем чуть–чуть. На ее старте 75% расходов на медикаменты несли граждане. Потом доля государственных вложений поднялась до 40% и через некоторое время упала снова. Сегодня на долю больного приходится 63% лекарственных трат.

Еще не 30%, но уже и не 75%.

Когда–то, чтобы выйти из программы льготного обеспечения, нужно было писать заявление. Сегодня все наоборот: монетизированную льготу перечисляют «автоматически». Заявление же придется писать только тогда, когда человек пожелает воспользоваться правом на лекарство. Большинство идет по пути наименьшего сопротивления.

В то же время средняя стоимость упаковки льготного препарата выросла со 155 руб. в 2005 г. до 1519 руб. в 2015-м, сообщает генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. Во многом выиграли и те, кто выбрал лекарство, несмотря на все сложности с его приобретением.

Возможность отказаться от льготных лекарств помешала ДЛО плавно и мягко превратиться во всеобщее лекарственное обеспечение, считают эксперты. Выход пациентов из программы, а также сформировавшееся мнение, что «по льготе хороших препаратов не дадут», стали главными просчетами проекта.

МЕДИЦИНА «В РАМКАХ»

Олег Фельдман делится результатами исследования, проведенного среди российских врачей, — по сути, главных участников программы ДЛО. К перечню льготных препаратов у докторов немало претензий. Самая главная из них — что многие эффективные, востребованные, современные лекарства в него не попали. Так считает примерно каждый второй из медицинских специалистов. Не оправдалась и другая надежда медиков — на то, что станет больше возможностей выбора схем лечения.

Врачи почувствовали, что поставлены в жесткие рамки, и вынуждены выписывать пациенту не то лекарство, которое нужно, а то, которое есть в перечне, но для конкретного больного может стать менее эффективным и безопасным.

Большинство льготных рецептов приходит в аптеки от терапевтов и педиатров. Но это связано с количеством участковых врачей, а не с их доверием к лекарственному обеспечению. Чаще всех льготные препараты назначают эндокринологи и психиатры. На третьем месте после них — кардиологи. В рецептах «сердечного» врача на долю льготы приходится всего 24,1%.

Что, на первый взгляд, может удивить: пациентов–сердечников в нашей стране вряд ли меньше, чем тех, кто наблюдается у эндокринолога или психиатра. Однако кардиолог, как и многие другие врачи, чаще руководствуется желанием прописать больному более современный препарат.

Читайте также:
Com Google Android gms что это за программа

ЛЬГОТНОЕ ИЛИ ЭФФЕКТИВНОЕ?

Из–за того, что в льготном обеспечении есть еще не все необходимые лекарства, в одной и той же стране, в одной и той же системе здравоохранения сформировались две прямо противоположные стратегии медицинской помощи. Одна ориентируется на состояние пациента, вторая — на наличие препаратов. Порой от врача можно услышать: «По льготе вам могут выдать только этот препарат, но он вам не очень поможет. Возьмите лучше в аптеке другое средство, сейчас его выпишу». Подобное отношение передается и больным.

К ЧЕМУ ВЕДЕТ «ОПТИМИЗАЦИЯ»

Мнение врача о льготе еще не означает, что именно врач – главный виновник неуспеха программы ДЛО. Решающую роль все–таки сыграла возможность вовремя получить лекарство. И расширение перечня льготных препаратов, и платежи аптекам и дистрибуторам упираются в финансовый вопрос.

«Программа была сфокусирована на оптимизации средств относительно самой себя в прошлом периоде, — поясняет Олег Фельдман. — И в результате сформировалось отношение, что здесь лекарства подешевле, менее эффективные, менее качественные».

Там, где удавалось преодолеть стремление к экономии, льготное обеспечение начинало давать результаты. Когда–то критике подвергался и Росздравнадзор — за то, что включил в число льготных «слишком» дорогие препараты для лечения онкологических и др. тяжелых заболеваний.

«У каждого человека должна расти не трудоспособность, а продолжительность трудоспособности в жизни. Вместе с нею будет расти и подушевой ВВП в государстве, — подводит итог директор Института развития общественного здравоохранения Юрий Крестинский. — Проблема в том, что в сознании представителей власти здравоохранение — это расходы без отдачи. Пока не переменится это убеждение, ничто не изменится и в финансовой составляющей».

Чем сильнее желание «оптимизировать» бюджеты здравоохранения, тем больше людей начинает нуждаться в медицинской помощи. Сумеет ли лекарственное возмещение не повторить главные ошибки ДЛО?

По материалам круглого стола РАФМ «ДЛО/ОНЛС/ВЗН.2005–2015»

Источник: mosapteki.ru

Дополнительное лекарственное обеспечение (ДЛО)

Согласно ст. 14 Федерального закона № 323-ФЗ государство гарантирует обеспечение лекарствами пациентов по утвержденному перечню заболеваний. Правительству РФ предоставлено право включать в этот перечень дополнительные заболевания, по которым оплата лекарств происходит за счет федерального бюджета.

Что входит в перечень заболеваний для лекарственного обеспечения

Согласно пункту 21 ч. 2 ст. 14 закона № 323-ФЗ, за счет федерального бюджета пациентам гарантированно оплачиваются лекарства по следующим заболеваниям:

  1. гемофилия;
  2. муковисцидоз;
  3. гипофизарный нанизм;
  4. болезнь Гоше;
  5. злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей;
  6. рассеянный склероз;
  7. гемолитико-уремический синдром;
  8. юношеский артрит с системным началом;
  9. мукополисахаридоз I, II и VI типов;
  10. трансплантация органов и (или) тканей.

Указанные заболевания включают множество более точных диагнозов. Каждому из них соответствует строго определенный перечень лекарств.

Это основной перечень регулярно дополняется правительством РФ. С 2008 года выделение лекарств по ДЛО осуществляется по двум направлениям – обеспечение необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) и по программе «Семь высокозатратных нозологий». Обеспечение по ОНЛС осуществляется в отношении льготных категорий граждан и входит в набор социальных услуг (НСУ).

Категории получателей ДЛО

Дополнительное лекарственное обеспечение (ДЛО) предоставляется гражданам, указанным в ст. 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»:

  1. инвалиды войны;
  2. участники Великой Отечественной войны;
  3. ветераны боевых действий;
  4. военнослужащие, проходившие военную службу в частях, учреждениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 года по 3.09.1945 года не менее шести месяцев, а также военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  5. лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»
  6. лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, в пределах тыловых границ фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов, интернированных в начале ВОВ в портах других государств;
  7. члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий;
  8. члены семей погибших в ВОВ лиц из числа личного состава групп самозащиты местной противовоздушной обороны, члены семей погибших работников госпиталей и больниц Ленинграда;
  9. инвалиды и дети-инвалиды;
  10. лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан.

При наличии права на ДЛО льготник может сам выбирать — либо пользоваться набором социальных услуг и получать лекарства бесплатно, либо написать заявление в ПФР и воспользоваться денежной выплатой. Заявление на отказ от ДЛО и получение денежной компенсации нужно подавать в ПФРП не позднее 1 октября.

Средства необходимые для ДЛО выделяются из федерального бюджета субъектам РФ. Сведения о перечнях лиц, имеющих право ДЛО по каждому субъекту РФ, поступают из отделений ПФР, где ведётся федеральный регистр.

Региональные получатели ДЛО

Субъекты РФ также могут устанавливать дополнительные перечни получателей ДЛО, которым лекарства выделяются за счет региона. Как правило, в этот перечень входят:

  1. дети первых 3 лет жизни (имеют право на бесплатные лекарства по всем видам заболеваний);
  2. дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет (имеют право на бесплатные лекарства по всем видам заболеваний);
  3. лица, страдающие заболеваниями, включенными в региональный перечень (имеют право на бесплатные лекарства по определенным видам заболеваний и на определенные препараты).

Средства, необходимые для лекарственного обеспечения, выделяются из бюджета субъекта РФ.

Как получить препараты по ДЛО

Для получения рецепта, дающего право на отпуск лекарственных средств по ДЛО, пациенту необходимо обратиться к участковому терапевту, участковому педиатру, врачу общей практики (семейному врачу) или фельдшеру фельдшерско-акушерского пункта, который выпишет препарат в соответствие с льготным перечнем и по виду заболевания.

Также на тему: Льготы, Медицинские услуги
4, оценок: 4
Подписывайтесь на GOGOV

Куда обращаться

  • Отделы социальной защиты населения — найти в своем регионе
  • Поликлиники — найти в своем регионе

Новости

Информация о проблеме

Отзывы

23 ноября 2022 15:24
# регион: Химки
“Номера телефонов поликлиники номер 6 не существуют’” – отвечает робот женским голосом!
19 июля 2022 21:27

Зачем планомерно ведётся политика на уничтожение населения??
Нет никаких льгот и никаких возможностей вылечиться и выжить , если:
* простой пенсионер с традиционной пенсией 10000-14000 руб вдруг серьёзно заболел(помощь не дадут!), таких сотни тысяч… одинокие погибнут
* женщина или мужчина воспитывают в одиночку ребёнка(у детей вечно что-то случается)…может плохо кончится, а потом сетуют, иммунитет какой то там(да никому нах.. не нужны в этой стране наши дети) а наркоманы? они откуда в таком количестве?
* а почему 50% детских саликов в Санкт-Петербурге захватили соц. органы и обнесли глухими воротами с замками, детишкам ближайших домов остаётся расти на улице и гулять между машинами вдоль домов снующих
* не дай Бог умрёт кто то из родителей у пенсионера… безбожники из администрации зальют помоями с оскорблениями, что де, обязаны были это ожидать и копить, копить, не есть, не лечить , не делать никакие ремонты, да вообще , не жить , а копить на место на кладбище, в Петербурге место на кладбище 150000 , а её во что и в чём положить , вы что? Памятник любимому родителю хотите? Во обнаглели, он ведь , обязан был работать 40 лет как стахановец, чтобы жирная тушка главы администрации восьмую тачку под необъятные ягодицы приобретала, не сметь и думать о памятниках!
* В лицей собрались сыночка пристроить? Да что вы себе позволяете? Ещё вырастет умницей и сместит зажравшегося губернатора , ладно, зажравшегося, а то ещё и недоум… типа Беглова..
* … ой… эту сферу вообще лучше не трогать
Ну , к чему я это?
Да не читайте а среднедушевых доходах , лучше доходите до ближайшего леса, учитесь молитвам и изучайте мудрость великих предков
Когда то же эта ненасытная свора вымрет, а вы старайтесь их пережить!

Источник: gogov.ru

Введение программы ДЛО

Как известно, введенная в действие с 1 января 2005 года Федеральная программа ДЛО с самого начала была выведена за рамки общей системы обязательного медицинского страхования (ОМС) Российской Федерации, Ее финансовая база формировалась на основе локальной солидарно-страховой модели — обязательного финансового участия в Программе всех без исключения федеральных льготников (независимо от наличия или отсутствия, а также размера их индивидуальной потребности в лекарственных препаратах).

Концептуально, в своем изначальном виде, Программа ДЛО представляла собой достаточно интересный социальный проект, основанный на принципах, адекватных современным рыночным механизмам достижения «нерыночных» целей. Каждый федеральный льготник, в том числе каждый инвалид, делает определенный страховой взнос в систему ДЛО и благодаря принципу финансовой солидарности всех ее участников, оплачивающих страховые риски, приобретает возможность получать лекарства на сумму,в разы превышающую размер его страхового взноса.

В 2005 году из причитающихся каждому федеральному льготнику ежемесячные денежные выплат, компенсировавших отмену «натуральных» льгот, в Федеральный фонд ОМС (ФФОМС) из федерального бюджета на финансирование дополнительного лекарственного обеспечения вычиталось 350 руб. в месяц. При общей численности федеральных льготников в 2005 году в 14,7 млн. человек (из которых 11,8млн. чел. Приходилось на долю инвалидов) их совокупный финансовый вклад в Программу ДЛО (с учетом динамики численности льготников по месяцам в течение года) составил 50,8 млрд. руб. Именно эта сумма была перечислена в ФФОМС из федерального бюджета на финансирование Программы в 2005 году.

Несмотря на многочисленные организационные и информационные сбои в реализации Программы в первый год ее существования, принцип солидарно — страхового финансирования в целом удерживал ее « на плаву». Отсутствие значительной потребности в лекарственной терапии (в том числе дорогостоящей), у достаточно многочисленной части федеральных льготников, участвовавших в финансировании системы ДЛО позволяло ей работать в относительно «бездефицитном» режиме. Во всяком случае, на 1 января 2006 года в бюджете Программы образовался переходящий остаток в сумме 4,5 млрд. руб. Иначе говоря, страхового лимита на тот момент хватало для обеспечения потребностей в лекарственных средствах в том числе и тех больных, страдающих хроническими заболеваниями, месячная стоимость курса лечения которых превышала 350 руб.

Нормативом утвержденный переход с 1 января 2006 года к добровольному участию федеральных льготников в Программе по существу означал принципиальный отказ от солидарно — страховой модели ее финансового обеспечения. С этого момента все федеральные льготополучатели приобрели право на выход из Программы с получением соответствующей денежной надбавки к ЕДВ вместо внесения этой суммы в бюджет проекта ДЛО. Фигурально говоря, тем самым под Программу была заложена фундаментальная финансовая мина « перманентного» действия. Возможностью выхода из Программы сразу же воспользовались 6,8 млн. человек, то есть 46% от числа участвовавших в ней на конец 2005 года, в первую очередь те, чьи потребности в лекарствах были относительно невелики. Из федеральной программы дополнительной бесплатной медицинской помощи (куда помимо «лекарственной» компоненты входит санаторно — курортное лечение) они «унесли с собой» в 2006 году ни много, ни мало 34,6 млрд. руб. (424 руб. (ежемесячная стоимость медицинской помощи в наборе социальных услуг в 2006 году)

Читайте также:
Программа Microsoft word 2010 что это

К началу 2006 года из 14,7 млн. человек в системе ДЛО осталось 7,9 млн. человек. Автоматической реакцией Министерства финансов РФ на такое сокращение числа участников Программы стало пропорциональное снижение годового объема бюджетных перечислений в ФФОМС на бесплатные лекарства. Их составила 29,6 млрд. руб. (с учетом переходящего остатка в 4,5 млрд. руб.

34,1 млрд. руб.) против 50,8 млрд. руб. в 2005 году. Финансовые органы при этом ошибочно исходили не из специфики различных заболеваний, а из усредненной стоимости одного выписанного рецепта а 2005 году (293 руб.). Был полностью проигнорирован тот факт, что из Программы вышла почти половина участников, пользовавшихся сравнительно дешевыми лекарственными средствами либо вообще редко прибегавших к использованию препаратов, вошедших а Перечень лекарств, отпускаемых по льготным рецептам.

Реально на авансцену Программы в 2006 году вышли инвалиды, нуждающиеся в постоянной и чаще всего «дорогостоящей» (свыше 424 руб. в месяц) лекарственной помощи. Здесь уже «не работали» средние ценовые ориентиры на выписанные в 2005 году лекарства. Несмотря на то, что общее количество рецептов, выписанных в рамках Программы, сократилось в сравнении с 2005 годом на 16% средняя стоимость одного выписанного рецепта увеличилась почти в 2 раза и составила в 2006 году 549 руб.

Иначе говоря, ошибочное разрушение локальной страховой модели финансирования Программы ДЛО сразу же выявило другую принципиальную ошибку, изначально заложенную в данный проект. Она заключалась в том, что обеспечение дорогостоящими лекарствами инвалидов, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями, не было «со старта» выделено в отдельную подпрограмму с самостоятельным целевым финансированием из федерального бюджета, Между тем- это совершенно особая сфера лекарственного обеспечения инвалидов.

Доля выписанных рецептов для онкологических больных, больных гемофилией, инсулинозависимым диабетом, бронхиальной астмой, рассеянным склерозом и т.п. невелика- несколько процентов от общего числа рецептов, выписываемых по Программе ДЛО. Например, больных гемофилией во всей стране в 2006 году насчитывалось не более 8-9 тысяч человек. Однако, по официальным данным, средняя стоимость лекарств больных с перечисленными заболеваниями составляла тогда 11 тыс. руб., а общие затраты на них по некоторым оценкам, достигали 40-45% общей стоимости Программы ДЛО. Ссылки на то, что к началу 2005 года в федеральном регистре льготников отсутствовала адекватная база данных, в том числе по больным с тяжелыми хроническими заболеваниями, свидетельствуют о нашей, увы, традиционной беде — запуске социальных проектов без предварительного системного осмысления их структурных составляющих и специфики их «поведения» в рамках соответствующего проекта.

Еще одним, третьим фактором, сыгравшим негативную роль в практическом исполнении проекта ДЛО в 2005- 2006 гадах, стал нерациональный принцип отбора Федеральным фондом обязательного медицинского страхования дистрибьюторов, обеспечивающих продвижение лекарственных препаратов от их производителей к аптечным учреждениями, и допущение ценового диктата посредников на рынке ДЛО. К концу 2005 года в Программе ДЛО работали 133 дистрибьютора федерального и регионального уровней и свыше 300 отечественных и зарубежных производителей лекарственных средств. Отсутствие нормативно принятых ограничений при установлении дистрибьюторами торговых надбавок к цене производства лекарств привело к тому, что многие из них взвинтили надбавки «на логистику» до 75-100 и более процентов в результате на рынке ДЛО был зафиксирован «одномоментный» резкий рост цен на лекарства известных торговых наименований.

Необходимо отметить, что Программа ДЛО, действующая в режиме государственного заказа, с самого начала была весьма лакомым сегментом на рынке лекарственных препаратов. В Программу из федерального бюджета «закачивались» большие деньги, за которые между потенциальными дистрибьюторами развернулась острая конкурентная борьба. В этих условиях ФФОМС мог бы провести конкурс среди дистрибьюторов на достаточно жестких условиях и установить в договорах предельные торговые надбавки к цене производства лекарств на уровне 10-20% и не более того.

Источник: studwood.net

ДЛО. История проекта.

— один из наиболее масштабных проектов, когда-либо реализованных в отечественном здравоохранении. За период 2005-2007 гг. пациентом отпущено лекарственных средств (ЛС) на общую сумму около 151 млрд. руб.

Программа обеспечила доступность дорогих жизненно важных препаратов, улучшила качество и продолжительность жизни по ряду нозологий ( гемофилия, рассеянный склероз и др.- так наз. «Семь нозологий»), оказала положительное влияние на темпы роста фармрынка и его ассортимент. С другой стороны, в ходе реализации Программы обнаружились недостатки и серьезные ошибки, не раз Программа была в кризисном состоянии. Тем не менее, Программа обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан (ОНЛС) реализуется уже четыре года.

Проект программы ДЛО появился осенью 2004 года в рамках подготовленной правительством программы монетизации существовавших до этого натуральных льгот. Функционирование программы из-за нехватки времени на ее разработку не заладилось с самого начала. По закону о монетизации 14,23 миллиона федеральных льготников с 1 января 2005 года начали получать набор из трех социальных услуг — проездного на пригородный железнодорожный транспорт, путевки на санаторно-курортное лечение и лекарств. По этому же закону из ежемесячных выплат в размере от 500 до 2 тысяч рублей у гражданина, получающего такую помощь, автоматически удерживалось 450 рублей в зачет стоимости соцпакета. Из этой суммы 350 рублей составляла стоимость лекарств.

Эта цифра была взята наобум, потому что у государственных органов, отвечающих за реализацию программы, отсутствовала достоверная информация о количестве льготников в регионах, а главное, о реальном спросе льготных категорий граждан на лекарственные препараты.

Количество льготников было оценено в 14,7 миллиона человек, из которых 80 процентов составляли инвалиды I — III групп. Из расчета 350 рублей в месяц на одного льготника путем умножения на число граждан был сформирован бюджет программы ДЛО на 2005 год — 50,8 миллиарда рублей.

Недостаточная подготовка программы сразу же сказалась и на снабжении льготников лекарствами. В аптечных и медицинских учреждениях, задействованных в программе ДЛО, отсутствовало необходимое программное обеспечение для ведения предусмотренной отчетности, сказался и недостаточный уровень квалификации персонала. Рецепты оформлялись с нарушениями, и территориальные отделения Фонда обязательного медицинского страхования просто отказывались производить по ним оплату. Дистрибьюторам, на тот момент поставляющим лекарства вне зависимости от правильности выписки рецепта (таковы были правила госконтрактов: сначала обеспечить все поступившие заявки на лекарства, а затем получить оплату за акцептованные рецепты), пришлось вложить несколько десятков миллионов долларов в создание компьютерной системы учета отпуска лекарств.

Более или менее наладить поставки удалось только к концу года. По итогам работы программы ДЛО в 2005 году дистрибьюторами было поставлено в регионы лекарств на сумму 46 миллиардов рублей, из них получено и оплачено препаратов на 41 миллиард рублей. Таким образом, реально было освоено только 80 процентов из выделенных на программу 50,8 миллиарда рублей. Средняя стоимость рецепта составила 261 рубль.

«Бодрое» начало привело к массовому отказу льготников от лекарственного обеспечения в пользу денежных выплат. К концу 2005 года от получения лекарств отказались 6,8 миллиона человек, то есть почти половина (46 процентов) внесенных в списки льготников в начале года.

Выход половины льготников нарушил главный принцип страховой системы — относительно здоровые платят за больных. Получить на руки деньги взамен лекарств предпочли те, кто практически не болел или просто не обращался к врачам. Те же, кто болел постоянно и тяжело, в системе остались. Но меньшее количество граждан РФ, имеющих право на получение государственной социальной помощи, потребляло большее количество лекарственных средств. Больные, страдающие, например, онкозаболеваниями, гемофилией, рассеянным склерозом и другими недугами, составляли около 3 процентов в общей доле всех льготников, а на их обеспечение расходовалось до 60 процентов средств, выделяемых по программе ДЛО.

В 2006 году в системе осталось 7,9 миллиона человек, и министерство финансов автоматически пропорционально снизило финансирование бесплатных лекарств. На 2006 год вместо 50,8 миллиарда рублей, выделенных в 2005 году, ФОМС получил только 29,6 миллиарда плюс 4,5 миллиарда рублей у него осталось с переходящей суммы 2005 года. Оказавшаяся в распоряжении ФОМС сумма в размере 34,1 миллиарда рублей составила лишь 67 процентов от той суммы, которая была запланирована в 2005 году.

В то же время количество выписанных бесплатных лекарств не уменьшилось, а стоимость одного рецепта возросла более чем в два раза и составила уже 549 рублей. Несмотря на то что по итогам работы программы ДЛО в 2006 году было выписано на 15,5 процента рецептов меньше, чем в 2005 году, их общая стоимость составила более 70 миллиардов рублей. А это на 60 процентов превысило показатели 2005 года. Таким образом, выписку лекарств и бюджетирование программы в течение года не удалось свести воедино.

Профильные министерства начали предпринимать активные попытки сэкономить средства, при этом качество лекарственного обеспечения льготников отошло на второй план. Прежде всего чиновники прибегли к корректировке списка лекарств, выписываемых в рамках программы. В 2006 году список изменялся шесть раз. В угоду экономии пришлось пожертвовать импортными дорогостоящими препаратами.

Это вызвало крайне негативную реакцию врачей и льготников — многие из препаратов просто нечем было заменить. Зачастую пациенты были вынуждены отказываться от показанных им препаратов, полностью или частично изменяя назначенные врачом схемы лечения. В результате лечение в лучшем случае оказывалось малоэффективным, в худшем — вредным: из-за смены препаратов состояние здоровья пациентов резко ухудшалось.

Поставщикам же еще раз на деле продемонстрировали «партнерские» отношения — после сокращений перечня лекарственных средств они остались с нереализованным товаром и неоплаченными поставками. По мнению представителей дистрибьюторских компаний, доля исключенных лекарств на региональных складах доходила до 30 процентов. Большая часть товара была потеряна из-за ограниченных сроков годности и сложной процедуры возврата товара на центральные склады.

Начиная с третьего квартала, когда дистрибьюторы стали поставлять лекарства только исходя из суммы квартальной заявки региона, стало понятно, что выписку нужно как-то контролировать, иначе количество отложенных и неотоваренных рецептов превысит все возможные пределы. Была предпринята попытка установления контроля за выпиской рецептов. В ряде регионов врачей негласно ограничили в сумме лекарств, выписанных в одном рецепте, а кое-где врачам предложили выписывать рецепты только при наличии лекарств в аптеках. Однако это уже не спасло программу от финансового краха: на деле добиться соответствия выписки бюджету так и не удалось. В итоге 100 процентов выделенных на ДЛО средств были израсходованы в течение первого полугодия.

Читайте также:
Бонусная программа связной плюс по номеру телефона что это

Разразилась финансовая катастрофа. По итогам 2006 года в территориальных отделениях фонда были приняты к оплате рецепты на сумму более 70 миллиардов рублей. Но в итоге на покрытие расходов по ДЛО-2006 из бюджета было выделено лишь 50 миллиардов рублей. А поскольку частные компании не могли до бесконечности работать в долг, неотоваренными остались многие рецепты, выписанные врачами. Региональные фонды обязательного медицинского страхования были атакованы гражданами, безуспешно пытающимися получить необходимые для лечения препараты.

На конец года дефицит средств фонда перед поставщиками и производителям за уже поставленные льготникам лекарства составил более 20 миллиардов рублей.

Причиной перерасхода бюджета было названо завышение цен на лекарства, поставляемые в рамках программы. Отпускные цены производителей и оптово-розничной надбавки поставщиков регулируются Росздравнадзором. С одной стороны, это действительно дает возможность добиваться от производителей снижения цен на лекарства, с другой — производители ограничены в своих возможностях по снижению цены — они закладывают в нее риски инфляции (по государственным контрактам отсрочки платежа составляют не менее 180 дней, а на практике — более года).

Также при определении надбавок к цене чиновниками не учитывалась и стоимость логистических услуг дистрибьюторов. Ценообразование является компетенцией министерства, последний пример тому — приказ об установлении торговых надбавок, подписанный руководителем Росздравнадзора Юргелем в мае 2007г. Согласно документу размер наценок на ряд лекарственных средств был снижен.

При обычном обороте лекарственных средств участники фармацевтического рынка могут использовать инструменты рыночной экономики, как-то: получение скидок в зависимости от размера закупаемой партии, снижение цены за счет сделанной предоплаты, прогнозирование и контролирование финансовых потоков и др., что в случае с реализацией программы ДЛО не представляется возможным. Но значительная задержка оплаты (на коммерческом рынке она не может быть больше 60 дней) приводит к тому, что порядка 150 препаратов по программе ДЛО стоят дороже, чем на коммерческом рынке.

Спасти ситуацию поможет только решение застарелых проблем, прежде всего приведение в соответствие прогнозов выписки и бюджета. Также очевидно, что принципы функционирования программы должны быть прозрачны и понятны тем, для кого она реализуется, то есть льготникам

Кризис программы ДЛО в 2006 г. и в начале 2007г. выявил определенные недостатки системы льготного обеспечения (отсутствия достаточного контроля за расходом бюджетных средств, несовершенный механизм определения реальных потребностей пациентов и др.) и потребовал экстренных решений, направленных в первую очередь на предотвращение угрозы дефицита ЛС для льготников.

В сложившейся ситуации субъектам РФ были даны полномочия на проведения аукционов по размещению государственного заказа на поставку ЛС, необходимых отдельным категориям граждан в 2008 г. Средства на оплату государственных заказов будут выделены из бюджета ФФОМСа на 2008 г.и направлены в территориальные фонды ОМС.

Другой мерой, направленной на сохранение финансовой стабильности ДЛО, было выделение в отдельную группу пациентов с заболеваниями, требующей дорогостоящей терапии (гемофилия, муковисцидоз, гипофизарный нанизм, болезнь Гоше, онкогематология, рассеянный склероз, после трансплантации органов иили тканей*. При этом возможность получения профильного лечения не зависит от наличия у пациента права на государственную социальную помощь.

На российском фармацевтическом рынке начинается борьба за новый большой государственный заказ. В ближайшие дни Минздравсоцразвития объявит начало закупочной кампании по лекарственным препаратам, применяемымдля лечения редких хронических заболеваний — гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше, миелолейкоза, рассеянного склероза, а также для терапии после трансплантации органов и тканей. В следующем 2009 году государство намерено потратить на эту группу пациентов более 47 млрд руб. Сумма беспрецедентная, если учесть, что предназначена она для пациентов, число которых, по оценкам Минздравсоцразвития, составляет около 50 тыс. человек. В 2008 году бюджет программы, запущенной в первый раз, составил 33 млрд рублей.

Тем не менее разбрасываться деньгами чиновники, по их уверениям, не намерены. Обеспечить эффективное расходование государственных средствво время нынешней закупочной кампании, как и во время предыдущей, призвана сама система отбора поставщиков. Закрепленный в законодательстве аукционный принцип позволяет Минздравсоцразвития заключать контракты только с теми поставщиками, которые предлагают наименьшую цену на свой препарат. Правда, специфика дорогостоящих нозологий заключается как раз в том, что для их лечения в большинстве случаев используются инновационные дорогостоящие лекарственные средства иностранного производства. Почти все они еще находятся под патентной защитой и не имеют дешевых аналогов.

К этому ли стремились идеологи реформы системы социальной защиты или к тому, чтобы решить вопрос обеспечения социально незащищенных категорий граждан высокоэффективными препаратами? Не хочется думать, что предоставленная льготникам возможность выбора означает только одно: освобождение государства от социального бремени в лице своих больных сограждан

    Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/virtwww/w_ms2002_b6d4a6a7/http/templates/ms2002/warp/systems/joomla/layouts/article.php on line 197

Источник: ms2002.ru

ДЛО — “по полочкам”

ДЛО — “по полочкам”

— Существует два источника финансирования: региональный и федеральный бюджеты. Из регионального бюджета финансируются отдельные категории льготников — люди, имеющие такие заболевания, как бронхиальная астма, сахарный диабет (не инвалиды), ревматоидный артрит. И еще одна большая группа — дети до 3 лет и дети до 6 лет из многодетных семей.

Из федерального бюджета финансируются две большие группы граждан. К первой из них относятся те, кто имеет заболевание, попадающее в список 7 высокозатратных нозологий, например, рассеянный склероз или лимфобластный лейкоз. Вторая группа — инвалиды, участники Великой Отечественной войны и блокадники, ветераны боевых действий.

— Существует список ДЛО — перечень медикаментов для обеспечения отдельных категорий граждан, получающих амбулаторное лечение. Сколько наименований включено в него сегодня?

— В перечень лекарственных препаратов, который определяется каждый год для региональных льготников и прописывается в территориальной программе Тверской области, в 2018 году было включено более 600 наименований лекарственных средств. Это достаточно обширный список медикаментов. Список для федеральной категории льготников прописан в приложении к Приказу №890-ФЗ. Изменения вносятся каждый год.

— А где можно ознакомиться с этими списками?

— В сети Интернет, они в открытом доступе. А те, кто не владеют компьютером, могут ознакомиться с ними в кабинете главного врача или начмеда.

— Итак, человек попадает в программу ДЛО. Что происходит дальше, как и где он может получить свои лекарства?

— Приведу пример. Человеку поставили диагноз сахарный диабет. Вместе с выпиской, в которой прописаны назначения, он идет к терапевту. Последний через врачебную комиссию подтверждает, что пациент нуждается в обеспечение лекарствами. Оформляется заявка в Минздрав, где формируется общий перечень необходимых медикаментов.

Оттуда он передается в организацию, которая занимается закупками, в Тверской области это ООО “Фармация”. И один раз в неделю лекарства поступают в аптеку Озерного, которая работает по программе ДЛО, — “Здравушка”.

— Получается, сами аптеки ничего не заказывают и не покупают?

— Нет. Лекарства, поступающие в аптеки по ДЛО, — это централизованные закупки, утвержденные Министерством здравоохранения. Человек просто приходит с рецептом в аптеку и получает свой набор медикаментов.

— Бывают ли задержки лекарств?

— Да, бывают. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, это связано с тем, что заявка в Министерство здравоохранения формируется на начало года. Но, к сожалению, есть такое понятие, как инфляция — подорожание товара. Например, в январе тот или иной препарат стоил 1000 рублей, а в мае его цена выросла до 1500 рублей.

Однако сумма уже выделена, и она не изменится. А значит, необходимо делать новые заявки. Все это занимает достаточно долгое время. При этом лекарства заканчиваются.

Еще одна причина — смена препарата. То есть врач назначил определенное лекарство, на которое была сделана заявка.

А через некоторое время пациенту назначают другой препарат. В итоге — снова дополнительная заявка.

И третья причина — появление новых пациентов, участвующих в программе ДЛО, для которых так-же необходимо делать дополнительную заявку. Заказать лекарство для них можно будет только в декабре, а потом ждать поставок.

— А если препарат жизненно необходим?

— Конечно, в этом случае мы пытаемся ускорить процесс, созваниваемся с Министерством здравоохранения.

— Хорошо, а почему иногда одни льготные лекарства заменяют другими?

— В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 года №1175н мы выписываем препараты только по международному названию, а не по торговому. Например, мы пишем “Ацетилсалициловая кислота”. Какой именно фирмы придет препарат, мы не знаем. Но это не касается той категории льготников, заболевания которых относятся к 7 высоко затратным нозологиям. Им назначают конкретные препараты.

— То есть, что будет закуплено поставщиком, то и придет в аптеки. А если у человека непереносимость какого-либо препарата?

— В этом случае человек должен будет находиться под наблюдением врача, который зафиксирует, например, аллергическую реакцию на лекарство или какую-либо другую непереносимость. Будет составлен акт о непереносимости, и только тогда заказан новый препарат по конкретному торговому наименованию.

— А сколько озерчан на данный момент участвуют в программе ДЛО?

— Порядка 750 человек, которые обеспечиваются лекарствами и из федерального, и из регионального бюджетов. При этом сумма на каждого льготника фиксированная. Эта сумма умножается на количество наших льготников, и получается общая сумма, которую Озерному выделяют на ДЛО. К сожалению, как показывает практика, этих средств нам не хватает, потому что один человек, болеющий, например, сахарным диабетом, может получать два вида инсулина. А значит, и средств на него надо больше.

— Как же вы выходите из положения?

— Направляем в Министерство здравоохранения полный перечень необходимых нам препаратов. Например, в этом году из федерального бюджета по плану нам должны были выделить 1120000 рублей, а наша заявка вышла на 3000000 рублей. И мы звоним, доказываем, что без тех или иных лекарств человек не сможет обойтись. И очень рады, когда нашу заявку одобряют.

— И что, в этом году одобрили?

— С небольшими поправками, но одобрили.

— Благодарим Вас, Елена Леонидовна, за подробный рассказ о реализации на территории Озерного программы дополнительного лекарственного обеспечения.

Источник: www.dnioz.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru